На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Денежно-кредитная политика США и РФ в период мирового финансового кризиса

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 13.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 56. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ--------------------------------------------------------------------------------3
    История и современность денежно-кредитной политики США-----------6
      Становление и история денежно-кредитной системы США--------6
      Современная структура денежного обращения и кредитной системы в США--------------------------------------------------------------15
    Денежно-кредитная система в РФ-----------------------------------------------21
      Двухуровневая банковская система Российской Федерации------21
      Роль и основные задачи Центрального банка в денежно-кредитной системе Российской Федерации -----------------------------------------27
    Денежно-кредитная политика США и РФ в период мирового финансового кризиса---------------------------------------------------------------36
      Финансовый кризис и новые приоритеты в области денежно-кредитного регулирования для США и РФ----------------------------36
      Финансовая система РФ в условиях мирового финансового
    Кризиса--------------------------------------------------------------------------------44
      Выбор модели денежно-кредитной политики в России в условиях глобализации экономики--------------------------------------------------63
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ---------------------------------------------------------------------70
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ---------------------------------------------------------74
    ПРИЛОЖЕНИЯ---------------------------------------------------------------------80
 


ВВЕДЕНИЕ
   Актуальность темы дипломной работы: В период мирового финансового кризиса, который остро затронул Россию, проблемы денежно-кредитной политики имеют первостепенную значимость. Ошибки в этой области могут привести к тяжелым последствиям. Между тем, в мировой практике накоплен значительный опыт поддержания макроэкономической стабильности, который должен быть тщательно исследован при выработке денежно-кредитной политики Российской Федерации. Естественно, возможность выработки универсальных правил проведения денежной политики представляется весьма проблематичной, поскольку макроэкономическая ситуация как в масштабах мировой экономики, так и в России, подвержена существенным переменам. Вопрос выбора оптимальной политики в области денежно-кредитного регулирования и целесообразности модернизации уже применяющейся практически никогда в полном объеме не может быть снят с повестки дня.
   В контексте вышесказанного можно констатировать большую научную и практическую значимость проблемы выбора целей монетарной политики и оптимального построения денежно-кредитной системы для Российской Федерации. Неустойчивость переходной экономики в целом и отсутствие однозначного понимания функционирования трансмиссионного механизма между предложением денег и макроэкономическими переменными делают затруднительными использование ряда традиционных моделей денежно-кредитного регулирования. Стабилизация сферы денежного обращения как необходимое условие экономического роста обусловливает потребность в разработке среднесрочной программы проведения денежной политики. По этой причине в качестве предмета исследования выбраны различные режимы денежно-кредитной политики и особенности их применения в странах с различной степенью развития рыночной экономики и Российской Федерации, в частности. Степень разработанности темы совершенно недостаточна. Заметим, что и в мировой практике проблема выбора целей и режима денежно-кредитной политики до сих пор не имеет окончательного решения. Более того, ряд режимов денежно-кредитной политики, в частности режим таргетирования инфляции, характеризуются предоставлением большой свободы в вопросе выбора конкретных методов решения поставленных задач в зависимости от складывающихся обстоятельств и, соответственно, оставляют широкий простор для теоретических изысканий и практических экспериментов.
    Среди авторов классических трудов, имеющих непосредственное отношение к созданию теоретических основ современных систем денежного регулирования, особое место занимают Дж.М.Кейнс, И.Фишер, М.Фридмен. В Российской Федерации среди ученых, занимающихся исследованиями по теме, можно выделить А.В. Аникина, В.В. Ивантера, Л.Н. Красавину, В.М. Усоскина, В.Н. Шенаева, P.M. Энтова. Разработками в этой области занимаются специалисты института экономики РАН, института экономики переходного периода и др. Среди зарубежных экономистов и специалистов необходимо отметить Б.Бернанка, Ч.Гудхарта, Г.Дебелля, М.Кинга, Б. МакКаллума, Ф.Мишкина, Л.Свенссона, Дж. Тейлора, С.Фишера, Б.Фридмена. Над рассматриваемой проблемой работают специалисты международных финансовых организаций, среди которых особое место занимает Международный Валютный Фонд, Европейского Центрального банка и центральных банков различных стран. В ряде работ, появившихся после кризиса, в том числе, А. Н. Илларионова и Б. М. Львина делались выводы о целесообразности перехода России к режиму валютного управления (currency board), но при этом отсутствовало рассмотрение возможных последствий этого шага и каких-нибудь альтернатив предлагаемому режиму. К сожалению, некоторые возможности проведения денежной политики, которые являются наиболее передовыми с точки зрения мирового опыта, в том числе, таргетирования инфляции, практически выпали из поля зрения российских ученых и специалистов, что выражается в крайне незначительном количестве публикаций на эту тему. Подобная ситуация во многом складывается из-за специфики системы денежного регулирования Российской Федерации, которая характеризуется невысокой степенью воздействия общественного мнения и законодательной власти на денежную политику и недостаточной транспарентностью проводимой Банком России политики. Эти свойства во многом делают неэффективной широкую публичную дискуссию по исследуемой проблеме в силу недостаточности информированности о применяемых в реальности моделях управления, и отсутствия механизма перехода от теоретических разработок к практическим выводам.
    Объект исследования — кредитно-денежные системы Российской Федерации и США.
   Предмет исследования — общее и особенное денежно-кредитных систем денежного регулирования и применения различных режимов денежно-кредитной политики в Российской Федерации и США, и проблемы выбора оптимального режима денежно-кредитного регулирования в Российской Федерации.
   Цель дипломной работы состоит в анализе структуры денежно-кредитной системы и решении проблемы выбора целей денежно-кредитной политики в Российской Федерации в контексте опыта США. Через раскрытие теоретических основ регулирования современных денежных систем, особенностей применения различных режимов денежно-кредитной политики в экономиках с России и США предполагается сделать вывод о режиме денежно-кредитной политики наиболее адекватном ситуации в современной России.
   Для достижения вышеназванной цели в дипломной работе решались следующие задачи:
 –раскрытие  основных исторических этапов  развития денежно-кредитной системы  США;
 –исторический  обзор развития денежно-кредитной  системы России;
 –выявление  специфических черт осуществления  денежной политики в РФ и  США в период мирового финансового  кризиса.
   Теоретической и методологической основой дипломной работы являлись труды российских и зарубежных ученых-экономистов в области политической экономии, макроэкономического анализа, денежно-кредитной политики.
   Информационной базой исследования являлись материалы Центрального Банка Российской Федерации, Госкомстата РФ, Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, программные документы Правительства РФ, нормативно-правовые акты Российской Федерации. Использовались методы сравнительного и системного анализа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    История и  современность денежно-кредитной  системы
 
