На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Несостоятельность юридических лиц

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.06.13. Сдан: 2011. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования  и науки
Государственное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
Юридический факультет
Кафедра гражданского права и гражданского процесса
 
 
 
 
Несостоятельность (банкротство) юридических  лиц
Курсовая  работа 
 
 
 

              Выполнила студентка гр. Юс-204
              Коваленко Антонина Александровна 

              Научный руководитель
              кандидат  юридических наук, доцент
              О.В. Кузнецова 

              Дата  защиты «____»__________2010 г.
              Оценка___________________________
              _________________________________
              (подпись  научного руководителя) 
               
               
               
               
               

Челябинск
2010
Содержание
Введение 3
Глава 1. Понятие и правовые основы несостоятельности (банкротства) юридических лиц 5
§1. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) 5
§2.  Понятие и признаки банкротства юридических лиц 7
Глава 2. Процедуры банкротства юридических лиц 12
§1. Наблюдение 12
§2. Финансовое оздоровление 16
§3. Внешнее управление 21
§4 Конкурсное производство 24
§5. Мировое соглашение 29
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 34 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Введение
     Целями  института банкротства в условиях рыночной экономики являются осуществление  принудительной или добровольной ликвидации неплатежеспособных предприятий, которые  оказались не в состоянии выполнять  свои обязательства перед кредиторами. Угроза банкротства является фактором повышения устойчивости экономической  системы и предотвращения последовательности взаимосвязанных неплатежей.
     Актуальность  курсовой работы обуславливается необходимостью детального изучения оснований и  порядка банкротства юридических  лиц, с целью недопущения искусственного банкротства со стороны юридических  лиц.
     Объектом  исследования данной курсовой работы выступают гражданско-правовые отношения, возникающие в процессе несостоятельности юридических лиц.
     Предметом исследования являются признаки и основные процедуры банкротства юридического лица.
     В качестве цели данной работы был выделен анализ отношений при несостоятельности банкротстве юридического лица, а также изучение процедур несостоятельности (банкротства).
     Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     - исследовать правовое регулирование  банкротства юридических лиц;
     - дать понятие и выявить основные характеристики несостоятельности (банкротства) юридического лица;
     - рассмотреть возможные процедуры  банкротства юридических лиц;
     - определить возможные последствия  признания юридического лица  несостоятельным (банкротом).
     Методологической  основой исследования является диалектический метод познания. Выводы, сделанные в работе, базируются на основных положениях гражданского права, а также анализе действующих нормативных актов. В процессе работы использовались исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой методы анализа исследуемой проблематики.
     Курсовая  работа написана на основе изучения и  анализа специальной юридической  литературы, посвященной несостоятельности (банкротству) юридических лиц, законов и иных нормативных актов.
     Теоретической основой исследования являются труды  юристов-исследователей института  несостоятельности: В.В. Витрянского, В.Ф. Попондопуло, М.В. Телюкиной, и других.

Глава 1. Понятие и правовые основы несостоятельности (банкротства) юридических лиц

§1. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)

     Законодательство  о банкротстве представлено множеством нормативных правовых актов разной юридической силы. Оно состоит  как из общих законов (ГК РФ1, АПК РФ2 и др.), так и из специальных законов (ФЗ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ФЗ от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», ФЗ от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», другие федеральные законы), а также из указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актов регулирующего органа в сфере банкротства.
     Закон о банкротстве является стержневым актом в системе законодательства о банкротстве. Этот закон является по преимуществу нормативным правовым актом прямого действия, хотя и  содержит ряд положений, отсылающих к актам Правительства РФ и  регулирующего органа. Закон о  банкротстве является комплексным  правовым актом.
     Нормы Закона о банкротстве являются специальными, что подтверждается сравнительным  анализом этих норм с нормами ГК РФ, АПК РФ и других федеральных  законов. Так, п.4 ст.61 ГК РФ установлено, что если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст.65 ГК РФ. А в п.3 ст.65 ГК РФ отмечается, что основания признания судом юридического лица банкротом устанавливаются специальным Законом о банкротстве. В остальной части норм гражданского права, содержащихся в Законе о банкротстве, он должен соответствовать ГК РФ (п.2 ст.3 ГК РФ)3.
     К числу общих законов, содержащих нормы о банкротстве, относится  также АПК РФ, содержащий специальную  гл. 28 «Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)»4. В соответствии со ст.223 АПК РФ дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
     Определенную  часть законодательства о банкротстве  составляют подзаконные нормативные  акты, которые направлены на создание организационных, экономических и  иных условий, необходимых для реализации Закона о банкротстве и других федеральных законов. В основном это акты Правительства РФ и акты регулирующего органа, предусмотренные  ст. 29 Закона о банкротстве.
     Указанные акты регулируют материальные и связанные  с ними процедурные (не процессуальные) отношения с участием должников - юридических лиц, проходящих процедуру банкротства. В качестве примера можно привести постановление Правительства РФ от 29 апреля 2006 г. № 260 «О мерах по реализации Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства».
     Как известно, финансовый кризис негативно  повлиял на мотивацию должника исполнять  обязательства, не подкрепленные механизмами  правового принуждения. Принятие поправок явилось ответом на участившиеся за последнее время случаи невыполнения обязательств по договорам и увеличение количества судебных дел о неисполнении договоров и взыскании задолженности. Кроме того, права кредиторов существенно  ограничивали возможность продажи  должником активов по заниженным ценам до принятия заявления о банкротстве и воздействие основного кредитора на процедуру банкротства для реализации своих интересов, что приводило к низкой эффективности банкротных процедур в России.
     Принимая  во внимание изложенные вопросы, Федеральный  закон от 28 апреля 2009 г. № 73-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», по сути, предложил новую редакцию Закона о банкротстве, направленную на воспрепятствование выводу активов должника, защиту прав кредиторов и их равноправие.
     Таким образом, можно сказать, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц весьма разнообразно и продолжает развивается.

