На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Экономическое содержание освоения новой продукции. Исследование внутренней и внешней информации об инновационных процессах на предприятии в рамках бухгалтерского учёта. Обоснование формирования системы учёта и анализа затрат на качество новой продукции.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 03.03.2011. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Оглавление
    Введение
    1. Экономическое содержание освоения новой продукции
    2. Исследование внутренней и внешней информации об инновационных процессах на предприятии в рамках бухгалтерского учёта
    3. Теоретическое обоснование формирования системы учёта и анализа затрат на качество новой продукции
    Библиографический список

Введение

Ориентация российской экономики на преодоление финансового кризиса, а также вхождение во Всемирную торговую организацию и, соответственно, необходимость повышения конкурентоспособности товаров и услуг отечественного производства обусловили реорганизацию процессов производства и предприятий в целом. При этом одну из приоритетных ролей в экономической деятельности предприятия приобретают вопросы, связанные с обеспечением качества продукции, в том числе и новой продукции. Основополагающей при принятии управленческих решений становится учётно-экономическая информация о деятельности предприятия в различных сферах функционирования.

В течение достаточно длительного периода директивно-планового управления экономикой достижения отечественной и зарубежной научной мысли по учётно-аналитическому обеспечению управления не были востребованы в полной мере в практической деятельности предприятий промышленности. Экономические решения принимались вышестоящими органами, что не способствовало совершенствованию информационной системы предприятий. Следствием этого является то, что на многих крупных промышленных предприятиях применяется сложившаяся многоступенчатая система обработки информации о затратах на качество производимой продукции. Необходимо отметить, что при таком подходе плановая и отчётная информация подготавливается в разных формах, а это в свою очередь приводит к тому, что со стороны планово-экономических служб (ПЭС) происходит приведение полученных отчётов к форме планов, так как учётную информацию готовит другое подразделение предприятия - бухгалтерия. В рамках использования такой системы планирования и учёта затрат на качество нередко роль ПЭС сводится только к агрегированию и сверке первичной информации, формируемой в различных подразделениях предприятия. Но недооценка роли бухгалтерского учёта приводит к нерациональному использованию ресурсов предприятия, росту себестоимости производимой продукции, снижению её конкурентоспособности и не способствует выявлению внутренних резервов.

С развитием конкуренции появляется насущная необходимость тесной увязки затрат на качество с конечными результатами производственной деятельности, уровнем качества изделий, объёмом продаж, прибылью. Любое решение в области качества должно иметь экономическое обоснование, то есть затраты на качество должны относиться к экономически оправданным затратам.

Современная концепция бухгалтерского учёта в качестве исходного положения при принятии управленческих решений предусматривает использование аналитической (обработанной) информации. Учётно-аналитические отчёты о затратах на качество для целей управленческого планирования должны содержать вариативные значения показателей качества и затрат при различных вариантах их соотношения.

В условиях ужесточения конкурентной борьбы, истощения природных ресурсов, изменения менталитета покупателей, развития инновационных процессов в экономике всё более востребованной становится научно-техническая и маркетинговая информация. В связи с этим возникает научная проблема по созданию учётно-аналитического обеспечения управления качеством на методической и организационной основе. Формирование механизма коммерческой деятельности в современных условиях требует новых подходов к построению учётно-аналитических систем предприятия, в том числе выделения данного участка учёта в отдельный сегмент.

Учётно-аналитическая система обеспечения управления качеством новой продукции, отвечающая требованиям сегодняшнего дня, будет стимулировать выработку внутрифирменных требований к уровню качества, которые должны предъявлять более жёсткие требования к производимой продукции, чем российские и международные стандарты в данной конкретной отрасли. При этом данная система должна постоянно совершенствоваться путём улучшения информационных потоков между менеджерами и рабочими.

Научный интерес к исследованию современного состояния учётно-аналитического обеспечения управления затратами на качество новой продукции в настоящее время продиктован важным значением и высокими темпами развития техники и технологии в сфере материального производства.

1. Экономическое содержание освоения новой продукции

В отечественной практике управления основное внимание уделяется анализу "осязаемых" вопросов и проблем. Во многом рассматриваются проблемы, лежащие на поверхности ("насущные"), такие как сбыт выпускаемой продукции, производство продукта в соответствии со специфическими требованиями, сложившимися на данном этапе. Воспринимаются и используются такие категории, как "предмет", "вещь" и т.д. Однако осуществление процессов разработки, освоение в массовом производстве и продаже новой продукции или продукции с улучшенными качественными характеристиками требует обращения к более глубоким философским категориям - "идея", "концепция", "новация" и т.д. [48, с.57]. Даже работа промышленности воспринимается как процесс, преобразующий сырьё и материалы в продукты, которые в свою очередь превращаются в деньги в результате продажи потребителям, готовым заплатить цену, превышающую издержки производства.

Под экономикой нового или улучшенного продукта различные авторы [26, 28, 35, 66 и др.] понимают совокупность хозяйственных отношений не только по поводу разработки, освоения, производства, но и продажи данных продуктов, а также соответствующий им механизм. В условиях рыночной экономики под новой продукцией понимают продукцию, изменённую в форме, содержании или упаковке, которые имеют значение для потребителя [66, с.117]. Для целей организации бухгалтерского учёта, по нашему мнению, следует в качестве основного критерия выделения "новой продукции" использовать опыт выпуска конкретной продукции на предприятии. Так как даже если осваиваемая продукция имеет аналоги на рынке, но её производство на конкретном предприятии происходит впервые, то этот процесс является сходным с освоением продукции, имеющей новизну по сравнению с аналогами (или при отсутствии аналогов). Специфика действия экономических законов в данной области заключается в том, что в этом случае происходит объединение материального и нематериального производства, что оказывает значительное влияние на подготовку учётной информации на микроуровне.

