На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ Планировки и Застройки Екатеринослава по проекту И.Старова

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Московский архитектурный  институт
(Государственная Академия)
 
 
 
 
 
 
 
Реферат по градостроительству на тему:
Анализ Планировки и Застройки Екатеринослава
по проекту  И.Старова
 
 
Работу выполнила ст-ка IV курса 5й группы:
Пузанкова К.В.
 
 
 
 
 
 
 
Москва 2011 год
 
Содержание
 
 
 
 
Вступление
Зодчий, начертавший  Екатеринослав
История жизни И.Е.Старова
Генплан Старова - матрица развития Екатеринослава
"Большая дорога", ставшая главным проспектом
Преображенский  собор
Потемкинский  дворец
Заключение
Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Вступление
С величайшей пышностью и  торжественностью заложенный в 1787 году, Екатеринослав намечался (по так называемому греческому проекту) как третья столица Российского государства и начал строиться при участии таких блестящих представителей русской архитектуры, как М. Ф. Казаков, И. Е. Старов, в дальнейшем — В. П. Стасов, наконец, гениальный творец Адмиралтейства А. Д. Захаров.  
 
По замыслу его основателей Екатеринослав был призван отразить величие и мощь России, здания его предполагалось возводить прекрасными, полными великолепия и монументальности, а заложенный в 1787 году собор должен был своим богатством и «пространностью» затмить собор Петра в Риме. 
 
История показала нереальность и несбыточность этих замыслов, так как век неиссякаемых доходов от эксплуатации крепостного крестьянства, безумной роскоши и безудержных трат отдельных фаворитов на строительство дворцов и усадеб уже подходил к своему завершению. Однако колонизационная политика в юге России дала известные результаты. Усиленное строительство в ряде южных городов и, в частности, в  Екатеринославе, вызвало привлечение к участию в нем крупных зодчих. Оставленное ими в виде проектов и осуществленных зданий наследие представляет значительный интерес и архитектурную ценность и заслуживает самого глубокого внимания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Зодчий, начертавший Екатеринослав
Какие градостроительные  идеи заложил Иван Старов в генеральный план Екатеринослава? И почему екатеринославская резиденция князя Потемкина не разделила удачную судьбу петербургской?
 
 
Дворец Потемкина. Гравюра середины XIX в.
В роли градостроителя
После строительства Таврического дворца в Петербурге Иван Старов стал фактически "личным архитектором" Григория Потемкина. В 80-х годах XVIII в. Старов много работал на Юге, особенно в Херсоне и Николаеве. Самая интересная работа на Юге ждала Старова в Екатеринославе. Именно этому городу Потемкин предсказывал будущее "третьей столицы" Российской империи. Заложенный на левом берегу Днепра в 1776 г., город с 1784 г. начал развиваться на правом берегу (современный исторический центр Днепропетровска).
Первый генеральный план Екатеринослава, утвержденный в октябре 1786 г., разработал французский зодчий Клод Геруа. Однако план этот отличался гигантоманией и вскоре был отклонен. Потемкин срочно привлек к проектированию Екатеринослава Ивана Старова. Летом 1787 г. архитектор посетил место строительства. Первым зданием в городе стал дворец князя Потемкина, сооруженный по проекту Старова в 1787-1789 гг. (ныне Дворец студентов).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
История жизни И.Е.Старова
 
