На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста !!!Внимание работа не полная, 3-я глава отсутсвует!!!

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 12.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 55. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Российский  Государственный Педагогический
Университет им. А.И. Герцена
Факультет коррекционной педагогики
Кафедра логопедии 

Дипломная работа
Формирование  самооценки у заикающихся детей
старшего  дошкольного возраста 

студентки 5 курса, группы лого-2

Руководитель:
д-р пед. наук, профессор
  
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург
2012
Содержание 

Введение………………………………………………………………………………5
Глава 1. Теоретические основы проблемы заикания в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………………6
1.1.  Этиология, симптоматика и патогенез заикания………………………………6
1.2.   Современные подходы к коррекции заикания у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………….20
Глава 2. Самооценка заикающихся детей дошкольного  возраста как предмет психолого-педагогического  исследования…………………………………………30
2.1.   Цель, задачи, методы, организация исследования. Характеристика испытуемых……………………..………………………………………………..…..30
2.2.   Содержание методики исследования. Количественный и качественный анализ результатов…………………………………………………………………..37
Глава 3. Формирование самооценки у заикающихся детей  старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………....57
3.1.   Теоретические основы, цель, задачи и ведущие направления логопедической работы по формированию самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………....57
3.2. Задачи и содержание работы по формированию самооценки...............……..67
3.3 Оценка эффективности развития самооценки дошкольников через игру на основе сравнительного анализа результатов исследования......................…….79
Заключение……………………………………………………………………….…..87
Список литературы…………………………………………………………………..89 
 
 
 
 

