На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Магдебургское право на Беларуси

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?23
 
Министерство образования Республики Беларусь
Частное учреждение образования «БИП - институт правоведения»
Гродненский филиал
 
 
 
Кафедра теории и истории права
 
 
Курсовая работа
 
по дисциплине: История государства и права Беларуси
на тему: «Магдебургское право на Беларуси»
 
Студентка I курса, II группы
дневное отделение
специальность: «Международное             ________   Ивуть О. Ф.                   
право»                                                          (подпись)                
                                                   
 
 
 
                                                   
 
 
Руководитель:                                             ________  Скютте Д. Н.
преподаватель                                             (подпись)                
                                                   
                                               
Гродно 2006
 
План
 
 
Введение……………………………………………………………………………3
1.Понятия и особенности происхождения магдебургского права на Беларуси…………………………………….............................................................5
2.Магдебургское право в великокняжеских городах…………………………..12
3.Магдебургское право в частнособственнических городах…………………..16
Заключение……………………………………………………………………….24
Список источников                                                               
Приложение                                                                                                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
 
     История местного самоуправления на Беларуси – одна из малоизвестных и малоисследованных страниц белорусского прошлого, которая требует всестороннего изучения. Формирование современного белорусского государства должно органично взаимодействовать с использованием богатого опыта организации  и функционирования органов местной власти и самоуправления на территории Беларуси в прошлые века. 
     В нынешней правовой науке изучение истории самоуправления считается одной из наиболее актуальных, однако не достаточно разработанных тем современной историко-правовой науки. Таким образом, обращение к данной теме является не случайным, так как эта проблема требует дополнительных научных исканий.
      Эта тема относительно недавно стала объектом пристального интереса учёных и поднимается в работах таких авторов, как: Мисаревич Н.В. “Магдебургское право на Беларуси”, Скрепковский С.П. “Городское самоуправление на великокняжеских землях”, Матвеева Т.Р. “Магдебургское право на Беларуси”, а также в работах Копысского З.Ю. “Социально-политическое развитие городов Беларуси в 16 первой половине 17 веков и экономическое развитие городов Белоруссии” (16-17 вв.), Грицкевича А.П. “Частновладельческие города Беларуси в 16-18 веках” и др.
      В связи с этим целью курсовой работы является изучение исторических особенностей магдебургского права на Беларуси.
     Основные задачи исследования:
1)   определение понятия местное самоуправление;
2) изучение привилеев и особенностей местного самоуправления в великокняжеских городах;
3)   изучение магдебургского права в частнособственнических городах.
      Работа состоит из введения, 3-ёх разделов, заключения, списка источников и приложения. Во введение указана актуальность темы и разработанность в правовой науке, определены задачи, цели, методы, использованные при написании, установлены хронологические рамки изучаемого периода, а также описана структура работы. Первый раздел освещает различные определения понятия магдебургского права и его особенности на Беларуси. Во втором и третьем разделах, анализируются особенности и развитие магдебургского права в великокняжеских и частнособственнических городах, а также рассматриваются привилеи городам на магдебургское право. В заключении подводятся итоги по всему вышеизложенному.
     В ходе исследования данной проблемы использовались учебная и учебно-методическая литература,  монографии, публикации, а также нормативно правовые акты ВКЛ содержащие нормы о магдебургском праве.
     Данная работа охватывает период с 14 по 18 вв. При написании работы автор использовала формально-логический, сравнительно правовой, исторический и другие методы изучения государственно-правовых явлений и процессов современной историко-правовой науки.
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.      Происхождение и понятие  магдебургского права
 