Иван Егорович Старов, автор генерального плана Екатеринослава, родился 23 февраля 1744 года в Москве в семье дьякона. Он обучался в школе для детей "духовного чина". Когда мальчику минуло одиннадцать лет, родители, стремясь дать ему светское образование, отдали сына в гимназию при Московском университете.  
С самого основания Академии художеств в ней преподавал Александр Федорович Кокоринов. Он был одним из первых профессоров академии, а в 1761 году стал ее директором. Именно в том году Кокоринов сообщил И.И. Шувалову о результатах экзаменов, состоявшихся 1 сентября 1761 года, на которых Иван Старов занял первое место по архитектурному классу.  
После кончины Кокоринова в 1772 году Старов спроектировал надгробие для его могилы.  
Старов оказался в числе воспитанников первого выпуска Академии художеств, состоявшегося в 1762 году. Восемнадцатилетний архитектор получил основательную теоретическую подготовку. По окончании академии Старову вручили шпагу, а за успехи и несомненный талант - золотую медаль, дававшую право на заграничную поездку.  
Осенью 1762 года Старов прибыл в Париж. Начались годы овладения достижениями европейского зодчества. Лишь 1 сентября 1768 года двадцатичетырехлетний архитектор возвратился в Петербург. Из шести лет, проведенных вдали от родины, пять он прожил в Париже и год в Италии.  
В сентябре 1766 года пришло долгожданное дозволение ехать в Рим "и пробыть там один год и шесть месяцев во всей Италии". Впоследствии этот срок сократился до года.  
В 1769 году Старов выполнил свой первый самостоятельный проект - Сухопутный шляхетский корпус. В 1772 году Старова определили в "Комиссию о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы". В начале 1770-х годов Старов строит дворцовые ансамбли в Богородицке и Бобриках под Тулой. Спустя два года после разработки этих проектов, в 1773 году, Старов возводит для С.С. Гагарина великолепный усадебный дом в селе Никольском, теперь примерно в девяноста километрах от Москвы.  
В начале и середине 1770-х годов Старов проектирует и строит три оригинальных ансамбля невдалеке от Петербурга - дачу А.Г. Демидова на Петергофской дороге и усадьбы для братьев А.Г. и П.Г. Демидовых - своих шуринов - в Тайцах и Сиворицах.  
В 1774 году Старов приступает к воплощению в натуре одного из своих самых капитальных произведений - Троицкого собора Александро-Невской лавры, который заканчивает в 1790 году.  
Облик ансамбля и парка перед ним со стороны Невы производил удивительно цельное впечатление. В этом проявилось умение Старова найти масштабную и стилистически выразительную доминанту, соподчинявшую все элементы композиции, сливая их в единое целое.  
С середины 1770-х годов творческая деятельность Старова становится широкой и многогранной. Он выполняет различные архитектурные работы по заказам выдающегося государственного деятеля, человека острого ума и неукротимой энергии Г.А. Потемкина.  
В 1778 году Старов разрабатывает для Потемкина проекты увеселительного дома в Озерках и дворца в Осиновой Роще. В 1782 году приступает к проектированию на участке Конной гвардии дворца, названного впоследствии Таврическим. Одновременно (1783-1790) Старов создает резиденцию для Потемкина в Островках на Неве.  
В 1786-1790 годы Старов выполняет для юга России большие проектно-строительные работы. По его замыслам на берегах рек вырастают усадьбы, в городах возводят дворцы, гражданские и культовые сооружения, ансамбли. В 1786 году Старов строит усадебный дом в Дубровицах на реке Горынь. Обилием работ отмечен 1789 год. Зодчий проектирует усадебный дом, гостиный двор, выполняет чертежи перестройки церкви для Дубровно на Днепре, западнее Смоленска. годом позже Старов создает проект планировки Екатеринослава. Градообразующим центром вновь основанного города по этому проекту явился дворец, сооруженный Старовым для Потемкина в 1786-1787 годах.  
Генеральный план Екатеринослава - яркая страница не только в творческой биографии Старова. План вошел в историю отечественного градостроения. Одновременно с разработкой общей планировки Старов проектирует для города собор, казенные и обывательские строения.  
В 1790 году Старов строит усадебные дома для Потемкина и его племянницы графини А.В. Браницкой, церковь, фонтан и гранитную купальню в сельце Богоявленске, спланированном им на берегу Буга. 1790 год ознаменован проектом планировки города Николаева на реке Ингул и построек, оформляющих главную городскую площадь, - собора, здания магистрата и "каменных лавок".  
Последняя работа Старова, связанная с именем Потемкина, - мавзолей для всесильного князя в имении А.В. Браницкой.  
Одна из самых значительных работ Старова 1784-1789 годов - дворцовый ансамбль в Пелле, под Петербургом, на Неве.  
Пелла - гигантский дворцовый ансамбль, который по грандиозности замысла и композиции можно сравнить со строениями зодчих античного мира, отличавшимися тонким пониманием условий природной среды. Старов мастерски использовал особенности территории, замкнутой между берегом Невы и Шлиссельбургским трактом.  
Последние работы Старова - Богородицкий собор в Казани (1796) и Покровская церковь в Большой Коломне в Петербурге.  
Как и многие архитекторы-современники, Старов спроектировал и построил жилище для себя. Дом Старова, возведенный им во второй половине 1780-х годов, был расположен на углу той же Симеоновской улицы и набережной Фонтанки. Старовы переехали в свой нарядный трехэтажный дом вместе с пятью сыновьями - Александром, Петром, Павлом, Михаилом и Иваном. В доме на Фонтанке Старов прожил до 1804 года, когда архитектор, уже очень больной, продал свой дом на Фонтанке и приобрел у купца П.Е. Гусева скромное двухэтажное строение с садом.  
Скончался архитектор в 1808 году.
 
