На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Понятия и классификации в сфере ценообразования финансового планирования и финансового контроля. Использование цены для реализации задач и функций финансового менеджмента, планирования и контроля. Ценообразование в ЗАО Агрофирма Павловская нива.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2

Содержание
    Введение
      1. Теоретические основы ценообразования в системе финансового управления предприятия
      1.1 Основные понятия и классификации в сфере ценообразования финансового планирования и финансового контроля
      1.2 Использование цены для реализации задач и функций финансового менеджмента, финансового планирования и финансового контроля
      1.3 Формирование цен и их внешний финансовый контроль
      2. Исследование ценообразования в ЗАО "Агрофирма Павловская нива"
      2.1 Общая характеристика и анализ финансового состояния ЗАО "Агрофирма Павловская нива"
      2.2 Анализ затрат предприятия и их влияние на ценовую политику предприятия
      2.3 Анализ ценовой политики предприятия
      3. Рекомендации по совершенствованию ценообразования в системе финансового планирования и контроля ЗАО Агрофирма "Павловская нива"
      3.1 Формирование финансового плана предприятия на основе плановых цен на сельскохозяйственную продукцию
      3.2 Разработка положения о ценовой политике предприятия на 2009-2012 годы
      Заключение
      Список использованных источников
      Глоссарий
      Приложения

Введение

В условиях рыночной экономики коммерческий успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товары и услуги. Сложность ценообразования состоит в том, что цена - категория конъюнктурная. На ее уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.

Однако в настоящее время значительная часть предпринимателей нашей страны, не имеет необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма ценообразования на товары и услуги. В результате они зачастую допускают серьезные просчеты при установлении цен, что немедленно сказывается на конечных финансовых результатах, ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий.

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена - сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товара, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода.

Посредством цены осуществляется непрямое измерение общественно-необходимых затрат рабочего времени на производство товаров и услуг. Она определяет коммерческие результаты и оказывает влияние, как на конкурентоспособность товаров, так и на производственно-сбытовую деятельность предприятия. Цена является средством установления определенных отношений между покупателями и предприятием, способствует формированию его имиджа.

Ценовая политика является важным элементом финансовой политики. Она формируется в тесной увязке с планированием товара и услуг, выявлением потребностей, запросов потребителей, организацией сбыта, стимулированием продаж. Цена должна устанавливаться предприятием таким образом, чтобы, с одной стороны, удовлетворить нужды и потребности покупателей, а с другой способствовать достижению поставленных целей, обеспечить поступление достаточных финансовых ресурсов.

Актуальность темы: ценовая политика заключается в установлении цен на товары и услуги в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры, обеспечивающей намеченный объем прибыли и решение других стратегических и оперативных задач.

Цель дипломной работы является исследование цены в системе финансового планирования и финансового контроля на примере ЗАО Агрофирма "Павловская нива".

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать круг задач, которые необходимо разрешить в процессе рассмотрения данной темы:

рассмотреть теоретические основы ценообразования в системе финансового планирования и финансового контроля на предприятии;

исследовать ценообразования в ЗАО Агрофирма "Павловская нива";

предложить рекомендации по совершенствованию ценообразования в системе финансового планирования и контроля.

Предметом исследования дипломной работы является: цена в системе финансового планирования и финансового контроля.

Объект исследования - ЗАО Агрофирма "Павловская нива".

При написании дипломной работы были использованы методы и приемы экономического анализа: традиционные логические приемы обработки информации (сравнения, расчет финансовых коэффициентов, балансовые, графические, табличные), приемы детерминированного анализа (маржинальный анализ, способы факторных расчетов), методы финансового анализа (горизонтальное и вертикальное чтение отчетности).

В работе использовались годовые отчеты ЗАО Агрофирма "Павловская нива" за 2005-2007 годы.

Методологической основой при написании дипломной работы являются законодательные акты, положения и инструкции, а также специальная литература отечественных и зарубежных экономистов по вопросам финансового менеджмента и финансового анализа: Н. С Пласковой, Е.С. Стояновой, Л.Е. Басовского, К., Ришар Ж., А.Д. Шеремет и др.

Практическая значимость результатов работы состоит в исследовании цен на сельскохозяйственную продукцию и методов их формирования, а также анализе затрат хозяйства.

1. Теоретические основы ценообразования в системе финансового управления предприятия

1.1 Основные понятия и классификации в сфере ценообразования финансового планирования и финансового контроля

Цена в условиях рыночной экономики - важнейший экономический параметр рыночной среды деятельности предприятия, с которым оно вынуждено считаться и по возможности на него влиять. В условиях конкурентного рынка цена формируется преимущественно под воздействием факторов, объективно складывающихся независимо от предприятия, и является в большинстве случаев для него заданной.

Вместе с тем правильная оценка всех условий рынка и возможностей предприятия в определении цен на реализуемые им факторы, средства производства - залог выживания в условиях конкурентного рынка, благополучия и успеха, устойчивости финансового положения, конечно, при эффективной и мобильной производственно-хозяйственной деятельности.

Важнейшим фактором, определяющим финансовые результаты деятельности организации, является цена. Механизм ее формирования по составу включаемых затрат можно представить следующим образом:

= S + Р (1)

где - оптовая цена предприятия, которая получается путем добавления к полной себестоимости продукции (S) получаемой прибыли (Р). При этом полная себестоимость продукции включает:

S= M+ А + U (2)

где М - материалы;

А - амортизация;

U - оплата труда.

Валовая отпускная цена предприятия получается путем добавления к оптовой цене предприятия НДС и других косвенных налогов [3].

За пределами предприятия-изготовителя формируются отпускные цены посредников, оптовых и розничных торговых организаций, которые включают соответственно снабженческо-сбытовую надбавку посредников, надбавку оптовых организаций и розничную торговую надбавку.

Цена оптовая на продукцию промышленности представляет собой цену, по которой продукция реализуется всем категориям потребителей (кроме населения) независимо от форм собственности. Цена на потребительские товары используется для реализации товаров в розничной торговой сети населению и организациям [11].

Установление цен по стадиям ценообразования, представленной в таблице 1, отражает количественную взаимосвязь между ценами, складывающимися по мере продвижения товаров (работ, услуг) от производителя к конечному потребителю. Цена на предыдущей стадии движения товаров является элементом цены на последующей стадии [31].

