На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совершенствования маркетинговой деятельности предприятия ООО «Полидент»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Объект исследования: ООО «Полидент».
Предмет исследования: опрос как наиболее распространенный метод маркетинговых исследований.
Цель исследования: разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия ООО «Полидент».
Задачи исследования:
1.  Изучить сущность, виды и организацию опросов как наиболее распространенного метода маркетинговых исследований.
2.  Разработать план маркетингового исследования в форме опроса на примере предприятия ООО «Полидент».
3.  Провести анализ результатов опроса и предоставить отчет с обоснованием рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия ООО «Полидент».
Методы исследования: анализ теоретических источников; проведение наблюдение и сбор информации посредством анкетирования; обработка результатов и интерпретация данных, простые методы статистического анализа, а также методы простой и перекрестной табуляции собранной информации.
Экономическая, социальная, правовая значимость исследования: в результате внедрения предложенных рекомендаций предприятие получит дополнительную прибыль.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции  сопровождаются ссылками на их авторов.
 
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ  ОПРОСОВ
1.1 Теоретические основы  проведения маркетинговых исследований  на основе опросов. Виды опросов
1.2 Опрос как один из  методов сбора первичной информации
1.3 Организация и проведение  маркетинговых исследований в  виде опроса
2. РАЗРАБОТКА ПЛАНА МАРКЕТИНГОВОГО  ИССЛЕДОВАНИЯ В ФОРМЕ ОПРОСА
2.1 Краткая характеристика  предприятия
2.2 Разработка плана маркетингового  исследования
3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ  ОПРОСА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА
3.1 Результаты маркетингового  исследования
3.2 Рекомендации по совершенствованию  маркетинговой деятельности предприятия
3.3 Экономическая эффективность  совершенствования маркетинговой  деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИя 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
Следует отметить, по мнению экспертов, рецепт для хорошего решения: 90% информации и 10% вдохновения [15, с.9]. Особенно это высказывание применимо к  управлению маркетингом. Ведь маркетинг  – это основная точка соприкосновения  фирмы с ее окружением. Посредством  маркетинговых решений фирма  приспосабливает свою продукцию  и услуги к нуждам и желаниям общества.
Под маркетинговыми исследованиями понимается системный сбор и анализ данных по разным аспектам маркетинговой  деятельности. Доскональное знание потребителя, особенностей и мотивов его поведения  позволяет фирме успешно развиваться  в высоко конкурентной среде. Если фирма  хочет постоянно отслеживать  обратную связь с покупателем, быть на гребне волны, а не ждать на обочине, она просто обязана проводить  маркетинговые исследования. И проводить  их системно. Показательна в этом плане  зарубежная статистика: в среднем 50% американских, 86% европейских и 60% японских компаний практикуют маркетинговые  исследования для получения информации и аудита своих брэндов. Явным  же лидером является Великобритания – 100% фирм с оборотом более 25 млн. фунтов и 47% фирм с оборотом до 1 млн. фунтов тратят свои «кровные денежки» на детальное  изучение рынка [6, с.118].
В прошлом веке маркетинговые  исследования как таковые не были нужны, так как большинство фирм были мелкими и знали своих  клиентов лично. В XXI веке появилась  необходимость в получении более  обширной информации о клиентах и  их покупательских потребностях. Появилась  проблема нехватки информации. Необходимость  в проведении маркетинговых исследований очевидна. В этом и состоит актуальность данной темы.
Проведение маркетинговых  исследований – это сложный многоступенчатый процесс, требующий глубокого знания объекта изучения, от точности и  своевременности результатов которого во многом зависит успешное функционирование всего предприятия. Маркетинговые  исследования создают научно и практически  обоснованную базу для принятия квалифицированных  решений управленческим аппаратом  компании и ее высшим руководством.
Объектом курсовой работы является – ООО «Полидент».
Предмет – опрос как  наиболее распространенный метод маркетинговых  исследований.
Цель – разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой  деятельности предприятия ООО «Полидент».
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1.  Изучить сущность, виды и организацию опросов как наиболее распространенного метода маркетинговых исследований.
2.  Разработать план маркетингового исследования в форме опроса на примере предприятия ООО «Полидент».
3.  Провести анализ результатов опроса и предоставить отчет с обоснованием рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия ООО «Полидент».
Методы, которые использовались при написании курсовой работы: анализ теоретических источников; проведение наблюдение и сбор информации посредством  анкетирования; обработка результатов  и интерпретация данных, простые  методы статистического анализа, а  также методы простой и перекрестной табуляции собранной информации.
Для написания курсовой работы были использованы отечественная и  зарубежная научная литература, периодическая  печать, бухгалтерская отчетность ООО  «Полидент» за 2009-2010 годы.
 
1.  СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОПРОСОВ
1.1  Теоретические основы проведения маркетинговых исследований на основе опросов. Виды опросов
Маркетинговое исследование – это систематический поиск, сбор, анализ и представление данных и сведений, относящихся к конкретной рыночной ситуации, с которой пришлось столкнуться предприятию [3, с.18]. Маркетинговое  исследование можно также определить как систематический сбор, учет и  анализ данных по маркетингу и маркетинговым  проблемам в целях совершенствования  качества процедур принятия решений  и контроля в маркетинговой среде. Имеется целый ряд аналогичных  и иных определений маркетинговых  исследований.
Каждая фирма самостоятельно определяет тематику и объем маркетинговых  исследований исходя из имеющихся у  нее возможностей и потребностей в маркетинговой информации, поэтому  виды маркетинговых исследований, проводимых различными фирмами, могут быть разными.
Принципиальной особенностью маркетингового исследования, отличающей его от сбора и анализа, внутренней и внешней текущей информации является его целевая направленность на решение определенной проблемы или  комплекса проблем маркетинга. Эта целенаправленность и превращает сбор и анализ информации в маркетинговое исследование.
Наиболее распространенным методом сбора первичной маркетинговой  информации является опрос. Он используется примерно в 90 % исследований.
Опрос — это метод сбора  первичной маркетинговой информации, предусматривающий, во-первых, письменное или устное обращение исследователей к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых отражает изучаемую проблему, и, во-вторых, регистрацию, статистическую обработку и интерпретацию полученных ответов.
