На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Культура чтения"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 13.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1 вопрос Культура  чтения как основа  развития мыслительной деятельности человека и условие формирования интеллекта, эстетического вкуса. 

Наукой  о литературе в XX в. сделано очень многое для адекватного описания такого сложного эстетического объекта, каким является литературное произведение. В качестве конститутивной, постоянной функции художественной литературы (опосредующей познавательную, идеологическую, воспитательную и др.) выдвинута эстетическая. В соответствии со спецификой эстетического чувства и суждения основное «правило» анализа — бережное отношение к художественной целостности, выявление содержательности формы (ни в коем случае —изолированное рассмотрение «содержания» и «формы», «идеи» и «стиля»); В словесно-художественном образе и произведении в целом подчеркнута потенциальная многозначность, провоцирующая различные интерпретации; их сравнительная ценность, мера адекватности или полемичности по отношению к авторской концепции (поскольку о ней можно судить по тексту и внетекстовым связям произведения) также составляют проблематику литературоведения.
Аврелий августин писал, учитель который учит апеллирует к разуму души, где царят наука рассуждения и наука числа, науку рассуждения можно освоить лишь выучившись правильно читать текст. Петр Абеляр писал «всевозможные недоумения возникают из разночтения». При этом он признает право мерность разнообразного значения одних и тех же   слов. «Разно образность пресыщает – говорил он, - отвращая внимающего тексту, составленному из общеупотребительных слов, умение читать текст ради его смысла оказывается просветленным разумом. Стать истинным философом – логиком может лишь умеющий читать и сделавший «свет истинной мудрости» и впрямь видимым»
Культура  чтения является основой развития мыслительной деятельности человека и условие  формирования интеллекта, эстетического  вкуса.
2. Тексты худ. и нехудожественные 

Художественные  тексты имеют свою типологию, ориентированную  на родо-жанровые признаки.
Нехудожественные  тексты имеют свою частную типологию: тексты массовой коммуникации; научные  тексты; официально-деловые тексты.
Художественный  текст строится по законам ассоциативно-образного мышления, нехудожественный - по законам логического мышления. В художественном тексте жизненный материал преобразуется в своего рода «маленькую вселенную», увиденную глазами данного автора. Поэтому в художественном тексте за изображенными картинами жизни всегда присутствует подтекстный, интерпретационный функциональный план, «вторичная действительность». Нехудожественный текст, как правило, одномерен и однопланов, действительность реальна и объективна. Художественный текст и нехудожественный обнаруживают разные типы воздействия - на эмоциональную сферу человеческой личности и сферу интеллектуальную; кроме того, в художественном изображении действует закон психологической перспективы. Наконец, различаются эти тексты и по функции - коммуникативно-информационной (нехудожественный текст) и коммуникативно-эстетической (художественный текст).
Художественный  текст строится на использовании образно-ассоциативных качеств речи. Образ здесь конечная цель творчества, тогда как в нехудожественном тексте словесная образность принципиально не необходима и при наличии является лишь средством передачи информации. В художественном тексте средства образности подчинены эстетическому идеалу художника (художественная литература - вид искусства); второстепенная роль словесного образа в нехудожественной литературе (например, научно-популярной) освобождает автора от такой подчиненности: он озабочен другим - с помощью образа (сравнения, метафоры) передать информационную сущность понятия, явления.
Таким образом, для  нехудожественного текста важна  логико-понятийная, по возможности  объективная сущность фактов, явлений, а для художественного - образно-эмоциональная, неизбежно субъективная. Получается, что для художественного текста форма сама по себе содержательна, она исключительна и оригинальна, в ней сущность художественности, так как избираемая автором «форма жизнеподобия» служит материалом для выражения иного, другого содержания, например, описание пейзажа может оказаться не нужным само по себе, это лишь форма для передачи внутреннего состояния автора, персонажей. За счет этого иного, другого содержания и создается «вторичная действительность». Внутренний образный план передается через внешний предметный план. Так создается двуплановость и многоплановость текста, что противопоказано тексту нехудожественному.
