На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методика воспитания скоростных способностей

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 


Содержание. 

Введение……………………………………………………………….1-2
Глава 1.Характеристика воспитания быстроты и
виды скоростных способностей………………………3-6
Глава 2. Методика воспитания скоростных способностей.
           2.1. Воспитание быстроты простой и сложной двигательных реакций…………………………………7-11
           2.2. Методика воспитания быстроты
движений..................................................................12-17
         2.3. Особенности силовой и технической
подготовки в процессе воспитания быстроты……18-20
Заключение……………………………………………….21
Литература…………………………………………..22-23
Приложение…………………………………………… 

 

 

  Глава 1
    Характеристика быстроты  и виды скоростных  способностей.
  Под быстротой  понимают комплекс функциональных
свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции.
  При оценке проявлений быстроты различают:
  1) латентное время двигательной реакции;
  2) скорость одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении);
  3) частоту движений.
  Проявления  быстроты относительно независимы друг от друга. Это в особенности касается показателей времени реакций, которые в большинстве случаев не коррелируют с показателями скорости движений. Есть основания считать, что данные показатели выражают различные скоростные способности.
   Сочетание  этих трех показателей позволяет оценить все случаи проявления быстроты. Так, в спринтерском беге результат зависит от времени реакции на старте, скорости отдельных движений (отталкивания, выноса бедра и пр.) и темпа шагов. Практически, конечно, наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бега, плавания и т. д.), а не элементарные проявления быстроты. Однако скорость в целостном сложно координационном движении зависит не только от уровня быстроты, но и от других причин. Например, в беге скорость передвижения зависит от длины шага, а та, в свою очередь, — от длины ног и силы отталкивания. Поэтому скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека, и при детальном анализе наиболее показательны именно элементарные формы скоростных способностей.[1]
  Во многих движениях, выполняемых с максимальной скоростью, различают две фазы:
  1) фазу увеличения скорости (фазу разгона)
   2) фазу относительной стабилизации скорости (рис. 1). Характеристикой первой фазы является стартовое ускорение, второй —дистанционная скорость. Способность быстро набирать скорость и способность передвигаться с большой скоростью — относительно независимы друг от друга. Можно обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистанционной скоростью, и наоборот.
  Скоростные  способности человека вообще довольно специфичны. Прямой, непосредственный перенос быстроты происходит лишь
в координационно сходных движениях. Так , значительное
улучшение результата в прыжках с места обычно  
 

     Скорость, м/сёк
                                                                    Ускорение, ««/сек2 

    30ддетюциа.м  

  Рис. 1. Скорость и ускорение в спринтерском беге (по
  В. М. Зациорскому и Ю. Н. Примакову).
  Штриховыми  линиями отмечены стандартные отклонения (у 70 бегунов в беге на 30 м с  низкого старта регистрировалось время  в шести точках дистанции. Средний  результат в беге на 30 м был  равен 4,25 сек.±0,17 сек.)
  скажется положительно на показателях в спринтерском беге, толкании ядра и других упражнениях, в которых скорость разгибания ног  имеет большое значение; в то же время на скорости плавания, удара  в боксе это скорее всего не отразится. Значительный перенос быстроты наблюдается главным образом  у физически слабо подготовленных людей.[3]
   Согласно  физиологическим представлениям, латентное время реакции слагается из пяти составляющих:
  1) появления  возбуждения в рецепторе; 
  2) передачи возбуждения в ц. н. с.;
  3). перехода возбуждения но нервным путям и формирования эффекторного сигнала;
  4) проведения сигнала от ц. н. с. к мышце;
  5) возбуждения мышцы и появления в ней механической активности; Наибольшее время затрачивается на третью из названных фаз.
  Движения, выполняемые  с максимальной скоростью, отличаются по своим физиологическим характеристикам ,от более медленных. Наиболее существенное отличие состоит в том, что при максимальной скорости затруднены сенсорные коррекции в ходе выполнения движения: рефлекторное кольцо не успевает, видимо, сработать
(Н, А. Бернштейн). С этим связана трудность выполнения достаточно тонных движений на больших скоростях.
  В очень быстрых и выполненных с высокой частотой движениях, например в спринтерском беге, мышцы наиболее активно работают в крайних точках полной , амплитуды движения. Какому-либо сегменту тела сообщается кинетическая энергия, затем она гасится при участии мышц-антагонистов и сегменту придается ускорение в обратном направлении. При большой скорости движений активность мышц настолько кратковременна, что мышца не успевает за этот период существенно укоротиться, фактически мышцы работают в режиме, близком к изометрическому, причем тем боле близком, чем больше скорость. Эффекторная импульсация ц.н.с. в быстрых и частых движениях выражается в виде концентрированных «залпов»-разрядов мотонейронов. Особое значение приобретает распределение этих «залпов» в9 времени таким образом, чтобы произошло полное использование внутреннего напряжения мышц при изометрических, но существу, условиях.
  Быстрота, в  особенности если она выражается в максимальной частоте движений, очевидно, зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т. е. от подвижности нервных процессов.
  С биохимической  точки зрения быстрота движений зависит  от содержания АТФ в мышцах, скорости ее расщепления под влиянием нервного импульса, а также от быстроты ресинтеза. Поскольку скоростные упражнения кратковременны, ресинтез АТФ осуществляется почти исключительно за счет анаэробных механизмов: фосфокреатинового и гликолитического. В таких упражнениях, например, как бег на 100 и 200 м, плавание на 25 и 50 м и т. п., доля анаэробных источников в энергетическом обеспечении деятельности может превышать 90%. Подобного; рода работа приводит к образованию большого кислородного долга, «оплата» которого затягивается на несколько десятков минут. [5] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 2.
  Методика  воспитания скоростных способностей. 

