На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Элементы либеральной идеологии в идеологии белорусского государства

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 12.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство Образования  Республики Беларусь 
Учреждение образования 
“Белорусский государственный  университет информатики и радиоэлектроники”
Кафедра гуманитарных дисциплин
 
 
 
 
Контрольная работа
по дисциплине “Основы идеологии белорусского государства”
“Элементы либеральной идеологии  в идеологии белорусского государства”
 
 
 
 
 
 
 
студентки группы 003002
 
 
 
 
Минск, 2012
Либерализм и  его общие черты
ЛИБЕРАЛИЗМ (лат. liberalis - свободный) - социально-политическое учение и общественное движение, основной идеей которого является самодостаточная ценность свободы индивида в экономической, политической и др. сферах жизни общества.
Главными, системообразующими принципами либерализма являются следующие:
 
1) естественное равенство  людей;
2) наличие и гарантия  неотчуждаемости таких прав человека, как право на жизнь, свободу, собственность;
3) верховенство закона, его  обязательность для всех;
4) договорный характер  отношений государства и граждан,  предусматривающий их взаимную  ответственность;
5) демократический политический  режим, предоставляющий всем гражданам  равные права избирать и быть  избранными;
6) наличие развитого гражданского  общества и гарантий невмешательства  в частную жизнь;
7) конституционализм, предусматривающий  ограничение законодательной и  исполнительной власти посредством,  прежде всего, системы разделения  властей, механизма сдержек и  противовесов, установления пределов  и «ясных» процедур деятельности  законодателей.
Само понятие «либерализм» вошло в европейский общественно-политический лексикон в начале XIX в. Первоначально оно использовалось в Испании, где в 1812 г. либералами называли группу делегатов-националистов в корсетах (испанский парламент), заседавших в Кадисе. Затем оно нашло применение в Англии и Франции и вслед за ними в других европейских языках.
Начало развития либерализма приходится на период буржуазных революций XVII–XVIII вв. и получает он широкое распространение в XIX в., когда в ряде западноевропейских стран возникли либеральные партии с соответствующими программами. Либеральное мировоззрение восходит к Реформации, Просвещению, ньютоновской научной революции. У него истоков были идеи Дж.Локка, Ш.Монтескье, И.Канта, А.Смита, Т.Джефферсона, А.Токвиля, И.Бентама. Основные идеи и установки либерализма были сформулированы в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и Конституции Франции 1791 г., развивались также они в Голландии, скандинавских странах. Своеобразным полигоном, но котором либеральные идеи проходили главную проверку и испытание, стали Великобритания и США. В России либеральное мировоззрение укоренилось позже – в конце XIX – начале XX в.
Либерализм формировался и утверждался в различных  социально-исторических условиях, имеет  различные традиции, особенности  и т.п. Но все же есть и основные положения либеральной идеологии. Либерализм в мировоззренческом  смысле означает:
      свободу от социально-групповых, классовых, национальных ориентаций (предрассудков);
      индивидуализм и подчеркивание самоценности личности;
      демократизм, терпимость к иному, космополитизм;
      рационализм, веру в разум человека, его творческую силу, возможность переустройства мира в соответствии с какой-либо схемой, идеей (в этом он близок к социализму).
К основным ценностям либеральной  идеологии можно отнести свободу, индивидуализм и частную собственность. Либеральное мировоззрение с  самого начала тяготело к признанию  идеала индивидуальной свободы в  качестве универсальной цели, представление  о равенстве всех людей в их естественном, врожденном праве на самореализацию. Индивидуализм –  источник творческих возможностей человеческого  общества, построенного на принципах  либерализма. Такой подход стимулировал предприимчивость, новаторство, которые в совокупности сделали капитализм столь динамичной системой.
Свобода понималась приверженцами  либерализма как свобода от политического, церковного и социального контроля со стороны феодального государства. Борьба за свободу для них означала борьбу за уничтожение экономических, физических, интеллектуальных ограничений, накладываемых на человека. В качестве гаранта свободы провозглашалась  частная собственность. При этом существовал постулат, что плоды  деятельности не могут быть отчуждены  от самого субъекта деятельности, так  как они являются его сущностным продолжением. Именно из экономической  свободы выводилась политическая свобода.
В политической области либерализм основывается на признании прав человека, разделения властей, свободы выбора занятий, конкуренции, защите прав меньшинств и др. Политический либерализм основывается на политико-социологических учениях  эпохи Просвещения (учение об общественном договоре, «естественном» состоянии  и правах человека), на этике и  правовой философии Канта. Либерализм усвоил кантовскую идею нравственно  свободной личности, не зависимой  от насилия со стороны других людей  и в то же время несущей бремя  моральной ответственности. Поэтому  свобода индивида соответствует идея правового государства, воплощающего в себе вышеназначенные политические принципы.
С формированием в либерализме  идеи индивидуальной свободы появилась  и проблема отношений государства  и отдельного человека. В либеральной  идеологии государство – «ночной  сторож», у него ограниченный комплекс самых необходимых функций по охране порядка и защите страны от внешней опасности. По Локку государство  – не голова, увенчивающая общество, а шляпа, которую можно безболезненно  сменить. Аксиома либерализма –  государство обязано защищать права  и свободы отдельного человека, но не должно вмешиваться в его жизнь, ограничивать свободу.
Либерализм внес значительный вклад в формулирование принципов  парламентаризма и правового  государства, разделения властей. Данные принципы отражены и в нынешней Конституции  Республики Беларусь, но об этом будет написано немного после.
