На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ туристско-экскурсионного потенциала г . Арзамаса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
     высшего профессионального образования «Арзамасский государственный педагогический институт имени А.П.Гайдара» 

     Кафедра социальной работы, сервиса и туризма 
 
 

       Исаева О.С.,
     студентка 3 курса з/о
     психолого-педагогического  факультета
     направления «Туризм» 
 

     Курсовая  работа 

     АНАЛИЗ  ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА Г.АРЗАМАСА 
 
 

     «Допущено к защите»
     Зав. кафедрой,
     кандидат  психологических наук, доцент
     ____________________ Ю.Е.Болотин
     «_____»_________________2011г. 

     Научный руководитель
       кандидат психологических наук, доцент
     _________________ Беганцова И.С.
     «_____»_________________2011г.
                                         Арзамас, 2011
Содержание
     Введение……………………………………………………………………3
     Глава 1. Теоретические основы изучения туристско-экскурсионного потенциала среднего города…………………………………………………….6
1.1. Развитие туризма в России как предмет научного исследования……….6
1.2. Понятие туристско-экскурсионного потенциала и его развитие……….14
1.3. Возможности развития туристско-экскурсионного потенциала среднего города……………………………………………………………………………21
     Выводы  по 1 главе……………………………………………………….26
     Глава 2. Анализ туристско-экскурсионного потенциала г. Арзамаса..27
     2.1. Общая характеристика г. Арзамаса как муниципального образования……………………………………………………………………..27
     2.2. Особенности развития туристско-экскурсионного потенциала
     г.Арзамаса………………………………………………………………..31
     2.3. Рекомендации по развитию туристско-экскурсионного потенциала г.Арзамаса………………………………………………………………………39
     Выводы  по 2 главе……………………………………………………….47
     Заключение……………………………………………………………….48
     Список  литературы………………………………………………………49 
 
 
 
 
 
 

                                                   Введение
           Актуальность  исследования. Туризм в большинстве стран мира играет значительную роль в экономике, стимулировании социального развития регионов, поступления средств в государственную казну. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, производство товаров народного потребления, и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики. Создание в Нижегородском регионе современного высокоэффективного и конкурентноспособного туристского комплекса во многом связано с формированием интереса широкой общественности к вопросам охраны объектов природного и историко-культурного наследия и усиления общественной поддержки этих объектов.
     Развивая  экологический, познавательный, спортивно-оздоровительный и другие вида туризма на территории города Арзамаса, можно содействовать привлечению в город инвестиций и международного внимания, а также созданию новых рабочих мест для местного населения.
     Создание  эколого- и историко-культурных маршрутов  на территории города Арзамаса будет способствовать экологическому, эстетическому, нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения арзамасцев.
     Проблема  исследования- провести анализ туристско-экскурсионного потенциала г. Арзамаса.
     Цель исследования- выявить возможности развития туристско-экскурсионного потенциала г. Арзамаса.
     Объект  исследования- туристско-экскурсионный потенциал г. Арзамаса.
     Предмет исследования- особенности туристско-экскурсионного потенциала г. Арзамаса.
       Для того чтобы раскрыть данную цель, необходимо решить следующие задачи:
    1. Изучить Развитие туризма в России и дать понятие туристско-экскурсионного потенциала
      Выявить возможности развития туристско-экскурсионного потенциала среднего города
      Выявить особенности развития туристско-экскурсионного потенциала г. Арзамаса
      Разработать рекомендации по развитию туристско-экскурсионного потенциала г.Арзамаса
       Теоретико-методологическая база исследования- работы В.И.Азара, М.Б.Биржакова, И.Б.Власовой, А.С.Гализдры, В.Г.Гуляева, И.В.Зорина, Е.Н.Ильиной, В.А.Квартальнова, Е.В.Листвиной, Ю.С.Путрика, В.С.Сенина, А.Д.Чудновского по проблеме развития туризма в России, исследования Н.И. Гаврильчак, Г.Б. Егудина, В.И. Котелкина, Ю.В. Кузнецова, Ю.С.Путрика, Г.Д. Русецкой, С.Е. Щеглова по вопросам понятия туристско-экскурсионного потенциала и его развития,  труды и практические рекомендации А.Х. Абукова, Л.А. Акимовой, И.Ю. Белолипского, А. Бессольцева, Е.И. Богданова, Ю.А. Веденина, П.Г. Городецкого, И.В. Зорина в области возможностей развития туристско-экскурсионного потенциала среднего города.
          Опытно-экспериментальная база исследования- город Арзамас.
         
              Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем были  выделены проблемы развития туристско-экскурсионного потенциала г. Арзамаса и пути их решения, разработаны рекомендации по развитию туристско-экскурсионного потенциала г.Арзамаса.
        
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы. 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 1. Теоретические основы изучения туристско-экскурсионного потенциала среднего города 
1.1. Развитие туризма в России как предмет научного исследования

    Туризм  начал активно развиваться во второй половине XX века и уже тогда  стал областью исследований ряда научных дисциплин, в первую очередь экономики, географии, правоведения, социологии, истории, психологии, философии и др. В большинстве исследования проблем туризма проводятся на стыке различных научных дисциплин (А.Ю. Александрова, 2004).
    В публикациях западных исследователей социологический подход представлен  такими авторами как Е.Коэн, Д.Маккенел, С.Роджек, Д.Урри, З.Бауман. В их работах содержатся различные интерпретации влияния туризма в социокультурном пространстве на региональном, национальном и глобальном уровнях (В.С.Боголюбов, 2007).
    В России исследования, посвященные туристской проблематике, появились во второй половине XX века. Вопросы теоретического и методологического характера, в том числе и понятийного аппарата по проблемам туризма и туристской деятельности, освещаются в работах
    В.И.Азара, М.Б.Биржакова, И.Б.Власовой, А.С.Гализдры, В.Г.Гуляева, И.В.Зорина, Е.Н.Ильиной, В.А.Квартальнова, Е.В.Листвиной, Ю.С.Путрика, В.С.Сенина, А.Д.Чудновского. Исторический аспект туризма раскрывается в публикациях Л.П. Воронковой, М.В. Соколовой, Г.С. Усыкина (М.В.Соколова, 2006).
    География туризма анализировалась в работах JI.P. Герзмавы, Н.А. Данилова, Н.М. Забелина, Н.В. Каледина, С.Б. Лаврова, Т.Г. Морозовой, Д.А.Постникова, Т.Т. Христова. Специфики туризма как социального явления, имеющего определенные характеристики и функции, касаются в своих работах социологи Е.Н.Покровский, Т.И. Черняева, С.Е. Щеглов. Среди работ, рассматривающих влияние глобализации на развитие сферы туризма, публикации А.С. Гализдры и А.В. Игнатьева.
    Различные социальные и культурные аспекты  туризма рассматривались в трудах А.Х. Абукова, Л.А. Акимовой, 3. Баумана, И.Ю. Белолипского, А. Бессольцева, Е.И. Богданова, Ю.А. Веденина, П.Г. Городецкого, И.В. Зорина, Ю.В. Кузнецова, А.С. Орлова, А.П. Осауленко, А.Б. Фенько и др.
    Значение  туризма как способа познания культур раскрывается в работах  западных антропологов Д. Кэмбелла, К. Леви-Стросса, М. Мид, Н.Х.Х. Грэберна, Д. Нэша, Л.Тернера, В. Смит, Дж. Клиффорда.
    Роль туризма в развитии личностных качеств и реализации жизненных установок затрагивается в работах А.С. Гализдры и А.А. Карамашевой. Подход к рассмотрению туризма как типа миграции представлен в исследованиях В.А. Квартальнова, Т.Н. Юдиной.
    Проблемы  международного туризма нашли свое отражение в работах А.Ю.Александровой, Е.А. Окладниковой, А.А. Романова, B.C. Сенина, Г. Харриса и К.М. Каца и др.
    Перспективы развития туризма рассматриваются  в работах В.И. Азара, М.Б. Биржакова, Н.И. Гаврильчак, Г.Б. Егудина, В.И. Котелкина, Ю.В. Кузнецова, Ю.С.Путрика, Г.Д. Русецкой, С.Е. Щеглова (Г.И. Афонон, 2006).
    В последнее время туризм получил значительное развитие и стал
    массовым  социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.
      С экономической точки зрения туризм – это особый вид потребления
    туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в
    отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики (в некоторых странах).
    Российская  Федерация, несмотря на свой высокий туристический потенциал, занимает незначительное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится около 1 процента мирового туристического потока (С.А. Красная, 2006).
    По  оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу.
    Анализ  современного состояния внутреннего  туризма указывает на недостаточный  уровень его развития как по качественным, так и по количественным характеристикам (А.В. Игнатьев, 2007).
    Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма, в настоящее время являются:
    -образ  России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;
    -действующий  порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма;
    -неразвитая  туристическая инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта;
    -отсутствие  практики создания субъектами  Российской Федерации благоприятных  условий для инвестиций в средства  размещения туристов и иную  туристическую инфраструктуру;
    -отсутствие  до 2002 года государственной некоммерческой  рекламы туристических возможностей  страны за рубежом;
    -невысокое  качество обслуживания во всех  секторах туристической индустрии  из-за низкого уровня подготовки  кадров и отсутствия опыта  работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования; несоответствие цены и качества размещения в гостиницах (Е.М. Кузьмина, 2005).
    Главной целью государственной политики в области туризма является создание в Российской Федерации современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах.
    Основной  задачей развития туризма в Российской Федерации является формирование современной  маркетинговой стратегии продвижения  туристического продукта на внутреннем и международном рынках в соответствии с планом мероприятий по реализации Концепции согласно приложению. Выполнение указанной задачи требует разработки и реализации рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму, в том числе создания циклов теле- и радиопрограмм для России и зарубежных стран, а также проведения регулярных рекламно-информационных кампаний в средствах массовой информации, издания каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной печатной продукции, также организации и проведения международных туристических выставок, в том числе создания единого российского национального стенда с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма, обеспечения деятельности загранпредставительств по туризму, выполняющих функции рекламно-информационных офисов, в рамках деятельности торговых представительств Российской Федерации, в том числе поддержки и обновления официального Интернет-портала федерального органа исполнительной власти в сфере туризма, организации сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристических потоков при информационной поддержке федерального органа исполнительной власти в сфере туризма. Также требуется проведение ознакомительных поездок по туристическим центрам России для иностранных журналистов, организация презентаций туристических возможностей России в основных странах, направляющих туристов в Россию, а также формирование современной статистики туризма, соответствующей международным требованиям в рамках решений Статистической комиссии ООН, учитывающей показатели смежных отраслей и определяющей совокупный вклад туризма в экономику страны (А.Б. Фенько, 2007).
    Создание  организационно-правовых и экономических  условий для стимулирования развития въездного и внутреннего туризма требует:
    -определенной корректировки действующего законодательства в части, касающейся развития туризма, в том числе внесения изменений и дополнений в существующие нормативные правовые акты в смежных областях;
    -введения финансовой ответственности при осуществлении туроператорской деятельности;
    -эффективного управления государственной собственностью в туристической индустрии;
    -создания необходимых условий для успешного развития гостиничных средств размещения и иной туристической инфраструктуры;
    -создания благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных компаний, вкладывающих средства в развитие туристической инфраструктуры в России;
    -разработки и принятия новых нормативных актов по стандартизации и сертификации услуг средств размещения, в том числе регулирующих вопросы классификации гостиничных средств размещения; наделение соответствующими полномочиями в этой области федеральною органа исполнительной власти в сфере туризма;
    -совершенствования визовой политики в отношении туристов из стран, не представляющих миграционной опасности, и вместе с тем усиления контроля за выдачей виз туристам, следующим из опасных в миграционном отношении государств;
    -разработки механизма усиления ответственности туристических организаций за нарушения правил въезда, выезда и пребывания находящимися в России иностранцами при визовой поддержке этих организаций (М.А. Жукова, 2006).
    Укрепление  и дальнейшее развитие межотраслевой  и межрегиональной координации  в целях повышения эффективности  отечественной туристической индустрии должно осуществляться путем создания межведомственной комиссии при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма в целях совершенствования межотраслевой и межрегиональной координации в этой области, создания межведомственной комиссии по упорядочению использования государственной собственности в туристической индустрии. Также путем формирования региональных концепций развития туризма с разработкой экономически обоснованных планов их реализации, в том числе в рамках региональных целевых программ социально-экономического развития.
    Повышение качества обслуживания в сфере туризма требует разработки новых правил стандартизации и сертификации услуг средств размещения, разработки и внедрения современной классификации гостиничных средств размещения с учетом передового зарубежного опыта, кроме того, создания современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая разработку и внедрение современных отраслевых образовательных стандартов, базирующихся на действующих квалификационных требованиях к работникам индустрии туризма. Также требуется создание и реализация учебных программ, соответствующих отраслевым потребностям и предусматривающих практическое обучение персонала, в том числе внутригостиничный и внутрифирменный тренинг (практику), в пределах средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах на образование, реализации специализированных программ повышения квалификации менеджеров высшего управленческого звена туристско-гостиничного бизнеса, в том числе организации стажировок за рубежом за счет внебюджетных источников, поддержки перспективных прикладных исследований в области туризма в рамках средств, выделяемых на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма.
    Для реализации перечисленных в Концепции задач требуется предусмотреть бюджетные расходы на государственную поддержку развития туризма (А.П. Дурович, 2008).
    Задачи  по развитию государственной политики в области туризма, предусмотренные в Концепции, должны осуществлялся в пределах установленной численности работников центрального аппарата и представительств федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации, а расходы должны производиться в пределах средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных на соответствующий год (В.Е. Арефьев, 2002).
    Необходимость выделения ежегодных ассигнований, из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации продиктована прежде всего потребностью в обеспечении участия государства в формировании и продвижении национального туристического продукта, в том числе в проведении маркетинговых исследований, рекламно-информационной деятельности, организации и проведении международных туристических выставок, конференций, семинаров, организации международного сотрудничества, формировании базового пакета инвестиционных проектов в области развития туристической инфраструктуры и др. (С.К.Бондырева, 2004) .
    В условиях приоритетной поддержки развития туристической индустрии со стороны государства будет обеспечено более эффективное использование человеческих, информационных, материальных и иных ресурсов с учетом рынка труда и задач социально-экономического развития страны.
    Таким образом, эффективное развитие туризма позволит значительно увеличить поток иностранных туристов в Россию и приток валютных поступлений в экономику страны, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, - развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения .
1.2. Понятие туристско-экскурсионного потенциала и его развитие
    Региональная  политика в сфере туризма становится по актуальности в один ряд с политикой  федеральной в силу двух обстоятельств. 
Во-первых, федеральная программа не в состоянии учесть специфику российских регионов, которые отличаются чрезвычайным разнообразием территорий, природно-ландшафтными, климатическими характеристиками, традициями, этническим составом населения, ремеслами, промыслами, составляющими уникальность и самобытность конкретной области, края, района. Во-вторых, для региона необходимость разработки собственной политики в области туризма определяется возможностями данной отрасли решить широкий круг социально-экономических проблем (М.В.Соколова, 2004). 
В частности, с помощью туризма можно преодолеть неравномерность развития отдельных регионов или районов внутри региона, оживив экономическую жизнь за счет привлечения инвестиций, дополнительных поступлений доходов в местный бюджет; улучшить инфраструктуру; обеспечить занятость населения и предотвратить миграцию трудоспособного населения; поддержать местную промышленность, обеспечив спрос на товары местных товаропроизводителей; улучшить экологическую обстановку за счет дополнительного финансирования природоохранных программ (Н.Е.Покровский, 2008). 
Приоритеты, принципы, цели, задачи региональной туристской политики, а также условия их реализации определяются в рамках таких документов, как концепция и программа развития туризма. 
В качестве источников финансирования этих программ, предполагается использовать валютные отчисления от гостиничных предприятий в бюджет города, налог на проживание иностранных граждан, средства от приватизации и др. 
Развитие туристско-экскурсионного дела рассматривается в качестве приоритета как в рамках комплексных программ социально-экономического развития региона, так и программ поддержки и развития культуры. Актуальность данного приоритета обусловлена необходимостью своевременного поиска перспектив оптимизации социокультурной и экономической жизни региона (О.В. Лысикова, 2008).

