На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Теоретические основы формирования стратегии развития предприятия: понятие, сущность, классификация, методы и этапы. Анализ хозяйственной деятельности, внешней и внутренней среды ООО Феникс. Составление плана мероприятий по формированию стратегии.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ - «НИНХ»
Институт заочного обучения
Кафедра Управления
К ЗАЩИТЕ
Заведующий кафедрой
______________ ( В.В.Радионов )
«_____» ________________ 2009г.
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
по специальности высшего профессионального образования
080507.65 Менеджмент организации
(шифр) (наименование специальности)
на тему:

Формирование стратегии развития предприятия

Исполнитель,
студент гр.МОП-61
Л.В.Канунникова
Руководитель
С.В.Петухова
2009
    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ
    ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования стратегии развития предприятия
    1.1. Понятие стратегии, ее сущность
    1.2. Классификации стратегий
      1.3. Процесс разработки стратегии, методы и этапы
    ГЛАВА 2. Необходимость и предпосылки формирования стратегии развития ООО «Феникс»
      2.1. Анализ хозяйственной деятельности ООО «Феникс»
      2.2. Анализ внешней среды ООО «Феникс»
      2.3. Анализ внутренней среды ООО «Феникс»
    ГЛАВА 3. Формирование стратегии развития предприятия для ООО «Феникс»
      3.1. Определение основных направлений разработки стратегии развития ООО «Феникс»
      3.2. Составление плана мероприятий по формированию стратегии развития ООО «Феникс»
      3.3. Расчет эффективности основных мероприятий стратегии развития ООО «Феникс»
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время общее внимание со стороны бизнеса к стратегии стремительно возрастает.
В самом общем виде стратегия может быть определена как эффективная деловая концепция, дополненная набором реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время. Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции предприятия на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ.
В условиях ужесточающейся конкуренции развитие предприятия зависит от трех групп факторов: внутренней среды, внешней среды, динамических способностей.
Единой стратегии для всех предприятий не существует. Каждое предприятие даже одной отрасли уникально, поэтому индивидуально и определение его стратегии, которая зависит от его потенциала, а также от многих внешних факторов.
В конечном итоге формирование стратегии предприятия должно дать ответы на три вопроса: Какие направления хозяйственной деятельности необходимо развивать? Каковы потребности в капиталовложениях и наличных ресурсах? Какова возможная отдача по выбранным направлениям?
Все вышесказанное определило актуальность данной темы и позволило выделить для теоретического и практического исследования проблему формирования стратегии развития предприятия.
Целью исследования является разработка стратегии развития предприятия на основе ООО «Феникс».
Объект исследования - ООО «Феникс».
Исходя из цели исследования, были выделены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие стратегии, используемое в экономической литературе;
2. Описать виды стратегии;
3. Дать характеристику особенностям процесса разработки стратегии, методов и этапов;
4. Проанализировать хозяйственную деятельность, внешнюю и внутреннюю среду ООО «Феникс»;
5. Определить основные направления разработки стратегии развития ООО «Феникс»;
6. Составить план мероприятий по формированию стратегии развития ООО «Феникс» и оценить их эффективность.
Структура дипломного проекта представлена введением, тремя главами, в каждой из которых по три параграфа, заключением, списком литературы и приложением.
В первой главе рассмотрены теоретические основы формирования стратегии развития предприятия, дано понятие «стратегия», рассмотрены классификации стратегий, процесс разработки стратегии, его методы и этапы.
Во второй главе определены необходимость и предпосылки формирования стратегии развития ООО «Феникс».
В третьей главе описано формирование стратегии развития предприятия на примере ООО «Феникс».
Большой вклад в изучение проблемы стратегического развития предприятия внесли такие зарубежные и отечественные ученые, как А. Чандлер, И. Ансофф, Г. Клейнер, Д. Хасси, М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова, С.А. Попов, Л. И. Евенко и другие.

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования стратегии развития предприятия

1.1 Понятие стратегии, ее сущность


Исследователи и практики хозяйственной деятельности предприятия часто используют понятие «стратегия» по-разному, полагая, что это общий термин, не нуждающийся в специальном определении, хотя его содержательная составляющая, как правило, предполагает некие различия. Такое отношение ведет к путанице, подмене смысловых содержаний. Каждый исследователь считает, что его вариант дефиниции наиболее верный.
Термин «стратегия» (от греч. stratis - войско + ago - веду [9] или strategos - искусство генерала [15]) взят из военного лексикона, где он обозначает планирование и проведение в жизнь политики страны или военно-политического союза государств с использованием всех доступных средств [11].
В общем смысле это понятие употребляется для обозначения широких долгосрочных мер или подходов, как правило, применительно к предприятию: стратегия предприятия. Помимо использования понятия стратегии в военной практике, его употребление можно услышать и в политике. Так, Л. М. Куликов - как «общий план достижения каких-либо (обычно крупных, общественно значимых) целей» [9]. В лексиконе делового управления оно стало употребляться для обозначения того, что раньше называлось политикой, или деловой политикой [11].
Примеры использования стратегического подхода к управлению деловыми организациями начали прослеживаться еще в 20-30-х годах нынешнего столетия. Начиная с 1926 г., под стратегией подразумевалось управление ресурсами, когда было установлено, что при каждом удвоении производства затраты на единицу продукции падают на 20% [11]. Понятие «стратегия» вошло в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение. Вначале смысл этого понятия был неясен. Следуя военному словоупотреблению, словари все еще определяли стратегию как «науку о ведении войны, искусство ведения боя» [20], «науку и искусство развертывания войск для боя» [2], «высшую область военного искусства» [23].
Понятие стратегии вошло и в лексикон делового управления: появились термины: «стратегическое планирование», «стратегическое управление», «стратегический менеджмент», «стратегическое мышление».
В результате исследования и анализа экономической литературы выявлены (табл. 1.1) [17, 26] следующие определения понятия «стратегии».
Таблица 1.1
Определения понятия «стратегия»
Автор
Определение
1 . И. Ансофф, К. А. Волкова, И. П. Дежкина , Ф. К. Казакова , А. Н. Люкшинов
Стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.
2. В. А. Винокуров
Стратегия представляет собой систему управленческих решений, определяющих перспективные направления развития организации, сферы, форм и способов ее деятельности в условиях окружающей среды и порядок распределения ресурсов для достижения поставленных целей.
3. М. К. Старовойтов
Стратегия компании - это идеология развития, качественного конкретизирования в виде ориентиров и состояний компании, последовательности действий по их достижению в рамках сформированных целей.
4. Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Б. Б. Стародубцева
Стратегия - это долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты.
5. М. Д. Крук
Стратегия - это правила принятия решений, которые формируются в момент начала их реализации.
6. П. Дойль
Стратегия - это комплекс принимаемых менеджментом решений по размещению ресурсов предприятия и достижению долговременных конкурентных преимуществ на целевых рынках.
7. Дж. Глин, В. Маркова, Д. Перкинс
Стратегия - это основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь, ее целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей.
8. В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова
Стратегия - это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения. Это своего рода «нить времени», связывающая прошлое и будущее и одновременно указывающая путь к развитию.
9. В. С. Ефремов
Стратегия - это образ действий, обусловливающий вполне определенную и относительно устойчивую линию поведения производственно-коммерческой организации на достаточно продолжительном историческом интервале.
10. Э. А. Уткин
Стратегия - это совокупность главных целей предприятия и основных способов достижения данных целей.
И.О. С. Виханский
Стратегия - это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.
12. М . X. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
13. Р. А. Фатхутдинов
Стратегия - это программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности.
14. Е. Е. Вершигора
Стратегия - это общий всесторонний план достижения цели.
15. Б. В. Прыкин, Л. В. Прыкина, Н. Д. Эриашвили
Стратегия - это исследование сценариев развития будущего организации; обоснованная идея, дающая преимущество в конкурентной борьбе; стратегическая альтернатива с установлением целей; общий всесторонний план их достижения; комплексный план, предназначенный для осуществления миссии организации как совокупность ориентиров ее деятельности. Стратегия - это система всеобъемлющего контроля, действие в инновационной политике, гибкая политика кадров, исследование будущего, сценарий ситуаций, идея и преимущества в конкурентной борьбе, система способов управления системами и совокупность ориентиров для их развития, комплексный системный план достижения целей, совместная «оркестровая» работа групп, организации, профсоюзов и правительства.
16. К. А. Волкова, И. П. Дежкина, Ф. К. Казакова
Стратегия - это весь взаимосвязанный комплекс деятельности во имя укрепления жизнеспособности и мощи данного предприятия по отношению к его конкурентам. Стратегия представляет собой обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов предприятия.
17. А. А. Томпсон, А. Дж. Ш. Стрикленд
Стратегия - это управленческий план, направленный на укрепление позиций организации, удовлетворение потребностей ее клиентов и достижение определенных результатов деятельности. Стратегия - это обязательство осуществлять одну совокупность действий, а не другую.
18. М. Д. Соколов
Стратегия - это совокупность правил для принятия решений в целях обеспечения устойчивого роста и развития фирмы.
19. Н. Туленков
Стратегия - это установленная на достаточно длительный период совокупность норм, ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности, обеспечивающих рост и высокую конкурентную способность предприятия, укрепляющих позиции на рынке, повышающих способность предприятия к выживанию в конкретной ситуации.
20. И. Склярова
Стратегия - это путь к достижению целей, продекларированных в миссии.
21 . А. Д. Гительман
Стратегия - это общее направление, генеральная линия развития предприятия.
22. А. Чандлер
Стратегия - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей.
Таким образом, на основании вышеизложенного авторы предлагают следующую формулировку: стратегия представляет собой совокупность действий, необходимых для достижения поставленных целей путем рационального использования ресурсов экономической системы. Цель стратегии - добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат производственной системе высокую рентабельность и жизнеспособность [22].

