На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


доклад Детский сад и начальная школа: проблема преемственности

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 13.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Детский сад и начальная  школа: проблема преемственности 

Введение
Выражением преемственности является установление взаимосвязи задач, содержания, форм, и методов воспитания обучения детей в детском саду и школе.
    Преемственность – это содержательная двухсторонняя связь предполагающая с одной стороны направленность воспитательно – образовательной работы детского сада на те требования, которые будут предъявлены детям в школе, с другой стороны опору учителям на достигнутый дошкольный уровень развития, на знания, опыт детей и использование этого в учебно – воспитательном процессе школы.
    Преемственность создает условия для реализации в педагогическом процессе ДОУ и школы единой системы воспитания и обучения и способствует сближению условий воспитания и обучения дошкольников, старших и младших школьников и благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.
    Одним из важнейших условий практической реализации преемственности является установление делового сотрудничества между воспитателем и учителями. Главная задача сотрудничества достигнуть единства при подготовки детей к школе и обеспечить высокий уровень готовности. В контактах между учителями и воспитателями выделяют три аспекта.
    Информационно – просветительский: предполагает взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами образовательно – воспитательной работы.  И изучения программы старших групп и первого класса. Участвуют в совместных педсоветах, в семинарах, практикумах по обсуждению «стыковки программ».
    Методический: предполагает взаимное ознакомление, но уже с методами и формами осуществления учебно – воспитательной работы (взаимное посещение педагогами уроков в школе и занятий в детском саду с последующем обсуждением).
    Практический: выражается с одной стороны в предварительном знакомстве учителей с детским садом со своими будущими учениками, а  с другой стороны в  курировании воспитателей своих бывших воспитанников в процессе обучения.Детский сад - начальная школа: проблемы преемственности
    Поступление в школу - значительное событие в  жизни ребенка. Оно коренным образом меняет социальную ситуацию развития и во многом определяет перспективы развития личности. Это период смены ведущей деятельности и появления новой роли - роли ученика. Какие задачи в этом плане стоят перед педагогами дошкольных учреждении? Их много. Одна из них - преемственность в воспитании и обучении детей ДОУ и начальных классах школы.
    0 недостатках традиционной  системы образования
    Новое понимание преемственности дошкольного и начального школьного образования отражено в федеральных и муниципальных документах и информационных письмах. Особый интерес для систем вузовского и дополнительного профессионального образования представляет анализ традиционной системы образования с учетом позиций, требующих первоочередного решения. Имеется в виду выделение новых линий в образовательной работе начальной школы, обеспечивающих углубление содержательной преемственности на этапе дошкольного и начального образования; определение возможных путей реализации преемственности в условиях общения содержания, форм и методов образования.
    Рассматривая  современное состояние проблемы преемственности, отметим недостатки традиционной системы образования. Речь идет об ориентации педагогов на формально-вербальные и информационно-рецептурные способы обучения, на принципы послушания, подражания и повторения, на односторонность воздействий педагога, порождающих «эмоциональную глухоту» у ребенка. Речь идет также о недооценке, а порой игнорировании поло-ролевой дифференциации детей, механическом переносе в детский сад школьных форм и методов обучения, предметной системы преподавания, а также о тактике дублирования в начальной школе того, что уже получил ребенок в детском саду.
    Эти подходы вытесняют из детского сада игру, а в начальной школе затрудняют развитие у детей основ теоретического мышления.
    Преемственность - принцип, изначально положенный в основу системы непрерывного образования. При этом ДОУ обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.
    Общие формы преемственности для дошкольных образовательных учреждений и начальной школы - это развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника; способность к творчеству и самостоятельность; творческое воображение как направление интеллектуального развития ребенка; коммуникативность, умение общаться с взрослыми и сверстниками.
    Стратегию и тактику взаимодействия образовательных учреждений на ступени дошкольного и начального образования определяют категории «развитие» и «воспитание». «Развитие» в дошкольном и младшем школьном периоде рассматривается как изменение системы взаимодействия «ребенок-взрослый», как смена типов детской деятельности. Именно возраст смены типа деятельности ребенка и есть возраст готовности его к школе, точка индивидуального педагогического проектирования.
