На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Формирование коллектива младших школьников на основе творческих дел

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 12.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 40. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?54
 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 
Департамент образования, культуры и молодежной политики
Белгородской области
 

Государственное образовательное учреждение среднего

профессионального образования
«БЕЛГОРОДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
 
Школьное отделение
 
Предметно-цикловая комиссия психолого-педагогических дисциплин
 
Амбарцумян Регина Артуровна
 
Студентка группы 41 КП
 
 
ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ
 

Выпускная квалификационная работа

 
по специальности 050719.52  Коррекционная педагогика в начальном
    образовании
 
 
Квалификация – учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения
 
 
 
 
              Научный руководитель:
              Преподаватель С.В.Коваль
             Рецензент:
             Преподаватель Г.В.Широкова
Работа защищена
______  ____  ______г.
с оценкой: _______________
Председатель комиссии:
_________________________
 
 
Белгород 2009
СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. ..3
I ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ                      ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.           Понятие коллектива, его признаки и этапы развития……………………. ..6
1.2.           Коллективные творческие дела как способ формирования коллектива младших школьников…………………………………………………….....16
1.3.           Педагогические условия формирования коллектива младших школьников…………………………………………………………………..26
II Опытно – диагностическая работа по формированию коллектива младших школьников на основе творческих дел
2.1.           Опыт работы учителей по использованию коллективных творческих дел для формирования коллектива младших    школьников………………………………………………………………......32
2.2.           Изучение уровня сформированности коллектива…………………………37
2.3.           Опытная работа по формированию коллектива младших школьников
на  основе творческих дел………………………………………………. ....43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................52
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Проблема школьного коллектива в личности всегда была в центре внимания крупнейших педагогов на всех этапах развития школы. Большой вклад в развитие теории детского коллектива внесли Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, А.В.Луначарский, И.П.Иванов и другие педагоги.
              Н.К.Крупская разработала целый ряд вопросов по проблеме детского коллектива. Она считала, что коллективизм заключается не в том, что люди работают сообща, а в том, как они работают. Рассматривая коллективную деятельность детей, она считала, что каждый школьник должен научиться совместно работать на уроке, сообща учиться, помогать товарищу.
              А.С.Макаренко рассматривал детский коллектив не просто как механическое объединение личностей, а как сложное социальное образование, как живой социальный организм. Он утверждал, что человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего жизнерадостного. Коллектив должен всегда жить ожиданием завтрашней радости. Если коллектив достиг определенной уели, а новых устремлений на будущее нет, то такой коллектив останавливается в своем развитии. В коллективе обязательно должны быть определены его перспективные пути, это, по определению А.С.Макаренко, является законом движения коллектива.
              Большое внимание развитию отношений детей в коллективе уделял В.А.Сухомлинский. Он постоянно подчеркивал, что в детях надо воспитывать через взаимоотношение в коллективе одно из высочайших чувств – чувство благодарности. Сухомлинский считал, что воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом человеке, что вносит каждая личность в коллектив. Кроме того, он указывал, что коллектив становится воспитывающим, если у него есть одухотворенная идеей совместная идеей совместная деятельность. Обращаясь к учителям, Сухомлинский говорил, что, воспитывая коллектив, надо уметь видеть в нем каждого ребенка и заботливо его воспитывать [29].
              Целью воспитания, считал А.В.Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими сочувствием и мыслью социально. Воспитывая индивидуальность на основе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности, считал А.В.Луначарский [24].
              Еще одну модель коллективного воспитания, доказавшую на практике свою эффективность, создал академик И.П.Иванов – доктор педагогических наук, академик Российской Академии образования, профессор ЛГПИ им. А.И.Герцена, лауреат премии им. Антона Макарского, автор коммунарской методики. И.П.Иванов считал, что особенностью коллектива является, не только высокий уровень его развития, но и появление желания у членов коллектива к выполнению поставленных задач, за которые часто они не получают ничего взамен. Скорее всего, успех крылся, в самой модели, а не в личности ее создателя. Такой вывод можно сделать на основании практики ее применения. Модель продолжала существовать и без участия ее создателя, более того, на ее основе были созданы многие другие коллективы. Несмотря на всю экстравагантность модели И.П.Иванова, она достойно себя зарекомендовала. Более того, успех модели повторялся и при организации новых коллективов, и поэтому, не встречая географических и временных препятствий, она и получила широкое распространение [25].
              Теоретическое наследие Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, И.П.Иванова, В.А.Сухомлинского, А.В.Луначарского и других современных педагогов убедительно показывает, что вне коллектив не может формироваться поколение всесторонне-развитых людей.
              Все вышесказанное определяет выбор темы исследования: «Формирование коллектива младших школьников на основе творческих дел».
              Проблема: каковы психолого-педагогические условия формирования коллектива младших школьников на основе творческих дел.
Целью нашего исследования является выявление эффективных путей формирования коллектива младших школьников на основе творческих дел.
              Объектом изучения выступает процесс формирования коллектива младших школьников в педагогическом процессе.
              Предметом исследования являются коллективные творческие дела как средство формирования коллектива.
Исходя из поставленной цели определены следующие задачи:
1)     Определить понятие коллектива, его признаки и этапы развития;
2)     рассмотреть коллективные творческие дела как способ формирования коллектива младших школьников;
3)     выявить педагогические условия формирования коллектива младших школьников;
4)     изучить опыт работы учителей по использованию коллективных творческих дел для формирования коллектива;
5)     провести опытную работу по формированию коллектива младших школьников на основе творческих дел.
Гипотеза исследования: формирование коллектива младших
школьников будет более эффективно осуществляться при соблюдении следующих условий:
- систематичное и уместное применение приемов и методов, способствующих формированию коллектива младших школьников;
- учет психологических особенностей данного класса и отдельных его членов;
- наличие творческой атмосферы в коллективе, совместной деятельности, единой уели, традиций и общих интересов.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы
- наблюдение
- анкетирование
- тестирование
База исследования: МОУ гимназия № 12 г. Белгорода.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
 
