На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Задачи, содержание, организация, формы и методы врачебного контроля. Морфофункциональные характеристики возрастных особенностей школьников. Врачебный контроль. Оценка состояния здоровья, физического развития и тренированности. Отрицательные явления.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Медицина. Добавлен: 01.11.2002. Сдан: 2002. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)
Кафедра промышленной электроники (ПрЭ)
Дисциплина: “Физическая культура”
Курсовая работа.
На тема: “Врачебный контроль, его цели и задачи”.
Выполнил студент Дмитриченков Владимир Геннадиевич
Проверил преподаватель___________________________________
г.Сургут
План:
1. Задачи, содержание, организация, формы и методы врачебного контроля.
2. Морфофункциональные характеристики возрастных особенностей школьников. Врачебный контроль за школьниками, юными спортсменами, студентами, лицами среднего и пожилого возраста.
3. Врачебный контроль за женщинами занимающимися физкультурой и спортом.
4. Оценка состояния здоровья, физического развития и тренированности. Отрицательные явления в процессе тренировки.
5. Антидопинговый контроль.

Задачи, содержание, формы, методы и организация врачебного контроля.
В нашей стране впервые в мире врачебные наблюдения стали обяза-тельным для всех физкультурников и спортсменов. Система медицинского обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом называ-ется врачебным контролем в физическом воспитании.
Как научная дисциплина врачебный контроль представляет собой самостоятельную отрасль медицинской науки, изучающую состоя-ние здоровья, физическое развитие и функциональные возможности лиц систематически занимающихся физическими упражнениями и спортом.
Врачебный контроль является важным звеном в научном обосно-вании теории и практики Российской (Советской) системы физического воспитания. Вместе с комплексом других научных дисциплин: физиоло-гией, биохимией и гигиеной физических упражнений, спортивной трав-матологией - врачебный контроль составляет спортивную медицину.
Основная цель врачебного контроля в физическом воспитании -содействие эффективному использованию средств и методов физическо-го воспитания для укрепления здоровья, повышения физического развития и физической подготовленности трудящихся нашей страны.
В соответствии с этим задачами врачебного контроля являются:
наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и работо-способностью лиц, занимающихся физическими упражнениями и спор-том; наблюдение за правильным использованием средств и методов фи-зического воспитания с учетом пола, возраста, состояния здоровья и фи-зической подготовленности занимающихся, предупреждение и устране-ние отрицательных явлений в процессе тренировки (пере тренированности, переутомления и др.); надзор за санитарно-гигиеническими усло-виями мест занятий, предупреждение спортивных травм, также их лече-ние.
В настоящее время вся работа по организации, планированию и ру-ководству врачебным контролем осуществляется органами здравоохра-нения. Ими также проводится подготовка врачей- специалистов по физи-ческой культуре в системе институтов усовершенствования врачей и ка-федр по врачебной физкультуре медицинских университетов (институ-тов). Общий контроль за постановкой медицинского обслуживания за-нимающихся физической культурой и спортом возложен на Комитет по физической культуре и спорту при СМ России (раньше при СМ СССР), который в этой работе опирается на Научно-методический Совет и Феде-рацию спортивной медицины. В областных центрах и крупных городах действуют физкультурно-врачебные диспансеры, которые непосредст-венно осуществляют врачебный контроль за ведущими спортсменами, обеспечивают медицинское обслуживание крупнейших соревнований, контролируют санитарное состояние спортивных сооружений, контро-лируют ведение врачебного контроля на предприятиях, в учебных за-ведениях, спортивных организациях. Врачебный контроль возложен на врачей городских и сельских лечебно-профилактических учреждений. В высших учебных заведениях, школах высшего спортивного мастерства, на крупных спортивных сооружениях и тренировочных центрах созданы кабинеты врачебного контроля.
Основная форма в.к. - врачебное обследование. Проводятся первич-ные, повторные и дополнительные обследования. Другими формами в.к. являются: врачебно-педагогические наблюдения во время занятий физиче-скими упражнениями, санитарно-гигиенический контроль за местами и ус-ловиями проведения занятий по физической культуре и спорту, предупре-ждение спортивного травматизма и заболеваемости; медицинское об-служивание массовых оздоровительных, физкультурных и спортив-ных мероприятий: медицинское обслуживание оздоровительно-спортивных лагерей; санитарно-просветительская работа и пропаганда фи-зической культуры и спорта.
