На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Место бюджетирования в процессе управления организацией. Варианты построения бюджета. Бюджет прямых затрат сырья. Задачи формирования инвестиционного бюджета. Автоматизация процесса бюджетирования. Факторы, влияющие на выбор системы бюджетирования.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 23.04.2011. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Министерство образования и науки РФ
Филиал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Всероссийского заочного финансово-экономического института в г. Туле
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансовый менеджмент»
на тему: «Финансовое управление на основе бюджетирования»

Тула 2010 г.
Введение

Любая экономическая деятельность представляет собой сложное явление, которое предусматривает постоянное взаимодействие между хозяйствующими субъектами. В их распоряжении находятся различные ресурсы - материальные, финансовые, трудовые. Для успешной деятельности хозяйствующим субъектам необходимо осуществлять управление своими ресурсами, в т.ч. и финансовыми. Под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели или определенного результата.
Для предприятий успешное функционирование в значительной степени зависит от обеспеченности финансовыми ресурсами как краткосрочного, так и долгосрочного характера. В мировой практике бюджетирование - это элемент менеджмента, ориентированный на управление организацией, предназначенный для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени. Бюджетирования, таким образом, является управленческой технологией, проходит ряд этапов и предназначено для повышения эффективности работы организации, поскольку позволяет не только спланировать распределение финансовых ресурсов, но и контролировать и анализировать исполнение бюджета, принимать меры в случае негативных обстоятельств.
Несмотря на то, что бюджетирования зародилось давно и с успехом применялось за границей, в России его внедрение происходит довольно медленно, и порой даже без учета специфики условий хозяйствования. Большинство фирм не используют возможности данной технологии в полной степени, например, разрабатывают только систему бюджетов без последующего анализа, выделения центров финансовой ответственности, контроля и должного уровня автоматизации.
Актуальность темы работы подтверждается и тем, что до сих пор нет единого мнения о количественном и качественном составе системы разрабатываемых организацией бюджетов.
Целью данной курсовой работы является исследование бюджетирования на предприятии на основе анализа теоретического материала, обоснование роли и значения бюджетирования в системе финансового управления, состава и назначения бюджетов.
В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:
исследовать и обосновать значимость профессионального и эффективного бюджетирования;
исследовать основные теоретические положения бюджетирования, его цели и задачи, субъекты и объекты, этапы и методы, существующие проблемы, дискуссионные вопросы;
подробно изучить возможный состав и содержание бюджетов, разрабатываемых организацией. Данное направление имеет большую практическую значимость, поскольку полученные рекомендации позволяют совершенствовать систему бюджетирования организации.
Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность российских коммерческих организаций.
Предметом исследования является бюджетирование на предприятии и, в частности, система разрабатываемых бюджетов.
Теоретической основой курсовой работы послужили научные труды российских авторов по вопросам финансового менеджмента, финансового планирования и бюджетирования. Исследовали бюджетирование и финансовое планирование в своих работах следующие отечественные и зарубежные авторы: Р. Акофф, А.И. Гаврилова, Л.А. Дробозина, В.В. Ковалёв, Н.В. Колчина, В.А. Константинов, И.Я. Лукасевич, В.В. Остапенко, Г.Б.Поляк, Л.В. Попова, С.А. Чернецов и др. В процессе работы использовались нормативно-правовые документы государственных органов, периодические издания.
Информационной базой послужили монографии и публикации отечественных и зарубежных авторов, информационные и аналитические ресурсы сети Интернет, а также действующая нормативно-правовая база.
В расчетной части курсовой работы на основании сведений о доходах и затратах компании в отчетном году была произведена оценка системы доходов, затрат и финансовых результатов компании и рассчитан ряд таких показателей, как прибыль от реализации, рентабельность продаж, эффект операционного рычага, порог рентабельности и запас финансовой прочности, по результатам вычислений сделаны выводы.
Перейдем к рассмотрению содержания и значения бюджетирования в управлении организацией.
Глава 1. Сущность бюджетирования как комплексной управленческой технологии

1.1 Место бюджетирования в процессе управления организацией

«Финансовые ресурсы предприятия - это совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне, предназначенных для выполнения финансовых обязательств предприятия, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с развитием производства». [7, с. 11] В настоящее время управление финансовыми ресурсами является одной из основных и приоритетных задач, стоящих перед любым предприятием.