Таблица 1 - Процесс ценообразования

Издержки (себестоимость) предприятия
Прибыль
Снабженческо-сбытовая, или отпускная, наценка (скидка)
Торговая надбавка (скидка)
Издержки
Прибыль
Издержки
Прибыль
Оптовые (отпускная) цена предприятия
Оптовая цена промышленности
Цены розничные
Цены оптовые предприятия-изготовителя формируются на стадии производства товаров (работ, услуг). Являясь промежуточными, они должны компенсировать затраты производителя товаров (работ, услуг) на изготовление и продажу (реализацию) продукции и обеспечивать планируемую организацией прибыль [13].
Цены оптовые отпускные включают, по мнению Керимова В. Э, помимо цен изготовителя, косвенные налоги - акциз и налог на добавленную стоимость. Эти цены обеспечивают начисление косвенных налогов, составляющих важнейшие статьи доходов федерального и местных бюджетов [15].
За пределами организации-производителя формируются отпускные цены посредников, оптовых и розничных торговых организаций, включающие соответственно снабженческо-сбытовую надбавку посредников, оптовую надбавку оптовых торговых организаций и розничную торговую надбавку.
Посредническая скидка (надбавка) в российской практике может иметь разные названия (например, снабженческо-сбытовая скидка (надбавка), комиссионное вознаграждение или сбор и т.д.). В любом случае - это цена за услуги посредника по продвижению товара от производителя к потребителю.
В абсолютном выражении посреднические скидка и надбавка совпадают, поскольку исчисляются как разница между двумя ценами. Разница между понятиями "скидка" и "надбавка" появляется, когда они рассматриваются в относительном (процентном) выражении. Тогда надбавка - это начисление на цену приобретения товара у поставщика, а скидка - доля конечной цены реализации товара покупателю, остающаяся в распоряжении посредника.
Посредническая скидка (надбавка) используется для компенсации издержек обращения посредника, уплаты им НДС и формирования прибыли. Ставки НДС для посреднических организаций установлены в процентах к посреднической скидке (надбавке).
Возможны два варианта расчета оптовой цены закупки.
По первому варианту она определяется как разница между ценой реализации продукции посредником потребителю (организации-потребителю, другому посреднику, торговой организации) и ценой, по которой товар был куплен у поставщика (изготовителя, посредника) [28].
По второму (наиболее распространенному) варианту оптовая цена закупки рассчитывается как сумма составляющих ее элементов.
Цены розничные устанавливаются в сфере розничной торговли. Помимо оптовых цен закупки розничные цены включают торговые скидки (надбавки). Они обеспечивают необходимые условия для прибыльной работы розничной торговли.
Группировка цен по их транспортной составляющей осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов. На практике это отражается в системе франкирования цен. Термин "франко" означает, до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя к потребителю транспортные расходы включены в цену [23].
В современной практике ценообразования применяется система цен "франко" (таблица 2).
Таблица 2 - Система цен "франко"
Расходы, включаемые в цену продукции
Франко-склад поставщика
Франко-станция отправления
Франко-вагон-станция отправления
Франко-вагон-станция назначения
Франко-станция назначения
Франко-склад потребителя
Так, при цене франко-склад поставщика все расходы по доставке продукции со склада поставщика до конечного пункта назначения оплачивает покупатель сверх цены приобретения товара. При такой цене потребители заинтересованы в минимизации транспортных расходов, покупке товаров в географически близлежащих пунктах.
В рыночной экономике используются две системы цен: регулируемые и свободные (договорные или равновесные). Регулируемые цены применяются в основном в отраслях с естественной монополией и в некоторых других.
Рассмотрим установление цен по степени участия государства в ценообразовании [4].
Цены рыночных товаров (работ, услуг) - цены, складывающиеся в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования на рынке под влиянием конъюнктуры. Рыночные цены по условиям их формирования подразделяются на свободные, монопольные и демпинговые.
Цены свободные - рыночные цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.
Цены монопольные (высокие, низкие) - рыночные цены, формирующиеся в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования. Используются для извлечения дополнительной прибыли.
Цены демпинговые - рыночные цены, уровень которых сознательно занижен одним или несколькими субъектами ценообразования в сравнении со сложившимся рыночным уровнем цен. Используются как средство вытеснения конкурентов с рынка и увеличения объема продаж. К ним обычно относят цены ниже издержек производства [10].
Цены регулируемые - цены, складывающиеся на рынке в процессе прямого государственного воздействия; подразделяются на фиксированные и предельные.
Цены фиксированные - регулируемые цены, установленные в твердо определенной величине, например, на природный газ, электро- и теплоэнергию, перевозку грузов железнодорожным транспортом.
Цены предельные - регулируемые цены, ограниченные нижним или верхним пределом, предельными размерами снабженческо-сбытовых или торговых надбавок, предельным уровнем рентабельности.
К государственным методам регулирования цен относятся предварительное уведомление об изменении цен и их декларирование.
Методы расчета цен весьма многообразны. Существуют затратные, экономические и рыночные методы ценообразования.
Рассмотрим, прежде всего, затратные методы ценообразования. Такие методы обеспечивают расчет продажной цены на товары и услуги посредством прибавления к издержкам или себестоимости их производства какой-то конкретной величины. Э.А. Уткин [31] подразделяет данную совокупность методов на:
1. Метод "издержки плюс".
2. Метод минимальных затрат.
3. Метод ценообразования с повышением цены посредством надбавки к ней.
4. Метод целевого ценообразования.
Один из наиболее распространенных - метод "издержки плюс". Данный метод предполагает расчет цены продажи посредством прибавления к цене производства и к цене закупки и хранения материалов и сырья фиксированной дополнительной величины - прибыли. Этот метод ценообразования активно используется при формировании цены по товарам самого широкого круга отраслей. Главная трудность его применения - сложность определения уровня добавочной суммы, поскольку нет точного способа или формы ее расчета. Все меняется в зависимости от вида отрасли, сезона, состояния конкурентной борьбы. Уровень добавленной суммы к себестоимости товара или услуги, устраивающий продавца, может быть не принят покупателем.
Издержки рассчитываются на определенную единицу продукции, и тогда определяют средние издержки, состоящие из средних постоянных затрат и средних переменных затрат. Определяют и предельные издержки, позволяющие оценить пределы изменений издержек на единицу продукции по отношению к росту объема производства и продаж.
Многие менеджеры предпочитают устанавливать относительно высокую первоначальную цену на продвигаемый на рынок товар, чтобы быстрее окупить расходы, осуществленные на стадии его разработки и внедрения на рынок, когда объемы продаж относительно невелики. Однако по мере наращивания объемов продаж происходит снижение цены производства и цены продаж, одновременно активизируются усилия по оптимизации каналов сбыта для сведения к минимуму потерь при организации массовых продаж.
Еще один метод - минимальных затрат.д.анный метод предполагает установление цены на минимальном уровне, достаточном для покрытия расходов на производство конкретной продукции, а не посредством подсчета совокупных издержек, включающих постоянные и переменные затраты на производство и сбыт. Предельные издержки обычно определяются на уровне, при котором можно было бы только окупить сумму минимальных затрат.
Продажа товара по цене, подсчитанной по такому методу, эффективна в стадии насыщения, когда нет роста продаж, и фирма ставит своей целью сохранить объем сбыта на определенном уровне.
Подобная политика ценообразования рациональна также при проведении кампании по внедрению нового товара на рынок, когда следует ожидать значительного увеличения объемов продаж указанного товара в результате предложения его по низким ценам. Хорошие результаты могут быть достигнуты в том случае, когда продажа по низким ценам способна привести к активному расширению сбыта, и это дает достаточную прибыль фирме за счет масштабов сбыта.
Но, при неумелом использовании рассматриваемой методики, фирме грозят убытки. Поскольку цены определяют поставщики товара, при этом не всегда учитываются запросы рынка и состояние конкурентной борьбы. Кроме того, несмотря на низкий уровень цен, потребитель нередко отказывается приобретать данный товар.
Следующий метод - надбавки к цене. Расчет цены продажи в этом случае связан с умножением цены производства, цены закупки и хранения сырья и материалов на определенный коэффициент добавочной стоимости.
Указанный коэффициент определяется делением общей суммы прибыли от продаж на себестоимость. Возможен также подсчет данного коэффициента делением общей суммы прибыли от продаж на цену продаж.
Еще один метод - целевого ценообразования. Иначе данный метод именуют методом, определения целевой цены или определения цены в соответствии с целевой прибылью. На его основе рассчитывается себестоимость на единицу продукции с учетом объема продаж, который обеспечивает получение намеченной прибыли. Если себестоимость трансформируется из-за уменьшения или увеличения загрузки производственных мощностей и объемов сбыта, используют показатели степени загрузки производственных мощностей с учетом влияния конъюнктуры и других факторов, после чего определяют цену продажи на единицу продукция, которая при этих условиях обеспечила бы целевую прибыль. Но при этом методе цена подсчитывается исходя из интересов продавца и не принимается во внимание отношение покупателя к рассчитываемой цене. Отсюда указанный метод нуждается в определенной корректировке, чтобы учесть, будут ли предполагаемые покупатели приобретать данный товар по расчетной цене или нет.
К рыночным методам ценообразования относятся:
1. Метод текущей цены.
2. Метод "запечатанного конверта", или тендерного ценообразования.
Метод текущей цены. В тех случаях, когда затраты трудноизмеримы, некоторые фирмы считают, что метод текущей цены, или цены, обычно получаемой за товар на рынке, представляет собой результат совместного оптимального решения предприятий данной отрасли промышленности. Использование метода текущей цены особенно привлекательно для тех фирм, которые хотят следовать за лидером. Этот метод используется в первую очередь на рынках однородных однородных товаров, поскольку фирма, продающая однородные товары на рынке с высокой степенью конкуренции, имеет ограниченные возможности влияния на цены. В этих условиях главной задачей фирмы является контроль за издержками.
В условиях олигополии фирмы также стараются продавать свои товары по единой цене.
Метод "запечатанного конверта", или тендерного ценообразования, используется в тех отраслях, когда несколько компаний ведут серьезную конкуренцию за получение определенного контракта. При определении тендера исходят прежде всего из цен, которые могут назначить конкуренты, и цена определяется на более низком по сравнению с ними уровне.
Однако если товар обладает какими-то качествами, отличающими его от товаров-конкурентов, или воспринимается покупателями как другой товар, цену на него можно назначать гибко, не обращая внимания на цены конкурентов.
К рыночным методам формирования цены относится также метод определения цен, ориентированный на нахождение равновесия между издержками производства и состоянием рынка.
К экономическим методам ценообразования относят следующие методы:
1. Метод удельных показателей.
2. Метод регрессионного анализа.
3. Балловый метод.
4. Агрегатный метод.
Метод удельных показателей используется для определения и анализа цен небольших групп продукции, характеризующейся наличием одного основного параметра, величина которого в значительной мере определяет общий уровень цены изделия.
Метод регрессионного анализа применяется для определения зависимости изменения цены от изменения технико-экономических параметров продукции.
Балловый метод состоит в том, что на основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых дает своего рода оценку технико-экономического уровня изделия.
Агрегатный метод заключается в суммировании цен отдельных конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли. В условиях рынка обоснование цен строится на использовании всей совокупности ценовых методов. Выбор метода ценообразования в основном определяется конъюнктурой рынка и задачами, которые ставит перед собой предприятие, выпуская товар на рынок.
Укрупнено действия предприятия можно свести к двум стратегическим направлениям:
Ценовая ориентация на потребителей. Предприятие анализирует поведение потребителей и назначает максимальную цену, которую они готовы заплатить [10]. Ценовая ориентация на конкурентов. Предприятие анализирует цены на аналогичную продукцию у конкурентов и устанавливает свою цену в соответствии с ранее определенной позицией своего товара на рынке (ценовое лидерство или следование за конкурентами).
На практике, как правило, используются комбинации этих двух методов. Таким образом, обоснованный выбор цены и метода ее формирования, направленный на достижение максимальной прибыли, определяет ценовую стратегию организации на перспективу.

