На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Невербальное общение и его особенности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ФГОУ  ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ» 
 

     Кафедра философии и социальных коммуникаций 
 
 
 

     Реферат на тему:
     «Невербальное общение и его особенности» 
 
 
 
 
 

     Выполнила: студентка 3 курса
     Гуманитарного факультета
     782 гр. Штанько Наталья
     Проверила:  
 
 
 
 
 
 

     Санкт-Петербург
     2011
     Содержание: 

    Введение
    Понятие и виды невербального общения
    Особенности невербального общения
    Заключение
    Список использованной литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение:
В социальной психологии принято рассматривать общение  как особый вид психологической  деятельности, результатом которой  являются образования и изменения  в когнитивной (образы, впечатления, понятия, представления, интерпретации, эталоны, стереотипы) и эмоциональной сфере личности. Изменения в области ее отношений и взаимоотношений, в формах поведения и способам обращения к другим людям.
Невербальное  общение - это такой вид отношения, для которого является характерным  использование в качестве главного средства передачи информации организации  взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления  влияния на другого человека невербального  поведения и невербальных коммуникаций, следовательно, невербальные средства полифункциональны.
Наиболее древнее  направление изучения невербального  общения - изучение его в связи  с речевым поведением человека.
Подход к невербальному  общению формируется на стыке  проблем психологии невербального  общения, невербальной интеракции, невербального  поведения, рассматриваемых сквозь призму психологии экспрессивного поведения, взаимодействия и межличностного познания.
Экспрессивность означает степень выраженности того или другого чувства, настроения, состояния, отношения и т.д. В психологии экспрессивного поведения рассматривается  широкий спектр средств, с помощью  которых личность выражает себя или  ее особенности могут быть выражены наблюдателем. В класс средств, выявляющих своеобразие личности, попадают мимика, жесты, позы, форма тела, прическа, косметика, украшения, одежда, стиль речи, почерк, рисунок, окружающая среда и т.д.
В рамках психологии экспрессивного или невербального  поведения в качестве отдельных  объектов изучения выделено индивидуальное экспрессивное невербальное поведение  диады, группы, лиц.
В каждой из этих областей ставятся задачи определить степень устойчивости взаимосвязей между экспрессивным невербальным поведением и социально-психологическими характеристиками личности и группы, определить невербальные коды, способы  их фиксации, установить особенности  декодирования, толкования экспрессивных  кодов личности на примерах моделей  поведения. 
 

    Понятие и виды невербального общения.
Невербальное  общение- это общение между людьми без использования слов. Общения происходит через жесты, мимику, выражения чувств действиями. По сути инструментом общения является тело, а не язык. Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду, что он (или она) обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными сигналами. Другими словами, когда мы говорим, что у нас предчувствие, или что «шестое чувство» подсказывает нам, что кто-то сказал неправду, мы в действительности имеем в виду, что заметили разногласие между языком тела и сказанными этим человеком словами.
Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и  умением правильно оценить поведение  участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального  общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога  владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу. На какие же невербальные элементы следует обращать внимание во время общения?
1. Кинесика.
Кинесика - общая  моторика различных частей тела, отображающая эмоциональные реакции человека. К кинесике относятся выразительные  движения, проявляющиеся в жестах и мимике, в пантомимике, а также визуальном контакте. Я приведу несколько примеров.
    Походка - это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» - для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет.
 
    Поза - это  положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу  других присутствующих лиц. Лица с более  высоким статусом принимают более  непринужденную позу. В противном  случае могут возникать конфликтные  ситуации. Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть. Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это - поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе. Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником - это скопировать его позу и жесты.
 
    Жесты - это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов - самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако, во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:
- Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.)
- Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.)
- Описательные жесты, которые имеют смысл только в контексте речевого высказывания. 

    Мимика - движения мышц лица, и это главный показатель чувств. Исследования показали, что  при неподвижном или невидимом  лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. И хотя каждая мина является конфигурацией всего лица, основную информативную нагрузку несут брови и губы.
    Визуальный  контакт является исключительно  важным элементом общения. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредоточить  внимание на том, что нам говорят. Кроме того, замечено, что когда  человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются  с глазами партнера менее 1/3 времени  разговора. Отчасти долгота взгляда человека зависит от того, к какой нации он принадлежит. Жители южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других, а японцы при беседе смотрят скорее на шею, чем на лицо. Следует всегда принимать во внимание этот важный факт.

По своей  специфике взгляд может быть:

- Деловой - когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства.