Цель опроса состоит в  том, чтобы выяснить субъективные мнения людей, их предпочтения, убеждения, установки  в отношении какого-либо объекта.
Поэтому применение метода опроса позволяет:
·  идентифицировать потенциальных потребителей;
·  осуществить сегментацию рынка в соответствии с качественными и количественными характеристиками потребителей;
·  оценить осведомленность, восприятие, отношение и требования потребителей относительно продукта (предприятия), его характеристик, цены и других элементов комплекса маркетинга;
·  выявить предпочтения потребителей по товарным маркам;
·  изучить поведение и мотивацию потребителей, покупательские решения и процесс их принятия;
·  установить факторы, влияющие на поведение потенциальных потребителей, и возможности управления ими;
·  оценить эффективность воздействия на потребителей маркетинговых программ, приемов и инструментов;
·  отследить динамику потребления, предпочтений, потребностей, установок и убеждений потребителей;
·  выявить характеристики потребителей (социально-демографические, психографические, поведенческие) и т. д.
Достоинство этого метода состоит, прежде всего, в практически  неограниченной области его возможного применения. Так, этот метод позволяет  получить данные не только о текущем  поведении объекта, но и о его  поведении в прошлом и намерениях в будущем.
Опросы практически не имеют альтернативы в тех случаях, когда фирма нуждается в информации о знаниях, убеждениях и предпочтениях  потребителей, о степени их удовлетворенности, об имидже фирмы и т.п.
Этим, прежде всего, объясняется  широкое применение при проведении маркетинговых исследований этого  метода. К недостаткам этого метода относится относительно большая  трудоемкость и значительные затраты  на проведение опросов, а также возможное  снижение точности полученной информации, обусловленное неправильными или  искаженными ответами.
Опросы классифицируются по ряду признаков (таблица 1.1).
Таблица 1.1 – Классификация  опросов
Признак классификации
Классификационные группировки
Тип респондентов
Массовые
Специализированные (экспертные)
Частота проведения
Точечные (разовые)
Повторные
Степень охвата
Сплошные
Выборочные
Форма
Анкетирование
Интервьюирование (прямое и  опосредованное, например по телефону)

В зависимости от типа респондентов различают массовые и специализированные опросы. В массовом опросе основным источником информации выступают различные  категории населения, профессиональная деятельность которых не связана  с предметом анализа. В специализированных опросах главным источником информации являются компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с  предметом исследования. Отсюда следует  еще одно широко используемое название таких опросов – экспертные. К  ним чаще всего обращаются на начальных  этапах маркетинговых исследований, когда необходимо выявить проблему, и на заключительном, когда требуется  проверить полученную информацию и  принять решение.
В зависимости от частоты  проведения опросы могут быть точечные (разовые) и повторные. Последние  позволяют выявить жизненный  цикл запросов и предпочтений потребителей и основные тенденции их изменений  с течением времени для своевременного принятия решений о деятельности на рынке.
По степени охвата потенциальных  потребителей опросы могут быть сплошными  и выборочными. Сплошные опросы могут  проводиться, например, в отношении  посетителей предприятия или  его стенда на выставочных мероприятиях. На практике количество потенциальных  покупателей предприятия, как правило, велико, что делает невозможным проведение сплошных опросов. В связи с этим наиболее приемлемыми являются выборочные опросы, сущность которых заключается  в том, что опрашивается часть (выборка) изучаемой совокупности населения, отобранная в результате применения специальных научно обоснованных приемов. Если выборочная совокупность достаточно полно отражает свойства генеральной  совокупности, она называется представительной (репрезентативной). Особая роль при  проведении выборочных опросов отводится  методу фокус групп.
В практике маркетинга применяются  две основные формы опроса: анкетирование  и интервьюирование. При анкетировании  респондент письменно отвечает на вопросы  в присутствии исследователя (анкетера) или без него. Интервьюирование как форма опроса предполагает личное общение с респондентом, при котором исследователь (интервьюер) сам задает вопросы и фиксирует ответы.
Особенностью опроса как  метода сбора первичной маркетинговой  информации является достаточно высокая  степень отказа респондентов от участия  в исследовании, обусловленная двумя  основными причинами. Первая связана  с чувством подозрительности и стремлением  никого не допускать в свою личную жизнь. Определенная категория людей  не изъявляет желания участвовать  ни в каком обследовании. Вторая причина определяется специфическими обстоятельствами проведения конкретного  опроса. Например, некоторые респонденты  не желают обсуждать определенные темы. Выбранная форма опроса также  влияет на степень желания участвовать  в обследовании. Так, люди находят  более затруднительным отказаться от участия в личном интервью, чем  в почтовом опросе. Обычно используются методы стимулирования желания принять  участие в исследовании путем  предоставления небольших подарков. Например, в некоторых гостиницах Испании за заполненную анкету гость  при расчете за проживание может  получить символическую скидку ($1–2). В качестве вознаграждения за участие  в исследовании клиента можно  «премировать», например, фирменной  майкой, мелкими предметами домашнего  обихода или купоном, позволяющим  бесплатно воспользоваться дополнительной услугой (имеющимися в гостинице  сауной, теннисными кортами и т. д.).
маркетинговый стоматологический  спрос услуга
1.2  Опрос как один из методов сбора первичной информации
Подготовка проведения сбора  информации с помощью опроса предусматривает  решение следующих задач:
·  выбор способа связи с аудиторией;
·  подготовка анкеты;
·  проведение тестирования и доработка анкеты.
Различают три основных способа  связи исследователя с объектом при проведении опроса: по телефону, по почте и личное интервью. Каждый из этих способов связи обладает определенными  достоинствами и недостатками. Сравнительные  характеристики форм опроса представлены в таблице 1.2.
Результаты анализа показывают, что основными преимуществами личного  опроса являются гибкость в постановке зондирующих вопросов и непосредственное наблюдение за реакцией на наглядные  материалы. При почтовом опросе реакция  обычно существенно слабее. Характеристики телефонного опроса представляют собой  нечто среднее между характеристиками двух других типов опроса [20, с.254].
Так, достоинствами опроса (интервью) по телефону является относительно высокая оперативность и дешевизна  проведения опроса.
