На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Роль экспериментирования в развитии дошкольников

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Роль  экспериментирования  в развитии дошкольников
 
      В настоящее время мы являемся свидетелями  того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н.Н. Поддьякова. 
      Термин  «экспериментирование» понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, которыйпозволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей ит.д    Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.      Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.      Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.   При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие.
  2.Актуальность опыта
  Воспитательное  значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.        Строя свою "школу радости" для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, Василий Александрович Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был "путешествием к истокам мышления и речи - к чудесной красоте природы", чтобы каждый ребенок рос "мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю".         Задача воспитателя, который развивает эстетическое отношение к природе у своих питомцев, заключается, прежде всего, в том, чтобы нацелить детей на встречу с красотой и организовать соответствующую познавательную деятельность.        Как правило, ведущая роль на занятии принадлежит взрослому, ребенок - ведомый, он исполняет какие-то замыслы педагога, его указания.  Ребенок находится в объектной позиции. Взрослый чаще всего оставляет дошкольнику роль наблюдателя, явно недостаточно доверяя ребенку "сделать что-то самому" - самому задуматься над вопросом, выдвинуть гипотезу, проверить ее в ходе опыта, овладеть тем или иным способом самостоятельной познавательной деятельности, инструментом поиска. Но ведь еще В.А. Сухомлинский утверждал, что "ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира". А исследователь - это человек, которого влечет неизвестное, который находится в постоянном поиске вопросов и ответов на них.       Детское экспериментирование - сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности - от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем. Ему доступны приемы простейшего планирования эксперимента, сравнительного анализа наблюдаемых процессов и полученных результатов и т.п.        овременные исследователи (Иванова А.И., Куликовская И.Э., Николаева С.Н., Рыжова Н.А., Поддьяков Н.Н. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста.
  Существуют  различные подходы в определении понятия "детское экспериментирование". В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Поддьяковым Н. Н.: "Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности детей с другой".             Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка.
  3.Педагогическая идея опыта
  ·  Расширить знания о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста
  ·  Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
  4.Длительность работы над опытом
  Диапазоном  опыта является единая среда воспитательно - образовательного процесса (занятия, игры, упражнения, опыты, эксперименты).
  5. Теоретическая база опыта
  Методологическую  базу формирования в педагогическом процессе чувства природы, являющегося основой экологического и эстетического сознания ребёнка, представляет собой теория отражения, ставящая в единую связь и последовательность чувственное и абстрактно - логическое познание в конечном счете, снова к практике, то есть чувственной предметной деятельности человека. Чрезвычайно важно сохранение этого принципа в единстве эстетического и экологического воспитания и образования дошкольников.
  Не  всякая деятельность способна прямо  выявить эстетические свойства природы  для дошкольников. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, контрасты цвета и света, симметрию явлений, гармонию звуков, свойства пространства и времени надо участвовать в их познании как чувственном, так и абстрактно - логическом. А это значит, что воспитатели должны вовлекать дошкольников в наблюдения за свойствами ландшафтов, организовывать упражнения, которые развивают слуховое и зрительное восприятие, умения анализировать и обобщать собственные впечатления и оценки.
  Дошкольникам  необходимо наблюдать и отмечать красоту лесов, полей, садов, замечать красоту отдельных явлений и объектов природы:
  темные  тучи, яркие звезды, разноцветные камушки  в аквариуме и т.д.;
  разглядывать  узоры мороза на окнах, снежинки, замечать сверкание снега;
  отличать  и сопоставлять формы цветов и листьев, замечать относительную величину и окраску, формы предметов;
  воспринимать  красоту звуков в природе: шум  ветра, шелест листьев, звон весенней капели;
  различать и уметь сопоставлять наиболее характерные  особенности сезонных изменений  в природе (краски, запахи, звуки).
  Деятельность  экспериментирования способствует формированию у детей познавательного  интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
  Основная  задача ДОУ поддержать и развить  в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.
  При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом  деятельности и его действия носят  репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.
  После 5 лет начинается этап, когда детская  деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.
  Структура детского экспериментирования.
  Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:
  ·  Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира
  ·  Задачи:
  ·  1) развитие мыслительных процессов;
  ·  2) развитие мыслительных операций;
  ·  3) освоение методов познания;
  ·  4) развитие причинно-следственных связей и отношений
  ·  Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах
  ·  Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"
  ·  Средства: язык, речь, поисковые действия
  ·  Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
  ·  Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций
  ·  Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
  Выделяют  два основных вида ориентировочно-исследовательской, поисковой деятельности:
  экспериментирование, исходящее от самого малыша и не побуждаемое взрослым;
  экспериментирование, которое выделяет существенные элементы новизны и организуется взрослым.
  Последнее формирует любознательность, желание познавать законы окружающего мира. И это уже не всеядное любопытство на основе безусловного ориентировочного рефлекса.
  Цели  опыта:
  дошкольник  экспериментирование явление природа
  1. Установление эффективности использования  детского экспериментирования как метода формирования познавательного интереса при ознакомлении с неживой природой.
  2. Расширение знаний воспитателей  о развитии познавательного интереса  и познавательной активности  детей дошкольного возраста средствами  экспериментальной деятельности.
  3. Изучение детьми объектов неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно - правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
  6.Задачи опыта:
  1. Научить детей вести наблюдения  за объектами неживой природы.
  2. Научить конкретным способам  экспериментирования и исследования  объектов неживой природы.
  3. Научить проводить простейшие  опыты с природными объектами,  используя правила безопасности.  
  7. Технология опыта
  Для того чтобы повернуть действия маленького исследователя в полезное русло, мы используем особый тип игр-занятий, в основе которых лежат действия экспериментирования, подводящие ребенка к познанию окружающего мира, физическую природу которого малыш будет познавать значительно позже, в школе, а пока. только накопление практического опыта под руководством взрослого.
  В работе с детьми по изучению неживой  природы используем различные формы, методы и приемы работы: наблюдения, опыты, дидактические игры, беседы, прогулки и т.д. (рис.1,2). 