§2.  Понятие и признаки банкротства юридических лиц

     Новейшее законодательство о банкротстве рассматривает  понятие «банкротства» и «несостоятельность» как синонимы. Между тем изначально понятия «банкротство» и «несостоятельность» означали разные явления. В российском дореволюционном законодательстве, равно как и в законодательстве стран с развитыми правопорядками, банкротство являлось частным случаем несостоятельности, о банкротстве должника говорили, когда причиной несостоятельности являлось совершенное определенными лицами преступление5.
     За  историю своего развития банкротство (несостоятельность) получала различные определения.  В советский период государства несостоятельность определялась как такое положение имущества определенного лица, при котором это лицо не в состоянии удовлетворить законные требования кредиторов. Несостоятельность - установленная судом неспособность должника к полной оплате денежных требований кредитора6.
     Понятие банкротства определенным образом  соотносится с понятием неплатежеспособности, которая может быть обусловлена разными причинами и состоит в том, что к моменту наступления срока платежа у организации отсутствуют в необходимом количестве средства платежа.
     Таким образом, банкротство - это признанная арбитражным судом неспособность  должника в полном объеме удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Закона 2002 г.)7.
     Признак банкротства закреплен законодателем в п.2 ст.3 Закона: юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
     Также существует ряд условий, при наличии  которых юридическое лицо может  быть признано несостоятельным.
     По  общему правилу дело о банкротстве  может быть возбуждено арбитражным  судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в  совокупности составляют не менее ста  тысяч рублей (п.2 ст.6 Закона). Данный минимум требований кредиторов, может быть, достигнут за счет совокупного требования кредиторов, размер требования каждого из которых существенно меньше установленной законом нормы.
     Следует заметить, что при определении  наличия признаков несостоятельности (банкротства) и объема прав требований каждого из кредиторов юридическое  значение придается лишь денежным долговым обязательствам, т.е. принимается во внимание собственно задолженность  за переданные товары, выполненные  работы, оказанные услуги, суммы  полученного и невозвращенного  займа с причитающимися на него процентами, задолженность, возникшая вследствие неосновательного обогащения, а также вследствие причинения вреда имуществу кредиторов (ст. 4 Закона о банкротстве).
     При этом неденежные обязательства, по смыслу законодателя, во внимание не принимаются. Однако на практике, при определенных условиях кредиторы в неденежных обязательствах также имеют возможность инициировать процесс о несостоятельности (банкротстве) должника. Если будет произведена трансформация неденежного обязательства в денежное, например, основываясь на положениях ГК РФ о расторжении договора, последствиях этого и возмещении убытков (ст. 15, 393, 450, 453).
     В круг лиц имеющих право на обращение  в арбитражный суд законодатель включил: должника, конкурсного кредитора (абз.8 ст.2 Закона), уполномоченного органа по денежным обязательствам (абз.9 ст.2 Закона).
     Таким образом, дело о банкротстве может  быть возбуждено только в случае, если в арбитражный суд обратится  управомоченное лицо. При этом, важно  подчеркнуть, что если по общему правилу  такое обращение является правом (ст.8 Закона), то в предусмотренных законодателем случаях обращение является обязанностью (ст.9 Закона).
     И если вышесказанное направленно  на защиту прав и интересов должника, то следующее положение, наоборот, защищает интересы кредиторов (уполномоченных органов). В соответствии с п.3 ст.7 Закона, частичное исполнение требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа не является основанием для отказа арбитражным судом в принятии заявления о признании должника банкротом, если сумма неисполненных требований составляет не менее чем размер, установленный законом.
     Наряду  с категорией «круг лиц имеющих право на обращение в арбитражный суд» законодатель оперирует категорией «лица, участвующее в деле о банкротстве». К их числу отнесены (ст.34 Закона): должник; арбитражный управляющий; конкурсные кредиторы; уполномоченные органы; федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных Законом; лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.
     При определении признаков банкротства  не должна учитываться задолженность, возникшая по основаниям, предусмотренным  Трудовым кодексом РФ, включая долги  по заработной плате работникам должника.
     В размер денежных обязательств не включаются обязательства перед гражданами, в отношении которых должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательства по выплате авторского вознаграждения, а также обязательства перед учредителями (участниками) должника — юридического лица, вытекающие из такого участия. Эти обязательства носят «внутренний характер» и не могут конкурировать с так называемыми внешними обязательствами, т.е. обязательствами должника как участника имущественного оборота перед иными его участниками8.
     Требования  кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов (ст. 5 Закона о банкротстве).
     Во внимание принимается и публично-правовая обязанность соответствующего лица, т.е. обязанность по уплате налоговых и иных обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды (налоги, сборы, страховые иные взносы и платежи).
     Размер  обязательных платежей, принимаемых  во внимание при определении наличия  признаков банкротства должника, исчисляется без учета установленных  законодательством штрафов (пени) и  иных финансовых (экономических) санкций.
     Состав  и размер денежных обязательств и  обязательных платежей, как правило, определяются на момент подачи в арбитражный  суд заявления о признании  должника банкротом. Данное обстоятельство имеет принципиальное значение, например, для определения количества голосов  кредиторов на собраниях кредиторов, которое признается пропорциональным сумме их требований к должнику (ст. 12 Закона о банкротстве).
     По  общему правилу, размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается  установленным, если он подтвержден  вступившим в силу решением суда или  документами, свидетельствующими о  признании должником этих требований (к примеру, ответ на претензию, акт  сверки расчетов и т.д.). К числу установленных относятся также требования кредиторов, по которым должником не представлены возражения в определенный срок (ст. 63).
     Итак, анализ действующего российского законодательства о банкротстве позволяет выделить следующие признаки и условия несостоятельности: наличие денежного долгового характера обязательств должника; неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента даты их исполнения; наличие задолженности в отношении юридического лица на сумму не менее ста тысяч рублей; официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

