На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Характерные черты современного управления. Анализ внутренней среды предприятия. Коммерческие факторы воздействия на управление, влияние непосредственного окружения. Практический опыт работы управленческого персонала. Делегирование полномочий и поощрение.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 15.02.2011. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Введение

На протяжении десятилетий в отечественной экономике господствовал технократический подход к хозяйствованию на уровне промышленных предприятий, когда во главу угла ставились производственные планы, бюджеты, структуры, административные распоряжения. Кадровая политика как таковая во многом была прерогативой государственных органов и ортодоксальных идеологических механизмов. Однако на сегодняшний день можно утверждать, что кадры - это не фактор и не ресурс перехода России к рынку, кадры - то пространство, где это должно произойти. Практика подтверждает, что человеческие возможности являются определяющими в достижении поставленных целей.
Характер современного управления обусловлен специфическими средствами, специфической функцией, специфическим инструментарием для производства организациями результата. Это обстоятельство требует стратегического подхода к управлению как по вертикали (на всех иерархических уровнях), так и по горизонтали (управление функциональными областями); стратегия - дело всех сотрудников. Человеческий фактор становится ключевым фактором успеха функционирования предприятия, что нашло отражение в принципах управления, сформулированных на рубеже XX и XXI вв. Но не только человеческий фактор влияет на характер управления. Современный менеджмент подвержен большому влиянию как внешних, так и внутренних факторов. Поэтому исследование таких факторов крайне актуально.
Целью данной курсовой работы является исследование факторов, определяющих характер современного управления.
Для достижения поставленной цели в работе предлагается решение следующих задач:
- дать характеристику основным чертам современного управления;
- охарактеризовать внутреннюю среду организации и совокупность факторов, определяющих ее развитие;
- разобрать понятие цены и ценообразования как основы управления производственными функциями;
- выявить основы управления человеческими ресурсами;
- охарактеризовать непосредственное окружение предприятия как фактор влияния на процессы современного управления.
Теоретически проектирование систем управления, изучение факторов, влияющих на характер современного управления, изучены очень подробно. В то же время, приходится констатировать факт, что далеко не все существующие теоретические источники принимают во внимание современный уровень развития управления. В данной работе основное внимание было уделено научным трудам О.С. Виханского Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник. -- 5-е изд., перераб. и доп. -- М.: Гардарика, 2008. -- 296 с. , А.Н. Лапина Лапин А.Н. Стратегическое управление современной организацией / А. Н. Лапин, Глава 1 // Управление персоналом. - 2004. - N 14. - С. 39-46., Е.Б. Моргунова Моргунов Е. Б. Управление персоналом: учеб. пособие / Е.Б. Моргунов. - изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Управление персоналом, 2005. - 549 с., И.К. Шалаева Шалаев И.К. Мотивационное программно-целевое управление: теория, технология, практика: учебное пособие по психологии управления для руководителей и психологов учреждений образования / И.К.Шалаев. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. - 271 с., В.Р. Веснина Веснин В.Р. Стратегическое управление: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Менеджмент организации" / В. Р. Веснин. - М.: Проспект, 2006. - 328 с., Е. Лагуновой Лагунова Е. Стратегическое управление предприятием: внешние и внутренние факторы / Е. Лагунова // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - N 9. - С. 90-98. и др.
Структурно работа делится на две главы, каждая из которых разделена на соответствующие пункты.
Глава 1. Факторы воздействия на современное управление

1.1 Характерные черты современного управления

Классическое понимание традиционного менеджмента основано на разделении процесса управления по функциям.
