На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовое государство и гражданское общество: сущность, единство и принципиальное отличие

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.06.13. Сдан: 2011. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание
     Введение
     1. Гражданское общество и государство
     1.1. Понятие, сущность, функции государства
     2. Концепции происхождения и сущности  государства
     2.1. Эволюционистские теории происхождения  государства. Обзор различных  концепций эволюционистского подхода
     2.2. Общие закономерности эволюционного  процесса образования государств
     2 .3. Различные представления о  сущности государства
     3. Формы государственного правления.  Формы государственного устройства.
     3.1. Формы государственного правления
     3.2. Форма государственного устройства
     4. Правовое государство и гражданское  общество: сущность, единство и принципиальное отличие
     Заключение 
     Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Проблема  гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества. Она появилась с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был в центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. И сейчас эта проблема находится в основе глобальных общественных изменений, которые происходят во многих странах мира и будут определять перспективы развития мирового сообщества.
     “Взаимоотношения  государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития социального организма  в целом. Понимание комплекса  отношений этих контрагентов означает обнаружение возможностей трансформации  общественной системы, ее способностей к самообновлению и развитию. Особую важность такого рода задача приобретает  именно для России, переживающей переходный период, когда и формирование новой  государственности, и становление  полноценного гражданского общества во многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных субъектов  социального и политического процессов”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Гражданское общество  и государство
     1.1. Понятие, сущность, функции государства
     Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его определение, предпринимаемые  различными учеными, политическими  деятелями, мыслителями, сводились  главным образом к перечислению признаков государства.
     Рассматривая  государство с разных позиций - философской, исторической, социологической, юридической, географической и др., можно выделить лишь те или иные аспекты (характеристики) государства. Юридический подход позволяет  выделить следующие основные признаки государства, отличающие его от других организаций современного общества. К ним обычно относят:
     1) наличие особой публичной (политической) власти, располагающей специальным  аппаратом управления и принуждения;
     2) государственный суверенитет;
     3) общеобязательный характер актов,  издаваемых государством;
     4) взимание налогов.
     Особая  публичная (политическая) власть - один из главных признаков государства.
     Выступая  в роли арбитра между различными слоями, группами и классами населения, государственная власть приобретает  политический характер. Особенность  этой власти в том, что она не совпадает  с обществом, а стоит над обществом, отделена от него. Эта власть обладает относительной самостоятельностью по отношению к обществу и другим источникам власти.
     С учетом перечисленных признаков  можно дать определение государства. Государство - это исторически выделившаяся из общества политическая организация  особой суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы различных социальных групп, а также  обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.
     Особая  модель государства раскрывается понятием «правовое государство». Это государство, построенное на правовых началах, признает и осуществляет требования права  во всех сферах общественной жизни, ограничивает свою деятельность в соответствии с  правовыми установлениями. Следует  отметить, что сама идея правового  государства имеет давнюю историю.
     Сам же термин «правовое государство» ввел в оборот представитель немецкого  либерализма первой половины 19 в. государствовед Р. фон Моль.
     Если  обобщить все критерии, выделяемые в науке при характеристике правового  государства, то они сводятся к следующим:
     1) господство права в общественной  и политической жизни;
     2) незыблемость естественных прав  и свобод личности, их гарантированность  и реальность осуществления;
     3) взаимная ответственность государства  и личности;
     4) принцип разделения властей.
     Термин  «функции государства» применяется  для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности государства, в которых проявляется его  социальное назначение. Основные направления  деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве  имеют общую природу. Их первостепенной целью является обеспечение гармоничной  жизнедеятельности общества.
     В функциях государства выражается его  сущность, та реальная роль, которую  государство играет в решении  основных вопросов общественного развития и, прежде всего, в удовлетворении разнообразных  интересов населения страны. Функции  государства устанавливаются в  зависимости от основных задач, стоящих  перед государством на том или  ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами.
     Государственные функции характеризуются некоторыми общими чертами:
     1. Содержание каждой функции государства  складывается из совокупности  однородных аспектов государственной  деятельности. Сходные стороны государственной  деятельности объединяются в  одну функцию исходя из специфики  и характера тех общественных  отношений, на которые они воздействуют.
     2. В отличие от функций многочисленных  государственных органов (финансовых, народного образования, прокуратуры), специально предназначенных для  определенной деятельности, функции  государства охватывают его деятельность  в целом.
     3. Функции государства носят комплексный,  собирательный характер. В них  воплощается сосредоточение усилий  государства на решающих, жизненно  важных направлениях его внутренней  или внешней деятельности.