Генплан Старова - матрица развития Екатеринослава
Иван Старов разработал два варианта генплана Екатеринослава. Первый вариант утвердил князь Потемкин в 1790 г., а второй, усовершенствованный, - императрица Екатерина II в 1792 г. На документе она написала "Быть по сему". Желающие могут и сегодня увидеть репродукцию этого плана в Днепропетровском историческом музее, в зале №3.
Старов блестяще реализовал идею Потемкина построить импозантный столичный город, ничем не уступающий лучшим европейским городам XVIII в. Екатеринослав запланирован в стиле классицизма - исключительно как сеть кварталов правильной геометрической формы. Кроме того, Екатеринослав задуман как "открытый город". Вместо типичных для средневековья мощных укреплений, город окружала сеть хорошо спланированных бульваров.
Городской центр запланирован на обширной горе в излучине Днепра (современный нагорный центр города). Старов придал застройке на холме пятиконечную форму и окружил ее широким бульваром. Общественный центр города расположился на вершине холма. Здесь запланированы главная площадь с Преображенским собором (праобраз совр. Октябрьской пл.). Три луча улиц сходились к другой полукруглой площади в северо-восточной части холма (совр. пл. Шевченко), которую завершал дворец Потемкина. На оси главного холма должен был пройти проспект шириной 60 саженей - "Гульбище Средней улицы". Ныне чуть восточнее этой линии проложен проспект Гагарина.
Потемкин предполагал  отдать под основную застройку только нагорную часть. Но еще одна пророческая  идея Старова заключалась в том, что он предложил заселить и окружающие низинные районы. В его проекте впервые спланирован район приднепровской части - нынешний днепропетровский "Сити". Старов знал о трудностях с водоснабжением нагорной части и предугадал, что развитие города сначала будет происходить не на горе, а в низинной части. Так и произошло: до середины XIX века город развивался в районе современных улиц Московской, Литейной, Ширшова, площади Ленина.
"Большая дорога", ставшая главным проспектом
Основа генплана Старова - это две планировочные оси, пересекающиеся под прямым углом. Зодчий заимствовал принцип древнеримского градостроительства, где большинство городов формировались пересечением двух главных улиц, называвшихся "кардо" и "декуманус". На плане Старова пересекаются "Гульбище Средней улицы" и "большая дорога". Дорога - линия будущего Екатерининского проспекта, а ныне проспекта Карла Маркса.
Впервые эта линия появилась  на первом варианте генплана 1790 г. Широкая  магистраль начиналась на горе, шла  параллельно Днепру и соединяла  нагорный и прибрежный районы. В  проекте 1792 г. она превратилась в "большую  дорогу". Ось "большой дороги" задала направление структурного развития города вдоль Днепра в течение  всего ХІХ в.
Благодаря гениальным способностям Старова, генеральный план 1792 г. стал основой дальнейшего планировочного развития города.
Иван Старов, несмотря на талант, многим был обязан покровительству князя Потемкина. Поэтому, когда Потемкин скоропостижно умер в 1791 г., главные идеи архитектора по строительству Екатеринослава были заморожены. По иронии судьбы, сам генплан (второй вариант) был утвержден через пять месяцев после смерти князя. Дворец Потемкина и уникальный парк подверглись разграблению. Однако в начале XIX в. власти стали постепенно возвращаться к уникальному градостроительному наследию Старова. В 1830-х годах был восстановлен Потемкинский дворец, продолжилось заселение нагорной части. В целом реализация основных градостроительных идей Старова заняла около 100 лет.
Иван Старов умер в 1808 г., оставив после себя семерых детей. Династия Старовых существует и по сей день. В Днепропетровске нет памятника Старову, хотя настоящим памятником зодчему стала сама планировка центральной части города. В 2012 г. генплану Екатеринослава Ивана Старова исполнится 220 лет.
 