1.2 Классификации стратегий


Выделяются три уровня стратегии. Первый уровень «военная стратегия», как наиболее зримая, ощутимая, грубая стратегия. Второй уровень корпорации -- это более тонкая стратегия. И третий уровень - уровень проектов - это еще более тонкая стратегия.
Современная теория менеджмента различает несколько типов стратегий (рис. 1.1) [18].
Рис. 1.1. Виды стратегий экономического развития
Базовая стратегия - это стратегия, которая описывает общее направление роста предприятия, развития его производственно-сбытовой деятельности (таблица 1.2). Она показывает, как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг [12]. Стратегические решения этого уровня наиболее сложны, так как касаются предприятия в целом. Именно на этом уровне определяется и согласовывается продуктовая стратегия предприятия.
В дополнение к базовой стратегии, которая определяет комбинации различных стратегических областей деятельности организации, конкурентные стратегии определяют подходы, с помощью которых организация должна действовать в каждой такой области. В литературе конкурентную стратегию иногда называют деловой стратегией [М. М. Алексеева, В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова], бизнес-стратегией [В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова, Е. А. Вигдорчик].
Таблица 1.2
Базовая стратегия предприятия [19]
Виды
Развитие
Выживание
Революционное развитие
Эволюционное развитие
Доминирующий признак
Внутренний рост -- расширение ассортимента товаров, услуг; внешний рост -- слияние компаний
Долгосрочное функционирование на рынке предприятий, прочно стоящих на ногах
Поддержание стабильного положения на рынке и адекватная реакция на изменения
Диверсификация продукта
Присутствует
Обязательна
Может быть
Диверсификация производства
Присутствует
Обязательна
Может быть, но чаще всего происходит обратный процесс -
дедиверсификация
Изменение организационной структуры
Обязательно (в сторону увеличения подразделений)
Может быть
Обязательно (в сторону уменьшения подразделений)
Востребованность в инвестициях
Да
Может быть
Нет (нечем будет отдавать)
Деловая стратегия нацелена на достижение конкурентных преимуществ. Если фирма занята только одним видом бизнеса, деловая стратегия является частью общей стратегии фирмы. Если организация включает несколько деловых единиц, каждая из них разрабатывает собственную целевую стратегию (рис. 1.2 [20]).
Рис. 1.2. Виды конкурентной стратегии
Третьим типом стратегий являются функциональные стратегии, которые разрабатываются специально для каждого функционального пространства организации. В. Д. Маркова и С. А. Кузнецова понимают под функциональными стратегиями стратегии, которые разрабатываются на основе корпоративной и деловой стратегии [13]. Целью функциональной стратегии является распределение ресурсов отдела (службы), поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии. К основным типам функциональных стратегий относятся:
- стратегия НИОКР, обобщающая основные идеи о новом продукте - от его первоначальной разработки до внедрения на рынке, имеет две разновидности: инновационную стратегию и имитационную стратегию;
- производственная стратегия сосредоточена на решениях о необходимых мощностях, размещении промышленного оборудования, основных элементах производственного процесса, регулировании заказов;
- маркетинговая стратегия заключается в определении подходящих продуктов, услуг и рынков, которым они могут быть предложены. Определяет наиболее эффективный состав комплекса маркетинга (исследований рынка, товарной и ценовой политики, каналов распределения и стимулирования сбыта). Эта стратегия особенно успешна в производстве, ориентированном на массового покупателя с падающими реальными доходами [6];
- финансовая стратегия ответственна за прогнозирование финансовых показателей стратегического плана, оценку инвестиционных проектов, планирование будущих продаж, распределение и контроль финансовых ресурсов;
Многие организации разрабатывают стратегию управления персоналом (человеческими ресурсами), с помощью которой решаются проблемы повышения привлекательности труда, мотивации, аттестации персонала, поддержания такого количества занятых на предприятиях и типов рабочих мест, которые соответствуют эффективному ведению бизнеса.
Также можно выделить такие виды стратегий как:
- стратегии роста;
- диверсифицированные;
- моностратегии;
- мультиатрибутивные.
Исходя из этой классификации, стратегия, разрабатываемая предприятием, должна представлять собой совокупность нескольких стратегий. Эти стратегии должны быть согласованы и тесно взаимодействовать друг с другом. Стратегический выбор предприятия должен быть определенным и однозначным. Только в этом случае предприятие достигнет успеха.

