Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Формы государственного регулирования экономики на современном этапе

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
     Вопрос о роли государства в регулировании экономических отношений носит весьма проблематичный характер. Одни ученые-экономисты считают необходимым жестокое государственное регулирование всех отношений в сфере экономики, другие же – отбрасывают необходимость такого регулирования вообще. Отрицательными являются последствия как чрезмерного регулирования государством экономических отношений, так и полного невмешательства его в сферу экономики.
     Мировой опыт экономической практики доказывает, что нет, и не может быть эффективной социально ориентированной рыночной экономики, основывающейся на современных научно-технических достижениях, без активной регулирующей роли государства. Реальная рыночная экономика никогда, даже на первых этапах ее становления не обходилась без вмешательства государства. Менялись лишь задачи, формы, инструментарии такого вмешательства и его масштабы.
     Экономическая роль государства еще в начале ХХ века была предельно ограниченной. Положение изменилось в период первой мировой войны, когда вначале в Германии, а затем в странах Антанты государство начало активно вмешиваться в хозяйственную жизнь с целью мобилизации ограниченных ресурсов для достижения военной победы. Отмеченные меры носили, однако, чрезвычайный, военно-мобилизационный характер, а потому с окончанием войны государственное вмешательство в хозяйственную жизнь сошло на нет.
     Теория государственного регулирования была создана 
Дж.М. Кейнсом и его последователями. Кейнс сделал справедливый вывод о том, что выход из глубокого кризиса, рост объемов производства и уровня занятости невозможны без активного участия государства. [6, с.37]
     На современном этапе в преобладающем большинстве стран мира функционирование народного хозяйства характеризуется, в первую очередь, ростом регулирующей роли государства по отношению как к государственному сектору экономики, так и к частному, и к их взаимодействию, что обусловлено определенным уровнем осознания необходимости не только разграничения частных и публичных интересов в обществе, но и поддержания оптимального баланса между ними. В то же время всем хорошо известны последствия отказа публичной власти от регулирования экономических отношений в процессе перехода от административно-командной системы хозяйствования и управления к смешанной. Примеры Украины, России и других стран СНГ - яркие иллюстрации того, к чему может привести вытеснение государства на начальном этапе проведения рыночных реформ.
     Цель работы – выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер.
Из данной цели вытекают следующие  задачи:
1. Познакомиться с формами государственного регулирования экономики;
 2. Рассмотреть инструменты, объекты и цели государственного регулирования;
3. Раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах;
4. Определить роль и экономические функции государства, необходимость государственного регулирования в экономике отдельных стран.
 
 
 1. Теоретические концепции государственного регулирования экономики и современность
1.1. Сущность и  механизм  государственного регулирования экономики (ГРЭ)
Важная роль в экономическом  развитии общества принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории  своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны и тому подобное выполняло определенные функции в сфере экономики.
В современных условиях невмешательство  государства в социально-экономические  процессы немыслимо. В дискуссиях и спорах сторонников различных экономических школ не отрицается необходимость ГРЭ. Разные подходы и взгляды существуют по поводу масштабов, форм и интенсивности государственного вмешательства в экономику, [5].
Регулирование экономическое  означает целенаправленные процессы, которые обеспечивают поддержание или изменение экономических явлений и их связей. Регулирование является одной из важнейших функций системы управления народным хозяйством на всех его уровнях. Регулирование обусловлено действием законов экономического развития и опирается на законодательную базу, на широкое использование системы централизованного финансирования и кредитования, на отношения предприятий с бюджетом, на ценообразование, на применение поощрительных стимулов и различных экономических санкций, [2].
Итак, сущность ГРЭ - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями. К общественным организациям, которые также участвуют в регулировании экономики, можно отнести профсоюзы, союзы предпринимателей и фермеров, советы по экологии и прочее, [4].
Цель государства в  современной рыночной экономике  не столько корректировать рыночный механизм, сколько создавать условия  для его эффективного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться всюду, где это возможно, регулирующее воздействие государства — всюду, где это необходимо.
В современных условиях ГРЭ  непосредственно влияет на процессы воспроизводства в целом. Оно  решает различные задачи: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта и так далее, [6].
Приоритетные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. В силу ряда причин наиболее развитый механизм ГРЭ  сложился в некоторых странах  Западной Европы (Франция, ФРГ, Нидерланды, Скандинавские страны, Австрия, Испания), а также в Японии, Ю.Корее, в быстроразвивающихся странах Латинской Америки и арабского Востока. Все эти страны имеют смешанную экономику, где налицо рыночные и государственные регуляторы, свободное сосуществование различных форм собственности, индикативное планирование, активная социальная политика государства, [3].