«Финансовый менеджмент - это управление финансовыми ресурсами и финансовой деятельностью хозяйствующего субъекта, направленное на реализацию его стратегических и текущих целей». [4, с. 12] Финансовый менеджмент представляет собой систему управления финансами хозяйственного объекта.

Управление финансами включает в себя следующие функциональные элементы: организацию, анализ, планирование, мотивацию и контроль.

Организация - структурирование объекта управления, определение прав и обязанностей соответствующих подразделений, т.е. выделение структурных единиц по иерархическому или функциональному признаку с определением центров ответственности и контроля.

Анализ предполагает периодическую оценку финансово-экономического состояния предприятия, его ликвидности и финансовой устойчивости, а также результатов проведения отдельных операций и хозяйственной деятельности в целом. В процессе анализа выявляются складывающиеся тенденции развития, имеющиеся альтернативы и их возможные исходы.

«Планирование представляет собой процесс принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения». [8, с. 41] Планирование тесно связано с анализом, так как базируется на его результатах.

Мотивация - деятельность, направленная на реализацию поставленных целей; сопровождается формированием системы поощрений и санкций для персонала отдельных структурных подразделений за выполнение или невыполнение целевых финансовых показателей и др.

«Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений». [9, с. 69] В ходе финансового контроля осуществляется сопоставление текущих и плановых финансовых показателей, проверка адресного и целевого использования финансовых ресурсов, оценка правомерности действий финансовых работников, производится контроль за соблюдением законодательства. Реализация этой функции связана с созданием системы внутреннего контроля на предприятии, определением состава контролируемых показателей, периодичности и т.п.

Существует несколько подходов к определению понятия «бюджетирование». В соответствии с первым подходом «под бюджетированием понимается процесс составления генерального бюджета как совокупности взаимоувязанных функциональных (т.е. операционных и финансовых) бюджетов, позволяющих описать и структурировать деятельность фирмы в предстоящем периоде (обычно подразумевается год) в контексте достижения поставленных целей». [3, с. 404] Т.е. бюджетирование рассматривается как инструмент финансового планирования. [2, с. 49]

В соответствии со вторым подходом определение бюджетирования гораздо шире. «Бюджетирование - распределенная система согласованного управления деятельностью подразделений предприятия». [5, с. 8] Происходит расширение границ бюджетирования путем включения в него, помимо составления бюджетов, их реализации, анализа и контроля за их исполнением.

В мировой практике бюджетирование - это элемент менеджмента, ориентированный на управление организацией, предназначенный для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени. Бюджетирование, как управленческая технология, включает три составные части: «технологию бюджетирования, организацию процесса бюджетирования, использование информационных технологий». [7, с. 223]

webkursovik.ru/

Рис. 1 - Составные части бюджетирования [7, с. 223]

Что же касается различий между «планированием» и бюджетированием», то также существует несколько подходов, которые чрезвычайно близки друг к другу. Основная разница - в степени детализации. Чаще всего предполагается, что «план - более объемлющее понятие, нежели «бюджет», поскольку оно включает весь определенным образом упорядоченный спектр действий, направленных на достижение некоторых целей» [3, с. 403], причем эти действия могут описываться с помощью количественных и качественных показателей. «Бюджет - более узкое понятие, подразумевающее количественное представление плана действий» [3, с. 403] в стоимостном выражении. Ряд авторов определяет бюджет как смету доходов и расходов. [6, с. 362] Основное отличие бюджетирования от финансового планирования заключается в делегировании финансовой ответственности.

Объектом бюджетирования являются финансовые ресурсы организации, субъектами же могут быть финансовый директор, финансовая служба, бухгалтерия в различных сочетаниях между собой. [14, с. 58] Кроме того, к составлению бюджетов в идеале следует привлекать и специалистов, которые будут нести ответственность за его выполнение, например, инженеров и руководителей производственных подразделений, менеджеров отделов поставок и сбыта и др.

Главная цель бюджетирования - создание условий для успешной экономической деятельности фирмы путем анализа и конкретизации в стоимостном выражении основных направлений деятельности фирмы, контроля использования финансовых ресурсов.