     4. Функции государства необходимо  также отличать от видов государственной  деятельности, которые могут осуществляться  либо специально уполномоченными  на то органами, либо структурными  подразделениями различных органов  государства. Видами государственной  деятельности являются, например, расследование  уголовных дел, таможенный контроль.
     5. Функции государства нельзя отождествлять  с формами и методами их  реализации. Основными правовыми  формами осуществления функций  современного государства являются  правотворчество, исполнительно-распорядительная  и правоохранительная деятельность.
     Функции государства - это деятельность государства, взятого в своей целостности, с единой политической, структурной, территориальной организацией.
     Поэтому в теории государства наиболее распространено и признаваемо разделение функций  на внутренние и внешние, т. е. определение  деятельности государства по отношению  к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим государственно-организованным обществам, другим государствам (внешняя функция).
     Внутренние  функции государства:
     1. Охранительная функция.
     Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов  граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего  мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства.
     2. Экономическая функция.
     В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные  связи, демократическое государство  не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и  проводит экономическую политику, которая  строится на принципах свободного рынка  и свободного предпринимательства.
     Государство влияет на экономику через налоговую  политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.
     3. Функция социальных услуг, обеспечения  и защиты граждан.
     Многие  государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они  считают своей важной задачей  заботу обо всех тех гражданах, кто  в силу каких-либо причин не в состоянии  обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство  проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет  заботу о детях и нетрудоспособных людях.
     Таким образом, государство принимает  различные меры для повышения  жизненного уровня граждан.
     4. Культурно - воспитательная функция.
     Общество  в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин  имел образование, соответствующее  принятому стандарту. Без образования  в настоящее время немыслимо  активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в  связи с чем во многих государствах образование является обязательным.
     5. Природоохранительная функция.
     Охрана  природы, окружающей среды - насущная необходимость  современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем  невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации  усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.
     Деятельность  по охране природы в рамках своей  компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его  органов.
     Многие  нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся в основах  земельного законодательства, основах  законодательства о недрах, а также  в земельных и водных кодексах.
     Внешние функции:
     1. Функция обороны страны.
     Данная  функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она  нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности  государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы.
     2. Функция сотрудничества с другими  странами.
     В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.
     В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется  в программе совершенствования  сотрудничества.
     Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации, деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества.
     3. Борьба с международной преступностью.
     В последнее время все более  широкие масштабы приобретает международная  преступность.
     Торговля  и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой  перечень наиболее опасных видов  международных преступлений.
     Ни  одно государство не в силах в  одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной  преступностью.
     4. Участие в охране окружающей  среды.
     В настоящее время остро встал  вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в  центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной  частью программы завершения строительства  материально - технической базы в  государстве.
     Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами.
     Формы осуществления функций характеризуют  связь государства с правом как  одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в жизнь свои функции, свои экономические, политические, идеологические задачи. В одних случаях государство  издает юридические нормы, в других - организует их исполнение, в третьих - обеспечивает, охраняет их.
     Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство является не только аппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Концепции происхождения  и сущности государства
     2.1. Эволюционистские  теории происхождения  государства. Обзор  различных концепций  эволюционистского  подхода
     Эволюционистская  школа изучает вопрос о происхождении  государства на основе проведения сравнительного анализа для каждого исторического  периода теоретических трудов и  эмпирических данных (археологических  находок) о государстве и политической жизни.
     Политические  эволюционисты считают, что политические изменения в сущности государства  и представлениях о государстве  у населения представляют собой  очень медленный процесс развития во времени от наиболее примитивных  до высоко развитых политических организаций. Эволюционистскую интерпретацию иногда рассматривают как особую разновидность  исторического подхода к вопросу  о происхождении государства, и  некоторые основные тезисы эволюционистов действительно совпадают с принципами теорий исторического подхода.