Продукцию можно относить к категории новой лишь определённый период времени. Данный период определяется исходя из особенностей производства и продажи продукции. Можно выделить следующие критерии, наличие которых позволяет исключить продукцию из общего объёма новой (перевести в состав обычной с момента наступления представленных условий), в том числе и в бухгалтерском учёте (необходимо наличие хотя бы одного из них):

1) продукция производится дешевле за счёт полного освоения новой технологии производства, налаженности производственных процессов, создания оптимальных производственных условий и т.д., то есть происходит значительное снижение себестоимости вследствие того, что затраты на освоение полностью сокращаются;

2) на предприятии начинается освоение изделия с улучшенными характеристиками (то есть значения показателей качества у такого изделия выше, в связи с чем исходная продукция теряет свойство новизны).

Улучшенная продукция представляет собой незначительные модификации уже изготавливаемой продукции при изменении показателей её качества. В связи с тем, что улучшенный продукт можно рассматривать как новую продукцию, далее будет использоваться только термин "новая продукция", кроме того, экономическая сущность этих двух процессов сходна и содержит те же этапы. Новая продукция, произведённая организациями, входящими в состав предприятий и объединений, учитывается наряду с обычной продукцией в общих итогах их работы. В валовую продукцию объединения (предприятия) включается вся новая продукция, выполненная как по договорам со стороны, так и для своих нужд. В товарную продукцию включается и при оценке выполнения договорных обязательств учитывается лишь новая продукция, продаваемая на сторону. Таким образом, в принципе результаты научно-исследовательской и производственной деятельности суммируются. Это означает признание того факта, что "научно-исследовательская деятельность создаёт новую стоимость и национальный доход (до начала 90-х гг. ХХ в. наука относилась к непроизводственной сфере)" [80, с.231].

В то же время новая продукция - товар особого рода. Однажды освоенная продукция может быть продана в последствии многим другим заказчикам (его некоторая модификация существенной роли не играет). Поэтому целесообразно оплачивать полную стоимость товара лишь при первой продаже, а в дальнейшем оплачивать лишь дополнительные услуги и перечислять часть прибыли от использования нововведения.

Полностью эквивалентный обмен в сфере научных исследований невозможен [83, с.75]. Затраты на открытие и его воспроизводство резко различаются. К науке неприменимы традиционные критерии общественно необходимых затрат труда. Поскольку каждое подлинно научное исследование уникально и, как правило, выполняется лишь в одном-двух учреждениях, не происходит формирования среднепрогрессивных величин, характеризующих усреднённые затраты при господствующих условиях производства.

Экономический эффект науки и материальная окупаемость её затрат относятся лишь к науке или её отдельным направлениям в целом, но не к каждому исследованию в отдельности. Поэтому не всегда понесённые затраты на проведение исследований и освоение новой продукции окупаются, так как не все новые продукты, производимые на предприятиях, имеют коммерческий успех.

Так, например, на ООО "ЮгПолимерПром" в 2007 г. не все затраченные средства на освоение новой продукции окупились (табл.1.1). Это связано с тем, что освоение новых видов продукции, на которое были выделены средства, не было реализовано вследствие возникновения технических проблем и/или изменения рыночной конъюнктуры. Данные затраты составляют 22 % от общей суммы затрат на освоение новой продукции.

Таблица 1.1

Не окупившиеся затраты на освоение новой продукции в 2007 г. на ООО "ЮгПолимерПром"

