На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Компенсация морального вреда по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


         Федеральное агентство по образованию 
      Государственное учреждение профессионального образования
«Уральская государственная  юридическая академия»
Институт Юстиции 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине: «Гражданское Право»
                                 на тему: «Компенсация морального вреда по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации» 
 
 
 

                                        
 
 

                                        Выполнила: Миронова О.Д. 
                                                    студентка 215 гр. ИЮ
      Проверила: Мертвищев А.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 Екатеринбург 2012.

Содержание:

1.Введение                                                

 
Глава I

Честь, достоинство и  деловая репутация

2.Понятие  чести, достоинства  и деловой репутации

3.Право  на честь, достоинство  и деловую репутацию

 
Глава II
Порядок и условия защиты чести, достоинства  и деловой репутации. Моральный вред и  возмещение морального вреда.

4. Право на опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию

5 Моральный вред и компенсация морального вреда.

6.Список  литературы.

ВВЕДЕНИЕ

С развитием  общества и взаимодействия людей  между собой с каждым годом  появляются все больше проблем, которые необходимо решать и не допускать возникновение их в будущем.
В современном  ритме жизни люди часто не задумываются над своими словами, поступками и  действиями (бездействиями). Иногда такие  не обдуманные шаги вредят людям, которые  нас окружают. Современная юриспруденция старается идти в ногу со временем и учитывать все особенности жизни современного человека.
Также с развитием  человечества появилось множество  способов для выражения своего мнения о том или ином человеке. Например, с помощью социальных сетей, статей в интернете, газет журналов можно выражать и излагать свои мысли о том или иной человеке. Иной раз даже не понимая что этим мы можем задет его чувства.
Конституция Российской Федерации (глава 2) ставит право на жизнь, здоровье, честь и достоинство в ранг естественных и неотчуждаемых прав личности, что предполагает, в числе прочего эффективную охрану и защиту этих прав.
 
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
-   определение понятия «чести, достоинства и деловой репутации»;
-   анализ способов защиты чести, достоинства и деловой репутации;
-   морального вреда.
-   анализ  возмещения морального вреда. 
Глава I