    В процессе разработки региональной программы  развития туризма (и особенно на ее концептуальном этапе) учету подлежит вся совокупность внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) факторов, определяющих приоритеты и перспективы развития туризма на данной территории. 
Группа внутренних факторов, непосредственно определяющих эффективность туризма, включает в себя: уровень развития инфраструктуры туризма; степень готовности населения путешествовать в любое время года; номенклатуру предлагаемых населению видов туризма и работу с различными рыночными сегментами спроса; кадровое обеспечение туристского бизнеса; наличие структур, оптимизирующих деятельность турфирм и обеспечивающих защиту прав путешественников (Г.П.Долженко, 2006). 
В группу внешних факторов входят: 
1. Факторы, определяющие туристский потенциал региона и его аттрактивность:  
-Природно-географические и климатические условия;  
-Историко-культурный потенциал 
2.Факторы, косвенно воздействующие на туризм, а именно:  
-Социально-демографические.  
-Социально-экономические и политические. 
-Научно-технические факторы. 
-Социально-культурные факторы. 
Перечисленные факторы могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на развитие туризма (В.С.Боголюбов, 2005). Развитие туризма могут сдерживать такие факторы, как экономические кризисы, милитаризация экономики, рост внешней задолженности, политическая нестабильность, рост цен на предметы потребления, безработица, забастовки, криминогенная обстановка, финансовая нестабильность (инфляция, стагнация валют), сокращение объемов личного потребления, неблагополучие экологической ситуации, ужесточение визовых формальностей и таможенных правил, снижение квот обмена валют и т. д.

