На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Требования к рабочему месту

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 70. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема 1. ВВЕДЕНИЕ
 
1. Основные положения  и задачи учебной дисциплины  Безопасность жизнедеятельности 
 
Проблема  защиты человека от опасностей в различ­ных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких  предков. На заре человечества людям  угрожали опасные природные явле­ния, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек. Статистические данные свидетельствуют, что в настоящее  время он больше всего страдает от им же созданных опасностей. Только в дорожно-транспортных происшествиях  в России ежегодно погибает более 30 тыс. чел. Десятки тысяч людей  становят­ся ежегодно жертвами алкоголя. Тысячи человек погибают на производстве.
 
Ученые с древних времен изучают безопасность человека в  различных условиях жизни и деятельности. Трудами многих ученых созданы научные  предпосылки для разработки средств  и методов защиты от опасностей. Комплексной научной дисциплиной, изуча­ющей опасности и защиту от них человека, является безопасность жизнедеятельности (БЖД).
 
Основные положения учебной  дисциплины БЖД:
 
1) С момента своего появления  на Земле человек перманентно  живет и действует в условиях  постоянно изменяющихся потенциальных  опасностей, поэтому деятельность  человека потенциально опасна.
 
2) Реализуясь в пространстве  и времени, опасности причиняют  вред здоровью человека, который  проявляется в нервных потрясениях,  травмах, болезнях, инвалидных и  летальных исходах. Следовательно,  опасности — это то, что угрожает  не только человеку, но и обществу  и государству в целом. Значит, профилактика опасностей и защита  от них — актуальнейшая гуманитарная  и социально-экономическая проблема, в решении которой госу­дарство  не может не быть заинтересованным.
 
3) Обеспечение безопасности  деятельности — приоритетная  задача для личности, общества, государства.  Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый  остаточный риск. Под безопасностью  понимается такой уровень опасности,  с которым на данном этапе  научного и экономического развития  можно смириться.
 
4) Безопасность — это  приемлемый риск. Как достичь  этой цели? Первейший и главнейший  способ состоит в образовании  народа. Другого пути просто нет.  И вот почему. Опасности по  своей природе вероятностны (т.  е. случайны), потенциальны (т. е.  скрыты), перманентны (т. е. постоянны,  непрерывны) и тотальны (т. е. всеобщи,  всеобъемлющи). Следовательно, нет  на Земле человека, которому не  угрожают опасности. Но зато  есть множество людей, которые  об этом не подозревают. Их  сознание работает в режиме  отчуждения от реальной жизни  , так как оно не придает  приоритетного значения информации, которая носит вероятностный  характер.
 
5) Для выработки идеологии  безопасности, формирования безопасного  мышления и поведения в учебные  планы подготовки специалистов  любого профиля включена учебная  дисциплина — безопасность жизнедеятельности  (это область научных знаний, изучающая  общие опасности, угрожающие каждому  человеку и разрабатывающая соответствующие  способы защиты от них в  любых условиях обитания человека) БЖ не решает специальных проблем  безопасности. Она обеспечивает  общую грамотность в области  безопасности, это научно-методический  фундамент для всех без исключения  специальных дисциплин безопасности. Человек, освоивший БЖД, надежно  защищен от опасностей, не навредит  другому, способен грамотно действовать  в условиях опасности. БЖД —  это не средство личной защиты, как полагают некоторые. БЖД  — это защита личности, общества  и государства. Введение БЖД  в вузах (1990) и ОБЖ в школах (1991) — величайшее достижение  советской образовательной системы  в области безопасности.
 
БЖД решает три группы учебных  задач: а) идентификация (распознавание) опасностей: вид опасности, пространственные и временные координаты, величина, возможный ущерб, вероятность и  др.; б). профилактика идентифицированных опасностей на основе сопоставления  затрат и выгод; в). в соответствии с концепцией остаточного риска  часть идентифицированных опасностей может с определенной вероятностью реализоваться, следовательно, третья группа задач — это действия в  условиях чрезвычайных ситуаций.
 
БЖД рассматривает все  опасности, с какими может столкнуться  человек в процессе своей жизни  и дея­тельности.
 
Таким образом: 1) БЖД —  неотъемлемая составная часть в  общая образовательная компонента подготовки всесторонне развитой личности; 2) этот предмет должен входить в  государственные образовательные  стандарты всех специальностей и  на­правлений без какого-либо исключения в интересах лич­ности, общества, государства.
 
 
 
 
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И  ОПРЕДЕЛЕНИЯ БЖД. 
 
Безопасность жизнедеятельности  — область научных знаний, изучающая  опасности и способы защиты от них человека в любых условиях его обитания.
 
Безопасность — состояние  деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявле­ние  опасностей, или отсутствие чрезмерной опасности.
 
Деятельность — специфическая  человеческая форма активного отношения  к окружающему миру, содержа­ние  которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс  деятельности. Формы деятельности многообразны. Они охватывают практические, интеллектуальные, духовные процессы, протекающие в  быту, общественной, культурной, трудо­вой, научной, учебной и других сферах жизни.
 
Условия деятельности — совокупность факторов сре­ды обитания, воздействующих на человека.
 
Здоровье — естественное состояние организма, харак­теризующееся его уравновешенностью с окружающей сре­дой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
 
Идентификация опасности  — процесс распознавания образа опасности, установления возможных  причин, про­странственных и временных  координат, вероятности проявления, величины и последствий опасности.
 
Опасность — явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные  в определенных условиях причинить  ущерб здоровью человека. Потенциальный  — возможный, скрытый.
 
Причина — событие, предшествующее и вызываю­щее другое событие, именуемое  следствием.
 
Риск — количественная оценка опасности. Определяется как  частота или вероятность возникновения  одного события при наступлении  другого события. Обычно это безразмерная величина, лежащая в пределах от 0 до 1. Может определяться и другими  удобными способами.
 
Ущерб здоровью — это заболевание, травмирование, следствием которого может стать летальный исход, ин­валидность и т. п.
 
Система — совокупность элементов, взаимодействие между которыми адекватно  цели.
 
Цель — то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенных направленных действий
 
 
 
 
3. ОПАСНОСТЬ. НОМЕНКЛАТУРА  ОПАСНОСТЕЙ. ТАКСОНОМИЯ ОПАСНОСТЕЙ.
 
Опасность — центральное  понятие БЖД, под которым понимаются любые явления, угрожающие жизни  и здоровью человека. Количество признаков, характеризующих опасность, может  быть увеличено или уменьшено  в зависимости от целей анализа. Опасность хранят все системы, имеющие  энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, несоответствующие условиям жизнедеятельности  человека.
 
Опасности носят потенциальный  характер. Актуализация опасностей происходит при определенных услови­ях, именуемых  причинами. Признаками, определяющими  опасность, являются: угроза для жизни; возможность нанесения ущерба здоровью; нарушение условий нормального  функционирования органов и систем челове­ка. Опасность — понятие  относительное.
 
Номенклатура — система  названий, терминов, употребляемых  в какой-либо отрасли науки, техники. В тео­рии БЖД целесообразно  выделить несколько уровней номенклатуры: общую, локальную, отраслевую, мест­ную (для отдельных объектов) и др. В общую номенклатуру в алфавитном порядке включаются все виды опасностей: алкоголь, аномальная тем­пература воздуха, аномальная влажность воздуха, аномальная подвижность воздуха, аномальное барометри­ческое давление, арборициды, аномальное освещение, аномальная ионизация воздуха, вакуум, взрыв, взрыв­чатые вещества, вибрация, вода, вращающиеся части машины, высота, газы, гербициды, глубина, гиподинамия, гипокинезия, гололед, горячие поверхности, дина­мические перегрузки, дождь, дым, движущиеся предме­ты, едкие вещества, заболевания, замкнутый объем, из­быточное  давление в сосудах, инфразвук, инфракрасное излучение, искры, качка, кинетическая энергия, коррозия, лазерное излучение, листопад, магнитные поля, микроорганизмы, медикаменты, метеориты, микроорганизмы, молнии (грозы), монотонность, нарушение газо­вого состава воздуха, наводнение, накипь, недостаточная прочность, неровные поверхности, неправильные действия персонала, огнеопасные вещества, огонь, оружие (огнестрельное, холодное и т. д.), острые предметы (колющие, режущие), отравление, ошибочные действия людей, охлажденные поверхности, падение (без установленной причины), пар, перегрузка машин и механизмов, перенапряжение анализаторов, пестициды, повышенная яркость света, пожар, психологическая несовместимость, пульсация светового потока, пыль, рабочая поза, радиация, резонанс, сенсорная депривация, скорость движения и вращения, скользкая поверхность, снегопад, солнечная активность, солнце (солнечный удар), сонливость, статические перегрузки, статическое электричество, тайфуны, ток высокой частоты, туман, ударная волна, ультразвук, ультрафиолетовое излучение, умственное перенапряжение, ураган, ускорение, утомление, шум, электромагнитное поле, эмоциональный стресс, эмоциональная перегрузка, ядовитые вещества и др.
 