Наименование осваиваемого изделия
Период освоения
Списываемая
на убыток сумма, тыс. руб.
1. Диск ферадо мотоцикла
Февраль - март
321
2. Гофра цепи мотоцикла
Май - июнь
213
3. Гофра вилки "Ява", "Восход"
Апрель
189
4. Подушка двигателя автомобиля
Январь - февраль
157
Итого
2007 г.
880
Результат фундаментального исследования часто не принимает материально-предметную форму, а персонифицируется, воплощается в знаниях учёных и специалистов [45]. Эти знания, как показывает опыт, невозможно ни засекретить, ни присвоить. Общечеловеческим ценностям невозможно дать денежную оценку. В то же время продукт прикладных исследований и разработок принимает самостоятельную предметную форму изобретения, технической документации, методик, имеет авторство и может принадлежать определённому физическому или юридическому лицу.
Освоение новой продукции хотя и является объективной необходимостью при любом экономическом строе, но, тем не менее, выделение этого вида продукции в экономической деятельности производителей происходило постепенно. В истории отечественного учёта это также происходило постепенно. Мы выделили несколько этапов регулирования учётно-аналитической деятельности при производстве новой продукции.
1 этап - начальный - происходит постановка проблемы выделения в учёте информации о затратах на освоение новой продукции и определяются основные пути её решения (определён порядок формирования и списания затрат);
2 этап - совершенствование - позволяет улучшить процессы калькулирования себестоимости, планирования и распределения затрат;
3 этап - современный - определены требования к организации учёта затрат на освоение новой продукции, но многие вопросы остаются не урегулированными (в том числе нет рекомендации по калькулированию себестоимости новой продукции, подготовке принятия управленческих решений о производстве новой продукции с учётом её качества и т.д.).
Сегодня схема преобразования исходных ресурсов в конечный результат нововведений - реализацию новой продукции, действовавшая до начала рыночных преобразований в нашей стране (первая схема), претерпела значительные изменения. Это связано со смещением баланса сил в сторону спроса. Идея маркетинга как результат подобной смены акцентов как раз и заключается в признании того, что сами по себе продукты - не конечная цель, а лишь средство удовлетворения запросов или желаний потребителя.
Возросла значимость рыночных исследований, и требования покупателя стали более полно отражаться в выпускаемых продуктах, особенно сферы потребления, в частности длительного пользования. Этот процесс послужил основой приближения разработчика к потребителю продукции и услуг.
Конструктор и технолог, работая в лаборатории, часто остаются изолированными от рынка [80, с.237]. Особенно ярко это проявляется в случае радикально новых технических и технологических решений, когда новые достижения в технической области буквально "ослепляют" разработчика. В этом случае производитель не в состоянии правильно оценить коммерческий потенциал новой техники и её способность удовлетворять известные человеческие потребности.
Непосредственный продукт научных исследований - понятия, теоретические конструкции, модели, знаковые системы, наглядные графические образы и другая информация, содержащая новое знание и обеспечивающая его одинаковое понимание и освоение специалистами. Конечный продукт - нововведения, в том числе фактический эффект от их использования. В рыночных условиях более эффективен процесс нововведения, рассматривающий передачу научного или технического знания непосредственно в сферу удовлетворения нужд потребителя. При этом продукт превращается лишь в носителя технологии, и форма, которую он принимает, определяется только после изменения самой технологии в соответствии с потребностями рынка.
Несмотря на внешнее сходство вторая схема в рыночных условиях даёт значительные преимущества предприятию-производителю. Происходит существенное изменение в представлениях разработчика о характере преобразования его научного потенциала в цели бизнеса, так как второй подход ориентируется на потребности возможного покупателя.
Исследования отечественного рынка показывают, что необходимо большее совпадение в представлениях разработчиков и менеджеров по сбыту, чем существует в большинстве предприятий, и достижение этого совпадения может потребовать соответствующих организационных изменений. Кроме того, разработчик в случае радикальных нововведений может счесть необходимым проведение совместных совещаний с подразделениями маркетинга, так как их опыт, накопленный при работе с существующими продуктами, рынками и потребителями, не всегда подходит в случае, когда потенциал новой техники может реализоваться только посредством совершенно новых продуктов на новых рынках [80, с.240]. Рядовой подход и недальновидность менеджеров по сбыту в этом случае могут привести к неверным выводам и соответственно ошибочным действиям. Необходимо свести к минимуму представления, характерные для первого подхода. Это выражается в непринятии идеи обновления продукции ради самой идеи, так как в этом случае не формируются предпосылки к поиску путей применения нового продукта, вместо этого происходит ограничение представлений только очевидными идеями. При этом многие практики отмечают, что более значимое применение новой техники и технологии не всегда осуществляется там, где оно впервые планировалось, нововведения часто служат наиболее эффективно тем целям, которые не ставились на начальном этапе проектирования или эти цели были второстепенными.
Разработчикам новой продукции следует проводить поиск новых сфер её применения даже в самых неожиданных областях. При разработке новой продукции необходимо применять исследовательский подход, а не стремиться к достижению только ранее определённых результатов [48, с.57]. При этом необходимо учитывать высокий уровень неопределённости социально-экономического развития общества, обусловленный сложностью прогнозирования развития человеческой деятельности. Такие сложности объективно существуют, но при этом систематические усилия, направленные на поддержание связей между характеристиками разрабатываемой новой продукции и планируемыми потребностями рынка, как правило, приносят положительный эффект.
Таким образом, можно выделить ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на эффективность производства и продажу новой продукции, которые необходимо учитывать при построении учёта и анализа затрат на качество при производстве новой продукции:
1. Соответствие стратегическим целям организации. Любые планируемые преобразования должны происходить с учётом организационных особенностей конкретной организации. Как уже отмечалось выше, источником продуктовых новшеств являются изобретательские идеи. Однако достаточно большое количество предложений, возникающих на стадии проектирования, не получают практической реализации в связи с выходом за рамки развития данного предприятия. Необходимо осуществлять процессы планирования и бюджетирования в текущем периоде исходя из стратегии и этапа развития предприятия.
2. Ориентация на рынок. Идея превращается в нововведение только при условии коммерческого успеха на рынке. Она сама по себе не имеет экономического содержания. И только в процессе налаживания связей с маркетингом происходит преодоление барьеров на пути к экономическому воплощению научного изобретения. Достаточно распространённая ошибка, которая встречается при организации служб маркетинга, заключается в разграничении деятельности работников с покупателями и сотрудников, ориентированных на работу "внутри" организации. Роль первых ограничивается сферой обслуживания покупателей. Обладая актуальной рыночной информацией при разработке новой продукции, они являются "игроками второго плана". Этот фактор обусловливает необходимость сопоставления качественных характеристик новой продукции, соответствующих затрат на её продажу в рамках производства нового продукта и ценностью для потребителя (например, с помощью функционально-стоимостного анализа).
3. Применение действенных методов отбора проектов новых товаров. Необходима развитая система оценки представляемых разработок продукции. Этап отбора проектов является важнейшей частью управления новациями. Именно этот этап определяет успех или неудачу осуществления материально-финансовых вложений предприятия в реализацию тех или иных преобразований, то есть подготовку отчётов, содержащих вариативные значения.
4. Формирование и развитие эффективной системы менеджмента. Необходимость уделять особое внимание управлению проектами объективно следует из особенностей данного участка хозяйственной деятельности предприятия. При этом такая функция учёта, как контроль, приобретает особую актуальность. Это связано с тем, что, как правило, в рамках подобных проектов концентрируется значительная часть ресурсов организации.
5. Степень формализации творческих процессов. Как ни странно, формализация процедур проектирования и освоения новой продукции в данном случае оказывает значительное положительное влияние на деятельность организации. Особо следует отметить важность и эффективность процедур определения ответственности и поощрения работников за результаты их труда. Данный фактор определяет необходимость формирования внутренней учётной информации о процессах создания и освоения новой продукции.
6. Наличие и состояние источника изобретательских идей. В последние годы многие отечественные предприятия всё больше начинают ощущать неудовлетворённую потребность в потоке предложений и инновационных идей. В первые годы рыночных преобразований существовавшие на предприятиях исследовательские и конструкторские бюро и соответствующие подразделения ликвидировались в связи с необходимостью экономии имеющихся ресурсов. Поэтому сегодня важно предпринимать ряд действий, направленных на формирование и развитие творческого потенциала на предприятиях. Это приводит к необходимости анализа качества и затрат на качество новой продукции.
7. Восприимчивость организации к изменениям. Для успешного ведения бизнеса компания должна быть достаточно "гибкой", для того чтобы вовремя и без особых усилий перестраиваться под постоянно изменяющиеся требования окружающей среды. При этом важно, чтобы организация постоянно поддерживала "внутренний стержень" - стратегию развития, иначе может начаться хаотичное развитие организации. То есть необходимо не только подготавливать учётную информацию обо всех нововведениях, но и анализировать её.
Кроме того, на отражение в учёте процессов освоения новой продукции и характер учётной информации в конкретный момент времени влияет стадия жизненного цикла новой продукции. Жизненный цикл новой продукции - процесс её создания, внедрения, использования и устаревания [63]. В рамках этого цикла производится, продаётся потребителям и используется ими вплоть до замены на новую научно-техническую продукцию. Он состоит из ряда фаз - типичных, повторяющихся в каждом цикле этапов (периодов), которые отличаются технологией, составом кадров, а главное - характером результатов. Цикл охватывает семь взаимосвязанных областей: фундаментальные исследования; прикладные исследования; технико-экономические разработки и опытное производство; первичное освоение нововведений; распространение нововведений; эффективное использование на всех возможных объектах; устаревание вплоть до замены следующим новшеством. Циклу предшествует анализ и прогнозирование рынка (маркетинг новой продукции).
Первые пять этапов образуют процесс "исследование (в том числе фундаментальное) - освоение и распространение - производство". В этом процессе преобладает научная, информационная и инженерная творческая деятельность, а на завершающих этапах цикла - производственная. Нововведение, которое остановилось на стадии разработок или единичного освоения на первом объекте, нельзя считать завершённым.
Фундаментальные исследования представляют собой выявление, изучение и систематизацию объективных явлений и закономерностей развития природы и общества [48, с.97]. Конечным результатом этих исследований является общенаучная информация: открытие законов и закономерностей, категорий и явлений (эффектов), обоснование теорий, принципов и путей их использования на практике и т.д. Эти результаты воплощаются в публикациях, научных отчётах и докладах, содержащих теории, гипотезы, формулы, модели, систематизированные описания, а также в опытных образцах. На первом этапе эти работы могут выполняться безотносительно к задачам их практического применения (поисковые исследования), на втором (научно-технические исследования) - производится отбор закономерностей, явлений, принципов и т.д., пригодных для практической реализации на данном этапе, выявляется техническая возможность и экономическая целесообразность, а также сфера их первоочередного использования. Фундаментальные исследования могут быть как теоретическими (качественное исследование на основе методов диалектического материализма и количественное с помощью математических методов), так и экспериментальными (изучение свойств твёрдого тела, жидкости, газа, плазмы, живой природы, общества с помощью физических, химических, биологических, психологических, экономических и т.п. методов).
Фундаментальные исследования не направлены непосредственно на создание конкретных нововведений, их результаты могут быть использованы для различных, не всегда предвидимых заранее целей, в разных отраслях производства, в течение длительного (три-четыре десятилетия) времени [65, с.408]. По отношению к процессу создания, разработки и освоения конкретных нововведений они выступают как внешняя структура (инфраструктура), определяющая долговременные тенденции, характерные для новой продукции.
Прикладные исследования заключаются в изучении технической возможности, социально-экономической эффективности и путей практического использования результатов фундаментальных исследований в конкретной области (отрасли). Их результатом является отраслевая информация: создание технологических регламентов, эскизных проектов, технических заданий и требований, методик и стандартов, проектов предприятий и техники будущего, типовых нормативов, а также других научных рекомендаций. На этой стадии осуществляются и опытно-экспериментальные работы, связанные с лабораторными и полупроизводственными испытаниями.