1.3 Процесс разработки стратегии: методы и этапы


Современные стратегии основываются на регулярном учете условий, в которых работает определенное промышленное предприятие, на осознании задач, стоящих перед ним, что способствует возникновению самых разнообразных проектов развития, которые, в свою очередь, обусловливают выбор такого варианта стратегии развития, который обеспечит стабильность предприятия и, удовлетворяющие требованиям, экономические результаты.
Современные стратегии основываются на проникновении в суть условий, в рамках которых работает определенная сфера экономики, отрасль; осознании задач, стоящих перед предприятиями. Это способствует возникновению разнообразных проектов развития, позволяющих выбрать вариант, который обеспечит выживаемость компании и возможность ей выйти на хорошие экономические результаты. По результатам очного дистанционного обследования более 200 промышленных предприятий, расположенных в разных регионах России, проведенного ЦЭМИ РАН совместно с экономическим факультетом МГУ и Российским экономическим барометром, более 68 % предприятий имели определенный опыт разработки стратегических планов, причем у 2/3 он был положительным. При этом почти 60 % тех, кто считает, что без стратегического плана сейчас было бы очень трудно, оценивают свое финансовое положение как хорошее или нормальное, в то время, как среди выбравших другие варианты ответа, эта доля в среднем вдвое меньше [7].
Основные составляющие стратегии [24]:
1. Анализ макро- и микросреды компании, конъюнктуры рынка.
2. Философия, миссия, цели и задачи.
3. Стратегия в области деятельности предприятия:
приоритетные виды деятельности;
сегменты рынка, на которых собирается действовать фирма;
доля компании в общероссийском объеме;
место компании в списке крупнейших в России.
4. Маркетинговая стратегия:
продукты, требующие разработки исходя из существующего спроса;
системы продажи продуктов;
доля различных форм распространения продуктов;
новые каналы и передовые технологии распространения продуктов;
ценовая политика;
система формирования спроса на услуги;
рекламная стратегия.
5. Инвестиционная политика:
анализ инвестиционной среды;
принципы инвестиционной политики;
приоритетные направления инвестиций;
прогноз уровня доходности по инвестиционным проектам.
6. Стратегия по работе с персоналом (кадровая стратегия):
система подбора и обучения персонала;
система стимулирования;
корпоративная культура и ценности;
система коммуникаций.
7. Региональная политика:
краткий анализ регионов России;
перечень вновь открываемых филиалов;
система взаимоотношений головной компании и филиалов.
8. Стратегия в области международной деятельности [24].
Необходимость в выработке новой стратегии организации появляется тогда, когда возникают новые цели или выясняется невозможность достижения поставленных целей с помощью прежней (действующей) стратегии.
Процесс разработки стратегии предприятия состоит из нескольких этапов (таблица 1.3).
Таблица 1.3
Основные этапы и методы формирования стратегии предприятия
Этап
Характеристика этапа
Используемые методы
1. Предварительный
Анализ личного потенциала руководства, его заинтересованности в разработке стратегии. Диагностика предприятия по всем направлениям. Выбор согласованных позиций руководства и привлеченных экспертов.
Анкета директора.
Анкетный опрос.
Бизнес диагностика.
2. Выработка альтернативных стратегий
Формирование рабочих групп для разработки различных вариантов стратегии. Оценка стратегии экспертов.
Мозговой штурм.
Проблемно-деловая игра.
Коллективная работа с экспертами.
3. Ранжирование альтернативных стратегий и принятие решений
Ранжирование стратегических проблем. Выбор критерия. Разработка целевых программ.
Экспертные методы. Сетевые методы. Стохастические графы. Интуиция руководителя.
Далее составленная матрица позволяет увидеть, какие методы применяются на каждом этапе формирования стратегии развития компании [25] (таблица 1.4).
Таблица 1.4
Матрица системы методов формирования стратегии
Наименование методов
Наименование этапов стратегии
Организационный этап
Диагностика внешней среды
Диагностика состояния ТЛК
Формирование стратегии
Разработка планов реализации
Экспертного оценивания
+
+
Статистических оценок
+
+
SWOT-анализ
+
PEST-анализ
+
Организационной диагностики
+
+
Моделирования
+
+
Синтеза
+
Матричный
+
+
+
Тестирование
+
+
Декомпозиции
+
PIAR
+
Сбалансированная система показателей
+
+
Методологической основой инструментария стратегического анализа являются общенаучные методы (системный и ситуационный анализ, комплексный подход, программно-целевое планирование и т.д.), аналитико-прогностические методы и методические приемы, заимствованные из разных областей знаний (социологии, психологии, антропологии, экологии, эстетики и т.д.).
Применение аналитических методов в стратегическом управлении связано с применением системного подхода к управлению. Учеными были выделены следующие модификации системного подхода: системно-комплексный, системно-функциональный, системно-целевой, системно-ресурсный, системно-интеграционный, системно-коммуникационный, системно-исторический, системно-программный, системно-мультипликационный, системно-нормативный, системно-динамический и системный режим экономии.
Управленческая значимость методов анализа внешней среды организации выражается в возможности определять силы проявления каждого значимого фактора внешней среды, а также степени чувствительности стратегии к внешним факторам.
На выбор метода анализа внешней среды влияют следующие характеристики внешней среды:
· сложность - число факторов, на которые предприятию следует реагировать;
· подвижность - темп изменений, скорость, с которой происходят изменения в окружении предприятия;
· неопределенность - количество и надежность информации о конкретных факторах внешней среды; чем выше неопределенность, тем с большим числом проблем приходится сталкиваться менеджерам предприятия;
· привычность событий - новизна возникающих изменений.
Метод стратегического анализа внешней среды должен быть направлен на:
- установление и оценку факторов среды, представляющих угрозу или способствующих развитию организации;
- изучение изменений, влияющих на текущую деятельность организации, и установлении их тенденций;
- разработку возможных реакций на развитие факторов среды;
- открытие новых способов создания некоторой полезности, имеющей ценность для потребителей.
Из наиболее часто используемых методов анализа внешней среды достоинством всех анализируемых методов анализа внешней среды стало наглядное изображение внешних факторов, совместное изучение внешних и внутренних факторов присуще SWOT-анализу, картам стратегических групп конкурентов. Оценка вероятности наступления нескольких событий характерна для анализа перекрестного воздействия и для матрицы «Еврокип». Среди недостатков методов анализа внешней среды отмечается практически для всех методов: статичность метода, невозможность учета внезапных событий, субъективность.
Большое значение в анализе внешней среды играют экономико-математические методы. Это экономико-статистические методы: множественная регрессия, дискриминантный, факторный, кластерный, объединенный, вариационный анализ, анализ многомерных совокупностей; методы экономико-математического моделирования: моделирование марковских процессов, модели очереди, и др.; методы оптимизации: математическое программирование, теория игр, эвристика и др.
К недостаткам применения методов экономико-математического моделирования:
- необходимость серьезных затрат на организацию исследовательской работы и оплату труда специалистов;
- невозможность охватить в моделях все наиболее существенные тенденции развития;
- высокую вероятность внезапных изменений, разрушительных событий, существенно снижающих полезный эффект модели.
Стратегический управленческий анализа - это инструмент стратегического анализа, с помощью которого руководство организации оценивает эффективность хозяйственной деятельности с точки зрения обеспечения будущей долгосрочной прибыли. Стратегический управленческий анализ оценивает не только текущее состояние предприятия, но и направлен на выявление стратегических проблем [14].
Портфельный анализ - это инструмент стратегического анализа, с помощью которого руководство организации выявляет и оценивает свою хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные ее направления и сокращения или прекращения инвестиций в неэффективные проекты. Основным приемом портфельного анализа является построение двухмерных (трех-, четырех-, n-ых) матриц, с помощью которых бизнес-единицы или продукты сравниваются друг с другом по таким критериям, как темпы роста продаж, относительная конкурентная позиция, стадия жизненного цикла, доля рынка, привлекательность отрасли и др. При этом реализуются принципы сегментации рынка (выделения наиболее значимых критериев на основе анализа внешней среды) и анализа деятельности предприятия и согласования (по парного сопоставления критериев). Достоинствами портфельных методов является комплексное рассмотрение определенного набора продуктов, простота и наглядность представления возможных стратегий, конкретные варианты стратегий, акцент на качественные стороны анализа. К недостаткам относят статичный характер, ограниченное количество позиций и показателей, ограниченное число стратегий, субъективизм.
Недостаток портфельного анализа заключается в использовании данных о текущем состоянии бизнеса, которые не всегда можно экстраполировать в будущее. Построение матриц предполагает проведение большой работы по сегментации рынка, по сбору информации, которая в основном отсутствует в явной форме.
Недостаток классических моделей стратегического планирования в том, что они не принимают во внимание те способности организации, которые составляют основу эффективного функционирования бизнеса (отличительные особенности). Экспертные методы стратегического анализа предполагают учет субъективного мнения экспертов о будущем состоянии дел. Для экспертных оценок характерно предсказание будущего на основе, как рациональных доводов, так и интуитивного знания. Методы экспертных оценок, как правило, имеют качественный характер. Позволяют достаточно быстро получить ответ о возможных процессах развития того или иного события на рынке, выявить сильные и слабые стороны предприятия, оценить эффективность тех или иных мероприятий. Достоинства экспертного метода по сравнению с интуитивным подходом состоит в возможности обмена и противопоставления идей. Экспертные методы основываются на использовании неполной и косвенной информации, опыта специалистов-экспертов, интуиции. Используются преимущественно при решении неструктурированных и слабоструктурированных проблем. Достоинствам экспертных методов можно отнести возможность обмена и противопоставления идей, коллективная интеграция идей, наглядность результатов, творческое решение проблем, выработка сценариев развития. К недостаткам относят трудность коммуникации, потребность во времени, субъективизм и др.
И. Ансофф утверждал, что выбираемый метод должен варьироваться в зависимости от степени турбуленции внешней среды, с которой сталкивается организация [25]. При этом выделял следующие требования к стратегическому анализу, он должен [1, 16]:
- оценивать совместные эффекты (синергизм) связанные с новым продуктом и / или рынком;
- выделять варианты, в которых фирма имеет неоспоримые конкурентные преимущества;
- позволять работать с вектором потенциально несовместимых целей;
- оценивать долгосрочный потенциал проектов, даже если расчеты потоков денежных средств не являются вполне надежными.
Также одним из важных этапов формирования стратегии развития фирмы является оценка стратегического планирования компании.
Оценка стратегии может сосредоточиваться на двух направлениях:
- оценка выработанных конкретных стратегических вариантов для определения их пригодности, осуществимости, приемлемости и последовательности для организации;
- сравнение результатов стратегии с уровнем достижения целей.
Таким образом, стратегия определяет, что нужно сделать сегодня, чтобы выжить завтра.