Введение
    Основным  назначением речи являются мышление и коммуникация. На сегодняшний день заикание – это самое распространенное нарушение речи, которое появляется в раннем возрасте в период активного  ее формирования. В разные времена в литературе встречались разные толкования того, что представляет собой заикание, каковы его механизмы и пути коррекции. Это объяснялось и уровнем развития науки, и позициями, с которых специалисты смотрели на этот дефект. И.А. Сикорский определял заикание как «...внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата, как физиологического целого». Г.Д. Неткачев считал, что «заикание есть страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи, расстройством координации почти всех составных частей этого аппарата, сопровождаемое и вызываемое навязчивыми мыслями, навязчивым страхом и эмоциями стыда, гнева и огорчения». В. А. Гиляровский давал следующее определение: «Заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая передается по наследству в качестве рецессивного признака». М.Е. Хватцев определял заикание как «...своеобразное, по преимуществу реактивное (функциональное дискоординационное) расстройство речи. Внешне проявляется в судорожных нарушениях речевого ритма, связанных с предшествующими и одновременными болезненными неврологическими и психическими изменениями, особенно в сфере эмоциональной и волевой» [19].  Таким образом, заикание – это проблема, которая до сих пор остается открытой, а необходимость ее разрешения нарастает с каждым днем. Это нарушение речи, возможно, возникло со времени ее появления. Было предпринято немало попыток устранения заикания, и методы восстановления речевой функции бывали самыми неожиданными. Причиной тому могли быть недостаточные знания этиологии заикания, его патогенеза, поэтому методы коррекции использовали в большинстве случаев наудачу и часто безрезультатно.
    Заикание  – это нарушение, которое не только оказывает влияние на речь, но и  психологически воздействует на человека. Оно трудно устранимо, и, исчезнув в детском возрасте, оно может возобновиться в подростковом. Это внесет дополнительные переживания в жизнь ребенка. Поэтому необходимо не только тщательно исследовать  историю возникновения, причины, механизмы этого нарушения, но и искать эффективные пути разрешения этой проблемы, которая должна рассматриваться с позиций разных наук: логопедии, психологии, психиатрии, психотерапии.
    Большое значение в логопедической работе по устранению заикания имеет формирование самооценки, так как еще в дошкольном возрасте оно может травмировать психику ребёнка, мешать речевому общению, затруднять взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе. В своей работе я постараюсь дать определение самооценки, определить ее связь с заиканием, и дать рекомендации по работе над самооценкой заикающихся детей старшего дошкольного возраста.
    Объект  исследования: самооценка заикающихся детей старшего дошкольного возраста.
    Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию самооценки дошкольников с заиканием.
    Гипотеза  исследования: предположение о том, что формирование самооценки  у дошкольников, страдающих заиканием, может осуществляться логопедом во взаимодействии с психологом или на междисциплинарной основе. В ходе этого процесса и логопед, и психолог решают свои основные коррекционные задачи – в частности, направленные на формирование самооценки.
    Задачи  исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме заикания и формирования самооценки у дошкольников с данной речевой патологией.
    Методы  исследования:
    -анализ  психолого-педагогической литературы по проблеме заикания и самооценки детей с заиканием.
    -эксперимент,  связанный с получением статистических данных до и после апробирования серии методик. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Теоретические  основы проблемы заикания в психолого-педагогической литературе
      Этиология, симптоматика и патогенез заикания
    Этиология заикания представляет собой разнообразие точек зрения относительно возникновения  этого дефекта. Заикание (balbuties) представляет собой повторяющиеся судорожные сокращения речевых органов. Первое описание заикания принадлежит Гиппократу, который видел причину его в повышенной влажности мозга. Аристотель связывал заикание с патологией периферических речевых органов. Таким образом, ученые (в том числе и Гален, Эций Амидский, Павел Агинский) связывали появление заикания с поражением центрального или периферического отдела речевого аппарата [19]. Х. Лагузен наблюдал, что родители связывали его возникновение с аффектами (испуг, страх, чувство стыда, гнева, а также с сильными ушибами, особенно травмами головы), но главное – это чувство страха, с которым они были связаны. Другая причина возникновения заикания – подражание речи заикающихся родителей, однако по наследству оно не передается: дети, воспитанные вдали от родителей, никогда бы ему не подверглись. Также ученый говорит о том, что это расстройство речи может быть последствием длительных заболеваний, воздействующих на головной мозг, сбивающих естественный ход мыслей,  и, как следствие, ухудшающих качество речи. Р.Кён видел причины заикания в дыхательных органах: дыхание заикающихся поверхностное, неправильное; грудные органы развиты слабо. Как и Х. Лагузен, Кён считал заикание последствием душевных травм, сопровождавшихся сильным волнением с нарушением кровообращения. Внешне это сопровождалось бледностью, дрожью и потерей дара речи, но как только восстанавливалось кровообращение, она возвращалась к нему.
    И.А. Сикорский разделял причины возникновения  заикания на предрасполагающие и производящие. К предрасполагающим причинам он относил возраст (заболевают дети в возрасте от двух до пяти лет), пол (по его мнению, женщины менее подвержены заиканию, чем мужчины), наследственность (семейное заикание, семейные болезни, физические знаки вырождения, специальные особенности характера (что встречается чаще всего)), географические и этнографические причины (наименее прогрессивный язык племен). Производящие причины включают в себя (по частоте случаев) испуг, ушиб, инфекционные заболевания и подражание.
    По  этиологическому признаку различают  два вида заикания: эволюционное заикание, развивающееся в период становления  развернутой фразовой речи в возрасте от 2 до 5 лет, когда не имеется каких-либо органических поражений в речевых  механизмах центральной и периферической нервной системы (психиатр И. А. Сикорский  назвал его "детской болезнью"). Также выделяют симптоматическое заикание (как правило, у взрослых), которое  возникает на фоне органического  поражения центральной нервной  системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях, поражениях сосудов и т. п.).
    Большинство исследователей считают, что появление  заикания обусловлено рядом факторов: биологических, психологических, социальных.
К биологическим  факторам относятся:
- общая  предрасположенность к заиканию, обусловленная развитием ребенка;
- особенности  индивидуального развития центральной  нервной системы, которые обусловливают  особую ранимость речевой функции  у детей 2-5 лет;
- раннее  речевое развитие с интенсивным  накоплением словаря;
- недоразвитие  речи (при нехватке элементарного  запаса слов и                       грамматических средств для выражения своих мыслей);
- перевоспитание  леворукости (у 33 % детей с перевоспитанной леворукостью развивается заикание);
- половой  деморфизм (у мальчиков заикание встречается в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек);
- органические  заболевания центральной нервной  системы (поражение головного  мозга может происходить в  разные периоды развития);
- патологическое  течение беременности (механические, химические, эндокринные, инфекционно-воспалительные  процессы, несовместимость крови  матери и плода и другие  факторы);
- родовые  травмы, асфиксия плода;
- соматическое  предрасположение (результат перенесенных  инфекций, интоксикаций и травм  при различных детских заболеваниях).
Психологические факторы.