1.1.           Понятие коллектива, его признаки и этапы развития
 
Вопрос об отношениях в коллективе является одним из ключевых. Каждый человек хочет быть принятым коллективом. Но далеко не всем это удается, не каждый может добиться видимых успехов.
В словаре «русского языка» С.И.Ожегова дается следующее толкование данному слову: «Коллектив – группа лиц, объединенных общей работой и общими интересами» [16].
Л.И. Новикова видит коллектив, как социальный организм, в котором люди объединены не только системой объективных взаимоотношений, но и возникающими на их основе прочными «психологическими» связями [17].
А.С.Макаренко так характеризовал коллектив: «По нашему мнению, коллектив есть контактная совокупность, основанная на социалистическом принципе объединения. Коллектив наших воспитанников, - подчеркивал Антон Семенович, - есть не только собрание молодежи, это, прежде всего ячейка социалистического общества, обладающая всеми особенностями, правами и обязанностями всякого другого коллектива в стране [26, с.26].
Конечно, мы все прислушиваемся к мнению А.С.Макаренко, но есть также и современное толкование коллектива, которое имеет двоякое значение:
1) группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа; 2) социальная группа, в которой развивается общая творческая забота об окружающей жизни, о своем объединении как частице общества, о каждом товарище по объединению [20].
Важнейшим представителем отечественной педагогики, разработавшим теорию коллектива, был А.С.Макаренко. Ключевая идея воспитания по Макаренко – «Воспитания в коллективе, для коллектива, через коллектив» [1]. А.С.Макаренко считал, что коллектив – это не просто собрание, не просто группа взаимодействующих индивидов, как учили педагоги. Коллектив – это есть целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива [10]. Воспитательным коллективом Макаренко назвал такую форму организации полнокровной и радостной детской жизни, которая максимально удовлетворяет жизненные потребности ребят [12,13].
Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых  он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими потому, что хочет быт принятым коллективом. В коллективе формируются такие ценностные качества, как гражданственность, инициативность, ответственность и другие. Только в коллективе формируются такие существенные личностные качества, как самооценка [22].
Обобщая опыт работы, А.С.Макаренко  намечает стадии развития коллектива:
I стадия. Руководитель предъявляет требования к еще неорганизованной группе детей. Эти требования просты, логичны. В выполнении этих требований появляются ростки коллектива. «В самом начале организации коллектива, - говорит Макаренко, - я не требовал от воспитанников, чтобы они не воровали; это требование можно предъявить более зрелому коллективу, но зато предъявлял неукоснительно требование, чтобы они выходили все на работу. Необходимость в этом чувствовал и понимал каждый» [1, с. 401]. На этой стадии деятельность учителя осложняется тем, что дети еще не имеют опыта общественной работы. Поэтому учителю приходится организовывать трудовые и общественные дела школьников и оказывать им постоянную помощь. Требования учителя к детям четкие и ясные, предъявляются последовательно, доброжелательно. В коллективе создается атмосфера взаимопонимания и радости в достижении пока еще небольших целей совместной деятельности. Именно на этой стадии развития коллектива, стадии самоутверждения, первоначального сплочения, проявляются противоречия между интересами отдельной личности и общими интересами коллектива. Но это явление в развитии детского коллектива не является постоянным. Основная функция учителя, классного руководителя на данной стадии развития коллектива – организаторская  [21].
II стадия. Руководителя начинает поддерживать группа воспитанников, принимает его требования и активно помогает их реализовать. Вокруг руководителя начинает сплачиваться актив, как главная реально – действенная сила коллектива [1]. Принципиальная особенность этой стадии развития коллектива заключается в том, что вместе с учителем организаторские функции в коллективе выполняют постоянные органы коллектива, осуществляют руководство при непосредственном контроли и помощи со стороны учителя. Но уже младшие школьники многие дела могут организовывать и выполнить самостоятельно. На этой стадии развития детского коллектива создаются реальные условия участия всех детей в управлении своей жизнью. Коллектив на этой стадии развития укрепляется за счет совершенствования деятельности органов управления [21]. На данной стадии развития коллектива усложняется характер внутриколлективных отношений, в классе заметны различные группы учащихся, наблюдается неравномерность нравственного развития школьника. Поэтому задача педагогов – укрепить авторитет актива класса и усилить его положительное влияние на складывающиеся микроколлективы. Воспитательная функция педагога на втором этапе развития коллектива от организаторской переходит к оперативному повседневному руководству органами самоуправления и воспитания актива. Учитель направляет деятельность актива, помогает ему установить дружеские контакты со всеми учащимися класса, учит тактично предъявлять требования товарищам. Свои требования к коллективу педагог предъявляет через актив учащихся [21].
III стадия. Третью стадию формирования и развития коллектива принято в педагогике называть периодом развития коллектива. На этой стадии развития коллектива все его члены добровольно участвуют во всех видах деятельности, все являются активистами. Каждый школьник готов поступиться своими интересами ради интересов коллектива, его общественно значимой деятельности. В коллективе возникают общие оценки, имеются общественные мнения, которые отражают взгляды и требования большинства членов коллектива. Именно коллектив стимулирует всестороннее развитие каждого школьника, а в случае необходимости воздействует на личность, тормозит в ней отрицательные качества, направляет ее деятельность. На третьей стадии развития коллектива изменяются и мотивы деятельности. На первое место выступают идейно значимые, общественно ценны мотивы. Данный этап развития коллектива характеризуется подлинно коллективистическими, гуманистическими отношениями. На этом этапе создаются условия для подлинного развития каждой индивидуальности, каждого ребенка. Позиция воспитателя на данной стадии развитая коллектива заключается в инструментовке отношений в коллективе, в изучении жизненной позиции каждого школьника [21]. Достичь такой стадии в коллективе большое счастье. На этой стадии особенно сильно проявляется его красота [1].
IV стадия. Воспитание коллектива срастается с самовоспитанием, когда каждый воспитанник предъявляет повышенные требования к самому себе, к своему будущему, строит жизненные планы, дорожит нравственными идеалами и ценностями [1]. Процесс развития коллектива – это постоянное движение вперед в соответствии с четко определенными целями – перспективными линиями (близкие перспективы – завтрашняя радость; средняя и далекая перспективы). Достижение целей – рождает новые перспективы [1].
Е.В.Титова воспитательным коллективом называла коллектив, создаваемый педагогами в имя обеспечения условий для полноценного развития и самореализации личности подрастающего человека. Чем лучше организуется целесообразная деятельность коллектива, тем больше возможностей для самоактуализации открывается перед личностью в процессе ее формирования. В этом и состоит основной смысл методики воспитания в коллективе [30]. Титова выделила следующие признаки развития коллектива:
1) Единая, общая, социально-полезная цель;
2) Совместная деятельность, направленная на достижение этой цели;
3) Наличие структуры и органов самоуправления;
4) «Отношения ответственной зависимости» (взаимная ответственность)
5) Связь с другими коллективами.
Уровень развития коллектива зависит от степени выраженности его признаков. Коллективы бывают первичные и вторичные. К первичным принято относить коллективы, в которых наблюдается непосредственный межличностный контакт между его членами. Вторичный коллектив – более сложный по своему составу, он состоит из ряда первичных коллективов [20].
              Г.М.Коджаспирова несколько по-другому выделяла признаки коллектива:
1) Сознательный характер объединения людей;
2) Единство общих и личных целей членов коллектива;