ГЛАВА 2. НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ФЕНИКС»

2.1 Анализ хозяйственной деятельности ООО «Феникс»


ООО «Феникс» находится в городе Новосибирске по адресу: ул. Станционная, дом 30 А. Организационно-правовая форма - общество с ограниченной ответственностью. Форма собственности - частная. Вид собственности - долевая.
ООО «Феникс» на территории города Новосибирска была зарегистрирована в июле 2008 года. Учредителями являются Башлыков Б. А. и Заньков В. А. Основным видом деятельности на первоначальном этапе была торговля строительной спецтехникой (краны), но, в связи с начавшимся кризисом, в ноябре 2008 года организация изменила вид деятельности на оказание услуг по перевозкам населения и грузоперевозкам.
ООО «Феникс» - официальное название организации, которая работает под брендом Транспортно-экспедиционной компании (ТЭК) «Апельсин».
Таким образом, на данный момент основными направлениями деятельности являются (табл. 2.1):
Таблица 2.1
Основные направления деятельности ТЭК «Апельсин»
Вид деятельности
Доля в общих доходах предприятия, %
Перевозка населения и организаций за наличный расчет
20
Перевозка населения и организаций за безналичный расчет
50
Грузоперевозки за наличный расчет
10
Грузоперевозки за безналичный расчет
15
Железнодорожные перевозки
5
Сегмент рынка представлен городом Новосибирском и Новосибирской областью, а также другими городами России и зарубежья, например, Германии, Нидерланды.
Теперь рассмотрим экономические показатели деятельности ТЭК «Апельсин» за 2008 - 2009 гг. (таблица 2.2).
Таблица 2.2
Экономические показатели деятельности ТЭК «Апельсин»
4-й квартал 2008 года
1-й квартал 2009 года
Объем реализованных услуг, руб.
143567,00
500162,00
Количество заказов, шт.
607
2184
Чистая прибыль, руб.
15000,00
52000,00
Коэффициент рентабельности продаж и услуг, руб.
0, 10
0, 10
Рентабельность активов, руб.
0,19
0,36
Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, руб.
60000,00/91000,00
85000,00/111000,00
Для примера рассчитаем коэффициент рентабельности продаж и услуг в 2008 году:
Коэффициент рентабельности = 15 тыс. руб./143,567 тыс. руб. = 0, 10
Это означает, что на каждый рубль реализованных услуг приходится 10 копеек чистой выручки.
Следующий показатель - рентабельность активов:
Рентабельность активов = 15 тыс. руб./80 тыс. руб.=0,19
Этот коэффициент отражает деловую активность предприятия, то есть на один рубль активов приходится 19 копеек чистой прибыли.
На конец 2008 года соотношение дебиторской и кредиторской задолженности представляется оптимальным для компании, предприятие работает стабильно.
С конца 2008 года дебиторская задолженность увеличилась на 15 тыс. рублей, что представляется оптимальным для начинающей компании, особенно в период кризиса, т. е. предприятие работает стабильно.
Итак, из таблицы 2.2 видно, что с ноября 2008 года по март 2009 года объем реализованных услуг и чистая прибыль увеличились почти в 3 раза, что является очень хорошим показателем эффективности работы предприятия и позволяет надеется на дальнейшую тенденцию к развитию и увеличению прибыли.
Далее приведем данные по поставщикам и потребителям, которые относятся к ближайшему окружению предприятия (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Данные по поставщикам и потребителям
Поставщики
Потребители
Название организации
Предмет договора
Название организации
Предмет договора
ООО «СИБКОМ»
Услуги по доступу в интернет
ООО «Глория»
автоуслуги
ООО «Связь Сервис»
Услуги по местной, междугородней и международной связи
ООО «КОПТУН»
автоуслуги
ЗАО «НЛК»
Услуги по оформлению пропусков
ООО «Проиндустрия»
автоуслуги
ЗАО «НЛК»
Предоставление энергоресурсов
ООО «Ясная поляна»
автоуслуги
ЗАО «ПТК»
Аренда офисного помещения
ООО «УК Блок»
автоуслуги
ООО «Утренняя роса»
Доставка питьевой воды
ООО «ИК Блок»
автоуслуги
ООО «ВЫМПЕЛ-КОМ»
Услуги мобильной связи
ООО «Экстра-Мнеджмент»
автоуслуги
ООО «Мобильные телесистемы»
Услуги мобильной связи
ООО «ЧиКо»
автоуслуги
Итак, среди поставщиков необходимо отметить ООО «СИБКОМ», ООО «Связь Сервис», ЗАО «НЛК», ЗАО «ПТК», так как эти компании являются постоянными поставщиками услуг для ТЭК «Апельсин» с начала образования предприятия, потому что ТЭК «Апельсин» находится на территории завода «НВА», а перечисленные выше компании являются постоянными партнерами всех предприятий, находящихся на этой территории. С ООО «Утренняя роса» договор заключен недавно и планируется дальнейшее постоянное сотрудничество, т. к. из всех представленных компаний на рынке услуг по доставке воды цены ООО «Утренняя роса» являются наиболее приемлемыми. ООО «ВЫМПЕЛ-КОМ» и ООО «Мобильные телесистемы» предоставляют услуги мобильной связи, а так как на данном рынке особых конкурентов нет, то с данными фирмами планируется также дальнейшее перспективное сотрудничество.
Что касается потребителей, то здесь картина более неясная: с ООО «Глория» ТЭК «Апельсин» связывают взаимовыгодные партнерские отношения, исключающие финансовую сторону сотрудничества. ООО «Глория» предоставляет ТЭК «Апельсин» эфирное время в бегущей дорожке на телеканале ОТС, а ТЭК «Апельсин» оказывает автоуслуги сотрудникам ООО «Глория» и их партнерам.
ООО «КОПТУН» каждый месяц задерживает оплату услуг, которые предоставляла этой компании ТЭК «Апельсин» в течение месяца в кредит, ООО «Проиндустрия» не устраивают тарифы ТЭК «Апельсин», ООО «Проиндустрия» просит о снижении тарифов или предоставлении скидок под угрозой расторжения договора, ООО «Ясная поляна» является неэффективным потребителем, так как предоставляет ТЭК «Апельсин» незначительное количество заказов.
Необходимо отметить ООО «УК Блок» и ООО «ИК Блок» как наиболее лучших потребителей, наибольшая ежемесячная доля заказов ТЭК «Апельсин» приходится на ООО «УК Блок» и ООО «ИК Блок», следовательно, ТЭК «Апельсин» будет выгодно поддержание этого сотрудничества как можно дольше. С ООО «Экстра-Мнеджмент» и ООО «ЧиКо» предприятие недавно заключило договоры сотрудничества, поэтому ситуация работы с данными компаниями неясен, т. к. результат оценивать еще рано. На конец отчетного периода 2008 года штат предприятия состоял из следующих отделов:
1. административный - генеральный директор, финансовый директор,
2. бухгалтерия - главный бухгалтер,
3. производственный - менеджер по рекламе, операторы (3 чел.), водители (30 чел.).
За начало отчетного периода 2009 года в составе компании произошли следующие изменения:
- организован коммерческий отдел по работе с клиентами, рекламой и кадрами предприятия;
- принят руководитель коммерческого отдела;
- в бухгалтерию принят бухгалтер-кассир;
- создан автопарк;
- закрыта вакансия главного механика автопарка;
- произведена замена водителей легковых автомобилей (21 человек);
- приняты на работу водители грузовых автомобилей и микроавтобусов (10 человек).
На данный момент штат организации состоит из 48 человек:
Женщины - 9 человек,
Мужчины - 39 человек,
Возраст работников - от 24 до 50 лет,
Работники с высшим образованием - 31 человек,
Работники со средним специальным образованием - 17 человек.
Данный объект имеет линейно-функциональную структуру (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Организационная структура ТЭК «Апельсин»
Итак, подводя итоги вышесказанному, необходимо отметить, что организация возникла совсем недавно, но это не мешает ей развиваться и расти. Как и любое другое предприятие, ТЭК «Апельсин» ставит своей основной целью завоевание большего сегмента рынка, повышение конкурентоспособности, расширение клиентской базы и, как следствие, увеличение доходов. На данном этапе развития рыночной экономики для успешного развития любой организации необходимо планировать, разрабатывать стратегию развития именно своего предприятия с учетом всех особенностей функционирования данной отрасли и основных фирм-конкурентов. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Таким образом, основной задачей каждого предприятия, особенно начинающего, является формирование стратегии развития фирмы.

2.2 Анализ внешней среды ООО «Феникс»


Отмена лицензирования таксомоторной деятельности и рост спроса на перевозки обеспечили бурное развитие рынка такси. Компании торопятся увеличить парки комфортабельными иномарками. Однако дефицит профессиональных водителей сдерживает их пыл.
В настоящее время на российском рынке работают около 4 тыс. компаний, предоставляющих транспортно-экспедиторские услуги, среди которых 3 тысячи перевозчиков и 1 тысяча экспедиторов.
Распределение транспортно-логистических компаний по регионам России выглядит следующим образом: около 30% компаний расположены в Центральном ФО, 28% - в Приволжском ФО, 18% - в Уральском ФО и 10% - в Северо-Западном ФО (рис. 2.2) [28].

