На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экскурсия по «Мемориальному дому - музею имени Михаила Васильевича Фрунзе»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Бишкекская Финансово-Экономическая Академия 

Кафедра «Туризма»
курсовая  работа допущена
к защите_______________
                     научный руководитель
                                                        «_____»________20112г. 

Курсовая  работа 

по дисциплине «Экскурсионная деятельность»
на  тему Экскурсия по «Мемориальному дому - музею имени Михаила Васильевича Фрунзе» 
 
 
 

Выполнила: Касым к. Айдай, гр. СКС-7-08
Проверила:  

Бишкек 2012
 


Содержание
    Введение………………………………………………………………………
    Основы экскурсионной деятельности……………………………………
      Особенности организации экскурсионной деятельности………….
    Индивидуальный текста экскурсовода на примере экскурсии «Мемориальный дом - музей имени Михаила Васильевича. Фрунзе»…
    Заключение…………………………………………………………………….
    Список  использованных источников…………………………………………
    Приложение 1. Маршрут экскурсии………………………………………….
    Приложение 2. Паспорт экскурсионного объекта……………………………
 

 

Введение 

      Экскурсионное дело – важный раздел культурно-просветительной  работы среди населения. Экскурсионному делу – свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 1970-е и 1980-е годы прошлого столетия. Об этом свидетельствуют: ежегодное  участие в экскурсиях полумиллиарда  человек; десятки тысяч экскурсионных  тем; семидесятитысячная армия экскурсоводов; тысячи организаций, активно проводившие  экскурсионную работу; развитие теории и методики экскурсионного дела.1
      Возникновение экскурсионной теории – результат  активной познавательной деятельности на местах, обобщения практики десятков тысяч экскурсоводов и методистов. Теория предстала перед нами как  комплекс взглядов, представлений и  идей, лежащих в основе современного экскурсионного дела.
      К концу 1970-х годов XX в. определились три  основные части экскурсионного дела: теория, методика, практика. Представляя  собой совокупность обобщенных положений, экскурсионная теория создает предпосылки  для появления новой науки  – экскурсоведение, которое встало в один ряд с такими науками, как  краеведение, музееведение, клубоведение и книговедение2.
      Основа  экскурсоведения – экскурсионная теория, которая определяет сущность экскурсии, формулирует закономерности и особенности экскурсии (важной формы обучения и воспитания человека). Экскурсионная методика, являясь частью экскурсоведения, предстает перед нами как совокупность четких правил и требований, предъявляемых к экскурсии, как сумма методических приемов подготовки и проведения экскурсий. Одна из главных задач экскурсионной методики: помочь экскурсантам увидеть, услышать и ощутить зрительные и словесные материалы.
      Предмет экскурсионной методики – целенаправленное изучение, систематизация, формулирование и применение на практике методов  и средств обучения и воспитания, а также методических приемов, с  помощью которых экскурсионные  работники осуществляют свою деятельность.
      Современный этап развития нашей страны отличается динамизмом и качественными изменениями  во всех сферах общественной жизни. Процесс  обновления затронул все без исключения политические, экономические и социальные институты, в том числе и сферу  экскурсионного туризма.
     Реализация  развития экскурсионного бизнеса возможна при выполнении ряда условий, важнейшими, из которых являются перспективное планирование развития и размещения материально-технической базы как целостного комплекса туристско-экскурсионного обслуживания, создание единой методики статистического учета всего контингента туристов и экскурсантов. Улучшение ориентации финансово-хозяйственной деятельности туристско-экскурсионных организаций на повышение экономической эффективности функционирования. Управление и кооперирование инвестиционных потенциалов организаций, ведомств и частных лиц, заинтересованных в развитии материально- технической базы туризма также играет, не маловажную роль.
      В то же время, именно в сфере экскурсионного туризма, возможно в кратчайшее время создать качественный внутренний продукт, с заданным свойствами и удовлетворяющий спросам самых различных категорий потребителей. Одно из основных условий для создания этого продукта – культурно исторический потенциал, который в Кыргызстане есть. Для успешного его развития необходимы также эффективная реклама, организационная и финансовая помощь государства.
     Возрождение же экскурсионного туризма, нормирование спроса на экскурсии, как на внутреннем, так и на внешнем рынке невозможно без активного воздействия рекламы. Эта аксиома не требует каких-либо доказательств, а предполагает необходимость разработки грамотной рекламной стратегии на внешнем и внутреннем рынке, адаптированный к каждой стране и способной привлечь в Кыргызстан экскурсантов как из стран ближнего и дальнего зарубежья, так и пробудить потерянный интерес местного населения к экскурсиям. В данной ситуации она должна стать составной частью государственной политики в области развития экскурсионного туризма.
     Именно  поэтому в настоящее время актуальность экскурсионного туризма как сферы услуг не вызывает сомнения, играя ключевую роль в развитии рыночной экономики, она также является и ее важным элементом.
 