    До  появления заикания родители часто  замечают, что ребенок нерешителен, неуверен в себе, пуглив, чего-то боится (например, за близких людей). Отмечаются и, наоборот, такие черты характера, как легкая возбудимость, демонстративность со склонностью к бурным агрессивным вспышкам, негативизм. Социальные условия развития ребенка могут играть положительную, выравнивающую роль, но могут оказывать и отрицательное, неблагоприятное воздействие. Возникновению заикания способствуют условия воспитания, ведущие к избалованности ребенка, неровное воспитание, «воспитание примерного ребенка». Избалованный ребенок, как правило, недостаточно активно вступает во взаимодействие с окружающими. Низкие требования, предъявляемые к нему со стороны окружающих, приводят к тому, что ребенок не может всесторонне проявить свои возможности и ему часто приходится подчиняться другим детям. В таких случаях ребенок боязлив, не уверен в себе и скован. Почти у всех больных наблюдаются явления неустойчивости вегетативной нервной системы: краснеют, у них появляются капли пота на лице, руки дрожат, ноги подгибаются, и мысли все куда-то проваливаются, усиливается сердцебиение; у других резко выражается побледнение лица, появляется какая-то маскообразность в лице, движения делаются более связанными, язык плохо повинуется, дыхание прерывается, появляются спазмы в горле и увеличивается резко движение головой и руками; все эти движения беспорядочны и бесцельны и часто имеют как бы некоторую стеретипию в виде судорог рта и лицевых мышц, отчасти какие-то тикозные подергивания мышц, и вообще весь психомоторный аппарат находится в общем замешательстве [22]. При этом нарушается формирование соответствующего возрасту поведения. Избалованные дети нередко подвергаются насмешкам со стороны товарищей по играм, что заставляет их сторониться сверстников. Нарушается социальный контакт с коллективом. Избалованные дети склонны удовлетворять свои желания, проявляя упрямство и агрессивность. Если ребенок лишен родительской любви и понимания в противоположность избалованному, то он реагирует на принуждение, если оно очень резкое, сопротивлением и агрессией. Довольно часто в семье складывается ситуация, когда у родителей отсутствует единство действий и требований по отношению к ребенку. То непомерно высокие, то заниженные требования к ребенку, излишняя строгость одного из родителей и полное попустительство со стороны другого вызывает у него двойственное состояние, возбуждение и торможение нервных процессов одновременно. Такое неровное воспитание часто приводит к фобиям, что является благотворной почвой для возникновения заикания. Воспитание "примерного ребенка" характеризуется высокими требованиями, предъявляемыми к нему, и развитием тщеславия. Такие дети не считаются ни с чем, и поэтому их поведение может приобрести асоциальный характер. Реакция ребенка на любую неудачу может оказаться депрессивной или боязливой. Чрезмерные требования, предъявляемые к речи детей: понуждение к повторению непонятных и трудных слов, декламация стихов перед посторонними, перегрузки чтением, не соответствующим возрасту и развитию, - одна из самых распространенных причин возникновения заикания. Отношение окружающих к дефекту имеет решающее значение для течения заикания. Родители могут помочь ребенку в момент появления заикания и оказать положительное влияние на его речь. Однако многие из них, пытаясь исправить речь ребенка самостоятельно, обращают внимание на каждую его ошибку и запинку, принуждают его к подражанию или правильному повторению слова. В результате чего ребенок еще более сосредоточивается на дефекте речи, а чем больше заикающийся фиксирует внимание на своих речевых неудачах, тем хуже становится его речь. Иногда, заметив, что ребенок заикается, родители начинают обращаться с ним как с больным. Они выражают ему свое сочувствие, волнуются, идут на разнообразные уступки, чрезмерно заласкивают его. Ребенок быстро замечает, что симптомы заикания дают ему определенные преимущества, и не стремится избавиться от этого недостатка. Некоторые родители пытаются подавить заикание ребенка постоянными порицаниями, но это только усугубляет степень тяжести заикания. Ребенок в этом случае занимает или защитную, или агрессивную позицию. Заикание заразительно и передается по наследству как подражание, в особенности в школах и семействах, где несколько членов уже страдают им. Из 100 случаев заикания 10 приобретается вследствие подражания. Дети говорят сбивчиво потому, что постоянно слышат речь взрослых с подобным изъяном – их родители и близкие заикаются или страдали этим недугом в прошлом [8]. Большую роль в возникновении заикания играют психические травмы, которые могут быть острыми и хроническими. Острая психическая травма - сильный, внезапный, в основном однократный шок, вызванный аффективной (эмоциональной) реакцией. Обычно эта травма вызывается эмоциями страха или испуга, но также и чрезмерно радостными состояниями. Хроническая психическая травма - длительные, отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляющихся конфликтных ситуаций. Они часто связаны с напряженным психологическим климатом в семье. Дети дошкольного возраста в силу своей эмоциональной возбудимости и неподготовленности к переработке внешних воздействий окружающей среды больше, чем взрослые, подвержены бурным эмоциональным реакциям. Необходимо учитывать еще и то обстоятельство, что если все перечисленные факторы действуют на ребенка в период формирования речи, характера и личности (4-5 лет), то функция речи, как самая хрупкая в этом возрасте, может пострадать в первую очередь [3]. В зависимости от обстоятельств заикающимся удается более или менее свободно говорить в привычных (зафиксированных) ситуациях и при кратком ответе. При этом не имеют особого значения условия речевого общения (в школе, на улице, с товарищами, родными или незнакомыми) – речь везде приблизительно равноценна, но дома обычно лучше. Свободной речи в данных случаях способствует возможность подражания: заикающийся, отвечая на вопрос или продолжая чужую мысль, дублирует отдельные слова, ритм и тон высказывания. Понятно, что имеется возможность подбора слов, зафиксированных в памяти как не вызывающие запинки. При сильном заикании такие случаи ограниченны и даже отсутствуют . У детей появляется своеобразное отношение к своей речи и дефекту. Одни остро чувствуют речевой недостаток, особенно вследствие неблагоприятных воздействий окружающей среды. Другие боятся проявления судорог в речи, им небезразлична оценка их речи и поведения окружающими. Третьи критично относятся к заиканию, переживают после неуспешной речевой попытки или после неудач в любой деятельности. И заикание начинает влиять на характер общительности детей. Несмотря на то, что большинство детей 4—7 лет легко вступают в общение со сверстниками и взрослыми, тем не менее выделяются дошкольники с неустойчивыми формами общения, а также имеющие негативное или аутистическое поведение. Дети с неустойчивой общительностью вначале охотно вступают в контакт, проявляют интерес к заданию, но затем обнаруживают пассивность, безразличие, невнимание к просьбам взрослого выполнить то или иное задание. Они с трудом входят в проблемную ситуацию, требуют стимуляции своей деятельности и после многократных побуждений отказываются выполнить нужное задание. Дети с негативным отношением к собеседнику замкнуты, стеснительны, иногда с агрессивными чертами в поведении. Необходимость выполнить просьбу, задание, особенно в новой обстановке, вызывает у них реакции невротического характера, иногда почти аутистическое поведение. Дети как будто не нуждаются в коллективе сверстников или взрослого. Общение носит строго избирательный характер. Вовлечение детей в коллективную деятельность встречает пассивное или активное сопротивление с их стороны [4].
    Виды  заикания различны: каждый заикающийся отличается чем-либо, свойственным исключительно ему; лица, страдающие одинаковым образом от этого недостатка, встречаются очень редко. У некоторых заикание едва заметно, другие заикаются при произношении некоторых только слов; третие не могут произнести ни одного слова не заикаясь; далее есть такие, которые в течение целых недель говорят свободно, и после от времени до времени сильно заикаются, у некоторых наконец заикание превращается в минутную немоту [9].
    Таким образом, возникновению заикания способствует целый ряд причин: экологическая  обстановка, нервно-психическое напряжение, увеличение числа пациентов с  церебральной дефицитарностью. Однако следует помнить, что роль органического и функционального не уточнена до сих пор, и имеет очень большое значение при изучении этиологии и патогенеза этого речевого расстройства.
    Симптоматика заикания была представлена наиболее полно впервые в работе И. А. Сикорского «Заикание» (1889). В настоящее время условно выделяются две группы симптомов, находящиеся в тесной взаимосвязи: биологические (физиологические) и социальные (психологические). К физиологическим симптомам относятся речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики. К психологическим - речевые запинки и другие нарушения экспрессивной речи, фиксированность на дефекте, логофобии, уловки и другие психологические особенности. Основным внешним физиологическим симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта. Их длительность в средних случаях колеблется в пределах от 0,2 секунд до 12,6 секунд. В тяжелых случаях достигают 90 секунд.
    Заикание  характеризуется наличием судорог  в лицевой мускулатуре. Выделяют два основных типа речевых судорог: тонические и клонические. Тонические судороги характеризуются резким насильственным повышением тонуса мышц, обычно захватывающего несколько групп мышц. Лицо в момент речи сильно напряжено, заикающийся прилагает усилия, чтобы начать или продолжить речь. В речи тоническая судорога проявляется в виде длительной паузы, а также в виде напряженной и протяжной вокализации. Клонические же судороги выглядят как насильственное многократное, ритмичное сокращение мышц речевого аппарата и повтор отдельных звуков или слогов заикающимся.