    В свою очередь, развитие туризма в регионе может положительно сказываться на общей экономической ситуации — за счет создания новых рабочих мест, вовлечения в хозяйственный оборот дополнительных материальных ресурсов, строительства новых объектов туризма, привлечения инвесторов, увеличения товарооборота.
    Разработка  региональной программы развития туризма  предполагает последовательное решение  ряда задач, каждой из которых соответствует этап проектирования (К.Г.Борисов, 1990).
    Первый этап предполагает всесторонний анализ внутренних и внешних факторов, прямо или косвенно определяющих состояние и перспективы отрасли. Основная задача данного этапа — маркетинговый анализ туристских ресурсов территории, прежде всего рекреационных, которые включают «природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительной стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощью существующей технологии и имеющихся материальных возможностей» (Г.И.Афонон, 2006).
    Предметом этого анализа являются: природные  условия, историко-культурные ресурсы, материально-технические ресурсы туризма, географические положение, экологическое состояние территории, социально-экономическая ситуация в регионе.
    Второй  этап разработки региональной программы, заключающийся в определении перспективности развития туристской отрасли, предполагает анализ реального и потенциального спроса на данный регион со стороны местного населения, путешественников из прилегающих регионов, отдаленных территорий своей страны, а также иностранных туристов. Также выявление преимуществ и недостатков данного региона в сравнении с другими (в том числе и аналогичными по основным показателям) регионами страны и других стран. Кроме того, определение приоритетных туристских потоков с оценкой возможных социально-экономических последствий развития туризма. В том числе разработку "сценария" развития региона и его составляющих как туристских центров (О.В.Лысикова, 2008).
    Определение туристкой специализации района зависит, прежде всего, от ведущей группы туристских ресурсов. По этому критерию туристские районы можно подразделить на природно-аттрактивные; этнографически аттрактивные; историко-культурно-аттрактивные; экономически аттрактивные; комплексно-аттрактивные.
    По "туристской специализации" выделяют следующие типы районов:
    -районы  познавательного или экскурсионного  туризма;
    -районы  рекреационного или оздоровительного туризма;
    -районы  научного туризма;
    -районы  фестивального туризма (с его подразделениями);
    -районы  религиозного туризма;
    -районы  ностальгического туризма;
    -районы  делового туризма;
    -районы  сельского туризма;
    -районы  комплексного туризма.
    Типология, основанная на критериях туристско-рекреационного потенциала, включает в себя города, сформировавшиеся как рекреационные центры в силу благоприятного климата, наличия историко-культурных и природных объектов, имеющие развитую инфраструктуру и привлекающие путешественников. Также города, имеющие достаточный туристско-рекреационный потенциал (объекты природно-культурного наследия, благоприятный климат и др.), но не являющиеся центрами массового туризма в силу слабой инфраструктуры и отсутствия привлекательного имиджа. 
Поселения, обладающие значительным рекреационным потенциалом, развитие которого блокировалось выраженной промышленной направленностью, но переживающие экономический кризис в силу исчерпанности сырьевых ресурсов, закрытия предприятий и т. д.  
Также города, обладающие определенным туристско-рекреационным потенциалом и имеющие выраженную промышленную ориентацию.  
В том числе, поселения, возникновение которых связано с явлениями и объектами религиозно-культового характера (храмами, монастырями, местами, связанными с жизнью религиозных деятелей и т. п.).  
Новые города, возникшие вокруг предприятий и научных учреждений, имеющие благоприятные природные условия и развитую инфраструктуру и   
города или сельские поселения с агропромышленной или аграрной ориентацией, имеющие объективные возможности (климат, экологию, инфраструктуру) для развития деревенского, экологического и делового туризма (Т.Т.Христов, 2008). 
Для определения эффективности капиталовложений и строительство материальной базы туризма и оптимального использования туристских ресурсов применяется другая классификация туристских районов, включающая: 
1) районы, располагающие огромными туристскими ресурсами, в которых туризм должен быть доминирующей отраслью региональной экономики; 
2) районы, располагающие богатыми туристскими ресурсами, но в которых туризм должен получить развитие наравне с другими отраслями; 
3) районы, располагающие туристскими ресурсами, но в которых развитие туризма будет зависеть от развития других отраслей.