Прикладное исследование часто начинается после получения технического задания на нововведение, основанного на итогах маркетинга и фундаментального исследования. Этот этап включает в себя обычно сбор и обработку информации о результатах фундаментального исследования и изучения запросов заказчика; прогнозирование перспектив решения поставленной задачи; выбор и сопоставление возможных вариантов этого решения; проведение экспериментов и анализ их результатов; формулировку заданий и рекомендаций для разработки нововведения.
Технико-экономические разработки - изготовление на основе маркетинга, результатов прикладных исследований и опытно-экспериментальной проверки научно-технической документации для создания новых или улучшенных изделий, сооружений, процессов и систем управления [80, с.241]. Различаются разработки конструкторские (создание новых изделий), технологические, проектно-изыскательские (для строительства или реконструкции объектов), организационные (создание новых систем организации производства, труда и управления).
Эта стадия включает опытное производство - изготовление первых образцов изделий или их оригинальных узлов с целью испытания их качества и соответствия техническому заданию. Проверка результатов конструкторских и технологических разработок в той или иной форме нужна для последующего воспроизведения новшества в более широких масштабах. Для организационных разработок такую же роль играет экспериментальная проверка нововведения в ограниченных масштабах. Хотя по функциональному содержанию разработка и её опытная проверка существенно отличны, во времени они протекают большей частью параллельно.
Первичное освоение нововведений - внедрение результатов организационно-технической разработки в производство. Оно включает, во-первых, индивидуальное производство новых изделий, необходимых в единичных экземплярах, освоение серийного выпуска новых изделий, сдачу в эксплуатацию новых сооружений, технологических процессов и систем управления, практическое использование новых методов, во-вторых, достижение проектной мощности и объёма использования новшества и, в-третьих, проектной социально-экономической эффективности нововведения. В первом случае речь идёт о техническом освоении, во втором - о производственном и в третьем - об экономическом освоении, в процессе которого достигаются конечные результаты научных исследований.
Освоение нововведения начинается с принятия решения о подготовке производства к новшеству на основе предшествующих испытаний опытных образцов или математических моделей, анализа рыночной конъюнктуры. Производственное освоение включает разработку технологического и организационного проекта освоения, разработку и утверждение (согласование) цен, технических условий, стандартов, нормалей, норм расхода ресурсов и т.д., конструирование и изготовление оснастки, заказ, изготовление и монтаж нового оборудования, подготовку строительства, строительные и монтажные работы, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для эксплуатации нововведений, перестройку организации и оплаты труда. Заканчивается этот этап освоения изготовлением и испытанием первой промышленной партии (промышленного образца) либо пуском (вводом в эксплуатацию) объекта, принимаемого соответствующим заказчиком.
Экономическое освоение заканчивается достижением проектной мощности экономических показателей: материало- и энергоёмкости, производительности труда, себестоимости, рентабельности, фондоотдачи [48, с.68]. На этой стадии освоения проводятся дополнительные работы по устранению выявленных в процессе производственно-технического освоения недочётов, повышению квалификации кадров, увеличению серийности производства, а главное - по более полному учёту запросов покупателя.
Распространение нововведения есть его экономическое освоение в общегосударственном масштабе на всех предприятиях, где это эффективно. При этом распространяется информация о новшестве, тиражируется соответствующая документация, распространяются соответствующие методические подходы в сфере учёта, новая оснастка, оборудование и т.д., проводится широкое обучение кадров на основе обобщения передового опыта, составляются и реализуются планы освоения, учитывающие специфику конкретных предприятий и опыт использования нововведения.
На этом этапе имеют место дополнительные разработки (требующие дополнительных затрат), особенно технологические и организационные, а главное - здесь экономический потенциал нововведения превращается в реальный эффект. Распространение новшеств необходимо отнести к сфере новой продукции. Иначе процесс "исследование - производство" нельзя считать завершённым.
Жизненный цикл нововведения, который затем продолжается в процессе производства, включает сначала на первом, а затем и на остальных предприятиях стадию эффективного использования нововведения. Она характерна постепенной стабилизацией затрат и возрастанием эффекта в основном за счёт наращивания объёмов использования новшества. Именно здесь реализуется основная часть фактического эффекта нововведения.
Заключительная фаза - устаревание, завершающая весь жизненный цикл нововведения, начинается с момента окончания разработки следующего новшества, экономическая, экологическая или социальная эффективность которого делает рациональным его освоение. Следует отметить, что речь идёт не о любом нововведении с улучшенными параметрами. Если его преимущества не радикальны и оно не соответствует мировому уровню, дорогостоящая перестройка производства себя не оправдает. Такую разработку следует не передавать в освоение, а использовать как задел для создания более эффективных нововведений. Их появление делает нерациональными затраты по совершенствованию производства прежнего типа, хотя это производство и продолжается ещё некоторое время параллельно с окончанием разработки и освоения новинки.
новая продукция менеджмент качество
Данные стадии жизненного цикла продукции позволяют классифицировать в учёте затраты на освоение новой продукции следующим образом:
1. Затраты, связанные с изучением предпочтений потребителей.
2. Затраты на разработку и проектирование новой продукции.
3. Затраты на подготовку производства, в том числе на приобретение необходимых ресурсов.
4. Затраты на производство новой продукции.
5. Затраты, связанные с продажей новой продукции.
При этом вследствие объективных требований рынка необходимо также подготавливать информацию о затратах, связанных с обеспечением качества новой продукции. Это позволит также подготавливать принятие эффективных управленческих решений в сфере освоения новой продукции на основе формирования устойчивой связи между предпочтениями потребителей и технико-экономическим обоснованием производства новой продукции. Все произведённые расходы по работам будут признаны расходами на НИОКР и учитываются в соответствии с ПБУ 17/02.
Современные потребители зачастую имеют завышенные требования к различным параметрам продукции (цене, отдельным показателям качества). Ужесточение конкурентной борьбы и высокий уровень самосознания покупателей заставляют предприятия для привлечения новых и максимально возможного удержания имеющихся клиентов удовлетворять не только заявленные потребности, но и опережать их желания. Данное обстоятельство требует не только постоянного изучения рынков потребителей и конкурентов, но и проведение различных аналитических процедур с использованием творческого подхода.
Для достижения рыночных целей предприятия необходимо обеспечить устойчивый спрос на его продукцию. Для этого необходимо значительное внимание уделять вопросам обеспечения качества. В России философия качества доведена до уровня идеи национального развития в ХХI в. При этом устаревшие подходы к организации сферы качества как ограниченной области инженерных проблем постепенно отживают своё время и исчезают из экономики предприятий. Само понятие "качество" является многомерной категорией. Изучению содержания данного понятия посвящено достаточно много трудов различных авторов, поэтому в рамках данного исследования мы не будем заострять на этом аспекте особое внимание, определив качество товара как "совокупность свойств, обеспечивающих их пригодность для удовлетворения соответствующих производственных, общественных, индивидуальных потребностей" [15, с.181]. Данное определение представляется наиболее универсальным, так как на первое место поставлено удовлетворение соответствующих потребностей, что в свою очередь отвечает требованиям к определению содержания качества, которые сформированы различными трактовками многообразных точек зрения на качество. Однако несмотря на всё многообразие данных точек зрения их можно объединить в шесть групп:
1. Философский взгляд на качество как абсолютного критерия пригодности. Уолтер Шухарт в 1931 г. предопределял качество как добротность, совершенство товара. Данное понимание является одним из наиболее распространённых. В данном случае качество представляет собой абсолютный критерий, признанный всеми (но при этом весьма абстрактный), то есть оно неотделимо от конкретной продукции.
2. Понимание качества как соответствия своему назначению. Сторонником данного определения являлся Дж. Джуран, который на первое место ставил способность продукции выполнять определённые для неё функции. Можно отметить недостаток данного подхода - не учитываются многие другие факторы, оказывающие влияние на мнение потребителей, например, стоимость, технические стандарты и т.д.
3. Определение качества как соответствие цене продукта. Качество понимается как удовлетворение ожиданий потребителей за цену, которую они могут себе позволить (Тагути Г.).
4. Качество - это соответствие стандартам. В данном случае градация строится на перечне целевых, допустимых и недопустимых значений различных параметров, установленных техническими стандартами. Важно отметить, что технические параметры продукции не всегда отражают полезность для потребителя (ИСО серии 8000).
5. Представление о качестве как об определённом свойстве продукции. Качество считается тем выше, чем больше значение определённого критерия (ИСО серии 9000).
6. Определение качества с точки зрения конкретного потребителя. В данном случае понимание о качестве строится строго на основе субъективного опыта и представлений потребителя (ИСО серии 9004).
Сегодня происходит достаточно интенсивный процесс интеграции развития социально-экономической категории качества с различными элементами процесса производства и продажи продукции (в том числе и новой продукции). Крупной экономической проблемой, не решённой в настоящее время как в теоретическом, так и в практическом плане, является разработка и реализация предприятиями такой стратегии качества, которая учитывала бы их интеграцию, объединив в сложной системе потребительских свойств продукции (в том числе и новой), сформировав тем самым новые социально-экономические категории качества. Задачи развития социально-экономической системы (её оценки, анализа) в рамках единой отрасли могут отражать типы отношений или аспекты функционирования исследуемого объекта (балансовые отношения, технологические, поведенческие, структурные, экологические, демографические и др.).
Следует отметить, что показатели должны отражать как положительные стороны, так и отрицательные, способные вызвать угрозу или рост экономической составляющей исследуемого объекта. Из чего следует, что в содержание понятия социально-экономической системы должны быть включены понятия, соответствующие и наполняющие её компонентами, производимыми в этой экономической системе: "экономическая", "социальная", "экологическая". Таким образом, качество становится новой социально-экономической категорией, которая интегрирует качество и экологичность, безопасность и экологичность и т.д. при разработке и планировании деятельности предприятий.
Революция качества, происходящая во всех сферах экономики, представляет собой преломление интеграционных процессов через призму качества. Она является одним из определяющих факторов развития рыночной экономики и социальной сферы (рис.1.1).
Рис.1.1 Факторы развития рыночной экономики и конкурентной среды
Результатом такого преломления является формирование и развитие конкуренции в сфере качества инноваций (новой продукции, новых производственных и информационных технологий и т.д.). Таким образом, если конкуренция является фактором постоянного экономического роста, то качество становится одним из главных факторов повышения уровня жизни населения, то есть его устойчивого социально-экономического развития.
В рамках парадигмы качества развивается и такое направление в бухгалтерском учёте, как учёт затрат на качество. Развитие данной сферы деятельности происходит постепенно (прил.2). Результатом такого развития является признание того факта, что повышение качества продукции на современном этапе сопровождается снижением затрат на качество.
Таким образом, система управления затратами на качество является эффективным инструментом управления качеством на предприятии в целом. Однако при этом важно учитывать, что управление качеством на предприятии - это достаточно широкая область деятельности, вышедшая за рамки только производственной сферы и включающая в себя практически все виды деятельности организации.
То есть управление качеством охватывает не только технологические процессы производства, но и организацию и управление деятельностью предприятия.
По мнению большинства специалистов, сегодня мы живём в эпоху пятой стадии эволюционного развития управления качеством, который продлится вероятнее всего до "начала наступления 6-го технологического уклада, то есть порядка 30 лет" [101].
Важнейшим элементом современного управления качеством является эффективное использование, прежде всего, интеллектуального труда и творческих способностей работников, результатом чего является прирост нематериальных активов на предприятии. Следовательно, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что экономические факторы процесса освоения производства не только повышают актуальность учётно-аналитического обеспечения управления затратами на качество, но и оказывают значительное влияние на характер и содержание такой учётной информации (рис.1.2).
webkursovik.ru/
Рис.1.2 Факторы, влияющие на учёт затрат на качество новой продукции и характер учётной информации
Таким образом, можно сделать следующие выводы: выделение освоения новой продукции в экономике предприятия происходило постепенно, несмотря на значительное влияние не только на деятельность предприятия, но и на организацию бухгалтерского учёта. Современные условия экономики диктуют необходимость формирования учётной информации о затратах на производство новой продукции с учётом её качества для обеспечения принятия эффективных управленческих решений, обеспечивающих коммерческий успех новой продукции.