      Становление и история денежно-кредитной системы США
 
   Важную роль в эволюции и формировании современной денежно-кредитной системы США сыграли два компонента:
- металлическое  обращение на основе благородных  металлов. Золотомонетное обращение как основа денежной системы просуществовало в США почти полтора столетия. Это меньше, чем в европейских странах, поскольку собственная денежная система в американском государстве начала формироваться только в конце XVІІІ ст.;
- кредитное  обращение на базе банкнот  федеральных резервных банков (действует до сих пор).
   Можно выделить следующие этапы эволюции денежно-кредитной системы США:
   1 этап: конец XVІІІ ст. – 1873 г.  – период существования биметаллической  денежной системы.
   Это был этап формирования национальной денежно-кредитной системы США, который начался с появления американской национальной валюты. Годом ее рождения считается 1785 г., когда решением Конгресса США национальной денежной единицей был определен доллар США, содержащий 24,34 г серебра, и был создан первый банк Соединенных Штатов. До этого денежное обращение на американском континенте обслуживалось английскими фунтами стерлингов и испанскими серебряными долларами. А фактически национальная система денежного обращения стала формироваться в США с 1792 г. после принятия закона о чеканке монет, согласно которому в стране официально была введена биметаллическая денежная система валюты: доллар мог параллельно чеканиться как из серебра, так и из золота.
   Соотношение между золотом и серебром устанавливалось на уровне 1:15, а в 1834 г. оно изменилось и составило 1:16. В первом случае стоимость серебра была завышена, в другом – занижена. Поэтому практически до 1834 г. в обращении преобладало серебро, а потом – золото. Одновременно в США осуществлялся децентрализованный выпуск собственных банкнот частными банками, т.е. осуществлялась банкнотная эмиссия.
   Появление банкнот в составе денежной системы США приходится на конец ХУШ ст. (период гражданской войны 1861-1865 гг.), когда банки прекратили размен банкнот на золото и серебро.
   В 1863 г. был принят федеральный закон о создании национальной банковской системы (Федеральной резервной системы). В соответствии с этим законом исключительное право эмиссии банкнот предоставлялось федеральным резервным банкам.
   Более всего золотых монет в составе наличного денежного обращения было перед гражданской войной: в 1860 г. их удельный вес достиг почти половины наличной денежной массы. Во время гражданской войны, когда свободный обмен бумажных денег на золото был упразднен и эмиссия необеспеченных бумажных денег резко возросла, население начало сохранять золотые монеты как сокровища. В результате этих изменений во времена послевоенного восстановления экономики в 1870 г. удельный вес золотых монет в наличном денежном обращении составлял около 10%. Максимальное увеличение удельного веса золотых монет произошло в 1900 г., когда их денежное обращение превысило 29%. После этого происходило только его снижение.
   2 этап: 1873 – 1934 гг. – период золотого  стандарта
   В 1873 г. после решения правительства Соединенных Штатов о прекращении свободной чеканки серебра фактически закончился период биметаллизма и был осуществлен переход к золотому монометаллизму.
   Однако фактически биметаллизм сохранялся до 1900 г., когда в США был принят закон о золотом стандарте, который окончательно утвердил денежную единицу – доллар с содержанием в нем 1,50463 г золота. Это стало важным шагом в укреплении денежной системы США и упорядочении эмиссии денег. Золотой стандарт просуществовал в США до 1934 г.
   Падение роли золотых монет в наличном обороте к началу XХ ст. - объективный процесс, и объясняется изменениями в структуре денежной системы под влиянием развития экономики страны. В этот период возрастает численность расчетов через банки с использованием кредитных инструментов, вместе с тем в структуре наличного монетного обращения увеличивается доля банкнот. Их золотое обеспечение оказало значительное влияние на становление и развитие денежно-кредитной системы США в конце XІ - начала XX ст.
   Экономика Соединенных Штатов не испытала разрушительного влияния Первой мировой войны, поэтому государству удалось сохранить золотое обращение дольше европейских стран. США были вынуждены отказаться от золотого стандарта из-за экономического кризиса 1929-1933 гг., это привело к радикальным изменениям в экономике и устройстве денежно-кредитной системы страны. Из многих мероприятий по перестройке денежно-кредитной системы США важнейшими стали отказ от золотомонетного обращения и последующая девальвация доллара на 40,9% - содержание золота в долларе снизилось с 1,50463 до 0, 888671 г чистого золота, цена покупки золота казначейством США, соответственно, увеличилась с 20,67 до 35 долл. за 1 тройскую унцию. В ходе реформы денежной системы во время кризиса государственная власть США фактически провела национализацию монетарного золота.
   Два принятых законодательных акта вменили в обязанность банков и фирм продать имеющееся у них золото федеральным резервным банкам и казначейству по официальному курсу. Был введен запрет на владение монетарным золотом и операции с ним для частных лиц, компаний и банков. Эти мероприятия позволили предотвратить спекуляции драгоценным металлом в условиях нестабильности денежной системы после кризиса. В начале 1934 г. проведена девальвация доллара США. И хотя официальное золотое содержание было сохранено, обмен долларов на золото во внутреннем обращении прекратился и действовал только в сфере валютных расчетов до 1971 г.
   Золотомонетное денежное обращение стало базой для современной денежно-кредитной системы, основанной на обращении бумажных денег, т.е. имел место переход от саморегулирующейся к регулируемой кредитно-денежной системе (Приложение 1).
   Денежная единица – доллар США
   Государственные денежные знаки – монеты и бумажные деньги. В соответствии с Федеральным законом только Министерство финансов США и ФРС могут выпускать валюту США. Министерство финансов чеканит монеты, а ФРС вместе с Министерством финансов выпускают каждый отдельный тип бумажных денег соответственно купюры США и купюры ФРС. На банкнотах США содержится девиз государства «Мы верим в Бога».
   Монеты выпускаются в нескольких номиналах в соответствии с их стоимостью:
- «пенни»,  или один цент – одна сотая  доллара;
- «никель», или пять центов – пять сотых  доллара;
- «дайм», или 10 центов – десять сотых  доллара;
- «чвертка»,  или 25 центов – четвертая часть  доллара;
- монета  в 50 центов, или полдоллара 
- монета  в 1 доллар.
   Бумажные деньги, которые печатаются в США, состоят почти исключительно из купюр ФРС, которые выпускают 12 региональных резервных банков ФРС. Эти купюры печатаются номиналом 1,2,5,10,20,50 и 100 долларов. До 1946 г. выпускались купюры стоимостью 500, 1000, 5000 и 100000 долл. (за пределами США их уже не принимают как платежное средство).
   Организация эмиссии. Министерство США выпускает сегодня лишь один вид купюр – купюры стоимостью 100 долларов. Как на купюрах Соединенных Штатов, так и на купюрах ФРС содержатся напечатанные подписи министра финансов и казначея США.
   США вводят в оборот бумажные деньги с новыми элементами защиты. Не так давно введены новые банкноты номиналом 50 долл. Как и 100-долларовые банкноты, введенные в 1996 г., новые 50-долларовые купюры постепенно вытесняют купюры старого образца, которые будут поступать от депозитарных учреждений до ФРС, где и будут заменяться на новые.
   Денежная масса складывается также из депозитов чековых счетов. Фактически почти три четверти всех платежей в США осуществляются чеками.
   Субъект денежного регулирования. Создание системы современного государственного регулирования денежно-кредитных отношений США началось с принятием Конгрессом США в 1913 г. закона о создании Федеральной резервной системы (ФРС). С этого времени ФРС стала главным органом государства по проведению денежно-кредитной политики.
   ФРС контролирует процесс создания денег с помощью резервных требований. 
 