Честь, достоинство и  деловая репутация 

 
§ 1. Понятие чести, достоинства  и деловой репутации  
 Понятия "честь", "достоинство", "репутация" определяют близкие между собой нравственные категории. Различия между ними лишь в субъективном или объективном подходе при оценке этих качеств.   
 Честь - объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину или юридическому лицу, это социальная оценка моральных и иных качеств личности.   
 Достоинство - внутренняя самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения. Самооценка должна основываться на социально-значимых критериях оценки моральных и иных качеств личности. Достоинство определяет субъективную оценку личности.
   Понятия чести и достоинства имеют и определенную направленность. Их объектом является прежде всего человек, или группа людей, или коллектив, или в более широком плане говорят о чести нации.   
 Чувства чести  и достоинства не только переживаются, но и осознаются, поэтому при  толковании понятия чести разграничивают  чувство чести от сознания  собственного достоинства. У человека сознание и чувство чести и достоинства как бы органически слиты воедино, но их нельзя отождествить.  
 При определении  понятия чести различают два  аспекта - объективный и субъективный, личный. Честь - это и общественная  оценка общественного признания, и стремление поддержать свою репутацию. Ее содержание является социальным, то есть не зависящим от индивидуального человека, а принадлежащим нравственным принципам. Честь прежде всего выступает как оценочная категория, направленная от общества к личности.  
 Что же  касается субъективной, личной стороны  чести, то она заключается в  способности человека оценивать  свои поступки, подавлять в себе  эгоистические, безнравственные  стремления и намерения, осуществление  которых в данном обществе  расценивалось бы как бесчестье, и в его способности действовать в соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами.  
 Личная сторона  чести всегда неразрывна с  социальной, подчиняется и обуславливается  последней и оказывает на нее  огромное воздействие, так как человек не может "уклониться" от суждений окружающих его людей, которые оценивают его поступки, от общественного мнения.   
 Роль общественного  мнения очень велика, в силу  того или иного общественного  мнения приходят и уходят политические  партии и движения, политические и государственные деятели самых различных уровней. Под его влиянием могут происходить изменения в любой из жизненно важных сфер общественной жизнедеятельности.   
 Каждому человеку, таким образом, приходится волей-неволей  примиряться с тем, что другие люди судят о его поступках по-своему. Он не может подчиниться началу свободного выбора.   
 Положительная  оценка деятельности и поведения  человека со стороны общества  возвышает его в глазах окружающих, благотворно воздействует и на  чувство собственного достоинства, придает ему силы для дальнейшего нравственного совершенствования. Разные последствия для того или иного лица может вызвать его отрицательная оценка. В одних случаях она заставляет человека стремиться к исправлению своих недостатков, в других - усугубляет их. Поэтому общественная оценка должна быть объективной.   
 Честь является  категорией исторической, ибо она  возникла с появлением человеческого  общества, поэтому ни это общество, ни личность не в состоянии  отменить эту нравственную категорию. Следовательно, пока существует человеческий коллектив, его отдельные члены будут подвергаться определенной оценке со стороны окружающих лиц. При этом общественная оценка не зависит от воли и желания самого оцениваемого лица.  
 В основе  представления о чести лежит определенный критерий нравственности. В силу этого проявляется объективный характер категории чести. Но нельзя отрицать возможности формирования неправильной общественной оценки по отношении к кому-либо. Таким образом, честь является категорией, отражающей достоинство индивида в сознании других людей, общественная его оценка, положительная репутация человека.  
 Вместе с  честью, понимаемой в обществе  как определенная социальная  оценка человека, находится категория  достоинства. Достоинство - это самооценка личности, основанная на его оценке обществом. Такая неразрывная связь чести и достоинства вполне объяснима и естественна, так как находясь в определенном коллективе, в обществе в целом, лицо (человек) не может не считаться с тем, как оценивает его коллектив, общество. В силу этой общественной оценки в сознании человека складывается представление о себе как члене определенного коллектива, общества, о своем месте и значении для коллектива и общества в целом.  
 Достоинство  того или иного человека заключается в духовных и физических качествах, ценных с точки зрения потребностей общества. Эти личные качества и составляют то, что принято называть личным достоинством. Однако человек также обладает определенной ценностью и безотносительно к его индивидуальным качествам, социальному положению, профессиональной принадлежности. Такой ценностью и является человеческое достоинство.
Достоинство также, как и честность, сочетает в себе и социальную, и индивидуальную стороны. Его социальный характер проявляется в том, что как моральная ценность и общественно-значимое качество личности достоинство определяется существующими общественными отношениями и нередко не зависит от человека. Но данная категория выступает еще и как сознание и чувство собственного достоинства. Эти субъективные стороны достоинства представляют собой осмысление и переживание человеком своей моральной ценности и общественной значимости, они обуславливаются общественными отношениями и зависят от них.  