  Рис. №1
  
  Рис. №2
    

  Состав  и структура уголка экспериментальной  деятельности.
Компонент дидактический Компонент оборудования Компонент стимулирующий
  - схемы, таблицы, модели с алгоритмами  выполнения опытов;   - серии картин с изображением  природных сообществ;
  - книги познавательного характера,  атласы;
  - тематические альбомы;
  - коллекции  - мини-музей (тематика различна, например: "Часы бывают разные", "Изделия из камня".
  - материалы  распределены по разделам: "Песок,  глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина";   - природный материал: камни, ракушки,  спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;
  - утилизированный материал: проволока,  кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
  - технические материалы: гайки,  скрепки, болты, гвозди, винтики,  шурупы, детали конструктора и  т.д.;
  - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;
  - красители: пищевые и непищевые  (гуашь, акварельные краски и  др.);
  - медицинские материалы: пипетки  с закругленными концами, колбы,  деревянные палочки, мерные ложки,  резиновые груши, шприцы без  игл - прочие материалы: зеркала,  воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные  стекла, свечи и др.
  - сито, воронки - половинки мыльниц, формы для льда -проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы - клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки
  - мини-стенд  "О чем хочу узнать завтра";   - личные блокноты детей для  фиксации результатов опытов;
  - карточки-подсказки (разрешающие  - запрещающие знаки)"Что можно,  что нельзя" - персонажи, наделанные  определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется  проблемная ситуация.