Врачебные обследования могут проводиться в лабораторных услови-ях и в условиях спортивной деятельности. Комплексное врачебное обсле-дование в лабораторных условиях включает в себя следующие методы:
общепринятый комплекс методов - анализ общий и спортивный, опреде-ление физического развития, физикальное обследование систем и органов, комбинированная функциональная проба, клинические анализы крови и мочи, электрокардиофафия, рентгеноскопия грудной клетки, рентгенокимография сердца; дополнительный комплекс инструментальных методов.
В условиях спортивной деятельности применяются методы: опреде-ление воздействия тренировочного занятия используя показатели частоты пульса, частоты дыхания, кровяного давления, динамометрии, спиромет-рии. веса тела и дополнительные инструментальные методы; испытания с повторными нагрузками используя показатели пульса и частоты дыхания, определение кровяного давления, регистрация внешних признаков утом-ления, учет показателей работоспособности, учет субъективных ощущений и дополнительные инструментальные методы.
Медицинское обследование охватывает всех студентов вузов и про-водится в соответствии с инструкцией об организации врачебного контро-ля за физическим воспитанием студентов вузов страны, введенной в дей-ствие в 1972 году.
В начале учебного года студенты в обязательном порядке проходят медицинское освидетельствование, антропометрические измерения. Пе-риодические медицинские осмотры занимающихся физической культурой и спортом проводятся не менее одного раза в год. Отдельные студенты по назначению врача или преподавателя проходят медицинские осмотры по-вторно.
Морфофункциональные характеристики возрастных особенностей школьников. Врачебный контроль за школьниками, юными спортсменами, студентами, лицами среднего и пожилого возраста.
Организм школьника по своим анатомо-физиологическим и функциональным возможностям отличается от организма взрос-лого человека. Дети более чувствительны к факторам внешней среды (перегревание, переохлаждение и др.) и хуже переносят физические перегрузки. Поэтому правильно спланированные занятия, дозированные по времени и сложности, способствуют гармоничному развитию школьника, и, напротив, ранняя специа-лизация, достижение результатов любой ценой часто ведут к травматизму и серьезным заболеваниям, тормозят рост и развитие.
У детей младшего школьного возраста (7--11 лет) еще недо-статочно твердая костная система, поэтому возможность нару-шения их осанки наибольшая. В этом возрасте часто наблюда-ются искривления позвоночника, плоскостопие, приостановка роста и другие нарушения.
Крупные мышцы развиваются быстрее малых, отчего дети затрудняются выполнять мелкие и точные движения, у них не-достаточно развита координация. Процессы возбуждения преоб-ладают над процессами торможения. Отсюда -- недостаточная устойчивость внимания и более быстрое наступление утомления. В связи с этим при занятиях спортом или на уроке физкультуры следует умело сочетать нагрузки и отдых.
В начальных классах особенно важна профилактика утомле-ния. Нужны правильный режим дня, закаливающие процедуры (душ, прогулки на улице в любую погоду), игры, утренняя гим-настика, в школе -- гимнастика до занятий, уроки физкульту-ры, физкультурные минутки между уроками и т.п.
В среднем школьном возрасте (12-16 лет) дети имеют почти оформленную костную систему. Но окостенение позвоночника и таза еще не закончено, нагрузки на силу и выносливость перено-сятся плохо, а потому большие физические нагрузки недопус-тимы. Сохраняется опасность возникновения сколиозов, замед-ления роста, особенно если школьник занимается штангой, прыж-ками, спортивной гимнастикой и др.
Мышечная система в этом возрасте характеризуется усилен-ным ростом (развитием) мышц и увеличением их силы, особен-но у мальчиков. Совершенствуется координация движений.
Этот возраст связан также с началом полового созревания, которое сопровождается повышенной возбудимостью нервной системы и ее неустойчивостью, что неблагоприятно сказывается на приспособляемости к физическим нагрузкам и процессам вос-становления. Поэтому при проведении занятий рекомендуется и необходим строго индивидуальный подход к занимающимся.