Таблица 1.2 – Сравнительные  характеристики различных форм опросов
Характеристика
Форма опроса
почтовый
телефонный
личный
Средняя стоимость анкеты
Минимальная при условии  высокого коэффициента возврата
Умеренная
Высокая с учетом затрат времени и оплаты разъездов
Возможность задавать сложные  вопросы, модифицировать их
Незначительная, если анкета простая и короткая
Незначительная, так как  модифицировать и менять формулировки некогда
Значительная, так как  можно демонстрировать вспомогательный  материал, формировать личную связь, задавать зондирующие вопросы
Возможность произвольной интерпретации  результатов
Отсутствует, поскольку анкета заполняется без участия опрашивающего
Присутствует за счет интонации  опрашивающего
Значительна за счет интонации  и выражения лица опрашивающего
Анонимность респондента
Полная, поскольку не требуются  анкетные данные
Условная, поскольку существует телефонный контакт
Отсутствует, поскольку происходит личный контакт

К недостаткам этого метода относятся:
·  возможность опроса только тех, у кого есть телефон, что нередко не позволяет обеспечить адекватность выборки;
·  относительно высокая вероятность получения отказа от ответов.
При письменном опросе участники  получают опросные листы, которые они  должны заполнить и отослать по назначению. В данном случае используются преимущественно  закрытые вопросы, ответ на которые  заключается в выборе одного из приведенных  вариантов. Вопросы подразделяются следующим образом:
·  да - нет вопросы (иногда предусматривается ответ типа «не знаю» или «ни да, ни нет»);
·  альтернативные вопросы, при которых нужно выбрать из ряда возможных ответов один, иногда несколько;
·  ранжирование объектов сравнения, например автомобилей, на базе субъективно ощущаемых преимуществ;
·  шкалирующие вопросы по шкале Лайкерта (шкале предпочтений), дающие дифференцированную оценку похожести или различия исследуемых объектов
Разные виды вопросов задают различные уровни шкал, которые можно  применить в дальнейшем для измерения  величины исследуемого признака.
При разработке вопросов нужно  исходить из потребности в информации и возможностей опрашиваемых дать правильный ответ. Если исследователя интересует только согласие или несогласие, то достаточен вопрос вида «да – нет». Если же нужно сделать заключение о мнениях опрашиваемых, то необходимо использовать шкалирующие вопросы.
Опросные листы могут  включать, кроме вопросов по существу дела, вопросы, помогающие установить контакт с опрашиваемым, и вопросы, контролирующие правильность и подлинность  ответов. Кроме того, используются статистические вопросы, касающиеся личности опрашиваемого.
Достоинство опроса по почте, т.е. производимого с помощью рассылаемых  по почте анкет, состоит в устранении всякого влияния интервьюера, в  обеспечении наилучших предпосылок  для ответов на вопросы личного  характера, а также в относительной  дешевизне охвата географически  рассредоточенной аудитории.
К недостаткам этого способа  относятся:
·  низкая оперативность:
·  возможность не возврата значительной доли разосланных анкет (обычно исследователям не возвращается более половины разосланных анкет) и обусловленная этим возможность самоотбора опрашиваемых.
Личное интервью по праву  считается универсальным и самым  популярным способом связи с объектами  исследования, поскольку позволяет  избежать указанных выше недостатков, присущих опросам по почте и телефону. К достоинствам этого способа  относятся:
·  относительно небольшая доля отказов от ответов, обеспечиваемая высокой квалификацией интервьюеров;
·  относительно высокая точность обследования, обеспечиваемая применением более сложных и длинных анкет (чем при опросе по телефону или по почте), что обусловлено возможностью способностью опытного интервьюера разъяснить все непонятные вопросы;
·  возможность совмещения личного опроса с наблюдением, позволяющая получить дополнительную информацию об опрашиваемых.
Основным недостатком  личного опроса является относительно большие организационные усилия и материальные затраты на его  проведение, а также возможность  оказания интервьюером вольного или  невольного влияния на мнение опрашиваемых при наличии у него определенных пристрастий.
Анализ рассмотренных  выше достоинств и недостатков различных  способов связи с аудиторией, с  одной стороны, а также особенностей аудитории, содержания опроса и возможностей исследователей, с другой стороны, позволяет  выбрать наиболее рациональный способ связи с аудиторией при проведении опроса. Решение этой задачи позволяет  исследователям приступить непосредственно  к разработке анкеты, представляющей собой перечень вопросов, на которые  опрашиваемому предстоит дать ответы.
Анкета – самое распространённое орудие исследования при сборе первичных  данных. Анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета – инструмент очень  гибкий, вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования, и устранения выявленных недостатков до начала её широкого использования. В ходе разработки анкеты исследователь маркетинга отбирает вопросы, которые необходимо задать, выбирает форму этих вопросов, их формулировки и последовательность. Каждый вопрос нужно проверить с точки зрения вклада, который он вносит в достижение результатов исследования. Праздные вопросы следует опускать, поскольку  они затягивают процедуру и действуют  опрашиваемым на нервы.
Анкета обычно состоит  из введения, реквизитной части и  основной части.
Главная цель введения –  убедить респондента принять  участие в опросе. Оно должно содержать  цель проводимого опроса и показать, какую пользу получит респондент, приняв участие в опросе. Кроме  того, из введения должно быть понятно, кто проводит данный опрос.
В реквизитной части приводится информация, касающаяся респондента: пол, возраст, принадлежность к определенному  классу, род занятий, семейное положение, имя и адрес для частных  лиц и для организаций: размер, местоположение, направление производственно-хозяйственной  деятельности, положение респондента  в организации, его имя. Кроме  того, необходимо идентифицировать саму анкету, то есть дать ей название, указать  дату, время, место проведения опроса, фамилию интервьюера.
При разработке основной части  анкеты следует обращать внимание на содержание вопросов, их тип и число, последовательность представления  вопросов в анкете, наличие контрольных  вопросов.
Содержание вопросов определяется тем, что мы желаем узнать в результате ответов на поставленные вопросы.
Выделяют два типа вопросов: закрытые и открытые.
Закрытый вопрос содержит все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них.
Открытый вопрос даёт опрашиваемому  возможность отвечать своими словами. Открытые вопросы часто дают больше информации, поскольку опрашиваемые ничем не связаны в своих ответах. Особенно полезны открытые вопросы  на поисковом этапе исследования, когда необходимо установить, что  люди думают. С другой стороны, ответы на закрытые вопросы легче интерпретировать, сводить в таблицы, подвергать статистическому  анализу.