  В уголке экспериментальной деятельности выделены:
  1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные  коллекции. Экспонаты, редкие  предметы (раковины, камни, кристаллы,  перья и т.п.)
  2) место для приборов. Место для  хранения материалов (природного, "бросового")
  3) место для проведения опытов
  4) место для неструктурированных  материалов (песок, вода, опилки, стружка,  пенопласт и др.)
  Планирование  работы с детьми старшего дошкольного  возраста по экспериментированию.
  Работа  с детьми была направлена на уточнение  всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
  1. О природных явлениях (явления  погоды, круговорот воды в природе,  движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
  2. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется  град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок  в лупу и т.п.).
  8. Выводы
  На  основе анализа психолого-педагогической и экологической литературы, мы сделали вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
  В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его  мыслительные процессы, т.к. постоянно  возникает необходимость совершать  операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Т.е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
  По  результатам проведенного предварительного обследования мы выявили, что дети не проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности, дети пассивны, исследовательский интерес к миру неживой природы не проявляют. Таким образом, увидели необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования. Нами была подобрана серия экспериментов с объектами неживой природы. Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:
  ?  повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
  ?  речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
  ?  личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);
  ?  знания детей о неживой природе.
  На  занятиях по ознакомлению с явлениями неживой природы "Куда исчезла вода?", "Сыплем, лепим", "Как увидеть воздух?", "Какого цвета снег?", "Что вырастет из зёрнышка?", дети получили правильное представление об окружающем мире. Такие занятия помогли детям в процессе наблюдения углубить и закрепить свои знания в неживой природе.
  Наш опыт показал, что детское экспериментирование  надо начинать с дошкольного возраста. В процесс экспериментирования  дошкольник, в силу его природы, может  войти лишь через эмоциональный  заряд детского удивления, загадки, таинственного, столкновения известного с неизвестным, провоцирующего вопрос.
  Такая ситуация должна содержать в себе проблему, требующую проверки опытным  путем. Ребенка необходимо столкнуть  с противоречием, лежащим в ее основе. При этом противоречие должно быть представлено на языке, понятном человеку этого возраста, и заключено в игровую оболочку.
  Приведем  в качестве примера вариант организации  проблемно-игровой ситуации на занятии  в старшей группе по теме "Лед  как особое состояние воды".
  Время проведения занятия - январь, за окном  мороз.
  Воспитатель и дети наливают воду, каждый в свою кружечку, и выставляют наполненные  емкости за окно, чтобы птички могли  напиться. На следующее утро занятие  начинается со сказочного события: игрушечная ворона после многих приключений очень устала, и захотелось ей водички попить. Воспитатель напоминает, что за окном стоят кружечки с водой, и достает их оттуда. Каждому ребенку захотелось напоить птицу из своей кружечки. Пробовала, пробовала ворона до воды достучаться, только клюв затупила, а водички не попила. У огорченных детей возникает вопрос: "Почему ворона не смогла напиться, ведь в кружечку наливали воду?"
  Проблемный  вопрос побуждает ребенка к выдвижению гипотез и проведению ряда игровых  наблюдений и опытов со льдом, в ходе которых выявляются условия перехода воды из одного состояния в другое. В этом случае игровая ситуация, вызывающая к жизни проблемный вопрос, становится своеобразным генератором детского экспериментирования.
  Особое  значение в этом процессе мы придаем детской гипотезе. Именно она, по нашему мнению, способна превратить стихийную игру - манипуляцию с природными материалами - в детское экспериментирование.
  Проиллюстрируем это положение примером.
  Тема  занятия "Глина и камни". На столе перед каждым ребенком находятся две пробирки с прозрачной водой, кусочек глины, небольшой камешек и палочка для помешивания воды. Воспитатель задает вопрос: "Если в первую пробирку сначала опустить комочек глины, в другую - камешек, а затем размешать воду в пробирках палочкой, что произойдет с водой?" Дети выдвигают различные гипотезы. Мнения разделяются: одни утверждают, что вода в пробирке с глиной станет "грязной", помутнеет, другие - что вода останется прозрачной в обеих пробирках. Затем каждый ребенок проводит опыт, сначала опуская глину и камешки в пробирки и потом помешивая воду палочкой. В ходе проведения опыта он убеждается в верности первой гипотезы (вода в пробирке с глиной становится мутной, т.е. глина растворяется в воде; в другой пробирке вода остается прозрачной - камень в воде не растворяется).
  Определена  истинность или ложность выдвинутых гипотез. Сделано маленькое, но очень  важное для юного экспериментатора открытие.
  В ходе нашего опыта мы убедились в  том, что экспериментирование как  игра по определенным правилам так увлекает дошкольника, что и после окончания занятия он переносит его в свободную игровую деятельность.
  Любимым местом в группе стал уголок экспериментирования, в котором может продолжаться детская игра в исследование. Здесь  проявляется избирательность интересов ребенка: одного не оторвать от опытов с магнитами, другой увлечен взаимодействием с природным материалом, а третий экспериментирует с компасом.
  Игры  в исследование, по нашему мнению, способны перерасти в реальное творчество. И при этом вовсе не важно, открыл ли ребенок что-то принципиально новое или сделал то, что всем давно известно. У ученого, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого самопроявления.
  Особенно  это наглядно было видно, когда мы знакомили детей с сезонными  изменениями в природе, что открыло  широкие возможности для детского экспериментирования. Как много  интересного происходит с водой  и воздухом осенью, зимой, весной, летом: идет дождь, холодает, замерзают лужи, тают сосульки. Ребенку хочется понять, что же это за необычные и так сильно меняющиеся объекты, что с ними происходит.
  Поздней осенью и зимой особенно было интересно  наблюдать за различными состояниями воды. Дети еще не знают, что лед, снег, дождь, пар - все это вода. Попробуем поиграть так, чтобы они сами сделали такой вывод.
  Начать  лучше всего с чтения детской  литературы, описывающей, как может  выглядеть вода - в реках, озерах, морях, на катке, в чайнике и т.д. Обсудить их с ребенком, вспомнить, какую воду и где они видели у озера, дома, понаблюдать за замерзанием воды, ее таянием, сосульками, лужами.
  С наступлением холодов проводили  простой опыт. Готовили вместе несколько  мисочек с сильно окрашенной водой и ставили их на ночь на улицу. Утром, обнаружив, что вода превратилась в лед, спрашивали у детей, кто подменил ваши мисочки. Очень важно, чтобы они сами пришли к выводу, что холод заморозил воду.
  Выясняем, навсегда ли она такой останется, наблюдаем за ее таянием. Этим самым, подводим детей к выводу, что при похолодании вода замерзает, при потеплении - тает.
  Подводя итоги проведённого опыта, можно сделать следующие выводы:
  Важнейшая особенность детского экспериментирования  состоит в том, что в нем имеют место две противоречивые тенденции: преобразования раскрывают перед ребенком новые стороны и свойства объектов, а новые знания рождают новые вопросы. Наличие этих двух тенденций делает простейший эксперимент ведущим методом деятельностного познания ребенком явлений живой и неживой природы. В игровой форме дошкольник делает первые шаги по освоению экспериментального метода естественных наук, а главное, в нем развивается любознательность и вкус к познавательной деятельности.
  1. У детей проявился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Они начали различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнали особенности природы родного края.
  2. Ребята стали бережно относиться  к природе, стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
  3. Дети стали постепенно овладевать  навыками экологически безопасного  поведения в природе.
  4. У них сформировалось стремление  к исследованию объектов природы,  они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
  5. Дети стали уверенно отличать  и называть характерные признаки  разных времен года. Могут объяснить  причины смены времен года.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.