3) Относительная устойчивость и длительность функционирования;
4) Четкая организационная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений;
5) Наличие органов координации деятельности (органов самоуправления)
6) Общепринятые нормы поведения и общие ценностные ориентации (ценностно-ориентационное единство);
7) Интеллектуально-моральная атмосфера и благоприятный климат;
8) Защищенность каждого члена коллектива и чувство эмоционального комфорта;
9) Сплоченность;
10) Коллективная деятельность, единый результат которой достигается условиями каждого члена группы;
11) Межличностные отношения являются коллективистскими, т.е. определяются через отношение к общему делу [5, с. 335].
В.А.Сухомлинский считал, что коллектив – это не что-то появляющееся неизвестно откуда. Коллектив – это творение педагога. В коллективе, как в капле воды, отражаются воспитательные идеалы педагога, его мировоззрение. По мнению Сухомлинского, коллектив строится, образно говоря, на нескольких краеугольных камнях: идейная общность; интеллектуальная общность; эмоциональная общность; организационная общность [28,с.153]. В.А.Сухомлинский считал, что формирование коллектива на личность зависит от того, чем и как живет коллектив. Необходимым условием положительного влияния коллектива на личность является эмоциональное богатство жизни коллектива. В коллективе, в обществе огромную роль играет умение личности подчиниться воле, которая выражает коллективные интересы. Подчинение – это одно из самых сильных проявлений активной духовной деятельности человека. Сознательное подчинение, как сама суть дисциплинированности и внутренней организованности личности, требует тонко развитого чувства собственного достоинства. В коллективе человек проявляет себя по отношению к другим людям и к самому себе. Идеалом для воспитания представляется такое положение, при котором каждый его воспитанник проявлял бы себя как человек твердых убеждений, был в отношении к себе и другим принципиальным, честным, требовательным, дисциплинированным, умел отстаивать добро и активно ненавидеть зло. Это проявление себя возможно только в коллективе и только при условии, если воспитатель воздействует на каждую личность, не забывая о том, что личность духовно живет в коллективе, осмысливая себя как частицу коллектива, утверждает в себе моральные понятия ,убеждения, идеалы на основе жизни коллектива. В коллективе сложилось убеждение: только собственными силами приобретать знания, знать значительно больше, чем требуется на уроке, - святой долг настоящего ученика; пользоваться чужим трудом, прятаться за чужую спину, - позор, унижение человеческого достоинства.
Мудрая власть педагога состоит в том, чтобы его воля стала желанием ребенка. Гармония воли воспитателя и желаний воспитанников – необходимейшая и сложнейшая гармония духовной жизни коллектива. В ней проявляются отношения взаимного доверия, общего стремления воспитателя и воспитанников к единой цели – моральному совершенствованию, духовному богатству, полноте и счастью жизни на благо народа [26].
А.Н.Лутошкин считал, что своеобразие коллектива создают не столько люди, сколько отношения между ними. Обычно выделяют два типа отношений: деловые и личные. Деловые отношения складываются в тот момент, когда люди начинают выполнять свои непосредственные служебные и общественные обязанности, закрепленные за ними какими-либо официальными документами или лицами. Коллективизм, как считал Лутошкин, проявляется там, где каждый думает, прежде всего, об интересах общего дела, ради которого можно пожертвовать своими личными интересами, личным благополучием. На этой основе и должен «конструировать» организатор совмещения характеров, интересов, индивидуальных особенностей сверстников. Каждая личность вносит в коллектив нечто свое, индивидуальное. Но и коллектив оказывает на личность свое влияние. Такое влияние может быть активизирующим, когда в присутствии других людей у человека прибавляются силы, энергия, он становится активным, проявляет инициативу, творчество; коллектив как бы заражает его своим состоянием. Но случается, что группа людей может сдерживать, а иногда и просто тормозить проявление активности человека. Формирование и сплочение коллектива – это как восхождение к вершине. Одному туда никак не добраться. Только сообща можно штурмовать пик, именуемый «коллектив». Если считать, что у подножия этой вершины группу людей мы еще не можем назвать коллективом (хотя в жизни мы часто называем коллективом любую группу людей), а оказавшейся на вершине «присваивается» это «звание», то весь путь будет состоять из переходов разной сложности, каждый из которых заканчивается воображаемой станцией. Лутошкин условно и несколько необычно, в характерном для него стиле, обозначил эти станции – ступени следующим образом: [29].
«Песчаная россыпь». Присмотритесь к песчаной россыпи – сколько песчинок вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его на площадке. Дунет ветер посильней, и не станет россыпи. Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы, что-то «сцепляло», соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы. Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит [29].
«Мягкая глина». Известно, что мягкая глина – материал, сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Больше того, когда мягкая глина окажется в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы. В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организатора, нет достаточного опята совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще является формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера – хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать [29].
«Мерцающий маяк». В штормовом море и опытному и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание – это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышках. В группе есть на кого опереться. Авторитеты «смотрители» маяка, те, кто не дает погаснуть огню, - организаторы, актив. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако, ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем классе, но и в целом в школе. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех [29].
«Алый парус» - символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один - за всех, все - за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах, соседних классах, отрядах. Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено [29].
«Горящий факел» - это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но  и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус» Но это еще не все. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, повторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя группы, которым нужна помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив тот, где людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим. Если представить, что на пути к «Горящему факелу» находятся все классные группы нашей школы, то можно быть уверенным – цепочка растянулась по всей горе. Кто-то вырвался вперед и приближается к вершине, кто-то топчется у «Песчаной россыпи», кто-то находится на переходе от одной станции к другой [29].
Формирования коллектива по системе И.П.Иванова начиналось с лидера группы (педагога), который перед организацией коллектива формировал его идейную платформу, критерии членства в нём. После формирования коллектива, лидер группы, которого называли комиссаром, становился ее идейным руководителем. Сформулированные комиссаром идеи, были важны, так как с их позиции происходило рассмотрение поступков и суждений группы. Сам механизм организации коллектива был динамичен. Это происходило потому, что центром была деятельность коллектива, а его организация зависела от выполняемой в конкретный момент задач. Для эффективной организации большого коллектива, Иванов предлагал в его рамках создавать и небольшие по численности (15-30 человек). По мнению Иванова, каждый из членов большого или малого коллектива, постоянно должен быть занят выбором, планированием, реализации и решением каких-либо поставленных задач [25].
Таким образом, мы видим, что вопрос об отношениях в коллективе является одним из ключевых и приобретает особую важность. Коллектив – это высший уровень развития группы, межличностные отношения в которой опосредуются содержанием, целями, ценностями групповой деятельности, а сама групповая деятельность значима не только для каждого члена группы, но и для всего общества.
 