1.2 Использование цены для реализации задач и функций финансового менеджмента, финансового планирования и финансового контроля

Потребители товаров оказывают значительное влияние на принятие фирмой решения по ценам. Отношения между ценами и количеством сделанных покупок по этим ценам можно объяснить двумя причинами. Первая состоит во взаимодействии законов спроса и предложения и ценовой эластичности, другая - в неодинаковой реакции покупателей различных сегментов рынка на цену. Принято различать четыре категории покупателей по их восприятию цен и ориентации в покупках:

покупатели, проявляющие большой интерес при выборе товаров к их ценам, качеству и ассортименту; на эту группу покупателей большое влияние оказывает реклама, раскрывающая дополнительные полезные свойства и преимущества товара;

покупатели, чутко реагирующие на "образ" товара; основное внимание они уделяют обслуживанию и отношению к себе продавца;

покупатели, которые поддерживают своими покупками небольшие фирмы и готовы ради них заплатить более высокую цену за товар;

покупатели, для которых важна не столько цена, сколько комфорт и удобство, предоставляемые товаром.

С появлением конкурентов кривая спроса на товар продавца-монополиста будет меняться под влиянием ценовой политики других фирм.

Определяя величину спроса на свою продукцию, фирма должна провести его оценку при разных ценах и попытаться выяснить причины его изменения.

Как уже было сказано, на величину спроса влияют разные факторы, среди которых выделяются потребность в товаре, отсутствие замены или конкурентов, платежеспособность потенциальных покупателей, покупательские привычки и предпочтения и т.п. Приспосабливая цену товара к спросу, следует помнить, что спрос по-разному реагирует на цену. Как отмечалось ранее, степень чувствительности спроса к ценам показывает коэффициент эластичности спроса. Предпринимателю при определении спроса необходимо обязательно учитывать значение этого коэффициента [14].

Определение спроса - следующий важный этап установления цены. Его нельзя устранить или отложить, так как совершенно невозможно рассчитать цену, не изучив спрос на данный товар. Однако следует иметь в виду, что высокая или низкая цена, назначенная фирмой сразу, не отразится на спросе на товар. Зависимость между ценой и соответствующим ей уровнем спроса отражена кривыми спроса (рисунок 1)

Рисунок 1 - Зависимость между ценой и уровнем спроса для большинства товаров

Кривая спроса на рисунке 1, показывает, что чем выше цена, тем ниже спрос. При прочих равных условиях покупатель с ограниченным бюджетом откажется от приобретения товара с высокой ценой, если ему будут предложены альтернативные товары по более низкой цене.

Ни одна фирма не может игнорировать изменение спроса. Различия в подходах к определению спроса обусловливаются типом рынка. В условиях рынка чистой монополии, где находится всего один продавец, кривая спроса показывает обратно пропорциональную зависимость между спросом и ценой, а также обоснованность спроса при той цене, которую установила фирма.

С появлением конкурентов кривая спроса на товар продавца-монополиста будет меняться под влиянием ценовой политики других фирм.

Определяя величину спроса на свою продукцию, фирма должна провести его оценку при разных ценах и попытаться выяснить причины его изменения [18].

Как уже было сказано, на величину спроса влияют разные факторы, среди которых выделяются потребность в товаре, отсутствие замены или конкурентов, платежеспособность потенциальных покупателей, покупательские привычки и предпочтения и т.п. Приспосабливая цену товара к спросу, следует помнить, что спрос по-разному реагирует на цену. Как отмечалось ранее, степень чувствительности спроса к ценам показывает коэффициент эластичности спроса. Предпринимателю при определении спроса необходимо обязательно учитывать значение этого коэффициента.

Свободные рыночные цены служат главным плановым регулятором экономической жизни людей. В условиях рынка важность цены значительно возрастает на всех уровнях делового планирования, предпринимательской деятельности, производственного менеджмента, административного управления, мотивации и стимулирования персонала и во многих других сферах человеческой деятельности. Действующие рыночные цены во многом определяют потребительские предпочтения и предпринимательский выбор, равновесие спроса и предложения на товары и услуги, процессы производства, потребления и распределения материальных и духовных благ, уровень доходности, качество жизни различных категорий работников и всего населения страны и т.д.

В рыночной экономике цена представляет собой количество денег, уплачиваемых или получаемых за единицу товара или услуги. В цивилизованных странах рынок сам регулирует уровень цен на все товары и ресурсы, обеспечивая равновесие спроса и предложения. Стабильность рыночных цен, как известно, является одной из главных экономических целей любой системы хозяйствования, как на внутрифирменном, так и на общегосударственном уровне управления. Величина рыночных цен на тот или иной товар определяет не только его стоимость и полезность, но и отражает конечные результаты деятельности предприятия, экономическую эффективность производства, профессионализм менеджеров-руководителей и специалистов-исполнителей, финансовую устойчивость и платежеспособность организации, способность к саморазвитию и росту совокупного потенциала корпорации. При прочих равных условиях деятельность фирмы на соответствующем рынке будет эффективной до тех пор, пока рыночная цена на продукцию и услуги будет превышать издержки производства.

В условиях рынка действует множество различных видов цен на товары, работы и услуги. В зависимости от способа установления и назначения принято различать такие виды цен, как номинальные, средние, контрактные, мировые, паритетные, справочные, прейскурантные, оптовые, розничные, скользящие, временные, постоянные, корпоративные, государственные, рыночные и т.д. В конечном счете в рыночных отношениях всякую цену на тот или иной товар можно наилучшим образом выразить единым измерителем - суммой уплаченных денежных средств или других затраченных экономических ресурсов или человеческих услуг.