Глава 2. Процедуры банкротства юридических лиц

§1. Наблюдение

     В соответствии с  п.1 ст.27 Закона, при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.
     С момента принятия первого Закона о банкротстве (1992 г.) не утихают споры по поводу общей направленности российского законодательства о банкротстве: прокредиторской либо продолжниковой. Многие ученые и практики считают, что восстановительные процедуры имеют низкую эффективность и после их окончания должник признается банкротом, а кредиторы либо ничего не получают, либо получают гораздо меньше того, на что рассчитывали. Некоторые авторы утверждают, что наблюдение, закончившееся восстановлением платежеспособности, - это чаще всего захват бизнеса путем использования процедуры банкротства9.
     Тем не менее действующий Закон о  банкротстве 2002 г. направлен на усиление продолжниковой направленности законодательства о банкротстве. Это значит, что восстановительные процедуры признаны приоритетными, а целью Закона остается восстановление платежеспособности должника. С этой позиции хотелось бы остановиться на одной из важных процедур банкротства - процедуре наблюдения.
     В ст. 2 Закона дано понятие наблюдения - это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Это первая и обязательная процедура банкротства. Она оценивается как компромисс между соблюдением интересов должника и кредиторов.
     Согласно  ст. 7 ФЗ о банкротстве правом на обращение  в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом  обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы. Заявления названных  лиц должны соответствовать требованиям  ст. 37 - 41 ФЗ о банкротстве.
     При возбуждении дела о банкротстве  на основании заявления должника наблюдение вводится с даты принятия судом заявления должника к производству (п. 2 ст. 62 ФЗ о банкротстве) за исключением случаев, если к должнику должна быть применена иная процедура банкротства. О введении наблюдения указывается в определении о принятии заявления должника10.
     По  другим заявлениям (кредитора, уполномоченного  органа) наблюдение вводится по результатам  рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику (п. 6 ст. 42, ст. 48, п. 1 ст. 62 ФЗ о банкротстве). Суд выносит одно из следующих определений: об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения; об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу; о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения.
     Определение о введении наблюдения направляется лицам, участвующим в деле, и дополнительно  в кредитные организации, подразделения  судебных приставов, уполномоченные органы (п. 2 ст. 63 ФЗ о банкротстве).
     Публикация  о введении наблюдения в отношении  конкретного юридического лица должна быть сделана в трехдневный срок со дня введения наблюдения арбитражным  судом.
     Арбитраный  суд утверждает временного управляющего, в обязанности которого согласно ст. 67 Закона входит: принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; проводить анализ финансового состояния должника; выявлять кредиторов должника; вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных законом; уведомлять кредиторов о введении наблюдения; созывать и проводить первое собрание кредиторов.
     Временный управляющий обязан не позднее чем  через четырнадцать дней с даты опубликования  сообщения о введении наблюдения уведомить всех выявленных им кредиторов должника, за исключением кредиторов, перед которыми должник несет  ответственность за причинение вреда  жизни или здоровью, морального вреда, исполнение обязательств по выплате  выходных пособий и оплате труда  лиц, работающих по трудовому договору, исполнение обязательств по выплате  вознаграждения по авторским договорам, о вынесении арбитражным судом  определения о введении наблюдения11.
     Меры по сохранности имущества должника включают в себя: установление возможности предъявления имущественных претензий к должнику только в рамках конкурсного процесса; приостановление исполнения исполнительных документов по имущественным взысканиям с должника, а также приостановление производств в судах по искам о взыскании денежных средств; введение запрета удовлетворять требования о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников (п.1 ст.63); установление запретов органам управления наблюдаемого юридического лица совершать определенные сделки без согласия временного управляющего (п.2 ст.64 Закона о несостоятельности), принимать названные в законе решения (п.3 ст.64); отстранение арбитражным судом руководителя должника от должности в случае нарушения им законодательства (ст.69) и др.