Цель
      Охарактеризовать  и определить основы экскурсионной деятельности и проанализировать его современное состояние, а также составить индивидуальный текст экскурсовода на примере текста экскурсии «Мемориальный дом - музей им .М.В. Фрунзе»
Задачи:
    Охарактеризовать методику организации экскурсионной деятельности;
    Определить теоретические основы функционирования экскурсионной деятельности.
    Разработать индивидуальный текст экскурсии по музею им. Фрунзе
 

 

    Основы  экскурсионной деятельности
      1.2.Особенности организации экскурсионной деятельности 

      Экскурсия – методически продуманный показ  достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Для более детального взгляда на то, что представляет собой экскурсионная деятельность, необходимо дать понятийную базу основ этой деятельности.
      Экскурсионная деятельность — это деятельность по организации ознакомления туристов и экскурсантов с экскурсионными объектами без предоставления услуг  размещения. Организованная экскурсионная  деятельность должна осуществляться квалифицированными работниками, знающими требования, предъявляемые  к технологии создания экскурсионных  услуг и обслуживания экскурсантов, и затрагивать самые широкие  слои населения3.
      Под организованной экскурсионной деятельностью  понимается предложение стандартизованной  экскурсионной программы или  отдельных экскурсий как разновидности  туристских услуг.
      Экскурсия - это:
1)процесс наглядного познания окружающего мира: особенностей природы, современной и исторической ситуации, элементов быта, то есть достопримечательностей определенного города или региона - заранее избранных объектов, которые изучаются на месте их расположения;
2)тематический маршрут с целью посещения достопримечательных объектов и местностей.
      Экскурсия имеет свои признаки. Одним из них  является протяженность по времени проведения (от одного академического часа до одних суток), наличие экскурсантов (группы или индивидуалов), наличие экскурсовода, проводящего экскурсию, показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений, передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту, целенаправленность показа объектов, рассказа экскурсовода, наличие определенной темы.
      Экскурсант - это субъект, участник экскурсии, временный посетитель, находящийся менее 24 часов в стране или на объекте посещения
      Проведению экскурсии предшествует большая работа. Прежде всего, определяется ведущая подтема экскурсии - своеобразный композиционный центр, вокруг которого строится весь рассказ экскурсии. Далее идет стадия подбора и формирования материала и содержания экскурсии.
      Подготовка  новой экскурсии проходит две  основные ступени:
1.предварительная работа – подбор материалов для новой экскурсии, их изучение, отбор объектов, на которых она будет построена;
2.непосредственная разработка самой экскурсии – составление экскурсионного маршрута, обработка фактического материала; работа над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из подтем и нескольких основных вопросов, входящих в каждую их них; написание контрольного текста. Проводится работа над методикой проведения, то есть происходит выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовка методической разработки новой экскурсии.
      Взаимоотношения этих двух ступеней для вновь подготавливаемых экскурсий почти всегда одинаковы. Примерно половину времени участники  творческой группы затрачивают на сбор материалов и отбор объектов. В  отдельных случаях на предварительную  работу расходуется больше времени.
      Под методикой проведения экскурсии  подразумевается совокупность приемов, составляющих основу работы экскурсовода во время проведения экскурсии. Это понятие включает в себя общую методику, то есть всю систему методических приемов показа и рассказа, независимых от темы экскурсии, состава группы и других факторов. Также частную методику, то есть конкретизацию методических приемов применительно к особенностям определенного экскурсионного маршрута.
Основными методиками или приемами используемыми в подготовке экскурсии являются:
    анализ - мысленное разделение предмета, вычленение из целостного части с целью более глубокого познания объекта;
    синтез - мысленное соединение частей предмета в одно целое;
    ассоциация по времени;
    ассоциация по единству;
    словесный метод (беседа, объяснение, пересказ, цитирование, чтение);
    наглядный метод (рекомендации объектов в натуральном виде или изображении);
    осмотр объекта;
    метод наблюдения.
 