 

   Федеральная резервная система США – центральное учреждение в банковской системе, отвечающее за монетарную политику США, центральный банк («банк банков», агент правительства при обслуживании государственного бюджета).
   В состав Федеральной резервной системы входят Совет управляющих, федеральные резервные банки. Федеральный комитет открытого рынка и Федеральный консультативный совет.
   Главными функциями Федеральной резервной системы являются:
   - осуществление влияния на предложение денег и кредита;
   - регулирование и надзор за деятельностью финансовых учреждений;
   - осуществление функций банковского и финансового представителя государства.
   По структуре и принципам управления ФРС существенно отличаются от центральных банков других стран. Один из главных принципов, положенный в ее основу при учреждении, - учет интересов местных банков относительно недопущения централизации управления денежно-кредитной системой страны. Согласно этому принципу состоялось и разделение территории США на 12 резервных округов, в каждом из которых был организован федеральный резервный банк. Возглавил эту систему Совет управляющих, который находится в Вашингтоне. Это обеспечило единство денежной системы государства и ее эффективность.
   Правовой статус ФРС обусловлен тем, что федеральные резервные банки тесно связаны с правительством США и всей системой государственных учреждений. С другой стороны, федеральные резервные банки формально не являются государственными, так как их капитал образуется за счет взносов частных коммерческих банков, которые становятся членами ФРС.
Структура ФРС 
1.Совет  Управляющих
2. 12 региональных  Федеральных резервных банков.
3. Банки  – члены ФРС
4. Депозитные  учреждения – не члены ФРС.
Совет управляющих. Координирует и направляет деятельность ФРС.
   Состоит из семи членов, которые назначаются президентом США сроком на четырнадцать лет. Обеспечивается равное представительство от различных округов ФРС. Их кандидатуры проходят обязательное согласование в Сенате США. Один из членов Совета управляющих избирается его председателем сроком на четырех года.
   Основные функции Совета управляющих ФРС:
   - установление предусмотренных законом в пределах норм обязательных резервов, которые банки-члены должны держать на счетах в федеральных резервных банках;
   - рассмотрение и утверждение учетных ставок, которые устанавливаются федеральными резервными банками;
   - определение размеров маржи по банковским займам и биржевым ценным бумагам;
   - определение политики относительно покупки и продажи государственных ценных бумаг;
   - осуществление надзора за деятельностью федеральных резервных банков;
   - надзор за эмиссией и изъятием из обращения банкнот;
   - регулирование отношений федеральных резервных банков с иностранными банками.
   Федеральный комитет открытого рынка. Важнейший орган по денежно-кредитной политике ФРС. Был основан в 1936 г. при Совете управляющих. Федеральный комитет по операциям на открытом рынке отвечает за политику содействия экономическому росту, занятости населения, стабильности ценообразования, постоянства механизма международной торговли и платежей. Его основной функцией является влияние на конъюнктуру рынка через механизмы финансового и денежного рынков.
   В состав комитета входит семь членов Совета управляющих и пять представителей от федеральных резервных банков. Каждый год отчет о деятельности комитета включается в общий отчет Совета управляющих Конгрессом США.
   Федеральные резервные банки. Созданы Конгрессом США как функциональные органы централизованной банковской системы страны. Они являются проводником директив Совета Управляющих и играют важную роль в реализации монетарной политики США. Они ежедневно отчитываются перед Советом, который суммирует и обрабатывает поступающую информацию и публикует отчет в конце каждой недели.
   Федеральные резервные банки осуществляют оперативную связь с другими коммерческими банками. Каждый такой резервный банк возглавляется правлением из девяти директоров (шестеро избираются банками-членами округа, трое назначаются Советом управляющих, причем один из них становится председателем правления).
   В функции федеральных резервных банков входят:
   - эмиссия наличных средств (банкнот, казначейских билетов и разменной монеты);
   - хранение обязательных резервов банков-членов ФРС;
   - кредитование коммерческих банков;
   - финансовое обслуживание казначейства США.
   Территория США разделена на 12 федеральных резервных округов. Их границы не совпадают с границами штатов. В главном городе каждого округа (в Бостоне, Нью-Йорке, Филадельфии, Кливленде, Далласе, Сан-Франциско, Ричмонде, Атланте, Чикаго, Сент-Луисе, Канзас-Сити, Миннеаполисе) находится федеральный резервный банк, который осуществляет эмиссию банкнот и прочие функции центрального банка для коммерческих банков округа. Большинство федеральных резервных банков имеют отделения. Существует 25 таких отделений.
   Банки-члены ФРС. Приблизительно 40% (почти 10 тыс.) коммерческих банков США являются членами ФРС. Национальные банки обязаны быть членами ФРС, банки штатов могут присоединиться к ней, выполнив определенные требования. Банки-члены ФРС в каждом округе являются акционерами резервного банка, который обслуживает данный округ. Каждый банк-член ФРС обязан постоянно покупать государственные ценные бумаги (на сумму до 6% от собственного уплаченного капитала) в окружном резервном банке и принять условия обязательных проверок их операций представителями ФРС.
   Консультативные органы. К ним принадлежат Федеральный консультативный совет, Консультативный совет по вопросам состояния потребителей и Консультативный совет по вопросам деятельности сберегательных учреждений. Федеральный консультативный совет проводит совещания с Советом управляющих по экономическим и банковским вопросам и дает рекомендации относительно деятельности ФРС. В состав совета входит двенадцать членов - по одному от каждого резервного округа. Консультативный совет по вопросам положения потребителей консультирует Совет управляющих по вопросам защиты интересов потребителей. Консультативный совет по вопросам деятельности сберегательных учреждений предоставляет информацию и результаты анализа проблем сберегательных учреждений. В состав совета входят представители сберегательных банков, судно-сберегательных ассоциаций, кредитных союзов.
   К рычагам влияния на денежно-кредитную политику ФРС относятся:
   - регулирование учетной ставки - ставки процентов, которую платят коммерческие банки за одолженные у федеральных резервных банков деньги;
   - установление нормы обязательного резервирования - процент депозитов, установленный ФРС, который коммерческие банки обязаны держать денежный наличностью в хранилищах или на депозитных счетах в федеральных резервных банках;
   - операции на открытом рынке (купля-продажа государственных ценных бумаг). 
 