    Обычно  у заикающегося можно наблюдать  оба типа судорог. Судороги могут  проявляться во всех отделах речевого аппарата: артикуляционном, голосовом, дыхательном. Поэтому о судорогах  говорят соответственно. В клинической  картине заикания чаще встречаются  смешанные судороги: дыхательно-артикуляционные, дыхательно-голосовые и т.д.
    Инспираторная судорога – это судорога дыхательного аппарата. Суть ее проявления в том, что на разных этапах речевого высказывания говорящий внезапно делает резкий вдох, что создает необоснованную паузу. Судороги могут следовать друг за другом, и больной не сможет совершить выдох. Поэтому инспираторные судороги нарушают как процесс говорения, так и процесс дыхания. Сила их различна и может быть малозаметна, но иногда судороги могут быть длительными, сильными и сопровождаются чувством напряжения в груди.
    В отличие от инспираторной, экспираторная судорога характеризуется неожиданным резким выдохом в процессе говорения. В результате этого, больной может наклоняться вперед, с шумом выпуская воздух из голосовой щели. Сопровождается это тягостным ощущением сжатия в груди, нехваткой воздуха. Если этот вид судорог у больного выражен значительно, то к ним добавляется раскрытие голосовой щели, опускание нижней челюсти, поднятие небной занавески и раздувание крыльев носа.
    Судороги  голосового аппарата возникают в момент фонации гласных звуков, и бывают трех основных видов.
    Смыкательная  голосовая судорога прерывает речь либо в ее начале, либо в середине высказывания. Это отражается на голосоподаче – она прекращается в результате резкого смыкания голосовых складок, что препятствует прохождению воздуха. Звуки отсутствуют, и пауза может иметь разную продолжительность. Так как голосовая щель перекрыта, то брюшная мускулатура находится в напряженном состоянии. Лицо также напряжено, больные чувствуют напряжение в области гортани, груди, брюшных мышцах, препятствие в области гортани.
    Вокальная судорога характеризуется повышением тонуса голосовых, шейных мышц во время произнесения, как правило, гласных звуков, и сопровождается их длительной вокализацией. Артикуляторные движения могут прекратиться до тех пор, пока не пройдет вокальная судорога. По мнению А.И. Сикорского, такое состояние является признаком начинающегося заикания и возможных судорог дыхательного и артикуляционного аппаратов. Обычно при вокальных судорогах не нарушается тембр и высота голоса, но иногда голос больного приобретает фальцетное, неприятное звучание.
    Дрожащий  или толчкообразный гортанный спазм возникает тогда, когда больной произносит или пытается произносить гласные звуки. Это прерывает речь появлением дрожащего прерывистого звука. Артикуляция при этом отсутствует, либо звуки слышны в виде отдельных медленных ударов. Голосовые складки во время спазма то смыкаются, то размыкаются, что приводит к появлению нефонологических звуков. Ротовая полость открыта, голова может ритмически отбрасываться назад или наклоняться вперед.Также наблюдаются и судороги артикуляционного аппарата. Они могут быть лицевыми, язычными и судорогами мягкого неба.
    К лицевым судорогам относится  смыкательная судорога губ – одна из наиболее часто встречающихся судорог при заикании. Она характерна для ранних этапов заикания. Смыкательная судорога характеризуется спазмами круговой мышцы рта. Возникает при произнесении губных звуков (п, б, м, в, ф). Губы при этом сильно сжимаются. Может нарушаться вследствие судорог произнесение и язычных звуков – таких как т, д, к. Другие лицевые мышцы могут быть в судороге не задействованы. Щеки во время произнесения звука могут надуваться под напором воздуха, который заполняет ротовую полость.
    Верхнегубная  судорога является редко встречающейся. Характеризуется и искажением лица, спазмом мышц, поднимающих верхнюю  губу, реже – крылья носа. Во время  этой, чаще всего, клонической судороги на одной стороне лица ротовая  щель приобретает косое направление  и становится невозможным произнесение губных звуков.
    Нижнегубная судорога схожа с верхнегубной. Поражение  одной мышцы, опускающей угол рта, наблюдается  реже, чем поражение обеих мышц, характеризующееся резким отворотом  нижней губы.
    Угловая судорога рта. При ней нарушается работа круговой мышцы рта. Угол его  резко оттягивается с обеих сторон или с одной, и приподнимается, перекашивая ротовую щель в сторону  поражения. Судорога может перейти  и на нос, лоб, веки. Во время этой судороги, которая может быть как  клонической, так и тонической, невозможно произнесение губных звуков. Судорожное раскрытие ротовой полости может  сопровождаться широким раскрытием рта и опусканием нижней челюсти  или обнажением зубов при сомкнутых  челюстях. Мышцы артикуляторного  аппарата очень сильно напрягаются  во время тонической судороги, которая  может охватывать и мышцы лба, век, носа, а также все лицо.
    Сложная судорога лица. Несмотря на то, что выделена И.А. Сикорским, она не имеет точной локализации и может проявляться  у взрослых в тяжелой степени  в различных комбинациях вышеприведенных  судорог (лицевых и лобных, круговой мышцы век, ушных мышц) вместе с  судорогой круговой мышцы рта.
Язычные судороги возникают при попытке произнесения звуков, в артикуляции которых активное участие принимает язык. Судороги языка могут быть различными.
    Судорога  кончика языка часто встречается  среди судорог артикуляторного  аппарата. При ней напряженный  кончик языка, упирающийся в небо, приостанавливает артикуляцию и  фонацию, вызывает необоснованную паузу.
    При судороге корня языка корень языка насильственно поднимается вверх и оттягивается назад, смыкаясь с небом. В результате этого становится невозможным движение воздушной струи через рот и больной не может произносить такие заднеязычные звуки, как г, к, х.  
   Изгоняющая  судорога языка выражается  в  том, что язык выталкивается наружу в пространство между зубами.  При тонической судороге  язык может  быть высунутым изо рта (при не резкой – упираться в зубы), а при клонической – время от времени выдаваться вперед, а затем с силой втягиваться внутрь. Характеризуется такая судорога неспособностью к звукопроизношению, нарушением дыхания и иногда болевыми ощущениями. 
    Подъязычная судорога характеризуется тем, что  нижняя челюсть опускается и открывается  ротовая полость. Это связано  с судорогами мышц, объединенных с  подъязычной костью. Судорога часто  может сопровождаться повторением  слогов, придыханиями и нередко сочетается с другими видами судорог.
    Судорога  мягкого неба. Редко встречается как самостоятельная и возникает обычно как сложная судорога артикуляционного аппарата. Мягкое небо то поднимается, то опускается, открывая и закрывая вход в носовую полость, делая звуки нозализованными. Речевая деятельность неожиданно останавливается и в зависимости от положения органов ротовой полости больной повторяет звуки, близкие к «пм-пм» или «кн-кн». Заикающийся испытывает чувство напряжения, сухость в носу и саднение.
    Степень проявления судорог может быть легкой, средней и тяжелой, но сегодня  еще не существует ни единых показателей, ни общей методики для  ее оценки. По мнению одних специалистов,  степень  тяжести зависит от возможности  плавно осуществлять речевую деятельность в тех или иных видах речевой нагрузки. Легкая степень сопровождается запинками лишь в спонтанной речи; средняя – как при монологе, так и при диалоге; тяжелая – в любой форме речевого высказывания. Другие практики считают, что степень тяжести зависит от степени фиксации на своем дефекте или от количества и длительности пауз, повторов, лишних звуков и т.д. У одного заикающегося тяжесть заболевания переменна. Она зависит от таких показателей, как эмоциональное состояние в момент речи, эмоциональной значимости общения для больного, уровня затруднений в формулировании высказывания. Важно также наличие звуков,  трудных для произношения заикающимся.  
    Выделяются  следующие типы течения заикания: постоянный — заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях и т.д.; волнообразный — заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает; рецидивирующий — исчезнув, заикание появляется вновь, т. е наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинки речи. Таким образом, на течение заикания оказывают влияние различные факторы (как физиологические, так и психологические), тип судорог, тип течения заикания, а также степень фиксированности больного на своем дефекте [2]. У заикающихся дошкольников фиксированность на дефекте может порождать стеснительность, речебоязнь, а иногда наоборот, расторможенность, показную разболтанность и резкость. Поэтому необходимо проводить коррекционную работу с позиции психотерапии, дифференцируя работу с заикающимися по психологическим особенностям. 
Патогенез заикания интересен тем, что различают 3 основные формы этого нарушения речи: невротическое; неврозоподобное; смешанное. Причины и механизмы их развития различны. Невротическое заикание усиливается в обстановке эмоционального напряжения, появляются дополнительные движения в мышцах лица, шеи и конечностей. Обычно оно сочетается с другими невротическими расстройствами (страхами, нарушениями сна, ночным недержанием мочи). Развитие невротического заикания может быть представлено в четырех основных периодах.