 


        

Схема 1 экскурсионный процесс и цели экскурсии4
      При проведении экскурсии задачей экскурсовода является воздействие на экскурсантов с помощью объектов, как показано на схеме 1.
      Вполне  естественно, что методика экскурсионного дела находится в постоянном развитии в соответствии с развитием социальной системы, культуры и личности. Классификация  экскурсий также подверглась  изменениям.
      В основу классификации, предложенной одним  из основоположников экскурсионного дела Б.Е. Райковым более пятидесяти лет  назад, были положены шесть основных признаков деления. В этих признаках  заключались основные направления  и содержание экскурсионной работы того времени.
Это следующие  признаки:
    по продолжительности: однодневные, однодневные с ночевкой, многодневные;
    по содержанию: естественно-географические, гуманитарные производственные;
    по объему: на одну производственную тему, на несколько близких тем, интегрированные или комплексные;
    по заданию: исследовательского типа, иллюстративного типа;
    по логическому построению: аналитические, синтетические;
    по составу участников: школьные, дошкольные, внешкольные.
      В настоящее время не существует многодневных экскурсий. Также нецелесообразным стало делить экскурсии на аналитические и синтетические. Анализ и синтез используются в каждой экскурсии. Деление по составу участников стало сложнее.
      В основе современной классификации  экскурсий лежит деление экскурсий по содержанию, составу участников, месту проведения, способу передвижения, форме проведения.
      По  содержанию экскурсии подразделяются на обзорные и тематические.
      Обзорные  экскурсии, как правило, многотемны. В них используется современный и исторический материал. Строятся они на показе различных объектов: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменательных событий, элементов устройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий. События при этом излагаются "крупным планом". Это дает общее представление о городе, крае, государстве в целом. Хронологические рамки при этом простираются с первого упоминания города по сегодняшний день, включая перспективы развития.
      Тематические  экскурсии посвящены раскрытию  одной темы. Если это историческая тема, то в ее основу положено одно или  несколько знаменательных событий, объединенных одной темой. Если это  экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать  наиболее интересные произведения зодчества, архитектурные ансамбли, расположенные  на улицах и площадях города.
      Тематические  экскурсии подразделяются на шесть  групп:
1.исторические
2.производственные
3.природоведческие
4.искусствоведческие
5.литературные
      По  составу участников экскурсии делятся  на:
    взрослую аудиторию и детей;
    местное население и приезжих туристов;
    городское и сельское население;
    организованные группы и индивидуалов.
По месту  проведения экскурсии делятся на:
    городские;
    загородные;
    производственные;
    музейные.
По способу  передвижения:
    пешеходные;
    транспортные (рассказ производится по ходу движения транспортного средства).
По форме  проведения:
    экскурсия-массовка, когда происходит передвижение на нескольких автобусах, возможны фольклорные праздники, фестивали и т.д.;
    экскурсия-прогулка, при этом совмещаются элементы познания с элементами отдыха;
    экскурсия-лекция, при этом преобладает рассказ над показом.5
      Процесс экскурсии выполняет многие функции и задачи. Важнейшими из них являются образовательная, воспитательная, рекреационная, рекламная, коммуникативная.
      Экскурсия как процесс познания окружающего  мира, его предметов, свойств и  отношений опирается на две формы  познания: чувственное и логическое мышление.
Чувственное познание основывается на ощущениях, воздействиях на органы чувств; восприятии - совокупности ощущений, то есть отражении в сознании человека образа предмета в целом; представлении  – чувственно-наглядном образе объекта, сохраненном в сознании и воспроизведенном без непосредственного воздействия  самого объекта.
Логическое  познание – это мышление, в процессе которого человек сравнивает, анализирует  и синтезирует. Результатом является образование понятий - совокупности суждений о наиболее существенных признаках  объекта.
      Экскурсии как эффективная форма обучения активно используется в педагогическом процессе. Педагогические задачи экскурсии заключаются в построении экскурсии на основе максимальной активности экскурсантов. Стимулировать творческую самодеятельность участников экскурсии, вооружить навыками самостоятельного наблюдения, стимулировать навыки самостоятельного анализа зрительных впечатлений.
      Сегодня, когда заметно вырос интерес  к внутреннему туризму, "душой" которого являются экскурсии, перед  специалистами-экскурсоводами стоит  задача: тщательно осмысливать все  функции, возложенные на этот процесс, используя в своей деятельности принципы дифференцированного подхода.
      В ходе экскурсионного процесса экскурсовод  помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема, услышать об этих объектах необходимую  информацию, ощутить величие подвига, значение исторического события, овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов. В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.
      Умение  видеть как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения.
      Умение  видеть как историческое восприятие заключается в следующем: во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера; во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию; в-третьих, надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках – задача, всегда требующая больших знаний и навыков.
      Материал  экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении  дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии
      Одна  из задач экскурсии – выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к  материалу экскурсии и дать ей свою оценку. Дать оценку – значит составить  представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества. Оценка экскурсии  – это выводы экскурсанта, к которым  его подводит экскурсовод.
      Отношение к экскурсии нужно понимать как  определенный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена  экскурсия; восприятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуации, в  которой находился писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение.
      В этом процессе большую роль играют материал экскурсии, подача его экскурсоводом, «угол зрения» на событие и  оценка его экскурсоводом, а также  убежденность экскурсовода в своей  правоте. Главное в этом процессе – проблема понимания. Большинство  экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода, которая становится основой  понимания материала и выработки  отношения к предмету показа и  рассказа.
      Путь  развития экскурсии идет по линии  изменения ее сущности. Первоначально  экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск  лечебных трав. Затем перед ней  встали научные задачи, такие как  выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиски новых форм самообразования  выдвинули перед экскурсиями  общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать  ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы 