Рис. 2.2. Распределение транспортно-логистических компаний по территории РФ, %
На российском рынке международных автоперевозок 17% отдано зарубежным компаниям, которые выступают посредниками между Россией и Европой, наиболее значительную долю занимают белорусские компании, за которыми следуют перевозчики из Польши, Литвы, Латвии.
Объем российского рынка частных автоперевозок составляет ежегодно 2-2,5 млрд. долларов США (на Москву приходится 250-270 млн. долларов США).
На российском рынке таксомоторных перевозок до 90% составляет теневой сектор [28].
Выделиться на фоне примерно 200 конкурентов - столько таксомоторных компаний, по данным участников рынка, работает в Новосибирске - без отлаженного сервиса все труднее.
Несмотря на все предпринимаемые усилия, «цивилизованные» такси контролируют не более 40% рынка, а 60% приходится на примерно 3000 автовладельцев, занимающихся частным извозом, говорят эксперты. По мнению директора такси «Гольфстрим» Андрея Заворина, объем рынка городских и междугородных таксомоторных перевозок (с учетом частников) составляет около $10 млн в месяц. Оценка Гурьева намного скромнее - $2,5 млн в месяц. Представители только двух такси согласились ответить на вопрос о количестве получаемых заказов. В «Кабриолете» и «Такси Классик» говорят, что выполняют в сутки около 400 заявок.
Спрос на услуги такси растет на 25% в год. Это обеспечивает любому новичку быстрое формирование клиентской базы. «Мы начинали в 2003 г. с минимальных затрат на покупку номера телефона, аренду небольшого офиса и зарплаты двум диспетчерам, принимающим заказы, - рассказывает директор компании «Такси Классик» Константин Мейстер. - Через два года компания обзавелась собственными 15 автомобилями отечественного производства, а сегодня парк «Такси Классик» состоит из 40 автомобилей, и мы входим в десятку крупнейших таксомоторных компаний города».
Основная проблема всех таксомоторных компаний - кадры. Водитель такси может зарабатывать до 30 тыс. руб. в месяц, но и таким доходом непросто привлечь квалифицированных и обходительных сотрудников.
Участники рынка единодушно говорят о растущем спросе на услугу «корпоративный гараж». Еще два года назад 1-2 компании заказывали такси своим сотрудникам, теперь доля корпоративных клиентов составляет 20%, отмечает Мейстер. «Такси обходится компании в два раза дешевле, чем содержание собственного парка автомобилей», - поясняет Мейстер. «Корпоративные клиенты обеспечивают 50% выручки «Би-Би», и эта доля увеличивается», - говорит Большов. Половину выручки, по словам Заворина, корпоративный сектор приносит и такси «Гольфстрим». Растущей популярностью среди корпоративных клиентов пользуется встреча в аэропорту с табличкой. «Такси становятся больше чем такси. Теперь им доверяют доставку документов, почты, ценных грузов», - отмечает Мейстер.
Таксомоторные компании хотят завоевать расположение не только представителей корпораций, но и частных потребителей. «Доставка продуктов, спиртного, сигарет на дом стали обычным делом, - рассказывает Гурьев. - Мы не отказываем клиенту, даже если он просит разбудить его утром» [30].
Специфика услуг по перевозке как отрасли заключается в небольшой капиталоемкости производства, коротких сроках создания конечной продукции, подвижностью объекта производства работ, независимостью от природно-климатических, географических факторов, но состояние дорог, пробки и ДТП играют огромную роль для данной отрасли.
Анализ отрасли представлен в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Анализ отрасли услуг по перевозке
Факторы влияния на развитие данной отрасли
Участники рынка (имеющиеся и потенциальные)
Динамика конкуренции в отрасли
Характеристика рынка
Требования к компании
Ограничения в отрасли
Возможности и угрозы отрасли