Однако традиционное определение менеджмента «управлять - это значит предвидеть и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать» уже не в полной мере отвечает реальной ситуации, сложившейся в современной экономике, основными характеристиками которой являются:
- изменения в характере современного менеджмента, который, с одной стороны, превращается в интегрированный процесс, объединяющий все вышеуказанные функции, а с другой стороны, приобретает модульную структуру, включая появление множества видов менеджмента - маркетинговый менеджмент, инновационный, бюджетный и др.;
- появления ряда новых функций, таких как развитие культуры менеджмента, постоянные инновации, интеллектуальный творческий процесс развития и использования индивидуальных внутренних ресурсов менеджера и человеческого капитала организации, интеллектуальное лидерство в управлении командами и проектами, влияние менеджера на имидж своей организации;
- нестабильность и динамичность внешних и внутренних условий, которые приобрели турбулентный характер, вынуждают менеджеров самостоятельно постоянно реорганизовывать и изменять свои цели;
- внимание к конечным результатам и эффективности управленческой деятельности, а не к функциям, деятельности, процессу;
- радикальное изменение взаимоотношений между персоналом и руководством: никто не должен «управлять людьми»; задача - вести людей за собой; цель - сделать продуктивными специфические сильные стороны личности и знания каждого индивида;
- качественно новый вид децентрализации управления, создающей максимальную свободу менеджеру-преобразователю, формирование новых внутренних сетевых структур управления в виде команд, рабочих групп для решения проблем развития;
- новые интеллектуальные факторы современного управления, проявляющие себя в изменении уровня квалификации кадров менеджеров, используемых ими новых методах планирования и новых высоких информационных технологиях и технических средствах (высокопроизводительные ЭВМ и их сети, телекоммуникации, Интернет);
- фактор риска, который в современной экономике стал одним из приоритетных в принятии управленческих решений Семечкин А.Е. Стратегическое управление: теория и практика / А. Е. Семечкин, Ю. В. Пазюк. - М.: СвР-Аргус, 2007. - С.100..
Современный менеджмент - это специфическое средство, специфическая функция, специфический инструмент для производства организациями результата. Выполнение этой сверхзадачи требует расширить сферу ответственности менеджера, в которую входят все факторы, влияющие на деятельность организации, и ее результаты: как внутренние, так и внешние, как подконтрольные, так и полностью от нее независящие. Это обстоятельство требует стратегического подхода к управлению как по вертикали (на всех иерархических уровнях), так и по горизонтали (управление функциональными областями); стратегия - дело всех сотрудников Зиновьев В. Н. Менеджмент: учебное пособие / В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. - М.: Дашков и К, 2007. - С. 198.. Именно исследованию факторов, определяющих характер современного управления, является основной целью исследования. При этом, человеческий фактор становится ключевым фактором успеха функционирования предприятия, что нашло отражение в принципах управления, сформулированных на рубеже XX и XXI вв., среди которых следует выделить:
1. Лояльность к работающим;
2. 100% ответственность - как обязательное условие успешного менеджмента;
3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали;
4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих. Постоянное обучение всех, везде и всегда;
5. Долевое участие каждого работающего в общих результатах;
6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде;
7. Методы работы с людьми, обеспечивающие удовлетворенность работой. Переход от авторитарного стиля руководства к лидерству;
8. Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласования и целостности;
9. Умение контактировать с покупателями, поставщиками, исполнителями, руководителями и т.п.;
10. Этика бизнеса;
11. Честность и доверие к людям;
12. Использование в работе фундаментальных основ менеджмента;
13. Видение организации, т. е. четкое представление о том, какой она должна быть;
14. Качество личной работы, постоянное самосовершенствование;
15. Реализация принципов управления в современных условиях предъявляет высокие требования к личности менеджера Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в ХХI веке / Питер Ф. Друкер; пер. с англ. и ред. Н. М. Макаровой. - М., 2002. - С. 115..
Таким образом, сам характер современного управления выявляет огромное количество факторов, определяющих его процессы. Далее по тексту работы нами будут рассмотрены основные внешние и внутренние факторы, определяющие характер и процессы управления.
1.2 Анализ внутренней среды предприятия

Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей.
Одной из ключевых ролей любого управления является поддержание баланса во взаимодействии организации со средой. Каждая организация вовлечена в три процесса:
- получение ресурсов из внешней среды (вход);
- превращение ресурсов в продукт (преобразование);
- передача продукта во внешнюю среду (выход).
Управление призвано обеспечивать баланс входа и выхода. Как только в организации нарушается этот баланс, она встает на путь умирания Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник. -- 5-е изд., перераб. и доп. -- М.: Гардарика, 2007. -- С. 76.. Современный рынок резко усилил значение процесса выхода в поддержании этого баланса. Это как раз и находит отражение в том, что в структуре стратегического управления первым блоком является блок анализа среды.
Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих:
- макроокружения;
- непосредственного окружения;
- внутренней среды организации.
Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деятельности фирмы. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения но и обеспечивает возможность существования своим членам, давая им работу, предоставляя возможность участия в прибылях, обеспечивая их социальными гарантиями и т. п.
Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:
- кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т п;
- организация управления;
- производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки;
- финансы фирмы;
- маркетинг;
- организационная культура.
Таким образом, внутренняя среда организации -- это та часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.
Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как:
- взаимодействие менеджеров и рабочих;
- наем, обучение и продвижение кадров;
- оценка результатов труда и стимулирование;
- создание и поддержание отношений между работниками и т.п.
Организационный срез включает:
- коммуникационные процессы;
- организационные структуры;
- нормы, правила, процедуры;
- распределение прав и ответственности;
- иерархию подчинения.
В производственный срез входят:
- изготовление продукта;
- снабжение и ведение складского хозяйства;
- обслуживание технологического парка;
- осуществление исследований и разработок.
Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает следующие стороны, которые связаны с реализацией продукции:
- стратегия продукта, стратегия ценообразования;
- стратегия продвижения продукта на рынке;
- выбор рынков сбыта и систем распределения.
Финансовый срез включает процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации:
- поддержание должного уровня ликвидности и обеспечение прибыльности;
- создание инвестиционных возможностей и т.п.
Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая также должна подвергаться самому серьезному изучению.
Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, как: сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны -- это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.
П. Дойлем был выделен набор ключевых внутренних факторов, которые могут быть источником как силы, так и слабости организации. Анализ этих факторов позволяет составить комплексное представление о внутренней среде организации и о ее слабых и сильных сторонах. Ниже приводится перечень этих факторов и ключевых вопросов для их анализа Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика / пер.с англ. Т.Карасевич, А.Вихровой, В.Кузина, Д.Раевской; под ред. Ю.Н. Каптуревского. - М.,1999. - С. 306.
Таблица 1
Сфера
Факторы
Вопросы для анализа
Кадры
Управленческий персонал;
Мораль и квалификация сотрудников;
Совокупность выплат работникам в сравнении с аналогичным показателем у конкурентов и в среднем по отрасли;
Кадровая политика;
Использование стимулов для мотивирования выполнения работы;
Возможность контролировать циклы найма рабочей силы;
Текучесть кадров и прогулы;
Особая квалификация сотрудников;
Опыт.
Какой стиль управления использует высшее руководство;
Что является доминантой в системе ценностей высшего руководства;
Как долго высшие руководители находятся на воих позициях и как долго они собираются оставаться в организации;
Насколько квалификация менеджеров среднего уровня позволяет им справляться с вопросами планирования и контроля, относящимся к календарному графику действий, снижению издержек и повышению качества;
Соотвнтствует ли квалификация персонала организации ее текущим и будущим задачам;
Каково в общем расположение работников и каковы мотивы их работы в организации;
Какова политика оплаты труда в организации по сравнению с другими организациями аналогичного профиля;
Организ-ация общего управле-ния
Организационная структура;
Престиж и имедж фирмы;
Организация системы коммуникаций;
Общая для всей организации система контроля (эффективность и использование);
Организационный климат, культура;
Использование систематизированных процедур и техники в процессе принятия решений;
Квалификация, способности и интересы высшего руководства;
Система стратегического планирования;
Внутриорганизационная синергия (для многоотраслевых фирм).
Четко ли распределены в организации права и обязанности;
Существует ли в организации практика снижения управленческих издержек;
Эффективно ли взаимодействие различных структурных подразделений в процессе достижения целей организации.
Произв-одство
Стоимость сырья и его доступность, отношения с поставщиками;
Система контроля запасов, оборот запасов;
Местонахождения производственных помещений, расположение и использование мощностей;
Экономия от масштаба производства;
Техническая эффективность мощностей и их загруженность;
Использование системы субконтрактирования;
Степень вертикальной интеграции, чистая продукция и прибыль;
Отдача от использования оборудования;
Контроль за процессом изготовления продукта;
Проектирование, составление графика работы;
Закупка;
Контроль качества;
Сравнительная по отношению к конкурентам и средней по отрасли величина издержек;
Исследования и разработки, инновации;
Патенты, торговые марки и аналогичные правовые формы защиты товара.
Соответствуют ли производственные мощности конкурентным требованиям сегодняшнего дня, являются ли они самыми современными или они уже морально устарели;
Насколько эффективно используются производственные мощности, есть ли недогрузка и существуют ли возможности для раширения производственной базы;
Какова отдача от исследований и разработок;
Приводят ли НИР к созданию принципиально новых продуктов.