      Итак, экскурсия представляет собой наглядный  процесс познания человеком окружающего  мира, построенный на заранее подобранных  объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в  помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста – экскурсовода. Процесс восприятия объектов экскурсантами подчинен задаче раскрытия определенной темы. Экскурсовод передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Ему небезразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное. Он своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам и оценкам, добиваясь тем самым нужной эффективности мероприятия.В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия – сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.
 

 

    2.Индивидуальный текст экскурсовода на примере экскурсии «Мемориальный дом - музей имени Михаила Васильевича. Фрунзе» 

       Рада  всех вас приветствовать. Меня зовут  Айдай, сегодня я буду вашим экскурсоводом по музею им. Фрунзе. Экскурсия наша продлится полтора часа. В здании музея прошу не шуметь, держаться и не отставать от группы. Позвольте вас предупредить о том, что экспонаты трогать руками и фотографировать не разрешается, в противном случае нарушивший правила музея вынужден будет его покинуть.
       Итак, более семидесяти лет наш город носил имя выдающегося советского полководца Михаила Васильевича Фрунзе. Молдаванин по происхождению, он родился и вырос в Бишкеке в 1885 году. Дом, где прошло детство Фрунзе, еще в 1925 году был объявлен музеем. Сегодня его статус сохранен, также как и подлинная обстановка того времени, когда жил здесь будущий полководец. Правда сам домик как бы «поглотило» другое здание, надстроенное над ним – гигантская четырехэтажка из стекла и бетона. В фондах музея – личные вещи героя, документы, фотографии, картины, рукописи, книги и многое другое
       На  углу улиц Первомайской и Фрунзе, в  небольшом домике в 1885 году родился  и провел свои детские годы революционер и выдающийся полководец Красной  Армии Михаил Васильевич Фрунзе. Его имя носила столица Советского Киргизстана. Дом уже с давних пор является музеем. Те, кто не был в городе несколько лет, не сразу найдет приветливый домик под соломенной крышей. Чтобы сохранить его на века, в 1967 году над ним возвели монументальное здание из стекла и бетона, сооруженное по проекту архитекторов Г. Кутателадзе и Ю. Карих. Первый этаж из стекла хорошо гармонирует с двумя глухими верхними этажами, облицовка которых выполнена из бетона светло-серого цвета. На прямоугольных панелях внешней глухой поверхности по эскизам художников А. Воронина и А. Каменского выполнены барельефы на темы гражданской войны и деятельности М. В. Фрунзе.
Домик, в котором родился Фрунзе, находится  в просторном зале, освещенном с  двух сторон. Его жилые комнаты  сохранили подлинную обстановку того времени, он остался таким, каким  его построил почти сто лет  назад военный фельдшер Василий  Михайлович Фрунзе. При входе —  мемориальная доска :«Здесь родился М. В. Фрунзе и прожил до 7 лет (1885—1892 гг.)» Все помещения снабжены кондиционированным воздухом. В выставочном зале второго этажа демонстрируются передвижные тематические выставки к знаменательным датам, новые поступления в музей и экспозиция «Фрунзе и современность». На третьем этаже находятся кинолекторий и экспозиционный зал в 570 квадратных метров; общая площадь музея составляет более двух тысяч квадратных метров. Богатейшие материалы музея нашли свое место в разделах: «Детство и юность», «Участие в трех революциях», «Гражданская война», «Участие М. В. Фрунзе на Восточном, Туркестанском и Южном фронтах и действия на Украине», «Партийный и государственный деятель».