С помощью бюджетирования решаются следующие важные управленческие задачи [7, с. 222]:

· Планирование операций, обеспечивающих достижение целей предприятия;

· Координирование различных видов хозяйственной деятельности и структурных подразделений;

· Оперативное отслеживание отклонений фактических результатов деятельности предприятия и ее структурных подразделений от поставленных целей, выявление и анализ причин этих отклонений, своевременное и аргументированное принятие решений о проведении регулирующих мероприятий;

· Эффективный контроль за расходованием финансовых и материальных ресурсов, обеспечение плановой дисциплины;

· Оценку выполнения плана центрами финансовой ответственности и их руководителей;

· Стимулирование менеджеров центров финансовой ответственности и их руководителей;

· Согласование интересов отдельных работников и групп в целом по предприятию.

Бюджетирования как комплексная управленческая технология представляет собой сложную систему и проходит ряд этапов.

1.2 Этапы финансового управления на основе бюджетирования

Бюджет - насыщенный количественными показателями документ, который разрабатывается на определенный временной интервал, который называется бюджетным циклом, чаще всего продолжительностью один год. Бюджетирование - процесс составления и реализации бюджета в практической деятельности компании. Финансовое управление на основе бюджетирования предполагает наличие ясно определенных стратегических целей и формализованной стратегии.

Размещено на webkursovik.ru/

Рис. 2 - Бюджетный цикл [5, с. 11]

Бюджетный процесс включает в себя стадии [5, с. 11]:

1) Анализ исполнения бюджета прошлого периода - подготовительный этап, на протяжении которого анализируется относящаяся к предыдущим периодам информация, которой обладает организация. Т.е. производится анализ выполнения бюджетов в предыдущих периодах, определяется степень выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения их с фактическими данными. Кроме того, осуществляется прогнозирование доходов, расходов, капитала организации. Информационной базой для первого этапа служат основные финансовые документы организации: бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. Эти документы содержат основную информацию для процесса финансового планирования и поэтому имеют большое значение.

2) Составление сводного бюджета отчетного периода - происходит разработка системы взаимосвязанных операционных, финансовых и инвестиционных бюджетов, их согласование, корректировка, уточнение и последующая их консолидация. При разработке бюджетов используется следующая информация: нормативы - выраженные в натуральной или стоимостной форме, в абсолютных или относительных показателях и другие расчетные величины; бюджетные задания - значения показателей, которые необходимо достигнуть; данные управленческого учета - состояние активов компании на определенный момент времени. Данный этап завершается практическим внедрением бюджетов.

3) Контроль исполнения бюджета отчетного периода - происходит сравнение планируемых показателей и фактических, определяется величина отклонения, анализируются причины и производится корректировка путем перераспределения ресурсов и включения механизма мотивации. Контроль может происходить как по итогам отчетного периода, так и в течение его, по мере достижения заранее определенных «контрольных точек» (квартал, месяц). В результате контроля реализуется механизм обратной связи.

4) Анализ исполнения бюджета отчетного периода. В идеале на предприятии бюджетный процесс должен быть непрерывным, то есть завершение анализа исполнения бюджета отчетного периода должно совпадать по времени с началом разработки бюджета следующего периода (см. этап 1).

Для практического функционирования системы бюджетирования необходимо выполнения ряда условий:

а) предприятие должно располагать соответствующей методической и методологической базой разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета, а работники должны быть достаточно квалифицированными, чтобы уметь применять эту методологию на практике.

б) нужна соответствующая количественная информация о деятельности предприятия, достаточная для того, чтобы представить себе его реальное финансовое состояние, движение товарно-материальных и финансовых потоков, основные хозяйственные операции. Следовательно, на предприятии должна существовать система управленческого учета, регистрирующая факты хозяйственной деятельности.

в) бюджетный процесс всегда реализуется через соответствующую организационную структуру и систему управления, действующую на предприятии. Организационная структура - количество и функции служб аппарата управления, что занимаются бюджетированием, а также совокупность структурных подразделений - центров ответственности, которым назначается бюджет и которые ответственны за его исполнение. Система управления - регламент взаимодействия между службами и подразделениями, где закреплены их обязанности на каждой стадии бюджетного процесса.

г) бюджетирование - трудоемкий процесс, предполагающий обработку больших массивов информации, что затруднительно сделать вручную. Поэтому бюджетирование, в особенности на крупных и средних предприятиях, предполагает автоматизацию с применением компьютерных технологий. В результате ряд этапов бюджетного процесса существенно ускоряется, уменьшается число ошибок.

Таким образом, бюджетирование - технология управления финансовыми ресурсами на основе анализа, планирования, учета, контроля, мотивации и регулирования. Рассмотрев основные этапы управления предприятием на основе бюджетирования, перейдем изучению реализации данного механизма на практике.