     Эволюционисты пытались найти функциональные процессы и законы, объясняющие развитие сложных  политических систем. Основой этого  подхода является представление  о том, что настоящее является стадией исторического процесса, которая содержит в себе часть  прошлого и часть будущего, и исторический процесс является непрерывным во времени. Большинство теорий этого  направления представляют собой  сопоставления современных теорий с этнографическими данными, субъективный выбор которых определяется желанием подтвердить обсуждаемую теорию. Эволюционистские теории подразделяются на два типа: теории о последовательных стадиях политического развития и теории о движущих силах, которые  обуславливают последовательное политическое развитие. Наиболее распространенная теория о последовательном развитии рассматривает историю современного государства, как непрерывный процесс  социального разрастания и усложнения, начиная с патриархальной семьи. Среди многих работ этого направления  можно отметить труды Генри Майна  «Древний закон» (1861 год) и «Ранняя  история институтов» (1874), в которой политическая жизнь рассматривается в развитии, начиная с патриархальной семьи, через две промежуточные ячейки общества - дом (домашнее хозяйство) и племя - до образования территориально сопредельных государств. Эта теория подтверждается примерами из истории Древней Греции, Древнего Рима и Древней Индии. Принципиально противоположной эволюционистской интерпретацией является теория происхождения государства не от семьи, а от распада примитивных социальных форм. Согласно этой теории развитие происходит не через увеличение и усложнение социальных ячеек, а через последовательные индивидуализацию и обособление индивидов, их выделение из коллектива, в процессе которого индивидуальность становилась большей по значимости ячейкой общества. Эдвард Дженкс в своих работах «Краткая история политики» (1900) и «Государство и нация» (1919) утверждает, что более логично прослеживать происхождение территориального государства вопреки теории Майна, от охотничьей шайки к племени, от племени к клану, от клана к семье, а от семьи к ячейкам, организованным не по родовым связям, - индивидам и государству. Современные эволюционистские теории пытаются объяснить сосуществование в одном времени различных исторических формаций путем объединения этих противоположных теорий.
     Относительно  движущих сил, обуславливающих это  развитие, эволюционисты выдвигают  множество взаимно противоречивых концепций. Некоторые приписывают  создание государства религиозным  силам, особенно переход от патриархальной семьи к более крупным политическим группам, храмам и их приходам. Объединение  этих групп основано на эволюции простой  патриархальной власти во власть на основе особых магических способностей жреца  общаться с духами. Такие общества исследовались в ранних трудах антропологов на примере древнего Египта и древнего Шумера.  
 

     2.2. Общие закономерности  эволюционного процесса  образования государств
     Оппенгеймер в работе «Государство» (1914) видит  движущую силу, приводящую к образованию  государства, не в религии, а в  систематическом захвате территорий как средстве обогащения, приводящем к увеличению земель, находящихся  во владении. Маклеод в работе «Происхождение государства» (1924) утверждает, что государство  возникло при социальной дифференциации на примитивные социальные формы  и появлении вертикального расслоения. Социо-экономические теории связывают  эволюцию политических институтов с  экономическими изменениями, они подразделяются на марксистские теории (в основе которых  лежит понятие прибавочной стоимости, с возникновением которой общество разделилось на классы) и теории сторонников Руссо, основанные на понятии  неравенства. Оппенгеймер в своей  трактовке происхождения государства  объединяет концепцию захвата с  экономической теорией происхождения  государства. Он утверждает, что сложные  формы управления становятся необходимыми при разделении общества на классы богатых и бедных, и что рабство  как форма межличностных отношений  является движущей силой и основой  возникновения государства. «Момент  в историческом развитии, когда первый захватчик оставил в живых  свою жертву, чтобы эксплуатировать  ее, является поворотной точкой в истории. Так родились нация и государство…». Этому моменту соответствовал определенный уровень развития человека как производительной силы: он мог произвести больше, чем  необходимо для его физического  существования, что привело к  возникновению прибавочной стоимости  и эксплуатации чужого труда.
     Существуют  также теории, которые утверждают, что государство возникло только однажды в одном месте, по «естественным  причинам», и затем постепенно распространилось на другие общества благодаря своему организационному превосходству в  процессе захвата и освоения незанятых  территорий. Согласно Смиту и Пери («Происхождение и история политики», 1931) государство возникло в Египте, 5000 лет до н.э., в результате объединения религиозной и экономической властей, подобного которому нигде не было. Из Египта оно распространилось по всему миру.
     Эти теории были особенно популярны в  конце девятнадцатого и начале двадцатого веков. Сайт в работе «Политические  институты» (1938) объединил разные тенденции  эволюционных интерпретаций происхождения  государства и дал его определение, созвучное современному понятию  государства: «Государство состоит  из трех элементов: люди, правительство  и территория. В начале группы людей  объединялись узами родства и  религией. Семья была первичной ячейкой  общества, затем они распространились до удельных княжеств, кланов и племен. В патриархальных трудах древних  храмов был разработан хозяйственный  способ управления племенем, соплеменники, безоговорочно подчинявшиеся старейшинам  племени, естественно приняли власть совета патриархов и их наместников. Но выделение государства - сложной  регулирующей системы - в родоплеменном  строе должно быть обусловлено экономическими причинами: увеличением неравенства  в распределении дохода. Богатство  и его распределение породили вражду внутри племени и междоусобные войны. Ситуация требовала индивидуального  лидерства. Некоторые из членов совета, наиболее энергичные, представительные и богатые объявили себя верховной  властью (начало вертикального расслоения) при помощи религиозной власти или  без нее. Право на верховное управление передавалось по наследству, как имущество  и земли. В этот период одновременно существовали две формы государственного правления, основанные на власти вождя  империи и религиозные правления, основанные на власти жрецов. Территориальные  государства возникли в процессе развития сельского хозяйства и  оседания военных дружин на землю. Княжеские  вассалы становились землевладельцами, что потребовало определения  прав собственности на землю. Процесс  оседания на землю происходил очень  медленно, с постоянным переделом  владений и войнами, по мере совершенствования  способов производства усиливалось  рабство и развивались вооруженные силы, необходимые для поддержания властного господства над территорией. С появлением строгого территориального разделения родственные узы стали ослабевать, постепенно превращаясь в узы территориальные. Так возникло государство в его современном понимании. 