2. Исследование внутренней и внешней информации об инновационных процессах на предприятии в рамках бухгалтерского учёта

В настоящее время в российской экономике происходит развитие рыночных методов хозяйствования. Предприятия сегодня по существу работают в особой рыночной среде, которая подвержена не только внутренним факторам трансформации, но и испытывает прессинг мировой экономической системы. Причём происходящие изменения в экономике страны достаточно динамичны: отечественные предприятия за 15-18-летний срок проходят путь развития, сопоставимый с развитием западных компаний за более чем вековой срок. На современном предприятии достижение стратегических целей возможно только благодаря фокусированию деятельности организации в таких сферах деятельности, как: тесный контакт с покупателями (потребителями) продукции; качество; инновации. Работа с покупателями (потребителями) выпускаемой предприятием продукции должна быть продана не только благодаря службе маркетинга, но также необходимо задействовать все те структурные подразделения, которые занимаются анализом хозяйственной деятельности предприятия. Основная цель такого взаимодействия состоит в нахождении оптимальной суммы вознаграждения производителю, которое превысит его затраты на изготовление продукции, или же разработка процессов, процедур и технологий, позволяющих находить оптимальное соотношение цены/качества. При этом под ценой необходимо понимать не только продажную стоимость продукции, но и все совокупные издержки потребителя за время эксплуатации продукции.