              Магдебургское право было феодальным городским правом, которое возникло в 13в. в городе Магдебурге и дей­ствовало в средневековых городах Восточной Германии. Германскому городскому праву предшество­вали статуты приморских итальянских городов, это можно объяснить тем, что после ознакомления германских императоров, совершавших походы в Италию, с итальянскими городами, германских императоров до такой степени впечатлило устройство итальянских городов, что они непременно  решили создать нечто похожее, и Оттонь Великий основал на Одере, Эльбе и Заале саксонские города по обычаю и образцу городов римских. Города обычно основывались на том месте, где люди съезжались на торги и ярмарки: это место обозначалось особым знаком WEICHBILD (от слова WICH, одного корня с греческим словом, означавшим "дом, укрепленный дом"). Сначала эти города были непосредственно подчинены полной королевской власти. Впоследствии, когда города освободились от нее, понятие WEICHBILD стало означать городское право. Преимущественно под WEICHBILD подразумевается магдебургское право. Древнее магдебургское право шеффенов, вместе с «Саксонским Зерцалом», «Саксонским вейхбильдом» и другими подобными сборниками прав, послужило основанием гражданского и уголовного законодательства, судоустройства и судопроизводства в средневековой Германии. В прусских владениях немецкого ордена Магдебургское право шеффенов под именем хелминского права, служило общим законом страны и сохранило это значение, и после падения ордена, вплоть до 17 века [2,с.442].
              Как мы уже говорили, сформировалось магдебургское право на основе господствовавших в За­падной Европе правовых норм системы романо-германского права: «Саксонского Зерцала», магдебургского городского шеффенского права и «Саксонского вейхбильда», однако в отличие от «Саксонского Зерцала», магдебургские законы более детально определяли нормы, связанные с регулированием товарно-денежных отношений. Таким образом, начиная с конца 14 века,  в городах и местечках Беларуси начинает формироваться новая форма самоуправления – на основе так называемого ”магдебургского права”.
              С введением Магдебургского права отменялось действие  местного права, но не отрицалась правомерность пользования местными обычаями, если разрешение дела не предусматривалось Магдебургским правом. В судебной практике магистратов Беларуси вместе с Магдебургским правом использовались нормы общегосударственного права – Статутов ВКЛ, судовых статутов столицы – Вильно, и собственной юридической практики  [2,с.443].
              Магдебургское право предоставляло городам Беларуси самоуп­равление, судебный иммунитет, налоговые льготы, право собственности на землю, льготы в ремесленной и торговой деятельности населения, освобождение от воинской по­винности (за исключением обозной). В городах с магдебургским правом создавались выборные органы самоуп­равления и суда, устанавливался порядок выбора властей и их функции, основные нормы гражданского и уголовно­го права, правила судопроизводства, и налогообложения, порядок торговли, деятельность ремесленных цехов и купеческих объединений. Самоуправление  в белорусских и литовских городах  складывалось в течение длительного времени. Менялись функции отдельных компонентов самоуправления, возникали  новые органы  с новыми функциями и в основу структуры органов городского самоуправления и были взяты институты немецкого (магдебургского) права.
              По вопросу о том, какие из памятников магдебургского права применялись в белорусских городах, между учеными существует разногласие. В.Б. Антонович (19 в.) высказал мысль, что было взято только внешнее устройство городов, руководящими же юридическими нормами  в  русских   городах  были  местные  обычаи,  а исследователь Я. А. Юхо полагал, что тут нашли свое отражение местное право обычаев и новые нормы, выработанные в процессе выделения горожан в обособленное сословие феодального общества – мещан, и, что города ВКЛ управлялись не немецким, а городским (мещанским) правом Беларуси и Литвы [20,с.142].
              Следовательно, белорусские города не просто переняли новые принципы жизни, но и прикрепляли  их до своих условий и особенностей.