Научная литература — совокупность письменных трудов, которые созданы в результате исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода. Научная литература предназначена  для информирования учёных и специалистов о последних достижениях науки, а также для закрепления приоритета на научные открытия. Как правило, научная работа не считается завершённой, если она не была опубликована.
Первые научные  произведения создавались в различных  жанрах: в виде трактатов, рассуждений, поучений, диалогов, путешествий, жизнеописаний  и даже в стихотворных формах. В  настоящее время формы научной  литературы стандартизованы и состоят  из монографий, обзоров, статей, докладов (в т.ч. их тезисов), авторефератов, рефератов и рецензий. 
 

3 вопрос Художественная литература средство познания мира и человека (учебник жизни, человековедение)
Художественная  литература – 1 из видов искусства  и средство познания мира и человека. Она занимает свое важное место наряду с др гуманитарными и естественными науками. Чернышевский назвал литературу учебником жизни, Белинский гувернанткой обества. Ф Энгельс говорил о том, что из романа бальзака об обществе того времени мы узнаем больше, чем из работ экономистов, историков, статистов того времени. Жизнь в литературе не отражена с документальной точностью и не изображена зеркально. Еще в Антич эпоху Аристотель сказал о том, что задача художника изобразить не столько то, что было на самом деле, сколько то, что в ней может быть по законам возможного вероятного. Аристотель допускал в худ.творчестве поэзии акт творческий, возможность авторской фантазии преувеличения, отбора, гипотез. Аристотель заявил о праве художника на вымысел, все это возможно по законам худ-го творчества, и эти законы нужно знать при чтении. Аристотель также говорил, что поэзия философичнее истории, тк историк говорит об общем. Произведения художественной литературы об определенных жизненных явления х быстрее доходят до читателя, тк направлена и действует на сердце и эмоции, заставляя дальше работать умственное начало в человеке.  

6. Поэтический язык  и  его  изобразительно-выразительные  средства 

Язык художественной литературы, или поэтический язык, — это один из важнейших языков духовной культуры. В системе человеческой культуры поэтический язык как язык словесного искусства, в первую очередь, противостоит литературному языку  как языку официального быта. Функциональное и собственно лингвистическое различие между этими языками уходит своими корнями в различие между сферами  культуры: бытом, с одной стороны, и материальной и духовной культурой, с другой.
В "Толковом словаре  русского языка" В. Даля можно найти  следующее определение поэзии: "Поэзия — изящество в письменности; всё художественное, духовное и нравственно прекрасное, выраженное словами, и притом более мерною речью; поэзией (отвлеченно) зовут изящество, красоту как свойство, качество, не выраженное на словах, и самое творчество, способность, дар отрешаться от насущного, возноситься мечтою, воображением в высшие пределы, создавая первообразы красоты; поэзия — самые сочинения, писания сего рода и придуманные для сего правила: стихи, стихотворения и наука стихотворства".
Содержание поэзии тоже резко отличается от содержания прозы. Поэзия трактует о предметах  возвышенных, удаленных от мирской  суеты. Относительно содержания поэзии мнения исследователей разделились: одни придерживаются мнения, что содержание поэзии имеет глубокий смысл, другие — поэзия бессодержательна и служит лишь для развлечения.
 Исходя из  всего выше сказанного, нам бы  хотелось сделать вывод о том,  что язык поэзии и прозы  представляют собой два совершенно  разных явления, и эти понятия  нельзя смешивать, хотя, несомненно, они находятся в тесной взаимосвязи,  примером чего может служить  известные "Стихотворения в  прозе" И.С. Тургенева.
 Одной из  отличительных черт поэзии является  её язык. Язык поэзии представляет  собой нечто уникальное и неповторимое. Строй его не строго правильный, а напротив не следование строгим  синтаксическим конструкциям придает  ему певучесть, оригинальность  и непревзойденную стройность.
 Искусство  стремится показать мир таким,  каким мы его видеть не привыкли.
Виктор Борисович  Шкловский, замечательный русский  писатель и литературовед, назвал это  свойство искусства отстранением. Художник показывает мир непривычным, заставляя нас посмотреть на него со стороны.
Лексические средства выразительности.