 
 
 
 

1.2 Современная  структура денежного обращения  и кредитной системы в США 

   Общая структура денежно-кредитной системы США такова:
На первом уровне денежно-кредитной системы  находится Федеральная резервная система.
На втором уровне - коммерческие банки и небанковские кредитно-финансовые учреждения.
   Коммерческие банки играют особую роль в денежно-кредитной системе США и делятся на универсальные коммерческие банки и специализированные коммерческие банки.
   Универсальные банки - тип коммерческих банков, которые осуществляют все виды банковских операций, включая кредитования частных компаний, физических лиц, фермеров и государства, размещают депозиты, осуществляют расчетно-кассовое обслуживание, международные валютно-расчетные операции, управление активами и прочие услуги.
   В структуре активов универсальных коммерческих банков около 20% приходится на долю мелких и средних коммерческих банков регионального и местного типов.
   К мощнейшим универсальным коммерческим банкам США относятся, в частности, "Сити Корп.", "Бенк оф Америка", "Чейз Манхеттен Корп." (Приложение 2).
   Специализированные банки - тип коммерческих банков, которые специализируются на проведении определенных банковских операций.
   Среди специализированных коммерческих банков Соединенных Штатов выделяются инвестиционные банки, которые возникли в период гражданской войны (186І-І865 гг.) для размещения облигаций федерального правительства и Экспортно-импортный банк США.
   Инвестиционные банки - специализированные коммерческие банки, которые осуществляют финансирование инвестиций частных предприятий и государства. Кроме предоставления кредитов инвестиционные банки осуществляют куплю-продажу ценных бумаг, организуют слияния компаний.
   Экспортно-импортный банк США - государственный специализированный банк, созданный в 1934 г. Банк является важным звеном государственного регулирования экономики, внешней торговли и международных кредитных отношений. Деятельность банка регламентируется отдельным законом, принятым в 1945 г. Главной задачей банка является содействие экспорту американских товаров путем предоставления займов иностранным импортерам и гарантий американским коммерческим банкам по внешним займам. Банк выдает средне- и долгосрочные ссуды (до 12 лет, в отдельных случаях до 20 лет). Кредиты иностранным компаниям и правительствам, как правило, связаны с оплатой товаров мощнейших американских компаний ("Дженерал Электрик", "Боинг" и др.). Ресурсы банка состоят из собственного капитала, который належит министерству финансов, и займов казначейства.
   Кроме коммерческих и специализированных банков инфраструктура денежно-кредитной системы Соединенных Штатов включает и другие небанковские, кредитно-финансовые институты. Роль небанковских институтов возрастает и составляет конкуренцию коммерческим банкам особенно в сфере долгосрочного кредита.
   Федеральные кредитные учреждения - специализированные государственные кредитные учреждения, которые действуют в сфере сельского хозяйства, жилищного строительства, высшего образования. Их главные задачи - поддержка стабильности главных звеньев денежно-кредитной системы и дополнение частного бизнеса.
   Государственная система кредитования сельского хозяйства. Создана в 1916 г. по инициативе Конгресса США. Система кредитования состоит из кооперативных банков, федеральных посреднических кредитных банков и федеральных земельных банков, выпускает ценные бумаги для аккумуляции средств под кредитование фермерских хозяйств.
   В систему кредитования сельского хозяйства входит семь кооперативных банков, которые обеспечивают предоставление средств 232 локальным ассоциациям заемщиков. Кроме того, существуют два банка, созданные специально для удовлетворения потребностей сельскохозяйственных кооперативов, систем электронной и телефонной связи водоснабжения и канализации. Эти банки финансируют также экспорт сельскохозяйственной продукции.
   Государственная система кредитования строительства жилья. Функционирует через три государственных учреждения, которые обеспечивают средствами рынок заставных через продажу облигаций с использованием средств на закупку заставных: Федеральную национальную ипотечную ассоциацию, Правительственную национальную ассоциацию ипотечного кредита, Федеральную компанию ипотечного кредита жилищного строительства.
   Государственная система кредитования получения высшего образования. Включает студенческую ассоциацию рыночных займов, которая обеспечивает средствами получение высшего образования через студенческие займы, предоставленные частными финансовыми институтами под гарантированную программу студенческих займов.
   Пенсионные фонды выполняют посреднические функции и гарантируют участникам еще один вид защиты - выплаты дохода после выхода на пенсию. Различаются пенсионные фонды по форме организации и управления, по структуре активов. Пенсионная система обеспечивается средствами за счет взносов и доходов от инвестирования в ценные бумаги.
   Важнейшей системой пенсионного обеспечения является социальное обеспечение государства - страховой фонд для практически всех акционеров, занятых в частном секторе. В 1974 г. Конгресс принял закон о гарантии прибылей работникам, которые вышли на пенсию. В соответствии с этим законом была создана Корпорация по гарантированию пенсионных выплат. Корпорация страхует пенсионные выплаты суммой до 2250 долларов США на месяц каждому лицу на случай, если пенсионный фонд обанкротится или не сможет выполнить обязательств. Пенсионные фонды Соединенных Штатов имеют статус наибольшего институционального инвестора в мире.
   Страховые компании специализируются на страховании жизни и имущества и функционируют в финансовом посредническом бизнесе. В США насчитывается около 2 тыс. компаний по страхованию жизни и свыше 3 тыс. компаний по страхованию имущества.
   К другим небанковским финансово-кредитным институтам относятся инвестиционные компании, кредитные союзы, заемно-сберегательные ассоциации и финансовой компании.
   С развитием финансового законодательства США постепенно устранены законодательные расхождения между типами небанковских кредитно-финансовых институтов. Они получили возможность заниматься операциями, которые раньше считались прерогативой только коммерческих банков. Это оказало содействие усилению конкуренции на кредитном рынке Соединенных Штатов и внедрению новых финансовых инструментов.
   Американские институциональные инвесторы контролируют большую часть активов финансового рынка. Небанковские финансово-кредитные учреждения управляют активами на более 8 трлн. долларов США.
   В заключение следует отметить некоторые особенности банковской системы в США:
-локальная концентрация – сосредоточение основной массы банковских ресурсов в немногих пунктах. Например, в распоряжении банков 5 штатов находилось Ѕ ресурсов банков США.В одном штате Нью-Йорк сосредоточено 18 % ресурсов банков-членов ФРС.
-концентрация банковских ресурсов в немногих крупных банках. Например из общего числа 10 000 банков, только 160 владели 57 % совокупных активов банков.
-слияние банков. Особенностью слияний является их скрытый характер.     Крупные банки используют ресурсы мелких банков через систему корреспондентских отношений. Например, через межбанковские депозиты. Формой скрытого слияния банков является система переплетающихся директоратов – взаимного участия директоров одного банка в управлении других.
-система цепной связи – форма скрытой концентрации банков. Целая цепь банков объединяется соглашением временного характера о совместном ведении крупных финансовых операций или постоянным соглашением о взаимной поддержке и взаимном обмене акциями, осуществлении единообразной кредитной политики.
-система банковских холдингов. Причина создания – попытка обойти разнообразные ограничения на виды деятельности, которыми могут заниматься кредитные учреждения или ограничения на расширение сети отделений и филиалов в отдельных регионах и штатах.
    Денежно-кредитная система РФ
 
