На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Государственное планирование в РФ

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие  «планирование». Общие подходы к планированию……………….4
2. Функции планирования  в системе государственного управления………….9
3. Типы планирования  в системе государственного управления. "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года"…………………………………………………………….14
4. Список литературы……………………………………………………………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

В начале XX века западная общественная мысль отрицала возможность планирования национальной экономики, полагая, что рынок способен спонтанно устраивать все настолько  хорошо, насколько это возможно.
В постиндустриальную эпоху прогнозирование, программирование и индикативное планирование вышли  за рамки предприятий и приобрели  общегосударственное значение.
Государственное регулирование в конце ХХ века становится неотъемлемой частью рыночного  хозяйства, а различные формы  прогнозирования и программирования – широкой практикой.
Индустриализация  развитых стран вызвала необходимость  в национальных энергетических программах, в программах урбанизации и образования, в национальных транспортных программах и т.д. (США, Япония, Франция, Германия, Швеция и т.д.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Понятие «планирование». Общие подходы к планированию.
Планирование  — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс  выбора целей организации и путей их достижения. Планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.
В планировании можно выделить две стороны:
    Совокупность принципов и методов планирования.
    Организационная сторона (структура плановых органов и разработка планов).
Основные задачи, решаемые в процессе общегосударственного планирования:
    Определение общих потребностей;
    Выявление возможных для их удовлетворения материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
    Обоснование наиболее рациональных направлений использования ресурсов в соответствии с перспективными и текущими потребностями;
    Обеспечение сбалансированности развития между отдельными сферами экономики, отраслями и видами производств, между экономическими районами страны;
    Повышение эффективности использования всех видов ресурсов для достижения максимально-возможных социальных результатов экономической деятельности.
Планирование  представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь государству достичь своих целей. Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в государстве в достаточной степени. 