1.2. Коллективные творческие дела как способ формирования коллектива младших школьников
 
Понятие коллективного творческого дела было введено в середине 60 – х гг. И.П.Ивановым. Игорь Петрович Иванов (1923-1992) – доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор ГЛГПИ им. А.И.Герцена, лауреат премии имени Антона Макаренко. Педагоги считают академика И.П.Иванова изобретателем методики коллективной творческой деятельности (организация коллективных творческих дел), создателем педагогики, о которой говорят как о «педагогике сотрудничества», называют ее «коллективное творческое воспитание», «орлятская педагогика», «новое воспитание», «воспитание по Иванову», «педагогика социального творчества» [20].
Коллективное творческое дело – это форма воспитательной работы, способствующая самовоспитанию, саморазвитию, самоорганизации, самоуправлению и самореализации своих потребностей и способностей [20]. «Коллективное творческое дело – это, прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни» - так начинается книга И.П.Иванова «Энциклопедия коллективных творческих дел» [2, с. 3].
Коллективное, потому что планируется, совершается совместно с детьми и взрослыми.
Творческое, потому что на каждом этапе его осуществления ведется совместный творческий поиск путей,  способов, средств решения поставленной задачи.
Дело – активность, направленная на проявление заботы об улучшении жизнедеятельности класса, окружающей среды; это совокупность определенных действий на пользу и радость людям  [20].
При организации общей деятельности основополагающими выступают такие моменты, как справедливое распределение работы между членами коллектива, добросовестное ее выполнение, уважение к труду товарищей и проявление взаимопомощи [19]. Коллективное творческое дело – это конкретное воплощение многогранной гражданской заботы в единстве ее трех сторон: практической, организаторской, воспитательной. Именно поэтому воздействие коллективных творческих дел на личность каждого участника, носит такой глубокий, целостно-многосторонний характер [3]. В коллективных творческих делах происходит – в слиянии – формирование гражданского самосознания, истинно гуманных чувств и убеждений, укрепление познавательной самостоятельности, развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу. В них преодолевается потребительско-эгоистичное отношение к окружающей жизни как источнику удовлетворения и пользы только для себя, отношение к себе, прежде всего потребителю готовых благ – материальных и духовных  [3].
Методика коллективных творческих дел легла в основу не только молодежного движения, это – деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал «педагогика общей заботы». Ее можно назвать «педагогика социального творчества» или рассматривать как ее сердцевину: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела – это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех качеств, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество и дух свободы [20].
Сам И.П.Иванов относит коллективные творческие дела к средствам воспитания. Основные средства воспитательной работы он объединяет в следующие группы:
?      Коллективные творческие дела;
?      Коллективная организаторская деятельность;
?      Творческие игры;
?      Творческие праздники;
?      Воспитательные мероприятия (беседы, экскурсии, занятия).
Коллективно – творческие дела – это проявление практической заботы, решение вполне определенных жизненных задач. Коллективная организаторская деятельность – это микросистема непосредственной организаторской заботы педагогов и детей об улучшении своей и окружающей жизни (коллективное планирование, текущая организация  работы, коллективное подведение итогов и т.д.). Творческие игры – это игры по правилам (познавательные, музыкальные, подвижные, в том числе спортивные и сюжетно-ролевые) [20].
Главные принципы методики коллективных творческих дел таковы:
- Воспитатель в совместной развивающей деятельности детей и взрослых, представляя детям максимально возможную самостоятельность в любой момент их жизни, на каждом этапе организации коллективных, групповых дел, создаваемых вместе с ними, а не вместо них.
- Обеспечить смену ролей и деятельности для каждого ребенка, что ведет к развитию способностей, характера, умений школьника [2].
Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план: трудовой или общественно - политической, познавательной или художественно – эстетической, спортивно – оздоровительной или организаторской [2]. Но в каждом коллективном творческом деле решается целый «веер» (А.С.Макаренко) педагогических  задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру. Коллективное творческое дело, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно [2].
Коллективные творческие дела – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство (инструмент) методики [20]. Организацию коллективных творческих дел И.П.Иванов рассматривает следующим образом:
Чередование традиционных поручений (ЧТП) – один из видов организаторской деятельности в своем коллективе. ЧТП представляет собой соединение (серию) различных видов деятельности: трудовой, спортивной, познавательной, художественно-эстетической и т.д. [20].
Коллектив на общем сборе решает, какие поручения будут по очереди выполнять микрогруппы, определяет функции каждого поручения, договаривается  сроках их выполнения. Кроме очередности, возможны и другие способы чередования: по выбору, по жребию и т.д. При определении поручений исходят из следующих задач:
1) Обеспечить выполнение необходимых ежедневных организационно- бытовых вопрос (уборка, проветривание, помощь вожатому, дежурство в столовой и т.д.)
2) Вносить в жизнь коллектива полезные и радостные события и моменты (концерты, сюрпризы, газету, песни, игры и т.д.)
3) Возможны виды поручений: дежурные, санитарные, информационные, спортивнее, сюрпризные, оформительские (редколлегия) и т.д. Функции определяются очень конкретно, принимаются общим сбором и вывешиваются в отрядном уголке [20].
Усложнение деятельности ЧТП идет по линиям:
- увеличение количества функций внутри поручения;
- усложнение поручения по содержанию;
- рост уровня содержания при выполнении поручения.
              В условиях временного детского коллектива длительность срока выполнения поручения может быть не больше 3-х дней. В конце каждого такого отрезка времени проходит «огонек», где каждая микрогруппа рассказывает о выполнении своего поручения, а остальные оценивают его по приятой или произвольной системе оценок. Можно вести экран ЧТП, в котором отмечаются эти оценки. Интересно и удобно иметь в уголке обозначенные распределения поручений на данный момент: поворачивается вокруг своей оси штурвал, солнышко, звездочка и т.д. [20].
              Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества [4].
              Первая стадия – предварительная работа коллектива. На этой стадии руководитель и члены коллектива определяют конкретные воспитательные задачи данного коллективного творческого дела, намечают свои исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач, и приступают к таким действиям, проводя «нацеливающие» воспитательные занятия с воспитанниками (беседы, экскурсии и т.д.), готовят их к коллективному планированию. Все это в наибольшей степени характерно для стартовой беседы, во время которой воспитатели увлекают воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела, творческим поиском оптимального решения нескольких важных задач – вопросов: Что лучше сделать? Для кого? Когда? Кто будет участвовать? С кем вместе? Кто будет организатором? [4].
              Вторая стадия – коллективное планирование. Коллективное планирование начинается в микроколлективах, постоянных или временных объединениях. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение микроколлектива. На сборе – старте выступают представители микроколлективов. Ведущий сбор – старт сопоставляет выдвинутые представителями микроколлективов варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать предложения или критику, ставит дополнительные «задачи на размышление», которые решаются сначала в микроколлективах, а потом сообща [4].