Указом от 30 марта 1783 г. на юге Украины создается новая административно-территориальная единица — Екатеринославское наместничество, объединившее Азовскую и Новороссийскую губернии. Наместнику края Потемкину предоставлялось право назначить “по выгодности местной”административный центр наместничества . Тем самым признавались непригодность Екатеринослава на Кильчени и необходимость создания нового губернского города. 
К концу 1783 г. организация наместничества была завершена, а 22 января 1784 г. последовал указ “Об учреждении губернского города в Екатеринославском наместничестве под названием Екатеринославля”, в котором, в частности, определялось: “Губернскому городу под названием Екатеринослав быть по лучшей удобности на правой стороне реки Днепра у Койдака”. 5 сентября 1784 г. был издан указ “Об учреждении университета в губернском городе Екатеринославского наместничества”. Эти указы не затрагивали собственно градостроительных вопросов, однако сказались на последующей программе создания нового города. 
В конце 1784 г. было окончательно определено местоположение Екатеринослава с размещением центра города на высоком, обширном правобережном холме у излучины Днепра против острова Монастырского и казацкой слободы Половицы. К 1786 г. было разработано несколько вариантов планировки Екатеринослава. 
4 октября 1786 г. были представлены на утверждение план Екатеринослава и проекты основных общественных сооружений. Центр города был задуман с размахом и великолепием, достойным столичного города. В сооружениях, решаемых “во вкусе греческих и римских зданий”, воплощались черты архитектуры классицизма.
Указом от 13 октября 1786 г. план Екатеринослава был утвержден, а официальное основание города на Днепре состоялось 9 мая 1787 г. 
Сохранилось несколько планов тех времен, отражающих топографические особенности местности и первоначальную планировочную структуру нового губернского города. Один из них, озаглавленный “План местоположения, назначенного для города Екатеринославля”, предшествовал официально утвержденному плану. 
Из этого чертежа видно, что обширный холм напротив днепровской излучины, назначенный для размещения городского центра, в северо-западном направлении ограничивался балкой Долгой. Возвышаясь над прибрежной низменностью, вверх по Днепру следовали другие обширные холмы, разделенные балками Кленовой и Сухой (Аптекарской). Из Долгого и Кленового оврагов вытекали ручьи; сливаясь, они образовывали небольшую речку Жабокрячь, впадавшую в Днепр. На относительно равнинной местности, ограниченной склонами "холма, устьями балок, речкой Жабокрячь и берегом Днепра, располагалась слобода Половица.  
Протяженность селения вдоль Днепра составляла, согласно плану, около 2500 м, а глубина застройки от берега реки достигала 650 м. На чертеже без особой деталировки изображено свыше 70 усадеб и отдельно стоящих сооружений (известно, что в 1779 г. в Половице насчитывалось 125 приходских дворов). Отдельные постройки, дворы и усадьбы (среди них помечен “хутор”) располагались вдоль днепровского побережья ниже Половицы, в том числе у юго-восточного склона горы (на месте Мандрыковки).  
У подножья горы за балкой Кленовой уже существовал сад, заложенный запорожцем Лазарем Глобой,— в 1790-х годах здесь возник Казенный сад.
 