Особенностью  процесса планирования является тот  факт, что описание или объяснение многих экономических явлений представляет собой процесс решения неточной задачи, базирующейся на субъективных оценках. И действительно, если производственный процесс можно в известном приближении описать с помощью математических формул, внося в них время от времени определенные коррективы, то, например, при планировании хозяйственной деятельности предприятия математические методы уже не дают требуемой точности. Например, нельзя (или, во всяком случае, очень рискованно) просчитать сбыт продукции даже на ближайший период, опираясь лишь на математический аппарат.
В этом, а также во многих других случаях, нет объективного критерия, позволяющего сделать прогноз надежным.
Методы  планирования - совокупность методов и приемов, с помощью которых разрабатываются и обосновываются плановые документы. Сюда относятся методы предплановых исследований, собственно методы планирования (балансовый, нормативный, программно-целевой) и математические методы.
Методы  планирования. Нормативный метод основан на  определении и использовании прогрессивных норм и нормативов отражающих достижение НТП и важнейшие цели развития экономики. Преимуществом нормативного метода является установление связи между ресурсами и конечными результатами производства.
Норма - научно-обоснованная мера общественно необходимых затрат ресурса на изготовление единицы продукции заданного качества в планируемом периоде.
Норматив - поэлементная составляющая нормы, которая характеризует степень использования ресурса или его удельного веса (расхода) на единицу измерения.
Комплекс норм и нормативов называется - нормативной массой. Система норм и нормативов - комплекс научно-обоснованных, материальных, трудовых и финансовых норм и нормативов, порядок и методы их формирования, обновления и использования при разработке прогнозных и плановых документов, их пропорциональности и сбалансированности, глубоком выявлении и учете резервов производства, способствующих повышению его эффективности.
 Развитие  хозяйственного механизма, переход  к рыночным отношениям обуславливает  постоянное развитие системы  норм и нормативов.
Различают следующие  группы норм и нормативов:
    нормы и нормативы использования основных производственных фондов;
    нормы и нормативы использования оборотных средств;
    нормы и нормативы затрат труда и трудоемкости изделий;
    нормы и нормативы организации производственных процессов;
    нормы и нормативы качества продукции;
    нормы и нормативы капитальных вложений;
    нормы и нормативы издержек производства и обращения;
    нормы и нормативы рентабельности;
    нормы и нормативы по охране окружающей среды.
Балансовый  метод предназначен для увязки общественных потребностей и ресурсов, для обеспечения необходимой пропорциональности и координации в развитии различных продуктов, производств, отраслей, территории и народного хозяйства в целом. Макроэкономическая сбалансированность выступает как совокупная  пропорциональность между: производством и потреблением, предложением и спросом, факторами производства м его результатами, материально - вещественными и финансовыми потоками. Балансовый метод в планировании означает, что план производства продукта, ресурса, отрасли, региона или экономики в целом обосновывается путем составления балансов, в которых предварительно определяются потребности и источники удовлетворения этих потребностей. Затем выявленные ресурсы увязываются с расчетными потребностями, т.е. балансируются. Так как совокупные потребности, как правило, выше возможных объемов ресурсов, то в процессе разработки конкретных балансов происходит ранжирование потребностей - распределение их по  степени значимости на первоочередные, менее важные и т.д.
В общей системе  экономических балансов выделяются следующие виды балансов: - материальные (расчет сырья, ПФ, топлива, т.е. всесторонняя увязку производства и потребления  материальных ресурсов);
    трудовые (потребность в рабочей силе и источниках ее покрытия);
    стоимостные (финансовые балансы, отражающие все виды доходов и расходов);
Программно-целевой метод - это способ формирования системы плановых решений крупных народнохозяйственных проблем. Его сущность  заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно - технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитии общественного производства. Он предполагает разработку плановых документов с предварительной оценкой конечных общественных потребностей, исходя из народнохозяйственных целей при дальнейшем определении эффективных путей, средств и организационных мероприятий по их достижению и ресурсному обеспечению.
Связующим звеном между целью и средствами ее достижения выступают комплексные программы. Они составляются на весь период, необходимый  для реализации поставленных целей, с выделением плановых периодов и  основных этапов осуществления  предусматривают все необходимые мероприятия социально-экономического, производственного, научно-исследовательского, организационно-хозяйственного характера для достижения конечных целей.
Целевая комплексная  программа - это документ, в котором  отражаются цель и комплекс различных  задач и мероприятий, направленных на реализацию наиболее эффективным  путем народнохозяйственных проблем  и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.
Практическая  реализация программно-целевого подхода  обеспечивается путем включения  целевых комплексных программ в  прогнозные и плановые документы, а  также посредством разработки и  утверждения федеральных и региональных программ социально-экономического развития. Задания и мероприятия целевых  комплексных программ обеспечиваются всеми видами ресурсов в первоочередном порядке.
Разработка целевой  комплексной программы с использованием программно - целевого метода осуществляется в определенной последовательности: 