2.1 Двухуровневая банковская система Российской Федерации 

  Под банковской системой подразумевается исторически сложившаяся и законодательно закрепленная система организации банковского дела в конкретной стране.
  Признаки системы:
наличие определённого количества кредитно-финансовых институтов (КФИ) с родовыми признаками;
наличие законодательства, регулирующего банковскую деятельность;
само  регуляция и производство КФИ;
структурирование  КФИ по видам деятельности, по размерам (крупные, средние, мелкие) и организационно-правовым формам;
наличие финансовых рынков как сфера деятельности КФИ.
   Банки как институциональное звено финансового рынка.
   Структура рыночной экономики представлена тремя видами рынков: рынком товаров и услуг, ресурсным и финансовым рынками (ФР.). Финансовый рынок - основная сфера функционирования кредитных и кредитно – финансовых учреждений.
   Понятие «финансовый рынок» в экономической литературе дано неоднозначно. В определении ФР. существует два подхода: ФР. в узком смысле и ФР. в широком смысле.  
   Финансовый рынок.
   ФР. представляет собой рынок, на котором осуществляются сделки с ценными бумагами - краткосрочными высоко ликвидными обязательствами.
   ФР. – это рынок, который направляет потоки денежных средств от их собственников к заемщикам.
   Второго подхода придерживаются международные финансовые организации.
   Рынок денег - рынок краткосрочных финансовых инструментов (долговых обязательств) со сроком обращения до одного года. Типичные сегменты рынка денег: рынок меж банковых кредитов (МБК), валютный рынок, рынок ценных государственных бумаг, векселей, депозитных сертификатов и т. д.
   Рынок капиталов рынок среднесрочных (от 1 до 3-5 лет) и долгосрочных активов акций, облигаций (со сроком погашения более года) и ссуд (со сроком погашения более года).
   Кредитный рынок- рынок краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных ссуд. На практике между ними нет чёткой границы.
   Основными участниками финансового рынка являются финансовые институты, по международной терминологии, или кредитные организации (КО) банковского и не банковского типа по банковскому законодательству России. Независимо от названия сущность их деятельности сводится к посредничеству в организации денежных потоков.
   Банковская система включает все банковские и не банковские институты, выполняющие отдельные банковские операции. Банковское законодательство определяет структуру банковской системы, устанавливает сферу деятельности, подчинённости и ответственности для различных институтов, входящих в систему.
   По критерию права собственности банки и другие
кредитно  – финансовые институты различают:
государственные кредитные и кредитно-финансовые институты;
частные кредитные кредитно-финансовые институты;
кооперативные;
смешанные (представляют разные формы собственности).
   К первой группе относятся все центральные банки и отдельные КБ или специализированные институты, национализированные
   полностью или путем приобретения государством контрольного пакета акций.
   Частные финансовые институты могут быть образованы на основе любой формы собственности. В международной практике преобладает акционерная форма банковской организации.
   По характеру деятельности банки делятся на универсальные и специализированные. Универсальные банки, как правило, является.
   Коммерческий банк (КБ)- кредитная организация, формирующая свои ресурсы преимущественно путём привлечения средств на депозиты и работающая на принципах банковской коммерции.
   Базовым принципом деятельности КБ является получение прибыли.
   Универсальные банки выполняют все виды кредитных, расчетных и финансовых операций.
   Специализированные банки ограничивают количество банковских операций 1- 3 видами услуг или выделяют один из видов деятельности. Эти банки классифицируются в основном по трём критериям.
функциональным;
отраслевой;
по клиентам.
   Отдельно выделим территориальный признак. В соответствии с ним банки делятся на международные, национальные, региональные, межрегиональные, муниципальные, заграничные (например, российские банки за рубежом). Кроме того, в процессе концентрации и централизации банковского капитала возможно появление различных объединений банков и других кредитных организаций: консорциумов, корпораций, ассоциаций и т.п.
   К небанковским организациям (НКО) относятся различные фонды, союзы, общества и другие КО выполняющие на финансовом рынке некоторые банковские операции в соответствии с полученной лицензией.
   Совокупность кредитных учреждений страны, форм и методов кредитования представляет собой кредитную систему. Кредитная система осуществляет аккумулирование свободных денежных средств и превращение их в ссудный капитал.
   Организация кредитной системы (уже - банковской системы) может быть одноуровневой и двухуровневой. Банковские системы некоторых стран имеют 3-4 уровня, но, как правило, - это подсистемы первого или второго уровня.
   Современные банковские системы, как правило, двухуровневые:
1уровень  – центральный банк,
2уровень  – все виды КБ и другие  кредитные организации, лицензированные  ЦБ.
   Банковская система сегодня - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и  товарного производства и  обращения  исторически шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки,  выступая посредниками  в  перераспределении капиталов,  существенно повышают общую эффективность производства. Как и в других странах,  банки в РФ не отвечают по обязательствам государства,  а  государство  по обязательствам банков,  кроме случаев,  предусмотренных законодательством,  или когда банки и государство принимают на себя такую ответственность. Банковская система состоит их двух блоков. Первый - Государственный банк РФ.  Второй блок - коммерческие банки.