Над проектами планировки и застройки  Екатеринослава на Днепре работало несколько авторов. Предпочтение было отдано варианту Клода Геруа — французского архитектора, члена Парижской Академии и Петербургской Академии художеств, приглашенного для работы в России. Его проектные предложения, которые легли в основу первого утвержденного плана Екатеринослава, фактически касались лишь общественного центра города, размещаемого на горе, и намечали примерную планировку прилегающих жилых кварталов. 
В этом проекте был скрыт существенный градостроительный просчет. Величественная гора, облюбованная для размещения Екатеринослава на Днепре, оказалась безводной. Предполагавшееся водоснабжение города посредством колодцев, водоподъемных машин, бассейнов и фонтанов оказалось трудноосуществимым в тех условиях. Это долго, почти до конца XIX в., препятствовало полноценному развитию города на указанной территории. Екатеринослав длительное время не мог перешагнуть за пределы прибрежной зоны. 
Уже в первые годы становления Екатеринослава стало ясно, что построить город в соответствии с первоначальными замыслами и сметами не удастся. Ведь только на устройство фундаментов гигантского Преображенского собора было истрачено свыше 71 тыс. руб. Необходимо было разработать новый генеральный план города, привести его в соответствие с реальными возможностями и потребностями.
Эту задачу выполнил Иван Старов - академик архитектуры, выдающийся мастер русского классицизма. В то время он был известен как главный архитектор Комиссии о каменном строении городов Санкт-Петербурга и Москвы, автор Троицкого собора Александро-Невской лавры и Таврического дворца в Петербурге, Екатерининского дворца в Пелле, многих других замечательных дворцовых ансамблей и построек. По прибытии в Новороссию в августе 1787 г., Старов был назначен архитектором Екатеринослава и приступил к проектированию и строительству Потемкинского дворца, а также созданию нового генерального плана города. 
Сохранился “План губернского города Екатеринослава” с пометкой автора: “Сочинил в Яссах Екатеринославский архитектор Иван Старов в 1790-м году февраля 15-го дня”.  
С незначительными уточнениями этот документ лег в основу генерального плана Екатеринослава, утвержденного в 1792 г.
В этом проекте Старов придал планированной структуре города четкие регулярные очертания, логичность, уравновешенность и стройность пространственной композиции, увязанной с окружающим ландшафтом. Общественный центр города, как и ранее, намечалось расположить на главном холме, где уже высился дворец Потемкина, возведенный по проекту Старова в 1788—1790 гг. 
Перед дворцом, согласно проекту, должна была располагаться раскрытая в сторону Днепра полукруглая площадь. Ее радиус составлял около 213 м, а наибольшее удаление от главного входа дворца — 277 м. К геометрическому центру площади у дворца сходилось пять улиц. Две крайние улицы шириной 65 м проектировались в виде бульвара, проходившего по кромке холма и имевшего одностороннюю застройку. Остальные улицы — центральная шириной около 42 м и две другие шириной в 25,5 м — составляли классическую трехлучевую композицию магистралей и должны были иметь двустороннюю застройку. 
По оси дворца, площади и центральной улицы на самой высокой точке холма Старов располагал новый кафедральный собор — главную высотную и композиционную доминанту города. По отношению к продольной оси фундамента прежнего неосуществленного собора, заложенного в 1787 г., новое сооружение смещалось примерно на 85 м в северо-западном направлении.  
Новый собор, согласно проекту Старова, должен был иметь более скромные размеры — примерно 35x21 м. Парадный фасад собора, согласно проекту, выходил на обширную прямоугольных очертаний главную площадь размерами 532x309 м. По периметру площади должны были разместиться здания губернаторского и вице-губернаторского домов, наместнического правления, почтового и гостиного дворов, аптеки и других казенных строений. 
Главную планировочную ось нагорной части города за площадью продолжала широкая (128 м) Средняя ул. с двухрядным бульваром-“гульбищем” длиной около 750 м: 
Перпендикулярно к главной площади и Средней ул. за гостиным двором и полукруглой рыночной площадью ответвлялась другая главная магистраль, следующая в направлении Новых Кайдаков (со временем положившая начало Екатерининскому просп.— нынешнему просп. Карла Маркса). Водоснабжение должно было обеспечиваться посредством колодцев и большого бассейна размером около 128x128 м. 
Четкая сеть кварталов распространялась также на предместье (бывшую слободу Половицу) и прилегающую к ней территорию между Долгой и Кленовой балками. У подножия горы на пересечении с главной магистралью, идущей вдоль Днепра к “месту, назначенному для строения фабрик”, была запроектирована вторая по значению городская площадь размерами 340x340 м. Впоследствии здесь сформировалась нынешняя пл. Ленина.
В своем проекте Старов поддержал и развил идею “открытого города”, не имеющего укреплений,— вместо них город опоясывала зеленая полоса бульваров. 
В истории отечественного градостроительства проект Екатеринослава И. Старова занимает почетное место и характеризует автора как выдающегося градостроителя, предвосхитившего многие особенности дальнейшего развития города. 
Уже последующий “План губернского города Екатеринослава и расположения высочайше конфирмованных фабрик”, составленный екатеринославским архитектором инженер-капитаном Леонтием Игнатьевым в 1793 г., свидетельствует, что намеченная Старовым улица, связывающая нагорную часть города с предместьем и фабриками, превращалась в более чем семиверстную магистраль — “прошпект от Екатеринослава до Койдак”. 
Проект екатеринославского фабричного комплекса конца XVIII в., предусматривающий создание суконной, шелкоткацкой, чулочной, сапожной, бумажной, часовой и других фабрик, не был реализован полностью. Однако и то, что было осуществлено, являлось для своего времени передовым промышленным предприятием, задуманным с подлинным размахом и технологической новизной.
Состояние застройки  Екатеринослава через 9 лет после основания города можно представить по рапорту правителя Екатеринославского наместничества И. Хорвата в правительственные инстанции от 31 декабря 1796 г. В то время в городе насчитывалось 11 каменных зданий.  
Первым среди них упомянут генерал-губернаторский дом, одноэтажный, длиной на 55 сажен, оконченный постройкой в 1790 г., покрытый шалеванкою. “По неимению при сем доме никаких служб,— писал Хорват,—"в зимнее время жить в нем никак нельзя, да и с начала построения его остается он праздным. По обширности же в нем залы проводятся одни дворянские выборы в летнее время” . Речь шла о Потемкинском дворце — единственном значительном сооружении И.Старова, возведенном в Екатеринославе при жизни автора. 
Дворец имел характерную классическую трехчастную пространственную композицию: с центральным объемом, где размещался главный двусветный зал, а также залы и покои поменьше, и протяженными боковыми крыльями-галлереями, фланкированными относительно небольшими, квадратными в плане флигелями. Шестиколонный портик главного входа, двенадцатиколонные галереи боковых крыльев, лаконичные треугольные фронтоны, белые плоскости стен с сочными тенями органично вписывались в окружающий ландшафт, гармонировали с роскошной зеленью южного парка. 
Сложные испытания выпали на долю этого самого старинного здания Екатеринослава.  
В декабре 1809 г. екатеринославский губернский землемер П. Неелов, а в 1820-х годах известный русский архитектор В. Стасов разработали проекты приспособления пустующего дворца под присутственные места, которые не были реализованы и здание постепенно пришло в полное запустение. Лишь в 40-е годы XIX в. дворец был восстановлен местными властями далеко не в прежнем великолепии под дом дворянских собраний. В 1849 г. в одном из его помещений усилиями местного промышленника и мецената А. Н. Поля был открыт музей древностей Екатеринославской губернии — предшественник нынешнего исторического музея имени Д. И. Яворницкого. 