 Признание  обществом достоинства личности, означает определенную оценку всех моральных качеств, которыми она обладает. Все, что аморально в человеке, осуждается обществом. Чем сильнее развито в человеке чувство уважения к другим людям, доброжелательность, благородство, отзывчивость, чуткость, честность, искренность, скромность и т.д., тем большую ценность он представляет для общества, тем более высокую оценку его он получает. Отсюда необходимо воспитание этих качеств человека с первых дней его жизни. Определяющим в формировании достоинства является отношение человека к окружающей его действительности, взаимоотношение с тем коллективом, в котором он находится: сад или школа, ВУЗ или трудовой коллектив.
Честь и достоинство  между собой имеют неразрывную  связь в силу того, что в их основе лежит единый критерий нравственности. Между тем, несмотря на неразрывную связь, существующую между общественной оценкой лица и его самооценкой, между честью и достоинством существуют и различия. Они заключаются в том, что честь - объективное общественное свойство, а в достоинстве на переднем плане - субъективный момент, самооценка. Отсюда можно сделать вывод, что достоинство человека находится в определенной зависимости от его воспитания, от внутреннего духовного мира, особенностей его психического склада.   
 В общем  виде достоинство представляет  собой своеобразную совокупность  положительных качеств индивида, его моральную ценность. Оно может  рассматриваться как социальная  значимость того или иного  лица, обусловленная его общественно  полезными свойствами.  
 Честь и достоинство, в частности, граждан не одинаковы, поскольку не одинаковы их заслуги перед обществом. Содержание чести и достоинства любого человека постоянно обогащается, меняется по мере развития его общественной деятельности.   
 Неразрывно  с честью и достоинством стоит и такое понятие, как репутация. При этом, как уже отмечалось выше, если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении и их самооценки, то понятием чести, наоборот, дифференцировано оценивает людей, что тем или иным образом находит отражение в их репутации. Следует заметить, что понятие репутации в известном смысле совпадает с понятие чести в ее внешнем, объективном значении.  
 Репутация человека зависит от него самого, так как формируется на основе его поведения. На сколько человек дорожит своей репутацией, судят по его поступкам. "Что человек делает, таков он и есть", - писал Гегель.   
 Репутация  может быть положительной или  отрицательной и имеет подвижный  характер в зависимости от  того, на какой информации она базируется.   
 Репутация завоевывается делом, отсюда, по всей видимости, было введено такое понятие, как деловая репутация.  
 Деловая репутация  - понятие, подвергшееся в настоящее  время реанимации. Его возрождение  естественно и более того - необходимо. Однако необязательно привязывать этот процесс только к коммерциализации общества, поскольку сама тенденция к коммерциализации не обуславливает появления подобных тонких во всех смыслах элементов внутри взаимоотношений субъектов общества, но лишь готовит необходимую базу для их рождения и полнокровного развития.   
 Так же  следует выявить отличие понятий честь и достоинство от понятия деловая репутация. Можно выделить три отличия.   
 Первое - это субъективный состав правоотношений. Носителем деловой репутации может быть только субъект - производитель материальных благ (товаров, услуг, работ). Хоть деловая репутация - термин общегражданский и не относится только к коммерческому праву, он обозначает весьма конкретное понятие. Носителем же чести и достоинства может быть любое лицо.  
 Второе отличие состоит в том, что деловая репутация не является личным, но лишь связанным с лицом благом. Честь - это оценка личности обществом, достоинство - внутренняя самооценка личности.   
 Они появляются с возникновением субъекта, который автоматически их приобретает. Деловая репутация - создавшееся с течением времени мнение публики, может быть как отрицательным, так и положительным. Обладая деловой репутацией в каком-либо секторе хозяйственной деятельности, субъект не будет автоматически обладать похожей деловой репутацией в другой области общественного производства.   
 Третье отличие заключается в том, что это за нарушение, и куда направлено. Нарушение деловой репутации должно строиться на элементах нематериального состава хозяйствующих субъектов, которые являются предметом его репутации в конкретной области и в конкретный момент деятельности, а не подвергать опорочиванию общую оценку, данную хозяйствующему субъекту обществом.   
 Деловая репутация представляет собой частный случай репутации вообще и являет собой сложившееся мнение о качествах (достоинствах и недостатках) коллектива, организации, предприятия, учреждения, конкретного физического лица в сфере делового оборота, в том числе в сфере предпринимательства.   
 Носителем  деловой репутации может быть  любой индивидуально-определенный  хозяйствующий субъект: 
а) гражданин-предприниматель
б) гражданин, работающий по договору (общегражданскому). В данном случае не имеет значение то, насколько систематичен такой труд и какую роль играют для гражданина доходы от такой деятельности (последние могут быть минимальными). Важна именно известность работника в среде потребителей продуктов его деятельности;
в) гражданин, работающий по контракту;     
г) юридическое лицо.   
 