При выполнении конкретных исследований составляется номенклатура опасностей для отдельных объек­тов (производств, цехов, рабочих мест, процессов, профессий  и т. п.). Полезность номенклатур состоит  в том, что они содержат полный перечень потенциальных опасностей и облегчают процесс идентификации. Процедура составления номенклатуры имеет профилактическую направ­ленность.
 
Таксономия — наука  о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов. Поскольку опасность является понятием сложным, иерархическим, имеющим много  признаков, таксономирование их вы­полняет важную роль в организации научного знания в области безопасности деятельности, позволяет глубже познать природу опасности. Термин “таксономия” предложил швейцарский ботаник О. Декандоль в 1813 г.
 
Совершенная, достаточно полная таксономия опасностей пока не разработана. Приведем лишь некоторые примеры. По происхождению различают 6 групп  опасностей: природные, техногенные, антропогенные, экологические, социальные, биологические. По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на 5 групп: механические, физические, химические, биологические, психофизиологические.
 
По времени проявления отрицательных последствий опасности  делятся на импульсивные и кумулятивные.
 
По локализации опасности  бывают: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом.
 
По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т. д.
 
По приносимому ущербу: социальный, технический, экологический, экономический.
 
Сферы проявления опасностей: бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная, военная и др.
 
По структуре (строению): простые  и производные, порождаемые взаимодействием  простых.
 
По реализуемой энергии  опасности делятся на активные и  пассивные. К пассивным относятся  опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам  человек. Это — острые (колющие  и режу­щие) неподвижные элементы; неровности поверхности, по которой  перемещается человек; уклоны, подъемы; незначительное трение между соприкасающимися поверхностями и др. Различают  априорные признаки (предвестники) опасности и апостериорные признаки (следы) опасностей.
 
Идентификация - процесс обнаруже­ния и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для  разработки профилактических и оперативных  мероприятий, направленных на обеспечение  жизнедеятельности. В процессе идентификации  выявляются: номенклатура опасностей, вероятность их проявления, пространственная локализация (координаты), возможный  ущерб и другие параметры, необходимые  для решения конкретной задачи. Главное  в идентификации заключается  в установлении возможных причин проявления опасности. Полностью идентифицировать опасность очень трудно.
 
Условия в которых реализуются  потенциальные опасности, называются причинами. Причины характеризуют  совокупность обстоятельств, благодаря  которым опасности проявляются  и называются те или иные нежелательные  последствия, ущерб. Формулы ущерба, или желательные последствия, разнообразны: травмы различной тяжести, заболевания, определяемые современными методами, урон окружающей среде и др.
 
Опасность, причины, следствия  являются основными характеристиками таких событий, как несчастный случай, чрезвычайная ситуация, пожар и т. д. Триада “опасность — причины  — нежелательные следствия” —  это логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность  в реальный ущерб (последствие). Как  правило, этот процесс является многопричинным. Одна и та же опасность может реализоваться  в нежелательное событие через  разные причины. В основе профилактики несчастных случаев по существу лежит  поиск причин
 
 
 
 
Тема 2. КОНЦЕПЦИЯ ПРИЕМЛЕМОГО (ДОПУСТИМОГО) РИСКА
 
1. Понятие о концепции  приемлемого (допустимого) риска
 
Традиционная концепция  приемлемого (допустимого) риска техника  безопасности базируется на категорическом императиве — обеспечить безопасность, не допустить никаких аварий. Как  показывает практика, такая концепция  неадекватна законам техносферы и может обернуться трагедией для людей потому, что обеспечить нулевой риск в действующих системах невозможно. Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска, суть которой в стремлении к такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени. Восприятие общественностью риска и опасностей субъективно. Люди резко реагируют на события редкие, сопровождающиеся большим числом единовременных жертв.
 
В то же время частые события, в результате которых погибают единицы  или небольшие группы людей, не вызывают столь напряженного отношения. Ежедневно  на производстве погибает 40-50 человек, в целом по стране от различных  опасностей лишаются жизни более 1000 человек в день. Но эти сведения менее впечатляют, чем гибель 5-10 человек в одной аварии или  каком-либо конфликте. Это необходимо иметь в виду при рассмотрении проблемы приемлемого риска. Субъективность в оценке риска подтверждает необходимость  поиска приемов и методологий, лишенных этого недостатка. По мнению специалистов, использование риска в качестве оценки опасностей предпочтительнее, чем использова­ние традиционных показателей. Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый  компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения. Прежде всего, нужно иметь в виду, что  экономичес­кие возможности повышения  безопасности технических систем небезграничны. Затрачивая чрезмерные средства на повышение безопасности, можно нанести ущерб социальной сфере, например ухудшить медицинскую помощь.
 
При увеличении затрат технический  риск снижается, но растет социальный. Суммарный риск имеет минимум  при определенном соотношении между  инвестициями в техническую и  социальную сферы. Это обстоятельство и нужно учитывать при выборе риска, с которым общество пока вынуждено  мириться. В некоторых странах, например в Голландии, приемлемые риски установлены  в законодательном порядке. Максимально  приемлемым уровнем индивидуального  риска гибели обычно считается 10-6 в  год. Пренебрежительно малым считается  индивидуальный риск гибели 10-8 в год.
 
Максимально приемлемым риском для экосистем считается тот, при котором может пострадать 5% видов биогеоценоза. На самом деле приемлемые риски на 2-3 порядка “строже” фактических. Следовательно, введение приемлемых рисков является акцией, прямо  направленной на защиту человека.
 
 
 
 
2. Управление риском. Системный  анализ безопасности.
 
Основным вопросом теории и практики безопасности является повышение  уровня безопасности. Для этой цели средства можно расходовать по трем направлениям:
 
1) совершенствование технических  систем и объектов; 2) подготовка  персонала; 3) ликвидация последствий.
 
Для определения соотношения  инвестиций по каждому из этих направлений  необходим специальный анализ с  использованием конкретных данных. Обоснованные данные необходимы для расчета риска. Острая потребность в данных в  настоящее время признана во всем мире на национальном и международном  уровне. Необходима тщательно аргументированная  разработка базы и банков данных и  их реализация в условиях предприятия, региона. В основе управления риском лежит методика сравнения затрат и получаемых выгод от снижения риска.
 
Последовательность изучения опасностей:
 
Стадия I — предварительный  анализ опасности (ПАО).
 
Шаг 1. Выявить источники  опасности.
 
Шаг 2. Определить части системы, которые могут вызвать эти  опасности.
 
Шаг 3. Ввести ограничения  на анализ, т. е. исключить опасности, которые не будут изучаться.
 
Стадия II — выявление последовательности опасных ситуаций, построение дерева событий и опасностей.
 
Стадия III — анализ последствий.
 
Системный анализ — это  совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования  решений по сложным проблемам, в  данном случае, безопасности. Система  — это совокупность взаимосвязанных  компонентов, взаимодействующих между  собой таким обра­зом, что достигается  определенный результат (цель). Под  компонентами (элементами, составными частями) системы понимаются не только материальные объекты, но и отношения  и связи. Любая машина представляет пример технической системы. Система, одним из элементов которой является человек, называется эргатической. Примеры эргатической системы: “человек-ма­шина”, “человек-машина-окружающая среда” и т. п. Любой предмет может быть представлен как системное образование. Принцип системности рассматривает явления в их взаимной связи, как целостный набор или комплекс. Цель или результат, который дает система, называют системообразующим элементом. Например, такое системное явление, как горение (пожар), возможно при наличии следующих компонентов: горючее вещество, окислитель, источник воспламенения. Исключая хотя бы один из названных компонентов, мы разрушаем систему.
 