В старшем школьном возрасте (17--18 лет) формирование костной и мышечной систем почти завершается. Отмечается уси-ленный рост тела в длину, особенно при занятии играми (волей-бол, баскетбол, прыжки в высоту и др.), увеличивается масса тела, растет становая сила. Интенсивно развивается мелкая мус-кулатура, совершенствуется точность и координация движений.
На рост и развитие школьников существенное влияние ока-зывает двигательная активность, питание, а также закаливаю-щие процедуры.
Исследования показывают, что только 15% выпускников сред-них школ здоровы, остальные имеют те или иные отклонения состояния здоровья от нормы. Одной из причин такого неблаго-получия является пониженная двигательная активность (гиподинамия). Нормой суточной двигательной активности школьни-ков 11-15 лет является наличие (20-24)% динамической рабо-ты в дневном распорядке, то есть 4--5 уроков физкультуры в неделю. При этом суточный расход энергии должен составлять 3100-4000 ккал.
Два урока физкультуры в неделю (даже сдвоенные) компен-сируют ежедневный дефицит двигательной активности лишь на 11%. Для нормального развития девочек необходимо 5--12 ч в неделю, а мальчиков -- 7--15 ч занятий физическими упраж-нениями разного характера (уроки физкультуры, физкультпаузы, танцы, активные перемены, игры, физический труд, ут-ренняя гимнастика и т.п.). Интенсивность ежедневных заня-тий должна быть достаточно высокой (средняя ЧСС при этом -- 140-160 уд/мин).
Большая роль в наблюдении за ростом, развитием и состоя-нием здоровья школьников наряду с учителем физкультуры (тре-нером) отводится врачу-педиатру и медицинской сестре. Зада-чей медицинского контроля является определение медицинских групп для занятий физкультурой и спортом, а в последующем -- постоянный контроль за состоянием здоровья и развитием школьни-ков, корректировка физических нагрузок, их планирование и т.п.
Понятие о врачебном контроле не должно ограничиваться только медицинскими осмотрами, инструментальными исследо-ваниями, оно значительно шире и включает в себя широкий ком-плекс мероприятий,а именно:
контроль за состоянием здоровья и общим развитием зани-мающихся физической культурой и спортом;
врачебно-педагогические наблюдения на уроках физкульту-ры в процессе тренировочных занятий, соревнований;
диспансерное обследование занимающихся в школьных сек-циях;
медико-санитарное обеспечение школьных соревнований;
профилактика спортивного травматизма на уроках физкуль-туры и на соревнованиях;
профилактика и текущий санитарный контроль мест и усло-вий проведения занятий и соревнований;
врачебные консультации по вопросам физической культуры
и спорта.
Важным участком работы школьных медицинских работни-ков является врачебно-педагогический контроль за занимающи-мися, который должен охватывать все формы физического вос-питания в школе -- уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях, самостоятельные игры на большой перемене и т.д. И главное -- определение влияния занятий физкультурой на орга-низм школьника.
Школьный врач (или медицинская сестра) определяют ин-тенсивность урока физкультуры (по пульсу, частоте дыхания и внешним признакам утомления), достаточна ли разминка, со-блюдены ли принципы распределения детей на медицинские группы (иногда детей с теми или иными отклонениями в состо-янии здоровья отстраняют от занятий, но еще хуже, когда они занимаются вместе со здоровыми детьми).
Врач (медсестра) следит за соблюдением ограничений в заня-тиях того или иного школьника, имеющего отклонения в физи-ческом развитии (нарушение осанки, плоскостопие и др.).
Важным направлением врачебно-педагогических наблюдений является проверка выполнения санитарно-гигиенических пра-вил в отношении условий и мест проведения занятий физкуль-турой (температура, влажность, освещение, покрытие, готовность спортивного инвентаря и т.п.), соответствия одежды и обуви, достаточности страховки (при выполнении упражнений на спортивных снарядах).
Об интенсивности нагрузки на уроках физкультуры судят по моторной плотности урока физкультуры, физиологической кри-вой урока по пульсу и внешним признакам утомления.
Эффект от физкультуры минимален, если нагрузка слишком мала, с большими перерывами между подходами к снарядам, когда пульс ниже 130 уд/мин и т.д.