 
 

§ 2. Право на честь, достоинство  и деловую репутацию  
  Вопрос о чести, достоинстве и деловой репутации - это, прежде всего вопрос о правах человека, об их реальном обеспечении. Гражданско-правовое понятие и толкование этих категорий предполагает наличие правовой нормы, отражающей эти блага. Статья 150 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает право на честь, достоинство и деловую репутацию, это право относится к гражданским неимущественным правам. Речь идет о благах, лишенных материального (имущественного) содержания. Они неразрывно связаны с личностью носителя: не могут отчуждаться или передаваться иным способом другим лицам, ни по каким основаниям. Нематериальные блага (права) граждане и юридические лица приобретают либо в силу рождения (создания), либо в силу закона. Так, жизнь, здоровье, достоинство личности, честь и доброе имя - это те блага, которые гражданин приобретает при рождении. А вот правами на неприкосновенность частной жизни, свободу передвижения и выбора места жительства и др. гражданин обладает в силу закона. Применительно к юридическим лицам в силу их создания возникают  такие нематериальные права, как деловая репутация, а в силу закона - право на фирму, товарный знак.  
 Честь, достоинство  и деловая репутация реально существуют в силу того, что люди вступают в сложные и многообразные отношения между собой, в общественные отношения. Подобные отношения регулирует право путем закрепления в своих нормах соответствующей модели правоотношения, когда один субъект - носитель права, другой - носитель субъективной обязанности.  
Для того чтобы  раскрыть понятие и содержание права  на честь, достоинство и деловую  репутацию, необходимо уяснить, какие  действия может совершать субъект  этого права, каким должно быть его  поведение.  
 Каждый субъект  права, помимо возможности иметь  субъективные права и обязанности,  наделяется определенной совокупностью  политических, имущественных, личных  субъективных прав, определяющих  его правовое положение. В число  этих прав входит право на  честь, достоинство и деловую репутацию. Эти права возникают не в результате осуществления правоспособности, а наряду с ней являются элементами правосубъектности гражданина или организации.  
 Гражданское  право до момента нарушения  чести и достоинства или деловой репутации личности или иного объекта охраняет эти личные неимущественные отношения путем всеобщей обязанности воздерживаться от их нарушения. Только с момента их нарушения нормы гражданского права способны регулировать возникшие отношения.  
 Право на  честь и достоинство следует рассматривать как особое субъективное право, ибо его сущность заключается в праве каждого гражданина на неприкосновенность его чести и достоинства и в возможности требовать от всех других физических и юридических лиц воздержания от нарушения этого права. Честь и достоинство - это личные права человека, существующие постоянно, независимо от того, будут ли они нарушены. В момент нарушения возникает лишь необходимость защиты этого права, а не само право.  
 Между тем,  право на честь, достоинство и деловую репутацию является абсолютным субъективным правом ввиду того, что субъективному праву управомоченного лица корреспондирует обязанность неопределенного круга лиц. Суть этой обязанности заключается в воздержании от посягательств на честь, достоинство и деловую репутацию индивида, трудового коллектива или организации. Для права на честь, достоинство и деловую репутацию определяющее значение имеют не действия управомоченного, а действия, вернее, воздержание от действий обязанных лиц.  
 Российское государство охраняет честь, достоинство и деловую репутацию граждан и организаций установлением всеобщей обязанности воздерживаться от посягательства на эти личные блага и предоставлением судебной защиты в случаях их нарушения. Право Российской Федерации исходит из того, что для каждого субъекта важно его доброе имя, престиж, уважение окружающих.  
 Нормы закона, устанавливающие правила поведения  обладателя субъективного права  на честь, достоинство и деловую  репутацию, оказывают воздействие  на других лиц. Эти нормы выполняют не только регулирующую и охранительную функции, но и имеют большое воспитательное значение. Эти нормы выполняются гражданами добровольно, в силу убеждения и сознания долга перед обществом. Возникновение конфликтных правоотношений, связанных с правом на честь, достоинство и деловую репутацию, происходит лишь в случаях нарушения норм, устанавливающих указанное право.  
 Наделяя то  или иное физическое или юридическое  лицо определенными правами, государство  обеспечивает необходимую систему гарантии осуществления прав и их защиты. В соответствии с этими гарантиями каждый гражданин имеет право на восстановление нарушенных прав. Закон предусматривает, что гражданин или организация вправе требовать по суду опровержения порочащих их честь, достоинство и деловую репутацию сведений от лиц, их распространивших, тем самым законом определяются участники этого отношения. В данном случае право одного лица корреспондирует обязанность других лиц.  
 Личные потребности  граждан могут быть достаточно  эффективно удовлетворены не только самостоятельно, но и посредством различных групп, объединений, коллективов. Таким образом, можно выделить определенную группу прав, которые носят коллективный (совместный) характер. При одних обстоятельствах основанием для возникновения коллективных прав является жизненная необходимость, при других - коллективные права и свободы являются следствием того или иного государственного или общественного объединения.   
 Правомочие  по владению характеризуется  возможностью обладать честью, достоинством, деловой репутацией независимо от третьих лиц и требовать от любого юридического или физического лица не нарушать эти блага.  
 Правомочие  по пользованию заключено в  возможности пользоваться сложившимся  о себе представлением в самых  различных сферах.  
 Правомочие  по поддержанию и (или) изменению  содержания своей деловой репутации  заключается в возможности совершать  определенные действия (заключать  с этой целью договоры, публиковать  информацию и рекламу и др.).   
 Норма о  праве на честь, достоинство и деловую репутацию, помимо запрещения обязанным лицам посягать на конкретное физическое или юридическое лицо, позволяет тому или иному лицу пользоваться всей совокупностью субъективных прав, составляющих его честь, достоинство и деловую репутацию. Субъекты права получили уверенность в том, что их поведение и деятельность будут надлежащим образом правильно оценены, что они не будут ущемлены распространением в отношении них ложных порочащих сведений, они имеют возможность требовать, чтобы общественная оценка их поведения и деятельности соответствовала тому, как они действительно выполняют требования закона, морали, правил поведения в обществе.  
 Право на  честь, достоинство и деловую  репутацию является неотъемлемым  правом любого физического лица, трудового коллектива или организации. Его нарушение причиняет существенный моральный вред, ущерб в свободе действий и в общественном положении, производя на окружающих невыгодное впечатление. Поэтому государство должно защищать это личное неимущественное право. 