Системы имеют качества, которых  может не быть у элементов, их образующих. Это важнейшее свойство си­стем, именуемое эмерджентностью, лежит, по существу, в основе системного анализа вообще и проблем безопасности, в частности. Методологический статус системного анализа нео­бычен: в нем переплетаются элементы теории и практики, строгие формализованные методы сочетаются с интуицией и личным опытом, с эвристическими приемами. Цель системного анализа безопасности состоит в том, чтобы выявить причины, влияющие на появление нежелательных событий (аварий, катастроф, пожаров, травм и т. п.), и разработать предупредительные мероприятия, уменьшающие вероятность их появления.
 
 
 
 
3. Анализ причинно-следственных  связей между реализованными  опасностями и причинами.
 
Любая опасность реализуется, принося ущерб, благодаря какой-то причине или нескольким причинам. Без причин нет реальных опасностей. Следовательно, предотвращение опасностей или защита от них базируется на знании причин. Между реализованными опасностями и причинами существует причинно-следственная связь; опасность  есть следствие некоторой причины (причин), которая, в свою очередь, является следствием другой причины и т. д. Таким образом, причины и опасно­сти образуют иерархические, цепные структуры или системы. Графическое изображение таких зависимостей чем-то напоминает ветвящееся дерево. В зарубежной литературе, посвященной анализу безопасности объектов, используются такие термины, как “дерево причин”, “дерево отказов”, “дерево опасностей”, “дерево событий”. В строящихся деревьях, как правило, имеются ветви причин и ветви опасностей, что полностью отражает диалектический характер причинно-след­ственных связей. Разделение этих ветвей нецелесообразно, а иногда и невозможно. Поэтому точнее называть полученные в процессе анализа безопасности объектов графические изображения “деревьями причин и опасностей”.
 
Построение “деревьев” является исключительно эффективной процедурой выявления причин различных нежелательных  событий (аварий, травм, пожаров, дорожно-транспортных происшествий и т. д.).
 
Многоэтапный процесс  ветвления “дерева” требует введения ограничений с целью определения  его пре­делов. Эти ограничения  целиком зависят от целей исследования. В общем, границы ветвления определяют­ся  логической целесообразностью получения  новых ветвей.
 
 
 
 
4.Логические операции  при системном анализе безопасности.
 
Логические операции принято  обозначать соответствующими знаками. Чаще всего употребляются опера­ции  “И” и “ИЛИ”. Операция (или вентиль) “И” указывает, что для получения  данного выхода необходимо соблюсти все усло­вия на входе. Вентиль “ИЛИ”  указывает, что для получения  данного выхода должно быть соблюдено  хотя бы одно из условий на входе.
 
Методы анализа. Анализ безопасности может осуществляться априорно или  апостериорно, т. е. до или пос­ле нежелательного события. В обоих случаях используемый метод может быть прямым и обратным.
 
Априорный анализ. Исследователь  выбирает такие нежелательные события, которые являются потенциально возможными для данной системы, и пытается составить  набор различных ситуаций, которые  могут привести к их появлению. Апостериорный  анализ. Выполняется после того, как нежелательные события уже  произошли. Цель такого анализа –  разработка рекомендаций на будущее. Априорный  и апостериорный анализы дополняют  друг друга. Прямой метод анализа  состоит в изучении причин, чтобы предвидеть последствия. При обратном методе анализируются последствия, чтобы определить причины, т. е. анализ начинается с венчающего события. Конечная цель всегда одна – предотвращение нежелательных событий. Имея вероятность и частоту возникновения первичных событий, можно, двигаясь снизу вверх, определить вероятность венчающего события. Основной проблемой при анализе безопасности – установление параметров или границ системы в зависимости от конкретных целей анализа.
 
 
 
 
Тема 3. ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И  СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
 
1. ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ. КЛАССИФИКАЦИЯ. ОБЩИЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЯ
 
Принцип — это идея, мысль, основное положение. Метод — это  путь, способ достижения цели, исхо­дящий из знания наиболее общих закономерностей. Принципы и методы обеспечения безопасности являются специальными в отличие  от общих методов, при­сущих диалектике и логике. Методы и принципы определенным образом взаимо­связаны. Средства обеспечения  безопасности — это конструктивное, организационное, материаль­ное воплощение, конкретная реализация принципов и  методов. Принципы, методы, средства —  логические этапы обеспечения безопасности, их выбор их зависит от конк­ретных  условий деятельности, уровня безопасности, сто­имости и других критериев. Принципов  обеспечения безопасности много. Их мож­но классифицировать по нескольким признакам. По признаку реализации их условно делят на 4 класса (табл.1)..
 
Таблица 1. Принципы обеспечения  безопасности труда
 
 
 
 
Ориентирующие
 
 
Технические
 
 
Организационные
 
 
Управленческие
 
 
 
 
1. Активности оператора;
 
 
1. Блокировки;
 
 
1. Защиты временем;
 
 
1. Адекватности;
 
 
 
 
2.Гуманизации деятельности;
 
 
2. Вакуумирования;
 
 
2. Информации;
 
 
2. Компенсации;
 
 
 
 
3. Деструкции;
 
 
3. Герметизации;
 
 
3. Несовместимости;
 
 
3. Контроля;
 
 
 
 
4. Замены оператора;
 
 
4. Защиты расстоянием; .
 
 
4. Нормирования;
 
 
4. Обратной связи;
 
 
 
 
б. Классификации;
 
 
5. Компрессии;
 
 
5. Подбора кадров;
 
 
5. Ответственности;
 
 
 
 
6. Ликвидации опасности;
 
 
6. Прочности;
 
 
6. Последовательности;
 
 
6. Плановости;
 
 
 
 
7. Системности;
 
 
7. Слабого звена;
 
 
7. Резервирования;
 
 
7. Стимулирования;
 
 
 
 
8. Снижения опасности.
 
 
8. Флегматизации;
 
 
8. Эргономичности.
 
 
8. Эффективности.
 
 
 
 
 
9.Экранирования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ориентирующие принципы
 
Ориентирующие принципы представляют собой основополагающие идеи, определяющие направление по­иска безопасных решений и служащие методологической и информационной базой.
 
Принцип системности состоит  в том, что любое явление, действие, всякий объект рассматривается как  эле­мент системы. Под системой понимается совокупность элементов, взаимодействие между которыми адекватно однозначному результату. Такую систему будем  называть определенной. Если же совокупность элементов взаимодействует так, что возможны различные результаты, то система называется неопределенной. Причем уровень неопределенности системы  тем выше, чем больше различных  результатов может появиться. Неопределенность порождается непол­ным учетом элементов  и характером взаимодействия между  ними.
 
К элементам системы относятся  материальные объек­ты, а также отношения  и связи, существующие между ними. Различают естественные и искусственные  системы. При конструировании искусственных  систем сначала задаются реальной целью, которую необходимо достичь, и определяют элементы, образующие систему. Задача сводится по существу к тому, чтобы  на естествен­ную систему, ведущую  к нежелательному результату, наложить искусственную систему, ведущую  к желаемой цели. При этом положительная  цель достигается за счет исключения элементов из естественной системы  или нейтрализации их элементами искусственной системы. Можно, следовательно, говорить о системах и контрсис­темах. Прин­цип системности в вопросах безопасности реализуется в различных формах. Принцип системности отражает универсальный за­кон диалектики о взаимной связи явлений и ориентирует на учет всех эле­ментов, формирующих рассматриваемый результат, на полный учет обстоятельств и факторов для обеспечения безопасности жизнедеятельности.
 
Принцип деструкции (от латинского destructio — разрушение) заключается в том, что система, приводя­щая к опасному результату, разрушается за счет исклю­чения из нее одного или нескольких элементов. Он имеет универсаль­ное значение. При анализе безопасности, учитывая принцип деструк­ции, разрабатывают мероприятия, направленные на ис­ключение некоторых элементов, что приводит к желаемой цели..
 
Принцип снижения опасности  заключается в исполь­зовании решений, которые направлены на повышение  безопасности, но не обеспечивают достижения желаемо­го или требуемого по нормам уровня. Этот принцип носит компромиссный  характер.
 