              Третья стадия – коллективная подготовка коллективных творческих дел. Для подготовки и проведения выбранного коллективного творческого дела создается специальный орган – Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только во время подготовки и проведения данного коллективного творческого дела. Для следующего дела подобный орган создается уже в новом совете. Проект коллективных творческих дел уточнятся и конкретизируется сначала Советом дела, с участием руководителя коллектива, затем в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла [4].
              Четвертая стадия – проведение коллективных творческих дел. Руководитель коллектива и другие воспитатели, опираясь на коллективный опыт подготовки коллективных творческих дел, говорят о самом главном, нужном. Действия воспитанников являются исходными, в них проявляется опыт, примененный и накопленный в процессе планирования и подготовки данного дела. Однако и в этой ситуации возникает необходимость «вызвать к жизни» те действия воспитанников, которые по каким-либо причинам не осуществляются, хотя назрели, нужны для развития положительных и преодоления отрицательных личностных качеств [4].
              Пятая стадия – коллективное подведение итогов коллективных творческих дел. Подведение итогов происходит на общем сборе ,которому может предшествовать письменный опрос – анкета, содержащая первичные вопросы – задачи на размышление: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? [4].
              Шестая стадия – стадия ближайшего последействия коллективных творческих дел. На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками и в учебной работе, и во время внеурочной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов коллективных творческих дел. Поскольку в действиях воспитанников обнаруживаются пробелы, нежелание или, что встречается чаще, неумение осуществлять собственные решения, закреплять и развивать приобретенный положительный опыт, опираться на уроки, из него извлеченные, поскольку руководитель коллектива и другие воспитатели приручают воспитанников у этому комплексу действия, побуждая к ним и убеждая в их необходимости [4].
              Таковы внутренние связи каждого коллективного творческого дела, которые можно назвать связями развертывания коллективных творческих дел – развертывания нужных развивающих действий [12]. Стадии развития коллективного творческого дела  также можно представить в следующей таблице (Приложение 1).
              После обсуждения проведенного дела временный руководящий орган самоуправления распадается. Действует принцип перемены ролей. Использование технологий коллективной творческой деятельности позволяет учитывать детские желания и потребности, активизирует действия детей через включение их в творчество, стимулирует рост коллективных отношений, наполняет жизнь учащихся духовным содержанием, обеспечивает эмоциональный комфорт каждому ученику в коллективе [18].
              При проведении коллективных творческих дел решаются следующие задачи:
- создание необходимых условий для развития творческих способностей детей;
- организация деятельности на пользу и радость окружающим и обсуждение ее хода и результатов таким образом, чтобы развалились все стороны личности ребенка;
- укрепление в процессе работы единого воспитательного коллектива;
- привлечение родителей и общественности к работе с детьми [2].
              Выделяют следующие виды коллективных творческих дел:
              Общественно – политические коллективные творческие дела – проникнуты историческими событиями, картинами трудовых и боевых достижений народа, воспитывающих патриотические чувства, уважение к Родине. Участвуя в таких делах, дети приобретают нравственно-социальный опыт, у них развивается гражданское отношение к общественным событиям, к прошлому и настоящему страны. Примеры общественно – политических коллективных творческих дел: День знаний, День Конституции РФ, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, международный женский день 8 Марта, праздник весны и Труда, день Победы и т.д. [20].
              Трудовые коллективные творческие дела -  развивают в детях знания об окружающей жизни, вырабатывают взгляды на труд как основной источник радостной жизни, воспитывают стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, трудиться самостоятельно и творчески на их пользу и радость. В трудовых коллективных творческих делах воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд – творчество. Примеры трудовых коллективных творческих дел: трудовая атака, трудовой десант, «Подарок далеким друзьям», трудовой рейд, «Снежная сказка», трудовой сюрприз, «Биржа труда» и т.д. [20].
              Познавательные коллективные творческие дела – развивают у детей активное отношение к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны загадок и тайн, требуют своего раскрытия в коллективном поиске. Познавательные коллективные творческие дела обладают богатейшими возможностями развития у детей таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость. Есть еще одна важная функция познавательных коллективных творческих дел – формирование потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира: к книге, учению, различным средствам самообразования. Примеры познавательных коллективных творческих дел: Вечер веселых задач, Город веселых мастеров, защита фантастических проектов, Пресс-бой, Пресс-конференция, турнир-викторина, Устный журнал [20].
              Художественно-эстетические коллективные творческие дела самых разнообразных вариантов позволяют целенаправленно развивать художественно-эстетические вкусы детей и взрослых, укрепляют тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям, пробуждают желание испробовать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость, благородство души, обогащают внутренний мир человека. Создавая и воплощая замысел своих художественных обозрений, школьники в коллективные творческие дела соединяют драматизацию и стихи, различные виды изобразительного творчества, пение, музыку, танцы и т.д. Примеры таких коллективных творческих дел: кольцовка песен, концерт-«молния», литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий, концерт – «ромашка» и т.д. [20].
              Спортивные коллективные творческие дела развивают позитивное отношение к спортивно – оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества, готовым к труду и обороне. Спортивнее коллективные творческие дела помогают выработать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность. Примеры спортивно-оздоровительных коллективных творческих дел: «Веселая Спартакиада», «Бой неуловимых», «Веселая зимняя спартакиада», «Снежные баталии», спартакиада народных игр, сюита туристических игр, «Тайна», «следопыты», «Бой за аэродромы», «Космонавты и метеоры», «Десант - ракеты» и т.д. [20].
              К организаторским коллективным творческим делам относятся такие дела, как организация дня рождения коллектива, коллективное планирование, разведка дел, чередование традиционных поручений, выпуск газеты [20].
              Таковы внутренние связи каждого коллективного творческого дела, которые можно назвать связями развертывания коллективных творческих дел – развертывания нужных развивающих действий [12]. Использование технологии коллективной творческой деятельности позволяет учитывать детские желания и потребности, активизирует действия детей через включение их в творчество, стимулирует рост коллективных отношений, наполняет жизнь учащихся духовным содержанием, обеспечивает эмоциональный комфорт каждому ученику в коллективе [18].
              Таким образом, мы видим, что коллективное творческое дело было и остается важнейшей формой работы. В своем развитии коллективные творческие дела проходят шесть последовательных стадий, каждая из которых содержит определенные воспитательные возможности. Проведение коллективных творческих дел в той или иной мере опирается на активность (выступления, действия) групп, подключая для активизации участников следующие методы: соревнование, поручение, игру, импровизацию. Ведь именно коллективные творческие дела в наибольшей степени позволяют ребенку раскрыть свою творческую индивидуальность, уверенность в себе, приобрести организаторские навыки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.3. Педагогические условия формирования коллектива младших школьников
 