Глава II
Порядок и условия защиты чести, достоинства  и деловой репутации. Моральный вред и возмещение морального вреда.  

§ 1. Право на опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию  
  Процесс демократизации нашего общества пошел вперед и в связи с этим взор был обращен и на личность. Были введены нормы, защищающие нематериальные блага. Закреплены законодательно права и свободы личности. Стали широко толковаться такие личные неимущественные права как честь и достоинство. Введено новое понятие - деловая репутация.    
  Так в 1991 году 22 ноября в защиту прав личности была принята Верховным Советом РСФСР Декларация прав и свобод человека и гражданина, которая закрепляет права и свободы человека и допускает их защиту в порядке установленном действующим законодательством.  
  В частности ст. 30 гласит: "Каждый вправе защищать свои права и свободы, законные интересы всеми способами, не противоречащими закону." В Декларации закреплены также права на защиту чести и достоинства. Пункт 2 ст. 9 : "Каждый имеет право на уважение и защиту его чести и достоинства." Данный пункт дает возможность личности отстаивать свои права, но конечно все это должно проходить в установленном порядке.  
  Позднее, уже Конституция РФ закрепила данные права в своих статьях. Согласно Конституции (принятой всенародным голосованием 12.12.93г.) достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени.(ст. ст. 21, 23).    
 Это конституционное  положение закреплено во многих  законодательных актах.  
  Специальное общее правило о защите чести, достоинства и деловой репутации закреплено в ч.1 ст. 152 Гражданского кодекса РФ. Согласно п.1, названной статьи, гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.  
 Также в  Гражданском кодексе закреплены  права о защите чести и достоинства гражданина после его смерти. Конкретно оговаривается возможность заинтересованных лиц (родственников, близких, непосредственно связанных, при жизни, с умершим, людей, в процессе его трудовой деятельности, или учебе, при выполнении служебных или государственных заданий и т.д.) защитить честь и достоинство, а также деловую репутацию умершего. Случается и так, что от этого зависит репутация их самих. Защита третьими лицами личных неимущественных прав, принадлежавших умершим, может осуществлять либо в интересах памяти умершего, либо в собственных интересах третьего лица. Третьи лица, в том числе наследники, могут осуществлять такую защиту умершего лишь в случае, если они действуют в своем интересе.  
 Осуществлять  и защищать личные неимущественные  блага при жизни того, кому они принадлежат, по его поручению или в силу закона могут третьи лица, если иное не вытекает из существа этих благ.   
 Что касается  организаций (юридических лиц), то  в ст. 152 (п.7) Гражданского кодекса  РФ сказано о судебной защите  деловой репутации, так как при распространении порочащих сведений в отношении юридических лиц умаляется именно деловая репутация. Юридическое лицо вправе требовать опровержения порочащих его деловую репутацию сведений. При этом законом не предусмотрено обязательное предварительное обращение с таким требованием к ответчику, в том числе и в случае, когда иск предъявлен к средству массовой информации, распространившему сведения, порочащие, по мнению истца, его деловую репутацию. На требования о защите деловой репутации, заявленные в порядке п. 7 ст. 152 Гражданского кодекса РФ, исковая давность не распространяется.   
 При защите  чести и достоинства действует  презумпция, согласно которой распространяемые  порочащие сведения считаются  не соответствующими действительности. Доказывать правдивость таких сведений должен тот, кто их распространил.  
 Согласно  ч.1 ст. 152 Гражданского кодекса РФ  и ст. 43 Закона "О средствах  массовой информации" опровержению  должны подвергаться порочащие  честь, достоинство и деловую  репутацию сведения. Бремя доказательства лежит на лице или организации, распространивших эти сведения, а не на потерпевшем. Истец обязан доказать лишь сам факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск. Из этого следует, что для удовлетворения этого права требуются определенные условия защиты чести и достоинства, а именно: сведения должны быть порочащими, не соответствующими действительности и получить распространение.  
 Порочащими являются такие сведения, которые могут умалять честь, достоинство или деловую репутацию физического или юридического лица в общественном мнении или мнении отдельных граждан.  