Формулирование вопросов также требует осторожности. Исследователь  должен пользоваться простыми, недвусмысленными словами, которые не влияют на ответ. До начала широкого использования анкеты вопросы следует предварительно опробовать.
Большое значение имеет также  последовательность вопросов. Первый из них должен по возможности пробудить  у опрашиваемых интерес. Трудные  или личные вопросы лучше задавать в конце интервью, чтобы опрашиваемые не успели замкнуться в себе. Вопросы  следует задавать в логической последовательности. Вопросы, классифицирующие опрашиваемых людей на группы, задают в последнюю очередь, потому что они носят более личный характер и менее интересны для отвечающих людей.
В последнее время стало  очень популярным проведение опроса в среде Интернета. При проведении опроса в среде Интернета анкета размещается на сайте, где клиенты  могут просмотреть текущие результаты, которые обновляются каждый раз, как только очередной респондент заполняет анкету. При этом респондентам предоставляется возможность ознакомиться с результатами исследования. Можно  привлечь внимание к опросу, если разместить баннеры с приглашением принять  участие в обследовании на сайтах, часто посещаемых потенциальными потребителями. Для опросов в среде Интернета  характерны: низкие затраты, высокая  скорость получения ответов, возможность  использования демонстрационных видеоматериалов, интерактивный характер коммуникации. Кроме того, исследователи имеют  большие возможности контроля качества получаемой информации. Логические проверки могут быть встроены непосредственно  в анкеты таким образом, что ввод противоречивых или бессмысленных  ответов будет невозможен, это  избавит от необходимости проверки и редактирования данных. Возможно также проведение опроса на конференциях. Для этого необходимо: выбрать  телеконференцию с интересующей аудиторией; некоторое время следить  за проходящими на ней дискуссиями; принять активное участие в обсуждении проблем; предложить на телеконференции  вопросы, на которые необходимо получить ответы. В то же время при проведении интернет опросов сложно обеспечить репрезентативность выборки. Существуют также этические проблемы, связанные  с риском нарушения конфиденциальности.
Итак, цель опросов состоит  в том, чтобы проверить и скорректировать  первоначальные менеджерские гипотезы, опираясь на «экспертизу потребителя», который видит проблему в ином ракурсе, чем производитель.
Однако метод опросов  имеет и ряд недостатков. Главным  препятствием на пути эффективных прогнозов  с помощью опросов является так  называемый парадокс Ла-Пьера –  люди не всегда поступают так, как  говорят. Это особенно наглядно проявляется  в сфере маркетинговых исследований и может иметь весьма серьезные  последствия. Поэтому не существует такой области, в которой тратится столь много средств на изучение понимания человеческого поведения, как индустрия маркетинга и рекламы.
Еще одним препятствием в  применении массовых опросов в маркетинговых  исследованиях – проблема статистической достоверности результатов. Для  получения полноценных, достоверных  результатов необходим опрос  большого количества представителей интересующей исследователя популяции, то есть, объем  выборки достаточно велик, что сразу  сказывается на стоимости исследования. К тому же, выборка должна быть случайной (вероятностной), что можно сделать  лишь обладая доступом к базам  данных, которые у нас традиционно  засекречены (базы данных паспортных столов, например). Несоблюдение всех необходимых  для количественного опроса условий  сводит на нет все усилия по его  проведению, делает невозможным строить  достоверные прогнозы, опираясь на статистику.
1.3  Организация и проведение маркетинговых исследований в виде опроса
Исследования маркетинга представляют собой сбор, обработку  и анализ самых разнообразных  данных с целью уменьшения неопределенности и сокращения риска, сопутствующих  принятию управленческих и маркетинговых  решений.
Организация и проведение маркетинговых исследований включает несколько этапов:

Рисунок 1 – Процесс  маркетинговых исследований [17, с.126].
На первом происходит четкое определение проблемы и постановка целей исследования. Это могут  быть потребность увеличить объем  продаж, необходимость выяснить, почему продукт конкурента раскупается  лучше, чем ваш, или представление  на рынке совершенно нового продукта и определения соответствующей  реакции на него.
Второй этап – определение объектов исследования. Когда определена проблема, можно сформулировать задачи исследования. Примерами задач исследования могут быть следующие:
·  разработать план ответных мер на действия конкурентов;
·  описать реальных и потенциальных конкурентов;
·  предсказать изменение состояния конкуренции в отрасли в связи с открытием новых заведений питания.
·  проверить гипотезу взаимосвязи между независимыми и зависимыми переменными: например, снижением цены на услуги ресторана и увеличением спроса на них.
Третий этап – разработка плана исследования. Создание проекта  исследования является, возможно, самой  важной стадией процесса маркетинговых  исследований. Проект исследования —  это общий план проведения маркетинговых  исследований; он определяет потребности  в различных данных и процедуру  сбора, обработки и анализа этих данных. Со стороны исследователя  разработка плана требует больших  способностей. Эта стадия включает не просто выбор определенных методов  проведения маркетинговых исследований, а разработку в рамках маркетинговых  исследований специфических задач.
На этом этапе также  определяется потребность в информации, тип требуемой информации, источники  и методы ее получения.
Четвертый этап – сбор информации с использованием первичных и  вторичных данных. Сбор первичных  данных требует выбора методов исследования (наблюдение, эксперимент, опрос); подготовка орудий исследования (анкеты, механические устройства); составления плана выборки (единица выборки, объем выборки, процедура выборки) и выбора связи  с аудиторией (телефон, почта и  личное интервью). Остановимся на опросе, так как он является одним из основных методов маркетингового исследования.
Опрос может последовать  в устной или письменной форме. Устные и телефонные опросы называют обычно интервью. При сборе первичных  данных у исследователей маркетинга есть выбор из двух основных орудий исследований – это анкеты и механические устройства.
Прежде чем начинать опрос, нужно проверить анкету на небольшом  числе лиц, чтобы окончательно доработать ее методом постепенного приближения; таким путем можно избежать многих ошибок.