В целом такая экономика называется социально-ориентированной моделью рыночного хозяйства или социальной рыночной экономикой. Эволюция к такой экономике становится общемировой тенденцией. Отсюда можно сделать вывод, что стратегией дальнейших действий РФ должно стать движение к современным формам социально-ориентированного рыночного хозяйства.
Слабее развито  ГРЭ в США, Канаде и Австралии, где в отличие, например, от Европы не было социально-экономических потрясений, аналогичных последствиям второй мировой войны, возникновению соцстран и затем их распаду. Частный капитал обладал особенно сильными позициями. Тем не менее ГРЭ и в этих странах играет заметную роль, особенно в периоды ухудшения рыночной конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции, [1].
Для уяснения механизма ГРЭ  целесообразно охарактеризовать его уровни, объекты и субъекты. Различают три основных вида экономического регулирования: государственное, рыночное и корпорационное. Оптимальное их сочетание требует органической увязки различных уровней государственного экономического регулирования. Если брать уровни ГРЭ по вертикали, то это будут: макро-,микро-, мезоуровень (средний, промежуточный):
1) макроуровень национальной  экономики, а на современном  этапе в известной мере и  наднациональный уровень межгосударственных союзов, например, ЕС;
2) мезоуровень — отдельные сектора экономики (АПК,ТЭК, ВПК), отрасли и регионы страны. ГРЭ на этом уровне является составной частью промышленной политики государства;
3) микроуровень — хозяйствующие субъекты (предприятие, фирма), производители и потребители, продавцы и покупатели, [8].
Для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности в поле зрения государства должны быть такие основные объекты: экономический цикл; накопление капитала; занятость населения; денежное обращение; платежный баланс; цены; конкурентные и социальные отношения; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда и экология; внешнеэкономические связи.
Что касается субъектов ГРЭ, то именно они проводят в жизнь  государственную экономическую политику, являются главными исполнителями экономических интересов общества, [8].
Субъекты — это наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные или коммунальные (местные) органы управления.
Исполнителями экономических  интересов общества — субъектами ГРЭ являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также Центральный банк. Не менее важное значение в понимании механизма ГРЭ имеют вопросы: 1) о целях и принципах; 2) формах и методах, а также инструментах регулирования экономики.
Итак, каковы же цели и принципы ГРЭ? Главная цель государства в  данном случае выражается в определении  макроэкономических задач. От экономического развития страны в целом зависит благополучие людей, судьба нации, судьба самого государства. Помимо чисто экономических проблем перед любым обществом стоят и социальные проблемы. А также региональные проблемы, возникающие под влиянием исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов. Для их решения тоже требуется вмешательство государства, его региональная политика, [8].
Целевые установки реализуются  на основе использования целого ряда определенных принципов госрегулирования экономики. Их наберется значительно больше, чем самих экономических целей. Перечислим их, не классифицируя по определенному порядку или по каким-либо критериям:
- регулирование экономики  требует соблюдения принципа  "не помешай рынку": соблюдай "правила игры";
- обеспечение экономической  свободы и эффективности предпринимательской  деятельности;
- разработка системы приоритетов  в осуществлении поставленных задач;
- социальная ориентация  регулирования экономики;
- составление комплексно-целевых программ социально-экономического развития;
- сочетание федерального государственного, регионального и муниципального регулирования;
- прогнозирование демографической  ситуации;
- учет политической ситуации  и стабильности в обществе;
- экономическая целесообразность, обоснование и границы (пределы) регулирования и так далее, [1].
Реализация этих принципов  предполагает создание условий для  производства все большего количества товаров и услуг на постоянно  изменяющейся технологической основе, минимизацию затрат при использовании  ограниченных ресурсов, укрепление позиций  на мировом рынке, создание рабочих мест для всех, кто хочет и может работать. Это предполагает, в свою очередь, экономическую свободу и равенство всех видов хозяйственной деятельности, производителей и потребителей продукции, продавцов и покупателей на рынке для того, чтобы они имели свободу выбора. Здесь следует добавить, что любая экономика (как рыночная, так и нерыночная) не имеет врожденного иммунитета против таких болезней экономики как инфляция и монополизация. Ясно, что рыночное хозяйство нуждается в постоянно проводимой государственной антиинфляционной и антимонопольной политике, [3].
В конечном счете механизм регулирования экономики должен быть направлен на то, чтобы сориентировать макроэкономическое развитие в направлении какого-либо предусмотренного варианта по пути углубления экономических реформ и достижения более высокого уровня и качества жизни.