В экономической сфере  либерализм требует отмены ограничений  со стороны государственной власти простора для частной инициативы, безусловного соблюдения принципа частной  собственности, конкуренции и свободного рынка. Идеи экономического либерализма  наиболее полно воплотились в  классической английской политэкономии (А.Смит). В основе последней лежало представление о том, что свободное  взаимодействие индивидуумов как «общественных  атомов» с необходимостью приведет к установлению некого равновесного состояния общества, которое, в конечном счете, окажется на пользу всем и каждому.
Развитие общества привело  к возникновению неолиберализма – доктрины, сохраняющей верность принципам демократии, свободной  конкуренции, но полагающей, что они  не смогут достичь успеха автоматически, а требует постоянного вмешательства  государства, создающего благоприятные  условия для их реализации. Неолиберализм  явился попыткой приспособить либеральные  принципы к современной социальной действительности. Еще в начале XX в. обнаружилось, что конкуренция привела к повышению веса и влияние крупного капитала, промышленных и финансовых магнатов, что свободная игра рыночных сил не обеспечивает социальную гармонию и справедливость. Но особенное развитие новые идеи получили после кризиса 1930-х гг., в теориях и практике Д.Кейнса и Ф.Рузвельта, также и на основе изучения опыта социального развития СССР, находят они применение в политике правительств и многих современных развитых государств. Вместе с тем подобная трансформация не означает автоматическое сближение либерализма с социалистическими идеями, ведь для либерализма социальные права в любом случае являются вторичными, подпоркой для политических прав личности.
Существует принципиальное расхождение между либерализмом «экономическим» и либерализмом «этическим» (политическим). «Экономический»  либерализм сводит всю свою идеологию  к частной собственности. «Этический»  либерализм связь индивидуальной свободы  и частной собственности трактует очень осторожно, ставит ее в зависимость  от исторического контекста.
Несмотря на неоднозначность  трактовок либерализма существуют устойчивые принципы, которые позволяют говорить об идеологии либерализма как целостном социально-политическом учении.
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Либерализм на постсоветском пространстве
Происходящие на постсоветском  пространстве социально-политические процессы зачастую именуются политикой  либерализма. Сегодня нет недостатка в публикациях о свободном  рынке, демократии, формировании правового  государства и гражданского общества, защиты прав и свобод личности. В  анализе этих явлений наблюдается  упрощенное, а иногда и искаженное представление, когда на неклассическую социально-политическую реальность постсоветского общества пытаются экстраполировать заимствованные извне идеологические схемы научного исследования. Должно быть понятно, что  только при условии не бездумного переписывания западной политической литературы, а вдумчивого изучения эволюции восточноевропейской истории возможно получить практически значимые результаты, которые можно использовать в разработке идеологии белорусского народа.
Восточноевропейский либерализм несмотря на свою связь с западноевропейскими политическими учениями представляет собой самостоятельную политическую парадигму, обусловленную своеобразием исторического развития России в пореформенную эпоху. Важно не только описать основные принципы либерализма (индивидуализм, частная собственность, конкуренция, свобода), но на конкретном анализе восточноевропейского либерализма проследить его эволюцию от либерализма мальтузианского, антисоциального к либерализму этическому, социальному.
В своей эволюции восточноевропейский  либерализм пришел к признанию двух важных моментов. Во-первых, об определяющей роли государства в развитии общества. Во-вторых, о необходимости активной социальной политики. Таким образом, либерализм существенно скорректировал само понятие правового государства, когда речь шла не просто о правовом государстве, о правовом социальном государстве. Социализация либеральных  принципов внесла новое понимание  в содержание исходных принципов  либерализма.В восточноевропейском  либерализме наполняются новым  содержанием старые принципы и вводятся в политическую науку новые понятия  либерализма. Б.Кистяковский считал неоспоримым тот факт, что человеку всегда и везде присуще чувство справедливости. Поэтому «для всякого нормального человека существует известное принуждение не только судить о справедливости, но и признавать, что идея справедливости должна осуществляться в социальном мире». П.Новгородцев вводит в понятийный аппарат либерализма принцип солидарности, который «утверждает, что у личности, кроме прав, есть еще и обязанности».
Восточноевропейский либерализм обосновал важную роль государства  в жизни общества. Эта особенность  либерализма в истории политической науки получила название «охранительного  консерватизма». Проблема здесь заключается в том, что восточноевропейский либерализм начала ХХ века не мог идти по линии мальтузианского либерализма с его принципом отстранения государства от экономической и социальной жизни, поскольку такая идеология в новых исторических условиях объективно отвечала интересам транснациональных корпораций и всем прозападным силам, которые как раз и начали складываться на рубеже XIX–XX веков. Идеология отстранения государства от решения экономических и социальных проблем объективно вела к разрушению самой страны. Представители восточноевропейского либерализма чувствовали это противоречие, а поэтому они в своих концепциях осуществили самую радикальную корректировку всех принципов классического либерализма в сторону признания решающей роли государства в жизни общества.
Этот аспект имеет важное значение для понимания логики идейно-политической борьбы в настоящее время, для уяснения политической позиции современных либеральных идеологов в Беларуси, России и других постсоветских республиках, которые под видом «защиты бизнеса и прав человека» стремятся максимально ограничить роль государства в жизни общества.
Лишь только опираясь на традиции восточноевропейского либерализма, можно использовать определенные элементы либеральной идеологии в стратегии  развития Беларуси и России в современных  условиях. В этом смысле Президент  А.Г.Лукашенко и подчеркивал, что  «черты либерализма, хотя в меньшей  степени, должны быть и нам присущи».
 