Проанализировав высказывания данных исследователей, автор полагает, что более правильным на его взгляд, является мнение Я. А. Юхо, так как  полностью перенять чужеземные источники не возможно и в любом случаи произойдёт переплетение норм магдебургского права и местных обычаев, что приведет к неполному усвоению германского городского права, т. е. по мере распространения в разных странах данное право подвергалось более или менее существенным изменениям в зависимости от местных условий.
Магдебургское право проникло в Польшу  вместе с немецкими колонистами. Первой из славянских земель подверглась онемечиванию Силезия; сюда и перешло немецкое право, а первым городом в Беларуси, который получил право на самоуправление на основе магдебургского права, был Бересте. Магдебургское городское право, распространявшееся на территории Белоруссии, не было точной копией западноевропейского городского права, а представляло собой трансплантацию этого права на новую почву и создание новых организационных форм по подобию магдебургского самоуправления в правовой  и хозяйственной жизни местного самоуправления в правовой и хозяйственной жизни местного населения.
В Белоруссии и Литве, по мнению историка В.А. Мацеевского, до введения магдебургского права существовало свое городское право, значительно отличавшееся от магдебургского Города Великого княжества Ли­товского, получившие самоуправление по магдебургскому праву, не сразу имели все те привилегии и льготы, кото­рые это право давало. Ю. Ярошевич подчеркивал, что в Литве и Белоруссии начали пользоваться всеми муници­пальными свободами не сразу [цит. по: 4, с.179].
Получение магдебургского права городами Белоруссии и Литвы означало, что они достигли достаточно высокого экономического и социального уровня развития и сравнялись в  этом отношении со многими польскими и немецки­ми города.
Как мы уже отмечали ранее, нормы магдебургского права, устройство органов самоуправления и их структура отличались от первона­чального образца и установившихся, в Германии норм. Нормы магдебургского права в Великом княжестве Литовском, в том числе и в белорусских городах, подвер­гались изменениям по разным причинам - в связи с раз­личной степенью развития социально-экономических от­ношений, с общей политической обстановкой в Белоруссии и в Великом княжестве Литовском, а затем в Речи Посполитой в целом, с введением этого права в разные периоды, с местными условиями, наконец, в связи с определенной политикой центральной власти или владельца города, как в государстве, так и по отношению к мещанам в частно­сти. Отсюда и разная степень самоуправления, различия в судебном иммунитете, налоговом обложении, повинно­стях горожан, привилегиях, льготах, земельном обеспечении и т. д.
Магдебургское право не представляло собой какой-то единой, универсальной системы норм права, поскольку вводилось путём получения особых Привилеев (юридических документов) на самоуправление обычно с подписью Великого князя для особых городов и местечек.
В научной литературе существует несколько определений магдебургского права, так белорусские исследователи Сильченко Н. В. и Мисаревич Н. В. полагают, что под магдебургским правом, можно понимать совокупность норм права, которые регулировали жизнедеятельность горожан [15, с.9], а Грицкевич А. П. под магдебургским правом понимает – феодальное городское право, предоставляющее городам самоуправление [4,с.178].
Однако автор, предлагает определение, на его взгляд в более объективном смысле: магдебургское право-это система юридических норм, закрепляющих право городов на самоопределение, правовое положение органов, самоуправление суда и личности в городах получивших право на самоуправление.
Необходимо отметить, что магдебургское право появилось на Беларуси в 14 в. и имело свои характерные особенности:
1. Грамоты городам Беларуси на магдебургское право и записи магистратских книг иначе трактуют роль войта нежели магдебургское право в Германии. Помимо судебных функций, ему в белорусских городах, как и в городах Польши, была предоставлена высшая власть в городе. Он является также апелляционной инстанцией на решения суда магистрата города
[11, с.95-100].