      К первому периоду относятся  те формы заикания, при которых  имеется только начальная судорожность  речевых движений и когда ребенок  по-детски еще не замечает наступивших  расстройств. В случае, если эти речевые расстройства не проходят, то болезнь переходит в следующий, второй период.
    Ко  второму периоду болезни относятся  те затянувшиеся случаи заикания, когда  ребенок уже начинает замечать затруднения  в своей речи и невольно начинает применять для преодоления этих затруднений напряжение при произношении звуков. Возникают сопутствующие движения. Это усиливает нервное напряжение. Эта форма заикания бывает в дошкольном возрасте и в первые годы школы. В дальнейшем невроз начинает принимать более тяжелую форму.
    В третьем периоде болезни, относящемся  к подростковым и более поздним  годам, на первый план выступают представления  о трудности произнести слово  и страх речи, которые вызывают усиление судорожности. Поведение больного заиканием обычно проходит теперь под  знаком смущения, неуверенности, страха речи, уловок и постоянного наблюдения за своей речью. Изменяется характер больного, который приобретает астенические свойства.
    В четвертом периоде заикание в  громадном большинстве случаев  начинает постепенно ослабевать. В  зрелом возрасте заикание наблюдается  крайне редко, а если и проявляется  теперь, то представляет собой остатки  старых навыков, как бы намек на то, что было. Невротическое заикание усиливается в обстановке эмоционального напряжения, появляются дополнительные движения в мышцах лица, шеи и  конечностей. Обычно оно сочетается с другими невротическими расстройствами (страхами, нарушениями сна, ночным недержанием мочи).
      Неврозоподобное заикание может  носить наследственный характер. В этих случаях у одних детей  заикание прекращается или уменьшается  к 10-12 годам, у других в той или иной степени сохраняется всю жизнь. Независимо от того, что вызвало неврозоподобное заикание (наследственность, органические причины или их сочетание), внешне оно выглядит одинаково. Речь монотонна, однообразна, не зависит от ситуации, больные не стараются бороться с имеющимся дефектом. Если пациента заставляют следить за своей речью, фиксируют его внимание на речевом дефекте, то заикание резко уменьшается. По этим параметрам неврозоподобное заикание отличается от невротического. Невротическое заикание - это психогенное заболевание с преимущественным поражением речевой функции.
Различают три критерия психогенных расстройств:
-расстройство, вызванное психической травмой; 
-содержание  психической травмы отражается  на картине заболевания; 
-ликвидация  психогенного расстройства по  мере удлинения периода после  психической травмы.
    На  фоне невротических расстройств (пониженное настроение, чувство неполноценности, тревожное ожидание чего-то неприятного, медленное засыпание, частое просыпание, сниженный аппетит) развиваются  признаки нарушения речи, среди которых  встречаются, в частности, логофобия.
    Логофобия – навязчивый страх речи. Она  заключается в том, что после  психической травмы возникает напряженное  ожидание невозможности произнесения звука, слова, фразы, предложения. Ожидание своей несостоятельности приводит к выраженному страху речи, при  котором у больного как бы парализуется механизм звукопроизнесения. Логофобия всегда непостоянна. Выраженность логофобии бывает столь заметной, что пациент вообще не способен что-либо сказать. Подобный симптом очень непостоянен. Логофобия как один из самых главных и наиболее распространенных механизмов развития приводит к невротическому заиканию [19]. Невротическое заикание обнаруживается в психотравмирующей ситуации. При фиксации внимания пациента на своем речевом дефекте оно усиливается, а при отвлечении внимания нарушение плавности речи резко уменьшается или вообще проходит. Заикание, обусловленное логофобией, обычно сочетается с невротическими тиками и невротическими сопутствующими движениями, которые имеют то же течение, что и все расстройства, вытекающие из логофобии. Помимо логофобического варианта невроза, можно выделить истерический механизм, при котором вследствие психической травмы шокового характера парализуются центральные механизмы речи. Больной не испытывает страха речи, он просто не может говорить, потому что у него полностью отключилась речь. Возникает истерический мутизм, как правило, полный, больной молчит в любой обстановке. После исчезновения истерического мутизма нередко наступает истерическое заикание, при котором страх речи не выражен. Данные параклинических обследований при различных видах заикания выявляют ряд отличий. При неврозоподобном заикании на рентгенограмме выявляется субкомпенсированная гидроцефалия (неустойчиво стабилизирующаяся), на электроэнцефалограмме преобладают органические изменения, нередко с повышенной судорожной готовностью. При невротическом же заикании обследование не выявляет особых отклонений. Прогноз заикания в различных возрастных группах различен, однако у ряда больных оно полностью исчезает.
      Современные методы коррекции заикания у детей старшего дошкольного возраста
 