 Измышления, порочащие честь, достоинство,  деловую репутацию, подлежат опровержению  независимо от того, изложены  ли они в грубой, оскорбительной  форме или достаточно пристойно.  
 В юридической  литературе существуют понятия  порочащие и позорящие сведения, между этими понятиями, в ряде случаев, трудно определить границу. И те и другие сказываются на репутации индивида и организации, но степень этого влияния неоднозначна. Всякое позорящее сведение будет и порочащим, и наоборот.   
 Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство, понимается сообщение их неопределенно широкому кругу лиц, нескольким лицам либо хотя бы одному лицу. Подразумевается опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидеопрограммам, демонстрацию в других средствах массовой информации, публичных выступлениях, заявлениях или сообщение в иной, в том числе устной форме. Сообщивший эти сведения практически не имеет возможности предотвратить их дальнейшее распространение. Даже при таких обстоятельствах, когда порочащие сведения не стали достоянием широкой гласности, а известны на определенном этапе лишь одному постороннему лицу, имеются основания ставить вопрос об их опровержении ( при условии несоответствия их действительности). В подобных случаях важно своевременно пресечь неправомерные действия, чтобы измышления не получили своего дальнейшего распространения.  
 Сообщение  сведений только тому лицу, которого  они касаются, не является распространением сведений. В этом случае можно ставить вопрос о привлечении виновного к ответственности за оскорбление или клевету, если к этому есть основания. Также не является распространением сведений, когда индивид сообщает посторонним лицам порочащие сведения о самом себе, так как он сам способствует формированию общественного мнения о своей личности.   
 В юридической  литературе и в судебной практике  встречаются случаи обманутого  доверия. При стечении тех или  иных обстоятельствах лицо, действительно совершившее неблаговидный поступок, строго конфиденциально сообщает об этом другому лицу с просьбой о сохранении тайны и надеется на это. Тем не менее, факт о предосудительном поступке становится достоянием окружающих. При таких обстоятельствах суд не удовлетворит иск к лицу, обманувшему доверие, так как опровержение сведений соответствующих действительности, нормой закона не предусматривается.  
 Сведения  порочащие честь, достоинство  и деловую репутацию могут  распространяться в средствах массовой информации. Здесь подразумевается сообщение в качестве статьи в газете, в передаче по радио или по телевизору.  
 В связи  с этим ст. 152 Гражданского кодекса  РФ устанавливает специальный  порядок опровержения порочащих  сведений, которые были распространены в средствах массовой информации: опровержение должно последовать в тех же средствах массовой информации. Закон РФ "О средствах массовой информации" также предусматривает право на опровержение порочащих сведений затрагивающих честь, достоинство граждан и деловую репутацию граждан и организаций, статья 43 данного закона дает им право требовать от редакции опровержения не соответствующих действительности сведений, порочащих их честь и достоинство, которые были распространены в данном средстве массовой информации. Гражданин или организация могут предоставлять свой текст для опровержения. На радио или телевидении дается самому зачитать свой текст.   
 В п.3 ст. 152 Гражданского кодекса РФ предусмотрена  ситуация, когда в средствах массовой  информации публикуются сведения, которые сами по себе не являются порочащими и соответствуют действительности, но в тоже время ущемляют права и законные интересы гражданина, отражаются на деловой репутации. В этих случаях можно требовать опубликование ответа (комментария, реплики) в тех же средствах массовой информации.   
 Законом "О  средствах массовой информации" установлен специальный порядок,  в соответствии с которым требования  об опубликовании опровержения  или ответа в средствах массовой  информации необходимо предварительно заявить редакции, которая обязана в письменной форме в течении одного месяца уведомить гражданина или юридическое лицо о предполагаемом сроке помещения опровержения либо об отказе в опровержении. Опровержение должно быть помещено в том же средстве массовой информации, набрано тем же шрифтом, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение. Если опровержение дается по радио или телевидению, оно должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение(ст. ст. 43,44). В случае отказа в опровержении, нарушения порядка опровержения либо истечения месячного срока для дачи