Принцип ликвидации опасности  состоит в устранении опасных  и вредных факторов, что достигается  изме­нением технологии, заменой  опасных веществ безопасными, применением  более безопасного оборудования, совершенствованием научной организации  труда и другими средствами. Этот принцип наиболее прогрессивен по своей  сути и весьма многолик по формам реализации. С поиска способов реализации именно этого принципа следует начинать как теоретические, так и практические работы по повышению уровня безопасности жизне­деятельности.
 
Технические принципы. Технические  принципы основаны на использовании  физических за­конов и направлены на непосредствен­ное предотвращение действия опасностей.
 
Принцип защиты расстоянием  заключается в установлении такого расстояния между человеком и  источником опасности, при котором  обеспечивается заданный уровень безопасности. Принцип основан на том, что действие опасных и вредных факторов ослабевает по тому или иному закону или полностью  исчезает в зависимости от расстояния.
 
Противопожарные разрывы. Чтобы  избежать распространения пожара, здания, сооружения и другие объекты располагают  на определенном расстоянии друг от друга. Эти расстояния называют противопожарными разрывами.
 
Санитарно-защитные зоны. Для  защиты жилых застроек от вредных  и неприятно пахнущих веществ, по­вышенных  уровней шума, вибраций, ультразвука, электромагнитных волн радиочастот, статического электри­чества, ионизирующих излучений  предусматриваются санитарно-защитные зоны.
 
Санитарно-защитная зона —  это пространство между границей жилой застройки и объектами, являющи­мися источниками вредных  факторов. Размер санитарно-защитной зоны устанавливается в соответствии с санитарной классификацией предприятий. Для предприятий классов I, II, III, IV, V размеры санитарно-защитных зон  соответственно составляют 2000, 1000, 500, 300, 100 м. Размеры санитарно-защитных зон  могут быть увеличены или уменьшены  при надлежащем технико-экономическом  и гигиеническом обосновании.
 
Расстояние от наиболее удаленного рабочего места до эвакуационного выхода. Для того чтобы люди во вре­мя пожара могли беспрепятственно и безопасно  покинуть здание, регламентируется кратчайшее расстояние от рабочего места до выхода наружу.
 
Защита от электрического тока. Защита от прикосновения к  токоведущим частям электрических  уста­новок достигается, в частности, недоступным расположением токоведущих  частей. Защита от ионизирующих Излучений  и ЭМП также обеспечивается расстоянием.
 
Принцип прочности состоит  в том, что в целях повышения  уровня безопасности усиливают способность  материалов, конструкций и их элементов  сопротивляться разрушениям и остаточным деформациям от механичес­ких воздействий. Реализуется принцип прочности  при помощи так называемого коэффициента запаса прочнос­ти, который представляет собой отношение опасной нагрузки, вызывающей недопустимые деформации или  разрушения, к допускаемой нагрузке. Величину коэффициента запаса прочности  устанавливают исходя из характера  действующих усилий и напряжений (статический, ударный), механических свойств материала, опыта работы аналогичных конструкций и других факторов.
 
Принцип слабого звена  состоит в применении в целях  безопасности ослабленных элементов  конструкций или специальных  устройств, которые разрушаются  или срабатывают при определенных предварительно рассчи­танных значениях  факторов, обеспечивая сохранность  производственных объектов и безопасность персонала.
 
Принцип экранирования состоит  в том, что между источником опасности  и человеком устанавливается  пре­града, гарантирующая защиту от опасности. При этом функция преграды состоит в том, чтобы препятствовать прохождению опасных свойств  в гомосферу. Применяются, как правило, разнообразные по конструкции сплошные экраны.
 
Защита от тепловых излучений. Распространено применение экранов  для защиты от тепловых облуче­ний. При этом различают экраны отражения, поглощения и теплоотвода. Для устройства экранов отражения используют светлые  материалы: алюминий, белую жесть, алюминиевую  фольгу, оцинкованное железо. Теплоотводящие экраны изготовляют в виде конструкций  с пространством (змеевиком) с находящейся  в нем проточной водой. Теплопоглощающие экраны изготовляют из материала  с большой степенью черноты. Если необходимо обеспечить возможность  наблюдения (кабины, пульты управления), применяют прозрачные экраны, выполнен­ные из многослойного или жаропоглощающего стекла или других конструкций. Прозрачным теплопоглощающим экраном служат и водяные завесы, которые могут быть двух типов: переливные (вода подается сверху) и напорные (с подачей воды снизу под давлением).
 
Защита от ионизирующих излучений. Защитное экранирование широко применяется  для защиты от иони­зирующих излучений. Оно позволяет снизить облучение  до любого заданного уровня. Материал, применяемый для экранирования, и толщина экрана зависят от природы  излучения (альфа, бета, гамма, нейтроны). Толщи­на экрана рассчитывается на основе законов ослабления излучений в  веществе экрана. Альфа-частицы имеют  небольшую величину пробега и  легко поглощаются стеклом, плексигласом, фольгой любой толщины. Для защиты от бета-излучений применяют материалы  с небольшим атомным номером, для поглощения жестких бета-лучей  применяют свинцовые экраны с  внутренней облицовкой алюминием. Для  ослабления гамма-излучения чаще всего  используют элементы с высоким атомным  номером и высокой плотностью: свинец, вольфрам, бетон, сталь. Нейтроны высокой энергии сначала замедляют  до тепловых при помощи водородосодержащих веществ (тяжелая вода, парафин, пластмассы, полиэтилен), а затем поглощают  медленные нейтроны при помощи материалов, имеющих большое сечение поглощения (борнит, графит, кад­мий и др.).
 
Защита от электромагнитных излучений. Экрани­рование используется для защиты от электромагнитных полей. В этом случае применяют материалы  с высокой электрической проводимостью (медь, алюминий, латунь) в виде листов толщиной не менее 0,5 мм или сетки с ячейками размером не более 4х4 мм. Электромагнит­ное поле ослабляется металлическим экраном в резуль­тате создания в его толще поля противоположного на­правления.
 
Защита от вибраций и шума. Одним из эффектив­ных способов защиты от вибраций, вызываемых работой машин  и механизмов, является виброизоляция. Роль своеобразного экрана здесь  выполняют амортизаторы (виброизоляторы), представляющие собой упругие элементы, размещенные между машиной и ее основанием. Энергия вибрации поглощается амортизаторами, а это уменьшает передачу вибраций на основание.
 
Экраны используют для  защиты работающих от прямого воздействия  шума. Акустический эффект экрана основан  на образовании за ним области  тени, куда звуковые волны проникают  лишь частично. Причем спра­ведлива такая  зависимость; чем больше длина звуковой волны, тем меньше при данных размерах экрана область тени. Следовательно, применение экранов эффективно для  защиты от средне- и высокочастотных  шумов. На низких частотах за счет эффекта  дифракции звук огибает экраны, не создавая аэродинамической тени.
 
Система индивидуальной защиты (СИЗ). Принцип экранирования используется в СИЗ (очки, щитки).
 
Управленческие принципы. Управленческими называются принципы, определя­ющие взаимосвязь и  отношения между отдельными ста­диями  и этапами процесса обеспечения  безопасности.
 
Принцип плановости означает установление на опре­деленные периоды  направлений и количественных по­казателей деятельности. В соответствии с рассматривае­мым принципом должны устанавливаться  конкретные количественные задания  на различных иерархических уровнях  на основе контрольных цифр. Планирование в области безопасности должно ориен­тироваться на достижение конечных результатов, выра­женных  в показателях, характеризующих  непосредственно условия труда
 
Принцип стимулирования означает учет количества и качества затраченного труда и полученных результа­тов при распределении материальных благ и моральном поощрении. Он реализует  такой важный фактор, как личный интерес.
 