2. Более отчетливо выступает роль лавников в судебной деятельности городских учреждений. Она в белорусских городах разнообразней предусмотренной магдебургским правом. Например, в Бресте и Гродно магистратские книги совершенно отчетливо разделяют два судебных учреждения: бурмистровско-радецкий и войтовско-лавничий. Каждое из них заседает отдельно [11, с.95-100].
3. Нет оснований считать незыблемым для городов Беларуси магдебургский принцип разделения судов. Он существовал в крупных городах как выражение более высоких судебных прерогатив войта, в компетенцию которого входил разбор уголовных преступлений и более важных имущественных тяжб. Войт получил право суда и в тех случаях, когда в споре с мещанином в качестве истца выступал горожанин, не подчиненный магдебургскому праву, либо феодал, а также его подданный. В меньших и частновладельческих городах и местечках лавники входили в состав одного с бурмистрами и радцами суда. Они составляли здесь не только звено одного административного учреждения, но и общей для данного города судебной инстанции. Такое положение вещей в нормативах магдебургского права не предусмотрено. Совмещение в городском самоуправлении судебной и административных функций составляет типичную черту феодального города. Причем первой из них придавалось решающее значение [11, с.95-100].
4. Если исходить из текста магдебургского права, то на выборах городского самоуправления «толпа безмолствует». В грамотах ряда городов только указывается, что выборы рады, бурмистров должны происходить в соответствии с магдебургским правом, но именно в вопросе о роли собрания горожан в выборах городской рады магдебургское право хранит молчание. По мнению польского историка Михаила Патконевского, рада в Магдебурге присвоила себе верховное право, принадлежавшее некогда общему собранию горожан. На нем теперь лишь оглашались решения рады.
Из грамот на магдебургское право белорусским городам такой вывод, пожалуй, сделать нельзя. Роль собрания мещан как активной силы признана в грамотах, выданных не только крупным, но и небольшим городам и даже местечкам.
5. Пустым звуком оставался призыв магдебургского «Вейхбильда» закрыть доступ в самоуправление города богатым. Именно богатая верхушка безраздельно правила в магистратах городов Беларуси, как, впрочем, и в любом феодальном городе. Самоуправление целиком находилось в руках купеческих династий и цеховой верхушки точно так же, как, например, в городах феодальной Италии и Франции. Купечество феодальных городов повсеместно совмещало торговую деятельность с ростовщичеством. Так было и в городах Беларуси. Поэтому нет ничего удивительного, что члены магистрата пренебрегали предписанием магдебургского права не избирать в раду тех, кто занимался ростовщичеством [11, с.107-109] и др.
Магдебургское право служило основой, на которой строилось все здание городского самоуправления. Однако в ряде черт его организации и проявления нормы магдебургского права отступили или были дополнены местной традицией. Магдебургский образец был реальностью, но не являлся единственным источником и базой формирования городского самоуправления на Беларуси [11, с.108-115].
Однако неверно было бы считать, что организация городского самоуправления оставалась неизменной с того момента, когда она стала осуществляться на основе магдебургского права в ряде городов Беларуси, то есть с конца 15 – начала 16 – до середины 17 века. Подтвердительные грамоты на магдебургское право Орше, Могилеву, Витебску, Гродно, Полоцку, Новогрудку, Мозырю в конце XVI – первой половине XVII вв., с одной стороны, полностью воспроизводят тезис об организации самоуправления на основе магдебургского права, с другой, игнорируют те моменты в текстах прошлых грамот, которые как-то отражали воздействие местной традиции. Иначе говоря, идет как бы процесс унификации всей организации городского самоуправления на магдебургских началах.
В целом, проанализировав все вышеизложенное и сделав вывод под магдебургским правом в юридическом смысле можно понимать систему юридических норм, закрепляющих право городов на самоопределение, правовое положение органов, самоуправление суда и личности в городах получивших право на самоуправление, т.е. суть магдебургского права состоит в самоуправлении и автономности городов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.      Привилеи на магдебургское право  великокняжеским городам
 