Как правило, это самый  дорогой и самый чреватый ошибками этап исследования. При проведении опросов встают четыре крупные проблемы. Некоторых из опрашиваемых может  не оказаться ни дома, ни на работе, и попытку вступить с ними в  контакт придется повторять. Другие, возможно, откажутся участвовать  в опросе. Третьи могут отвечать пристрастно. Пристрастным может оказаться  и тот, кто собирает информацию.
Пятый этап – анализ собранной  информации начинается с преобразования исходных данных (введение в компьютер, проверка на наличие ошибок, кодирование, представление в матричной форме). Это позволяет перевести массу  необработанных данных в осмысленную  информацию. Далее проводится статистический анализ (рассчитываются средние величины, частоты, коэффициенты регрессии и  корреляции, анализ трендов и т.д.).
Шестой этап – представление  основных результатов. Полученные в  результате проведенного исследования выводы оформляются в виде заключительного  отчета и представляются руководству  предприятия.
Проведение маркетинговых  исследований сопряжено не только со значительными финансовыми затратами, но и требует больших организационных  усилий, во многом определяющих эффективность  самого процесса исследований.
Проведение маркетинговых  исследований может быть организовано как путем привлечения к их выполнению сторонних специализированных предприятий, так и силами собственного персонала фирмы. Большинство фирм активно используют результаты маркетинговых  исследований, выполненных специализированными  организациями. Это обусловлено  недостатком у них специалистов в области маркетинговых исследований, а также стремлением фирм выполнить  исследования в сжатые сроки.
Таким образом, проведение маркетинговых  исследований - это сложный многоступенчатый процесс, требующий глубокого знания объекта изучения, от точности и  своевременности результатов которого во многом зависит успешное функционирование всего предприятия.
Опыт иностранных фирм однозначно свидетельствует о необходимости  такого рода затрат, которые при  успешном выполнении всегда окупаются  увеличением прибыли юридического лица ввиду лучшей организации его  производственной и сбытовой деятельности, созданной на комплексном анализе  рынка и нацеленной на решение  задач по успешной реализации продукции.
 
2. РАЗРАБОТКА ПЛАНА МАРКЕТИНГОВОГО  ИССЛЕДОВАНИЯ В ФОРМЕ ОПРОСА
2.1 Краткая характеристика  предприятия
Исследуемое Общество с ограниченной ответственностью «Полидент» – стоматологическая  клиника, которая создана в соответствии с законодательством и зарегистрировано в реестре юридических лиц  Борисовским райисполкомом от 5 апреля 1996 г. № 264.
В сфере стоматологических  услуг города Борисова ООО «Полидент» занимает видное место. ООО «Полидент» предоставляет услуги терапевтического и ортондонтического профиля  следующего типа: все виды протезирования; лечение корневых каналов с помощью  современных технологий в одно посещение; ультразвуковое снятие зубных отложений, грязевой массаж, солевые полоскания, аппликации фито средствами; лечение  пародонтоза по индивидуальным схемам; лазеро- и светолечение; косметическая  реставрация зубов; профессиональная гигиена; отбеливание зубов; исправление  прикуса у детей и взрослых.
Также предоставляются услуги по изготовлению специальных капп для  отбеливания зубов в домашних условиях; изменение цвета, формы  зубов, устранение косметических дефектов, восстановление разрушенных зубов  с помощью реставрационных материалов, виниры, безметалловая керамика.
Основные показатели деятельности ООО «Полидент» за 2009-2010 гг. представлены в таблице 2.1.
В соответствии с данными  таблицы 2.1 выручка от реализации услуг  за анализируемый период обнаруживает устойчивую тенденцию к росту: увеличение показателя в 2010 г. по сравнению с 2009 г. составило 1136 млн. руб. или 15,3 %, в 2010 году предприятие реализовало услуг  на 8567 млн. руб.
Себестоимость проданных  товаров, продукции, работ, услуг (включая  коммерческие расходы) также увеличивается  с 7053 млн. руб. в 2009 году до 7987 тыс. руб. в 2010 году, т.е. на 934 млн. руб. или 13,2 %.
Из данных таблицы 2.1 следует, что прибыль от реализации, рассчитываемая как разность между выручкой от реализации и себестоимостью продаж (включая  коммерческие и управленческие расходы), составила в 2009 году 378 млн. руб. В 2010 году по сравнению с 2009 годом прибыль  от реализации увеличилась на 202 млн. руб. или на 32,3 % и составила 580 млн. руб.
Таблица 2.1 – Основные показатели деятельности ООО «Полидент» за 2009-2010 г.г.
Показатели
Выручка от реализации услуг  млн. руб.
7431
8567
+1136
115,3
Себестоимость проданных  товаров, продукции, работ, услуг (включая  коммерческие расходы)
7053
7987
+934
113,2
Прибыль от реализации, млн.руб.
378
580
+202
132,3
Чистая прибыль, млн. руб.
247
401
+154
162,3
Затраты на рубль выручки  от реализации
0,949
0,932
- 0,017
98,2
Среднегодовая стоимость  основных средств, млн. руб.
669,5
750,5
+81
112,1
Фондоотдача
11,1
11,41
+0,4
102,8
Оборотные средства, млн. руб.
1425
1546
+121
108,5
Оборачиваемость оборотного капитала
5,21
5,54
+0,33
106,3
Продолжительность оборота, в днях
70,45
64,98
- 5,47
92,2
Среднесписочная численность  работников, чел.
17
21
+5
131,3
Производительности труда, млн. руб./чел.
437,12
407,95
-29,17
93,3
Фонд оплаты труда, млн. руб.
330
486
+156
147,3
Рентабельность продаж, %
5,09
6,77
+1,68
-
Рентабельность продукции, %
5,36
7,26
+1,9
-

Затраты на рубль выручки  от продаж снижаются на протяжении анализируемого периода с 0,949 руб. в 2009 году до 0,932 руб. в 2010 году, т.е. в 2010 году на каждый рубль выручки от реализации предприятие имело 93,2 коп. затрат и 6,8 коп. прибыли. Наблюдаемое снижение показателя обусловлено тем, что  темпы роста выручки от реализации превышают темпы роста себестоимости  продаж.