О первоначальном облике этого здания, разрушенного в годы Великой Отечественной войны и реконструированного в начале 1950-х годов под Дворец культуры студентов, ныне напоминают лишь композиционный строй, архитектурные детали и элементы — развитый шестиколонный портик главного входа (теперь уже коринфского ордера), колоннады боковых крыльев, обрамления окон и дверей. Но и в таком виде это здание окружено вниманием и почтением горожан и гостей Днепропетровска как символ эпохи рождения города.
Возвратимся, однако, к Екатеринославу 1796 г. В то время в городе числилось 185 деревянных на каменном фундаменте домов, выстроенных чиновниками и разночинцами; 1 каменный и 194 деревянных на каменных фундаментах дома принадлежали купцам и мещанам; 45 домов были “поселянскими”. В Новых Кайдаках, причисленных к городу, насчитывалось 239 деревянных домов и мазанок.  
Среди прочих строений города числилось: лавок в гостином ряду “по плану выстроенных” деревянных — 28; лавок в мясном ряду — 15, кузниц каменных — 1, деревянных — 12; свечных заводов деревянных — 2; мельниц водяных — 11, ветряных — 13. Очень развита была фабричная зона Екатеринослава, где насчитывалось свыше 130 строений.
Как свидетельствуют архивные документы, на рубеже XVIII—XIX вв. застройка города, как и прежде, велась в соответствии с планом, разработанным И. Старовым. Екатеринослав, именовавшийся в 1797— 1802 гг. Новороссийском, приобретал черты города с линейным построением плана, вытянутым вдоль Днепра. Составной частью города стали Новые Кайдаки. В то время уже существовал наплавной мост через Днепр примерно в том же месте, что и нынешний автомобильно-железнодорожный. Главная возвышенность с одиноким Потемкинским дворцом по-прежнему оставалась полупустынной, зато кварталы бывшей Половицы и фабричной зоны были застроены почти полностью. 
Однако город по-прежнему рос неспешно. Не подтверждались былые надежды на промышленно-экономическое и торговое развитие города. Расположенный в степном земледельческом крае, будучи отрезанным от Черноморского побережья днепровскими порогами, Екатеринослав не мог соревноваться в экономическом отношении, а значит, и строительстве, с такими причерноморскими городами, как Херсон, Николаев, Одесса. И все же в первое десятилетие XIX в. были полностью исчерпаны селитебные территории прибрежной зоны Екатеринослава, включая былую Половицу и фабричный район. Застройка по необходимости должна была распространиться на окрестные свободные земли, включая возвышенности.
В 1806 г. был утвержден  новый генеральный план Екатеринослава. Не исключено, что одним из его авторов был В. Гесте - известный архитектор, который, по его словам, “служил в сем городе около 5 лет”, а с 1808 г. был назначен архитектором Царского Села, выполняя в дальнейшем “образцовые” проекты планировки площадей, кварталов, общественных зданий и генеральных планов различных городов. В соответствии с этим планом под новую застройку назначались пустующие земли, расположенные на взгорьях по левую сторону проспекта (если смотреть с горы в направлении Новых Кайдаков) между балками Долгой, Кленовой и Сухой и далее вдоль проспекта и Кременчугской дороги. Здесь в полосе земли, достигающей в длину и ширину примерно 5820 и 710 м, предполагалось разместить 66 новых кварталов и 5 площадей, образованных двумя продольными (идущими параллельно проспекту) и двадцатью восемью поперечными улицами. 
Согласно проекту 1806 г. гора оставалась по-прежнему незастроенной (причиной было все то же отсутствие воды), а главная площадь города с соборной церковью, рынком, красными и мелочными рядами должна была переместиться на взгорье над Казенным садом. От этой площади через Казенный сад в направлении Днепра прокладывалась широкая улица (эта идея была реализована лишь в наше время при прокладке улиц Новая - Столярова). Распространяясь по возвышенностям в сторону Новых Кайдаков, новые кварталы оставались деленными от Днепра фабричной зоной, а за ней — пустующими территориями шириной около 1300-1800 м. 
Как следует из свидетельства архитектора В. Гесте, в 1810 г. Новороссийский генерал-губернатор де Ришелье, занимавшийся делами строительства южных городов, пришел к заключению о том, что план Екатеринослава 1806 г., кроме одной выгоды в удобнейшем получении воды, во всех прочих отношениях неудобен в сравнении с планом 1792 г. 
План было поручено переделать тому же В. Гесте, который признавал, что город на горе “без сомнения имел бы великолепный и дальнейший вид и был бы отдален от всякой сырости”. Однако дело с разработкой нового плана Екатеринослава затянулось, и он был утвержден лишь 9 апреля 1817 г. 
Этот документ учитывал как сложившуюся застройку, так и основные планировочные идеи предшествующего периода, развивая их дальше. Например, в плане 1817 г. полностью сохранялись положения плана 1806 г. касательно линейной структуры, количества и конфигурации кварталов, улиц и площадей, протяженности застройки приднепровской нагорной части, в том числе расположенной над Казенным садом. Однако в новом плане сеть жилых кварталов, обходя район фабрик, распространялась также на прибрежную зону, предусматривалась дальнейшая застройка обеих сторон проспекта в направлении Новых Кайдаков. Между нагорной и прибрежной частями города параллельно проспекту располагалась полоса парков — “гульбищ”, как бы продолжающих Казенный сад. Через парки в направлении Днепра проходили улицы, соединяющие нагорную и прибрежную зоны.
План 1817 г. вновь возвращался к идее создания общегородского центра на главной горе. Основная градостроительная ось, на которой располагались Потемкинский дворец, собор, главная площадь, строилась по плану И. Старова 1792 г. На главную площадь помимо собора должны были выходить корпуса двух гостиных дворов. Всего в городе предполагалось устроить 15 площадей, среди них - Сенную, Торговую, Биржевую, Рыбную. Во вновь запроектированных кварталах должно было разместиться 1070 дворовых (усадебных) участков. Территория собственно города отделялась от загородных земель широким бульваром, а также невысоким валом со рвом и несколькими разрывами для устройства городских застав и ворот”
План Екатеринослава 1817 г., воплотивший градостроительные концепции эпохи классицизма, надолго определил основные принципы планировочного развития города. Несмотря на последующие корректировки и изменения, планировочная структура старого города, определенная этим планом, в значительной степени сохранилась до наших дней. 
Екатеринослав, возникший в эпоху становления и расцвета отечественного классицизма, длительное время застраивался зданиями, возводимыми в соответствии с канонами архитектурной классики. 
По ним строились не только такие сооружения, как Потемкинский дворец, но и жилые, а также производственные здания. Среди них можно назвать прядильный корпус казенной суконной фабрики, сооруженный по проекту архитектора Д. Торопова в 1825 г. (ныне хлебозавод № 1 по просп. Карла Маркса, 106). Каменное здание, главный фасад которого подчеркнут строгим ритмом колонн дорического ордера, до сих пор впечатляет архитектурной ясностью и монументальностью своего облика. 
Судя по документам и воспоминаниям современников, в жилой застройке Екатеринослава первой половины XIX в. широко бытовали такие архитектурные элементы, как галерейки, портики, фронтоны, особенно характерные для южных городов. Это можно проследить, в частности, на примере эволюции архитектурного облика зданий местной почтовой конторы, располагавшейся в старом городе. Судя по обмерным чертежам 1810-х годов, первоначально это был большой двор с тремя одноэтажными жилыми домами и пятью хозяйственными постройками (все деревянные). Стены одних зданий были обшиты шалевкою, других — оштукатурены, кровли покрыты тесом. В то время лишь один дом имел галлерейку-навес, расположенную со стороны двора. Перестроенные под почтовую контору здания приобрели иной облик: над главным домом был надстроен мезонин с четырехколонным портиком в два этажа; входы украшены двуколонными крылечками; появились треугольные фронтоны с характерными полукруглыми окнами и слуховыми проемами; деревянные стены и колонны были оштукатурены. Вместо глухого дощатого забора возникла легкая ограда с кирпичными столбиками и чугунной решеткой. 
Как свидетельствуют изображения 1810—1820-х годов, подобными архитектурными деталями характеризовались деревянные строения Екатеринославской гимназии, располагавшейся в одном из прибрежных кварталов старого города.
Преображенский  собор
 