Внешне привилей на Магдебургское право представляет собой лист пергамента размером 20-70см. в высоту и 30-100см. в ширину. Текст привилея начинается с имени и титула того Великого князя, который его выдал, заканчивался датой его издания и подписью Великого князя. На привилеи находилась также подпись писаря канцелярии Великого князя Литовского, привилей закреплялся средней печатью Великого князя Литовского, которая прикреплялась шелковыми нитями. Выделяются два вида привилеев – первоначальный и подтвердительный. Первоначальным считается привилей, в котором впервые какой-то город или местечко получили право на самоуправление. К подтвердительным относятся те привилеи, которые получались при восхождении на престол нового князя. Оригинал текста привилея находился в Ратуши – месте самоуправления в том городе или местечке, которому было дано право на самоуправление. Смысл привилея заносился также в книги государственного архива – Метрику Великого княжества Литовского и в актовые книги земских судов соответствующих поветов [15, с.9-10].
Чем же руководствовался Великий князь Литовский, выдавая великокняжеским городам данные привилеи? Неизменной деталью преамбулы в каждом привилее присутствовало заверение о желании город «в мере лепшой поставити», способствовать росту населения, а также установить в нем справедливость и порядок. Выдача привилеев городам, установление их правового статуса объясняется желанием оградить горожан от своеволия шляхты и великокняжеской администрации, на  что неоднократно жаловались города.
В великокняжеских городах органом управления был магистрат, который состоял из двух коллегий: рады и лавы. Во главе рады стоял бургмистр, а во главе лавы – войт.
Лава в которую входило 20 лавников, выполняла судебные функции, а также она была судом по криминальным делам.
Рада распоряжалась собственностью города (или местечка), управляла местной полицией, следила за торговлей и выполняла некоторые функции по управлению местным хозяйством. Кроме этого, рассматривала и гражданские дела, а это значит, что она выполняла и судебные функции [15, с.14].
Магистрат, как правило, размещался в отдельном здании – Ратуше. В Ратуше проходили заседания лавы и рады, тут работали служащие лица самоуправления, находился привилей, изданный Великим князем на получение магдебургского права, печать.
Магистратом управляли бургмистр и войт. Кроме них, в магистрате действовали и другие служебные лица – писарь, полицейские, ревизоры (шафары). Писарь присутствовал на заседаниях обеих коллегиях магистрата, вёл записи во всех магистратских книгах, выдавал выписки из решений магистрата, копии магистратских документов. Полицейские отвечали за порядок в городе или местечке. Они собирали налоги в казну самоуправления, следили за исполнением правил торговли, пожарной опасности, рассматривали бытовые споры между жителями и наказывали их за мелкие правонарушения. Важной функцией полицейских считалась проверка качества всех пищевых продуктов, которые привозились на рынок в тот или другой город. Ревизоры следили за тем, как формируются доходы данного самоуправления, и как они приминяются [15, с.15].
Процесс формирования городского населения в част­новладельческих городах в известной мере отличался от того же процесса в великокняжеских. Для, великокняжеских, как из­вестно, большое значение имело бегство крестьян в город и перевод самими феодалами своих крепостных ремесленников из деревень в феодальные юридики в городах.
Монопольный характер собственности феодалов на землю, их экономических и политических привилегий оказывал существенное влияние на формирование и развитие города. Владения феодалов не ограничивались пределами поместий. Им также принадлежали целые города. Но и те города, которые не находились в собственности феодала, оказывались в орбите его владений и власти. Достигалось это путем приобретения участков земли, входивших в пределы города или принадлежавших им, хотя и расположенных за городской чертой в виде предместья, отдельной слободы. Собственность феодалов в городах выпадала из-под юридического контроля и воздействия правового статуса города, как и сам феодал. Она и получила название юридики. Юридики становятся, так сказать, постоянно действующим фактором экономической и политической жизни феодального города главным образом потому, что господствующий класс включает местные рынки, мелкотоварное производство в те сферы, использование которых способствует росту его доходов. В этом, прежде всего вся суть такого явления как юридики. Система юридик не локализовалась пределами Восточной Европы, в частности Великим княжеством Литовским. Она была хорошо известна и странам Западной Европы. Первые известия о юридике в городах Беларуси содержат грамоты Бресту и относятся к 15 веку.
Верховная власть санкционирует юридики утверждением их своими грамотами, совершенно не учитывая, как скажется на городе и на ее собственных интересах умножение юридик. Только грамоты королевы Боны Гродно содержат единственное свидетельство попытки отделить частную собственность феодала от частной власти над горожанином. Как ни отрывочны данные, они вполне определенно свидетельствуют о том, что в городах Беларуси юридики представляли собой постоянное явление в течение всего рассматриваемого периода. [11, с.30-54]
В чем причины устремления горожан в юридики? Документы единодушны в определении главной из них – бегства  от налогового бремени. Поскольку дома и участки феодалов не подвергались налогообложению, стремление горожан освободиться от поборов передачей права собственности на свой дом и земельные участки феодалу, оставаясь при этом распорядителем проданной недвижимости, было вполне естественным выходом из положения. Юридики в городах Беларуси не достигли той степени автономности, которая грозила перерасти в самоизоляцию внутри города. Документы отчетливо обнаруживают стремление владельцев юридик сконцентрировать в своих городских владениях ремесленное и торговое население. Отсюда можно заключить, что поскольку формирование юридик проходило и посредством переселения крепостных в города, юридика способствовала процессу урбанизации, а это дает возможность, учитывая условия развития городов в Речи Посполитой, сделать вывод о положительной роли юридик в процессе развития городов как центров ремесла и торговли [11, с.30-54]
Приток беглых крепостных в великокняжеские города был значительно больше, нежели в частнособственнические.
В великокняжеских городах мещане были полностью освобождены от натуральных повинностей и оброков [11, с.18].
В данных городах верховная власть предоставляла магдебургское право не городам, а лишь части их жителей, а именно той, которая  к моменту пожалования не являлась зависимой от отдельных феодалов.
Общей закономерностью, как для частновладельческого, так и для великокняжеского города был процесс концентрации ремесленного производства и торговли. На протяжении 16 – 18 вв. здесь развивались ремесло и торговля. Несмотря на тормозящее действие фольварочно – барщинной системы на большей части территории Великого княжества Литовского, социально – экономическое развитие великокняжеских городов, продолжалось.
В 16 - первой половине 17в. великокняжеские города Белоруссии, по темпам развития ремесла в целом были далеко впереди в отличии от частновладельческих.
 