Кроме того, врач (медсестра) и учитель физкультуры перед допуском к занятиям должны тестировать школьников, пере-несших те или иные заболевания. Тестирующей нагрузкой мо-жет быть степ-тест, подъем на гимнастическую скамейку в тече-ние 30 с с подсчетом пульса до и после восхождения. Учитель физкультуры должен знать сроки допуска к занятиям физкуль-турой после перенесенных заболеваний.
Примерные сроки освобождения от уроков физкультуры: ан-гина -- 14-28 дней, следует опасаться резких переохлаждений;
бронхит -- 7-21 день; отит -- 14-28 дней; пневмония -- 30-60 дней; плеврит -- 30-60 дней; грипп -- 14-28 дней; острый не-врит, пояснично-крестцовый радикулит -- 60 и более дней; пе-реломы костей -- 30-90 дней; сотрясение головного мозга -- 60 и более дней; острые инфекционные заболевания -- 30-60 дней.
Важная форма работы врача и учителя физкультуры -- про-филактика спортивных травм при занятиях физкультурой. Ос-новными причинами травматизма у школьников являются: пло-хая разминка, неполадки в оснащении и подготовке мест заня-тий, отсутствие страховки при упражнениях на снарядах, ран-нее возобновление занятий школьником, перенесшим заболева-ние, плохое освещение, низкая температура воздуха в зале и многие другие причины.
Двигательная активность школьников. Между двигатель-ной активностью и здоровьем детей существует прямая связь. Движение -- залог здоровья -- это аксиома. Понятие “двига-тельная активность” включает в себя сумму движений, выпол-няемых человеком в процессе жизнедеятельности.
В детском и подростковом возрасте двигательную активность можно условно разделить на три вида: активность в процессе физического воспитания; физическую активность во время обу-чения, общественно-полезную и трудовую деятельность; спон-танную физическую активность в свободное время. Все эти час-ти тесно связаны между собой.
Для контроля за двигательной активностью используют хро-нометраж (определение ее продолжительности и вида, одновре-менно учитывая длительность перерыва, отдыха и пр.), шаго-метрию (подсчитывают движения с помощью специальных при-боров -- шагомеров) и др. Шагомер прикрепляют к поясу и по показанию счетчика определяют количество километров, прой-денных за день. За рубежом разработаны электрошагомеры, ко-торые вмонтированы в подошву обуви. При каждом касании зем-ли в специальном устройстве возникают электрические сигна-лы, по которым миниатюрный счетчик подсчитывает число ша-гов и энергию, затраченную при ходьбе (беге). По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) суммарная величина двигательной активности представлена та-ким образом: занятия в школе (4-6 ч), легкая активность (4-7 ч), умеренная (2,5-6,5 ч), высокая (0,5 ч). К этому показателю при-бавляют величину энергозатрат на суточный рост (ее максимум приходится на возраст 14,5 лет).
У юных спортсменов суточная величина энерготрат может быть значительно выше, в зависимости от вида спорта, которым они занимаются.
Следует отметить, что и недостаток движений (гиподинамия), и их избыток (гиперкинезия) отрицательно влияют на здоровье школьников.
Летом, для обеспечения школьникам условий для достаточ-ной двигательной активности, следует шире использовать по-движные игры, плавание, корригирующие упражнения для нор-мализации осанки и свода стоп.
Врачебный контроль за юными спортсменами. Стрессовое воздействие физических нагрузок на юного спортсмена, если специализация начинается в юном возрасте без достаточной разносторонней подготовки, ведет к снижению иммунитета, за-держке роста и развития, к частым заболеваниям и травмам. Ранняя специализация девочек, особенно в гимнастике, прыж-ках в воду, акробатике и других видах спорта влияет на поло-вую функцию. У них, как правило, позднее начинается менстру-ация, иногда она сопряжена с нарушениями (аменорея и др.). Прием фармакологических препаратов в таких случаях пагубно действует на здоровье и детородную функцию.