управление воздействие влияние поощрение
Таким образом, анализ внутренних факторов, определяющих характер современного управления позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деятельности фирмы, ее внутренне организационное пространство.
Глава 2. Внешние факторы, определяющие характер современного управления

2.1 Коммерческие факторы воздействия на управление

Концентрированным выражением рыночной конъюнктуры является цена. Именно цена является главным фактором, определяющим характер современного управления.
Процесс ценообразования чрезвычайно сложен, так как включает массу факторов - и собственно ценовых, и воздействующих не только непосредственно на цены. Из круга факторов, формирующих спрос, в цене, например, учитывается психология ее восприятия покупателями: замечено, что низкие цены на услуги некоторых фирм «отпугивают» клиентов, подчас справедливо считающих, что такие предприятия способны предложить только услуги низкого качества. Из факторов предложения цена обязательно учитывает сырье, материалы, качество продукции и др.; из факторов сервиса - набор, качество, оперативность и доступность услуг. Даже, казалось бы, простейший вопрос, на каком уровне установить первоначальную цену на рынке, превращается часто в труднейшую проблему, разрешить которую можно, только имея широчайший круг в данных и информацию о конкурентах, а также кадры, владеющие научно обоснованным инструментарием осуществления расчетов Мескон М. Основы менеджмента / пер. с англ. М.А. Майоровой [и др.]. - М.: Дело, 2002. - С. 341..
Кроме этого, промышленному предприятию требуется решить и другие вопросы, тесно связанные с ценовой политикой, например: как менять первоначальную цену, чтобы получить необходимую прибыль и хотя бы удержать (а лучше расширить) свой сегмент рынка.
Определяя конкретные уровни цен, предприятия исходят либо из уже существующего на рынке положения с ценами, либо формируют их исходя из производственных затрат, либо на базе так называемой целевой нормы прибыли. В первом случае в качестве отправного пункта берутся уже существующие на рынке цены. Кстати, это наиболее распространенный подход при свободном рынке, когда более или менее стабилен ассортимент товаров, например, это характерно для рынка изделий легкой промышленности, продуктов питания, некоторых видов оборудования, услуг. В таких условиях цена, как правило, не является определяющим на рынке фактором. Другое дело рынки автомобилей, черных и цветных металлов, нефти и продуктов ее переработки, где производство более монополизировано. Там используются принципы формирования цен от затрат и от прибыли, при которых ценовая политика фирм (или государства) является определяющей. Это совсем не значит, что лишь цены движут развитие рынка Хайруллина М.В. Управление предприятием: новые аспекты теории и практики / М.В. Хайруллина // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. - 2003. - № 2. - С.116.. Одновременно приходится решать вопросы об уровне цены и объемах производимых и реализуемых товаров. Таким образом, на ценовую политику оказывается косвенное влияние через товарное предложение: объемы производства сокращаются, и товарное предложение уменьшается (либо увеличиваются запасы); объемы производства увеличиваются (используются накопленные запасы), и предложение возрастает. Первый путь предприятия избирают, чтобы повысить цены или не допускать их снижения, так чтобы сохранить прибыль или даже увеличить ее. Второй путь используется, когда фирма стремится упрочить господствующее положение на рынке.
Разумеется, воздействие на цены оказывает и другой элемент рынка - спрос. Чем он выше, тем больше растет цена, и, наоборот, с уменьшением спроса цена падает. Однако в последние десятилетия в странах с развитой рыночной инфраструктурой предприятия стараются регулировать спрос не с помощью цен, а в основном через рекламу и новые методы стимулирования спроса и сбыта, совершенствования товаров и услуг.
В целом реальные пропорции в ценах определяются все же уровнем закрепившейся на рынке цены, которая сложилась, исходя из затрат ведущих поставщиков и существующей конкуренции. При всей разности конкурентных условий бизнеса ценовую политику в маркетинговых программах предприятия строят на основании следующего общего алгоритма действий:
1. Формулировка маркетинговых задач, которые помогают установить, удовлетворению каких целей служит используемый ценовой механизм: максимизации прибыли, завоеванию лидерства, обеспечению выживаемости на рынке и др.