1.2. Формы и методы  государственного регулирования  экономики
     Государственное регулирование, наряду с планированием 
(программированием) организационной деятельности, стимулированием и контролем, государственными мониторингом и протекционизмом (поддержкой частного предпринимательства), правовой организацией государственного сектора рыночной экономики, является одним из направлений государственного влияния на развитие экономических процессов, [6].
     Для обоснования существования многочисленных и разнообразных видов деятельности, попадающих под понятие государственного регулирования экономики, необходимо дать их классификацию.
     Деятельность по государственному регулированию экономики может быть классифицирована в зависимости от того, в чью пользу оно осуществляется. 
     Так, некоторые виды регулирования нацелены на защиту групп предпринимателей (например, запрет дискриминации среди конкурирующих субъектов предпринимательской деятельности, защита малого и среднего предпринимательства), другие – на защиту потребителей (например, регулирование безопасности товаров) или общественных интересов в целом 
(например, защита окружающей среды), [1].
     Классификация регулирования возможна по масштабам его влияния – либо на отдельную отрасль экономики, либо на экономику в целом, то есть имеет ли узкоотраслевую направленность или общеэкономическую. Некоторые виды влияния могут касаться только отдельных отраслей, тогда как большинство типов регулирования влияет на экономику в целом.
     Государственное регулирование экономики также можно разделить на два типа: в зависимости от того, нацелено оно на замену конкуренции или является дополнением к рыночным механизмам и предназначено для достижения других специфических целей.
     Классическим примером первого типа регулирования является естественная монополия. Она существует в отраслях, связанных с большим объемом продукции, где в силу технологических особенностей производства наиболее эффективное удовлетворение спроса достигается при отсутствии конкуренции, функционировании одного субъекта предпринимательства. Предоставление коммунальных услуг – типичный пример такой монополии, а регулирование доступа на рынок, цен и доходов субъектов предпринимательства – это пример государственного регулирования.
     Второй тип регулирования отличается тем, что он не заменяет конкуренцию, а является дополнением к рынку и предназначен для достижения специфических целей. Он действует в тех случаях, когда нерегулируемый рынок не обеспечивает определенные общественные интересы (например, при недостаточной информации о ценах на рынке), [6].
     Государственное регулирование также можно разделить на виды в зависимости от методов, применяемых при оказании влияния на экономику. Так, регулирование может осуществляться как административными, так и экономическим методами.
     Административные методы управления наиболее характерны для планово- административной экономики и следуют из самой сути государственного регулирования, предусматривающего властность одних и подчиненность других. В этом случае через соответствующую систему органов и должностных лиц государство как субъект и собственник имущества осуществляло необходимые функции в экономической сфере. В основу административных методов положено, прежде всего, принятие государством обязательных решений для осуществления прямого влияния на объект регулирования путем одностороннего определения задач, а в ряде случаев – путей и средств их решения. В свое время таким весомым инструментом было государственное планирование, [8].
     Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.
Особенностью административных средств регулирования экономики является то, что они:
- не связаны с созданием  дополнительных материальных стимулов  для их реализации;
- базируются на силе  и авторитете государственной  власти;
- включают меры запрещения, разрешения и принуждения:
Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно  вредным само производство каких-либо товаров и услуг, либо его технологий.
Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство  дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.
Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных  норм. Например, при несвоевременной  уплате налогов взимаются штрафы, [3].
Экономические средства воздействия  на хозяйственные процессы предполагают использование следующих регулирующих инструментов:
- государственного экономического  прогнозирования;
-государственного экономического программирования;
-бюджетно – налоговой системы;
-денежно – кредитной политики;
-валютной политики;
-таможенной политики, [5].
   Наиболее приемлемыми и демократичными методами государственного управления экономикой являются экономические методы. В их основу положено использование таких экономических рычагов и стимулов, как цена, кредит, прибыль; их содержание не предусматривает прямого влияния на подчиненные объекты регулирования, а лишь создает для них такую экономическую ситуацию, которая бы диктовала им соответствующее поведение с целью достижения положительных экономических результатов, то есть стимулировала экономическую заинтересованность.  Для того, чтобы централизация оправдывала возлагаемые на нее функции, необходимо выделить формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего, важно различать две основные формы: прямое вмешательство через приобретение государством собственности на средства производства, законотворчества и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики, [8].
Теперь рассмотрим способы  вмешательства государства в  экономические процессы. Существуют два способа вмешательства: прямое и косвенное.
Прямое вмешательство.