  2.1. Воспитание быстроты  простой и сложной  двигательных реакций
  Быстрота двигательной реакции оценивается латентным временем реагирования. Различают простые и с л о ж- н ы е реакции. Простая реакция — это ответ заранее известным движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сиг- вал (например, на выстрел стартового пистолета).
  Быстрота двигательной реакции имеет большое прикладное значение. В жизни часто встречаются случаи, когда требуется отвечать на какой-либо сигнал с минимальной задержкой во времени. Современная техника, например, предъявляет нередко высокие требования к быстроте реакции.
  Для простых  реакций характерен очень большой перенос быстроты: люди, быстро реагирующие в одних ситуациях, также быстро реагируют и в других. Занятия различными скоростными упражнениями улучшают быстроту простой реакции. Однако в «обратном направлении» переноса не происходит: упражнение в скорости реакции практически не сказывается на скорости движения (Р. И. Тоомсалу). [8]
  Значительное  улучшение быстроты двигательной реакции — задача весьма сложная. 
  Фактически  речь идет о выигрыше сотых, иногда десятых долей секунды. Время  зрительно-моторной реакции у лиц, не занимающихся спортом, равно в среднем 0,25 сек., колеблясь от 0,20 до 0,35 сек. У спортсменов это время меньше — 0,15—0,20 сек., у не которых даже 0,10—0,12 сек. Время реакции на звуковой сигнал обычно несколько короче: у нетренированных — примерно 0,17-— 0,27; у некоторых спринтеров международного класса — 0,05-— 0,07 сек, (А. Леувиль). В значительной части случаев (например, при занятиях лишь общей физической подготовкой) не возникает необходимости специальных воздействий на развитие быстроты двигательной реакции:
 достаточно того улучшения быстроты реакции, которое происходит путем переноса при занятиях скоростными упражнениями. Особенно ценны в этом отношении разнообразные подвижные и спортивные игры, среди которых выделяется баскетбол.
  При воспитании быстроты простой реакции наиболее распространенный метод заключается в повторном, возможно более быстром, реагировании на внезапно появляющийся или на изменение окружающей ситуации.
  Примеры: повторное выполнение низкого старта в беге, изменение направления движения по сигналу преподавателя, защитное действие в ответ на заранее известный удар партнера в боксе и т. п. Этот метод в занятиях с начинающими довольно скоро дает заметные положительные результаты. К сожалению, в дальнейшем быстрота реакции стабилизируется и улучшается с трудом.
  В случаях, когда  быстрота реакции имеет особо большое значение ее совершенствования используют специальные методики. Одна из них — методика аналитического подхода — сводится к раздельному совершенствованию быстроты реакции в облегченных условиях и скорости последующих движений.
  Например, время реакции в низком старте легкоатлетического бега относительно растянуто из-за трудности выполнения начального действия. На руки спринтера давит значительная тяжесть, и быстро снять их с опоры трудно. В таких случаях оказывается полезным отдельно упражняться в скорости реакции на стартовый сигнал (например, в положении высокого старта с опорой руками о какие- либо предметы) и отдельно без стартового сигнала — в быстроте первых .движений. Подобный  аналитический подход приносит хорошие результаты.
  Другая методика - ее можно условно назвать « сенсомоторной »
(С. Г. Геллерштейн) - основана на  тесной связи между быстротой реакции и способностью различать небольшие интервалы времени, порядка десятых и даже сотых долей секунды. Люди, хорошо воспринимающие микроинтервалы времени, отличаются, как –правило, высокой быстротой реакции. Методика в данном случае направлена на то, чтобы развить способность точного восприятия времени и с помощью этого повысить быстроту реагирования.[21]
  Упражнения  проводятся в три этапа:
  На первом занимающийся выполняет  действие (например,
  5-метрдвый стартовый   рывок),стараясь реагировать на  сигнал  с максимальной скоростью.  После каждой попытки преподаватель сообщает показанное время.
  На втором  этапе реакция и последующие  движения также выполняются с наивысшей скоростью. Но преподаватель спрашивает у ученика, за какое время он, по его мнению, выполнил движение. После этого ему сообщают действительное время. Постоянное сопоставление своих ощущений времени с тем, что фактически показано, совершенствует точность восприятия времени.
  На третьем  этапе занимающемуся предлагают выполнять задание с различной, заранее обусловленной скоростью. В результате он обучается свободному управлению  быстротой реакции.