Инновационные процессы, происходящие на предприятиях и представленные новой техникой и/или новой продукцией, являются основой развития современной экономики в целом и любого экономического субъекта в частности, так как их приводят в конечном итоге к повышению качества новой продукции.

По нашему мнению, наиболее ёмкое и правильное определение инновационной деятельности дано в Концепции инновационной политики РФ на 1998-2000 гг.: "процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или улучшенный продукт, реализуемый на рынке, в новый или улучшены технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки" [5].

Рис.1.3 Основные характеристики информации, обеспечивающие её практическую значимость для целей управления

В рыночной экономике, как известно, функционируют независимые производители, конкурирующие между собой, заинтересованные в постоянном повышении качества выпускаемой продукции и выпуске новой продукции. Это в свою очередь порождает развитие специфической области рыночной экономики - рынка новшеств, которые при воплощении в жизнь переходят в разряд нововведений. Ещё Й. Шумпетер в своей работе определил пять ключевых изменений в деятельности организации [188], которые легли позднее в основу его трактовки понятия "инновация":

1) применение новой техники и/или технологий, включая новое коммерческое обеспечение процесса производства;

2) использование нового сырья;

3) производство продукции с новыми характеристиками;

4) трансформации в организации производства и его обеспечения;

5) диверсификация на новых рынках сбыта.