Врачебный контроль (ВК) при занятиях физкультурой и спортом предусматривает:
диспансерное обследование -- 2--4 раза в год;
дополнительные медицинские осмотры с включением тести-рования физической работоспособности перед участием в сорев-нованиях и после перенесенной болезни или травмы;
врачебно-педагогические наблюдения с применением и до-полнительных повторных нагрузок после тренировок;
санитарно-гигиенический контроль за местами тренировок, соревнований, инвентарем, одеждой, обувью и др.;
контроль за средствами восстановления (по возможности -- исключать фармакологические препараты, баню и другие силь-но действующие средства);
строгое выполнение тренером рекомендаций врача по объе-му, интенсивности, режиму и методике тренировок, срокам до-пуска к тренировкам (особенно к соревнованиям) после перене-сенных травм и инфекционных заболеваний.
Физическая (спортивная) подготовка детей и подростков имеет следующие задачи: оздоровительную, воспитательную и физичес-кого совершенствования. Средства и методы их решения должны соответствовать возрастным особенностям организма школьника.
Спортивная специализация -- это планомерная разносторон-няя физическая подготовка детей и подростков к достижению высоких спортивных результатов в избранном ими виде спорта в наиболее благоприятном для этого возрасте.
Тренеру (преподавателю физкультуры) следует помнить, что возраст, позволяющий допускать школьника к высшим трени-ровочным нагрузкам, зависит от вида спорта.
Институт возрастной физиологии РФ рекомендует начинать занятия тем или иным видом спорта в следующем возрасте:
акробатика -- с 8--10 лет;
баскетбол, волейбол -- 10--13;
бокс -- 12-15;
борьба -- 10-13;
водное поло -- 10--13;
гребля академическая -- 10--12;
легкая атлетика -- 11-13;
лыжный спорт -- 9--12;
плавание -- 7-10;
тяжелая атлетика -- 13--14;
фигурное катание -- 7-9;
футбол, хоккей -- 10-12;
гимнастика спортивная -- 8-10 лет (мальчики), 7-9 лет (де-вочки).
Недооценка тренером возрастных и индивидуальных морфо-функциональных особенностей юных спортсменов нередко яв-ляется причиной прекращения роста спортивных результатов, возникновения предпатологических и патологических состояний, а иногда приводит и к инвалид изации.
К тренировкам следует допускать абсолютно здоровых детей! Если у них наблюдаются какие-либо отклонения, то их перево-дят в подготовительную или специальную медицинскую группу.
Особенности питания школьников. Правильно организован-ное (в количественном и качественном отношении) питание де-тей является обязательным условием их нормального физичес-кого развития и играет важную роль в повышении работоспособ-ности и сопротивляемости организма инфекционным заболева-ниям. Преобладание в пище детей углеводов ведет к различным заболеваниям (диабету, ожирению, снижению иммунитета, ка-риозности зубов и др.).
Питание школьников связано с анатомо-физиологическими особенностями растущего организма и условиями деятельности учащихся. Повышенная калорийность питания у детей по срав-нению со взрослыми объясняется интенсивным обменом веществ, большей подвижностью, соотношением между поверхностью тела и его массой (у детей на 1 кг веса приходится большая наружная поверхность, чем у взрослых, а потому они быстрее охлаждают-ся и, соответственно, теряют больше тепла).
Расчеты показывают, что на 1 кг веса тела приходятся следу-ющие размеры поверхности кожи: у ребенка 1 года -- 528 см2, 6 лет -- 456 см2, 15 лет -- 378 см2, у взрослых -- 221 см2.
Усиленные теплопотери требуют большей калорийности пи-тания. С учетом относительной поверхности тела на 1 кг веса взрослому необходимо получить в сутки 42 ккал, детям 16 лет -- 50 ккал, 10 лет -- 69 ккал, 5 лет -- 82 ккал.
Потребность в жирах у школьников также увеличивается, так как они содержат жирорастворимые витамины А, Д, Е, К.
Наиболее благоприятным условием для роста и развития яв-ляется соотношение, когда на 1 г белка приходится 1 г жира. Потребление углеводов в младшем возрасте меньше, чем в стар-шем, в то время как потребление белков с возрастом увеличива-ется. Избыток углеводов в питании так же вреден, как и недо-статок (излишки идут на отложение жира; снижается иммуни-тет; дети-сластены больше подвержены простудным заболевани-ям, а в дальнейшем не исключено заболевание диабетом).