Принцип компенсации состоит  в предоставлении различного рода льгот  с целью восстановления нарушенного  равновесия психичес­ких и психофизиологических процессов или предупреж­дения  нежелательных изменений в состоянии  здоровья. Компенсации предусматриваются  рабочим, военнос­лужащим и другим категориям лиц. Одним из видов компенсации является повышение тарифных ставок для работающих на горячих, тяжелых и вредных работах примерно на 13%, а для работающих на особо тяжелых и особо вредных работах — на 30-33% выше, чем для работающих в нормальных условиях. Работающим в особо вредных условиях выдается бесплатно лечебно-профилактическое питание для укреп­ления здоровья и предупреждения профессиональных заболеваний. Разработано 5 научно обоснованных раци­онов лечебно-профилактического питания, применяемых в зависимости от особенностей вредностей. Лечебно-про­филактическое питание выдается обычно в виде горячих завтраков перед началом работы или во время обеденного перерыва. Калорийность дневного рациона составляет 1364-1481 калорий. Значительному числу рабочих и служащих, занятых на работах с вредными условиями труда, в дни работы выдается 0,5 л молока или равно­ценные ему продукты. На работах, связанных с загрязнением тела, выделяется бесплатно по установленным нормам мыло. Для защиты кожного покрова рук и лица в необходимых случаях выдаются различные мази (пасты), синтетичес­кие поверхностно-активные моющие вещества, хорошо смывающие грязь, но не раздражающие кожу. Обеспечение безопасности связано с применением СИЗ.
 
Принцип эффективности состоит  в сопоставлении фактических  результатов с плановыми и  оценке достиг­нутых показателей по критериям затрат и выгод. В области  безопасности различают социальную, ин­женерно-техническую и экономическую  эффективность. Функция эффективности  в безопасности весьма специ­фична. Основное значение имеет организующая роль принципа эффективности.
 
Организационные принципы. К  организационным относятся принципы, реализующие в целях безопасности положения научной органи­зации деятельности.
 
Принцип защиты временем предполагает сокращение до безопасных значений длительности нахождения яюдей в условиях воздействия опасности. Этот принцип имеет значение при защите от ионизирующих излучений, от шума, при установлении продолжительных отпусков и в других случаях. Рассмотрим несколько примеров.
 
Отпуск. Все трудящиеся получают оплачиваемый отпуск. Это снимает  накопившуюся усталость и способ­ствует  улучшению здоровья и повышению  жизненного тонуса. Продолжительность  рабочего дня. Там, где пока не устранены  вредные условия труда, действующее  зако­нодательство предусматривает  систему компенсаций профессиональных вредностей. Одним из видов ком­пенсаций является сокращение продолжительности  ра­бочего дня.
 
Предотвращение взрывов. Большую опасность представляют баллоны с агрессивными сжиженными газами при их длительном хранении. Имеющаяся влага с течением времени  реагирует с газом. Образующиеся при этом побочные газообразные продукты увеличивают давление в баллоне. Одновременно происходит коррозия внутренних стенок баллона, сопровождающаяся образованием водорода и солей, забивающих сифонную труб­ку. Снять избыточное давление в таком баллоне уже невозможно. По этой причине нельзя длительно хра­нить баллоны со сжиженными газами.
 
Защита от гидравлических ударов. При внезапной остановке  движущейся в трубопроводе жидкости проис­ходит резкое повышение давления, под воздействием которого трубопровод  может разрушиться. При посте­пенном закрывании запорных приспособлений повышение  давления в трубопроводе зависит  определенным об­разом от продолжительности  закрывания задвижек: с увеличением  времени давление понижается. Поэтому  в трубопроводах с большими скоростями применяют постепенно закрывающиеся  задвижки с большим числом оборотов маховичка. Таким образом, безопасность в данном случае достигается блокировкой временем.
 
Принцип нормирования состоит  в регламентации условий, соблюдение которых обеспечивает заданный уровень  безопасности. Нормы являются исходны­ми данными для расчета и организации  мероприятий по обеспечению безопасности. При нормировании учитыва­ются психофизические  характеристики человека, а так­же технические и экономические  возможности. Лимитирующим показателем  при нормировании вред­ных факторов является отсутствие патологических изменений  в состоянии здоровья. Так содержание вредных веществ в воздухе  рабочей зоны нормируется пре­дельно допустимыми концентрациями (ПДК). ПДК  — это такие концентрации, которые  при установленной продолжительности  работы в течение всего рабочего стажа не могут вызвать заболеваний  или отклонений в состоянии здоровья. Эти концентрации яв­ляются максимально  разовыми. ПДК устанавливаются также  для атмосферного воздуха населенных пунктов. В этом случае используются максимально разовые и среднесуточные концентрации. Установлены предельно  допустимые концентрации вред­ных веществ  в водоемах санитарно-бытового водопользования, для почв, продуктов, т. д.
 
Параметры микроклимата. Нормируются  оптимальные и допустимые значения температуры, относитель­ной влажности  и скорости движения воздуха для  различных условий деятельности.
 
Шум. Для шумов устанавливаются  допустимые уровни звукового давления в дБ в октавных полосах со среднегеометрическими  частотами 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц, а  также уровни звука и эквивалентные  уровни звука в дБА. При нормирова­нии шумов учитывается характер объектов и род вы­полняемой работы.
 
Освещенность. В нормировании освещенности определяющим является размер объекта различения (мм), по которому определяют разряд зрительной работы. Естественная освещенность нормируется  коэффици­ентом естественной освещенности. Для бокового освещения нормируется  минимальное значение, а для верхнего и комбинированного — среднее. Наименьшая искусственная освещенность на рабочих  поверхностях в производственных помещениях ус­танавливается с учетом фона, контраста объекта с фоном, применяемых ламп и вида освещения.
 
Рабочее время и время  отдыха. Формой нормирования является регламентация продолжительности  рабо­чего дня, рабочей недели, производственного  стажа, а также перерывов в  работе и отпусков.
 
Компенсационные льготы. Установлены  нормы выдачи спецодежды, мыла, молока, лечебно-профилакти­ческого питания.
 
Средства защиты – нормативные  требования к устройству ограждений, зазем­лений и других средств  защиты.
 
Вибрация. Вибрация нормируется  по уровням в октавных полосах  со среднегеометрическими частотами  от 1 до 2000 Гц. Различают при этом локальную и общую вибрации для  различных условий.
 
Переноска тяжестей. Несмотря на широкое внедрение механизации  трудоемких работ, все еще существу­ет  необходимость в переноске тяжестей. Поэтому установлены предельные нормы переноски тяжестей для  женщин:
 
- подъем и перемещение  тяжестей при чередовании с  другой работой (до 2 раз в час)  — 10 кг;
 
- подъем и перемещение  тяжестей постоянно в течение  рабочей смены — 7 кг;
 
­- величина динамической работы, совершаемой в течение каждого  часа рабочей смены, не должна пре­вышать; с рабочей поверхности 1750 кгм, с пола 875 кгм.
 
Принцип несовместимости  заключается в пространственном и временном разделении объектов реального мира (веществ, материалов, оборудования, помещений, людей), основанном на учете природы их взаимодей­ствия  с позиций безопасности. Такое  разделение преследует цель исключить  возникновение опасных ситуа­ций, порождаемых взаимодействием объектов. Этот принцип весьма распространен  в различных областях техники.
 
Зонирование территории. В  целях повышения взрывопожаробезопасности и улучшения санитарного со­стояния при разработке генеральных планов предприятий применяется зонирование территории. Сущность зонирования заключается в территориальном объединении в группы (зоны) различных объектов, входящих в состав предприятия по признаку технологической связи и характеру присущих им опасностей и вредностей. Выделяют следующие зоны: предзаводскую, подсобную, складскую, сырьевую и товарных емкостей. Предзаводская зона включает заводоуправление, проходную, столовую, пожарное депо, стоянки транспорта. В производственной зоне находятся производствен­ные и вспомогательные здания и сооружения. Подсобная зона объединяет ремонтно-механические, ремонтно-строительные и тарные цехи, центральную за­водскую лабораторию и др. Складская зона содержит склады материальные, оборудования, химикатов, масел, готовой продукции. Зона сырьевых и товарных емкостей предназначается для складов горючих и легковоспламеняющихся жид­костей и газов.
 
Принцип эргономичности состоит  в том, что для обеспечения  безопасности учитываются антропометри­ческие, психофизические и психологические  свойства человека. Антропометрические требования сводятся к учету размеров и позы человека при проектировании оборудования, рабочих мест, мебели, одежды, СИЗ и др.
 