  Латентное время  реакции может быть несколько улучшено благодаря рациональному поведению в период, предшествующий реагированию. В частности, имеет значение направленность внимания: если внимание направлено на предстоящее движение (моторный тип реакции), то время реагирования меньше, чем если внимание направлено на восприятие сигнала (сенсорный тип реакции). Быстрота реакции повышается при некотором напряжении мускулатуры.
Поэтому, например, во время низкого старта рекомендуется  несколько давить на стартовые колодки (так, в частности, делают спринтеры, отличающиеся исключительно хорошей  стартовой реакцией). Быстрота реакции  зависит также от времени ожидания сигнала; оптимальное время между предварительной и исполнительной командами — около 1,5 сек. [16]
  Особенности воспитания быстроты сложной реакции можно рассмотреть на примере двух типов сложной реакции: реакции на движущийся объект и реакции выбора.
  Наиболее типичные случаи реакции на движущийся объект встречаются в единоборствах и играх с мячом. Так, например, вратарь, когда бьют по воротам, должен:
  1) увидеть мяч, 
  2) оценить направление  и скорость его полета,
  3) выбрать план  действия,
  4) начать его  осуществлять.
  Из этих четырех  элементов складывается в данном случае скрытый период реакции. Реакция  на движущийся объект при внезапном  его появлении занимает от 0,25 до 1 сек. Экспериментально показано, что основная доля этого времени приходится на первый элемент — фиксацию движущегося предмета глазами. На собственно сенсорную фазу уходит относительно немного времени — около 0,05 сек. Таким образом, в реакции, на движущийся объект основное значение имеет умение видеть предмет, передвигающийся с большой скоростью. Развитию именно этой способности и надо уделять особое внимание. Для этого используют упражнения с реакцией на движущийся предмет; тренировочные требования повышают путем увеличения скорости, внезапности появления объекта, сокращения дистанции. Очень полезны подвижные игры с малым (теннисным) мячом. В тех случаях, когда объект (в частности, мяч в игре) уже фиксирован взглядом до начала перемещения, время реакции значительно сокращается. Здесь приобретает большое значение умение предугадать направление и скорость полета мяча по действиям производящего удар.
  Точность реакции  на движущийся объект совершенствуют параллельно с развитием ее быстроты. Лишь вначале следует отвести несколько занятий специально на развитие точности реакций. При этом надо объяснить ученикам необходимость выполнения действия как бы опережая движущийся объект.
  Реакция выбора связана с выбором нужного двигательного ответа из ряда возможных в соответствии с изменением поведения Партнера или окружающей обстановки.
  Например, фехтовальщик, берущий защиту, выбирает один из возможных ее вариантов в зависимости от вида атаки противника. Сложность реакции выбора зависит от разнообразия возможного изменения обстановки, в частности в единоборствах — от разнообразия поведения противника. Так, в реальной обстановке боя в боксе требования к сложной реакции очень велики: противник может пытаться нанести различные удары как левой, так и правой рукой в самой неожиданной последовательности.
  При воспитании, сложной реакции, следуя педагогическому правилу от простого к сложному, идут по пути постепенного увеличения числа возможных изменений обстановки. Например, сначала обучают принимать защиту в ответ на заранее обусловленный удар или укол; затем ученику предлагают реагировать на оду из двух возможных атак, потом трех и т. д. Постепенно его подводят к реальной обстановке единоборства.[21]
  У квалифицированных  спортсменов быстрота сложной реакции очень высокая — почти такая, как и быстрота простой реакции. Достигается это благодаря тому, что спортсмен реагирует не столько на само движение, сколько на подготовительные действия к нему. В каждом движении есть две фазы:
  1) познотоническая, выражающаяся в небольшом изменении позы и перераспределении мышечного тонуса,
   2) собственно  движение( П. К. Анохин).
  Опытные спортсмены умеют реагировать уже на первую фазу (до начала основного движения). Эту способность можно развить, для чего в тренировке приучают воспитанника реагировать на утрированную первую фазу, постепенно все больше приближая выполнение движений к естественному.[10] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2.2. Методика воспитания быстроты движений.