В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности, так как он не создается путем бесед и разговоров о коллективе. Этим и объясняется, во-первых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в самоуправляемый коллектив. Отсюда два существенных вывода:
1) В качестве важнейших средств формирования коллектива выступают учебная и другие виды разнообразной деятельности школьников;
2) Деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением ряда условий, таких как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание традиций коллективной жизни.
              Педагогическое требование тесно связано с приучением и упражнениями учащихся. При его реализации необходимо учитывать настроение воспитанников и общественное мнение коллектива. Очень важно, чтобы требования коллектива педагога поддерживались если не всеми, то большинством. Достичь такого состояния поможет актив, поэтому так важно его воспитание [17].
              Общественное мнение в коллективе – это совокупность тех общественных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни. Характер и содержание общественного мнения, его зрелость можно выявить, только наблюдая за воспитанниками в реальных условиях жизнедеятельности или посредством создания ситуаций свободного выбора. Принято выделять два основных формирования общественного мнения в коллективе: налаживание практической деятельности и проведение организационно-разъяснительных мероприятий в форме бесед, собраний, сборов и т.п. Если организуется содержательная деятельность школьника с активным участием всех, они не только переживают радость успеха, но и приучаются критически относиться к недочетам и стремятся к их преодолению. Благодаря здоровому общественному мнению реализуется уже на более высоком уровне методика параллельного действия. При наличии принципиальных, здоровых отношений между учащимися всякое воздействие на коллектив оказывает влияние на его членов, и наоборот, воздействие на одного ученика воспринимается другим и как обращение к ним. При наличии социально – ценного общественного мнения коллектив начинает функционировать как хорошо организованная и социально – целеустремленная ячейка общества.
              Большое значение для развития коллектива имеет организация перспективных устремлений воспитанников, т.е. вскрытый А.С.Макаренко закон движения коллектива [11]. Если развитие и укрепление зависит от содержательности и динамики его деятельности, то он должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Поэтому необходимым условием развития коллектива является постановка и постоянное усложнение перспектив: близких, средних и далеких. Их уместно в соответствиями с требованиями заданного подхода соотнести с оперативными, тактическими и стратегическими задачами и помочь каждому воспитаннику на фоне общей коллективной перспективы выделить в свою личную.
              Важным условием развития коллектива является организация самоуправления. Проблема самоуправления в детском коллективе была поставлена Н.К.Крупской. В современной теории воспитания большой вклад в ее разработку внес В.М.Коротков. Особого внимания заслуживает вывод о том, что самоуправление  не может создаваться «сверху», т.е. начиная с создания органов, - оно естественно должно вырастать «снизу». Самоорганизация тех или иных видов деятельности при этом самоуправлении в первичном коллективе и в масштабах всей педагогической системы в своем формировании должно подчиняться довольно жестким алгоритмическим шагам:
?      Разделение  конкретного дела на законченные части и объемы; формирование микрогруппы соответственно частям и объемам;
?      Выбор ответственных за каждый участок деятельности;
?      Объединение ответственных в единый орган самоуправления;
Выбор главного ответственного лица [6].
              Таким образом, органы самоуправления в школе формируются в зависимости от конкретных дел и видов деятельности, подготовкой которых заняты, и в реализацию которых включены школьники на данный момент. Другим словом, многие органы самоуправления временны, создаются с определенной целью и никогда не формируются заранее. В этом и заключен большой педагогический смысл, позволяющий варьировать отношения руководства – подчинения. 
              Высшим органом школьного самоуправления является собрание общешкольного коллектива или его представителей, которому подотчетен учебный комитет. При этом собрание вправе принимать решения только в рамках переданных школьникам полномочий. Педагогическое руководство школьным самоуправлением и должно найти свое выражение только в определении стратегических направлений деятельности детей, оказании им помощи в форме советов и рекомендаций.
              А.С.Макаренко считал разновозрастной отряд идеальной моделью первичного коллектива. «Такая организация, - по его словам, - дает большой воспитательный эффект – она создает более тесное взаимодействие возрастов и является естественным условием постоянного накопления опыта в передаче старших поколений» [11].