    Составляется  перечень важнейших проблем. Выделяется определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы  для ее решения, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники  реализации программы и другая необходимая  информация.
    Уточняются количественные параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам. Основная цель программы, как правило, разрастается по ее составляющим, образуя упорядоченную иерархию задач, отражающих внутреннюю структуру решаемой проблемы.
    Формируется состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается, исходя из построенной иерархии целей. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы    их выполнения.
    Рассчитываются основные показатели и ресурсное обеспечение программы. Производится оценка полных затрат ресурсов (материальных, трудовых и финансовых) на реализацию программы. Формируется перечень материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей, определяется экономический эффект.
    Осуществляется оформление программных документов, согласование и утверждение программы.
Программы увязываются  по времени, по ресурсам и исполнителям. Обычно охватывается ряд отраслей, регионов, которые должны обеспечивать решение наиболее важных задач. Задания  по выполнению программы, рекомендации доводятся до соответствующих министерств  и ведомств.
Важнейшими характерными чертами программного подхода являются:
    единство целевой и четкой ориентации;
    комплексность намеченных программ;
    определенность сроков осуществления;
    адресность и указание источников ресурсов.
Целевые программы  реализуются за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников, привлекаемых для выполнения этих программ.
2.Функции  планирования в  системе государственного  управления.
Система государственного планирования предполагает четкое разделение функций, сфер влияния по иерархическим  уровням управления. Централизованное планирование включает разработку долгосрочных прогнозов, концепции развития, целевых  программ, государственного плана по своим сферам ведения. В Южной  Корее сильное централизованное планирование с использованием средне- и долгосрочных планов и целевых  программ с установлением порой  детализированных производственных заданий  сочетается со строгой системой мониторинга  хозяйственной деятельности и безжалостной экономической и административно-командной  отбраковкой неудачников, и все  это встроено в рынок.
Разработке планов предшествует анализ ситуации, базирующейся на изучении рынка сбыта, характера  конкуренции, сырьевого обеспечения, движения процентных ставок, государственного регулирования. Делается также прогноз  развития техники и технологии, изменений  в спросе потребителей. После этого  должна быть обоснована концепция развития, которая разрабатывается на 10-15 лет  и включает определение приоритетов; структурную политику (соотношение  между накоплением и потреблением, I и II подразделениями воспроизводства, первоочередное удовлетворение потребностей и т.д.); научно-техническую, инновационную, инвестиционную финансово-кредитную  политику.
Долгосрочный  прогноз, отражая альтернативные представления  о будущем, должен определять решающие условия и факторы прогресса  общества, включая демографическую  и экологическую ситуацию в стране и отдельных ее регионах, состояние  природных ресурсов, новые научно-технические  решения и обусловленные ими  сдвиги в экономике, экономические  и социальные рубежи, место страны в мировом сообществе. Главная  его цель - выявление переходов  к новому качеству экономического роста, определение основных ориентиров для  выработки долговременной научно обоснованной стратегии социально-экономического роста страны.
В основе планирования лежат пятилетние планы, включающие среднесрочные и текущие прогнозы, которые более предметны и  конструктивны, носят в основном нормативный характер, оценивают  возможные направления и средства, включая экономические регуляторы и правовые акты.
Центр исходя из намеченных пропорций устанавливает  важнейшие межотраслевые и межрегиональные  потоки продукции на основе укрупненных  показателей. Эта продукция составляет до 25% ВНП, что предполагает управление 250-300 группами промышленной и сельскохозяйственной продукции, в том числе сырье  и топливо - 140-170 групп, машиностроение и металлообработка - 70-80, легкая, пищевая  промышленность и сельское хозяйство - 40-50 групп.
Исходные предпосылки  синтезируются в модели воспроизводственного процесса, в которой фиксируется  тип хозяйственного роста, темпы, пропорции  развития единого народнохозяйственного  комплекса страны. Модель представляет собой систему взаимосвязанных  балансов - межотраслевых, материальных, финансовых, трудовых.
В наиболее формализованном  виде такая модель была представлена в 60-70-х годах в системе оптимального функционирования экономики, которая  предусматривала рациональное построение системы хозяйственных отношений, экономических интересов и мотиваций. Все виды ресурсов оценивались в  ней с позиций вклада в конечную цель - удовлетворение потребностей общества.
Важнейшим элементом планирования являются государственные целевые программы. Программно-целевой метод может быть эффективным средством централизованного управления решением отдельных крупных проблем. Он включает выделение целей, приоритетных направлений, формирование целевых заданий, выражаемых в плановых показателях, определение потребности в ресурсах, разработку мер для реализации поставленных целей и т.д.
Государственные программы желательно формировать  исходя из прогнозов по ограниченному  кругу особо важных государственных  задач, а их финансирование должно осуществляться из государственного бюджета и внебюджетных фондов. По договоренности можно привлекать предприятия, население, иностранные  инвесторы. Материально-техническое  обеспечение программ происходит за счет поставок для нужд государства  по типу госзаказа через государственную  контрактную систему, органы которой  закупают продукцию, прогнозируют тенденции  изменения потребностей. 
 