   Коммерческие банки являются многофункциональными учреждениями, оперирующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Крупные коммерческие  банки предоставляют клиентам полный спектр услуг,  включая кредиты, прием депозитов расчетов и т.д. Этим они отличны от специализированных учреждений,  которые ограничены определенными функциями. Коммерческие банки традиционно играют роль базового звена кредитной системы. Переплетение функций различных видов кредитных учреждений и популярность универсального  типа  банка  создает известные трудности для определения понятий банк  и  банковская  деятельность. Чаще всего главным признаком банковской деятельности считается прием депозитов и выдача кредитов.
   Двухуровневая банковская система основана на взаимосвязи банков в двух плоскостях:
а) вертикальная взаимосвязь показывает соподчиненность  банков в банковской системе;
б) горизонтальная – равноправие банков на каждой ступени.
   Первый уровень занимает Центральный банк РФ, в его ведение входит монопольное право на эмиссию и надзор за деятельностью коммерческих банков. Второй уровень это коммерческие банки, которые обслуживают клиентов. Размер кредитной эмиссии регулируется ЦБ.
   Главными задачами ЦБ являются:
1)Поддержание  стабильности денежной системы  государства,
2)Обеспечение  покупательской стабильности национальной  валюты,
3)Влияние  на ценовую систему страны.
Достижение  целей – эмиссия, которая осуществляется через следующие функции ЦБ:
-эмиссия наличных денег и контроль за денежным обращением;
-аккумуляция и хранение резервов кредитных учреждений;
-хранение официальных золотых и валютных резервов страны;
-исполнение государственного бюджета и управление госдолгом;
-кредитование коммерческих банков, выполнение роли кредитора;
-организация и осуществление межбюджетных отношений;
-денежное кредитное регулирование экономики;
-регулирование и контроль за деятельностью кредитных учреждений;
   Это обеспечивается через следующие операции ЦБ:
1)Выдача  лицензий на банковскую деятельность
2)Проверка  отчетности в коммерческих банках
3)Банк  устанавливает нормативы деятельности  коммерческого банка и        контролирует их выполнение.
Нормативы для коммерческих банков:
-достаточности капитала;
-нормативы ликвидности коммерческого банка;
-нормативы ограничения кредитной деятельности банка (ограничение на крупные кредиты и вклады);
-минимальные резервы депонирования в ЦБ.
   Коммерческие банки действуют на  основании лицензий на совершение банковских операций, получаемых от центрального банка. Если речь  идет  о получении лицензии банком с участием иностранного капитала, иностранным банком или филиалом  банка другой страны,  то необходимо представить некоторые легализованные в установленном порядке документы. Госбанк для обеспечения всем коммерческим  банкам  равных  конкурентных условий имеет полномочия предъявлять дополнительные требования к  учредителям  иностранных банков и банков с участием иностранного  капитала  относительно   минимального   и максимального размеров их уставного капитала. Госбанк осуществляет  надзор   за   выполнением условий  выданных  коммерческим  банкам лицензий и проводят ревизии и тематические проверки  операций в иностранной валюте,  выполняемых банками. По результатам проверок и ревизий они имеют право  применять к коммерческим банкам меры, предусмотренные действующим законодательством.
   Аккумуляция банками свободных денежных средств и вложение их в дело в самых различных формах обычно приносит высокие доходы не только самим банкам, но и их клиентам. Учредителями коммерческих банков могут быть как юридические лица,  так  и граждане.  Не исключено привлечение в  состав  учредителей и иностранных партнеров. Банкам предоставлено право открывать филиалы как внутри страны,  так и за рубежом. Все это имеет надежную правовую основу.  В банковской сфере впервые нашли конкретное проявление признаки демонополизации, деловой конкуренции. Безусловно, развитие рыночных отношений будет стимулировать дальнейшее совершенствование банковской системы, возрастание ее  роли  в укреплении  экономических связей. 
 

2.2 Роль  и основные задачи Центрального  банка в денежно-кредитной системе  Российской Федерации 

   Центральный Банк РФ (Банк России) - государственное кредитное учреждение, наделенное правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является банком банков, агентом правительства при обслуживании госбюджета.

   Центральный Банк РФ наделяется также правом выпуска денег и государственных ценных бумаг, устанавливает нормативную величину кредитного спроса, хранит денежные резервы коммерческих банков и предоставляет им кредиты, является кассовым центром. Основная его задача - это проведение государственной политики в области эмиссии, кредита, денежного обращения.

   Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами. Согласно Конституции Российской Федерации главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. Основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти. Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.

   Принцип независимости - ключевой элемент статуса Центрального Банка Российской Федерации - проявляется, прежде всего, в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального Банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.

   Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.