 
 
 
2. МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ. КЛАССИФИКАЦИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
 
Гомосфера — пространство (рабочая зона), где находится  человек в процессе рассматриваемой  деятельности. Ноксосфера — пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности. Совмещение гомосферы и ноксосферы недопустимо с позиций безопасности. Обеспечение безопасности достигается тремя основными методами. Метод А состоит в пространственном и (или) временном разделении гомосферы и ноксосферы. Это дости­гается средствами дистанционного управления, автоматизации, роботизации, организации и др. Метод Б состоит в нормализации ноксосферы путем исключения опасностей. Это совокупность мероприятий, защищающих человека от шума, газа, пыли, опасности травмирования и т. п. средствами коллективной защиты. Метод В включает гамму приемов и средств, направленных на адаптацию человека к соответствующей среде и повышению его защищенности. Данный метод реализует возможности профотбора, обучения, психологического воздействия, СИЗ. В реальных условиях реализуется комбинация названных методов.
 
Средства обеспечения  безопасности делятся на сред­ства  коллективной (СКЗ) и индивидуальной защиты (СИЗ). В свою очередь СКЗ  и СИЗ делятся на группы в зависимости  от характера опасностей, конструктивного  исполнения, области применения и  т. д. В широком понимании к  средствам безопасности сле­дует относить все то, что способствует защищенности человека от опасности, а именно: воспитание, образова­ние, укрепление здоровья, дисциплинированность, здра­воохранение, государственные органы управления и т. п.
 
 
 
 
3. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
Под управлением БЖД понимается организованное воздействие на систему  «человек-среда» с целью дости­жения  желаемых результатов. Управлять БЖД  — это значит осознанно переводить объект из одного состояния (опасное) в  другое (менее опасное). При этом объективно соблюдаются условия  экономи­ческой и технической целесообразности, сравнение зат­рат и получение  выгод. Требование системности заключается  в учете необхо­димого и достаточного числа компонентов, которыми определяется безопасность. Важнейшие принципы системного анализа сводятся к следующему: процесс  принятия решений должен на­чинаться  с выявления и четкого формулирования конечных целей; всю проблему необходимо рассматривать как единое целое; необходим анализ альтернативных путей  достижения целей; подцели не должны вступать в конфликт с общей целью.
 
При этом цель должна удовлетворять  требованиям реальности, предметности, количественной определен­ности, адекватности, эффективности, контролируемос­ти. Формирование целей — наиболее сложная задача в управлении безопасностью. Цель следует  рассматривать как иерархическое  понятие. Программа всегда направ­лена  на достижение конкретной цели. Это  главная цель. Она подразделяется на подцели, которые ранжируются  по степени важности.
 
Стадии, на которых должны учитываться требова­ния безопасности, образуют полный цикл деятельности, а  именно: научный замысел; НИР; ОКР; проект; реали­зация проекта; испытания; производство; транспорти­рование; эксплуатация; модернизация и реконструкция, консервация и  ликвидация; захоронение. Своевременный  учет требований безопасности на каж­дой  стадии обуславливается не только техническими, но и экономическими соображениями.
 
 
 
 
4. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ БЖД
 
Управление — это процесс, в котором можно в об­щем случае выделить несколько функций: 1) Анализ и оценка состояния объекта. 2) Прогнозирование  и планирование мероприятий для  достижения целей и задач управления. 3) Организация, т. е. непосредственное формирова­ние управляемой и  управляющей систем. 4) Контроль, т. е. система наблюдения и проверки за ходом организации управления. 5) Определение эффективности мероприятий. 6) Стимулирование, т. е. формы воздействия, побуж­дающие участников управления творчески  решать про­блемы управления.
 
 
 
 
 
 
Тема 4. ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСТНОСТИ  ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (АНТРОПОГЕННЫЕ  ОПАСНОСТИ)
 
 
 
1. Предмет и задачи психологии  безопасности как научной дисциплины.
 
Психология — это наука  о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека. В психологии выделяется несколько  отраслей, в том числе психология труда, инженерная психология, пси­хология  безопасности.
 
Психология труда изучает  психологические аспек­ты трудовой деятельности. Она возник­шая на рубеже ХГХ-ХХ вв.
 
Инженерная психология изучает  процессы информа­ционного взаимодействия человека с техническими сис­темами, а также требования, предъявляемые  к конст­рукции машин и приборов с учетом психических свойств  человека. По целям и задачам близка к инженерной психологии эргономика, возникшая в середине XX в. Психология безопасности, зародилась в начале XX в. в рамках психологии труда. ЕЁ объектом как науки являются психоло­гические аспекты деятельности; предметом  – психические процессы, состояние  и свойства человека, влияющие на условия  безопасности. Психология безопасности изучает психологические, т. е. зависящие  от человека, причины несчастных случаев  и разрабатывает методы и средства защиты от них. Её можно рассматривать  как основополагающий аспект антропогенных  опасностей, затрагивающий проблему роли человека как основного участника несчастных слу­чаев и аварий. Наибольший практический интерес представляет выяснение психологических причин несчастных случа­ев.
 
 
 
 
2. Психические процессы  и состояния.
 
Психические процессы составляют основу психичес­кой деятельности и  являются динамическим отражени­ем  действительности. Без них невозможно формирова­ние знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические  процессы (ощущения, восприятия, память и др.).
 
Психическое состояние человека — это относитель­но устойчивая структурная организация всех компонен­тов психики, выполняющая функцию активного  взаи­модействия человека (как обладателя психики) с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией. Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психи­ческой деятельности в конкретный момент и  могут по­ложительно или отрицательно сказываться на течении всех психических  процессов.
 
В процессе деятельности реакция  организма на внешние воздействия  не остается постоянной. Организм стремится  приспо-собиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности. При этом возникает состояние психи-ческой напряженно­сти, которое канадский физиолог Г. Селье (1936) назвал стрессом. Как показали многочисленные исследо-вания, стресс в трудовой деятельности, в зависимости от его уровня, порождает весьма различные, а порой даже противопо­ложные результаты. Стресс проявляется во всеобщем адаптационном син­дроме как необходимая и полезная реакция организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Он состоит в целом ряде физиологических сдвигов в орга­низме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опас­ных действий. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человечес­кого организма, но и механизмом, содействующим успе­ху трудовой деятельности в условиях помех, трудно­стей и опасностей.
 
Однако между уровнем  стресса и вытекающей из него активацией нервной системы, с одной стороны, и результативностью трудовой деятельности — с дру­гой нет пропорциональной зависимости. Установлено, что с  рос­том активации нервной системы  до определенного уров­ня продуктивность поведения повышается, тогда, как  с дальнейшим ростом активации она  начинает падать. Таким образом, стресс оказывает поло­жительное влияние  на результаты труда (мобилизует организм и способствует преодолению возникших в тру­де препятствий) лишь до тех пор, пока он не превысил определенного критического уровня. При превышении же этого уровня в организме развивается так называе­мый процесс гипермобилизации, который влечет за со­бой нарушение механизмов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до ее срыва. Поэто­му стресс, превышающий критический уровень, иногда называют дистрессом.
 
Итак, пока стресс, вызванный  усложнением усло­вий труда, не превышает  определенного уровня, он спо­собствует  преодолению трудностей. Однако все  это до­стигается за счет мобилизации  ресурсов организма. И те виды трудовой деятельности, где необходимость  в по­добной мобилизации возникает  довольно часто, отрица­тельно сказываются  на здоровье занятых в них людей. Люди, которые вынуждены трудиться  с максималь­ной физической и  умственной нагрузкой, по наблюде­нию  автора, выглядят как обессиленные. Нормальная загрузка рабочих и их необходимая го­товность к труду  обеспечивается при 40—60%, а в осо­бых  случаях кратковременно при 80% от максималь­ной  нагрузки. Оставшиеся 20% рассматривают  как ре-зерв, который допустимо использовать лишь в случа­ях крайней необходимости (при возникновении угрозы для жизни).
 
Выделяют шесть групп  таких производ­ственных стрессоров, отрицательно действующих на современном  механизи-рованном и автоматизированном предприятии: интенсивность работы; давление фактора времени (штурмовщина, срочная, ак-кордная работа и т. п.); изолированность рабочих мест и недостаточные меж­личностные контакты между рабочими (операторы современного предприятия часто удалены один от другого, находятся в изолированных помещениях); однообразная и монотон-ная работа (на конвейере, у приборных пультов); недостаточная двигательная активность (многие часы оператор находится в состоянии готовности к дей­ствию, тогда как необходимость действия возникает редко); различные внешние воздействия (шумы,, вибрации, высокие температуры и т. п.).
 