Критерии, показатели, нормативы
Важная роль в планировании принадлежит критериям, показателям, нормативам, количество и  состав которых зависят от иерархического уровня и назначения. Так, на макроуровне  предпочтение должно отдаваться показателям  народнохозяйственной эффективности, а на уровне фирмы - прибыльности, конкурентоспособности. Количество показателей, используемых для планирования, может и должно быть достаточно большим, что позволяет  обосновать изменения всех или по крайней мере важнейших сторон деятельности объекта планирования. Для оценки стимулирования выполнения планов количество показателей может быть значительно  меньше, и крайне важно их обобщение  в одном показателе, так как  динамика нескольких показателей может  быть противоречивой, что затруднит  их однозначную оценку (если рост производительности труда сопровождается падением фондоотдачи, то однозначно оценить деятельность предприятия затруднительно).
Обобщающие показатели могут применяться в качестве критериев. Для народного хозяйства  это уровень благосостояния людей, народнохозяйственная эффективность  и др. Так, в Японии в качестве универсальных критериев используются высокая добавленная стоимость  на одного занятого; воздействие отрасли  на другие, наибольший внешний эффект (распространение результатов НИОКР, знаний, создание дополнительных рабочих  мест и т.д.).
Выбор приоритетов  в развитии отраслей опирается на несколько критериев. Прежде всего  государственная поддержка оказывается  стагнирующим отраслям, переживающим период структурного кризиса. Следующая группа - молодые наукоемкие и быстрорастущие отрасли. Выбор отраслей осуществляется главным образом по критерию эластичности спроса по доходам и сравнительным динамичным конкурентным преимуществам.
Роль государства  в регулировании экономики характеризуется  отношением расходов госбюджета к валовому национальному продукту. В первой трети XX в. в передовых странах  оно составило 8-10%; сейчас возросло до 30-35% в США и Японии, 40-55% - Западной Европе и Канаде, 60-70% - скандинавских  странах и Ирландии. 
 

В оборонных  отраслях важным показателем является соотношение между военным и  гражданским производством (в конце 80-х годов оно составило в  России 50:50; в 1993 г. объем военного производства упал до 5%, а гражданского вырос на несколько процентов).
В системе нормативов важнейшая роль отводится тем, которые  используются для распределения  национального дохода. Следует учитывать, что получение и распределение  доходов регламентируется центром  на основе принципов:
примата материально-вещественных пропорций по отношению к финансово-стоимостным;
воздействия финансово-стоимостных  пропорций на материально-вещественные процессы, в частности на повышение  эффективности общественного производства.
Должна быть сформирована система нормативов, прежде всего первичного распределения  национального дохода между трудовыми  коллективами и государством. Так, применение единых нормативов налогообложения  прибыли не решает эти задачи, так  как ведет к резкому усилению неравенства в финансовом положении  отраслей и предприятий, не заинтересовывает предприятия в ресурсосбережении.
Если в основу финансовых отношений между предприятием и государством положить платежи  за ресурсы (необходимость его неоднократно обосновывалась в экономической  литературе), то и здесь нормативы  играли бы важную роль в повышении  эффективности общественного производства.
В условиях рынка  особое место в системе показателей  и нормативов отводится ценам. Выше уже отмечалась роль цен в разработке оптимального плана развития народного  хозяйства. Заметим, что в Японии на основе межотраслевого баланса регулярно  рассчитываются не только равновесные  цены, но и цены производства по Марксу. Формирование новой системы цен, способной выявлять общественные потребности  в форме платежеспособного спроса и влиять на структуру воспроизводства, - процесс столь же длительный, как  и формирование других атрибутов  рыночного хозяйства. Либерализация  цен в условиях монополии государственной  собственности означает переход  к таким ценам, которые отражают сложившуюся структуру и даже усугубляют сложившиеся диспропорции. 