     2 .3. Различные представления  о сущности государства
     В современной политологии сущность государства определяется как политическая общность, имеющая определенную структуру  политических институтов, определенную форму организации верховной  власти на определенной территории и  обеспечивающей там определенный социальный порядок. Основными структурными элементами государства являются территория, население  и власть. Территория государства - это физическое пространство государства, на которое распространяется его  юрисдикция. Население государства - это совокупность людей, проживающих  на территории данного государства  и подчиняющихся его власти. Власть - это органы, выполняющие функцию  управления.
     Государство имеет следующие отличительные  признаки:
     - суверенитет (он может быть  абсолютным и ограниченным);
     - наличие системы органов государственной  власти (правительство, чиновничий  аппарат);
     - монопольное право на принуждение  и органы для осуществления  этого права (армия, полиция,  службы безопасности, суд);
     - имеет монопольное право издавать  законы, которые являются для  всего населения обязательными  к исполнению;
     - обладает монопольным правом  на взимание с населения налогов  и сборов, а также формирование  госбюджета.
     Для осуществления внешних и внутренних функций, заключающихся в защите интересов страны на международном  уровне, защите политического строя, прав человека, управлении экономикой, государственный механизм содержит следующие элементы:
     - органы законодательной власти,
     - исполнительно-распорядительные органы,
     - органы судебной власти.
     Согласно  классификации древнегреческого философа Аристотеля, различные организационно-правовые формы государства подразделяются на три типа в зависимости от количества людей, участвующих в управлении: правление одного Аристотель называл  королевством (монархией), правление  нескольких - аристократией, правление  многих - конституционным государством. Аристотель отмечает, что в искаженном или гипертрофированном виде, эти  формы правления переходят в  тиранию, олигархию и демократию, соответственно, основной причиной и  характеристикой перехода он называет «обеспечение хорошей жизни только для части жителей государства». Неравномерность в распределении  доходов приводит к поляризации  общества и сопровождается структурными изменениями в социальной жизни: распадаются одни социальные формы (например, патриархальные семьи) и  возникают новые социальные формы (например, малые группы, связанные  не родовыми узами), когда качество переходит в количество, и новых  форм становится больше, чем старых, происходят изменения в организационно-правовой форме государства, так появляются «группы интереса» и «группы  давления», которые активно влияют на государственные решения, при  этом «вымываются» индивиды, которые  не смогли адаптироваться к новым  социальным формам. Поскольку их «благо»  не является больше целью государства, организационно-правовая форма становится искаженной, монархия превращается в  тиранию, что сопровождается преследованием и уничтожением неадаптированных к  условиям тирании. Те, кто болезненно переживает распад старых социальных форм (семей), используется в качестве орудия уничтожения еще существующих семей (месть в качестве компенсаторного  поведения). Современные государства  по политическому режиму правления  подразделяются на тоталитарное, авторитарное и демократическое, и, соответствуют  классификации Аристотеля, в особенности выделенным им гипертрофированным формам. Существуют и некоторые другие признаки государства, которые дополняют перечисленные. Имея сопоставимые внешние признаки, государство может существовать в разных формах. Критериями их выделения являются форма правления, тип административно-территориального устройства и характер политического режима. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Формы государственного  правления. Формы государственного устройства
     3.1. Формы государственного  правления
     Форма   правления  представляет  собой  структуру   высших   органов  государственной власти, порядок  их образования и распределение  компетенции между ними.
     Форма государственного правления дает возможность  уяснить:
     • как создаются высшие органы государства и каково их строение;
     • как строятся  взаимоотношения  между  высшими  и  другими  государственными органами;
     • как строятся взаимоотношения  между  верховной  государственной  властью  и населением страны;
     • в какой мере организация высших органов государства позволяет  обеспечивать права и свободы гражданина.
     По   указанным   признакам    формы    государственного    правления
подразделяются  на: монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).
     Монархия  - это такая форма правления, при которой верховная власть
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.