  В процессе воспитания быстроты движений задачи состоят в том, чтобы всесторонне повысить функциональные возможности организма, определяющие скоростные характеристики в разнообразных видах двигательной деятельности (непосредственно прикладных и спортивных). Максимальная скорость, которую может проявить человек в каком-либо движении, зависит не только от развития у него быстроты, но и от ряда других" факторов — уровня динамической силы, гибкости, владения техникой и т. п.
Поэтому воспитание быстроты движений должно быть тесно связано с воспитанием других физических качеств и совершенствованием техники.
  В качестве средств  воспитания быстроты движений используют упражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью (их обычно называют скоростными упражнениями).
 Они должны удовлетворять  по меньшей мере трем требованиям:
  1) техника должна быть такой, чтобы их можно было выполнять на предельных скоростях (поэтому малопригодны многие гимнастические упражнения, ходьба и пр.);
  2) они должны быть настолько хорошо освоены занимающимися, чтобы во время движения основные волевые усилия  были направлены не на способ, а на скорость выполнения;
  3) их продолжительность должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомлениям. Скоростные упражнения относятся к работе максимальной мощности, продолжительность которой не превышает даже у квалифицированных спортсменов 20—22 сек. (у слабо подготовленных  людей это время еще меньше).
  В числе методов воспитания быстроты широко применяются методы повторного, повторного – прогрессирующего и переменного (с варьирующими ускорениями) упражнения.
  Основная тенденция в данном случае — стремление превысить в занятии свою максимальную скорость. Этому подчиняются все характеристики методов (длина дистанции, интенсивность
выполнения, интервалы отдыха, число повторений и пр.). Длина дистанции (или продолжительность упражнения) выбирается такой, чтобы скорость передвижения (интенсивность работы) не снижалась к концу попытки. Движения выполняются с максимальной скоростью; занимающийся в каждой попытке стремится показать, как правило, наилучший для себя результат. Интервалы отдыха1 между попытками делают настолько большими, чтобы обеспечить относительно полное восстановление. Скорость движений не должна заметно снижаться от повторения к повторению.[15]
  Продолжительность интервалов отдыха здесь определяется прежде всего изменением возбудимости ц. н. с. и восстановлением показателей вегетативных функций, связанным с «оплатой» кислородного долга (Б. В. Таварткиладзе).
  Возбудимость ц. н. с. непосредственно после скоростного упражнения оказывается повышенной, а затем постепенно снижается. Если ориентироваться лишь на этот показатель, то было бы целесообразно использовать относительно небольшие интервалы отдыха, чтобы возбудимость центральных нервных образований не успевала существенно снизиться. Тогда каждое последующее повторение приходилось бы на фазу повышенной возбудимости ц. н. с., что способствует достижению наивысшей скорости.
 Однако выполнение  скоростных упражнений связано с образованием более или менее значительного кислородного долга; на его ликвидациию нужно время, исчисляемое иногда не одним десятком минут. Еще дольше может затягиваться восстановление других: физиологических показателей (содержания CO2 в крови, легочной вентиляции и пр.). Поэтому попытки выполнять упражнения с небольшими интервалами отдыха между повторениями очень быстро ведут к снижению скорости.
   Интервалы  отдыха должны быть, с одной  стороны, настолько короткими,  чтобы возбудимость не успевала существенно снижаться, а с другой — настолько длинными, чтобы показатели вегетативных функций успели более или менее полно восстановиться. Это оказывается возможным, так как восстановительные процессы в
послерабочем периоде протекают неравномерно: сразу после работы восстановление идет очень быстро, а потом замедляется. Можно считать, что в начальной трети восстановительного периода ряда функций проходит 70% всего восстановления, во второй трети— 25%, в третьей — всего лишь 5%.
Поэтому, например, если восстановление после бега на 100 м занимает 12 мин., то уже через 8 минут работоспособность восстановится на 95%, что дает возможность начинать следующую попытку практически без снижения  скорости. В интервалах между повторениями следует использовать активный отдых — это позволит поддерживать возбудимость ц.н.с. на достаточно высоком уровне.
В качестве средств  активного отдыха рекомендуются  упражнения небольшой интенсивности, включающие функционирование тех же мышечных групп, что и в основном упражнении.