   Функции Банка России:

     во  взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

     монопольно  осуществляет эмиссию наличных денег  и организует их обращение;

     является  кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

     устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

     устанавливает правила проведения банковских операций бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

     осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

     осуществляет  надзор за деятельностью кредитных  организаций;

     регистрирует  эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

     осуществляет  самостоятельно или по поручению  Правительства Российской Федерации  все виды банковских операций, необходимых  для выполнения своих основных задач;

     осуществляет  валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;

     определяет  порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

     организует  и осуществляет валютный контроль как  непосредственно, так и через  уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

     принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и  организует составление платежного баланса Российской Федерации;

     проводит  анализ и прогнозирование состояния  экономики Российской Федерации  в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений;

     публикует соответствующие материалы и  статистические данные, а также выполняет  иные функции в соответствии с  федеральными законами.

   Для реализации возложенных на него функций Центральный Банк РФ участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.
   Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.
   Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
   Денежно-кредитная политика государства осуществляется через Центральный Банк РФ, как правило, по двум направлениям:
     проведение  экспансионистской или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег;
     проведение  рестриктивной или ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки.
   Главной задачей денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу Центральный Банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения.

   В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. Федерального закона от 26.04.95 N 65-ФЗ) основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

     нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

     процентные  ставки по операциям Банка России;

     операции  на открытом рынке;

     рефинансирование  банков;

     валютное  регулирование;

     установление  ориентиров роста денежной массы;

     прямые  количественные ограничения.

   Обязательные резервы. Политика минимальных резервов впервые была опробована в США в 30-е годы, и сразу после второй мировой войны ее внедрили в практику центральные банки всех ведущих капиталистических стран. Минимальные резервы - это вклады коммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливается законодательством в определенном отношении к банковским обязательствам. Первоначально практика резервирования средств предназначалась для страхования коммерческих банков. ЦБ берет на себя функцию аккумулирования минимального резерва, который не подлежит кредитованию.

   Другая функция подобного резервирования заключается в том, что, изменяя процент резерва, ЦБ влияет на сумму свободных денежных средств коммерческих банков. В период бума для его «охлаждения» ЦБ повышает норму резерва, а в период кризиса - наоборот. Повышение нормы резерва на 1 - 2 процентных пункта - действенное средство ограничения кредитной экспансии. Как правило, норма минимальных резервов дифференцируется.

   Норма обязательных резервов широко используется государством для увеличения или уменьшения свободной денежной массы. Естественно, увеличение нормы обязательного резервирования влечет за собой уменьшение свободной денежной массы. Обязательные резервы - это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке.

   Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов.

   Банки могут хранить и избыточные резервы - некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получать, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.

   Чем выше устанавливает Центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный Банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.

         Ms = [(cr +1)/(cr +rr)] x MB ,

         где Ms - предложение денег,

     cr - коэффициент депонирования ( наличность -депозиты ),

     rr - норма резервирования ( резервы - депозиты ),

     MB - денежная база.

   На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента через мультипликатор значительна.

   Рефинансирование банков.

   Ставка рефинансирования - очень мощный инструмент воздействия на нижний уровень банковской системы. Именно поэтому она относительно редко изменяется, а ее изменения влекут за собой значительные последствия для банковской системы в целом. Государство не должно допускать резких изменений ставки рефинансирования. - Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.

   Колебания учетной ставки (ставки рефинансирования) отражают нестабильность российской экономики.

   Как известно, повышение учетной ставки влечет за собой «удорожание» кредитов и, следовательно, снижение инвестиций. Этот инструмент денежно-кредитной политики не всегда использовался грамотно и часто вступал в противоречия с другими составляющими государственной политики.

   В настоящее время рефинансирование осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов «овернайт» и ломбардных кредитов.

   Девизные операции (валютные интервенции) - это покупка и продажа иностранной валюты для поддержания в определенных пределах курса национальной денежной единицы.

   Существует три альтернативных критерия определения эффективности валютных интервенций.

   «Направление» - если направление движения валютного курса совпадает с направлением интервенции, то она эффективна. Иными словами, если центральный банк продает или покупает валюту, то ее курс должен, соответственно, понижаться или повышаться.

   «Сглаживание» - интервенция эффективна, когда усилиями ЦБ замедляется развитие тренда. Если курс падает, то интервенция должна приводить к плавному падению, а если увеличивается - то к торможению роста.

   «Разворот» - интервенция эффективна, когда выполняется не только первый критерий, но и в ходе интервенции полностью нивелируется колебание валютного курса за предыдущий период. Происходит разворот тренда или центральный банк «гребет против течения».

   Международные исследования обнаружили, что эффективностью обладают лишь интервенции центральных банков США, Японии и Германии. Большинство же центральных банков в этом преуспело мало. Например, слабое влияние валютных интервенций на курс национальной денежной единицы отмечено в таких развитых странах, как Швеция и Канада.

   Операции на открытом рынке - покупка и продажа государственных ценных бумаг с целью увеличения или уменьшения средств коммерческих банков.    Путем изменения объема купли-продажи ценных бумаг и уровня цен, по которым они продаются или покупаются, центральный банк может осуществлять гибкое и быстрое воздействие на кредитную активность коммерческих банков. Операции на открытом рынке - третий способ контроля над денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю - продажу Центральным банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.

   Когда ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка (иногда на специальном счете коммерческого банка в Центральном Банке для подобных операций), соответственно в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повышенной мощности» и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если ЦБ продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

   Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, Центральный Банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуществляются Центральным Банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Платой за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа. Соглашения об обратном выкупе широко распространены в деятельности коммерческих банков и фирм.

   Еще одним классическим инструментом в практике центральных банков является политика учетной ставки, т.е. установление ставки процента за кредиты, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам (ставки рефинансирования). Коммерческие банки предоставляют ЦБ платежные обязательства - векселя. Это могут быть как собственные векселя банков, так и обязательства третьих лиц, имеющиеся в банках. ЦБ покупает, учитывает эти векселя, удерживая при этом определенный процент в свою пользу. Средства, полученные от ЦБ, предоставляются заемщикам коммерческих банков. Цена этого кредита - процентная ставка - должна быть выше учетной, иначе коммерческие банки будут убыточны. Поэтому, если ЦБ повышает учетную ставку, это приводит к удорожанию кредита для клиентов коммерческих банков. Это, в свою очередь, способствует уменьшению займов и, следовательно, снижению инвестиций. Таким образом, манипулируя учетной ставкой, ЦБ имеет возможность влиять на капиталовложения в производство.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Денежно-кредитная  политика США и РФ в период мирового финансового кризиса
 