опровержения, соответствующие требования в течении одного года могут быть обжалованы в суд. По искам о защите деловой репутации и опровержении сведений, опубликованных в печати, ответчиком по делу является редакция соответствующего средства массовой информации. В случае, если редакция средства массовой информации не является юридическим лицом, к участию в деле в качестве ответчика должен быть привлечен учредитель данного средства массовой информации. Следует иметь в виду, что статьями 45 и 46 Закона РФ "О средствах массовой информации" установлен годичный срок, в течении которого гражданин или организация вправе обратиться в суд с требованием о признании необоснованным отказа редакции в публикации опровержения или ответа на публикацию. Началом течения указанного срока является день распространения оспариваемых сведений.  
 Помимо средств  массовой информации порочащие  сведения могут иметь место и получить широкое распространение в документах: такой документ подлежит замене. Если лицо несогласно с содержанием производственной характеристики полностью или только в отдельных ее частях, то может потребовать через суд опровержения всего ее содержания или части с которой он не согласен.  
 Пункт 2 ст. 150 Гражданского кодекса РФ предусматривает  возможность использования при  защите нематериальных благ любого  способа, названного в ст.12 Гражданского  кодекса РФ, а также иных способов, установленных Кодексом и другими законами. Специальные способы защиты установлены ст. 152 Гражданского кодекса РФ в случаях нарушения чести, достоинства и деловой репутации. В этой же статье предусмотрена возможность использования и общих способов защиты (возмещение убытков и компенсация морального вреда).   
 Кроме специальных  и общих способов защиты чести,  достоинства и деловой репутации,  гражданин может потребовать  использования и других способов, не названных в статье 152. Например, изъятия тиража книги, в которой были опубликованы порочащие сведения, запрещения публикации второго издания и т.д. Эти требования укладываются в общий содержащийся в ст. 12 способ защиты: пресечение действий, нарушающих права или создающих угрозу их нарушения.  
 Пункт 6 ст. 152 Гражданского кодекса РФ предоставляет гражданам возможность защищать честь, достоинство, деловую репутацию и в случаях, когда ни автора, ни распространителя порочащих сведений установить невозможно (письмо без подписи). Указанная норма не относится к случаям, когда анонимное письмо помещено в газете, зачитано по радио и т.п. В приведенных случаях гражданин сохраняет право обратиться в суд с заявлением о признании распространенных порочащих сведений не соответствующими действительности. Суд ограничивается установлением требуемого факта без возложения на кого-либо обязанности опровержения распространенных сведений.   
 В распространении  порочащих измышлений иногда  участвуют несколько человек.  Существует мнение, что в случае  возникновения судебного спора  по основаниям ст. 152 Гражданского кодекса РФ они отвечают солидарно. Однако известно, что полное исполнение обязанности солидарным должником освобождает остальных лиц от исполнения кредитору (ч. 1 ст. 325 ГКРФ). В тоже время опровержение, сделанное лишь одним из участвовавших в распространении неверной информации, не всегда способно удовлетворить интересы истца. Если другие правонарушители уклоняются от аналогичных заявлений, то это может означать сохранение их прежней позиции и косвенным образом порочить репутацию гражданина. В такого рода делах обязанность опровергнуть упомянутые сведения должна возлагаться на всех тех, кто участвовал в их распространении.   
 В отношении  с органами государства и должностными  лицами проблема защиты чести  гражданина приобретает предельную  остроту в тех случаях, когда  она связана с трагедией привлечения  невиновного гражданина к уголовной  ответственности. Позор, покрывающий  имя человека, обвиняемого в преступлении, которого он не совершал, особенно безвинно осужденного за тяжкое преступление, не только сводит к нулю социальный престиж гражданина, но и бросает тень на его родных и близких.  
 Необоснованно  опороченную честь, достоинство или деловую репутацию можно восстановить при помощи юридических мер, которые сводятся к опровержению не соответствующих действительности сведений.  
 Вообще предмет  нарушения деловой репутации  - это те элементы носителя  деловой репутации, которые непосредственно связаны с его хозяйственной деятельностью.   