Необычные сочетания  слов принято называть фигурами речи, а слова в иных, часто переносных значениях — тропами. Тропы придают  наглядность изображению тех  или иных предметов, явлений. Выступая как тропы, обыкновенные слова могут  приобрести большую выразительную  силу.
 Тропы встречаются  и в описании явлений неэстетических, вызывающих отрицательную оценку  читателя.
Речь, оснащенная тропами, называется металогической (от гр. meta — через, после, logos — слово); она противопоставлена речи автологической (от гр. autos — я, сам и logos — слово), в которой тропы отсутствуют.
 Иногда неверно  полагают, что только металогическая  речь может быть высокохудожественной, отсутствие же в стиле тропов  будто бы свидетельствует о  недостаточном мастерстве писателя. Это суждение в корне ошибочно.
 Высокохудожественной  может быть и автологическая  речь. В поэзии можно найти  немало примеров эстетически  совершенного использования слов  в их прямых лексических значениях.  Предпочтение тропам или отказ  от них ещё не дают основания  говорить о степени мастерства  автора — всё зависит от  того, как используются тропы,  насколько оправдано обращение  к ним в контексте, убедительные, достоверные или слабые, фальшивые  образы создаёт писатель.
Классификация, усвоенная  в стилистике и поэтике, восходит к античным риторикам,
 как и соответствующая  терминология.
 Метафора
Метафора (гр. metaphora — перенос) — это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Среди других тропов метафора занимает главное место, она позволяет создать емкий образ, основанный на ярких, зачастую неожиданных, смелых ассоциациях. В основу метафоризации может быть положено сходство самых различных признаков предметов: цвет, форма, объём, назначение, положение в пространстве и времени и т.д. В стилистике необходимо разграничивать индивидуально-авторские метафоры, которые создаются художниками слова для конкретной речевой ситуации и анонимные метафоры, ставшие достоянием языка (
Индивидуально-авторские  метафоры очень выразительны, возможности  их создания неисчерпаемы, как не ограничены возможности выявления сходства различных сопоставляемых предметов, действий, состояний. Ещё античные авторы признавали, что "нет тропа более  блистательного, сообщающего речи большее  количество ярких образов, чем метафора".
 
Олицетворение
Олицетворением  называется наделение неодушевленных предметов признаками человека. Олицетворение  — один из самых распространенных тропов. Традиции его употребления восходят к устной народной поэзии. Олицетворение используется при  описании явлений природы, окружающих человека вещей, которые наделяются способностью чувствовать, мыслить, действовать. Особым видом олицетворения является персонификация (из лат. persona — лицо, facere — делать) — полное уподобление неодушевленного предмета человеку. В этом случае предметы наделяются не частными признаками человека (как при олицетворении), а обретают реальный человеческий облик.
  Аллегория
Аллегорией называется выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах.
 Аллегорический  смысл могут получать иносказательные  выражения: осень — старость, весна — молодость. "Вишней  белою отцвела...".
Индивидуально-авторские  аллегории часто принимают характер развернутой метафоры, получающей особое композиционное решение. Например, у  А.С. Пушкина аллегория лежит в  основе образной системы стихотворений "Арион", "Анчар", "Пророк".
 Метонимия
 Метонимией  называется перенос название с одного предмета на другой на основании их смежности. Метонимию часто рассматривают как разновидность метафоры, однако между ними есть существенные различия: для метафорического переноса названия сопоставляемые предметы должны быть обязательно похожи, а при метонимии такого сходства нет; метафору легко переделать в сравнение, метонимия этого не допускает.
 Антономазия
Особый вид метонимии — антономазия — троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательно
 Синекдоха
Разновидностью  метонимия является синекдоха). Этот троп состоит в замене множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего, и наоборот.
 Можно выделить  несколько разновидностей синекдохи.  Чаще всего используется синекдоха,  состоящая в употреблении формы  единственного числа вместо множественного, что придает существительным собирательное значение ("Лист осенний летел, кружился,//Совершая последний путь,//И на землю тихо ложился,//На её озябшую грудь"). Наименование отвлеченного понятия нередко употребляется вместо названия конкретного. Название части предмета может заменить слово, обозначающее весь предмет. Синекдоха используется в различных функциональных стилях.