Таким образом, помимо того, что инновацию можно рассматривать как процесс, её можно определить и как результат изменений в деятельности организации. При этом инновация не только должна носить характер новизны и иметь потенциальную возможность приносить экономическую выгоду производителю, но и быть реализуемой при имеющихся или привлечённых ресурсах. Это особенно актуально в условиях неустойчивого финансового положения предприятия, так как инновационные процессы - это не только средство предотвращения кризисных явлений на предприятии, но "в отдельных случаях реализация нововведений может ускорить наступление кризиса…" [122, с.238]. Все расходы, связанные с реализацией инноваций в соответствии с ПБУ 17/02 учитываются в составе расходов на НИОКР. Данное обстоятельство предопределяет необходимость рассмотрения вопросов информационного обеспечения управления и соответствующих технологий. При этом если раньше наиболее важными факторами ведения бизнеса считалось наличие или доступ к материальным ресурсам, то такие процессы, как ужесточение конкурентной борьбы, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, глобализация мировой экономики, достижения науки и техники и т.д. ставят на первое место информацию. Именно обладание достоверной, своевременной и полезной информацией является залогом успешного управления деятельностью предприятия.

Для определения оптимальной информационной системы управления об инновациях необходимо рассмотреть само понятие "информация" и сущность информационной работы на предприятии. Информация представляет собой "сведения, данные, значения экономических показателей, являющиеся объектами хранения, обработки и передачи и используемые в процессе анализа и выработки экономических решений в управлении" [91, 99 и др.]. Информация стала на предприятии полноценным ресурсом, использование которого требует не только затрат времени и других ресурсов, но и организации рациональной системы функционирования. Сущность информационной работы на предприятии сводится к обеспечению руководителей предприятия всех уровней необходимыми сведениями для успешной реализации ими своих функций. Можно выделить следующие этапы функционирования данной системы:

1. Сбор и отражение полученных сведений в установленных регистрах. На этом этапе большое значение имеет разделение информации на внутреннюю и внешнюю. Источниками внутренней информации должны являться все подразделения предприятия, причём этот вид информации можно разделить на два вида - первичную (то есть содержащая необработанные данные) и вторичную (то есть полученную на основе проведения каких-либо аналитических процедур над первичными данными). Важное значение имеет организация обратной связи при сборе информации, так как, информируя работников о цели сбора информации, специалисты предприятия не только повышают точность и своевременность этого процесса, но и вовлекают персонал в творческий процесс управления, повышая таким образом его эффективность. Важно отметить, что сбор информации является весьма трудоёмкой процедурой. При этом требования современных менеджеров к качеству информации растут. Под качеством информации будем понимать "степень развитости свойств информации, определяющую её практическую пригодность" [84, с.124] для целей управления. Основные требования, выдвигаемые современными менеджерами к собираемой информации, можно представить следующим образом (рис.1.3).

Данные требования полностью совпадают с требованиями к учётной информации, содержащейся в Концепции инновационной политики РФ на 1998-2000 гг. Возникающее противоречие между необходимостью снижения трудоёмкости процесса сбора информации и постоянно возрастающими требованиями к её качеству, по нашему мнению, наиболее эффективно можно разрешить с помощью организации рациональной системы внутренней документации и учётных регистров. Это позволит не только упорядочить процесс сбора информации, но и определить роли, уровни ответственности и степень участия каждого работника. Таким образом, можно сделать вывод о необходимости разработки внутренних форм учётных регистров, актуальных для данного предприятия. Основанием для включения тех или иных показателей в такие формы будут являться стратегические, тактические, операционные и текущие цели деятельности организации.

Фиксация собранной информации может происходить на бумажном или машинном носителе. В связи с тем, что заполнение первичных документов вручную весьма трудоёмко, предприятие должно стремиться к автоматизации этого процесса. Кроме того, использование компьютерной техники позволяет формировать единую автоматизированную базу данных на предприятии с возможностью дальнейшей обработки информации без использования бумажных носителей.

Оптимальной системой сбора и регистрации информации представляется бухгалтерский учёт (финансовый и управленческий). Именно в рамках бухгалтерского учёта аккумулируется вся информация и хозяйственной деятельности организации. Кроме того, ведение бухгалтерского учёта обязательно для предприятия, и различными нормативными актами определены требования к качеству собираемой информации и её объёму. Унифицированные формы первичных документов, учётных регистров и форм отчётности (в том числе и внутренних документов) содержат упорядоченный перечень финансовых показателей деятельности. Сбором и регистрацией информации о значениях нефинансовых показателей занимается бухгалтерский управленческий учёт. При этом представление сопоставимой информации также достигается путём подготовки управленческой отчётности.

2. Передача информации от работников, выполняющих функции сбора и регистрации в единый центр, является важнейшим этапом работы информационной системы. Эффективность исполнения этого этапа не только влияет напрямую на своевременность передачи информации менеджерам, но и на конфиденциальность сведений. К традиционным способам передачи информации относят все методы физического перемещения бумажных и машинных носителей (курьером, доставкой по почте и т.д.). Современные способы основаны на использовании телефонных, оптических, спутниковых и радиоканалов. Использование дистанционных методов передачи информации имеет особое значение при наличии на предприятии автоматизированной информационной системы (АИС). Современные технологии и аппаратные средства обусловливают большие возможности для предприятий по формированию автоматизированных систем управления с включением блоков информационного обеспечения. Это в свою очередь, помимо повышения эффективности управления предприятием, позволяет снизить трудоёмкость сбора информации и формирования отчётов, а значит и затраты на обслуживание управления.