Наиболее сложным в обосновании величины цены на свою продукцию является для всех фирм правильное определение ее основных слагаемых. Во-первых, всякие издержки на единицу продукции при заданной технологии и организации производства зависят главным образом от объема производства, и поэтому фирма также должна ориентироваться на заранее определенный или запланированный выпуск продукции. Во-вторых, всегда надо знать, как определить на планируемый период нормальную прибыль или какой разумный процент накидки на средние издержки лучше всего предусмотреть в расчете рыночной цены. В-третьих, как оптимизировать соотношение планируемых объемов производства и уровня расчетных цен в конкретных внутрифирменных условиях. В-четвертых, как наиболее полно учесть действие внешних рыночных условий или существующей конкуренции на величину планируемых цен, и т.д.

Планирование оптимальных рыночных цен на различные виды продукции, работы и услуги основывается на сопоставлении валовых и предельных издержек на их осуществление. В основе метода оптимизации издержек и цен лежит ряд допущений:

предприятие производит и реализует один товар или вид услуг;

основная цель предприятия заключается в максимизации прибыли или минимизации издержек;

взаимодействие объема производства и уровня цен оказывает наибольшее влияние на размер прибыли;

объем производства товаров и услуг в планируемый период равен объему реализации;

все показатели деятельности предприятия, кроме оптимизируемых, остаются неизменными.

Кроме валовых показателей, для оптимизации объема производства и уровня цены продукции могут быть использованы значения предельных издержек и предельных доходов, определяемые приростом дополнительных затрат или результатов на единицу продукции.

В процессе планирования оптимальных рыночных цен на производимые товары и услуги экономисты-менеджеры должны всегда исходить из требования максимизации доходов предприятия. В условиях действующего производства при известных рыночных ценах на продукцию это требование предполагает обоснование оптимального объема товаров и услуг. При организации новых предприятий или выпуска новых продуктов можно с помощью методов сопоставления валовых и предельных показателей рассчитать оптимальные значения объема производства и цены реализации продукции, обеспечивающих наибольший доход.

При выводе на рынок нового продукта достоверная планово-экономическая информация об условиях реализации зачастую бывает весьма ограниченной или вообще отсутствует, что затрудняет широкое применение методов планирования рыночных цен, основанных на оптимизации различных издержек производства. Кроме того, подобные расчеты очень сложны для многих наших экономистов-менеджеров. В таких случаях рыночные цены на новые продукты могут устанавливаться на основе зарубежного опыта и с учетом внеэкономических факторов ценообразования.

Как известно, все зарубежные фирмы применяют свою гибкую стратегию, тактику и методику планирования и регулирования рыночных цен на товары и услуги. В американских корпорациях существует пять основных этапов ценовой стратегии, начинающихся с выбора и обоснования внутрифирменной цели и заканчивающихся корректировкой и приспособлением цен к внешним рыночным факторам. Основой ценообразования служит взаимодействие комплекса внутренних и внешних факторов на всех этапах разработки и планирования рыночных цен.

Важным этапом стратегии ценообразования, как и в любой плановой деятельности, считается правильное определение общей цели и ценовой политики компании. Фирмы и компании в разные периоды существования могут иметь разнообразные цели и соответствующие стратегии: полное удовлетворение спроса потребителей, максимизация прибыли, завоевание лидерства на рынке, сокращение издержек, выход на мировой рынок, выживание фирмы и т.д. В зависимости от предстоящих целей и задач затем обычно устанавливаются альтернативные методы определения рыночных цен в конкретных условиях той или иной фирмы, отрасли и рынка.

Таким образом, планирование и регулирование рыночных цен на продукцию, как подтверждает опыт стран с развитой рыночной экономикой, должно основываться на широком использовании весьма гибкой текущей политики и долговременной стратегии ценообразования, в основе которой предусматривается методика установления общественно оптимальных цен, обеспечивающих справедливую прибыль фирмам-производителям.

Применение передового зарубежного опыта планирования и регулирования уровня рыночных цен на российских предприятиях будет способствовать повышению платежеспособного спроса, развитию отечественного промышленного производства и росту качества и уровня жизни работников предприятий.

1.3 Формирование цен и их внешний финансовый контроль

В связи с отсутствием свободных рыночных отношений в российской экономике для ограничения необоснованного роста цен на все виды товаров и услуг, на наш взгляд, можно использовать такие известные экономические индикаторы, как рентабельность продукции и ставка налогов на прибыль. В любом случае в условиях рынка свободный выбор должен быть не только у продавцов, но и у покупателей, к сожалению, чего у нас пока нет. Видимо, из-за такого монопольного положения большинство российских предприятий долгие годы являются неплатежеспособными. Рентабельность продукции многих монополистов уже приблизилась к сотням процентов.

Посредством цены осуществляется непрямое измерение общественно-необходимых затрат рабочего времени на производство товаров и услуг. Она определяет коммерческие результаты и оказывает влияние, как на конкурентоспособность товаров, так и на производственно-сбытовую деятельность предприятия. Цена является средством установления определенных отношений между покупателями и предприятием, способствует формированию его имиджа.

При переходе общества к рынку появляется такой классификационный признак, как степень свободы цен от воздействия государства при их определении. В зависимости от этого классификационного признака различают следующие виды цен:

свободные цены свободно складываются на рынке под воздействием спроса и предложения независимо от какого бы то ни было прямого влияния государственных органов;

регулируемые цены складываются под влиянием спроса и предложения, но испытывают при своем формировании определенное воздействие государственных органов;

фиксированные цены прямо устанавливаются государством в лице каких-либо органов власти и управления (например, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации или отдела (управления) цен региональных органов власти и управления).

Существуют такие формы фиксирования цен, как прейскурантные цены, замораживание рыночных свободных цен, фиксирование монопольных цен. Таким цены устанавливаются в экстремальных условиях (в случае войны, стихийных бедствий, кризиса в экономике, острого дефицита товаров и т.д.).

Также одним из важнейших признаков классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения. Остановимся более подробно на тарифах.

В зависимости от этого признака цены подразделяются на следующие основные виды:

тарифы грузового и пассажирского транспорта;

тарифы на коммунальные и бытовые услуги.

Тарифы грузового и пассажирского транспорта - плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Составные элементы тарифа - издержки и прибыль транспортных организаций и НДС.

Особенность формирования издержек в этой отрасли является то, что затраты грузового транспорта состоят из двух частей: ставки затрат за начально-конечные операции (погрузка и выгрузка) и ставки затрат за движенческую операцию (транспортировку грузов).

Тарифа на коммунальные и бытовые услуги - это плата за различного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами. К ним относятся цены на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, цены на ремонт одежды и обуви, а также плата за квартиру, телефон и пр. Цены на эти услуги включают себестоимость, прибыль и НДС.

Воздействие государства на процессы ценообразования стало одним из важных и систематически применяемых методов экономической политики развитых стран.

Сложившаяся система государственного регулирования цен наряду с другими формами отраслевой государственной политики воздействует на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. Роль этой формы регулирования в последние десятилетия резко усилилась в связи с ростом инфляции. Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической деятельности государства.

Известный американский экономист Саймон считает, что на большинстве рынков действуют не конкурентные, а управляемые цены. Влиятельный американский экономист Дж. Гэлбрейт также считает, что эффективный контроль над ценами необходим.

Как уже отмечалось, важнейшим инструментом государственного регулирования является финансовая денежно-кредитная политика. Составной частью этой политики следует считать попытки государства воздействовать на состояние хозяйственной конъюнктуры отдельных товарных рынков с помощью регулирования цен.