Произведем анализ использования  основных средств на предприятии. Размер основного капитала оценим на основе анализа показателя среднегодовой  стоимости основных средств. Из данных таблицы 2.1 следует, что среднегодовая  стоимость основных средств ООО  «Полидент» в 2009 году составляла 669,5 млн.руб., в 2010 году – 750,5 млн. руб. В 2010 году по сравнению  с 2009 годом увеличение составило 81 млн. руб. или 12,1 %.
Увеличение стоимости  основных средств обусловлено расширением  деятельности предприятия: в 2009 году ООО  «Полидент» открыло два дополнительных стоматологических кабинета, а также  были расширены услуги предоставляемые  клиникой, для чего приобретено современное  оборудование.
Эффективность использования  основных средств предприятия характеризуют  показатель фондоотдачи. Фондоотдача  – показатель оказания услуг, приходящейся на 1 рубль стоимости основных фондов. В 2009 году на 1 рубль стоимости основных фондов приходилось 11,1 руб. выручки  от реализации. В 2010 году фондоотдача  увеличилась на 0,4 руб. или на 2,8 % и составила 11,41 руб. выручки от реализации.
Для анализа эффективности  использования оборотных средств  предприятия рассчитаем и проанализируем динамику показателей оборачиваемости  оборотных средств. Как следует  из таблицы 2.1 в 2009 году оборотные средства предприятия составляли 1425 млн. руб. В 2010 году предприятие дополнительно  вовлекает в оборот оборотный  капитал и оборотные средства увеличиваются до 1546 млн. руб. В 2010 году по сравнению с 2009 годом оборотные  средства увеличивается на 121 млн. руб. или 8,5 %.
За 2009-2010 гг. наблюдается  рост показателя оборачиваемости оборотного капитала. В 2009 году оборотный капитал  совершал 5,21 оборота за год, в 2010 году – 5,54 оборота. Соответственно продолжительность  оборота в днях сокращается с 70,45 дней в 2009 году до 64,98 дней в 2010 году.
Анализ основных показателей  использования основных и оборотных  средств предприятия выявил неоднозначную  тенденцию их динамики. Рост рентабельности оборотного капитала и увеличение коэффициента оборачиваемости оборотного капитала означают повышение эффективности  его использования. В то же время  основные средства предприятия используются недостаточно эффективно, о чем свидетельствует  снижение фондоотдачи.
Численность работающих на предприятии постоянно увеличивается: с 17 чел. в 2009 году до 21 чел. в 2010 году, что  обусловлено расширением деятельности предприятия.
Эффективность использования  трудовых ресурсов выражается в уровне производительности труда. Из данных таблицы 2.1 следует, что производительность труда за анализируемый период обнаруживает устойчивую тенденцию к снижению: в 2009 году она составляла 437,12 млн. руб./ чел., в 2010 году на каждого работающего  приходилось 407,95 млн. руб./ чел. В 2010 году по сравнению с 2009 годом производительность труда снизилась на 29,17 млн. руб./ чел. или на 6,7 %.
Фонд оплаты труда ООО  «Полидент» составил в 2009 году 330 млн. руб., в 2010 году увеличился на 156 млн. руб. или 47,3 % и составил 486 млн. руб. Средняя  заработная плата за анализируемый  период увеличивается с 1618 тыс. руб. в 2009 году до 1930 тыс. руб. в 2010 году.
Анализ показателей производительности труда показал, что ООО «Полидент» недостаточно эффективно использует трудовые ресурсы. Наблюдаемая тенденция  соотношения темпов роста производительности труда и заработной платы свидетельствует  о том, что на данном предприятии  снижается производительность труда, в то время как заработная плата  растет. Эта тенденция оказывает  отрицательное влияние на использование  трудовых ресурсов и свидетельствует  об экстенсивном типе роста предприятия.
Рентабельность продаж составила 5,09 % в 2009 году и увеличилась до уровня 6,77 % в 2010 году, что обусловлено более  высокими темпами роста прибыли  от продаж по сравнению с выручкой то продаж. Рентабельность продаж характеризует  эффективность рыночной деятельности предприятия. Увеличение рентабельности продаж означает повышение рыночной эффективности деятельности предприятия.
Рентабельность основной деятельности (рентабельность продукции) характеризует сумму прибыли  от продаж, приходящуюся на каждый рубль  затрат на производство и сбыт продукции. В 2009 году на 1 рубль затрат предприятие  получало 5,36 коп. прибыли от реализации, в 2010 году показатель увеличился до 7,26 коп. или на 1,9 %. Рост показателя обусловлен ростом прибыли от реализации.
Таким образом, в целом  за 2009-2010 гг. эффективность использования  капитала предприятия, эффективность  основной и рыночной деятельности ООО  «Полидент» повышается, о чем свидетельствует  рост показателей рентабельности.
Основным видом деятельности ООО «Полидент» является оказание стоматологических  услуг населению. Проведем анализ динамики стоимости услуг, оказываемых предприятием, которые представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Динамика стоматологических услуг, оказанных  ООО «Полидент» за 2009–2010 гг.
Изменение (+,-) млн. руб.
Темп изменения, %
Услуги
Сумма, млн. руб.
2009 год
2010 год
Терапевтическая стоматология
1112
1173
+61
105,5
Эстетическая стоматология
175
198
+23
113,1
Хирургическая стоматология
1243
1157
-86
93,1
Протезирование зубов
435
512
+77
117,7
Дентальная цифровая рентгенография
74
61
-13
93,8
ИТОГО:
3039
3101
+62
102,0

 
Из данных таблицы 2.2 следует, что стоимость оказанных услуг  в 2010 году по сравнению с 2009 годом  увеличилась на 62 млн. руб. или 2,0 %. В 2010 году наблюдается увеличение стоимости  услуг терапевтической стоматологии до 1173 млн. руб., т.е. на 61 млн. руб. или 5,5 %.
Стоимость услуг, оказываемых  хирургической стоматологией, обнаруживает неоднозначную тенденцию: в 2010 году по сравнению с 2009 годом уменьшение составило 86 млн. руб. или 6,9 %, несмотря на то, что в 2009 году было закуплено  дополнительное оборудование и организовано дополнительно два рабочих места.
В конце 2009 года было закуплено  новое современное оборудование для осуществления эстетической стоматологии, что позволяет повысить качество оказываемых услуг. В результате проведенной работы стоимость услуг  эстетической стоматологии увеличилась  в 2010 году по сравнению с 2009 годом  на 23 млн. руб. или 13,1 %.