      Имя нашего славного земляка, пламенного революционера, полководца и государственного деятеля  Михаила Васильевича Фрунзе дорого народам Кыргызстана.
      В целях увековечения памяти М. В. Фрунзе в доме, где родился и провел детские годы Михаил Васильевич Фрунзе, в 1925 году был открыт музей. За 70 с лишним лет своего существование Дом-музей М. В. Фрунзе приобрел широкую известность в нашей стране и за ее пределами. Приезжающие в наш город гости ближнего и дальнего зарубежья спешат побывать в музее М. В. Фрунзе.
Для сохранения мемориального дома по решению правительства Киргизской ССР в канун 50-летия Советской власти в октябре 1967 года было возведено новое здание музея. (Авторы проекта-архитекторы Г П. Кутателадзе, Ю. П. Карих). Мемориальный дом находится теперь внутри красивого монументального здания. Фасад нового здания музея украшен барельефами на темы революции и гражданской войны, над входом - медный горельеф М. В. Фрунзе. Авторы - художники-монументалисты А. Воронин, А. Каменский.
Для долговечного сохранения уникальных экспонатов в  здании музея создан искусственный микроклимат (полное кондиционирование воздуха, постоянное дневное освещение).
В музее  экспонируется более тысячи четырехсот документов, фотографий, картин, личных вещей, составляющих пять разделов, в которых последовательно, этап за этапом, прослеживается жизненный путь Михаила Васильевича Фрунзе, рассказывается о сегодняшнем расцвете родины полководца. Значительно обновлена и расширена была основная экспозиция к 50-летию Киргизской ССР и Компартии Киргизии в 1974 году.
      При реэкспозиции основного экспозиционного зала в основном оставлен первоначальный проект оформления зала с некоторыми изменениями. Новая экспозиция отличается от первой тем, что она стала более мемориальной, в нее введены произведения искусств на темы: М. В. Фрунзе и гражданская война. Экспозицию оживили картины художников: Бродского, Булгакова, Кожохметова, Любимова, Тюрина. По заказу музея были исполнены графические работы. Введены в экспозицию скульптура, чеканка, художественное литье (скульпторы Мухитдинов и Шестопал, Тупый, художники Качалин и Бруснецов).
      За 70 лет, прошедших со дня открытия музея, он приобрел широкую известность  в нашей стране и за ее пределами. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 декабря 1975 года в связи с пятидесятилетием и за большой вклад в дело воспитания трудящихся в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма мемориальный Дом-музей М. В. Фрунзе награжден орденом Дружбы народов.
      Войдя в здание мемориального Дома-музея  М. В. Фрунзе, вы поднимитесь на 3-й  этаж - в главный экспозиционный зал. Перед нашим взором откроется панорама всего зала, имеющего четыре раздела. Простота и лаконичность художественного оформления экспозиции создают впечатление торжественности.
      Детство и юность М. В. Фрунзе (1885-1904 гг.). Раздел первый.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.