Эпитет 
 Эпитетом (от  гр. epitheton — приложение) называется образное определение предмета или действия К тропам, в строгом значении этого термина, принадлежат лишь эпитеты, функцию которых выполняют слова, употребленные в переносном значении в отличие от точных эпитетов, выраженных словами, использованными в прямом значении). Большинство эпитетов характеризуют предметы, но есть и такие, которые образно описывают действия. При этом, если действие обозначено отглагольным существительным, эпитет выражен прилагательным (тяжелое передвижение туч, усыпительный шум дождя), если же действие названо глаголом, то эпитетом может быть наречие, которое выступает в роли обстоятельства (Туго ухала земля). В качестве эпитетов могут употребляться также существительные, играющие роль приложений, сказуемых, дающих образную характеристику предмета ("Только выстрел морозного эха")
Создание эпитетов обычно связано с употреблением  слов в переносном значении. Эпитеты, выраженные словами, выступающими в  переносных значениях, называются метафорическими ("От пламенного вдохновенья"). В  основе эпитета может быть метонимический перенос названия, такие эпитеты  называются метонимическими (...Белый запах нарциссов
 
Сравнение
 К лексическим  образным средствам примыкает  сравнение. Сравнением называется  сопоставление одного предмета  с другим с целью художественного  описания первого. Это одно  из самых распространенных средств  изобразительности в металогической  речи. Сравнения широко используют  поэты. Сравнение представляет  собой простейшую форму образной  речи. Почти всякое образное выражение  можно свести к сравнению. В  отличие от других тропов, сравнение  всегда двучленно: в нем называются  оба сопоставляемых предмета.
 Сравнения,  которые указывают на несколько  общих признаков в сопоставляемых  предметах, называются развернутыми. В развернутое сравнение включаются  два параллельных образа, в которых  автор находит много общего. Художественный  образ, используемый для развернутого  сравнения, придает описанию особую  выразительность.
 Гипербола и литота
 Гиперболой (от гр. hyperbole — преувеличение, излишек) называется образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого ("И каждый вздох — волна прибоя").
Литота (от гр. litotes -простота) называется образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого. Литоту называют ещё обратной гиперболой.
 Гипербола  и литота имеют общую основу  — отклонение от объективной  количественной оценки предмета, явления, качества, — поэтому  могут в речи совмещаться.
 Гипербола  и литота могут выражаться  языковыми единицами различных  уровней (словом, словосочетанием,  предложением, сложным синтаксическим  целым), поэтому отнесение их к  лексическим образным средствам  отчасти условно. Другая особенность  гиперболы и литоты заключается  в том, что они могут и  не принимать форму тропа, а  просто выступать как преувеличение  или преуменьшение 
 Эти тропы  включаются в эмоционально-экспрессивные  средства фразеологии.
Синтаксические  средства выразительности  речи.
 Одна из  самых древних фигур речи  — повтор; его используют и в бытовой и в художественной, литературной речи. Повторы в литературном тексте, а особенно в поэзии, встречаются разного рода.
Повтор начала строки (строфы, предложения) называется анафорой
Повтор последних слов называется
Конец фразы стиха  или строфы может быть подхвачен  началом следующей — это стык:
Если повтор окаймляет  отрезок текста, то тогда такая  фигура называется охватом:
.
Повтор слова  влечет за собой и повторы грамматических конструкций.
Такая фигура называется параллелизмом.
Эллипсис —  это стилистическая фигура, состоящая  в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается  из контекста. От этого синтаксического  приема следует отличать умолчание  — оборот речи, состоящий в том, что автор сознательно недосказывает  мысль, предоставляя право читателю догадаться, какие слова не произнесены.
Для интонационного и логического подчеркивания  выделяемых предметов используется выразительная стилистическая фигура — многосоюзие (полисиндетон).
Повторяются обычно сочинительные соединительные союзы  и, ни (ни любви, ни ласки). Большую выразительность  обретают строки, в которых рядом  с многосоюзием применяется противоположный  ему стилистический прием — бессоюзие. В литературной речи часто употребляются  однородные члены, которые выступают  как важнейшее средство подробного описания предметов, их свойств, а также  различных явлений, процессов.