Наиболее замечательным сооружением  Екатеринослава эпохи классицизма является Преображенский собор, увенчавший место закладки города. История проектирования и строительства собора таит немало неизвестных страниц, ждущих исследователей. 
Проект собора, разработанный и утвержденный в 1786 г., не был осуществлен. Не исключено, что И. Старов, занимаясь строительством Потемкинского дворца и генеральным планом Екатеринослава, предполагал построить городской кафедральный собор по собственному проекту. Ведь в те времена близилось окончание строительства одного из наиболее выдающихся и престижных сооружений мастера — Троицкого собора Александро-Невской лавры в Петербурге и логично было продолжить подобную работу в Екатеринославе. На эту мысль наводит находка в архиве Научно-исследовательского института теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры в г. Киеве неизвестного офорта 1790-х годов, изображающего (согласно позднейшей атрибутации) интерьер собора в Екатеринославе. На рисунке видим центральный неф грандиозного многокупольного сооружения с базиликальным раскрытием внутреннего пространства. От боковых нефов он отделен торжественным рядом спаренных колонн римско-коринфского ордера. На пилонах входной части храма расположены монументальные горельефы. 
Особенности построения интерьера сооружения и графического дополнения листа во многом напоминают изображения интерьеров Троицкого собора Александро-Невской лавры, выполненные в свое время художником Ф. Даниловым, коллегой Огарева по строительству петербургского собора. Однако первоначальные проекты екатеринославского собора не были осуществлены.
Первый собор
Материалы по истории и архитектуре  этого сооружения очень скудны. В  музее истории и развития Ленинграда сохранился чертеж, изображающий перспективу  внутреннего вида собора в Екатеринославе, автором которого предполагался И. Е. Старов. 
 
