На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Сущность, цели, формы и показатели уровня концентрации производства, её экономические аспекты. Монополизация, концентрация и диверсификация производств, сущность, формы и показатели уровня комбинирования и его экономические аспекты в промышленности.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 07.12.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
факультет экономики и менеджмента

кафедра менеджмента и хозяйственного права

РЕФЕРАТ

на тему: «Формы организации производства»

Выполнила _______________________ ст. гр.

Проверила _______________________ Чернега О.Б.

Донецк, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Сущность, цели, формы и показатели уровня концентрации

2. Экономические аспекты концентрации производства

3. Концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь

4. Концентрация и диверсификация производства

5. Сущность, формы и показатели уровня комбинирования производства

6. Экономические аспекты комбинирования промышленного производства

Резюме

Перечень ссылок

ВВЕДЕНИЕ

Для достижения целей, которые не могут быть достигнуты отдельными предприятиями во многих сферах хозяйства, прибегают к кооперации и концентрации. Кооперация возникает, когда экономически самостоятельные предприятия путем договоров берут на себя обязательства о совместной деятельности. Примером может служить образование картелей, консорциумов.

Картель - это договорное горизонтальное объединение предприятий, остающихся в правовом отношении юридически независимыми, но лишенных части собственной экономической самостоятельности. Например, акционерное общество «Объединенные сталелитейные заводы России» заключает с акционерным обществом «Металлургические заводы Приуралья» договор о специализации по изготовлению определенных видов продукции. Члены картеля обязуются совместно действовать и платить штрафы по договорам, если они нарушат постановления картельного договора[2, с. 89].

Консорциум - это горизонтальное объединение предприятий для проведения определенных заданий в ограниченное время. В консорциуме преобладает правовая форма общества гражданского права. Консорциумы создаются банками через организацию подписки на акции и долговые обязательства, и их распространение среди населения[2, с. 92].

О концентрации говорят, когда от экономической самостоятельности отдельных фирм и предприятий отказываются и производство подчиняется общему центральному руководству. В этом случае примером является образование концернов. Данное понятие мы рассмотрим ниже более подробно.

Концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства являются прогрессивными формами общественной организации производства, и об этом никогда не следует забывать, так как их использование и развитие на практике всегда приносили выгоду для общества в целом и предприятия в частности.

Концентрация - это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии.

Специализация - это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.

Кооперирование - это длительные производственные связи между предприятиями, выпускающими какую-то сложную продукцию.

Комбинирование производства представляет процесс выпуска разнородной продукции на предприятии за счет последовательности выполнения технологических стадий обработки сырья и отходов производства.

Рассмотрим одну из форм организации производства - концентрацию - более подробно.

1. Сущность, цели, формы и показатели уровня концентрации

Концентрация - это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии[1, с. 58].

В качестве целей концентрации можно назвать:

- гарантия сырьевой базы и сбыта. Например, фабрика целлюлозы, бумажная фабрика, типография и издательство газет договариваются о взаимном сотрудничестве;

- увеличение сбыта продукции и услуг путем совместной распродажи. Например, бюро путешествий и производители одежды для отдыха, туризма и путешествий объединяются;

- получение более высоких доходов путем ограничения и исключения конкуренции, т.е. фактически за счет монополизации рынка;

- гарантия занятости путем планирования заданий, которые превосходят производственные и финансовые возможности отдельного предприятия. Несколько строительных предприятий объединяются в большой строительный трест для увеличения объемов выполняемых заказов;

- повышение технического уровня производства за счет совместного проведения дорогостоящих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Например, создание исследовательского общества ограниченной ответственности с капиталовложениями нескольких предприятий различных отраслей промышленности (автомобильной, химической, электротехнической и энергосистем);

- повышение уровня хозяйствования благодаря рационализации процесса производства, формирования ассортимента, использованию общих норм и нормативов, стандартов, специализации производства и т.п.;

- поддержание конкурентоспособности на мировом уровне. В качестве примера можно рассмотреть соглашение автозаводов одного государства об общей распродаже автомобилей на иностранных рынках[2, с. 87].

Концентрация на предприятии может развиваться на основе различных форм:

- увеличения выпуска однородной продукции (специализированные предприятия);
- увеличения выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия);
- развития концентрации на основе комбинирования производства (предприятия - комбинаты);
- развития концентрации на основе диверсификации производства. Эта форма самая сложная, так как в этом случае развитие концентрации может осуществляться как на основе вышеупомянутых форм, так и за счет более широкой деятельности предприятия.
Концентрация производства на предприятии может быть достигнута путем:
- увеличения количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне;
- применения машин и оборудования с большей единичной мощностью;
- одновременного увеличения машин, оборудования, как прежнего технического уровня, так и более современного;
С экономической точки зрения наиболее целесообразный путь развития концентрации - интенсивный, т.е. за счет внедрения новой техники и технологии и увеличения единичной мощности машин и оборудования.
Для анализа уровня концентрации применяются как абсолютные, так и относительные показатели, поэтому и различают абсолютную и относительную концентрацию.
Абсолютная концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровень определяют следующие показатели: объем выпуска продукции; среднегодовая стоимость основных производственных фондов; среднесписочная численность работающих. Наиболее объективен показатель объема выпуска продукции. Остальные показатели уровня концентрации используются для более всестороннего анализа уровня концентрации производства.
Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера. Поэтому уровень относительной концентрации определяют следующие показатели: доля отдельного предприятия в выпуске какой - либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли, доля предприятия на рынке продаж и др. Показатели уровня относительной концентрации в определенной мере характеризуют степень монополизации предприятия[1, с. 59].
Примером концентрации является концерн.
Концерн - это горизонтально-вертикальное и неорганичное объединение предприятий, которые, оставаясь в правовом отношении самостоятельными, отказались от своей экономической самостоятельности в пользу единого руководства.
Акционерное общество объединенных сталелитейных заводов получает большинство акций у акционерного общества металлургических комбинатов. Акционерное общество металлургических комбинатов остается под именем своей фирмы, но его деловая политика в будущем будет определяться правлением акционерного общества объединенных сталелитейных заводов. Различают:
Подчиненные концерны, в которых одно предприятие подчиняет себе одно или несколько других.
- Предприятие (высшее или материнское общество) подчиняет себе другое (низшее или дочернее общество) через капитал или большинство голосов.
Высшее общество - это обычно общество прикрытия. Оно присваивает большую часть капитала или голосов других предприятий в обмен на собственные акции или продает их на рынках капитала. Общество прикрытия является чисто финансовой и административной организацией без производства.
- Предприятие передает функции собственного управления другому по договору о подчинении. Переплетения капиталов в этом случае не требуется.
Координационные концерны - это концерны, в которых предприятия собраны под единым управлением, не имея при этом зависимости друг от друга. При такой связи предприятия остаются в правовом отношении независимыми. Их экономическая независимость ограничивается тем, что каждое предприятие получает более 25% капитальных вкладов другого предприятия (запрещающее меньшинство). Предприятия имеют взаимное влияние на общее руководство (сестринские общества).
При наличии связей между концернами связанные предприятия на основе договоров о полном или частичном ассигновании или объединении прибыли, о производственной аренде или о передаче производственных мощностей и т.д.
Законодательством предусматривается правовое регулирование деятельности связанных предприятий.
Обязанности правлений:
- Сообщать председателям контрольных советов, контрольным советам и общим собраниям обо всех важных событиях на связанных предприятиях, которые могут повлиять на изменение положения общества.
- Отказывать в справке, если это не повлечет отрицательных последствий для связанных предприятий.
- Не допускать к контролю особых проверяющих, которые состоят в определенных отношениях с одним из связанных предприятий.
- Показывать в балансе затраты и накопления по отношению к связанным предприятиям, инвестиции в главенствующее общество капитала.
- Предоставлять статистические данные в дополнение к годовому отчету и справке о положении дел для выяснения взаимного финансирования связанных предприятий.
Отчет в концерне.
Отдельные предприятия составляют годовые отчеты, затем высшее руководство готовит итоговый отчет концерна, который учитывает итоги деятельности всех предприятий концерна внутри страны[2, с. 93].
2. Экономические аспекты концентрации производства

Экономические показатели работы предприятия (себестоимость, прибыль, рентабельность, производительность труда, материалоемкость и др.) в значительной мере зависят от развития концентрации производства, т.е. от объема выпускаемой продукции. С развитием концентрации экономические показатели работы предприятия, как правило, улучшаются до его оптимальных размеров, а затем могут ухудшаться.
Известно, что объем выпускаемой продукции зависит от величины задействованных производственных ресурсов, т.е. от величины переменного и постоянного капитала. Но поскольку на изменение количества используемых в производственном процессе ресурсов затрачивается разное время, необходимо различать краткосрочный и долгосрочный периоды.
На предприятии объем выпуска продукции может быть увеличен за счет наиболее полного использования мощностей, в этом случае цель достаточно быстро достигается путем привлечения дополнительного количества переменного капитала. Если на предприятии отсутствует резерв производственных мощностей, то в этом случае увеличение выпуска продукции требует достаточно длительного времени и привлечения не только переменного, но и постоянного капитала. В первом случае экономический эффект достигается за счет снижения условно - постоянных затрат на единицу продукции[1, с. 60].
Крупные предприятия имеют существенные как преимущества, так и недостатки перед средними и мелкими предприятиями. Преимущества в общем плане проявляются в следующем:
- являются проводниками научно - технического прогресса, так как имеют возможность осуществления всего цикла «наука - производство», т.е. проведения крупномасштабных научно - исследовательских работ, проектных и конструкторских работ, создания новой техники и ее распространения;
- легче внедряются и лучше используют более современное и высокопроизводительное оборудование;
- создают лучшие предпосылки для применения более совершенной организации производства;
- с увеличением объема производства постоянные расходы на единицу продукции снижаются, что ведет к снижению издержек производства;
- больше возможностей для углубления разделения и кооперирования труда;
- достигается большой эффект от применения ЭВМ.
К недостаткам крупных предприятий следует прежде всего отнести:
- увеличение транспортных расходов на подвоз сырья, материалов и комплектующих изделий к предприятию и отправку готовой продукции потребителям вследствие возрастания радиуса транспортировки;
- необходимость больших инвестиций на сооружение крупных предприятий и продолжительный срок их строительства;
- усложнение процесса управления с возрастанием масштабов предприятия;
- повышение нагрузки на природную среду со всеми вытекающими отсюда последствиями;
- нарушение принципа равномерного размещения промышленного производства и комплексного развития отдельных регионов страны;
- возможность монополизации производства и др.
Концентрация на любом предприятии должна контролироваться с целью достижения минимальных затрат на выпуск продукции независимо от того, по каким формам развивается этот процесс, т.е. на предприятии должны стремиться к выпуску оптимального объема продукции.
В отечественной литературе известны два подхода к определению оптимального размера предприятия. Первый подход связан с минимизацией приведенных затрат (Зi) на выпуск продукции, т.е.
Зi = Сi + Ен Кi + Зтр i - > min , где
Сi - себестоимость продукции по i-му варианту;
Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;
Кi - капитальные вложения по i-му варианту;
Зтрi - транспортные расходы по i-му варианту.
Оптимальным считается такой размер предприятия, при котором достигается минимум приведенных затрат.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.