У детей потребность во всех витаминах повышена, они более чувствительны к их недостатку, чем взрослые. Так, недостаток витамина А вызывает приостановку роста, снижение веса и пр., а при недостатке витамина Д возникает рахит (витамин Д регу-лирует фосфорно-кальциевый обмен). Недостаток ультрафиоле-та и витамина Д ведет к рахиту, кариесу зубов и пр.
Питание в школе разных возрастных групп должно строить-ся дифференцированно, с учетом физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии. Порции не должны быть слиш-ком объемными. Большое значение имеют школьные завтраки, которые своевременно удовлетворяют потребность в еде и оказы-вают положительное влияние на самочувствие и успеваемость в течение дня. Калорийность завтрака в городских школах должна составлять примерно 25% общей калорийности суточного рацио-на, а в сельской местности при отдаленности жилья -- 30-35%.
Длительные перерывы в приеме пищи и еда всухомятку на-носят существенный вред здоровью школьника.
Закаливание школьников проводится по системе гигиеничес-ких мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метео-рологических факторов (холод, тепло, радиация, перепады ат-мосферного давления и т.п.). Это своего рода тренировка орга-низма с использованием целого ряда процедур.
При проведении закаливания необходимо соблюдать ряд ус-ловий: систематичность и постепенность, учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья, возраста, пола и физического развития; использование комплекса закаливающих процедур, то есть применение разнообразных форм и средств (воздух, вода, солнце и др.); сочетание общих и локальных воздействий.
В процессе закаливания школьники осуществляют самоконт-роль, а родители следят за реакциями ребенка на закаливающие процедуры, оценивают их переносимость и эффективность.
Средства закаливания: воздух и солнце (воздушные и сол-нечные ванны), вода (души, ванны, полоскания горла и др.).
Последовательность выполнения закаливающих водных про-цедур: обтирание, обливание, прием ванн, купание в бассейне, растирание снегом и т.д.
Приступая к закаливанию детей и подростков, необходимо помнить, что у детей высокая чувствительность (реакция) к рез-кой смене температур. Несовершенная терморегуляционная сис-тема делает их беззащитными перед переохлаждением и пере-греванием.
Приступать к закаливанию можно практически в любом воз-расте. Лучше начинать летом или осенью. Эффективность процедур увеличивается, если их проводить в активном режиме, то есть в сочетании с физическими упражне-ниями, играми и т.п.
При острых заболеваниях и обострении хронических заболе-ваний проводить закаливающие процедуры нельзя!
Согласно государственной программе, обязательные занятия физкультурой в вузе проводятся первые два года обучения, в последующие годы -- факультативно. Занятия проводятся два раза в неделю, медицинское обследование -- 1 раз в год.
Врачебный контроль за физическим воспитанием студентов включает:
исследование физического развития и состояния здоровья;
определение влияния физических нагрузок (занятий физкуль-турой) на организм с помощью тестов;
оценку санитарно-гигиенического состояния мест занятий, инвентаря, одежды, обуви, помещения и т.п.;
врачебно-педагогический контроль в процессе занятий (до занятий, в середине урока и после его окончания);
профилактику травматизма на уроках физкультуры, завися-щего от качества страховки, разминки, подгонки инвентаря, одежды, обуви и т.п.;
пропаганду оздоровительного влияния физкультуры, закали-вания и занятий спортом на состояние здоровья студента с ис-пользованием плакатов, лекций, бесед и пр.
Врачебный контроль проводится по общей схеме с включе-нием тестирования, осмотра, антропометрических исследований и, по необходимости, осмотра врачом-специалистом (урологом, гинекологом, терапевтом, травматологом и др.).
Занятия должны проводиться с учетом анатомо-физиологических особенностей. Морфологические, функциональные и био-химические особенности организма в период старения оказыва-ют влияние на его важнейшее свойство -- способность реагиро-вать на воздействия внешней среды, физических нагрузок и т.д. Реактивность определяется состоянием рецепторов, нервной си-стемы, висцеральных органов и др.