    На  третьем этапе разработки программы  развития туризма определяются структура, объем и качественные характеристики мест размещения туристов, 
предприятий обслуживания, 
транспортных коммуникаций, 
предприятий, смежных с туристской отраслью, 
жилья и предприятий сферы обслуживания для работников туристской и смежных отраслей, 
кадрового корпуса работников туристской отрасли. 
Также определяется объем финансовых средств, необходимых для реализации программы туристского развития региона, источники их получения (федеральный, местный бюджет, банковские кредиты, коммерческий сектор, средства зарубежных фирм и т. д.), прогнозируемые сроки окупаемости вложений. 
Программы развития туризма в регионе должны соответствовать концепции устойчивого развития, которая была разработана всемирным союзом охраны природы. Эта концепция основана на трех принципах - экологической, социально-культурной и экономической устойчивости. 
Экологическая устойчивость требует совместимости развития с поддержанием базовых экологических процессов, биологического разнообразия и ресурсов региона (А.С.Гализдра, 2006). 
Социально-культурная устойчивость предполагает обеспечение сохранности историко-культурных ценностей и местной самобытности. 
Экономическая устойчивость ориентирует на такие варианты развития региона, которые обеспечивают бережное отношение к местным ресурсам, дают возможность использовать их будущим поколениям. 
Применительно к туризму устойчивое развитие предполагает улучшение качества жизни местного населения; сохранение качества окружающей среды, оказывающей непосредственное воздействие как на местное население, так и на туристов; обеспечение туристам условий пребывания, соответствующих международным стандартам (В.С.Боголюбов, 2007).
 
 