1.Другие отрасли: перевозки непосредственно связаны с нефтедобывающей отраслью, таможенной инспекцией, рынком транспорта и связанными с ним отраслями производства
2.Сезонность или цикличность: не наблюдается
3.Социальные факторы: рост безработицы и банкротства населения и предприятий в последнее время способствует снижению спроса на услуги по перевозкам
1.Поставщики: поставщики транспорта
2.Клиенты: население практически любого возраста и уровня дохода, корпоративные клиенты, производственные и торговые компании отечественные и зарубежные
3.Партнеры: водители с личным транспортом, такие же фирмы за рубежом, фирмы, предоставляющие рекламные услуги
4.Конкуренты: другие фирмы, предоставляющие подобные услуги
Сильная конкуренция
1.Темпы роста: рынок динамично развивающийся, но в результате кризиса развитие замедлилось
2.Стадия развития: рынок растущий, в последнее время наблюдается рецессия
3.Прибыльность: из-за кризиса прибыльность падает
1.Требования клиентов: низкие цены, высокое качество, быстрое выполнение работ
2.Требования к технологиям и капиталовложениям компании: не требуется больших капиталовложений в развитие имиджа компании
1.Высокая конкуренция
2.Падение спроса на продукт из-за кризиса
3.Необходимость постоянного ремонта транспортных средств
4.Плохое состояние дорог
5.Нет системы защиты от недобросовестных клиентов
1.Возможности: возникновение большого числа фирм, нуждающихся в грузоперевозках и перевозках сотрудников; увеличение числа жителей города; невыгодность содержания личного транспорта
2.Угрозы: усугубление кризиса, падение спроса на услуги перевозки, банкротство большого числа предприятий, невозможность привлечь инвестиции, взять кредит, неоплата счетов заказчиками
Основные события, тенденции отрасли за последние несколько лет
В настоящее время российский транспорт обеспечивает 8,5% от общего объема ВВП. По итогам 2001 года рост объема перевозок, по сравнению с 2000 годом, составил 3,9%, рост грузооборота -- 3,1%. Наиболее существенное увеличение показателей деятельности в 2001 году было зафиксировано в автомобильном и водном транспорте. Растущий спрос на ж/д перевозки удовлетворяется компаниями с повышением их качества и улучшением безопасности движения поездов. Последовательно ускоряется доставка грузов. Уровень доставки "точно в срок" сегодня превышает 90%. Рынок рефрижераторных перевозок предполагает участие большого количества небольших компаний, поскольку только такие компании могут оперативно реагировать на исключительно гибкий спрос. Это подразумевает преобладающую долю частного капитала в процессе перевозок. Однако на сегодняшний день складывается парадоксальная ситуация - именно на этом рынке присутствие государства наиболее заметно. 2008 год оказался переломным для российского контейнерного бизнеса. Росший последние несколько лет почти на 30% в год, российский рынок оказался не готов к спаду мировой торговли. Уже известно, как отразился кризис на оборотах крупнейших контейнерных портов мира. Российские же терминалы до 4 квартала 2008 года работали без оглядки на глобальные тенденции. На сегодняшний день пункты сухопутного пропуска не справляются с товаропотоком, который идет из стран ЕС. В то же время, только через границу с Латвией в Россию идет 80% порожнего подвижного состава. В ближайшие 10 лет прогнозируется увеличение грузооборота между РФ и странами ЕС на 600%, поэтому ключевым моментом сейчас является создание крупных российских портовых комплексов, которые существенно снизят нагрузку на сухопутные границы. За 8 месяцев 2008 года на Дальневосточной железной дороге объем погрузки контейнеров составил 2 млн. 481,8 тыс. тонн, уровень прошлого года превышен на 20%. Среднесуточный объем контейнерных перевозок за этот период составил 10171 тонну, что на 20% превышает уровень данного показателя в 2007 году, сообщила служба по связям с общественностью ДВЖД. В планах ОАО «РЖД» - создать в Пекине совместное предприятие для продвижения на рынке комплексной услуги по перевозке контейнерных грузов в китайско-российском железнодорожном сообщении. Планируемое вступление России в ВТО способно окончательно упорядочить некогда броуновское движение грузопотоков и превратить треугольник США - Европейский союз - страны АТР в единое пространство товаров и услуг. Городское такси вводит оценку качества обслуживания. В период кризиса компаниям, работающим в сегменте В2В, гораздо сложнее. Сложно будет рекламным и кадровым агентствам, курьерским службам, такси, то есть услугам, от которых можно отказаться и обойтись своими силами. Во многих российских городах транспортные услуги редко отличаются высоким качеством, требуемой территориальной и ценовой доступностью, регулярностью движения транспортных средств и комфортными условиями проезда в салонах. Так, например, наполнение последних, особенно в часы «пик», часто превышает допустимые по конструктивным параметрам и условиям безопасности. Это подтверждается, в частности, и практикой эксплуатации многих маршрутных такси. Число дорожно-транспортных происшествий с их участием высокое.
Следующим этапом анализа внешней среды проведем PEST анализ (таблица 2.5).
Таблица 2.5
PEST АНАЛИЗ
P-политическая ситуация в стране относительно стабильная
- с 1 июля 2007 года прекратилось государственное лицензирование деятельности по перевозке населения, а закон о самоконтроле еще не готов
-в 2009 году планируется увеличение бюджета на 11,2%, а в 2010-м - на 11,7%
- к концу 2009 года по сравнению с сегодняшним днем средняя пенсия вырастет на 78 процентов и составит 5162 рубля, что в 1,5 раза превысит величину прожиточного минимума пенсионера в целом по стране
-запланировано повышение федерального фонда оплаты труда будет на 30%, несмотря на дефицит бюджета в 2009 г.
-в 79 регионах России 1 марта 2009 года прошли выборы региональных и городских парламентов, мэров и депутатов представительных органов местного самоуправления, которые показали, что политическая система работает вполне стабильно. Наибольшую активность на этих выборах продемонстрировали те партии, которые представлены и в Государственной думе. Политическая система формируется, складывается, становится более взрослой.
Сценарий: В 2009 году в Россию вернется некоторая политическая конкуренция и проявится социальная активность населения. На внешних фронтах, внутри страны возникнут более комфортные условия для рождения новых как левых, так и правых партий и движений. На осенних выборах следует ожидать уже серьезное наступление на позиции "Единой России" в органах местного самоуправления. Экономическая ситуация вынудит стать политически активным дремлющий пока средний класс, который рассчитывал до последнего времени пересидеть трудные времена, опираясь лишь на собственные силы.
E-резкое торможение развития экономики, мировой экономико-финансовый кризис затронул почти все отрасли хозяйства
-курс доллара 30,69 рублей (имеет тенденцию к стабилизации), курс евро 43,60 рублей на 08.06.09.
- с начала 2009 года действует ставка рефинансирования 13 %, введенная еще 1 декабря 2008 г.
-прогноз инфляции остался неизменным, прогноз по оттоку капитала изменился в меньшую сторону.
Ранее прогноз по оттоку капитала в 2009 году составлял $90 млрд. Прогноз по инфляции на 2009 год - 13%.
- ЦБ купил в марте на внутреннем рынке менее $10 млрд.
Сценарий:
ВШЭ считает, что спад в экономике России в 2009 году будет более существенным, чем это прогнозирует правительство, и составит от 5 до 8%. В 2010 году, похоже, российская экономика будет стагнировать. В то же время, в феврале-марте этого года российская экономика нащупала локальное дно кризисного сокращения, и больше таких резких спадов не будет. Основные негативные шоки уже прошли; снижение внешнего спроса на отечественную продукцию, снижение цен на основные товары российского экспорта, закрытие мировых кредитных рынков уже оказали своё влияние в октябре 2008 года - январе 2009 года, мгновенно переведя экономику от солидного экономического роста в 7-8% в год к сопоставимому по скорости спаду. В нынешнем году ожидается падение ВВП на 5,6%.
S- за январь 2009 года начисленная заработная плата в России сократилась примерно на 25 % по сравнению с декабрем 2008 года, на начало 2009 года уровень безработицы составил в России около 5 %
-встает вопрос, будут ли востребованы молодые специалисты, выпускники ВУЗов
-собираются ЕГЭ сделать обязательным условием для поступления в ВУЗы
- В 2009 году в России демографическая ситуация ухудшится, в том числе из-за финансового кризис Сценарий
Прогноз на ближайшее будущее по обществу не совсем благоприятен. Количество потребителей на рынке услуг по перевозке снизилось, но незначительно. Рост ?социальной напряженности.
T-технологические изменения фактически не инициируются властью и организованным вокруг государства обществом
-значимые тенденции в НИОКР и новые патенты не имеют большого значения в отрасли
-скорость изменения новых технологий достаточно низкая
-имеется тенденции к появлению новых продуктов отрасли
Сценарий
Новые технологии в отрасли тормозят свое развитие, нет возможности внедрять появляющиеся новые технологии, технологические факторы могут оказать влияние на отрасль.