 
 
3.      Магдебургское право в частнособственнических городах
 
Самоуправление  в белорусских и литовских  частновладельческих городах складывалось в течение длительного времени. Менялись функции отдельных компонентов самоуправления, возникали новые органы с новыми функциями. В основу структуры органов были взяты институты немецкого (магдебургского) права.
Наиболее ранней фигурой  в  системе самоуправления был войт (от немецкого «фогт» наместник). Должность войта существовала во всех частновладельческих городах, как имевших право самоуправления, так и не имевших.
Войт осуществлял главную распорядительную власть в городской общине, возглавляя городской «урад» (раду, магистрат). Одной из основных функций войта была судебная. Он осуществлял войтовский суд в городе. Так в привилее 1590г. Кейданам говориться о войтовском суде, на решения которого мещане могли апеллировать владельцу города. В привилее 1647г. данном этому городу Янушем Радзивиллом, говорилось, что войт «криминальные и кровавые дела судить должен, чтобы решить дело в кратчайший срок». Остальные дела решал он совместно с членами магистрата (магистрат – орган городского самоуправления). Войт председательствовал в городском суде, состоявшем из радцев (советников) и лавников [4,с.190].
Власть войта в частновладельческих городах в течение 15-18 вв. претерпела изменения, связанные с введением магдебургского права и расширением компетенции  органа городского самоуправления, однако и до конца рассматриваемого периода его власть оставалась большой. Назначение войта  в частновладельческих городах осуществлял магнат, хотя в ряде случаев владелец уступал это право магистрату или собранию горожан с последующим утверждением. Назначение войта магнатом или выборы его находились в прямой зависимости от степени городского самоуправления, которой пользовались жители того или иного города [4, с.191].
Процесс получения права на городское самоуправление в частновладельческих городах затянулся, как мы видим из таблицы (см. приложение), причем не всегда получение этого права означало, что с этого момента город играл важную экономическую или оборонную роль. Иной раз и небольшие города получали право с «локационной» целью, а сравнительно большие  города долго (или совсем) не получали магдебургского права (как, например, Быхов).
Как правило, получение самоуправления было резуль­татом борьбы против феодального гнета, выражало стремление горожан еще более выделиться из окружаю­щего феодально-зависимого населения. В получении частновладельческими городами самоуправления были заинтересованы и магнаты, которые стремились создать для себя экономическую опору. Центральная власть Речи Посполитой, отражая интересы феодалов, не чини­ла препятствий магнатским городам в получении само­управления. Иногда она использовала это право исходя из политических соображений. Так, в середине XVII в. в период освободительной борьбы украинского и бело­русского народов правительство Речи Посполитой про­водило политику маневрирования, идя на соглашение с купечеством и богатыми мещанами белорусских городов. Предоставление в 1652г. магдебурского права Копылю и утверждение его Слуцку можно объяснить не только желанием Богуслава Радзивилла укрепить опорные военные пункты в своих владениях, но и стремлением правительства Речи Посполитой привлечь на свою сто­рону мещан этих белорусских городов, сделав некоторые уступки. Это и подчеркивалось в решении сейма в марте 1653г.