3. Накопление и хранение информации. Первичные данные не всегда обобщаются непосредственно после их получения - они накапливаются и хранятся в информационной базе. Чаще они накапливаются и хранятся в АИС. В ней хранятся не только первичные данные, но и условно-постоянная, справочная и другая информация, многократно используемая при решении разных задач. Это обусловлено потребностью получения данных за определённый интервал времени, их многократного использования при обобщении в разных разрезах. Более того, компьютерная система позволяет с меньшими затратами хранить все введённые данные с начала её использования, что позволяет обращаться к ним в любое время и формировать результатную информацию.

4. Обработка и выдача информации. Обработка информации выполняется согласно выбранному набору чётко выраженных правил, определяющих процесс изменения исходных данных (отправной информации) в желаемый результат (выходную информацию) за определённое количество шагов. Это позволяет автоматически решать любую конкретную задачу из класса однотипных задач.

Выдача информации подразумевает выработку новой информации, то есть извлечение из первоначальных данных основного содержания и поиск причинно-следственных и пространственно-временных связей и взаимосвязей между сравниваемыми данными. Завершается этот процесс составлением документа для соответствующего круга пользователей.

Таким образом, исследовав порядок организации информационной работы, мы можем сделать вывод о том, что наиболее полная и доступная для использования при принятии управленческих решений в сфере инноваций информация формируется в системе бухгалтерского учёта хозяйствующего субъекта. Данные бухгалтерского учёта и представляют собой совокупность внутренней информации об инновационных процессах на предприятии. Такие качественные характеристики бухгалтерского учёта, как непрерывность отражения процессов и явлений хозяйственной деятельности на основе первичных документов, полнота, точность и достоверность отражаемой в регистрах бухгалтерского учёта информации, лежат в основе реализации важнейших принципов управления - конкретности, объективности и своевременности. Следует, однако, отметить, что учётная информация должна удовлетворять конкретным потребностям управления в зависимости от уровня и характера принимаемого решения.

Однако важно отметить справедливое замечание В.Б. Ивашкевича, что как бы ни была хорошо спроектирована информационная система, она не будет полной, следовательно, для каждого уровня управления должны определяться состав и качество достаточной информации. В целях наиболее эффективного использования информационных ресурсов и наиболее полного удовлетворения потребностей заинтересованных пользователей в информации, формируемой в системе бухучёта, в цикле оперативного, текущего и перспективного управления должны, по нашему мнению, решаться следующие задачи:

- сосредоточение функций управления в центрах принятия решений с целью достижения согласованности действий в планировании, учёте, контроле и экономическом анализе на всех уровнях управления: в производственных отделах, подразделениях и службах предприятия;

- делегирование полномочий и ответственности не только в отношении линейных и функциональных руководителей, в деятельности которых должны быть усилены именно эти начала, но и в отношении работников учёта, осуществляющих контроль за достоверностью, законностью, целесообразностью хозяйственных операций;

- своевременное обеспечение руководства информацией, необходимой для принятия управленческих решений;

- координация работы учётного аппарата, находящегося в линейных и функциональных центрах принятия решений и ответственности;

- совершенствование системы информационных связей внутри предприятия;

- создание организационных условий для развития и взаимопроникновения методов планирования, учёта, контроля и экономического анализа;

- информационное обеспечение налогового планирования, своевременные и полные начисления и перечисления установленных государством налогов и сборов.

Для реализации перечисленных задач в зарубежной, а сегодня и отечественной практике предполагается разделение потоков учётной информации на финансовые (предназначенные для внешних пользователей), управленческие (необходимые для принятия руководством компании управленческих решений по текущему и стратегическому направлениям деятельности предприятия) и налоговые (для налоговых органов). Особенно актуален такой подход к разделению учётной информации для предприятий промышленности. Связано это, прежде всего, с наличием несколь-ких категорий потребителей информации, содержащейся в данных бухгалтерского учёта (органы статистики, налоговые органы, кредиторы, руководство), имеющих различные цели, а, следовательно, нуждающихся в различном объёме, содержании и сроках предоставления информации (рис.1.4).

Таким образом, общей информационной базой для составления регистров финансового, управленческого, налогового и статистического учёта является первичный учётный документ бухгалтерского (как финансового, так и управленческого - путём сбора специализированной внутренней и внешней информации) учёта. В финансовых, управленческих, налоговых и статистических регистрах данная информация лишь группируется по различным основаниям в соответствии с задачами каждого вида учёта.

Круг внешней и внутренней информации определяется исходя из перечня факторов, оказывающих значительное влияние на процесс освоения новой продукции с учётом её качества и на соответствующие финансовые результаты этого процесса. Внутренняя информация представляет собой совокупность финансовых (сведения о ресурсах, доходах и расходах) и нефинансовых показателей (показатели качества новой продукции и организации в целом) процесса освоения новой продукции на данном предприятии. Эти показатели формируются при реализации принятого метода освоения новой продукции - самостоятельная разработка и проектирование или внедрение готовой технологии. Данная информация содержится в обобщённом виде в регистрах бухгалтерского учёта (содержащих общие сведения о затратах на производство) и технических отчётах о выполнении производственных заданий (рапортах), а также актах самообследования предприятий.

Рис.1.4 Место внутренних потоков информации об инновациях в системе взаимодействия факторов при освоении новой продукции

Внешняя информация (то есть полученная из вне) должна включать в себя также значения показателей, сформированных в рамках сбора внутренней информации (для целей сравнения данных). Внешняя финансовая информация представляет собой совокупность показателей работы предприятий-партнёров и/или конкурентов в данной сфере. При этом круг таких показателей зачастую ограничивается данными официально опубликованной отчётности (исключением является справочная информация и в редких случаях раскрываемая по инициативе предприятий-лидеров в данной сфере информация, больше носящая рекламный характер). Формирование внешней нефинансовой информации происходит на основе использования данных анализа требований покупателей к новой продукции с учётом её качества, аналогичной (близкой по техническим характеристикам или функциональной роли) продукции конкурентов, технических стандартов и стандартов качества, утверждённых в различных нормативно-правовых актах, последних достижений науки и техники. Важно отметить, и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.