     Меры по установлению истинного финансового состояния должника представляют собой анализ корпоративных финансов должника (бухгалтерской отчетности, показателей рентабельности, структуры затрат и т.д.). Это входит в обязанности временного управляющего (п.1 ст.67, ст.70) и главным образом направлено на решение вопроса, в состоянии ли должник восстановить в будущем свою платежеспособность. Временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника подготавливает предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства (п.2 ст.70 Закона).
     По  мнению некоторых авторов, в целом  деятельность временного управляющего в большей степени носит контрольный аналитический характер12.
     Закон предписывает, что не позднее, чем  за десять дней до даты окончания процедуры  наблюдения временным управляющим должно быть созвано и проведено первое собрание кредиторов (п.1 ст.72).
     Кредиторы решают, какая процедура будет введена в последующем: финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство или, быть может, должник заключит с ними мировую сделку. Здесь же выясняется, на какой срок контрагенты должника желают ввести соответствующую процедуру. Далее собрание определяет требования к управляющему, который будет назначен на последующей стадии процесса, а также выбирают саморегулируемую организацию, представляющую кандидатов на этот пост. Наконец, участники собрания принимают решение о формировании комитета кредиторов (ст.73, 74).
     Решение собрания представляется в суд, который  обязан подчиниться мнению кредиторов, ходатайствующих о введении финансового  оздоровления, внешнего управления, или конкурсного производства и назначить соответствующую процедуру (п.1 ст.75). Исключение предусмотрено для случая, когда кредиторы ходатайствуют перед судом о введении внешнего управления или конкурсного производства, а учредители должника или собственник его имущества настаивают на введении финансового оздоровления. Если последние представляют банковскую гарантию, покрывающую риски кредиторов не получить должное, суд может проигнорировать решение собрания и ввести процедуру финансового оздоровления (п.3 ст.75).
     С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным  судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения  мирового соглашения наблюдение прекращается.
     Таким образом, процедура наблюдения связана с определенными последствиями (кредиторы предъявляют требования к должнику, приостанавливается исполнение по исполнительным листам, запрещается выдел доли, выплаты дивидендов, запрещаются определенные сделки). В этот момент крайне важно сбалансировать интересы сторон: о неплатежеспособности должника уже достаточно хорошо известно (при этом назначена дата предстоящего судебного разбирательства), а с другой - определенные судебные мероприятия еще не начались

§2. Финансовое оздоровление

     Финансовое  оздоровление - новая процедура, не известная ранее. Согласно ст. 2 Закона финансовое оздоровление - это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Максимальный срок финансового оздоровления составляет два года (п.6 ст.80 Закона).
     Финансовое  оздоровление имеет общие черты  с такими процедурами банкротства, как внешнее управление и мировое  соглашение. Эти черты носят родовой  характер и сводятся к тому, что  все указанные процедуры представляют собой альтернативу конкурсному  производству, переход к которому фактически означает предрешенность судьбы должника и нацеленность кредиторов на его ликвидацию. В случае же финансового  оздоровления, внешнего управления и  мирового соглашения должник продолжает существовать, так как кредиторы надеются рано или поздно удовлетворить свои требования к нему, пусть и в измененном виде13
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.