2. Определение спроса: какое количество товаров и услуг данной предприятия может быть продано по одинаковым и разным ценам. Определение максимальной цены.
3. Оценка издержек: затраты производства, распределения, сбыта плюс средняя норма прибыли.
4. Анализ цен конкурентов.
5. Выбор конкретной методики ценообразования.
6. Установление окончательной цены с учетом психологии ценовосприятия.
7. Установление скидок с цен и зачетов: прямые скидки с прейскурантной цены товара, услуги за платеж наличными, сокращение срока оплаты, за количество закупаемого товара, за услуги по продаже, хранению и т.п., за предварительные закупки используются в комплексе с другими видами скидок - зачетами за сдачу старого товара при покупке нового, дилерские вознаграждения, за участие в рекламе и др. Хайруллина М.В. Указ. соч. ,С. 118.
Каждая фирма при расчете цен на свою рыночную продукцию преобразует приведенный выше общий подход в зависимости от конкретных условий производственной и торговой деятельности. К наиболее распространенным методам определения цен относятся следующие:
-полных затрат;
-ориентации на усредненные затраты; предельных затрат;
-на базе нормальных (стандартных) издержек производства; целевой цены (или целевой нормы прибыли), исходя из прямых затрат.
Метод полных затрат основан на расчетной цене, определяемой по совокупности всех прямых и косвенных издержек производства товара и его реализации. К ним прибавляются накладные расходы и величина прибыли, скоординированной на норму ссудного процента, среднюю скорость оборота капитала и уровень конкуренции в отрасли Гапоненко А.Л. Стратегическое управление: учебник / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. - 2-е изд., стер. - М.: ОМЕГА-Л, 2006. - С. 233..
Метод ориентации на усредненные затраты. В принципе расчеты здесь производятся, как и в предыдущем случае. Определяются средние затраты на производство единицы продукции с разделением затрат на переменные и постоянные. Если конъюнктура меняется незначительно, объем производства не намного сокращается или расширяется, то цены не привязываются к уровню полных затрат, и фирма старается их определить, ориентируясь на средние затраты (обычно за период экономического цикла). Метод средних затрат чаще всего используется, когда фирма ставит цель в течение длительного времени поддержать стабильные цены.
Метод предельных затрат позволяет учесть применение затрат, связанных с расширением масштабов производства или продажи. Он используется обычно, когда фирма стремится к предельному расширению производства и сбыта. Под предельными затратами понимается изменение суммы общих затрат на единицу продукции в результате увеличения производства (аналогично ~ продажи). Уровень предельных затрат может быть выше или ниже средних, что зависит от характера и масштабов увеличения спроса, периода его изменения, возможностей удовлетворения спроса при существующих производственных и торговых мощностях и от ряда других факторов Там же., С. 235..
Когда для покрытия растущего спроса увеличения мощностей не требуется, величина предельных затрат будет ниже средних, поскольку предельные затраты складываются из переменных расходов, а ведь средние, как известно, включают в себя и постоянные расходы. Если же повышение спроса устойчиво, а для его удовлетворения требуется изменение всех элементов издержек производства (постоянных и переменных), то величина предельных затрат будет выше уровня средних.
Как правило, данный метод расчета цен используется в добывающих и обрабатывающих отраслях, где предельные затраты резко увеличиваются по мере расширения производства.
Метод, основанный на базе нормальных (стандартных) издержек производства - специфический метод расчета цены не из фактических, а из предполагаемых затрат предприятия при существующих условиях производства и продажи, имеющихся материальных и стоимостных нормативах. Все затраты рассчитываются здесь до наччла производства и продажи, а себестоимость продукции определяется по установленным нормативам ее калькуляции. В расчет берутся нормативы сырья и материалов, нормы расходов на оплату рабочей силы и др., а также накладные расходы. Иными словами, расчет ведется применительно к «нормальному» объему загрузки мощностей (обычно 80% загрузки считается нормой или стандартом) Семечкин А.Е. Указ. соч., С. 202..
Таким образом, цена выполняет две основные функции, с одной стороны, цены учитывают стержневые факторы маркетинговой стратегии товарного предложения: качество и ремонтоспособность продукции, а также уровень сервиса, а с другой стороны, сама цена обуславливает процессы управления, что позволяет говорить о колоссальном влиянии цены на управление предприяти и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.