1.3. Возможности развития  туристско-экскурсионного  потенциала среднего города
    Туризм  как социально-экономический феномен, характерный для нашего времени, имеет много аспектов и может определяться по-разному. В декларации, принятой Межпарламентской конференцией по туризму, проведенной в Гааге в апреле 1989 г., отмечено, что туризм включает все свободные перемещения людей от их места проживания и работы, а также сферу услуг, созданную для удовлетворения возникающих при этом потребностей. Туризм представляет собой вид деятельности, имеющий важнейшее значение для жизни людей и современных обществ, превратившись в важную форму использования свободного времени многих отдельных людей и основное средство межличностных и культурных контактов. Туризм может быть эффективным средством содействия социально-экономического роста. (Уваров В.Д., Борисов К.Г. 1990, с. 225-226).
    Эти общие принципы подтверждаются опытом многих стран практически на всех континентах. Характерная черта  экономики цивилизованных государств в последние десятилетия —  увеличение доли сферы услуг по сравнению с материальным производством. Особенно в этом смысле выделяется туризм. В настоящее время доходы от обслуживания путешественников-туристов и экскурсантов занимают второе — третье место после автомобильного и нефтяного бизнеса. А по прогнозам специалистов в начале XXI века туризм станет лидирующей отраслью (В.С. Боголюбов, 2005).
     Поэтому представляется целесообразным при анализе проблемы развития средних городов обратить внимание на влияние туризма как фактора социально-экономического прогресса. При этом можно выделить два аспекта, рассмотрев туризм как сферу производства туристских услуг, направленную на обслуживание «внешних» потребителей — когда туристские предприятия работают «на прием» клиентов из других регионов страны и второе направление — использование рекреационных потребностей населения самого города. Поясним высказанную мысль лишь небольшим примером. Каждый средний город обладает туристским ресурсом, обладающим привлекательностью для той или иной определенной категории туристов. Так, небольшой город Дубна, расположенный на севере Московской области и возникший в 1956 г. благодаря созданию Объединенного института ядерных исследований — первого в нашей стране международного ядерно-физического центра, может заинтересовать не только этой уникальной организацией. Здесь ученые многих стран работают в самых передовых направлениях физики элементарных частиц, радиохимии, радиобиологии, В лабораториях Объединенного института впервые получено несколько трансурановых сверхтяжелых элементов, которые в природе не встречаются (И.М.Ильинский, 2006). На счету ученых десятки фундаментальных научных открытий. В окрестностях Дубны на берегу рек Волга, Дубна, Сестра, на островах Иваньковского водохранилища - Московского моря много прекрасных мест для организации разнообразных туристских мероприятий: водных, пеших, лыжных походов, временных баз отдыха, прогулок на велосипедах и автомашинах, скаутских лагерей, туров для охотников и рыболовов. Положительный опыт организации таких мероприятий для молодежи, родителей с детьми, людей старших возрастов имеется. Энтузиасты из Дубны начали развивать туризм еще с конца 50-х годов. В последние несколько лет городской туристский клуб и секции туризма Дома ученых ОИЯИ и предприятий города проводят походы, слеты туристов, туриады с активными способами передвижения на основе коммерческого подхода. Проводятся мероприятия для школьников по программам скаутинга (С.А.Красная, 2006). Имеется опыт международных контактов. Аналогичную деятельность можно было бы организовать практически в каждом городе, т.к. любой их них обладает какими-то оригинальными ресурсами (природными, историческими, культурными), которые могут стать привлекательными для посетителей. Конечно, конкретные условия потребуют экономических оценок, маркетингового подхода, вкладывания определенных ресурсов. Эта сфера вполне может стать «локомотивом развития» и других сфер городского хозяйства. При развитии туризма в средних городах решается и проблема активного отдыха населения. Опыт таких городов Подмосковья, как Дубна, Калининград и других, показывает, что туризм в настоящее время при резком изменении экономических условий жизни населения вполне доступен как вид отдыха, средство оздоровления и т.п. Развитие такого вида активного отдыха на природе - одно из направлений социального туризма, ориентированного прежде всего на социально слабые группы населения (Т.Н.Черняева, 2008). Так, Муром и Суздаль, помимо уникального культурного наследия, привлекают туристов тематическими праздниками, приуроченными к определённым датам. Это муромский фестиваль «Богатырское раздолье», суздальские праздник Огурца, Масленица и многие другие. Без преувеличения, туристы слетаются на эти мероприятия, как пчёлы на мёд. Гостиницы поднимают расценки на эти дни до максимально возможных, улицы наводнены людьми и машинами, в популярных кафе и ресторанах выстраиваются длинные очереди (Г.П.Долженко, 2006).
       С практической точки зрения  важно, чтобы органы власти на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в большей степени поддерживали эту сферу деятельности. Представляется целесообразным, чтобы также в регионах и городах иметь специальные программы развития туризма. Такая программа явилась бы естественной составной частью программы развития социально-экономической сферы соответствующего города или региона (А.Д. Чудновский, 2007).
     Один  из важнейших вопросов практического  осуществления обсуждаемых мероприятий - организационные формы, в которых проводится эта деятельность. Если раньше в нашей стране практически весь туризм существовал «под эгидой» профсоюзов, то теперь появились разнообразные предприятия, в том числе частные, коллективные, акционерные и т.п. Созданы туристские фирмы, бюро, агентства, действующие на коммерческих основах. Практика показывает, что туризм как форма рекреации и одно из направлений социальной деятельности развивается при поддержке местной администрации.
     Практически осуществляя туристско-экскурсионную  деятельность, необходимо, конечно, учитывать особенности туристских услуг как специфического продукта. В частности, необходимо соблюдать законодательство, регулирующее права потребителей, в требуемых случаях выполнять требования о лицензировании, о сертификации и т.д.  Успех работы в туризме в значительной степени определяется наличием квалифицированных кадров. Далеко не во всех городах имеются нужные специалисты. Поэтому актуален вопрос об их подготовке (А.Ю.Александрова, 2004).
     Организаторов туризма – менеджеров, а также специалистов по технологии обслуживания и технике, применяемой в сфере туризма, целесообразно готовить, используя опыт обучения профессиональных и общественных инструкторов туризма, руководителей туристских походов. Таким опытом обладают немногие учебные заведения. В этой работе могли бы принять участие также некоторые высококвалифицированные туристы-инструкторы, работающие на общественных началах в Москве, городах Подмосковья, в других регионах России (А.С.Гализдра, 2006). Представляется целесообразным вопросы развития туризма, подготовки кадров, создания необходимой материальной базы и инфраструктуры включать в качестве самостоятельного раздела социально-экономических программ соответствующих городов и регионов. Целесообразно также, чтобы как коммерческие, так и некоммерческие организации, оказывающие туристские услуги, получали поддержку в инкубаторах малого предпринимательства, в местных администрациях, в коммерческих и других структурах (К.Г. Борисов, 2002).
     Таким образом, представляется целесообразным при анализе проблемы развития средних городов обратить внимание на влияние туризма как фактора социально-экономического прогресса. С практической точки зрения важно, чтобы органы власти на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в большей степени поддерживали эту сферу деятельности. Каждый средний город обладает туристским ресурсом, обладающим привлекательностью для той или иной определенной категории туристов. При развитии туризма в таких городах решается и проблема активного отдыха населения.
Выводы  по 1 главе
    В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны. . Каждый малый город обладает туристским ресурсом, обладающим привлекательностью для той или иной определенной категории туристов, поэтому туристическую деятельность можно было бы организовать практически в каждом городе, т.к. любой их них обладает какими-то оригинальными ресурсами (природными, историческими, культурными), которые могут стать привлекательными для посетителей. Конечно, конкретные условия потребуют экономических оценок, маркетингового подхода, вкладывания определенных ресурсов. Эта сфера вполне может стать «локомотивом развития» и других сфер городского хозяйства. При развитии туризма в малых городах решается и проблема активного отдыха населения.
     Таким образом видно, что туризм в малых городах может явиться фактором развития экономики и способом решения проблем отдыха и здорового образа жизни для разных категорий населения. 