3.1 Финансовый  кризис и новые приоритеты в области денежно-кредитного регулирования для США и России 

   Финансово-экономический кризис, проявившийся в 2008 году в форме ухудшения основных экономических показателей в большинстве стран, и последовавшая в конце того же года глобальная рецессия .Предшественником финансового кризиса 2008 года был ипотечный кризис в США, первые признаки которого появились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов и в начале 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов (англ. subprime). Довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надёжные заёмщики. Постепенно кризис из ипотечного стал трансформироваться в финансовый и стал затрагивать не только США. К началу 2008 года кризис приобрёл мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном снижении объёмов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы.
   Истоки причин возникновение кризиса связывают со следующими факторами:
общей цикличностью экономического развития;
перегревом  кредитного рынка и явившегося его  следствием ипотечного кризиса;
а также:
высокими  ценами на сырьевые товары (в том  числе, нефть) (рис.1);
перегревом  фондового рынка;
использованием новых непроверенных финансовых методик и инструментов - кредитных дефолтных свопов (credit default swap) и иных деривативов. 


Рис. 1. Цены на нефть
   Инновации на финансовом рынке.
   Существенным фактором возникновения кредитного кризиса в США, по мнению ряда экспертов, стало широкое использование с начала 1990-х годов производных финансовых инструментов, деривативов (англ. derivatives) и стремление повысить доходность за счёт увеличения рисков. При этом нет анализа, который бы показал, что именно деривативы приблизили кризис, не наступил ли бы кризис в строительстве ещё раньше, если бы деривативы не способствовали расширению платёжеспособного спроса на недвижимость и дорогие товары.
   По мнению доктора экономических наук Гавриила Попова (конец октября 2008 года), современной экономической жизнью руководит не рынок и не Госплан, а корпорации спекулянтов, которые и создали этот искусственный мир.
   Кредит и ипотека - это залезание спекулятивных корпораций в будущие доходы людей. Поэтому основной вывод касательно деятельности этих корпораций такой: они смогли кормиться и разбухать только потому, что залезли в наше будущее.
   В то же время Попов отрицательно оценивает предложения о национализации корпораций и банков, как форму борьбы с кризисом. По его мнению, для обеспечения экономической эффективности они должны оставаться частными. При этом остаётся загадкой, как рынок может руководить экономической жизнью, основанной на частных корпорациях, без спекулянтов?
   Обозреватель журнала Research (Нью-Йорк) Алексей Байер в середине ноября 2008 года высказал мнение, что после сдувания ипотечного, кредитного и сырьевого пузырей может произойти крах рынка государственных долговых обязательств США, следствием чего будет бесконтрольная эмиссия денежной массы в США, что в свою очередь вызовет глобальную инфляцию по всему миру.
   Кризис в мировом автопроме.
 (Кризис в мировом автопроме - вторая (после ипотечного) фаза мирового финансового кризиса 2008-2009, приведшая к рецессии и банкротствам среди мировых автогигантов.
   Ипотечный кризис в США (2007) спровоцировал в сентябре 2008 года кризис ликвидности мировых банков: банки прекратили выдачу кредитов, в частности кредитов на покупку автомобилей. Как следствие, объёмы продаж автогигантов начали сокращаться. Три автогиганта Opel, Daimler и Ford сообщили в октябре о сокращении объёмов производства в Германии. Экономические новости весны 2009 пестрели сообщениями о спасении Opel.
   1 июня 2009 года заявил о своем банкротстве автогигант General Motors).
   Ипотечный кризис в США (2007) спровоцировал в сентябре 2008 года кризис ликвидности мировых банков: банки прекратили выдачу кредитов, в частности кредитов на покупку автомобилей. Как следствие, объёмы продаж автогигантов начали сокращаться. Три автогиганта Opel, Daimler и Ford сообщили в октябре о сокращении объёмов производства в Германии.
   Крах крупнейших инвестиционных банков США.
   "Пять ведущих инвестиционных банков США прекратили свое существование в прежнем качестве: Bear Stearns был перепродан, Lehman Brothers обанкротился, Merrill Lynch перепродан, Goldman Sachs и Morgan Stanley сменили свою вывеску, перестали быть инвестиционными банками в связи с особыми рисками и необходимостью получить дополнительную поддержку Федеральной резервной системы" (табл.2).
                                                                                                              Таблица 2.
Сводная таблица банкротств американских банков.
Год 2007 2008 2009          
До  даты     25 мая 25 июля 1 августа 29 августа 3 октября 23 октября
Количество 3 25 36 64 69 84 98 106
 
   Падение фондового рынка: август - октябрь 2008 года.
   По оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года "начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований".
   Обозреватель журнала Research Алексей Байер в "Ведомостях" от 10 октября 2008 года писал, что удар глобального кризиса по России был сильнее, чем по экономикам иных стран вследствие 3-х причин: "американской финансовой катастрофы", негативно отразившейся на всех рынках и финансовых системах развивающихся стран; падения цен на нефть при значительной зависимости России от её экспорта; политических ошибок российского руководства. Автор высказал предположение, что если все три фактора сравнимы, то "с середины года рынок потерял около 600 пунктов только из-за ухудшения инвестиционного климата в России - из-за конфликта с Грузией и из-за ссоры акционеров ТНК-BP, атаки на „Мечел“".
   Экономист, бывший советник президента России (2000-2005) А.Н. Илларионов в октябре 2008 года полагал, что российский фондовый кризис следует отсчитывать от 19 мая 2008 года - дня, когда российские биржевые индексы перестали расти, и началось падение.
   Начавшееся в конце мая 2008 года снижение котировок акций российских компаний стало перерастать в обвал в конце июля. По мнению ряда СМИ и финансовых аналитиков, первое резкое падение котировок произошло вследствие заявлений премьер-министра Владимира Путина в адрес руководства компании "Мечел" 24 июля.
Все цены в процентах относительно значений на 1 Мая 2008 года. A - Владимир Путин критикует  Мечел; B - начало Войны в Южной  Осетии; C - Признание Россией независимости  Абхазии и Южной Осетии; D - Алексей  Кудрин заявляет, что "системный кризис отсутствует"; E - пакет мер по спасению основных банков; F - Глобальный финансовый кризис октября 2008 года; G - Президент Дмитрий Медведев объявляет дополнительное финансирование поддержки финансовой системы. (рис.2.)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.