 Гражданский  Кодекс, Закон "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" определяют суть нарушения деловой  репутации, как распространения  ложных, неточных или искаженных, порочащих хозяйствующего субъекта, сведений, способных причинить ему убытки.  
 По аналогии  с тем, как определяется распространение,  опорочивание и  ложность в процессе защиты чести и достоинства, можно установить с учетом появляющейся специфики, что такое распространение, опорочивание и ложность при нарушении деловой репутации. Специфичность проявляется в способности соответствующих действий причинить убытки, несмотря на то, что Закон о конкуренции формально различает сведения "способные причинить убытки", и сведения "способные принести ущерб деловой репутации", можно предположить, что практически невозможно наличие ущерба деловой репутации без того, чтобы такой ущерб не являлся причиной убытков или возможной причиной убытков. Без подобной связи защита деловой репутации теряет коммерческий смысл. В области хозяйствования информация только тогда в состоянии причинить убытки, когда она дошла до сведения тех лиц, от действия которых зависит благополучная деятельность хозяйствующего субъекта, в отношении которого распространяется информация.   
 Не может  считаться носителем опорочивающей  информации (сведений) бракованный  товар (работы, услуги), индивидуализированный  посредством присвоения ему товарного  знака хозяйствующего субъекта, деловая репутация которого, таким образом, может подвергнуться умалению.   
 Деловая репутация  может быть защищена двумя  путями. Первый путь: статья 152 ч.1 Гражданского  кодекса РФ. Второй вариант защиты  предусмотрен Законом о конкуренции.  П.1 ст. 3, п. 1 ст. 2 закона, среди основных целей, задач и функций Антимонопольного комитета обозначают и такую, как пресечение недобросовестной конкуренции, в том числе и нанесение ущерба деловой репутации. Правда субъектом, имеющим право на защиту по Закону о конкуренции, может быть хозяйствующий субъект, входящий в предусмотренный ст. 4 перечень. Исходя из этого, право на обращение в Антимонопольный комитет не имеют те хозяйствующие субъекты, которые не вправе обращаться за защитой своих интересов в арбитражный суд.  
  Именно способность  быстро привлечь или ограничить нарушение антимонопольного законодательства, обязать в административном порядке восстановить первоначальное положение путем подачи в адрес нарушителя обязательного для исполнения соответствующего предписания, делает путь защиты деловой репутации через обращение в Антимонопольный комитет эффективным с точки зрения хозяйствования.   
 Но обращение  субъекта за защитой от недобросовестной  конкуренции в Комитет, как  административный орган, не исключает  двух других возможностей: а) параллельное обращение: ив Антимонопольный комитет и в арбитражный суд; б) обращение в арбитражный суд самого комитета с иском о запрещении недобросовестной конкуренции, восстановлении первоначального положения, взыскания убытков в пользу потерпевшего. Причем нельзя говорить о том, что в последнем случае Антимонопольный комитет будет, всегда выступать в качестве процессуального истца, т.е. в защиту хозяйствующего субъекта.   
 При обращении  с иском о защите деловой  репутации истец должен представить  доказательства, что данный спор связан с его предпринимательской либо иной экономической деятельностью.        
 Не всегда  решения принятые судом выполняются.  Здесь законодатель предусмотрел  наложение штрафа для нарушителя   ( п. 3 ст. 152 Гражданского кодекса РФ), взыскиваемого в предусмотренном процессуальном порядке в доход РФ. Но уплаченный штраф не освобождает нарушителя от обязанности выполнить предусмотренное решением суда обязательство.   
 В некоторых  случаях о человеке распространяются  сведения, хотя и соответствующие действительности, но содержащие его негативную характеристику (прежняя судимость, нахождение в психиатрической больнице и т.д.) Не исключено, что разглашение и распространение подобного рода фактов создает человеку дискомфорт и способно причинить ему определенные душевные волнения и переживания. Российское законодательство не предусматривает санкций за распространение такого рода сведений. В специальной литературе высказываются различные точки зрения на этот счет.   
 Одни специалисты  считают, что институт диффамации несовместим с нашим законодательством. Другие, наоборот, считают такое положение неправильным, ибо огласке могут предаваться сведения, которые не влияют на общественную оценку личности, но вызывают душевные страдания, а иногда и психические потрясения человека.  
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.