              Воспитательный коллектив школы (класса) представляет собой органическое единство двух коллективов: педагогического и ученического; является основным фактором развития личности школьника. Коллектив, по мнению Макаренко, - это живой социальный организм, в котором развитие, «движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти».
              Воспитательный коллектив решает широкий спектр воспитательных задач: выработка общественно значимых целей в перспективе совместной деятельности, обеспечение каждому члену активной позиции в современной жизнедеятельности, выработка высоконравственных норм и общих ценностных ориентаций на культуру, создание возможности самоактуализации  для каждого члена коллектива, реализация идеей защищенности в комфортном психологическом климате детско-дружеского содружества.
              Гуманистическая интерпретация коллектива, как известно, предполагает наличие определенных признаков, которые и позволяют сделать именно коллектив «инструментом прикосновения к личности» (А.С.Макаренко). Наращивание этих признаков и есть главный предмет заботы классного руководителя и основное условие создания и развития ученического коллектива. Остановимся подробнее на этих признаках:
1. Общественно - значимая цель. Коллективы по своему целевому назначению разнообразным: трудовые, ученические, политические, свободного общения и т.д. Идеальный класс – коллектив особого рода: он изначально создан по формальному признаку (детям исполнилось 7 лет – родители привели их в школу, живут в одном микрорайоне, или родителей привлек профиль класса или школы, или захотелось отдать ребенка в 1 класс к популярному учителю). Целенаправленность воспитательного процесса ставит перед классным руководителем цель и определение стратегических и тактических задач воспитания. И не только перед собой, но и довести их до сознания своих воспитанников [10].
2. Общественно – значимая деятельность. Межличностное общение детей и начинается, и развивается, и существует как фактор развития только в разнообразных видах деятельности, так как именно в деятельности формируется отношение детей к окружающему миру. Значит, классный руководитель, желая как можно скорее создать коллектив должен насытить жизнь детей разнообразными делами. Это позволяет быстрее узнать детей, перезнакомит их, включить в деловые и интимно-личностные отношения. Единственное условие: любая деятельность должна быть, во первых, общественно – полезной и значимой, и во-вторых, приносить личностное удовлетворение каждому ее участнику [10].
3. Отношения общественной зависимости. А.С.Макаренко называл их еще «взаимной ответственности и взаимного подчинения». Это актив и органы самоуправления, это система поручений и обязанностей. При этом важно соблюдение еще двух важных условий: научение исполнению поручений (алгоритм, инструктаж, пример взрослого и т.д.) и контроль (с целью доведения до конца, начатого дела). Тогда только система поручений позволит создать в коллективе условия для самореализации каждого его члена – и взрослого и школьника [10].
4. В коллективе реализуются идея свободы личности, ее раскованности и в то же время защищенности каждого члена коллектива. Ю.П.Азаров пишет: «Суть в том, чтобы дети и воспитатели ставили на 1 место ту свободу и ту раскованность, которые освобождают человека духовно, которые создают предпосылки для рождения страстной увлеченности серьезным делом». В современной школе свобода и раскованность непременно должны быть связаны с гарантией развития всех, рассматриваться как свобода деятельности, как свобода духовно обогащающего общения против различных форм разобщенности отношений в среде взрослых и детей [10].
5. Единая для всех система требований во всех сферах жизни, в деятельности коллектива, в четкости организации каждого вида деятельности, в уважительном отношении ко всем, в соблюдении порядка, дисциплины, в неукоснительном исполнении норм нравственного поведения [10].
6. Традиции в коллективе возникают постепенно, по мере накопления совместного опыта деятельности и общения. Обогащение коллективной жизни – одно из условий сплочения и развития детского коллектива.
7. Связь с другими коллективами – общешкольными, педагогическими, с коллективами трудовыми, других учебных заведений. При этом должны быть две линии взаимодействия: одна, согласно которой ученический коллектив «берет» на себя что-то и другая, согласно которой ученический коллектив «отдает» что-то другим.
8. Коллектив имеет свою историю развития. И это не только общие события и явления в прошлом. Это и поступательное, прогрессивное движение от низших форм существования к высшим, это движение от первой к четвертой стадии (уровню) развития коллектива, от состояния авторитарного руководства педагогом всеми делами до полного самоуправления [10].
              Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование детского коллектива будет происходить при условии развития и наращивания признаков, отличающих коллектив от любой другой группы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Опытно – диагностическая работа по формированию коллектива младших школьников
 