Глава 2. Механизм бюджетирования на предприятии

2.1 Основные виды и методы бюджетирования

Бюджетирование как управленческую технологию на практике можно реализовывать несколькими способами с учетом специфики деятельности организации и изменений факторов внешней среды. Используемые бюджеты можно классифицировать по нескольким основаниям:

1. по реакции на изменения:

· жесткий бюджет (традиционная форма), в котором цифровые показатели не изменяются в течение года;

· гибкий бюджет, в котором плановые показатели могут периодически корректироваться на протяжении всего года для отражения оперативных результатов.

2. по степени непрерывности: дискретные и скользящие.

3. по целевой ориентации:

· стратегический бюджет - для достижения долгосрочных целей.

· тактический бюджет - такие бюджеты обычно нацелены на учет текущей денежной наличности и необходимости платежей, а также на контроль за денежными потоками.

Различают два основных метода бюджетирования:

Традиционный метод - планирование производится от достигнутого уровня, т.е. на базе предшествующих бюджетов. Обычно нацелено на достижение краткосрочных финансовых целей. Часто такой метод применяется при отсутствии стратегических целей и формализованной стратегии, «в таком случае в планы обычно закладывают показатели прошлого года с некоторой надбавкой на улучшение». [12, с. 70]

Нулевой метод - применяется для нового предприятия или при реинжиниринге деятельности действующего. Достоинствами данного метода является то, что в бюджеты, формируемые таким образом, не попадают ошибки, накопленные в предыдущих периодах. Кроме того, затраты, рассчитанные в соответствии с данным методом, имеют большую степень обоснования. Руководители получают дополнительные возможности для обоснованного принятия решений о необходимости затрат или возможности их сокращения.

Недостатки нулевого метода заключаются в больших затратах труда и времени, поэтому в полной мере использовать все преимущества можно только при высокой степени автоматизации. Кроме того, определение прогнозных значений некоторых показателей без использования базы прошлых периодов может быть менее эффективным или давать менее точный результат.

Также, существует два вариант построения бюджета. [7, с. 227]

1. Бюджетирование «снизу вверх» (build up) начинается с бюджета продаж. Исходя из суммы продаж и соответствующих затрат получают финансовые показатели деятельности предприятия, которые затем сводятся в общий бюджет организации.

2. Бюджетирование «сверху вниз» (break-down) начинается с определения руководством организации целей и задач, плановых показателей, по мере продвижения на более низкие уровни структуры эти показатели все более детализируются и включаются в планы подразделений.

«Несмотря на то, что break-down и build up представляют собой два противоположные тенденции, поэтому ряд специалистов рекомендует использовать только один из этих методов. Однако известный ученый в области «системного подхода» Р. Акофф считает, что наиболее эффективно планирование по принципу «сразу всеми», сущность которого состоит в одновременном использовании обоих методов». [13, с. 69]

Бюджетирование может строиться на основе финансовой структуризации или на основе выделения бизнес-процессов

В первом случае финансовая структуризация «строится на основе экономических отношений между стратегическими бизнес-единицами». [11, с. 24] Наиболее часто в качестве стратегических бизнес-единиц выделяют следующие типы центров финансовой ответственности (ЦФО): [11, с. 25-26]

Центр прибыли (профит-центр) - структурное подразделение или группа подразделений, деятельность которых непосредственно связана с реализацией одного или нескольких бизнес-проектов, обеспечивающих получение и учет прибыли.

Центр доходов - структурное подразделение или группа подразделений, деятельность которых направлена на получение дохода и не предусматривает учет прибыли (например, служба сбыта).

Центр инвестиций (венчурный центр) - структурное подразделение или группа подразделений, которые непосредственно связаны с организацией новых бизнес-проектов, прибыль от которых ожидается в будущем.

Центр затрат - структурное подразделение или группа подразделений, которые отвечают только за регулируемые расходы.

Бюджеты будут рассчитываться каждым ЦФО и в результате консолидации их будет получен бюджет компании.