Однако соответствие здания, изображенного на чертеже в перспективе (пятинефная базилика), форме плана «выведенного» фундамента, показанного на плане города от 1793 года, а также донесение правителя Екатеринославского наместничества Каховского от 1792 года о том, что церковь, которая начата была строиться по сделанному плану архитектором Геруа и которой фундамент выведен был в 1787 году», и другие данные дали  основание отнести этот чертеж к произведениям упомянутого К. Геруа. 
 
Закладка собора была приурочена ко дню основания самого города и, как упоминалось, произведена с величайшей торжественностью и пышностью. Само здание было заложено и выполнено в фундаменте размером 152 метра в длину и 45 метров в ширину. 
 
Нереальность проекта, составленного Геруа, побудила Потемкина через год после закладки приостановить возведение здания, фундамент которого в дальнейшем был использован частично на устройство ограды, а главным образом — на фундамент собора, построенного на том же месте в 30-х годах XIX столетия.
Потемкинский  дворец

Величественно-суровые очертания  дворца Потемкина многие годы господствовали над просторами Днепра и окрестными далями. Расположенный на одном из возвышенных мест города, дворец повествовал  о далеких событиях и был одним  из его наиболее примечательных зданий. 
 
Построенный в 1790 году зодчим И. Е. Старовым, дворец вскоре пришел в запустение и стал быстро разрушаться.  В начале XIX века была сделана попытка использовать его под правительственные учреждения. Для этой цели составлялся ряд чертежей и проектов, в частности, проект, выполненный в 1811 году В. П. Стасовым. Однако, переустройство здания по проекту В. П. Стасова, равно как и по другим, в те годы не производилось. 
 
Когда, наконец, приступили к его восстановлению и переустройству, по-видимому, по чертежам местных архитекторов, здание потеряло многие из черт творчества своего знамен
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.