В этом случае постоянный приток афферентной им- пульсации  будет поддерживать высокую возбудимость двигательных нервных центров, несущих  основную нагрузку в данном движении. В беге, например, следует заполнять  паузы спокойной ходьбой или  свободным медленным бегом, в плавании — неторопливыми движениями в воде и т. п.[6]
  Поскольку при  повторной скоростной работе интервалы  отдыха все же недостаточны для полного восстановления, то относительно быстро наступает утомление, внешне выражающееся е снижении скорости. Это снижение служит первым сигналом (критерием достаточности) для прекращения в данном занятии работы по воспитанию быстроты: дальнейшие повторения способствовав бы лишь развитию выносливости.
  Важным условием высоких проявлений быстроты служит оптимальное состояние возбудимости ц.н.с, которое может быть достигнуто только в том случае, если занимающиеся не утомлены предшествующей деятельностью.
  Поэтому скоростные упражнения в занятии обычно располагают ближе к началу; в системе занятий их планируют в основном на первый или второй день после дня отдыха.
  Большое стимулирующее  значение для проявления быстроты имеет  использование в занятиях игрового ив особенности соревновательного методов. Состязания обычно вызывают эмоциональный подъем, заставляют проявлять значительные усилия — это довольно часто ведет к улучшению результата.
  Методика воспитания быстроты внутренне противоречива.
С одной стороны, чтобы повысить скорость в каком-либо движении, его надо многократно повторять, с другой — многократные повторения приводят к образованию двигательного динамического стереотипа и вследствие этого к стабилизации параметров движения. Причем стабилизируются не только пространственные характеристики, но и временные — скорость и частота. Образуется так называемый скоростной - барьер (Н. Г. Озолин).
 Стабилизация  скорости — главная причина, мешающая значительному повышению скоростных -возможностей.[20]
  Пути борьбы со стабилизацией движений несколько различны у начинающих и высококвалифицированных спортсменов.
   В занятиях  с начинающими одно из условий:  не торопиться с узкой специализацией, проводить предварительную всестороннюю физическую подготовку на протяжении нескольких лет.
  Поясним это на примере. Результата в беге на 100 м порядка
11,0 сек. можно   добиться как путем узкоспециализированной тренировки в спринте, так и путем всесторонней физической подготовки с акцентированием внимания на упражнениях
 скоростно-силового  характера. И хотя результат будет один и тот же, возможности его дальнейшего улучшения различны.
Специализированная  тренировка, неотъемлемой частью которой является повторное выполнение  упражнений с максимальной скоростью, приведет к стабилизации временных характеристик движения, к образованию «скоростного барьера».
Во втором случае подобный стереотип не образуется. Результат спортсмена "улучшится благодаря переносу быстроты вследствие обобщенного характера скоростных качеств у начинающих. Если затем приступить к специализированной тренировке з спринте, то это даст такой же, как и в первом случае, прирост результата, но произойдет он с иных «исходных позиций», и стабилизация скорости если и наступит, то лишь при значительно более высоких достижениях. [11]
    Основная задача подготовки начинающих состоит, таким образом, в том, чтобы, не специализируя спортсмена в каком-либо одном упражнении, а применяя иные средства и широко их варьируя, добиться относительно высоких результатов. Скоростные упражнения здесь необходимо использовать не в стандартном, неизменном виде, а в вариативных, изменяющихся ситуациях и форма. Очень полезны, в частности, подвижные и спортивные игры, упражнения на местности и т. п.[17]
  В тренировке квалифицированных спортсменов, на определенных этапах уменьшается объем работы в избранном виде скоростных упражнений и увеличивается удельный вес скоростно-силовых и других общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений.
  Например, у прыгунов в высоту количество Прыжков через планку лимитируется в пределах 12—15% всех прыжков
(по В. М. Дьячкову). Основное же время занимают упражнения со штангой и разнообразные (нестандартные) прыжки. Этим препятствуют стабилизации скорости отталкивания в прыжках в высоту. Сходная тенденция наблюдается в спринте, метаниях, тяжелой атлетике.
  В случае, если стабилизация скорости все же наступает, применяют специальные приемы: приемы ломки скоростного барьера и приемы ослабления его.
  В основе приема ломки скоростного барьера лежит создание таких дополнительных условий, которые способствовали бы превышению предельной скорости.
  Для этого применяют, например, бег вниз по наклонной  дорожке
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.