    Становлению современного комплексного подхода  к преодолению заикания предшествовал  поиск различных приемов и  средств преодоления дефекта. Многочисленность и недостаточная эффективность методик преодоления заикания объясняются сложностью его структурных проявлений и недостаточным уровнем знаний о его природе.
    Изучая  существовавшие ранее приемы, средства и методы преодоления заикания, я  думаю,что стоит рассматривать их в зависимости от характера рекомендуемых средств воздействия на заикающегося — медицинских или педагогических. В первом случае — это лечебные меры (терапевтические, хирургические, ортопедические, психотерапевтические), во втором — меры педагогические (дидактические) и в третьем — различные сочетания лечебного и педагогического воздействия на заикающихся. 

    Терапевтические средства для преодоления заикания применялись в разной степени  и формах во все времена, начиная  с древнейших (Гиппократ, Аристотель, Цельс, Гален, Авиценна и др.). Терапевтические средства не являлись исчерпывающими в лечении заикания, а лишь в той или иной степени дополняли его.
С 1 в. н.э. до середины XIX в., применялся хирургический метод лечения заикания, пока не утвердилось мнение о его бесполезности и опасности использования (Антилл, Бонне, Диффенбах, Дионис, Пети, Фабриций, Эгинский и др.). Он появился в результате понимания заикания как следствия патологического строения органов артикуляции или недостаточной иннервации мышц языка.
    Использование механических приспособлений с ортопедической целью восходит еще к Демосфену, который якобы успешно применял для лечения собственного заикания инородные предметы (морские камешки), держа их под языком во время речевых  упражнений. Специалисты применяли  при лечении заикания различные  механические приспособления: Итар — язычную вилку, Коломба — язычный нажиматель и распорку для губ, Эрве-де-Шегуан —накладки на оба ряда зубов, Кленке — деревянную пластинку в форме дуги под язык, Меркель — скобы из китового уса на нижние зубы и т. д. Ортопедические средства имели вспомогательное значение в лечении заикания.
    С появлением взглядов на заикание как  на невротическое расстройство некоторые  авторы стали придавать первостепенное значение в его преодолении психотерапевтическому воздействию (Неткачев, Фрешельс и др.). Сторонники психологического направления видели в заикании, прежде всего психическое страдание, поэтому при выборе средств воздействия на заикающегося учитывали влияние этих средств на его психику.
    Последователи дидактических приемов воспитания правильной речи у заикающегося рекомендовали  системы разнообразных и постепенно усложняемых речевых упражнений, охватывающих как отдельные элементы речи, так и речь в целом (Андрес, Гимиллер, Гутцман, Денгардт, Итар, Коэн, Куссмауль, Ли).
    Использовалась  и система лечебно-педагогических мер. Первыми попытками определить систему лечебно-педагогического воздействия на заикающихся можно считать рекомендации И. А. Сикорского (1889) и его ученика И. К. Хмелевского (1897). И. А. Сикорский в лечение заикания включал: а) гимнастику речи (система упражнений для дыхания, голоса, артикуляции, различных форм речи); б) психотерапевтическое лечение (создание соответствующих условий, окружающих больного, последовательное усложнение речевых занятий, воздействие на настроение больного и пр.); в) фармацевтическое и динамическое лечение (медикаменты, физиотерапия, двигательные упражнения).
    В настоящее время многие исследователи  уделяют много внимания психотерапевтическим воздействиям на личность заикающегося в комплексной системе лечения. Опираясь на исследования отечественных  физиологов — И. М. Сеченова, И.П. Павлова  и их последователей, ученые и специалисты- практики преодолели тенденциозность разработанных ранее приемов устранения заикания, отобрали из них все лучшее, рациональное и определили современный комплексный подход к преодолению заикания.
    Большинство исследователей заикания отмечают сложный  системный характер этого заболевания, возникновение которого связано  с причинами разного характера, что в свою очередь, требует соответствующих методов коррекции. Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. В комплекс лечебно-педагогических мероприятий входят лечебные препараты и процедуры, лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмика, воспитательные мероприятия. Цель их — оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; социальная реадаптация и адаптация заикающегося. В настоящее время делаются попытки глубже изучить индивидуальные психологические особенности заикающихся. Весь лечебно-педагогический комплекс по характеру воздействия на заикающихся можно условно разделить на две составные части: лечебно- оздоровительную и коррекционно-педагогическую. Основными задачами лечебно- оздоровительной работы, которую проводит врач, являются: укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося; устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, расстройств вегетативной нервной системы, нарушений моторики и др.). Основной задачей коррекционно-педагогической работы, которую преимущественно проводит логопед, является: устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических особенностей заикающихся. Логопед организует содружественную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, воспитателей, ритмиста, инструктора по ЛФК, музыкального работника и др.), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся.
    К лечебно-оздоровительной работе относятся: создание благоприятной обстановки для лечения, организация режима дня и рационального питания, закаливающие процедуры, лечебная физкультура, медикаментозное лечение, физио- и психотерапия. У ребенка надо поддерживать хорошее настроение, бодрость, уверенность в выздоровлении. Систематическое чередование различных видов деятельности, определенный ритм жизни также имеют важное значение, так как способствуют нормализации и облегчению работы высших отделов нервной системы и всего организма в целом. Лечебная физкультура и физические упражнения, развивая мышечную систему, усиливают работу важнейших жизненных органов — легких и сердца, повышают обмен веществ. Они развивают координированные и точные движения, помогают избавиться от скованности или, наоборот, от расторможенности движений. Все это является необходимой предпосылкой для лучшего функционирования речевых органов заикающегося ребенка и оказывает положительное влияние на выработку у него правильных речевых навыков. Физические упражнения для заикающихся детей приобретают лечебное значение.
    Медикаментозное лечение заикающихся ставит целью  нормализацию деятельности центральной  и вегетативной нервной системы, речедвигательного аппарата, устранение судорог, снятие психогенных наслоений. Роль медикаментозного лечения с возрастом заикающихся увеличивается. Это объясняется усложнением клиники заикания вследствие присоединения дополнительных функциональных наслоений, связанных с пубертатными сдвигами и повышением роли слова как фактора социального общения.
    Психотерапия  в комплексе лечения заикания занимает существенное место. Основная задача психотерапии — оздоровление психики заикающегося. Оздоравливающее воздействие на заикающегося оказывает косвенная и прямая психотерапия. Под косвенной психотерапией понимается обстановка, окружающая природа, коллектив, отношение обслуживающего персонала, режим, игры и многое другое. Прямая психотерапия — лечебное воздействие словом в виде разъяснения, убеждения, внушения и обучения. В психотерапии различают два основных вида воздействия словом: 1) рациональную (по Дюбуа), или разъяснительную (по В.М. Бехтереву), психотерапию; 2) суггестивную терапию, в которой выделяются внушение в бодрствующем состоянии, во сне (гипноз) и самовнушение (аутогенная тренировка).Для маленьких детей рациональная психотерапия выражается в использовании разнообразных игровых приемов, красочного дидактического материала, труда, музыки, ритмики и пр. Эти формы психотерапии тесно смыкаются с психопрофилактикой и психогигиеной. Для старших школьников необходимо широкое использование основных приемов рациональной психотерапии. Внушение (суггестия) — специальный метод психотерапии. Различают внушение со стороны другого лица (гетеросуггестия) и самовнушение (аутосуггестия).В лечении заикания используются методы внушения в бодрственном состоянии (К. М. Дубровский) и в состоянии гипнотического сна. Эти психотерапевтические методы используются в комплексе с другими медико-педагогическими средствами воздействия на заикающихся подростков и взрослых. Одним из видов аутосуггестии является метод аутогенной тренировки. Он применяется при лечении различных неврозов. Путем самовнушения по определенной формуле вызывается состояние покоя и мышечного расслабления (релаксация). В дальнейшем проводятся целенаправленные сеансы самовнушения по регуляции тех или иных нарушенных функций организма. В этом плане оно оказывается полезным и при заикании. Заикающийся овладевает способностью вызывать расслабление мышц, особенно лица, шеи, плечевого пояса, и регулировать ритм дыхания, что ослабляет интенсивность судорожных спазмов. В связи с незрелостью психики и недостаточной концентрацией внимания у детей дошкольного возраста гипнотерапия и аутогенная тренировка с ними не применяются. Многие специалисты, работая с заикающимися детьми, используют игры и упражнения, которые помогают расслабить мышцы рук, предплечья, шеи, ног, лица. Среди активизирующих методов психотерапии значительное место занимают функциональные тренировки (А. Г. Иванов-Смоленский). Они представляют собой тренировку нервных и психических процессов, укрепление активности и воли. Все виды психотерапии заикания направляются на устранение психогенных нарушений (страха речи и ситуаций, чувства ущемленности и подавленности, навязчивой фиксации на своем речевом расстройстве, многообразных переживаний в связи с этим и пр.) и на перестройку у заикающегося измененного под влиянием дефектной речи социального контакта с окружающими; на формирование умений владеть собой и своей речью, на перестройку своих личностных качеств. Педагогическую часть комплексного подхода составляет коррекционно- педагогическая (логопедическая) работа, которая включает систему логопедических занятий, воспитательные мероприятия, логопедическую ритмику, работу с родителями. Логопедическая работа рассматривается как система коррекционно- педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование личности и речи ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта.
    Логопедическое  воздействие в настоящее время  осуществляется в двух направлениях: прямом и косвенном. Прямое логопедическое воздействие реализуется во время  групповых и индивидуальных занятий  с заикающимися. Эти занятия предусматривают развитие общей и речевой моторики, нормализацию темпа и ритма дыхания и речи, активизацию речевого общения, в случае необходимости развитие слухового внимания и фонематического восприятия, коррекцию нарушений звукопроизношения, расширение пассивного и активного словаря, совершенствование грамматического оформления фразы. На занятиях у заикающихся устраняют психологические отклонения в поведении, вырабатывают (у школьников, подростков) правильное отношение к дефекту, развивают интеллектуальные способности, этические и нравственные представления, формируют гармонично развитую личность. Индивидуальные занятия проводятся в случае необходимых дополнительных упражнений (коррекция неправильного произношения, беседы психологического характера и т. д.). Косвенное логопедическое воздействие представляет собой систему логопедизации всех режимных моментов для ребенка и отношения к нему окружающих. Особое значение в этой системе имеет речевой режим. Речевой режим дошкольников осуществляется с помощью взрослых, которые последовательно контролируют переход детей от одного речевого этапа к другому. Речевой режим школьников, подростков и взрослых предполагает выбор ими необходимых речевых упражнений, понимание ими требований правильной речи, систематическую тренировку навыков правильной речи в разных условиях. Речевой аспект логопедических занятий включает регуляцию и координацию дыхательной, голосовой и артикуляторной функций, воспитание правильной речи. В литературе имеется несколько мнений о методике воспитания правильного дыхания. Одни считают, что над дыханием следует специально работать, применяя дыхательные дидактические упражнения. Другие считают, что ритм дыхания восстанавливается через спокойную плавную речь, т. е. воспитывается неторопливый темп речи и в результате нормализуются все речевые компоненты, в том числе и дыхание. Представители психологической школы считают, что воспитанию речи, а, следовательно, и дыхания способствует тренировка воли. В каждом из этих мнений можно найти рациональное, если работу над дыханием проводить индивидуально, в зависимости от структуры речевого дефекта. Консультативно-методическая работа с родителями и педагогами направлена на обеспечение благоприятных условий воздействия на заикающегося ребенка; создание правильного отношения к нему дома и в детском учреждении; организацию необходимой самостоятельной работы ребенка вне логопедических занятий.
    Несмотря  на то, что в настоящее время  исследование заикания направлено на раскрытие его центральных механизмов, они остаются мало изученными. Проблема возникновения нейрофизиологических механизмов синдрома заикания до сих  пор остается нерешенной. Актуальность исследования этой проблемы определяется необходимостью разработки адекватных методов терапии и коррекции, поскольку существующие в настоящее  время подходы к лечению заикания часто не приводят к полному излечению. При проведении исследований оказалось, что некоторые симптомы заикания, непосредственно обусловленные действием неблагоприятных факторов на ранних этапах онтогенеза, были компенсированы с течением времени в силу пластичности развивающегося мозга. Действительно, сравнение данных комплексного обследования детей и взрослых показало, что электроэнцефалографические и нейропсихологические признаки изменения функционального состояния мозга на уровне глубинных структур и коры, связанные с нарушением кровообращения в задних, преимущественно левосторонних, отделах, ярко проявляясь в детском возрасте, у взрослых уже не отмечались. При этом неврологическая симптоматика, характеризующая состояние нижележащих (стволовых) отделов нервной системы, менее подверженных пластическим перестройкам, сохранялась. Среди основных факторов риска развития заикания наиболее часто называют наследственность, раннее мозговое повреждение и нарушения эмоционально-волевой сферы. Психологическое исследование не выявило существенных различий между детьми с разными сроками заикания. Всем детям в разной степени были свойственны нарушения эмоциональной сферы, расторможенность, страхи, быстрая истощаемость. Эти наблюдения еще раз подтвердили дисфункцию высших центров вегетативной и эмоциональной регуляции у больных заиканием независимо от сроков заболевания и возраста. Комплексное обследование взрослых с синдромом заикания позволило обнаружить возможные нейрофизиологические механизмы развития этого синдрома. Вместе с тем данные, полученные при исследовании взрослых больных, характеризуют функциональное состояние мозга и эмоционально- волевой сферы по прошествии длительного периода с момента возникновения заболевания. Это обстоятельство в силу большой пластичности и компенсаторных возможностей мозга затрудняет выявление тех факторов риска возникновения заикания, которые связаны с ранним постнатальным развитием, а также не позволяет разграничить симптомы, непосредственно связанные с этиологией заикания и его последствиями. В данной работе заикание рассматривается как проявление патологических изменений на разных уровнях, а также возможные пути его коррекции, однако моя работа позволяет сделать вывод, что единой точки зрения по поводу заикания нет до сих пор ни по одному из компонентов структуры данного вопроса (этиология, симптоматика, классификация, методы коррекции). Но нельзя не признать, что практически все современные авторы рассматривают заикание не как узко речевую патологию, а как целый комплекс патологически развивающихся органов и систем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Самооценка детей старшего дошкольного возраста как предмет психолого – педагогического исследования 
2.1.  цель, задачи, методы организации исследования. Характеристика испытуемых