Возрастные изменения начинаются с периферических сосу-дов. Происходит утончение мышечного слоя артерий. Склероз раньше всего возникает в аорте и крупных сосудах нижних ко-нечностей. Кратко изменения в организме при старении можно сформулировать следующим образом:
нарушается координация движений, изменяется структура мышечной ткани с потерей жидкости, сухостью кожи и т.д.;
уменьшается выделение гормонов (например, адренокортикотропного гормона АКТГ), по этой причине снижается эффектив-ность синтеза и секреции гормонов надпочечников, ответствен-ных за обменные и приспособительные процессы организма, в частности, при мышечной работе;
снижается функция щитовидной железы (гормон тироксин), регулирующей обменные процессы (биосинтез белков);
нарушается обмен жиров, в частности, их окисление, а это ведет к накоплению в организме холестерина, который способ-ствует развитию склероза сосудов;
возникает инсулиновая недостаточность (функциональные нарушения поджелудочной железы), затрудняется переход глю-козы в клетки и ее усвоение, ослабляется синтез гликогена: ин-сулиновая недостаточность затрудняет биосинтез белка;
ослабляется деятельность половых желез, что в свою очередь вызывает ослабление мышечной силы.
С возрастом мышцы уменьшаются в объеме, снижается их эластичность, сила и сократимость.
Исследования показывают, что наиболее выраженным возра-стным изменением протоплазмы клеток (мышц) является сни-жение гидрофильности и водоудерживающей способности бел-ковых коллоидов.
С возрастом интенсивность обменных процессов понижается и величина минутного объема сердца уменьшается. Скорость возра-стного снижения сердечного индекса составляет 26,2 мл/мин/м2 в год.
Отмечается также уменьшение частоты сердечных сокраще-ний и ударного объема. Так, в течение 60 лет (с 20 лет до 80 лет) ударный индекс снижается на 26%, а частота сокращения серд-ца -- на 19% . Уменьшение максимального минутного объема кровообраще-ния и МПК по мере старения связано с возрастным снижением частоты сердечных сокращений. У пожилых людей, из-за нарушения эластичности артерий, систолическое давление имеет тенденцию к повышению. Во вре-мя физической нагрузки оно также возрастает в большей степе-ни, чем у молодых.
При возникновении гипертрофии миокарда, коронарокардиосклероза нарушается метаболизм мышц, повышается артериаль-ное давление, возникает тахикардия и другие изменения, кото-рые существенно лимитируют физическую деятельность.
Кроме того, происходит частичная замена мышечных воло-кон соединительной тканью, возникает атрофия мышц. Из-за потери эластичности легочной ткани снижается вентиляция лег-ких, а следовательно, и снабжение тканей кислородом.
Практика свидетельствует, что умеренные физические тре-нировки задерживают развитие многих симптомов старения, за-медляют прогрессирование возрастных и атеросклеротических изменений, улучшают функциональное состояние главнейших систем организма. А если учесть, что для лиц среднего, и осо-бенно пожилого возраста характерна гиподинамия и избыточное питание, то становится очевидной необходимость регулярных занятий физкультурой.
Наиболее эффективны в этом отношении циклические виды двигательной активности -- ходьба по пересеченной местности, лыжные прогулки, плавание, езда на велосипеде, тренировки на велотренажере, тредбане (тредмилле) и др., а также ежедневная утренняя гимнастика (или длительная прогулка в лесу, парке, сквере), контрастный душ, раз в неделю -- посещение сауны (бани), умеренное питание (без ограничения в животных бел-ках, овощах, фруктах) и т.д.
Не следует включать в тренировки бег, прыжки, упражне-ния с тяжестями, которые приводят к травматизму и заболева-ниям опорно-двигательного аппарата. В свое время популярным был “бег трусцой”, который приводил к заболеваниям нижних конечностей (периоститы и другие структурные изменения над-костницы, мышц, сухожилий и пр.), возникновению (или обо-стрению) остеохондроза позвоночника. Его пришлось заменить более физиологичным видом -- ходьбой.
Врачебный контроль за женщинами, занимающимися физкультурой и спортом.
При занятиях физической культурой и спортом, а также при отборе в секции необходимо учитывать морфофункциональные особенности женского организма.
Физическое развитие и телосложение женщин во многом от-личаются от мужского. Во-первых, это касается роста и массы т и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.