 
 
 
 
Элементы либерализма в Республике Беларусь
Процесс модернизации и либеральный  идей повлияли на кардинальные перемены в СССР и последующего его распада, а также на процессы либерализации, которые начали проходить в БССР и далее в Республике Беларусь.Начиная  с конца 80-х и начала 90-х годов, либеральные ценности повлияли на процессы, которые проходили в Республики Беларусь.
После провозглашения независимости  политическая ситуация в Республике Беларусь существенно изменилась и  стала приобретать черты демократического государства.В 1994 году была принята конституции Республики Беларусь, где были закреплены основные либеральные ценности.
Так, человек, его права  и свободы были закреплены в ст. 21 - 28, свобода совести и убеждений  были закреплены в ст. 31,33; свобода  собраний митингов в ст. 35, свобода  объединений в ст. 36, права на собственность  в ст. 29,44, др.
Но, не смотря на закрепления  этих либеральных ценностей в  конституции, возникли проблемы с их реализацией в республике, что  вызвало обострение отношений с  Европейским союзом и США, где  либерализм прочно укрепился и влияет на внешнюю политику этих стран. Что  на себе и испытала Республика Беларусь.
В начале 1990-х гг. Беларусь установила контакты как с европейскими странами, так и с ЕС. Уже в августе 1992 года были установлены дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Европейскими сообществами. В ноябре 1992 года во время визита в г. Минск делегации Комиссии Европейских сообществ было принято решение о заключении между Беларусью и ЕС Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Европейским союзом (СПС) было подписано 6 марта 1995 года в Брюсселе и ратифицировано Верховным Советом Республики Беларусь 6 апреля 1995.
Однако белорусские внутриполитические события и их оценка привели к  резкому ухудшению отношений  Беларуси с Западом. Проведение референдума 1996 г. стало отправной точкой разногласий  и конфликтов. 12 декабря 1996 года Европейским  парламентом принята резолюция, приостанавливающая дальнейшие шаги ЕС по ратификации СПС и введению в силу Временного соглашения. 15 сентября 1997 года Совет министров ЕС принял Заключения о взаимоотношениях ЕС с  Беларусью. Документ носил более  жесткий характер по сравнению с  принятыми ранее заявлениями. Европейский  союз отказался признавать легитимность Конституции Р
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.