Глава 2. Анализ туристско-экскурсионного потенциала г.Арзамаса 
2.1. Общая характеристика г. Арзамаса как муниципального образования 

     Современный Арзамас – один из интереснейших культурных центров в Нижегородской области. В городе развернута широкая сеть муниципальных учреждений культуры, в том числе театр драмы (в 2009 году к нему присоединен арзамасский театр оперы), Центральная городская библиотека им. М. Горького (имеет сеть филиалов в разных частях города), Центральная городская детская библиотека им. А. П. Гайдара, 3 музея, выставочный зал, музыкальное училище, 2 детские музыкальные школы с двумя филиалами, детская художественная школа им. А. В. Ступина, городской Дом культуры, парк культуры и отдыха им. А. П. Гайдара, 1 действующий кинотеатр. С 2005 года работает православная гимназия. Одна из первых воскресных школ открылась при храме в честь Святого Духа в 1995 году (http://www.mojgorod.ru/nizhegor_obl/arzamas/ ).
     Общее количество работающих в учреждениях  культуры — 800 человек, 12 из них удостоены звания заслуженный работник культуры и заслуженный артист России. Финансирование культуры составляет 3 % расходной части бюджета города. В последние годы имеется тенденция к увеличению роста поступлений внебюджетных средств (http://www.mojgorod.ru/nizhegor_obl/arzamas/).
     Арзамас — это город науки, учебных заведений, развитой сети учреждений культуры и здравоохранения. Здесь несколько ВУЗов, семь техникумов, широкая сеть школ и детских образовательных учреждений. В городе расположен уникальнейший уголок природы — дендрарий, в котором произрастают около 100 видов деревьев и кустарников, представителей флоры Европы, Азии, Америки и Австралии.
     Однако  главной достопримечательностью города являются памятники старины и  народного зодчества. В конце XIX — начале XX веков здесь насчитывалось 36 церквей и 4 монастыря. О золотом веке Арзамаса (1775—1850 г.) напоминают Воскресенский, Спасо-Преображенский соборы, Арзамасский Новодевичий монастырь, магистрат, Гостиный ряд, многие сохранившиеся до наших дней церковные и монастырские здания. Недаром Арзамас вошел в число 116 исторических городов страны. Город Арзамас является родиной Патриарха Сергия (Старгородского), архитектора М. П. Коринфского, русской писательницы М. С. Жуковой. В селе Красном, близ города, родился иеросхимонах Исаакий, строитель Саровской пустыни. В этом же селе родилась заслуженная артистка РСФСР В. И. Теличкина (http://ru.wikipedia.org/wiki/Арзамас ).
     Арзамас называют городом Гайдара. В 1964 г. в  небольшом домике, где прошли детские и юношеские годы писателя, был открыт Дом-музей А.П. Гайдара. За время существования музея в нем собрано свыше шести тысяч единиц хранения. Все выставленные экспонаты – подлинные. Это личные вещи Аркадия Петровича, документы, фотографии, книги на многих языках народов мира, иллюстрации к ним, литература о жизни и творчестве писателя (http://ru.wikipedia.org/wiki/Арзамас ).
     На  улице Карла Маркса в доме № 17, в котором жил с семьей во время арзамасской ссылки А.М. Горький, расположен литературно- художественный музей писателя. Особой популярностью пользуется у горожан городской выставочный зал. Здесь ежегодно демонстрируются выставки и экспозиции художников, предметы декоративно-прикладного искусства и т.д. Современный город немыслим без телевидения и радио. Первая приемная радиостанция была установлена в Арзамасе в конце 1920 года, а через восемь лет начал работать городской радиоузел. 24 октября 1959 года в районе поселка Строителей поднялась на 47-метровую высоту телевизионная мачта ретрансляционной станции с автоматическим управлением.
     Арзамасцы любят и гордятся своим парком культуры и отдыха. Он дорог прежде всего потому, что создан по инициативе и при трудовом участии горожан. Торжественное открытие парка состоялось 14 июня 1959 года (А.Д.Одинцова, 1972).
     Арзамас – второй в области, после Нижнего Новгорода, центр учебных заведений. В нём действуют педагогический институт, филиал Нижегородского политехнического университета, сельскохозяйственный колледж, кооперативный, приборостроительный и автомеханические техникумы, медицинское и музыкальное училища, технический лицей, профтехучилища, 2 музыкальные, спортивная и художественная школы .
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.