    Данные  основания позволяют выделить критерии готовности ребенка к школе: это  морфофизиологическая зрелость, развитие психических процессов, в особенности воображения как интегральной психологической характеристики, определенный уровень развития эмоционально-волевой сферы и социальной зрелости. Все критерии одинаково значимы в процессе адаптации ребенка к начальной школе. Но особое внимание педагог должен уделять исследованию показателей, характеризующих здоровье ребенка. Ведь у значительной части детей оно ухудшается уже в конце первого года обучения в школе. Не менее важная проблема - обеспечение единой линии педагогического процесса на этапах дошкольного и начального школьного образования.
    Развитие  ребенка должно носить целостный характер. Поэтому свое влияние педагоги, как и другие специалисты, должны направить не только на интеллектуальную, но и на эмоционально-волевую и поведенческую сферу детей. Педагогу важно научиться изучать (исследовать) динамику становления личности ребенка. Кроме этого, ему необходимо непрерывно совершенствовать педагогическое мастерство. Причем внимание науки и методических служб следует ориентировать не только на общую методическую подготовку, но и на становление методической культуры педагогов, развитие их исследовательских умений и навыков.
Из  Программы международного бакалавриата о решении  проблемы преемственности  «детский сад - начальная школа» 

    Программа международного бакалавриата (IBO) принадлежит к программам открытого типа и может быть наполнена различным содержанием в зависимости от культурных, социальных, исторических традиций страны, где она реализуется. В основу программы IBO положено личностно-ориентированное обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самоценность, признание ребенка главной действующей фигурой всего образовательного процесса.
    Программа IBO состоит из трех взаимодополняющих  и взаимосвязанных программ и носит концентрический характер. Основное внимание в программе уделяется развитию междисциплинарных навыков, таких, как социальные, коммуникативные, мыслительные, исследовательские. Вся образовательная программа разделена по ключевым темам: «Кто я? Где я по месту и по времени? Как работает мир? Как я выражаю себя? Земля - наш общий дом». В течение года изучаемый материал отбирается и формируется в исследовательские темы в соответствии с этими вопросами. С переходом ребенка из одной возрастной группы в другую учебный материал усложняется и расширяется. В младшей группе исследовательская тема звучит так: «Я и мой дом», в старшей - «Я и моя семья», в подготовительной - «Я и моя родословия», в первом классе - «Традиции моей семьи». Наиболее важные направления при работе по программе в дошкольном возрасте - развитие коммуникативных, социальных и исследовательских навыков, а также формирование ребенком адекватной самооценки.
    Основная  идея программы IBO -Девиз «Образование для жизни», т.е. умение использовать полученные навыки в повседневной жизни и осознанное обучение. Понимание смысла дополняется тем, что учащиеся проводят исследования и применяют при этом разнообразные умения. На исследовательскую и экспериментальную деятельность Программа отводит до 70% учебного времени. Перед педагогами детского сада и начальной школы стоит задача воспитать у детей пытливый и ищущий ум, научить правильно задавать вопросы, наблюдать, планировать свою работу, собирать необходимую информацию, организовывать и интерпретировать ее, эффективно представлять полученные результаты. На первом этапе - в возрасте 3-4 лет - педагоги предлагают малышам задавать любые вопросы; в 4-5 лет перед ребенком ставится определенная тема. К концу обучения - 5-6 лет - дети уже могут задавать вопросы по теме исследования.
    Следующий этап становления исследовательской деятельности обучение ребенка способам нахождения интересующей его информации. Так как дети дошкольного возраста еще не умеют читать, то основную информацию они получают, рассматривая иллюстрации, беседуя с родителями или педагогом. Любая исследовательская работа заканчивается представлением проделанной работы. Таким образом, в начальную школу ребенок приходит со сформированным умением ставить несложные вопросы к изучаемому объекту (по имеющимся данным, от 2 до 6-7), составлять план своей деятельности (два-четыре этапа), ориентироваться в способах получения информации (библиотека, экскурсии, телевидение, рассказы старших), публично представлять результаты своего исследования. Очевидно, что в процессе исследования ребенок может отрабатывать не только исследовательские, но и все вышеперечисленные навыки. Таким образом, учителя в I классе могут продолжать работать в этом направлении.