    В первой курсовой работе передо мной стояла задача раскрыть сущность заикания –  его этиологию, патогенез и современные  методы коррекции. В данной работе я  хотела бы исследовать самооценку заикающихся  дошкольников, ее становление в старшем  дошкольном возрасте. Старший дошкольный возраст выбран мной не случайно –  это период, когда дети только начинают осознавать себя, свои потребности  и притязания в мире человеческих отношений. Интересен тот факт, что  самооценка дошкольников  уже дифференцирована, поэтому  исследование ее по какой-либо методике не даст однозначных результатов. Дети по-разному оценивают себя, окружающих – родителей, друзей, незнакомых людей.
    На  самооценку заикающихся непосредственно влияет фиксированность на собственном дефекте. Чем больше больной обращает на него внимания, тем более выраженной становится симптоматика заикания. Однако болезненность фиксации может выражаться по-разному – от отсутствия ее до характерного ухода в болезнь. Из этого следует, что заикание представляет собой дефект, влияющий на самооценку, значимость которой очень велика в коррекционной работе. Оптимистичный настрой и уверенность в себе благоприятно влияют на ее исход, нежели неуверенность в собственных силах.
    В дошкольном возрасте дети учатся оценивать  свои поступки, свои умения и знания. Самооценка в этот период несколько  завышена, что связано, в основном, с положительной оценкой их действий взрослыми. Однако в старшем дошкольном возрасте самосознание детей  становится более реалистичным, они учатся оценивать  свои достоинства и недостатки, учитывая оценку окружающих. Таким образом, путем  принятия оценки окружающих, формируется  детское самосознание, в которое  включена и самооценка.
    Самооценка  детей может варьироваться. Она  бывает адекватно устойчивой, завышено устойчивой, а также неустойчивой в сторону неадекватного завышения  или занижения. Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей ребенка сокращать контакты с другими людьми. Заниженная самооценка разрушает надежды на хорошее отношение к себе, успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Для дошкольников с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, эти  дети очень ранимы, их настроение подвергнуто частым колебаниям, они острее реагируют на критику, смех, порицания. Они более зависимы.
    Недооценка  своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу, такие  дети избегают соревнования, поскольку, поставив себе цель, они не надеются на успех. Достаточно высокая самооценка проявляется в том, что ребенок руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет. Если самооценка не слишком завышена, то она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Ребенок знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него абсолютного, решающего значения. При завышенной самооценке ребенок уверенно берется за работу, превышающую реальные возможности. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение.
Цель  работы: изучение самооценки заикающихся дошкольников.
Объект  исследования: личность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза  исследования: В основе исследования - предположение о том, что существует определенная зависимость между особенностями проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста и уровнем развития самооценки.
Методологические  основы исследования: положение С.Л.Рубинштейна о том, что самосознание выступает как компонент личности, и включается в процесс развития.
Методы  исследования  - теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования),
Практическая  значимость исследования заключается в том, что результаты исследования по данной проблеме могут использоваться в практике психологов ДОУ.
В соответствии с целями и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Подобрать  и применить комплекс методик  для исследования самооценки  у детей старшего дошкольного  возраста.
2. Осуществить  эмпирическое исследование по  выявлению и изучению особенностей  проявления самооценки у детей  старшего дошкольного возраста.
Характеристика  испытуемых.
    Данный  констатирующий эксперимент проводился в ДОУ № 14 г. Санкт-Петербурга. Общее  количество выборки – 20 детей, из них  11 мальчиков и  9 девочек. Возраст  испытуемых – 7 лет. В процессе эмпирического  исследования осуществлялось выявление  структурных компонентов и уровней  самооценки детей старшего дошкольного  возраста, определялись особенности  проявления самооценки у старших  дошкольников. Наблюдения показали, что причины заикания сложны и индивидуальны, а форма и тяжесть заикания варьируют у одного и того же больного.
    В эксперименте участвовали дети, у которых неуравновешенное поведение (повышенная возбудимость или тормозимость) явилось следствием развившегося заикания. До возникновения заикания дети этой группы были практически здоровыми и уравновешенными. Также в эксперимент были включены двое детей, у которых неуравновешенное поведение отмечалось с раннего детства и являлось индивидуальной особенностью их личности. В анамнезе этих детей имелись указания на соматические расстройства различного происхождения: неблагоприятные условия внутриутробного развития, родовая травма, постнатальная травма головы, острые или хронические инфекционные заболевания, некоторые формы сердечно-сосудистых заболеваний, эндокринные расстройства.
    Психологические особенности проявления самооценки определялись при помощи следующих  методик:
    методика «Лесенка», В.Г. Шур; методика «Нарисуй себя», А.М. Прихожан, З. Василяускайте;
    методика «нарисуй себя» А.М. Прихожан;
    Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.
    Методика  исследования самооценки ребенка «Лесенка», В.Г. Щур основана на том, что испытуемым на нарисованной лесенке из семи ступеней предлагалось отметить карандашом себя. Также дети определяли свое место на «лесенке» с позиции окружающих его людей: сверстников, воспитателей. Методика позволяет определить высоту самооценки детей старшего дошкольного возраста, ее устойчивость или противоречивость.
    Методика  «Нарисуй себя», А.М. Прихожан, З. Василяускайте является проективной методикой изучения личности детей старшего дошкольного возраста. Методика основана на предложении детям нарисовать три рисунка определенными цветными карандашами. На первой странице – отмечается имя, возраст ребенка, пол; на второй – необходимо нарисовать «плохого мальчика» или «плохую девочку» черным и коричневым карандашами; на третьем – «хорошего мальчика» или «хорошую девочку» синим и красным карандашами, на четвертой – себя, «Я», всеми цветами, предложенными за все исследование. Данная методика основана на изучении самооценки и общего эмоционального отношения к себе детей старшего дошкольного возраста.
При интерпретации  данных используются как проективные  критерии, так и показатели, базирующиеся на методе прямого шкалирования.
1.    Анализ «автопортрета» (рисунок «Я»): наличие всех основных деталей, полнота изображения, количество дополнительных деталей, тщательность их прорисовки, степень украшенности «автопортрета»; статичность рисунка или представленность фигурки в движении, включение себя в какой-либо сюжет — игру, танец, прогулку и т.п. Известно, что наличие дополнительных деталей— подробная прорисовка, «разукрашивание» — свидетельствуют о позитивном отношении к рисуемому персонажу. Напротив, неполнота рисунка, отсутствие необходимых деталей указывают на отрицательное или конфликтное отношение, о чем говорилось выше. Изображение в движении, включение в сюжет — на активное, творческое отношение к действительности.
2.    Анализ других проективных показателей  по «автопортрету», в том числе  по размеру рисунка, его расположению  на листе (так называемая проективная  семантика пространства), по соотношению  отдельных частей рисунка и  т.п. Известно, например, что размещение  рисунка внизу страницы может  свидетельствовать о депрессивности  ребенка, наличии у него комплекса  неполноценности. Наиболее неблагоприятным  является «автопортрет», нарисованный  в профиль и расположенный  в нижнем углу страницы, особенно  в левом.
3.    Сопоставление «автопортрета» ребенка с рисунками «хорошего» и «плохого» сверстника по следующим параметрам: а) цвета, использованные в «автопортрете», их соответствие цветам «хорошего» и «плохого» ребенка, каких цветов больше; б) размер «автопортрета» по сравнению с размерами двух других рисунков; в) повторение в «автопортрете» деталей из рисунков «хорошего» и «плохого» ребенка: одежда, головной убор, игрушка, цветок, рогатка, пистолет и т.п. г) наличие в «автопортрете» новых деталей и их характер; д) общее впечатление о похожести «автопортрета» на рисунок «хорошего» или «плохого» сверстника.
4.    Анализ поправок, перечеркиваний, перерисовывания (без существенного улучшения качества рисунка); их выраженность свидетельствует о конфликтности, тревожности ребенка.
Исследование  самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.
Данная  методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности изображается вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Ребенку предлагаются семь таких линий. Они обозначают:
-здоровье;
-ум, способности;
-характер;
-авторитет  у сверстников;
-умение  многое делать своими руками, умелые руки;
-внешность;
-уверенность  в себе.
На каждой линии чертой (-) испытуемый отмечает, как он оценивает развитие у себя определенного качества, После этого крестиком (х) отмечает, при каком уровне развития этих качеств, сторон он был бы удовлетворен собой или почувствовал гордость за себя.
Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с  указанием верхней, нижней точек  и середины шкалы. При этом верхняя  и нижняя точки отмечаются заметными  чертами, середина — едва заметной точкой.
Методика  может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной  работе необходимо проверить, как каждый ребенок заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются  предложенные значки при ответе на вопрос. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением  инструкции, 10—12 мин.
Обработке подлежат ответы на шести линиях (шкалах). Шкала “здоровье” рассматривается  как тренировочная и не учитывается  или, в случае необходимости, анализируется  отдельно. Как уже отмечалось, размеры  каждой линии равны 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику, для  удобства выражаемую в баллах (например, 54 мм = 54 балла). Обработка включает следующие  этапы:
I этап
По каждой из шести шкал (“ум”, “способности”, “характер”, “авторитет у сверстников”, “умелые руки”, “внешность”, “уверенность в себе”) определяются:
а) уровень  притязаний в отношении данного  качества - по расстоянию в миллиметрах  от нижней шкалы (“О”) до знака “X”;
б) высота самооценки - от “О” до знака “-”;
в) величина расхождения между уровнем притязаний и самооценка - разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от знака “X” до “-”; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом.
Записывается  значение каждого из трех показателей (уровень притязаний, самооценки и  величины расхождения между ними) в баллах по каждой шкале.
II этап
Высота  самооценки
Количество  баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая»  самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.
Количество  баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует  о завышенной самооценке и указывает  на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может  подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может  указывать на существенные искажения  в формировании личности — «закрытости  для опыта», нечувствительности к  своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует  о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут  скрываться два совершенно разных психологических  явления: подлинная неуверенность  в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного  позволяет не прилагать никаких  усилий.
III этап
Уровень притязаний
Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление  о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение  детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует  о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.
2.2. Содержание методики  обследования. Количественный и качественный анализ результатов
1. Методика «Лесенка». Данная методика позволяет выявить уровень самооценки ребенка (заниженная, адекватная, завышенная). Предлагалось поставить отметку на одной из семи ступеней нарисованной лесенки и тем самым показать, как он себя оценивает. Чем выше ступень, тем выше самооценка.
Сначала дети оценивали сами себя:

Диаграмма 1Затем дети оценивали себя с позиции  сверстников:
Диаграмма 2
Согласно  последней инструкции в данной методике, дошкольники оценивали себя с  позиции взрослого (воспитателя).

Диаграмма 3
2. методика «Нарисуй  себя» А.М. Прихожан, З. Василяускайте
По результатам  рисунка были получены следующие  результаты:

Диаграмма 4
    Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан
Экспериментальная группа
Уровень самооценки в настоящий момент (в  баллах):
      Критерии
      Имя испытуемого здоровье ум характер авторитет умелые руки внешность уверенность в  себе
      1 43 55 91 98 50 89 75
      2 49 63 40 97 99 50 90
      3 80 82 81 55 56 60 55
      4 90 83 94 70 85 93 84
      5 50 90 83 91 94 63 78
      6 83 79 81 80 87 81 83
      7 64 83 53 44 78 85 76
      8 95 85 47 68 80 79 85
      9 84 91 83 85 56 73 90
      10 53 44 38 54 63 80 94

 
Уровень притязаний (в баллах):
      Критерии
      Имя испытуемого здоровье ум характер авторитет умелые руки внешность уверенность в  себе
      1 87 95 99 100 100 100 100
      2 100 100 100 100 100 100 100
      3 100 100 100 95 78 94 100
      4 100 100 100 95 94 99 84
      5 97 98 94 92 97 84 92
      6 92 99 98 93 100 91 97
      7 74 99 86 100 99 100 100
      8 100 100 98 100 100 100 100
      9 96 94 92 100 74 89 100
      10 100 97 80 98 79 82 100

 
Величина  расхождений между уровнем притязаний и самооценкой (в баллах):
      Критерии
      Имя испытуемого Здоровье ум характер авторитет умелые руки внешность уверенность в  себе
      1 44 40 8 2 50 11 25
      2 51 37 60 3 1 50 10
      3 20 18 19 40 22 34 45
      4 10 17 6 25 9 6 0
      5 47 8 11 1 3 21 14
      6 9 20 17 13 13 10 14
      7 10 16 33 56 21 15 24
      8 5 15 51 32 20 21 15
      9 12 3 9 15 18 16 10
      10 47 53 42 44 16 2 6

 
Контрольная группа
Уровень самооценки в настоящий момент (в  баллах):
      Критерии
      Номер испытуемого Здоровье ум характер авторитет умелые руки внешность уверенность в  себе
      11 75 51 49 79 47 56 51
      12 64 73 60 64 85 77 74
      13 58 85 47 55 86 81 54
      14 96 77 44 74 78 73 84
      15 57 53 72 81 89 47 95
      16 66 82 85 64 51 66 83
      17 48 64 82 67 94 55 67
      18 69 88 49 59 79 82 77
      19 47 82 57 76 53 78 88
      20 64 59 44 84 79 78 52

 
Уровень притязаний (в баллах):