Таким образом, гипермобилизация организма при­водит к чрезмерным формам психического состояния, которые называются дистрессом или запредельными формами.
 
 
 
 
3. Особые психические состояния.
 
Можно выделить два типа запредельного  психичес­кого напряжения — тормозной  и возбудимый.
 
Тормозной тип — характеризуется  скованностью и замедленностью движений. Специалист не способен с прежней  ловкостью производить профессиональные дей­ствия. Снижается скорость ответных реакций. Замедля­ется мыслительный процесс, ухудшается воспоминание, проявляется  рассеянность и другие отрицательные  при­знаки, не свойственные данному  человеку в спокойном состоянии.
 
Возбудимый тип — проявляется  гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. Операторы совершают многочисленные, не диктуемые конкретной потребностью действия. Они проверяют состояния при­боров, поправляют одежду, растирают руки, в общении с окружающими они обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, не свойственную им резкость, грубость, обидчивость.
 
Запредельные формы психического напряжения ле­жат нередко в основе ошибочных действий и непра­вильного поведения операторов в сложной  обстановке. Длительные психические  напряжения и особенно их запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления.
 
Умеренное напряжение — нормальное рабочее со­стояние, возникает под  мобилизирующим влиянием тру­довой дея-тельности. Это состояние психической актив­ности — необходимое условие успешного выполнения действий. Оно сопровож-дается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хо­рошем самочувствии, стабильном и уверенном выполне­нии действий. Умеренное напряжение соответствует ра­боте в оптимальном режиме. Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях, при нормаль­ной работе технических устройств. Обстановка является привычной, рабочие действия осуществляются в строго определенном порядке, мышление носит алгоритмичес­кий характер.
 
В оптимальных условиях промежуточные  и конеч­ные цели труда достигаются  при невысоких нервно-пси­хических зат-ратах. Обычно здесь имеют место дли­тельное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушений, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий. Деятельность в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью. Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях, требующие от работающего максимального напряжения физиологичес­ких и психических функций, резко выходящего за преде­лы физиологической нормы. Экстремальный режим — это работы в условиях, вы­ходящих за пределы оптимума. Отклонения от опти­мальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия или, иначе говоря, вызывают напря­жение.
 
Неблагоприятные факторы, повышающие напряже­ние, делятся на следующие  группы:
 
1) физиологический дискомфорт, т. е. несоответствие условий  обитания нормативным требованиям; 2) биологический страх; 3) дефицит  времени на обслуживание; 4) повышенная  трудность задачи; 5) повышенная значимость  ошибочных действий; 6) наличие релевантных  помех; 7) неуспех вследствие объективных  обстоятельств; 8) дефицит информации  для принятия; 9) недогрузка информацией  (сенсорная депривация); 10) перегрузка  информацией; 11) конфликтные условия,  т. е. условия, при кото­рых  выполнение одного из них требует  осуществле­ния действий, противоречащих  выполнению другого ус­ловия.
 
Напряжения могут быть классифицированы в соот­ветствии  с теми психическими функциями, которые  преимущественно вовлечены в  профессиональную дея­тельность и  изменения которых наиболее выражены в неблагоприятных условиях.
 
Интеллектуальное напряжение — выз­вано частым обращением к  интеллектуальным про­цессам при формировании плана обслуживания, обус­ловленное высокой плотностью" потока проблемных ситуаций обслуживания.
 
Сенсорное напряжение — вызвано  неоптимальными условиями деятельности сенсорных и перцептивных систем и возникающее в случае больших  затруднений в восприятии необходимой  информации.
 
Монотония — вызвана однообрази­ем выполняемых действий, невозможностью переклю­чения внимания, повышенными требованиями как к концентрации, так и к устойчивости внимания.
 
Политония — вызвана необходимос­тью переключений внимания, частых и в неожиданных направлениях.
 
Физическое напряжение —  вызвано повышенной нагрузкой на двигательный ап­парат человека.
 
Эмоциональное напряжение —  вызван­ное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной  ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов.
 
Напряжение ожидания —  вызвано необходимостью поддержания  готовности рабочих фун­кции в условиях отсутствия деятельности.
 
Мотивационное напряжение связано  с борьбой мо­тивов, с выбором  критериев для принятия решения.
 
Утомление — напряжение, связанное с временным снижением  работоспособности, вызванным длительной работой.
 
По времени действия психические  состояния можно разделить на следующие группы: 1) Относительно устойчивые и длительные по време­ни состояния. Это состояния удовлетворенности  или неудовлетворенности работой, заинтересованности трудом или безразличия  к нему и т. п. 2) Временные, ситуативные, быстро проходящие со­стояния. Возникают  под влиянием разного рода непола­док в производственном процессе или  во взаимоотноше­ниях работающих. 3) Состояния, возникающие периодически в ходе тру­довой деятельности. Таких  состояний много: предрасположение к работе, пониженная готовность к  ней, вырабатывание, повышенная работоспособность, утомление, сонливость, апатия, повышенная активность и т. п.
 
Появления особых психических  состояний, которые не являются постоян­ным  свойством личности и возникают  спонтанно или под влиянием внешних  факторов, сильно изменя­ющих работоспособность  человека. Это так называемые пароксизмальные  расстройства сознания: психогенные  изменения настроения, состоя­ния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных напит­ков), группа расстройств  различного происхождения (органические заболевания головного мозга, эпилепсия, обмороки), характеризующихся кратковременной (от с до нескольких мин) утратой  сознания.
 
Психогенные изменения и  аффективные состояния возникают  под влиянием психических воздействий. Сни­жение настроения и апатия могут  длиться от несколь­ких часов  до 1-2 месяцев. Снижение настроения наблюдается  при гибели род­ных и близких  людей, после конфликтных ситуаций. При этом появляется безразличие, вялость, общая ско­ванность, заторможенность, затруднение переключения внимания, замедление темпа мышления. Снижение на­строения сопровождается ухудшением самоконтроля и может быть причиной производственного травматизма. Практический опыт свидетельствует, что прием  легких стимуляторов (чай, кофе) помогает в борьбе с сонливос­тью и может  способствовать повышению работоспособ­ности на короткий период. Употребление транквилиза­торов  — препаратов, смягчающих психоэмоциональные стрессовые состояния (эмоциотропные адаптогены — се­дуксен, элениум), представляет особую проблему. Ока­зывая выраженное успокоение и предупреждая разви­тие неврозов, эти препараты могут снизить психическую активность, замедлить реакции, вызывать апатию и сон­ливость.
 
К числу постоянных факторов, повышающих инди­видуальную подверженность опасности и совершению ошибок, относится  употребление спиртных напитков. Даже незначительное употребление алкоголя увеличи­вает вероятность несчастных случаев в силу того, что алкоголь влияет на деятельность нервной системы и на поведение человека: нарушается управление движения­ми; человек при этом реагирует на внешние воздействия с меньшей быстротой и точностью или же, наоборот, поспешно, колебания внимания становятся беспорядоч­ными и менее управляемыми; нарушается также широ­та и критичность мышления, человек делает поспешные выводы или принимает необдуманные решения. Любая степень опьянения, даже незначи­тельное употребление алкоголя повышает подверженность опасности. Регулярное употребление алкоголя снижает сопротивляемость организма, вследствие чего в нем мо­гут возникать различные заболевания, в особенности инфекционные. На организм, пораженный алкоголем, сильнее действуют и промышленные яды, вызывающие некоторые профессиональные заболевания. Алкоголь и ядовитые вещества, попадая в организм, комплексно воздействуют на него, что во многих случаях вызывает тяжелое отравление.
 
С позиции безопасности труда  особое значение имеет посталкогольная астения (похмелье). Развиваясь в дни после упот-ребления алкоголя, она не только снижает работоспособность человека, ведет к заторможенности и снижению осторожности.
 
Пароксизмальные перерывы в  операторской деятель­ности могут  быть причиной губительных последствий, особенно для водителей автотранспорта, верхолазов, мон­тажников, строителей, работающих на высоте. Совре­менные средства психофизио-логических исследований позволяют выявлять лиц со скрытой наклонностью к пароксизмальным состояниям.
 