Еще одним вариантом бюджетирования является бюджетирование на основе выделения бизнес-процессов (Activity based budgeting). [11, с. 26] Существует еще несколько вариантов перевода: процессно-ориентированное бюджетирование, попроцессное бюджетирование, функциональное бюджетирование и др. Например, в ООО «Партнер» в процессе бюджетирования в рамках составления инвестиционного бюджета выделяются такие бизнес-процессы, как «Производственное развитие», «Инвестиционная недвижимость», «Портфельные инвестиции». [10, с. 88]

Организация бюджетирования бизнес-процессов требует их детального описания, оптимизации организационной структуры: перехода от функциональной к процессной, что позволить повысить управляемость, поскольку руководитель каждого процесса несет единоличную ответственность за результаты его выполнения, также появляется возможность ввести систему полного внутреннего хозрасчета. «Бюджетирование бизнес-процессов дает возможность определить эффективность использования сотрудниками рабочего времени (уровень загрузки), оборудования, выявить неэффективные бизнес-процессы, которые требуют реорганизации или передачи на аутсорсинг, выявить резервы». [11, с. 27]

Основной недостаток модели ABB состоит в большой сложности и трудоемкости, поэтому ее целесообразно использовать только в том случае, если традиционное бюджетирование на основе финансовой структуризации полностью себя исчерпало и необходимы дальнейшие меры по повышению эффективности управления.

Подходы к бюджетированию довольно разнообразны и постепенно эволюционируют, приспосабливаясь к требованиям экономической ситуации. Рассмотрим один из вариантов организации системы бюджетов на предприятии.

2.2 Состав и форма используемых бюджетов

«Бюджет - это документ, в котором показаны централизованно установленные количественные показатели плана организации на определенный период». [7, с. 224] Бюджетирование базируется на системе бюджетов. Совокупность всех бюджетов и порядок их составления называется бюджетной моделью предприятия. Типовая модель процесса формирования бюджета производственного предприятия методом бюджетирования «снизу вверх» (build up) представлена в приложении 1.

«Сводный бюджет промышленной компании состоит из трех бюджетов первого уровня - операционного, инвестиционного и финансового». [5, с. 22] В различных источниках сводный бюджет еще может называться генеральными или консолидированным. Состав бюджетов первого уровня на практике может существенно различаться. Наиболее часто встречаются операционные бюджеты и, соответственно, сводные - в 100% случаев. На втором месте инвестиционные бюджеты (87,5%). Самые редко встречающиеся - финансовые (75%). [14, с. 59]

«Операционный бюджет фокусируется на моделировании будущих расходов и доходов от текущих операций за бюджетный период». [5, с. 22] В зависимости от сферы деятельности организации, он состоит из ряда бюджетов (или подбюджетов) второго уровня:

Бюджет продаж - его целью является расчет объема продаж в целом исходя из стратегии развития компании, ее производственных мощностей и прогнозов в отношении емкости рынка сбыта. В нем обычно содержится информация о прогнозе объема реализации в натуральных показателях, ценах и ожидаемом объеме выручки от реализации готовой продукции.

Бюджет производства. Цель построения данного бюджета - расчет прогнозного объема производства с учетом наличия производственных мощностей, исходя из результатов расчета бюджета продаж и целевого остатка произведенной, но нереализованной продукции (запасов готовой продукции).

Бюджет прямых затрат сырья и материалов. Цель построения бюджета состоит в определении потребности в сырье и материалах, объеме закупок и общей величины расходов на их приобретение.

Бюджет прямых затрат на труд. Цель данного бюджета - расчет в стоимостном выражении общих затрат на привлечение трудовых ресурсов, занятых непосредственно в производстве.

Бюджет производственных запасов отражает планируемые запасы сырья, материалов и готовой продукции, подготавливается в стоимостном выражении.

Бюджет себестоимости - целью является определить прогнозируемую себестоимость реализованной продукции.

Бюджеты коммерческих и управленческих расходов - это документы, в которых отражаются расходы, непосредственно не связанные с производством продукции. Бюджеты управленческих и коммерческих расходов позволяют рассчитать прогнозную оценку общезаводских накладных расходов.