Политическая ситуации в стране на сегодняшний день достаточно стабильна, несмотря на растущий мировой финансовый кризис почти во всех отраслях экономики. Снижается уровень доходов населения, растет безработица и количество предприятий-банкротов. Но, несмотря на всю сложность экономической ситуации в стране, появляются новые компании, и грузоперевозки - перевозки населения остаются востребованным видом деятельности. Но законодательная база, определяющая полномочия и права компании, практически не способна дать возможность для защиты от нечестной конкуренции и т.д.
Развитие науки и техники в данный момент затруднено, но имеет значение для появления технологических нововведений в области грузоперевозок.
Природно-климатические условия в Сибирском регионе предполагают определенные трудности при перевозке, требующие ремонта дороги, особенно весной и осенью.
Не менее важным фактором является демографическая обстановка. Такие факторы как темпы роста городов, региональные различия, появление новых компаний, рост населения города дает информацию о востребованных формах перевозок (грузоперевозки (логистика, экспедиция на железной дороге или автотранспортом), перевозки населения (наличный или безналичный расчет (корпоративные клиенты)).
Характеристика будущего состояния ТЭК «Апельсин» с трех точек зрения:
1) пессимистический вариант
На данный момент условия внешней среды являются благоприятными для производственной деятельности предприятия, но если в будущем возрастет ставка налогообложения, то у компании будет меньше возможностей для расширения. Если минимальный размер оплаты труда будет отставать от темпов инфляции, то это может привести снижению численности на предприятии, что негативно скажется на деятельности. Если уровень оплаты в компании не вырастет, возможна текучесть, что также снизит количество работников. Если поставщики поднимут цены на материалы, возникнет нехватка денежных средств для расчетов с работниками или бюджетом, а также это вызовет поднятие цен на услуги самой фирмы. Если конкуренция на рынке услуг по перевозке будет по-прежнему оставаться серьезной, то услуги компании могут оказаться неконкурентоспособными. Если повысится арендная плата, то фирма будет вынуждена либо пересмотреть свои цены, либо отказаться от части арендованных помещений. В связи с кризисом снизится объем реализуемых услуг.
2) реалистический вариант
Так как экономика страны на сегодняшний день сложно назвать стабильной, то возможны существенные изменения в деятельности предприятия. Клиентская база, созданная на данный момент, будет расширяться медленно, сохраниться непостоянный характер заказов. Существующие заказчики задерживают платежи. Прибыль не будет покрывать долги предприятия. Дальнейшие расширение будет затруднено из-за сложности получения кредитов и привлечения инвестиций. Из-за большой конкуренции и небольшого количества заказов у поставщиков будет наблюдаться снижение цен на стройматериалы и услуги. Расширение штата рабочих будет невозможно. Возможно сокращение штата. Но успешная деятельность будет зависеть не только от экономической обстановки в стране, но и от руководителя предприятия.
3) оптимистический вариант
Закончится кризис, наметится экономический рост. Увеличится возможность привлечения инвестиций, расширения клиентской базы, получения большего количества заказов. Если понизится ставка налогообложения, то у компании будет возможность для расширения и предоставления более выгодных условий клиентам. Если рост минимального размера оплаты труда будет соответствовать темпу инфляции, то это может привести к увеличению заработной платы и расширению штата сотрудников, соответственно введение новых должностей, таких как маркетолог, специалист по кадрам, заместитель директора на производстве, секретарь, оператор, заместитель главного бухгалтера. Если конкуренция на рынке строительства снизиться за счет уменьшения числа компаний, то услуги компании будут востребованы, что даст возможность для развития и расширения компании. Если снизится арендная плата и плата за услуги энергосбыта, АТС и т.д., то фирма сможет арендовать еще одно помещение и расширить штат сотрудников.
Идентификация стратегий конкурентов проводится с помощью обобщения сведений о целях и стратегии конкурентов, для оценки серьезности конкурентных угроз в конкретной конкурентной позиции обычно достаточно составляющих целей и стратегий конкурентов (табл. 2.6) [5] и карт стратегической группировки (рис. 2.3) [4].
Таким образом, строим двумерную карту стратегической группировки отрасли (рис.2.3).
Высокий
Средний
Низкий
Отечественные Отечественные+Иномарки Иномарки
Рис.2.3. Карта стратегических групп в отрасли услуг по перевозки Новосибирска
Конкурентные характеристики, которые дифференцируют фирмы отрасли: цены, качество, география деятельности, количество своего парка и привлеченных машин, отечественные машины и иномарки, количество заказов, диапазон продуктов, количество корпоративных клиентов и т.д.).
Таблица 2.6
Составляющие целей и стратегий конкурентов
Область конкуренции
Стратегические претензии
Цели по размерам рынка
Конкуренция позиция/ситуация
Стратегическое поведение
Конкурентная стратегия
Локальная
Региональная
Быть господствующим лидером (Кабриолет, Классик)
Превзойти существующего лидера отрасли (Гранд-авто, Городское такси)
Войти в лидирующую пятерку (Би-би, Дельфин)
Войти в первую десятку (Апельсин)
Подняться на одну или две ступени в рейтинге
Превзойти конкретного соперника (не обязательно лидера)
Сохранить позицию (большинство остальных)
Только выживание (частники)
Агрессивная экспансия путем приобретений и внутреннего роста (Кабриолет, Классик)
Экспансия путем внутреннего роста
Экспансия путем приобретений (Апельсин)
Сохранение существующей доли (Гранд-авто, Городское такси, Би-би, Дельфин)
Расширение рынка с целью получения кратковремен-ной прибыли (частники)
Хватающий здоровяк, находящийся в движении (Кабриолет, Классик, Гранд-авто, Городское такси)
Хорошо защищающийся, способный удержать существующее
Держится в середине своры (Дельфин)
Пытающийся усилить позицию (Би-би, Апельсин)
Отбивающийся, теряющий почву (большинство остальных)
Отступающий на защитную позицию (частники)
В основном нападение (Гранд-авто)
В основном защита (Автопрометей)
Комбинации защиты и нападения (Дельфин, Би-би)
Агрессивное, рисковое (Апельсин)
Консервативный последователь (Кабриолет, Классик)
Стремление к ценовому лидерству (Гранд-авто, Апельсин)
Фокусирование на рыночных нишах (Городское такси, Би-би)
Преследование, основанное на дифференциации: по качеству, сервису, технологии, диапазону, товаров, имиджу, другим качествам (Кабриолет, Классик)
Итак, чем ближе расположены различные стратегические группы (Кабриолет, Классик, Гранд-авто, Городское такси), тем сильнее их конкурентное соперничество. Хотя фирмы в одних и тех же стратегических группах - ближайшие соперники, следующие ближайшие по рангу соперники - в ближайших группах. Существенным является изучение поведения ближайших конкурентов. Ошибочно ожидать внешних проявлений конкурентных действий соперников без знания их стратегии и предположений о следующих их ходах. Что делают и что собираются делать конкуренты - лучший ориентир для стратегических действий собственной компании, иначе она принуждена все время находиться в защитной позиции.
Для того чтобы оценить будущие позиции фирм в конкуренции, надо сконцентрировать внимание на их потенциальных возможностях улучшить свое положение на рынке. Агрессивные конкуренты являются источниками новых стратегических инициатив. Удовлетворенные соперники продолжают свою нынешнюю стратегию с небольшой точной подстройкой. Беспокойные и бедствующие соперники могут перейти к свежим стратегическим действиям нападающего или защитного плана. В этой связи полезно представить себя на месте менеджеров этих компаний и предположить их возможные действия.
Теперь построим модель «пяти сил» Портера (рис. 2.4).
Риск входа потенциальных конкурентов в отрасль создает опасность прибыльности компании. Компания не может повышать цену и увеличивать доходы, так как этот риск велик. Высота барьеров входа (стоимости входа в отрасль) достаточно низкая. Следовательно, компания должна:
- привлечь значительные инвестиции;
- стремиться к более низким издержкам производства;
- снизить издержки при массовом производстве стандартизированной продукции, пользоваться скидками при больших закупках сырья, материалов и комплектующих, снизить удельные расходы на рекламу, что на данном этапе развития компании сделать трудно.
Рис.2.4. Модель «пяти сил» Портера
Итак, подводя итоги вышеизложенному, необходимо отметить, что специфика услуг по перевозке как отрасли заключается в небольшой капиталоемкости производства, коротких сроках создания конечной продукции, подвижностью объекта производства работ, независимостью от природно-климатических, географических факторов, но состояние дорог, пробки и ДТП играют огромную роль для данной отрасли.
В связи с кризисом снижается уровень доходов населения, растет безработица и количество предприятий-банкротов. Но, несмотря на всю сложность экономической ситуации в стране, появляются новые компании, и грузоперевозки, а также перевозки населения остаются востребованным видом деятельности.
Лучший ориентир для стратегических действий собственной компании - это определение того, что делают и что собираются делать конкуренты, иначе предприятие вынуждено все время находиться в защитной позиции.
Таким образом, отрасль услуг по перевозкам - фрагментарная, поэтому представляет потенциально больше угроз, чем благоприятных возможностей, т. к. вход в такие отрасли сравнительно легок.