Структура стоимости услуг  ООО «Полидент» за 2009 – 2010 гг. представлена в таблице 2.3. 
 
Таблица 2.3 – Структура  бытовых услуг, оказанных ООО  «Полидент» в 2009–2010 гг., %
Вид услуги
Терапевтическая стоматология
36,6
37,8
+1,2
Эстетическая стоматология
5,8
6,4
+0,6
Хирургическая стоматология
40,9
37,3
-3,6
Протезирование зубов
14,3
16,5
+2,2
Дентальная цифровая рентгенография
2,4
2,0
-0,4
ИТОГО:
100
100
-

Из данных таблицы 2.3 следует, что структура стоматологических  услуг представлена следующими позициями. В 2009 году наибольшая доля услуг приходилась  на хирургическую стоматологию – 40,9 %, вторая по значимости доля услуг, терапевтическая  стоматология – 36,6 %. Протезирование зубов  и эстетическая стоматология представлены долями – 14,3 % и 5,8 % соответственно, 2,4 % от всех услуг составляет стоимость  услуг дентальная цифровой рентгенографии.
В 2010 году изменения в  структуре стоматологических услуг  анализируемого предприятия проявляются  в снижение доли услуг хирургической  стоматологии и увеличении доли услуг  терапевтическая стоматология; в 2010 году их доли составили 37,3 % и 37,8 % соответственно.
Таким образом, анализ динамики и структуры стоматологических  услуг, оказываемых ООО «Полидент» за период 2009-2010 гг. позволяет сделать  вывод о довольно устойчивой тенденции  снижения количества и стоимости  оказываемых услуг и возрастании  коммерциализации деятельности, что  выражается в увеличении стоимости  и доли выручки от реализации клиники.
2.2 Разработка  плана маркетингового исследования
Стоматологические услуги –  это, пожалуй, один из немногих видов  услуг, который востребован всеми  слоями населения, независимо от возраста и материального достатка. Но, несмотря на востребованности, нам все же необходимо провести маркетинговое  исследование, чтобы узнать, какие  именно составляющие услуги имеют наибольшее значение для потребителей, что в  данной услуге нравится им больше всего, а какие составляющие необходимо модернизировать.
Проведенный анализ динамики и структуры стоматологических  услуг, оказываемых ООО «Полидент» показал объективную необходимость  развития организации услуг. Для  выявления основных требований клиентов к ассортименту и качеству услуг  было разработано и проведено  маркетинговое исследование с помощью  анкетирования.
Постановка проблемы маркетингового исследования. Руководством стоматологической  клиники «Полидент» рассматривается  вопрос о предоставлении новой услуги – зубной инкрустации или СКАЙС(SKYCE) – это ювелирные украшения  из драгоценных металлов или искусственных  бриллиантов, специально разработанные  для украшения зубов как детей, так и взрослых. Украшения для  зубов иногда играют не только имиджевую  роль. Они так же способны скрыть небольшие повреждения и пигментные пятна на зубах. Украшение приклеивается  на поверхность зуба без нарушения  целостности эмали. Если же пациент  захочет впоследствии снять украшение, стоматолог сделает это быстро и  безопасно для эмали зуба.
Если учесть, что данная услуга получила распространение и  уже активно применяется во многих европейских клиниках, и по оценкам  специалистов данной услугой могут  воспользоваться 1-2% населения, то представляется необходимым ввести данную услугу в  реестр стоматологических услуг. Таким  образом, проблемой является выбор  оптимальной рекламной стратегии  по продвижению новой услуги.
Также необходимо изучить  мнение пациентов о качестве предоставляемых  услуг, уровне цены, географическом расположении клиники, т.е. провести анализ маркетинговой  деятельности предприятия с целью  улучшения качества предоставления стоматологических услуг.
В качестве цели данной работы следует назвать рассмотрение процесса маркетинговых исследований в области  выбора оптимальной рекламной стратегии  продвижения новой стоматологической  услуги – зубной инкрустации, определить демографический профиль пациентов  новой услуги, используя показатели как возраст, пол, и среднемесячный семейный доход. Предметом маркетингового исследования является стоматологическая  услуга – зубная инкрустация. Объект исследования – пациенты стоматологической  клиники «Полидент».
Задачи маркетингового исследования:
·  анализ рынка стоматологических услуг;
·  выявление перспектив развития рынка стоматологических услуг;
·  определить величину ожидаемого спроса на новую услугу с учётом наличия конкуренции, а также производственных возможностей и затрат фирмы, частоту приобретения;
·  оценка качества предоставляемых стоматологических услуг.
·  установить важность уровня цены на приобретаемую стоматологическую услугу;
·  определить степень удовлетворения сроками выполнения услуг;
·  определить демографический профиль покупателей, с использованием таких параметров, как возраст, пол, доход.
Требуемая информация. Наиболее важным подготовительным этапом исследования является определение состава собираемой информации, потому как именно от правильности его проведения зависит результат  всего исследования. Обычно, вопрос, требующий изучения, рождает много  гипотез, которые могут быть как  взаимоисключающими, так и дополняющими друг друга. При постановке поисковых  вопросов опираются на совокупность имеющейся информации, которая может  браться из существующих теорий, производственного  и управленческого опыта, или  результатов предыдущих исследований. Результаты формулировки поисковых  вопросов приводятся в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Поисковые  вопросы.
Поисковые вопросы
Параметры
1) Каковы оценки важности  относительно стоимости услуг:
2) Какова оценка важности  оказания новой услуги:
3) Какова оценка важности  обслуживания:
4) Какова оценка важности  качества услуг:
5) Каковы оценки важности  условий оплаты:
6) Оценка важности сроков  выполнения заказов:
7) Оценка важности уровня  комфорта:
– уровень цен на стоматологические  услуги;
– уровень дохода пациента;
– новая услуга - декорирование;
– уровень дохода пациента; качество обслуживания, поведение персонала;
– пол пациентов; гарантия; используемое оборудование;
– рассрочка, скидки;
– для протезов, коронок;
– комфортность, дизайн кабинетов, географическое расположение.