На практике в дополнение иногда разрабатывается бюджет по налогам (бюджет налогов и сборов), который отражает плановый уровень и сроки погашения налогов и иных обязательных платежей в бюджет и иные внебюджетные фонды. Бюджет по налогам всегда рассчитывается только по организации в целом. По некоторым оценкам частота использования данного вида бюджета на предприятиях может достигать 87,5%. [14, с. 60]

«Под инвестиционным бюджетом организации понимается совокупность утвержденных форм, которые позволяют сформировать детальные финансовые планы в целях эффективного использования временно свободных ресурсов организации». [10, с. 81] Инвестиционный бюджет рассматривает вопросы обновления и выбытия капитальных активов (основных средств и вложений, долгосрочных финансовых вложений), что составляет основу инвестиционного цикла. «К инвестиционной деятельности относятся хозяйственные операции, связанные с приобретением и продажей внеоборотных (долгосрочных) активов и прочих инвестиций, которые не включаются в состав денежных эквивалентов и не приобретаются для перепродажи». [10, с. 82] Целью операций по инвестиционной деятельности является вложение имеющихся ресурсов с целью получения дополнительного экономического эффекта.

Задачи формирования инвестиционного бюджета:

· Эффективное управление инвестиционными ресурсами организации;

· Консолидация информации о структуре планируемых инвестиций;

· Определение общей величины планируемых инвестиций;

· Получение информации о периодах и сроках осуществления инвестиций;

· Проведение предварительного анализа и получение управленческой информации, связанной с влиянием планируемых инвестиций на финансовое положение компании.

В зависимости от целей организации и проводимых мероприятий состав инвестиционного бюджета может существенно варьироваться. Например, ООО «Партнер» использует следующих состав бюджетов [10, с. 85]:

· Бюджет вложений во внеоборотные активы;

· Бюджет финансовых вложений;

· Бюджет движения денежных средств по инвестиционной деятельности.

Однако в соответствии с некоторыми другими подходами к структуре генерального бюджета инвестиционный бюджет может либо совсем не выделяться [3, с. 405], либо включаться в состав финансового бюджета. [7, с. 224]

Данные различных бюджетов консолидируются в базовых документах финансового бюджета. Под финансовым бюджетом понимается совокупность бюджетов, дающих комплексную характеристику ожидаемых изменений в имущественном и финансовом потенциалах фирмы и ее денежных потоках по итогам планового периода.

Цель финансового бюджета - планирование баланса денежных поступлений и расходов, а в более широком смысле - баланса оборотных средств и текущих обязательств для подержания финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода.

Разработка финансовых бюджетов направлена на решение двух основных задач [4, с. 233]:

· Определение объема и состава доходов и расходов, связанных с деятельностью отдельных подразделений предприятия;

· Обеспечение покрытия необходимых расходов финансовыми ресурсами из соответствующих источников.

Базовыми финансовыми бюджетами являются: прогноз баланса; бюджет доходов и расходов; бюджет движения денежных средств.

Бюджет доходов и расходов - показывает, какой доход заработало предприятие за плановый период, какие затраты были понесены, отражает прогнозируемый размер прибыли. Большая часть исходных данных берется из операционных бюджетов. Бюджет доходов и расходов для упрощения процесса планирования может разрабатываться по форме, идентичной прогнозному отчету о прибылях и убытках (Приложение 2) или форме №2 бухгалтерской отчетности [1]. Показатели отображаются с разбивкой по кварталам. Дополнительно, на последней строке можно отобразить нераспределенную прибыль нарастающим итогом.

Бюджет движения денежных средств - охватывает совокупность денежных потоков, представляющих собой непрерывный процесс движения денежных средств. Денежные потоки могут быть классифицированы:

по масштабам обслуживания хозяйственного процесса - по предприятию в целом, по видам хозяйственной деятельности, по структурным подразделениям, по хозяйственным операциям;

по направлению движения денежного потока - положительный, который означает приток денежных средств, и отрицательный - отток денежных средств в связи с выплатами. Если разница между притоком и оттоком положительна, то ее называют чистым притоком денежных средств, если наоборот, разница отрицательна, то ее называют чистым оттоком.

По видам хозяйственной деятельности денежные потоки оцениваются по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Бюджет движения денежных средств отражает предполагаемые в течение года притоки и оттоки денежных средств по трем видам деятельности. Бюджет считается окончательно составленным, если в нем предусмотрены источники покрытия дефицита. Денежным потоки также могут планироваться не только по организации в целом, но и по отдельным подразделениям. Форма бюджета приведена в Приложении 5.

Завершается процесс бюджетирования составлением прогноза баланса. Прогноз баланса также должен состоять из двух, равных между собой разделов - актива и пассива. Прогноз баланса строится на основе баланса на начало периода с учетом предполагаемых изменений, для определения которых используется информация, содержащаяся в бюджете доходов и расходов и бюджете движения денежных средств. Форма приведена в Приложении 3 и Приложении 4.