К прямому вмешательству  относятся следующие меры: развитие и регулирование государственного сектора экономики (а также долевое  участие государства в различных  акционерных обществах), кредитование или льготное налогообложение коммерческих структур через ЦБР, принятие регулирующих актов. Прямое государственное хозяйственное  регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный  бюджет – это доходы и расходы  центрального правительства и местных  властей.
Государственный сектор экономики. Во всех промышленно развитых странах существует более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики [6, c. 54-69]. Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. Государственный сектор существовал во многих странах задолго до развития капитализма, включая почту, частично транспортную службу, изготовление оружия, и так далее, [6].
 Его размеры могут  служить критерием экономической  роли государства. Государство  обладает капиталами в самых  разнообразных формах, предоставляет  кредиты, принимает долевое участие,  является собственником предприятий.  Это делает государство владельцем  части общественного капитала. В  государственном секторе западных  стран занята довольно большая  группа людей: от 11% общей численности  лиц наемного труда во Франции  и Италии до 8-9% в Германии, Бельгии и Голландии, [1].
Во всех промышленно развитых странах становление и развитие государственного сектора происходило  практически в одних и тех  же отраслях. Значительная часть государственного сектора– это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть – государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Речь идет, как правило, об отраслях, где основной капитал, то есть совокупность оборудования и машин, необходимых для производства, имеет особенно большое значение, и стоимость его велика. Однако такое значение основного капитала делает эти отрасли весьма чувствительными к конкуренции и периодическим кризисам, [3].
     Активно используется государственный сектор как средство государственного регулирования. Так, в условиях кризиса, ухудшения конъюнктуры, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут. Таким образом, правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы. Государственный сектор играет огромную роль в государственной структурной политике. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях и регионах, куда частный капитал притекает недостаточно, [7].
     Косвенное вмешательство.
     К мерам косвенного вмешательства государства в экономику можно отнести стимулирование инвестиций, обеспечение нормального уровня занятости, стимулирование экспорта или импорта, поддержание цен на жизненно важные продукты. Для проведения этих разнообразных мер экономического вмешательства государство прибегает главным образом к фискальной и денежной политике. Фискальная политика – это бюджетная политика. Ее можно определить как политику, направленную на регулирование совокупного спроса посредством планируемых изменений государственных доходов (прежде всего налогов) и расходов, [3].
     Денежная политика – это политика, направленная на регулирование совокупного спроса, в частности, посредством изменений эмиссионной деятельности. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом.
     Налоги являются главным инструментом мобилизации денежных средств для покрытия государственных расходов. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот, [2].
     Ускоренная амортизация. Особое место среди средств государственного регулирования экономики, осуществляемого при помощи налогов, занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешений министерства финансов.
 
1.3.Государственное  экономическое программирование (ГЭП)  как высшая форма государственного  регулирования 
     Высшей формой государственного регулирования экономики является государственное экономическое программирование. Его задача – комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики .
     По мере усложнения задач по регулированию хозяйства правительства стали формировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответственные за исполнение этих решений, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования, [1].
     Объектами таких целевых программ обычно становятся отрасли (в частности, сельское хозяйство); регионы; социальная сфера; различные направления научных исследований.
     Программы бывают обычные и чрезвычайны. Обычные среднесрочные общеэкономические программы составляются, как правило, на пять лет с ежегодной корректировкой и продлением на один год (скользящее программирование). Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях, например, в условиях кризиса, массовой безработицы, опасной инфляции; они, как правило, краткосрочные. В инструментарии их осуществления заметное место занимают средства административного регулирования, [3].
     Субъекты экономического программирования – государственные учреждения, ответственные за составление программ, их непосредственное осуществление и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом, а если его нет, то министерствам экономики и финансов или специальным межминистерским органом. К разработке программ широко привлекаются представители центрального банка союзов предпринимателей, торгово-промышленных палат, профсоюзов, создаются различные комиссии и советы экспертов. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом, также раз в год заслушиваются отчеты об их исполнении, [1].
     Государственное экономическое программирование оказалось достаточно эффективным при решении ряда хозяйственных и социальных задач, однако у этой эффективности есть объективные границы. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно – стимулирующий характер. Тем не менее оно оказалось достаточно эффективным средством для решения хозяйственных задач разного уровня; если государственные программы часто и не реализовывались полностью, они все-таки обеспечивали социально – экономическое развитие в желаемом направлении. Не менее важно и то обстоятельство, что программирование позволяет синтетически использовать все средства государственного регулирования , избежать противоречивости , несогласованности регулирующих мероприятий отдельных регулирующих учреждений. На государственные программирующие органы постоянно оказывается разностороннее влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп, общественных сил, политических партий, [8].