- Социальный - взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения.

- Интимный - взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица - до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении.

- Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. Если же он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

С помощью глаз передаются самые точные сигналы  о состоянии человека, потому что  они занимают центральное положение  в человеческом организме, а зрачки ведут себя полностью независимо - расширение и сужение зрачков  не поддается сознательному контролю.

2. Голосовые характеристики

Просодика - это  общее название таких ритмико-интонационных  сторон речи, как высота, громкость  голоса, его тембр.

Экстралингвистика - это включение в речь пауз и  различных психофизиологических явлений  человека: плача, кашля, смеха, вздоха и  т.д.

Просодическими  и экстралингвическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые  высказывания, выражают эмоциональные  состояния.

Нужно уметь  не только слушать, но и слышать интонационный  строй речи, оценивать силу и тон  голоса, скорость речи, которые практически  позволяют выражать наши чувства  и мысли.

Голос содержит в себе очень много информации о хозяине. Опытный специалист по голосу сможет определить возраст, местность  проживания, состояние здоровья, характер и темперамент его обладателя.

Хотя природа  и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают  сами. Те, кому свойственно резко  менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.

Чувства, испытываемые говорящим, отражаются, прежде всего, в  тоне голоса. В нем чувства находят  свое выражение независимо от произносимых слов. Так, обычно легко распознаются гнев и печаль.

Немало информации дают сила и высота голоса. Некоторые  чувства, например энтузиазм, радость  и недоверие обычно передаются высоким  голосом, гнев и страх - тоже довольно высоким голосом, но в более широком  диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства как горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с  понижением интонации к концу  каждой фразы.

Скорость речи также отражает чувства. Человек  говорит быстро, если он взволнован, обеспокоен, говорит о своих личных трудностях или хочет нас в  чем-то убедить, уговорить. Медленная  речь чаще всего свидетельствует  об угнетенном состоянии, горе, высокомерии  или усталости.
Допуская в  речи незначительные ошибки, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно  их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства  и раскрывают намерения. Неуверенность  в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается нас удивить. Обычно речевые недостатки более выражены при волнении или когда человек  пытается обмануть своего собеседника.
Поскольку характеристика голоса зависит от работы различных  органов тела, то в нем отражается и их состояние. Эмоции изменяют ритм дыхания. Страх, например, парализует гортань, голосовые связки напрягаются, голос  «садится». При хорошем расположении духа голос становится глубже и богаче оттенками. Он действует на других успокаивающе и внушает больше доверия.
Существует и  обратная связь: с помощью дыхания  можно воздействовать на эмоции. Для  этого рекомендуется шумно вздохнуть, широко открыв рот. Если дышать полной грудью и вдыхать большое количество воздуха, настроение улучшается, а голос  непроизвольно снижается.
    Такесика.

Изучает прикосновения в ситуации общения. К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

Неадекватное  использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии  близких отношений, равенства социального  положения в обществе.

Я остановлюсь подробнее на самом распространенном такесическом средстве - непременном атрибуте любой встречи и прощании - рукопожатии. Обмен рукопожатием является пережитком древней эпохи. Первобытные люди при встрече протягивали друг другу руки раскрытыми ладонями вперед, чтобы показать свою безоружность. Этот жест со временем претерпел изменения, и появились его варианты, такие как помахивание рукой в воздухе, приложение ладони к груди и многие другие, в том числе и рукопожатие. Часто рукопожатие может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность.
Рукопожатия делятся  на 3 вида:
- доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз) является наиболее агрессивной формой. При доминирующем (властном) рукопожатии человек сообщает другому, что он хочет главенствовать в процессе общения.
- покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх) бывает необходимо в ситуациях, когда человек хочет отдать инициативу другому, позволить ему чувствовать себя хозяином положения.
- равноправное, когда два человека равны. Обычно  дружеское рукопожатие. 

4. Проксемика.

Одним из первых пространственную структуру начал  изучать американский антрополог Эдуард Т. Холл, который в начале 60-х годов  ввел термин «проксемика» (proximity - «близость»). К проксемическим характеристикам  относятся ориентация партнеров  в момент общения и дистанция  между ними.