Из таблицы (см. приложение), можно узнать, каким видом городского права пользовались горожане Белоруссии и Литвы и точную дату привилея па город­ское самоуправление. Однако можно с уверенностью утверждать, что в отличие от польских городов, повсе­местно в частновладельческих городах Великого княжества Литовского применялось магдебургское право в различных его модификациях, а не хелминское, или сьродское (от города Сьрода, или Ноймарк, в Силезии, также производное от магдебургского права). Лишь в принадлежавших Ходкевичам (а затем Сапегам) Шкудах было введено хелминское право (видимо, по примеру городов Восточной Пруссии), но и здесь наряду с ним применялось вначале в некоторых случаях и магдебургское.              Одной из особенностей исторического развития Вели­кого княжества Литовского было существование на его территории частновладельческих городов вплоть до конца 18 в. Почти все они в Белоруссии и Литве при­надлежали крупным феодалам — магнатам. В 16— 18 вв. они составляли 40—49% всех городов. Удель­ный вес их увеличился во второй половине 17— 18 в. за счет роста городских поселений и превраще­ния некоторых местечек в города. Основные из них нахо­дились в центре и северо-восточной части Белоруссии. По величине и населённости они относились к средним и малым городам. Эти города были административными, политическими и экономическими центрами магнатских латифундий, лишь некоторые были крупными ремес­ленными и торговыми центрами. Ч              Частновладельческие города были одним из органических компонентов в раз­витии феодального общества Белоруссии, оказывали определенное влияние на социально-экономическую и политическую жизнь страны. Процесс формирования городского населения в част­новладельческих городах в известной мере отличался от этого процесса в великокняжеских. В частновладельческих источник формиро­вания городского населения имел меньшее значение и проявлялся своеобразно. При основании городов и ме­стечек или превращении сельских населенных пунктов в городские магнаты переводили крестьян в сословие ме­щан. Приток же беглых крепостных в эти города был значительно меньшим, чем в великокняжеских. Иногда магнат переселял крепостных в город, если у него возникла необходимость привлечь их для выполнения каких – либо обязанностей или для пополнения городского населения. Переселение крепостных в феодальные юридики в частновладельческих городах почти не применялось из-за немногочисленности шляхетских и церковных юридик в магнатских городах и политики магнатов, направленной на ограничение и ликвидацию юридик.
В 16 – первой половине 17 в. владелец города привлекал для поселения в своем городе мещан из великокняжеских городов и местечек, основывая для этого слободы (предместья или улицы), с освобождением на определенный срок новопоселенцев от повинностей. Магнаты, заинтересованные в эксплуатации крепостного крестьянства, запрещали приём беглых крепостных в частновладельческие города. Исключение для остатков незакрепащенного крестьянства. Эгоистическая политика магнатов отражалась на развитии городов. В борьбе магнатских группировок за власть частновладельческие города расплачивались разорением во время междоусобных войн своих владельцев. В этом также проявилось общее отставание белорусских городов в экономическом развитии по сравнению с соседними странами, в том числе с Россией.
Общей закономерностью, как для частновладельческого, так и для великокняжеского города был процесс концентрации ремесленного производства и торговли. На протяжении 16 – 18 вв. здесь развивались ремесло и торговля. Несмотря на тормозящее действие фольварочно – барщинной системы на большей части территории Великого княжества Литовского, социально – экономическое развитие частновладельческих городов, как и великокняжеских, продолжалось. Процесс концентрации ремесла и торговли привел к тому, что среди частновладельческих городов выделились развитые ремесленно – торговые центры. К середине 17 в. (в некоторых городах во второй половине 17 в.) наблюдается отчетливая профессиональная специализация в ремесленном производстве ряда частновладельческих городов. Еще рельефнее это проявлялось в ремесленной специ­ализации городов в пределах одной латифундии. Причина такой специализации заключалась в связи городского ремесла с местным рынком продуктов сельского хозяй­ства, обслуживанием потребностей гарнизона, дв
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.