Обоснование выбора проекта  исследования – стоматологическая  услуга по зубной инкрустации (эстетическая стоматология) не является услугой  первой необходимости, а потому пациенты будут ее покупать только по мере достижения определенного уровня доходов, и  начинают, естественно, с услуг, относящейся  к более дешевому сегменту. По мере достижения повышения благосостояния, большее предпочтение отдается более  дорогим услугам. Также предпочтение отдается более качественным материалам и декоративным элементам.
Источники получения информации. В данном исследовании источники  получения информации будут внешними, первичными. Определение источников получения информации заключается  в выявлении целевой аудитории, т.е. кого и ли что необходимо исследовать. Целевая группа может определяться типом продукции или сущностью  проверяемой гипотезы. Составляется общий портрет целевых потребителей и место, где их можно будет  опросить.
Прежде чем формулировать  вопросы для разработки анкеты необходимо разделить всех потребителей услуг  на основные сегменты. Деление будет  производиться по следующим признакам: пол (мужской/женский) и уровень дохода (до 500 тыс. руб. и больше 500 тыс. руб. на каждого члена семьи). Таким образом, у нас сформировано 4 сегмента: женщины  с уровнем дохода до 500 тыс. руб., женщины  с уровнем дохода свыше 500 тыс. руб., мужчины с уровнем дохода до 500 тыс. руб. и мужчины с уровнем  дохода свыше 500 тыс. руб. на каждого  члена семьи. Эти группы потребителей будут опрашиваться в ходе проведения исследования в помещениях стоматологической  клиники во время ожидания приёма или после него.
Метод сбора информации. Выбор метода сбора информации тесно  связан с сущностью проблемы и  решений, принимаемых на предыдущих этапах разработки плана исследования, и является компромиссом, позволяющим  получить необходимый объем информации.
В курсовом проекте используется коммуникативный метод сбора  информации – опрос, который с  техничкой точки зрения может  быть разным (персональный, по почте, по телефону). В данном исследовании был  выбран метод устного персонального  опроса, при котором бланк анкеты заполняет сам респондент в присутствии  интервьюера, т.к по моему мнению при этой форме опроса имеются  возможности уточнения ответов  и практически исключается возможность  неверного толкования вопросов, что  существенно облегчит дальнейшие этапы  работы.
Формы документов для заполнения при сборе информации. Для данного  маркетингового исследования мы будем  использовать опрос в форме анкетирования (Приложение 1). С помощью вопросника будет получена первичная информация, необходимая для определения  потребности пациентов в качестве предоставляемых стоматологических  услуг, а также в необходимости предоставления новой стоматологической услуги и степени ее востребованности.
Определим состав наблюдаемых  переменных. Для этого изучаемые  переменные можно сгруппировать  в две категории:
·  непосредственно наблюдаемые;
·  внешне не проявляющиеся и непосредственно не наблюдаемые (относят ментальную деятельность человека – формирование отношения, позиции, мнения к себе или к любому другому элементу своей среды).
Отношения отличаться от мнений тем, что они более глубоки, устойчивы  и нерациональны.
Мнения являются более  кратковременными, поверхностными и  не обязательно приводят к действию. Отношения человека основаны на системе  его ценностей, которая внешне проявляется  в постоянстве особенностей его  поведения.
Ментальная деятельность человека внешне не проявляется, но ее можно пронаблюдать косвенно через  вербальное и невербальное поведение  людей. Поэтому ответ человека на вопрос можно рассматривать, как  наблюдаемое (эмпирическое) проявление не наблюдаемого непосредственного  явления (теоретического).
Состав наблюдаемых переменных определяется для того, чтобы возможно было составить вопросы анкеты (таблица 2.5).
Таблица 2.5 – Определение  состава собираемой информации.
Наименование переменной
Тип переменной
Шкала измерения
1
2
3
1. Стоимость услуг
Внешне не проявляющаяся
Закрытый, оценочная шкала
2. Разнообразие услуг
Внешне не проявляющаяся
Закрытый, оценочная шкала
3. Качество обслуживания
Внешне не проявляющаяся
Закрытый, оценочная шкала
4. Поведение персонала
Внешне не проявляющаяся
Закрытый, оценочная шкала
5. Гарантия
Внешне не проявляющаяся
Закрытый, оценочная шкала
6. Сроки выполнения заказов
Внешне не проявляющаяся
Закрытый, оценочная шкала
7. Условия оплаты
Внешне не проявляющаяся
Закрытый, оценочная шкала
8. Комфортность, дизайн кабинетов
Внешне не проявляющаяся
Закрытый, оценочная шкала
9. Используемое оборудование
Внешне не проявляющаяся
Закрытый, оценочная шкала
10. Географическое расположение
Внешне не проявляющаяся
Закрытый, оценочная шкала
11. Пол
Непосредственно наблюдаемая
Альтернативный, номинальная  шкала
12. Возраст
Непосредственно наблюдаемая
Альтернативный, номинальная  шкала
13. Уровень доходов
Непосредственно наблюдаемая
Альтернативный, пропорциональная шкала

Тип вопросов в анкете –  закрытый, альтернативный. Варианты вопросов, используемых при проведении исследования – оценочная, номинальная и пропорциональная шкала, использование которых должно активизировать деятельность респондентов по заполнению анкет, облегчить процесс  ввода полученных данных.
На данном этапе следует  провести проверку соответствия вопросов разработанной анкеты вопросам, требующим  решения (Приложение 2).
Далее следует этап записи, кодирования полученной информации, который имеет в качестве одной  из целей перепроверку каждого заполненного вопросника, что проделывается для  исключения неправильно заполненных, испорченных анкет, а также –  восполнения недостающих ответов, исправления ошибок в самих ответах  на вопросы.
Далее, все поученные правильно  заполненные вопросники кодируются. Для этого предварительно составляется книга кодов (Приложение 3). Кодировка  вопросников имеет целью придать  собранной информации форму, совместимую  с процедурами обработки и  анализа информации. в данном случае речь идет о присвоении идентификационного номера каждому возможному ответу, находящемуся на различных носителях  информации (формуляры, накопительные  таблицы в электронных базах  данных и т.д.) – (Приложение 4).
План выборочного исследования:
- генеральная совокупность. Вся исследуемые группа в целом,  например все пациенты стоматологической  клиники, купившие услугу, в статистике  называется генеральной совокупностью  или про
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.