    По  мнению специалистов, работающих по программе IBO, современный человек должен уметь адекватно оценивать себя и воспринимать оценку со стороны окружающих. Поэтому уже с четырех лет дошкольники учатся оценивать себя по цветовой шкале, а первоклассники переходят на уровневую шкалу самооценки. В этом процессе важно дать четкие критерии, сверяясь с которыми дети могут адекватно оценивать себя. Для дошкольников эти критерии оформляются графически и помещаются в учебном центре. Самооценка и оценка всегда обсуждаются совместно с ребенком. Внешняя оценка деятельности ребенка учителем происходит по нескольким уровням (обычно четырем). Все уровни по учебным предметам и междисциплинарным навыкам разрабатываются педагогами с учетом требований региональной программы и программы IBO. Преподаватели, работающие по программе IBO, критически относятся к идее сравнения ребенка с другими детьми. Основой оценивания должен стать принцип «Что я делаю лучше сегодня из того, что делал вчера».
Интеллектуальная  готовность к школьному обучению: методологические ориентиры
Как известно, в области образования происходят колоссальные изменения. Речь идет об ориентирах на гуманистическую, личностно - ориентированную парадигму, о более раннем включении ребенка в систематическое обучение. Решить эту задачу можно только в условиях непрерывности образования. Особенность преемственности дошкольного и начального образования в том, что воспитатель должен учитывать двусторонность данного процесса. С одной стороны, признавать самоценность дошкольного детства с опорой на ведущую - игровую - деятельность, с другой создавать условия для элементов учебной деятельности. Его задача - в процессе познания развивать мыслительные способности детей на основе любознательности, интереса. Во многом решение будет зависеть от того, правильно ли воспитатель понимает готовность ребенка к школьному обучению. Ведь здесь следует учитывать «созревание» всех структур организма, становление качественных новообразований во всех сферах личности - физической, мотивационной, эмоционально-волевой, интеллектуальной, коммуникативной.
    Интеллектуальная  готовность к школьному обучению рассматривается нами как соответствующий уровень внутренней организации мышления ребенка, который обеспечивает переход к учебной деятельности. Иными словами, будущий школьник должен иметь развитую способность проникать в сущность предметов и явлений, овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация; в процессе учебной деятельности уметь устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия. Все это играет важную роль в овладении системой научных понятий и обобщенных способов решения практических задач в школе.
    Система научных понятий имеет два аспекта – логико - дискурсивный, осознаваемый, имеющий вербальную форму, и интуитивно-иррациональный, связанный с моментом догадок, «озарения», опирающийся на работу бессознательной сферы мышления. Человеческий мозг, функционируя как единое целое объединяет оба аспекта, обеспечивая их согласованную работу на основе смены доминанты мышления, переключения эмоций, эмоциональных переживаний (Дж. Брунер, И.Я. Бе-резная, В. Вундт, Г.Г. Гранатов, В.Г. Рындак, К. Смоук, Б.М. Теплов и др.). Мышление - высшая ступень в развитии духовной, теоретической деятельности человека. Мы исходим из того, что мышление функционирует в соответствии с тремя основными принципами: природа - сообразности, культуросообразности и дополнительности. Принцип природосообразности соответствует «первой природе» человека (где доминируют образность, созерцательность, иррациональность, интуиция). Он позволяет учитывать, что и сам процесс мышления подчиняется законам природы, проявляется в активном творческом характере этой формы духовной деятельности человека. Деятельности, которая направлена на получение все более глубоких знаний не только о закономерностях объективной реальности, но и о законах возникновения, изменения и развития самого мышления.
    Природосообразный характер детского мышления определяется прежде всего преобладанием целостного эмоционально-чувственного познания мира, особой формы отражения действительности - посредством эмоциональных образов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, К.К. Платонов, Г.Х. Шингаров и др.). Особенности эти подчеркивают значимость аналогий. В их основе - идея сходства между различными явлениями действительности, способность к переносу известного в малоизвестные явления. В мышлении ребенка аналогия выступает «ключом к пониманию действительности, всеобщим принципом объяснения мира», ставит проблему, тогда как проверка, укрепление и устранение суждения требуют новых процессов мышления.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.