На уровне фирмы  система показателей и нормативов должна быть нацелена на максимизацию прибыли на рубль затрат. Это означает, что при формировании портфеля заказов  приоритет должны иметь те товары, услуги, которые обеспечивают максимальный прирост прибыли на рубль затрат в единицу времени. В основе же планирования факторов производства - средств и предметов труда, рабочей  силы должны лежать прогрессивные нормативы.
 Планирование  рыночной экономики ведется в  условиях риска и неопределенности. Такая экономика может быть  вероятностной и хаотичной, объективной  и субъективной, различаться по  исходной базе (в экономической,  нормативно-законодательной, технико-технологической,  внутренней среде).
Для уменьшения неопределенности, ее негативных последствий  используются приемы: создание зоны стабильности (горизонтальная и вертикальная интеграция); оценка будущего - прогнозирование  поведения партнеров и т.д.; распределение  риска; система резервов; активная рыночная позиция; самосовершенствование; поиск  гаранта.
Количественное  определение риска предполагает знание всех (или по крайней мере большинства) последствий планируемых  действий, каждое из которых может  наступить с той или иной степенью вероятности. Возможность получения  того или иного результата может  быть объективным (базируется на определении  частоты, с которой фактически происходят события), либо субъективным (когда  либо нет опыта, либо затруднено получение  и использование статистических данных). Существует три основных направления  уменьшения риска - страхование; диверсификация производства; увеличение объема информации, повышение уровня ее достоверности, необходимые для углубления обоснованности принимаемых решений.
Представляется, что проблема планирования в условиях современного рынка и перехода к  нему нуждается в дальнейшем исследовании и обсуждении. 
 
 
 

3.Типы планирования в системе государственного управления
Согласно Закону О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРОГНОЗИРОВАНИИ  И ПРОГРАММАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 23.06.1995г. Государственное прогнозирование  социально-экономического развития Российской Федерации – это система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития  Российской  Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования. Результаты государственного  прогнозирования  социально экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений  в  области  социально  - экономической политики государства.
Концепция социально-экономического развития Российской Федерации  -система  представлений  о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.   
Программа социально-экономического развития Российской Федерации - комплексная  система целевых ориентиров социально - экономического развития Российской Федерации и планируемых государством  эффективных  путей  и средств достижения указанных ориентиров.
Правительство Российской Федерации обеспечивает разработку государственных прогнозов  социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.
Прогнозы социально-экономического развития  разрабатываются  исходя  из комплексного анализа демографической ситуации, научно - технического потенциала, накопленного национального богатства,  социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации,  состояния природных ресурсов и  перспектив изменения указанных факторов. 
Прогнозы  социально-экономического развития  разрабатываются в целом по Российской Федерации,  по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам.  
Отдельно выделяется   прогноз  развития  государственного сектора экономики.
Прогнозы социально-экономического  развития  основываются на системе демографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических,  социальных,  а также отраслевых,  региональных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятельности.
Они разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов, и включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации,  экономической структуры, научно - технического развития,  внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления,  уровня  и  качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования,  здравоохранения и социального обеспечения населения.
Государственное  прогнозирование  социально  -  экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу
Прогноз  социально-экономического  развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет  на  десятилетний период.
На основе прогноза  социально-экономического  развития на долгосрочную перспективу Правительство Российской Федерации организует разработку концепции социально-экономического  развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
В концепции  социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу  конкретизируются варианты социально-экономического развития Российской Федерации, определяются  возможные цели социально-экономического развития Российской Федерации, пути и средства достижения указанных целей.
Порядок разработки  прогноза  социально-экономического развития  и порядок разработки концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу определяются Правительством Российской Федерации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.