    Дистанция. Нормы приближения двух людей друг к другу. Данные нормы определены четырьмя расстояниями:
- Интимное расстояние - от 0 до 45 см - на таком расстоянии общаются самые близкие люди; в этой зоне имеется еще одна подзона радиусом 15 см, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта, это сверх интимная зона.
- Персональное - от 45 до 120 см - общение со знакомыми людьми;
- Социальное - от 120 до 400 см - предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;
- Публичное - от 400 до 750 см - на этом расстоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от общения, на таком расстоянии происходят выступления перед аудиторией.
Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда  находятся на расстоянии, соответствующем  указанным выше видам взаимодействия. Чрезмерно близкое и чрезмерно  удаленное положение отрицательно сказываются на общении.
Кроме того, эти  правила варьируются в зависимости  от возраста, пола, личностных свойств  и общественного статуса человека, а также от национальности и плотности  населения в районе, где живет  человек. Например, дети и старики  держатся к собеседнику ближе, чем  подростки, молодые люди и люди средних  лет. Мужчины предпочитают более  отдаленное положение, чем женщины. Уравновешенный человек подходит к  собеседнику ближе, тогда как  беспокойные, нервные люди держаться  дальше. Люди общаются на большом расстоянии с собеседниками, обладающими более  высоким статусом. Что касается наций, то можно сказать, что азиаты взаимодействуют  на более близком расстоянии, чем  европейцы, а горожане - ближе, чем  жители малонаселенных районов.
    Ориентация. Следует отметить также такие проксемические компоненты невербальной системы, как ориентация и угол общения. Ориентация выражается в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него, что сигнализирует о желании общаться.
Правильное распределение  участников за столом является средством  их эффективного взаимодействия. Различные  оттенки отношения людей могут  выражаться через то, какое место  они занимают за столом.
Угловое расположение характерно для людей, занятых дружеской, непринужденной беседой. Эта позиция  способствует постоянному контакту глаз и предоставляет простор  для жестикуляции.
Позиция делового взаимодействия - одна из самых удачных  стратегических позиций для предъявления, обсуждения и выработки общих  решений.
Положение друг против друга может вызвать оборонительное отношение и атмосферу соперничества. Она может привести к тому, что  каждая сторона будет придерживаться своей точки зрения, потому что  стол становится барьером между ними.
Независимую позицию  занимают люди, не желающие взаимодействовать  друг с другом. Она свидетельствует  об отсутствии заинтересованности. Это  положение можно расценивать  и как враждебное. Этого положения  следует избегать в случае, когда  требуется откровенная беседа.
Немаловажна также  форма стола, за которым руководитель общается с подчиненными.
Квадратные столы  хороши для проведения короткой деловой  беседы. Отношения сотрудничества установятся, скорее всего, с человеком, который  сидит рядом. Причем больше понимания  будет исходить от сидящего справа. Наибольшее сопротивление будет  оказывать тот, кто сидит напротив.
Круглый стол создает  атмосферу неофициальности и  непринужденности, и является наилучшим  средством проведения беседы людей  одинакового социального статуса, потому что каждому за столом выделяется одинаковое пространство.
    Невербальные  средства повышения делового статуса. В процессе разговора собеседники невольно обращают внимание на окружающую их обстановку. В этом смысле кабинет руководителя является своего рода его визитной карточкой. Интерьер офиса говорит о многом: о достатке фирмы, ее основательности и надежности. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы место, где руководитель принимает посетителей, производило наилучшее впечатление, а атмосфера повышала его деловой статус. Однако, следует помнить, что слишком роскошный офис воспринимается посетителями с недоверием.
Оформляя офис, нужно помнить, что картины и  другие офисные украшения должны быть нейтральными и одновременно подчеркивать имидж компании. Стены лучше окрасить в стандартные цвета, общепринятые для служебных помещений. В России наиболее приемлемыми являются бежевый  и голубой цвета.
При оборудовании офиса применительно к российским условиям обычно выделяется три зоны: зона личной работы, коллегиальной  деятельности и дружеского общения.
В зоне личной работы должны находится рабочий стол, удобное  кресло, телефоны, современное организационно-техническое  оборудование. Рабочее место должно быть правильно освещено.
Зона коллегиальной  деятельности оборудуется с учетом требований организации совещательной  работы с людьми. Необходимо иметь  «коллегиальный» стол, удобные стулья, ручки и карандаши, бумагу для  записей, графин с водой и стаканы.
Зона дружеского общения должна находиться в стороне  от двух остальных. В ней нужно  иметь пару кресел, журнальный столик, прохладительные напитки. Своим  оформлением зона должна располагать  к дружеской, неофициальной атмосфере  общения.
При оборудовании офиса желательно учитывать невербальные средства, которые могут ощутимо  повысить деловой статус его хозяина. Так, например, чем выше спинка кресла, тем больше власти и авторитета имеет  сидящий в нем человек. У преуспевающих  людей кресла чаще всего имеют  высокую обтянутую кожей спинку, а стулья для посетителей - низкую спинку.
Большое влияние  можно оказать на посетителя, если его стул будет расположен по другую сторону стола, напротив руководителя.
Повысить деловой  статус могут и некоторые другие приемы невербального общения: низкие стулья и диванчики для посетителей, дорогая пепельница, стоящая вне  зоны досягаемости посетителя. 
 