Глава 3. Основные направления совершенствования бюджетирования

3.1 Зарубежный опыт бюджетирования

Бюджетирование изначально зародилось за рубежом и в России начало внедряться относительно недавно, поскольку на практике хорошо зарекомендовали себя методы управления финансами, основанные на системе бюджетирования. По данным опросов, на Западе 95% компаний имеют утвержденные формы бюджетов, регламенты их подготовки. [15] Для западного бюджетирования характерны широкие горизонты планирования: бюджет на 1-2 года давно перестал считаться долгосрочным.

«Бюджет в этом случае представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товаров, реализации производственной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация отдельных мероприятий». [13, с. 69]

Зарубежные методики управления финансами предполагают, что в основе бюджетирования лежит подготовка главного бюджета, состоящего из интегрированных друг с другом и отражающих различные стороны деятельности: операционного, финансового, бюджета денежных средств, капиталовложений, дополнительного.

Операционный бюджет (operating budget) используется для расчета затрат на производимую продукцию или оказываемые услуги, позволяя проанализировать производственные и операционные аспекты деятельности организации.

Финансовый бюджет (financial budget) используется для анализа финансовых условий подразделения с помощью анализа соотношения активов и обязательств, денежного потока, оборотного капитала, прибыльности.

Бюджет денежных средств (cash budget) используется для планирования и управления денежным потоком, содержит ожидаемые поступления и платежи денежных средств за установленный период, помогая поддерживать баланс денежных средств, не допуская как скопления неработающих денег, так и их дефицита.

Бюджет капиталовложений (capital expenditure budget) описывает ключевые долгосрочные планы и приобретаемые основные средства. При этом оцениваются затраты на проект и динамика капиталовложений во временном аспекте. Бюджет классифицирует проекты по целям, таким как внедрение новых производственных линий, уменьшение затрат, замена вышедшего из употребления или плохо работающего оборудования, расширение или улучшение ассортимента продукции и удовлетворение требованиям безопасности.

Дополнительный бюджет (supplemental budget) предусматривает финансирование расходов, не включенных в основной бюджет.

Некоторые специалисты выделяют ряд других бюджетов: приростной (incremental budget), добавочный (add-on budget), скобочный (bracket budget), модифицированный (stretch budget), пооперационное бюджетирование (activity based budget), стратегический бюджет (strategic budget), целевой (target budget). Однако перечисленные виды бюджетов представляют собой скорее методы бюджетирования.

Изучение зарубежных методик бюджетирования показывает, что для разработки основного бюджета необходимо составить множество так называемых поддерживающих бюджетов. Большое значение при этом придается элементам оперативного бюджетирования. «Управление финансами предприятия в рамках бюджетирования основывается на бюджете капитала, денежном бюджете проекта баланса и проекте бюджета денежного потока». [13, с. 70]

Однако в 90% [11, с. 21] случаев за рубежом бюджетирование очень громоздко, составление бюджета и анализ результатов изолированы от стратегического планирования, в результате внимание переключается на краткосрочные цели. Такая ситуация характерная и для российских предприятий в том числе.

В зарубежном бюджетировании наблюдаются следующие тенденции [15]:

· Большинство систем составления бюджета предусматривает наличие излишнего количества данных, что увеличивает возможность появления ошибок и удлиняет весь процесс в целом. В результате компании American Express, GE Capital, Toyota перешли к более коротким циклам планирования по скользящей схеме (один раз в квартал) и теперь рассматривают бюджет как совокупность четырех квартальных планов, составляемых в каждом финансовом году.

· Компании Handelsbanken, Ahlsell, Tomkins, World Bank полностью отказались от составления подробных годовых бюджетов. Теперь они занимаются составлением «легких» прогнозов, отказываясь при этом от огромных объемов ненужной работы. Благодаря аналогичным мерам в компании Borealis удалось сэкономить 95% времени от общего количества, посвящаемого бюджетированию.

· В World Bank бюджетирование было слишком длительным, затратным и малоэффективным. Направления преобразований: отказ от ежегодного бюджетного цикла и установление среднесрочных целей для повышения эффективности; делегирование полномочий менеджерам; изменение ответственности менеджеров - не за соблюдение бюджетных рамок, а за следование стратегии и управление ресурсами.

Таким образом, слишком сложное бюджетирование непопулярно, поскольку слишком велики затраты труда и времени. Главная тенденция - сниж и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.