На фоне разнообразных  синтаксических средств обращения  выделяются экспрессивной окраской и фукнционально-стилевой закрепленностью. В тоже время эмоциональное звучание обращений в поэтическом тексте нередко достигает яркой изобразительной силы. Для создания эмоциональности речи писатели могут использовать как обращения слова с яркой экспрессивной окраской, образные перифразы. К тому же при обращениях часто стоят эпитеты, да и сами они нередко являются тропами — метафорами, метонимиями. Их экспрессию подчеркивают частицы, тавтологические сочетания, плеоназмы, наконец, особая интонация — все это усиливает выразительную силу этого синтаксического приема в художественной речи.
Если отталкиваться  от традиционной классификации основных значений вводных компонентов, легко  выявить их типы, закрепившиеся за тем или иным функциональным стилем. Так, вводные слова и словосочетания, выражающие достоверность, уверенность, предположение, тяготеют к книжным  стилям 

7))))Поэтический  синтаксис.Синтаксические фигуры поэтической речи:1.стиллистические фигуры:антитеза(противопостановление),инверсия(нарушенный порядок слов),повтор(неоднократное повторение слов),анафора(единоначатие),градация(.постепенное повышение),безсоюзие(пропуск союзов),многосоюзие,параллелизм(однородное повторение предложений),эпифора(единство концовок).2.Синтаксические приемы:риторический вопрос,ритор.обращение,ритор.восклицание-усиливают внимание читателя ,не требуя от него ответа.
8))) стихотворная  речь развивается по "тесным  словесным ассоциациям, от слова  к слову, от предложения к  предложению, от образа к образу", в отличие от прозы, в которой  слова "нанизываются на избранную  тему".Строфа?— сочетание строк в стих-ии, обладающих определённым метрическим, ритмическим, интонационно-синтаксическим строением и объединяемых рифмовкой.рифма- созвучие в окончании двух или нескольких слов. Наиболее употребительна в стихотворной речи. Силла?бо-тони?ческое стихосложе?ние ( «слог» и «ударение») — способ организации стих-ия, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Стихотворный размер — правило чередования слабых и сильных слогов в стихе. Стопа-это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке. Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест).
11.Тематика-это  круг вопросов,жизненных явлений,которые оказались в поле зрения автора и получили свое худ. Отражение в сюжете,в хар-ре, в образах.
Сюжет- совокупность событий и характеров в их взаимосвязи,взаимодействии и развитии.
Характер-тип поведения  человека,сложившейся в опред. Обстоятельствах его внешней или внутренней жизни.следовательно,чтобы выявить тематическое значение произ-я,надо видеть сюжет,сюжетные линии,ситуации,в кот. Оказывается иной характер и тогда можно приблизить к пониманию тематического содержания..... 

12.Идея- не одна мысль,а сцепление мыслей,кото. Автор стремиться донести. Всей образной системой,всей структурой произведения,т.е чтобы понять идейный смысл надо видеть как построено произведение,от чьего лица ведется повествование. Идейное содержание включает: 
1) тематику произведения - выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии; 
2) проблематику - наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении; 
3) пафос произведения - идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность). 
Пафос - высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателем, раскрываемая в его творчестве. Утверждение величия подвига отдельного героя или целого коллектива является выражением героического пафоса, причем действия героя или коллектива отличаются свободной инициативой и направлены к осуществлению высоких гуманистических принципов.