Под влиянием обиды, оскорбления, производствен­ных неудач могут  развиваться аффективные состояния (аффект — взрыв эмоций). В состоянии  аффекта у человека развивается  психо­генное (эмоциональное) сужение  объема сознания. При этом наблюдаются  резкие движения, агрессивные и раз­рушительные  действия. Лица, склонные к аффектив­ным состояниям, относятся к категории  повышенного риска травматизации и не должны допускаться к ответ­ственным работам.
 
На ситуацию, воспринимаемую в качестве обидной, возможны следующие  реакции:
 
Конфликт — реакция, возникающая, когда челове­ку приходится выбирать между двумя потребностями, которые  действуют одновременно. Такая ситуация часто возникает в области  безопасности, когда необходимо счи­таться либо с потребностями производства, либо со сво­ей безопасностью.
 
Поведение срыва — при  повторяющихся неудачах или при  чрезвычайной ситуации человек может  в неко­тором смысле отказаться от своих целей. Он доходит до отрицания  некоторых внутренних и внешних  потребно­стей. В этом случае у него также будут проявляться реакции, похожие на смирение, пассивность, апатию, а в некоторых случаях на срыв.
 
Тревога (тревожное ожидание) — эмоциональная ре­акция на опасность. Человек с трудом способен опреде­лить  объект или причины своего состояния. Лицо, нахо­дящееся в состоянии беспокойства, гораздо больше предрасположено  к совершению ошибки или опасного поступка.
 
Страх — эмоция, возникающая  в ситуациях угро­зы биологическому или социальному существованию  индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Функционально страх служит предупреждением  о предстоящей опасности, по­буждает искать пути ее избегания. Страх варьирует  в достаточно широком диапазоне  оттенков (опасения, бо­язнь, испуг, ужас).
 
Испуг — безусловно-рефлекторный “внезапный страх”. Боязнь, напротив, всегда связана с осознанием опаснос­ти, возникает медленнее и дольше продолжается. Ужас — наиболее сильная  степень эффекта страха и подавления страхом рассудка.
 
Осознание опасности может  вызвать различные фор­мы эмоциональных  решений. Первая их форма — ре­акция страха — проявляется в оцепенении, дрожи, не­целесообразных поступках. Развивается по механизму пассивно-оборонительного  рефлекса. Эта форма реак­ции на опасность отрицательно отражается на деятель­ности. Нередко выраженный страх может тонизировать кору головного  мозга и в сочетании с процессами мышления проявляется как “разумный  страх” в виде опасения, осторожности, осмотрительности.
 
Паника — одна из форм страха. Биологическим ме­ханизмом  ее является активно-оборонительный вид  реф­лекса; она также отрицательно сказывается на деятель­ности человека, В этом случае страх достигает  силы аффекта и способен навязывать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия). Рассматривая влияние  панического состояния на дви­жения  человека, следует выделить следующие  наиболее возможные ошибки:
 
1) Действие не совершается,  то есть паническое со­стояние  приводит к полной закостенелости  поступков. В обиходе о подобных  случаях говорят: “он оцепенел”,  “остолбенел” от ужаса (от  неожиданности). 2) В автоматически  выполняемой последовательнос­ти  поступков возникает пробел, а  человек совершает движения, лишние  в данной ситуации. 3) Реакция на  панику выражается в виде инстинк­тивных  защитных движений, которые, однако, не соот­ветствуют объективным  требованиям защиты. 4) Человек продолжает  выполнять автоматические действия  без каких-либо изменений, вместо  того, чтобы прекратить или изменить  их.
 
Состояние паники — это  тот самый передаточный механизм, через который субъективные индивидуаль­ные  факторы оказывают свое воздействие  на создание или развитие опасной  ситуации.
 
Перечисленные выше факторы  постоянно или вре­менно повышают возможности появления опасной  ситу­ации или несчастных случаев, но это, однако, не означа­ет, что их воздействие всегда ведет к созданию опасной ситуации или к несчастному  случаю. Иначе говоря, их не следует  однозначно рассматривать в качестве при­чин, непосредственно вызывающих опасность.
 
Поведение больших масс людей, особенно в условиях паники, имеет  свои законы и отличается от поведения  одного чело-века. Основными механизмами  формирова­ния толпы и развития ее специфических качеств является циркуляционная реакция — нарастающее  обоюдо-направленное эмоциональное заражение, а также слухи.
 
Отсутствие ясных целей  и структуры порождают практически  наиболее важное свойство толпы —  ее лег­кую превраща-емость из одного вида поведения в другой (любопытство, экспрессия, агрессивные действия и др.). Такие превращения проис-ходят спонтанно и в условиях чрезвычайных ситуаций (пожар, кораблекрушение и пр.), весьма опасна толпа, зараженная мас-совой паникой и трудно поддающаяся управлению.
 
Массовая паника — один из видов поведения тол­пы. Психологически характеризуется состоянием мас­сового страха перед реальной или воображаемой опас­ностью, нарастающего в процессе взаимного заражения и блокирующего способность рацио-нальной оценки об­становки, мобилизацию волевых ресурсов и организа­цию совместного противодействия. Взаимодействующая группа людей тем легче вырождается в паническую тол­пу, чем менее ясны или субъективно значимы общие цели, чем ниже сплоченность группы и авторитет ее лидеров.
 
Выделяются социально-ситуативные  условия возник­новения массовой паники, связанные с общей обстанов­кой психиче-ской напряженности, вызывающей состоя­ние тревоги, ожидание тяжелых событий (наводнение, землетрясение, засуха и пр.), общепсихологические ус­ловия (неожиданность, испуг, связанный с недостатком сведений о конкретном источнике опасности, времени ее возникновения и способах противодействия), физиоло­гические условия (усталость, голод, опьянение).
 
Законы групповой психологии необходимо учиты­вать при анализе  опасных ситуаций. Психологическая  наука дает некоторые рекомендации по коррекции пове­денческих реакций  человека и действиям в чрезвычай­ных  ситуациях.
 
 
 
 
4. Мотивация деятельности.
 
Мотивация или побуждение — это такие функцио­нальные  состояния организма, при которых  человек стре­мится совершать действия, направленные на достиже­ние определенных потребностей и результатов.
 
В деятельности человека проявляются 5 основных мотивов: выгода, безопасность, удобство, удовлетво­ренность, нивели-рование (быть не хуже других). Указанные мотивы нередко вступают в противоре­чие между собой. Поэтому важно знать за-кономерности, которым подчиняется мотивация деятельности. Исследования показали, что при выполнении простейших заданий, где вероятность успе­ха была близка к единице, мо­тивация была близка к нулю. Мотивация падала до нуля и при выполнении особо трудных заданий, где вероятность дос­тижения цели была очень мала и надежд на успех почти не было. Наибольшая сила мотива возника­ла к выполнению действий средней трудности, где имелось достаточно надежд на успех, но где присут­ствовали и трудности, делающие такой успех привле­кательным.
 
Показано, что характер связи  между трудностью действия и силой  мотива к его выполнению зависит  от свойств нервной систе­мы. Так, испытуемые, отличающиеся более слабой нерв­ной системой, как правило, были сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем осталь­ные. У таких людей максимум мотивации  проявлялся в задачах, где имелось  больше надежды на ус­пех. Испытуемые же, отличающиеся более сильной не­рвной системой, напротив, были склонны стремиться к выполнению действий такой степени  трудности, кото­рая превышала среднюю.
 
В исследованиях обнаружена любопытная связь: испытуемые более  слабого типа, наряду с более простыми задачами, нередко предпочитали и  задачи очень высокой сложности. Такой, казалось бы, неожиданный факт объясняется следующим образом. Люди подобной категории весьма чувствительны  к оценке их личностных качеств в  общественном мнении, к угрозе их репутации. Если выбирается очень сложная задача и не удается ее решить, то такая  неудача их репутации не грозит. Нерешение задачи средней сложности, а тем более простой уже может служить свидетельством недостатка их индивидуальных качеств. Боязнь прояв­ления такой несостоятельности толкает иногда дан­ную категорию людей на выбор задач особо высокой сложности.
 
5. Методы повышения безопасности.
 
В действиях человека психологи  выделяют три функ­циональные части: мотивационную, ориентировочную и  исполнительную. Нарушение в любой  из этих частей влечет за собой нарушение  действий в целом.
 
Человек нарушает требования безопасности по сле­дующим причинам: по незнанию этих требований; по нежеланию  выполнять известные ему требования безопасности; в 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.