2.3 Анализ внутренней среды ООО «Феникс»


Для анализа внутренней среды организации необходимо провести анализ слабых и сильных стратегических позиций предприятия.
SNW-анализ представлен в таблице 2.7. Вывод: в общем, картина внутренней среды организации благоприятная, учитывая то, что предприятие существует относительно недолго. У компании существует потенциал к развитию и совершенствованию. Соотношение сильных и слабых сторон по своей значимости образовывают стабильную картину развития.
Таблица 2.7
SNW-анализ

Наименование стратегической позиции
Количественная оценка
Комментарии
1
Стратегия организации
65
Стратегия является успешной, т. к. показатели работы начинающей фирмы довольно высокие.
2
Бизнес-стратегии
45
Продукт нейтрально востребован и достаточно конкурентоспособен.
3
Оргструктура
9
Организация оргструктуры слабая, т. к. все подчиняются и генеральному и финансовому директору, что ведет к потере информации и ее неправильной интерпретации.
4
Финансы, как общее финансовое положение
30
Слабое финансовое положение, недостаточно денег на рекламу, клиенты вовремя не оплачивают счета - работникам не выплачивают вовремя зарплату. Очень низкий уровень бухгалтерского учета.
5
Продукт как конкурентоспособность в целом
65
Продукт довольно конкурентоспособен, т. к. всегда пользуется спросом.
6
Структура затрат
35
Структура затрат достаточно опти и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.