2.1. Опыт работы учителей по использованию коллективных творческих дел для формирования коллектива младших школьников
 
              В настоящее время проблема коллектива приобретает все большее значение. И учителя начальных классов делятся своим опытом по формированию коллектива младших школьников.
              Елена Геннадьевна Аксенова – учитель начальных классов муниципального образовательного учреждения «Гимназия  № 1, г. Кемерово основными задачами воспитательной работы считала сплочение детского коллектива; организацию деятельности ребят, обеспечивающую активную позицию всех ее участников; развитие индивидуальных особенностей каждого; привлечение родителей к участию в школьной жизни детей. Особое внимание она уделяла созданию общей атмосферы дружбы, приветливости, вежливости и радости за успехи товарищей.
              Результативность работы проявляется в количественных и качественных показателях психологического сопровождения. Психологическая дружба гимназии на основе проведенного исследования констатирует рост позитивной тенденции комфортности и сплоченности коллектива класса. Социометрическое исследование наглядно это демонстрирует: 2 – й класс – 30% детей считают, что коллектив класса создан, 4 – й класс – 86% детей с нетерпением ждут начала нового учебного дня, встречи с одноклассниками. «Нам вместе весело, нам вместе интересно», - признаются ребята.
              Развитию дружеской обстановки в классе, уважительному отношению друг друга способствует проведение различных игр. Например, очень нравится детям игра «Волшебный стул», где участники называют только положительные качества человека. Шоу – конкурс «Мисс 3 – В», проведенный к празднику 8 Марта, помог девчонкам проявить свои лучшие личностные качества, научил свободно двигаться по сцене, умению общаться со зрителями, делать и получать комплименты. А мальчики показали себя, как истинные джентльмены. Творчески подошли дети и их родители к проведению новогодней дискотеки. Каждый желающий мог стать рок – или поп – звездой. Ежегодно в классе по инициативе ребят проводим длительные (на протяжении одной – двух четвертей) игры – путешествия «Космический рейс», «Освоение Антарктиды». Помочь выиграть сможет только дружба, уверенность в себе и в свих товарищах, взаимовыручка, внимательное и доброе отношение друг к другу.
              Для организации коллективных творческих дел Елена Геннадьевна использовала групповую форму работы. Она старалась, чтобы при создании коллектива складывались свои традиции: «Радостные встречи по понедельникам», где дети в неформальной обстановке могут поделиться своими впечатлениями о прошедшей неделе, поздравить товарищей с успехами, спланировать дальнейшую работу; ежемесячное посещение филармонии, театров, музеев, выставок, организации экскурсий по городу, праздников, совместные поездки с родителями за город, ежегодный выпуск журнала «Звездный рейс», в котором отражаются жизнь класса глазами детей.
              Создание журнала ведется при непосредственном участии родителей. Огромный интерес к его созданию вызван тем, что каждый из ребят может проявить себя в разных качествах, т.е. реально освоить профессии журналиста, художника – оформителя, корреспондента и т.д. Темы страничек журнала могут быть самыми разнообразными Журнал стал еще одной формой общения, которая позволяет связать общей нитью разные учебные предметы. На страничке «Капельки таланта» отражены спортивные достижения, музыкальные и т.д. В журнале может «напечататься» каждый желающий. Журнал – это как бы презентация своих талантов перед сверстниками. Большое значение уделяется освоению способов поиска информации из разных источников. Отдельные рубрики позволяют ребятам учиться высказывать свое мнение, совершенствовать навыки устной и письменной речи, а главное – проявить свои творческие способности [15].
              Наталья Владимировна Селиванова, доктор педагогических наук считала, что каждый коллектив несет в себе, с одной стороны, признаки организации, а с другой – признаки психологической группы, что позволяет распространить не него закономерности группового функционирования. Это превращает коллектив из формального объединения детей в живой организм.
              Рассматривая школьный класс как возможный коллектив, можно выделить несколько стадий его развития (границы этих стадий, конечно, достаточно размыты).
              На стадии первоначального сплочения коллектива ребята часто ссорятся по разным причинам, но затем конфликты возникают только по самым важным для жизни класса вопросам. Эмоциональная атмосфера вначале неустойчива, часто бывают сильные перепады настроения. Чувство «мы – единое целое», «мы – коллектив» возникает только в делах, которые удается организовать как коллективные. К «окончанию» этой стадии большинство детей понимает и принимает цели коллектива и участвует в коллективных делах, но доля этого участия неодинакова, часть ребят (актив) уже на этом этапе получают возможность проявить свои творческие возможности.
              На второй стадии развития коллектива все большее значение для класса приобретают общественно – значимые цели и мотивы деятельности. К завершению второй стадии развития классного коллектива уже складывается четкая структура деловых отношений, приходят в соответствие деловые и эмоционально – психологические отношений. Эмоциональный климат в это время достаточно устойчив и доброжелателен. «Изолированных» школьников в это время уже очень мало, ребята становятся более активными, чувствуют ответственность за класс и своих товарищей.
              На третьей стадии развития самой важной становится деятельность коллектива на пользу другим людям. Эта цель все больше начинает определять всю организацию жизни класса как коллектива. Атмосфера коллектива становится оптимистической и доброжелательной, общественное мнение сформировано и регулирует жизнь класса. Коллективы классов воздействуют, и все вместе составляют общешкольный коллектив. Взаимовлияние коллектива на ребенка и ребенка на коллектив многогранно и в равной степени зависит как от характеристик коллектива, так и особенностей входящих в него детей. Коллектив влияет или не влияет на личность в зависимости от уровня своего развития, и чем этот уровень выше, тем целенаправленнее и многостороннее становится влияние коллектива. Влияние коллектива на ребенка зависит от того, какое положение принимает этот ребенок в системе внутриколлективных отношений, а это положе
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.