13. Сюжет  в литературе  — отражение динамики  действительности  в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутренне-связанных (причинно-временной связью) поступков персонажей, событий, образующих известное единство, составляющих некоторое законченное целое. сюжет  есть форма развертывания темы, характерная гл. обр. для драматических и повествовательных произведений; в них сюжет  составляет динамический стержень композиции. С наибольшей силой организующая роль сюжет  выступает в драме, которая и получила свое наименование по этому признаку (греческое слово drama — действо). Аристотель, создатель реалистической эстетики античности, в своей «Поэтике» уделяет большое место проблеме С., определяя его как «подражание действию», «сочетание фактов». При этом Аристотель настаивает на утверждении доминирующей роли сюжет  в драме, в частности в трагедии, которая «есть подражание не людям, но действию и жизни», цель которой — «какое-нибудь действие, а не качество» и для которой сюжет  «есть основа и как бы душа». В повествовательных произведениях сюжет составляет их драматическую сторону (что допускает возможность их инсценировки), которая здесь совмещается с более или менее развитым описанием, а также авторскими высказываниями эмоционально-лирического, философского или публицистического характера. Меньшую роль сюжет (в указанном его смысле) играет в лирике. Движение в лирике зачастую выступает не как развертывание цепи событий, случающихся с персонажами и связанных причинно и во времени, но часто как смена эмоций, идей, настроений, переживаний субъекта, вызванных явлениями действительности. Конечно это относится не ко всякой стихотворной поэзии, которая может иметь и повествовательный (поэма, басня, повесть в стихах и др.) и драматизованный характер (драматическая поэма), и воплощаться в переходных лиро-эпических жанрах (баллады и др.). Под сюжет следует разуметь не всякую динамику в литературном произведении, не всякое движение образов, смену настроений, развитие мотивов, не всякое развитие идеи, воплощенное в образах, но лишь ту динамику, которая дается в виде объективно совершающегося действия, события. В противном случае стирается грань между сюжет  и вообще содержанием литературного произведения; от этого смешения предостерегал еще Белинский («Из литературных и журнальных заметок  1842 г.»). Конечно под событиями, совершающимися с персонажами, нужно разуметь не только внешние, но и внутренние, психологического порядка, психологические конфликты, переломы; не только исключительные, грандиозные события, но и обыденные, мелкие, образующие повседневное течение жизни; а в качестве персонажей могут выступать не только люди, но и антропоморфизированные животные, олицетворенные силы и предметы живой и мертвой природы.
Сюжетный анализ. Главный герой произведения —  поэт. Его, как и автора, зовут Сергеем. Кроме того, он имеет явное портретное сходство с С.А. Есениным. После долгого отсутствия он возвращается в родные места. Герой участвовал в Первой мировой войне, но вскоре понял, что ведется она «за чей-то чужой интерес», и дезертировал, купив себе подложный документ — «липу». Сюжет поэмы содержит автобиографические черты. Он навеян воспоминаниями о чувствах С.А. Есенина к помещице Л. Кашиной, в которую он был влюблен в юности. Помимо любовной линии в поэме дается широкий план современной поэту социальной действительности, включающий в себя как картины мирной деревенской жизни, так и отголоски войн и революционных событий. Поэма написана живым разговорным языком, насыщена диалогами, мягким юмором и глубокими ностальгическими переживаниями. Патриотическое чувство поэта воплощается в тонкости созданного им среднерусского пейзажа, обстоятельном рассказе о традиционном крестьянском укладе, который бытует в благополучном селе Радове. Символично само название этого местечка. Такая деревня действительно существует в Мещере. К нему явно обращены авторские симпатии. Мужики в селе живут зажиточно. Все здесь делается по-хозяйски правильно, обстоятельно. Благополучному Радову противопоставлена в поэме деревня Криуши, где царит бедность и убогость: «Житье у них было плохое — Почти вся деревня вскачь Пахала одной сохою На паре заезженных кляч». У крестьян гнилые избы. Символично, что в деревне не держат собак, видимо, в домах нечего воровать. Зато сами жители деревни, измученные тягостной судьбой, крадут лес в Радове. Все это порождает конфликты и междоусобицы. Так, с описания локального конфликта начинает развиваться в поэме тема социальных противоречий. Примечательно, что показ в поэме различных типов крестьянской жизни явился художественным новаторством в литературе того времени, так как в целом бытовало восприятие крестьянства как единой социально-классовой общности с