     Вывод по 1 главе: таким образом, двигаясь к достижению глобальных целей, страны проходят разные пути и выбрать из них наименее болезненный для общества, позволяющий быстрее достигать намеченных целей, — важнейшая задача. Для этого необходимо достаточно обоснованное представление о видах государственной деятельности, регуляторах, с помощью которых она может эффективно реализовываться.
 
2. Государственное  регулирование экономикой на  современном этапе развития
2.1.  Формы регулирования экономики 
     В настоящее время среди «продвинутых» стран мира получили распространение следующие модели управления национальным хозяйством.
     1.Американская - либерализированная система управления национальной экономикой, в которой основной акцент переносится на рыночные регуляторы экономических процессов; государственное регулирование сводится к использованию правовых и других методов с целью установления ”правил игры”.
     2.Японская - централизированое регулирование социально-экономическим развитием страны на основе использования экономических неформальных методов управления экономикой. Доминирует психология коллективизма, солидарности, подчинение личных интересов коллективным и государственным интересам.
     3.Немецкая - система управления экономикой с активным использованием рыночных регуляторов (прежде всего конкуренции) и создания на государственном уровне эффективной системы социальной защиты граждан.
     4.Восточно- азиатская - государственное управление и координация социально-экономического развития страны происходит путем активных комплексных мер с целью улучшения импульсов промышленного комплекса. Государственное вмешательство в рыночные отношения обусловлено интересам конкуренции на внутреннем и внешнем рынках, [8].
     Американская  экономическая модель основана  на диффузии акционерной собственности,  переходящей из рук в руки. Эта собственность опирается  на фондовый рынок, основанный  на свободной конкуренции. Предприятие  может переходить в целом или по частям через  фондовую биржу, которая играет ведущую роль в финансировании предприятий. До  60% стоимости всех акций находится  в руках инвесторов(пенсионных, страховых фондов), которые и выступают регуляторами рынка. Коммерческим же банкам не разрешено владеть акциями корпораций (в частности, в США). Государству принадлежит небольшое число кредитных учреждений, которые выполняют функции поддержания стабильности кредитной системы и обеспечивают кредитование сельского хозяйства, жилищного строительства, [3].
     В третьей модели важную роль играет банковская система. Страны, реализующие данную модель макроэкономического развития, отличает общественная гармония, но есть и существенные минусы. Безработица, дефицит госбюджета, неэффективность государственного предпринимательства в ключевых отраслях экономики ведет к стагнации и несет в себе негативные последствия.
     Классический  пример данной модели-Германия, в  которой сочетаются принципы  либеральной экономики и активного  вмешательства государства. Система  социальных гарантий в Германии  очень привлекательна, но наносит  ущерб бюджету страны и обуславливает  высокий уровень безработицы.
    Италия рассматривается  также как вариант европейской  модели. На сегодняшний день –  это классическая страна малого  предпринимательства: каждое четвертое  малое предприятие в ЕС –итальянское. Производительность труда на этих малых предприятиях ниже, чем в крупных, но тем не менее Италия занимает место в первой десятке наиболее развитых стран мира, [5].
      Социально-экономические системы Ирана, Пакистана, аравийских монархий относят к модели исламской экономики. В основе этой модели –экономические воззрения мусульманских ученых и шариат, основанные на догмах Корана. С точки зрения шариата экономическая деятельность недопустима, если в ней присутствует элемент ростовщичества и азарта. Исламское право запрещает функционирование традиционных банков, казино, страховых компаний. Ссудный процент шариат рассматривает как несправедливую прибыль, так как кредитор не приложил никаких усилий для его получения, [1].
     В результате  в исламском мире сложилась  особая модель финансового сектора:  действуют исламские банки, исламские  страховые компании, исламские фондовые  индексы.
     Во Франции,  напротив, права государства на  вмешательство в экономику весьма  широки. Так, еще 3 января 1946 г.  Де Голь подписал декрет о  создании Генерального комиссариата  по планированию, и с этой даты  принято вести историю французского  планирования, получившего наименование  индикативного. Первый план был  реализован в 1947—1953 гг. и получил  название «План модернизации  и оборудования» («План Монне»).
     Роль государственного индикативного планирования в организации процессов экономического развития в сочетании с общим весьма заметным уровнем государственного регулирования является характерной особенностью Франции по сравнению с другими европейскими странами.
     Важнейшее значение в системе регулирования во Франции имеют методы воздействия государства на производство не только в национализированном секторе, но и рыночном. Ведущую роль здесь играет система государственного заказа, которая во Франции именуется также системой госуд
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.