Государственное регулирование в области цен обычно преследует следующие цели:

затормозить инфляционный рост цен в результате обесценения денег в военный период, устранить диспропорции цен на отдельные виды изделий и услуг;

достигнуть необходимых соотношений в развитии производства;

затруднить рост заработной платы, увеличивающейся пропорционально росту цен;

субсидировать производство, находящееся под контролем государства, защитить отсталые отрасли экономики от иностранной конкуренции (в первую очередь сельское хозяйство), содействовать внешнеэкономической деятельности;

мобилизовать бюджетные средства, необходимые для проведения социально-экономических мероприятий.

Некоторые экономисты утверждают, что регулирование цен со стороны государства в условиях рынка недопустимо. Однако опыт стран с рыночной экономикой убедительно показывает, что государство не устранялось и не устраняется от контроля за ценами на внутреннем рынке, но решает эти задачи методами, присущими рыночному механизму.

Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и (или) антиинфляционный характер.

Известно, что система цен - один из важнейших элементов рыночной экономики, и она, естественно, связана с другими элементами рыночного механизма и реагирует на их изменения. Государственное регулирование экономики через изменение бюджетных расходов, налогов, процентных ставок за кредит и других экономических рычагов проявляется в изменении издержек и цен на продукцию и воздействует на процессы воспроизводства.

В России в условиях серьезной разбалансированности экономики роль государства заключается в создании рыночных структур и целях обеспечения нормальных условий развития рынка: формировании предпринимательства, принятии антимонопольного законодательства и т.д. Проведение государством, в частности, антимонопольной политики должно обеспечить снятие искусственных ограничений и развертывание конкуренции во всех отраслях и секторах экономики, ее поддержку и всяческое поощрение, и развитие на этой основе рыночного ценообразования.

Следует отметить, что либерализация цен не ослабляет, а, напротив, повышает роль государства в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, в оказании им методологической и методической помощи, разработке правовых норм по ценообразованию.

Цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма производителей в том, чтобы создать нормальную конкуренцию, способствующую внедрению в производство достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности поддержание достойного прожиточного минимума, предоставление людям возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости.

Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми - путем установления определенных правил ценообразования, так и косвенными - через такие экономические механизмы, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение и др.

Практически такие меры регулирования вписываются в общую систему управления рыночной экономикой.

Разработка цен в рыночных условиях осуществляется товаропроизводителями самостоятельно, но с учетом законов, принятых правительством. При этом отклонение от установленных норм экономического поведения в отработанной системе рыночных отношений легко может быть обнаружено в процессе взаимодействия товаропроизводителей со своими партнерами либо через финансово-кредитную систему, налогообложение и т.п. В США за установление чрезмерно высоких цен предусмотрена уголовная ответственность. Но задача государства здесь сводится не к насильственному контролю за ценами, а скорее, к выступлению в роли арбитра.

В Российской Федерации разработан и действует определенный порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен, направленный на строгое соблюдение всеми предприятиями России действующего законодательства и других нормативных документов по ценообразованию. Так, к предприятиям, допустившим при реализации продукции, товаром и услуг нарушения государственной дисциплины цен и получившим в результате этого излишние суммы, применяются экономические санкции, заключающиеся в бесспорном изъятии этих сумм из прибыли предприятий в доход бюджета. В таком же размере с предприятия дополнительно взыскивается штраф.

К нарушениям государственной дисциплины цен, в частности, относятся:

завышение регулируемых государством цен и тарифов на товары и услуги, в том числе фиксированных цен и тарифов, про дельных уровней рентабельности, предельных коэффициентов повышения цен и тарифов;

завышение установленных надбавок (наценок) к ценам и тарифам, начисление непредусмотренных надбавок, а также непредставление установленных скидок;

применение свободных оптовых (отпускных) цен, тарифом, наценок и надбавок, не согласованных с потребителями в установленном порядке;

завышение цен на продукцию, по которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня, и т.д.

Контроль за соблюдением государственной дисциплины цен во всех отраслях экономики России осуществляется Инспекцией Министерства экономического развития торговли РФ и органами ценообразования и контроля за ценами республик в составе России, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. На предприятиях торговли и общественного питания контроль за ценами осуществляется также органами Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей в установленном порядке. Предприятие, самостоятельно выявившее нарушение государственной дисциплины цен и получившее в результате этого излишние Суммы, независимо от своего финансового состояния вносит их в бюджет за счет прибыли, остающейся обычно в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. При этом обязательным для данного предприятия является одновременное снижение цены на свою продукцию, товары и услуги.

Суммы, полученные в результате нарушения государственной дисциплины цен и подлежащие изъятию в доход бюджета, определяются как разница между фактической выручкой от реализации продукции, работ и услуг по завышенным ценам и тарифам и стоимостью этой продукции, работ, услуг по ценам и тарифам, сформированным в соответствии с действующим законодательством.

Для предприятий-монополистов, а также для других предприятий, на продукцию которых установлены предельные уровни рентабельности, изъятию подлежат суммы, полученные за счет превышения предельного уровня рентабельности в целом по группам или видам продукции, товаров и услуг.

Контроль за ценами с применением экономических санкций за рушение государственной дисциплины цен распространяется на в хозяйствующие субъекты, расположенные на территории России, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную, торговую и иную коммерческую деятельность.

Следует отметить острую необходимость прямого государственно контроля, прежде всего над монопольными рынками. Там, где признана естественной государственная монополия, например, оборонной промышленности, фундаментальной науке, уместно стоящее полномасштабное администрирование. Это и текущее, досрочное планирование производства, издержек и цен, и прямой контроль над качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, и гарантированное материально-техническое снабжение, и централизованные государственные закупки. Вполне допустимо административное регулирование рынков тех товаров неэластичного спроса, которые относятся к монополии государства. Оно может осуществляться путем введения жестких акцизных ставок, планирования цен или какими-то иными способами.

В целом по первому разделу можно сделать вывод, что цена является таким параметром, от которого во многом зависит благополучие предприятия, размеры его доходов и расходов. Этот параметр главным образом задается рыночной ситуацией, а именно поэтому предприятие обязано осуществлять продуманную политику ценообразования с учетом конъюнктуры конкретных товарных рынков сейчас, завтра и в более отдаленной перспективе.

2. Исследование ценообразования в ЗАО "Агрофирма Павловская нива"

2.1 Общая характеристика и анализ финансового состояния ЗАО "Агрофирма Павловская нива"

Закрытое акционерное общество "Агрофирма Павловская нива" создано в соответствии с ФЗ "Об акционерных обществах" и является закрытым акционерным обществом. Общество является юридическим лицом и действует на основании устава и законодательства РФ.

Основные виды деятельности ЗАО "Агрофирма Павловская нива" - сельскохозяйственное производство, первичная и вторичная переработка зерна, оптовая торговля сельхозпродукцией и продуктами переработки.

Единственным учредителем предприятия является закрытое акционерное общество научно-производственное объединение "Апротек", 396420, г. Павловск, Воронежской области, ул. Строительная, д.8.

Для получения наиболее точных данных о размере изучаемого хозяйства проанализируем показатели размера ЗАО "Агрофирма Павловская нива" в таблице 3, на основании данных статистической отчетности (Приложение А).