одинаковым уровнем достатка и общественно-политическими взглядами. Постепенно и некогда спокойное и благополучное Радово вовлекается в череду неурядиц: «Скатилась со счастья вожжа». Важной особенностью поэмы является ее антивоенная на-правленность. Глядя на светлый весенний пейзаж, на цветение садов родной земли, герой еще острее ощущает ужас и несправедливость, которые несет за собой война: «Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек. И сколько с войной несчастных Уродов теперь и калек! И сколько зарыто в ямах! И сколько зароют еще!». Жизнь человека уникальна и неповторима. Как счастливы должны были быть герои поэмы, проведя ее вместе среди этих прекрасных садов, лесов и полей родного края. Но судьба распорядилась по-иному. Сергуха гостит у старого мельника, который вносит свою лепту в рассказ о богатствах Мещеры: «Сим летом грибов и ягод У нас хоть в Москву отбавляй. И дичи здесь, братец, до черта, Сама так под порох и прет». В гостях у мельника благодаря нехитрым реалиям деревенского быта герой погружается в воспоминания о своей юношеской любви. С радостью встречаясь с родными местами, герой мечтает завести роман. Символом любовного чувства в поэме становится сирень. Важна в произведении и фигура самого мельника, гостеприимного хозяина дома, и его хлопотливой супруги, которая стремится повкуснее накормить Сергея: вечером подает к чаю пирог, а уже на заре печет для дорогого гостя оладьи. Разговор Сергея со старухой передает народное восприятие современной автору эпохи: простые люди, проводящие жизнь в трудах, в близости к миру природы, не понимают высоких революционных идей и светлых романтических порывов, обращенных в будущее. Они живут сегодняшним днем и чувствуют, как прибавилось у них текущих житейских забот. Помимо Первой мировой войны, на которую забрали солдат по селам и деревням, крестьян донимают локальные конфликты, обострившиеся в эпоху безвластья. И даже обычная деревенская старуха способна увидеть причины этих общественных волнений: «Посыпались все напасти На наш неразумный народ. Открыли зачем- то остроги, Злодеев пустили лихих. Теперь на большой дороге Покою не знай от них». С.А. Есенин показывает, как нарушение обычного хода развития событий, те самые революционные преобразования, которые осуществлялись во имя народа, обернулись на деле чередой очередных проблем и тревог. Символично, что именно жена мельника (хлопотливая хозяюшка и рассудительная женщина, богатая народной практической мудростью) впервые дает характеристику Прону Оглоблину, герою, воплощающему в поэме образ революционно настроенного крестьянина: «Булдыжник, драчун, грубиян. Он вечно на всех озлоблен, С утра по неделям пьян». С.А. Есенин убедительно показывает, что недовольство царским режимом и желание общественных перемен даже ценой жестокости и братоубийственной резни рождалось прежде всего у тех крестьян, кто имел склонность к пьянству и воровству. Именно такие люди, как Оглоблин, с готовностью шли делить помещичье добро. Сергей заболевает, и Анна Снегина приезжает его навестить сама. В их разговоре вновь слышатся автобиографические мотивы. Герой читает Анне стихи про кабацкую Русь. А у самого Есенина, как известно, есть поэтический сборник «Москва кабацкая». В сердцах героев вспыхивают романтические чувства, а вскоре Сергей узнает, что Анна овдовела. В народной традиции существует поверье, что, когда женщина ждет своего мужа или жениха с войны, ее любовь становится для него своеобразным оберегом и хранит в бою. Приезд Анны к Сергею и попытка продолжить романтическое общение с ним воспринимаются в данном случае как измена. Таким образом, Анна становится косвенно виновной в гибели мужа и осознает это. В финале поэмы Сергей получает от Анны письмо, из которого узнает, как тяжело переживает она разлуку с родиной и всем тем, что когда-то любила. Из романтической героини со всеми ее внешними атрибутами (перчатки, шаль, белая накидка, белое платье) Анна превращается в земную страдающую женщину, которая ходит встречать на причал корабли, приплывшие из далекой России. Таким образом, героев разлучают не только обстоятельства личной жизни, но и глубокие исторические перемены.
14. Композиция - построение  художественного  произведения, обусловленное  его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы композиции, складывающиеся в процессе художественной практики, эстетического познания действительности являются в той или иной мере отражением и обобщением объективных закономерностей и взаимосвязей явлений реального мира. Эти закономерности и взаимосвязи выступают в художественно претворённом виде, причём степень и характер их претворения и обобщения связаны с видом искусства, идеей и материалом произведения и др.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.