 
 
 
 

3. Особенности невербального  общения.
Пользуясь ежедневно  десятками жестов, мы почти не задумываемся об их смысле. Известно, что основные коммуникационные жесты во всем мире не отличаются друг от друга: когда  люди счастливы, они улыбаются, когда  печальны - хмурятся, когда не знают  или не понимают, о чем идет речь - пожимают плечами. Однако нередко  одно и то же выразительное движение у разных народов может иметь  и совершенно различное значение, и легкомысленное обращение с  обычными для нас жестами может  привести к неожиданным последствиям.
Жест, которым  русский демонстрирует пропажу  или неудачу, у хорватов означает признак успеха и удовольствия. Говоря о себе, европеец показывает рукой на грудь, японец - на нос. В некоторых странах Африки смех - показатель изумления и замешательства.
Жители Мальты вместо слова «нет» слегка касаются кончиками пальцев подбородка, повернув кисть вперед. Во Франции и Италии этот жест означает, что у человека что-то болит.
В Греции и Турции официанту ни в коем случае нельзя показывать два пальца (например, имея в виду две чашечки кофе) - это  считается очень оскорбительным жестом.
Довольно часто  один и тот же жест имеет не только различное, но и прямо противоположное  значение.
Образовав колечко  из большого и указательного пальцев, американцы и многие другие народы сообщают, что дела «о`кей». Но этот же жест используют в Японии, говоря о деньгах, во Франции он означает ноль, в Греции и на о.Сардиния служит знаком отмашки, а на Мальте им характеризуют  человека с извращенными половыми инстинктами.
Обычный утвердительный кивок головой на юге Югославии  и в Болгарии служит знаком отрицания.
Немцы часто  поднимают брови в знак восхищения чьей-то идей, в Англии так выражают скептицизм.
Иногда даже незначительное изменение жеста  может совершенно изменить его значение. В Англии так случилось с жестом из двух пальцев, указательного и  среднего, разведенных и поднятых вверх. Если при этом ладонь повернута к собеседнику, это - оскорбление. Если ладонь повернута к себе, то это выражение радости (первая буква английского слова «victory» - победа).
В общении мы не придаем особого значения левой  или правой руке. Но на Ближнем Востоке, например, не следует протягивать  деньги или подарок левой рукой. У тех, кто исповедует ислам, она  считается нечистой, и вы можете нанести оскорбление собеседнику.
В любой культуре жесты неискренности связаны  с левой рукой. Она выдает тайные эмоции своего владельца. Поэтому, если в разговоре собеседник жестикулирует  левой рукой, есть большая вероятность, что он говорит не то, что думает, или просто негативно относится  к происходящему. Следует сменить  тему разговора или вообще прервать его.
Для американца отказ разговаривать с человеком, находящимся с ним в одном  помещении, означает крайнюю степень  отрицательного к нему отношения. В  Англии это общепринятое правило.
У народов различных  культур есть различия и в восприятии пространства. Так, американцы работают либо в больших помещениях, либо - если помещений несколько - при  открытых дверях. Открытый кабинет  означает, что его хозяин на месте  и ему нечего скрывать. Многие небоскребы в Нью-Йорке целиком сделаны  из стекла и просматриваются насквозь. Здесь все, от директора до посыльного, постоянно на виду. Это создает  у служащих определенный стереотип  поведения, вызывая у них ощущение, что все сообща делают общее дело. Немецкие же традиционные формы организации  рабочего пространства принципиально  иные. Каждое помещение у них должно быть снабжено надежными дверями. Распахнутая  настежь дверь символизирует  крайнюю степень беспорядка.
Таким образом, не зная различий невербального общения  разных народов, можно попасть в  неловкую ситуацию, обидев или оскорбив собеседника. Во избежание этого  каждый менеджер, особенно если он имеет  дело с зарубежными партнерами, должен быть осведомлен о различиях в  трактовке жестов, мимики и телодвижений представителями делового мира в  различных странах.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.