Таблица 3 - Оценка эффективности управления ЗАО Агрофирма "Павловская нива" за 2005-2007 г. г

Показатель
2005
2006
2007
Абсолютное отклонение
Темп роста,%
2007/2005
2007/2005
1. Объем реализации продукции, тыс. р.
75009
105039
162891
87882
217,16
2. Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. р.
27672
14414
15230
-12442
55,03
3. Среднесписочная численность работников, чел.
371
390
410
39
110,51
4. Себестоимость реализованной продукции, тыс. р.
77857
91249
120866
43009
155,24
5. Приходится на одного работника:
реализованной продукции, тыс. р.;
прибыли от продаж, тыс. р.;
стоимости ОПФ, тыс. р.;
202,18
8,26
74,58
269,33
35,35
36,95
397,29
102,5
37,14
195,11
110,76
37,44
196,50
1240,92
49,79
6. Коэффициент эффективности управления (п.1/п.4)
0,96
1,15
1,34
0,38
139,58
7. Производительность труда, тыс. р. (п.1/п.3)
202,18
269,33
397,29
195,11
196,50
8. Фондоотдача ОПФ, тыс. р. (п.1/п.2)
2,71
7,28
10,69
7,98
394,46
9. Прибыль от продаж, тыс. р.
-3066
13790
42025
45091
-1370,67
Из анализа данной таблицы можно сделать вывод, что объем реализованной продукции, повысился с 75009 тыс. руб. в 2005 году до 162891 в 2007 году.
Среднегодовая стоимость ОПФ имеет тенденции к снижению, так в 2007 году она снизилась на 12442 тыс. руб. по сравнению с 2005 годом. Среднегодовая численность работников увеличилась в 2007 году по сравнению с 2005 годом на 39 человека. При всем при этом, себестоимость увеличилась в 2007 году на 43009 тыс. руб. по сравнению с 2005 годом.
Необходимо отметить повышение уровня производительности труда, так в 2007 году она увеличилась на 195,11 тыс. руб. по сравнению с 2005 годом. Фондоотдача основных производственных фондов также имеет тенденции к увеличению - в 2007 году на 7,98 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом.
Прибыль от продаж значительно увеличилась, в 2005 году у предприятия наблюдался убыток - 3066 тыс. руб., в 2007 году прибыль на предприятии составила 42025 тыс. руб.
Анализ финансового состояния - непременный элемент как финансового менеджмента на предприятии, так и его экономических взаимоотношений с партнерами, финансово-кредитной системой.
Вертикальный анализ - это представление бухгалтерской отчетности в виде относительных величин, характеризующих структуру итоговых показателей (таблица 4).
Внеоборотные активы в 2006 г. составляли 12,10% всех средств, в 2007 года они уменьшились и составили 10,43%, т.е. их удельный вес сократился на 1,67%
Оборотные средства в 2006 г. составляли 87,89% всех средств, преобладающая часть их представлена запасами (73,76%), в 2007 г. оборотные средства увеличились и составили 89,56% всех средств, где основную часть также составляют запасы, хотя они сократились на 16,43% и составили 57,33%. Денежные средства в 2007 году увеличились и составили 2,23%.
Уставный и добавочный капитал в 2006 г. занимал в источниках средств предприятия 0,88%, в 2007 году - 0,50%, т.е. заметна тенденция к снижению на 0,38%.
Заемный капитал представлен кредиторской задолженностью, которая в 2006 г. составляла 49,60%, в 2007 г. - 32,02%. Таким образом, кредиторская задолженность сократилась на 17,58%, что положительно сказывается на деятельности предприятия.
Таблица 4 - Структура имущества и его источников ЗАО "Агрофирма Павловская нива" за 2006-2007 г. г.
Статьи баланса
Удельный вес,%
2006
2007
АКТИВ
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Основные средства
11,45
8,93
Незавершенное строительство
0,53
1,39
Отложенные налоговые обязательства
0,11
0,10
ИТОГО по разделу I
12,10
10,43
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Запасы
73,76
57,33
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)
12,91
28,45
Краткосрочные финансовые вложения
0,77
1,53
Денежные средства
0,38
2,23
ИТОГО по разделу II
87,89
89,56
БАЛАНС 100
100
ПАССИВ
2006
2007
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ.
Уставный капитал
0,88
0,50
Добавочный капитал
-
-
Нераспределенная прибыль прошлых лет
36,43
41,76
ИТОГО по разделу III
37,32
42,27
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Отложенные налоговые обязательства
0,005
0,003
ИТОГО по разделу IV
0,005
0,003
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ПАССИВЫ.
Займы и кредиты
13,07
25,00
Кредиторская задолженность
49,60
32,02
ИТОГО по разделу V
62,67
57,71
БАЛАНС
100
100
Горизонтальный анализ баланса заключается в построении аналитической таблицы, в которой абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения) (таблица 5).
Таблица 5 - Динамика изменения имущества и его источников ЗАО "Агрофирма Павловская нива" за 2006-2007 г. г.
Статьи баланса
2006
2007
Изменение, тыс. руб.
Изменение, %
1
2
3
5
АКТИВ
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Основные средства
12930
17531
4601
135,58
Незавершенное строительство
609
2728
2119
447,94
Отложенные налоговые активы
130
215
85
165,38
ИТОГО по разделу I
13669
20474
6805
149,78
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Запасы
83278
112524
29246
135,11
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)
14584
55842
41258
382,89
Краткосрочные финансовые вложения
874
3021
2147
345,65
Денежные средства
431
4387
3956
1017,86
ИТОГО по разделу II
99235
175783
76548
177,13
БАЛАНС
112904
196257
83353
173,82
ПАССИВ
2006
2007
Изменение,
тыс. руб.
Изменение,%
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ.
Уставный капитал
1000
1000
-
-
Добавочный капитал
-
-
-
-
Нераспределенная прибыль прошлых лет
41140
81973
40833
199,25
ИТОГО по разделу IIIИТОГО по разделу III
42140
82973
40833
196,89
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Отложенные налоговые обязательства
6
6
-
-
ИТОГО по разделу IV
6
6
-
-
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ПАССИВЫ.
Займы и кредиты
14757
49072
34315
332,53
Кредиторская задолженность
56001
62842
6841
112,21
ИТОГО по разделу V
70758
113278
42520
160.09
БАЛАНС
112904
196257
83353
173,82
Как следует из таблицы 5 валюта баланса увеличилась в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 73,82%, как за счет внеоборотных активов, так и за счет оборотных активов. Внеоборотные активы увеличились на 49,78%. Оборотные активы также имеют тенденцию к увеличению, в 2006 году они составляли 83278 тыс. руб., а в 2007 году их сумма достигла 112524 тыс. руб., что на 29246 тыс. руб. больше.
Значительно выросла дебиторская задолженность, в 2006 году она составляла 14584 тыс. руб., а в 2007 году она уже составляет 55842 тыс. руб., что на 41258 тыс. руб. больше, это негативно сказывается на деятельности исследуемого предприятия.
Собственный капитал предприятия значительно вырос на 99,25%. Отрицательным моментом можно считать увеличение кредиторской задолженности на 12,21%. Проведем анализ ликвидности данного предприятия (таблица 6).
Рассмотрим анализ ликвидности и платежеспособности, который позволяет сделать более глубокие и четкие выводы об имущественном положении организации и уровне ее платежеспособности (Приложение Б).
Для оценки ликвидности баланса необходимо рассмотреть следующие соотношения: А1 > П1, А2 > П2, А3 >П3, А4 < П4
Таблица 6 - Анализ ликвидности баланса ЗАО "Агрофирма Павловская нива" за 2006-2007 г. г.
Актив
2006
2007
Пассив
2006
2007
Платежный излишек или недостаток
2006
2007
А1
1305
7408
П1
56001
62842
-54696
-55434
А2
14584
55842
П2
14757
49072
-173
6770
А3
83346
112533
П3
6
1370
83340
111163
А4
13669
20474
П4
42140
82973
-28471
-62499
Баланс
112904
196257
Баланс
112904
196257
-
-
Проанализировав данную таблицу можно сделать вывод, что ликвидность баланса несколько отличается от абсолютной: 1-е неравенство свидетельствует о том, что в ближайший к рассматриваемому моменту времени будет недостаток средств по наиболее ликвидной группе активов - денежным средствам. При этом недостаток денежных средств можно компенсировать избытком быстро реализуемых активов.
Сопоставление ликвидных средств и обязательств позволяет вычислить следующие показатели:
Текущую ликвидность, которая свидетельствует о платежеспособности (+) или неплатежеспособности (-) организации на ближайший промежуток времени:
ТЛ = (7408 + 55842) - (62842 + 49072) = - 48664
Перспективную ликвидность - это прогноз платежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей:
ПЛ=АЗ-П3 = 112533 - 1370 = 111163
Для анализа платежеспособности организации рассчитываются финансовые коэффициенты платежеспособности. Если фактическое значение коэффициента не соответствует нормальному ограничению, то оценить его можно по динамике (увеличение или снижение значения) (Приложение В) (таблица 7).
Таблица 7 - Расчет и оценка финансовых коэффициентов платежеспособности
п/п
Показатели
Нормативное значение
2006
2007
1.
L1 (общий показатель платежеспособности)
0.53
0.78
2.
L2 (коэффициент абсолютной ликвидности)
>0,1
0.01
0.06
3.
L3 (коэффициент, "критической оценки")
0,7 - 0,8, желательно = 1
0.22
0.56
4.
L4 (коэффициент текущей ликвидности)
1,5, оптимально 2,0-3,5
1.40
1.57
5.
L5 (коэффициент маневренности функционирующего капитала)
Положительно
уменьшение
показателя в
динамике
1.23
2.00
6.
L6 (доля оборотных средств в активах)
>0,5
0.87
0.89
7.
L7 (коэффициент обеспеченности собственными средствами)
>0,1, (чем
больше, тем
лучше)
0.28
0.35
Если фактическое значение коэффициентов L3 и L4 соответствует рекомендуемому, то в этом случае организация считается платежеспособной. Если не выполняется хотя бы одно рекомендуемое значение, то организация является неплатежеспособной. В ЗАО "Агрофирма Павловская нива" коэффициент "критической оценки" не соответствует нормативному значению, а значит, является неплатежеспособным. Коэффициент L2 (коэффициент абсолютной ликвидности) меньше нормативного значения, а это значит, что за счет собственных денежных средств предприятия не в состоянии погасить текущую краткосрочную задолженность. У предприятия недостаточно собственных оборотных средств для формирования оборотных активов. Оценка финансового состояния организации будет неполной без анализа финансовой устойчивости. Рассмотрим показатели финансовой устойчивости ЗАО "Агрофирма Павловская нива", представленные в таблице 8 (Приложение Г).
Таблица 8 - Показатели финансовой устойчивости
№№ п/п
Показатели
Нормальное ограничение
2006
2007
1.
U1 (коэффициент капитализации)
Не выше 1,5
1,16
1,36
2.
U2 (коэффициент обеспеченности собст. Источниками финансирования)
Нижняя
граница 0,1,оптимально >0,5
0,28
0,35
3.
U3 (коэффициент автономии)
0,4 < U3 <0,6
0,37
0,42
4.
U4 (коэффициент финансирования)
U4 > 0,7 оп-тим. =1,5
0,59
0,73
5.
U5 (коэффициент финансовой устойчивости)
Us > 0,6
0,37
0,42
Коэффициент капитализации U1 свидетельствует о достаточной финансовой устойчивости организации, в 2006 году этот коэффициент составлял 1,16, а в 2007 году он увеличился и составил 1,36.
Коэффициент U2 показывает, что собственные оборотные средства достаточно покрывают производственные запасы и товары.
Уровень общей финансовой независимости характеризуется коэффициентом U3, т.е. определяется удельным весом собственного капитала организации в общей его величине и отражает степень независимости организации от заемных источников. Таким образом, около 40% активов предприятия сформированы за счет собственного капитала.
Коэффициент U5 показывает, что за исследуемый период более 40% актива финансируется за счет устойчивых источников.
Анализ показателя финансовой устойчивости ЗАО "Агрофирма Павловская нива" свидетельствует о том, что оно обладает достаточной независимостью и возможностями для проведения независимой финансовой политики.
Одним из направлений анализа результативности является оценка деловой активности анализируемого объекта.
Система используемых в финансовом анализе показателей деловой активности приведена в таблице 9 (Приложение Д).
Таблица 9 - Расчет показателей деловой активности
№№
п/п
Наименование коэффициента
Рекомендуемые Значения
2006
2007
1.
dl (коэффициент общей оборачиваемости капитала (ресурсоотдача) - оборотов
Должна быть тенденция к ускорению оборачиваемости
0,89
1,05
2.
d2 (Коэффициент оборачиваемости, оборотных средств) оборотов
-""-
1,03
1,18
3.
d3 (Коэффициент отдачи нематериальных активов) -оборотов
-
-
4.
d4 (Фондоотдача) -оборотов
-""-
7,28
10,6
5.
d5 (Коэффициент отдачи собственного капитала) -оборотов
-""-
2,92
2,60
6.
d6 (Оборачиваемость материальных средств (запасов) - в днях
-""-
259,89
216,36
7.
d7 (Оборачиваемость денежных средств) - в днях
-""-
2,10
5,32
8.
d8 (Коэффициент оборачиваемости средств в расчетах) - оборотов
-""-
4,77
4,62
9.
d9 (Cpок погашения дебиторской задолженности) -в днях
-""-
75,32
77,82
10.
D10 (Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности) - оборотов
-""-
1,86
2,74
11.
dl 1 (Срок погашения кредиторской задолженности) -в днях
-""-
193,30
131,32
Коэффициент общей оборачиваемости (ресурсоотдача dl) отражает скорость оборота всего капитала или эффективность использования всех имеющихся ресурсов независимо от их источников. Данные показывают, что за анализируемый период этот показатель увеличился, значит, на предприятии быстрее совершался полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.
Устойчивость финансового положения анализируемого объекта и его деловая активность характеризуются соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования. В нашей организации, такого за анализируемый период не произошло (дебиторская задолженность меньше кредиторской).
Срок погашения кредиторской задолженности сократился на 62 дня.
Снижение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности с 4,77 в 2006 году до 4,62 в 2007 году и, следовательно, увеличение продолжительности дебиторской задолженности отрицательно сказывается на деятельности исследуемого предприятия.
Снижение срока погашения кредиторской задолженности с 193,30 дней до 131,32 дня негативно сказывается на деятельности ЗАО "Агрофирма Павловская нива".
Об интенсивности использования ресурсов предприятия, способности получать доходы и прибыль судят по показателям рентабельности.
Данные показатели отражают как финансовое положение предприятия, так и эффективность управления хозяйственной деятельностью, имеющимися активами и вложенным собственниками капиталом (Приложение Е).
Таблица 10 - Показатели, характеризующие прибыльность (рентабельность)
№№ п/п
Наименование показателя
2006
2007
1.
R1 (Рентабельность продаж)
13,12
25,79
2.
R2 (Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности)
11,87
25,12
3.
R3 (Чистая рентабельность)
11,88
25,06
4.
R4 (Экономическая рентабельность)
10,68
26,41
5.
R5 (Рентабельность собственного капитала)
34,79
65,27
6.
R6 (Валовая рентабельность)
13,12
25,79
7.
R7 (Затратоотдача)
15,11
34,76
8.
R8 (Рентабельность перманентного капитала)
34,79
65,27
9.
R9 (Коэффициент устойчивости экономического роста)
34,79
65,27
Из таблицы 10 видно, что рентабельность продаж (R1) к концу анализируемого периода повысилась на 12,67, это связано с увеличением объема реализации.
В показателе рентабельности активов (R4) результат текущей деятельности анализируемого периода (прибыль) сопоставляется с имеющимися у организации основными и оборотными средствами (активами).
Из данных показателей валовой рентабельности (R6) видно, что валовая прибыль на единицу реализованной продукции повысилась на 12,67% к концу 2007 года.
Анализ рассчитанных показателей финансового состояния ЗАО "Агрофирма Павловская нива", показал, что исследуемое предприятие имеет достаточно высокую финансовую устойчивость и является экономически выгодным предприятием, а также оно довольно привлекательно для инвесторов.

2.2 Анализ затрат предприятия и их влияние на ценовую политику предприятия

Расходы, возникающие в ходе осуществления хозяйственной деятельности организации, являются уменьшением экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

В бухгалтерской отчетности организации расходы должны быть отражены как минимум в двух ракурсах: по управленческим функциям (производственные, коммерческие, управленческие и прочие) и по элементам затрат (материальные, заработная плата, социальные отчисления, амортизация и прочие).

Расходы будущих периодов - это затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам (расходы на подготовку и освоение производства, на аренду объектов основных средств, на рекламу, на приобретение лицензий, на оплату услуг и т.п.) за последующие периоды. Расходы будущих периодов отражаются в активе бухгалтерского баланса.

Объединяя определенные виды расходов в группы, организация формирует показатели себестоимости. В общем виде себестоимость - это имеющая стоимостную оценку совокупность затрат живого и овеществленного труда, использованных в процессе производства продукции (работ, услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других расходов, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности, признанных в соответствии с учетной политикой организации и участвующих в формировании прибыли.

Составим таблицу для анализа состава, структуры и динамики расходов ЗАО "Агрофирма Павловская нива"

Таблица 11 - Показатели состава, структуры и динамики доходов и расходов ЗАО "Агрофирма Павловская нива"

Показатель
Состав доходов и расходов,
тыс. руб.
Темп роста или снижения,%
Структура доходов и расходов,
%
2006
2007
изменен.
(+, -)
2006
2007
изменен.
(+, -)
1. Доходы
127906
175145
47239
36,93
100
100
-
Выручка от продаж
105039
162891
57852
55,07
82,12
93,00
10,88
1.2 Прочие доходы
22867
12254
-10613
-46,41
17,87
6,99
-10,88
2. Расходы
115653
134671
19018
16,44
100
100
-
2.1 Себестоим.
91249
120866
29617
32,45
78,89
89,74
10,85
2.2 Проценты к уплате
2386
3227
841
35,24
2,06
2,39
0,33
2.3 Прочие расходы
21799
10312
-11487
-52,69
18,84
7,65
-11, 19
2.5 Налог на прибыль
101
181
80
79, 20
0,08
0,13
0,05
2.6 Отложен. Налоговые активы
118
85
-33
-27,96
0,10
0,06
-0,04
3. Чистая прибыль
12489
40833
28344
226,95
-
-
-
4. Коэффициен. соотношен. доходов и расходов
1,1059
1,3005
0, 1946
17,59
-
-
-
В 2007 году общая величина доходов ЗАО "Агрофирма Павловская нива" составила 175145 тыс. руб., что на 47239 тыс. руб. (или 36,93%) больше общей величины доходов 2006 года. Значительное влияние на рост доходов оказала выручка от продаж, сумма которой в 2007 году увеличилась по сравнению с 2006 годом на 57852 тыс. руб. (или на 55,07%).
Расходы ЗАО "Агрофирма Павловская нива" в 2007 году также возросли. Их общая величина составила 134671 тыс. руб., что на 19018 тыс. руб. (или на 16,44%) больше, чем в 2006 году. Рост совокупных расходов организации можно признать обоснованным в условиях расширения сбыта продукции, так как опережающим был темп роста совокупных доходов - 36,93%.
Рассматривая состав расходов ЗАО "Агрофирма Павловская нива", следует отметить, что показатели практически всех статей увеличились в 2007 году как в абсолютном (стоимостном), так и в относительном "удельный вес) выражении. Исключение составляют отложенные налоговые активы, величина которых уменьшилась в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 33 тыс. руб., или 27,96%. Такая экономия расходов связана прежде всего с сокращением производственных затрат, что стало возможным благодаря снижению относительного уровня затрат (расходоемкости) материальных и трудовых ресурсов. Фактором таких позитивных тенденций является реализация жесткой политики экономии производственных ресурсов за счет снижения закупочных цен на сырье, материалы, минимизация производственных отходов, устранение потерь рабочего времени, экономия энергоресурсов.
Негативная тенденция роста наблюдается по таким видам расходов, как проценты к уплате (на 841 тыс. руб., или 35,24%), а также по расходам, связанным с налогообложением прибыли (на 80 тыс. руб).
В результате совокупного влияния вышеперечисленных факторов чистая прибыль ЗАО "Агрофирма Павловская нива" в 2007 году составила 40833 тыс. руб., что на 28344 тыс. руб. больше, чем в 2006 году.
Для более детального изучения расходов, связанных с осуществлением обычных видов деятельности исследуемой организации, используем информацию, представленную в разделе "Расходы по обычным видам деятельности (элементам)" приложения к бухгалтерской отчетности (форма №5), по данным которой составим таблицу 12 для проведения структурно-динамического анализа.
Таблица 12 - Состав, структура и динамика расходов по обычным видам деятельности ЗАО "Агрофирма Павловская нива"
Показатель
Состав расходов,
тыс. руб.
Темп роста или снижения,%
Удельный вес,
%
2006
2007
изменен.
(+, -)
2006
2007
изменен.
(+, -)
Материальн.
Расходы
43287
85724
42437
98,03
66,13
70,45
4,32
2. Расходы на оплату труда
9759
15907
6148
62,99
14,91
13,07
-1,84
3. Социальн. Отчисления
2065
3477
1412
68,37
3,15
2,85
-0,3
4. Амортизац
2544
3063
519
20,40
3,88
2,51
-1,37
5. Прочие расходы
7794
13502
5708
85,90
11,90
11,09
-0,81
6. Итого расходов по обычным видам деятельности
65449
121673
56224
85,90
100
100
-
7. Выручка от продаж
105039
162891
57852
55,07
-
-
-
8. Расходы на 1 руб. выручки от продаж (расходоем-
кость обычных видов деятелельн.
0,6230
0,7469
0,1239
19,88
-
-
-
9. Прибыль от продаж
13790
42025
28235
204,74
-
-
-
10. Рентабельн. расходов,%
21,06
34,53
13,47
63,96
-
-
-
В 2007 году наблюдается рост общей величины расходов по обычным видам деятельности (на 56224 тыс. руб., или 85,90%), которая составила 121673 тыс. руб.
Сравнение относительной динамики общей величины расходов по обычным видам деятельности (85,90%) и выручки от продаж (55,07%) свидетельствует о том, что рост расходов был не оправдан и не компенсирован за счет выручки.
Значения отдельных элементов расходов отражают рост как абсолютных, так и относительных показателей их динамики. Наиболее существенным был рост материальных расходов (на 42473 тыс. руб., или на 98,03%). Структура расходов показывает, что наибольшая доля в 2007 году приходится также на элемент "материальные расходы" - 70,45%, что на 4,32% выше значения 2006 года. Вместе с тем наблюдалось снижение доли расходов по оплате труда, включая социальные отчисления. Такие тенденции традиционны для российских предприятий, так как в условиях неполной занятости населения экономия на заработной плате представляется руководству компаний наиболее легким источником роста прибыли.
Наряду с показателями структуры и динамики расходов целесообразно оценить относительные показатели, характеризующие уровень расходоемкости текущей (операционной) деятельности организации. Одна из таких характеристик - коэффициент расходоемкости обычных видов деятельности, рассчитываемый как отношение общей величины расходов по обычным видам деятельности к величине выручки от продаж. По значению этого коэффициента можно судить, какая сумма расходов приходится на каждый рубль выручки, или какую долю в выручке занимают текущие расходы. По данным ЗАО "Агрофирма Павловская нива", в 2006 году для получения каждого рубля выручки ему пришлось потратить 62,3 коп., а в 2007 году - 74,69 коп. Таким образом, можно утверждать, что рентабельность продаж снизилась за счет относительной увеличения расходов.
Рентабельность расходов в 2007 году достигла 34,53%, что на 13,47% больше данного показателя за 2006 год.
Рассмотрим структуру себестоимости продукции.
Таблица 13 - Фактические затраты на производство продукции (основной деятельности)
Наименование
2006
2007
По основной деятельности, тыс. руб.
Удельный вес,
%
По основной деятельности, тыс. руб.
Удельный вес,
%
1. Выручка от продажи продукции
105039
162891
2. Себестоимость продукции
91249
100
120866
100
3. Материальные затраты
43287
47,43
85724
70,92
4. Затраты на оплату труда
9759
10,69
15907
13,16


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.