Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Административные наказания

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 26.06.13. Год: 2013. Страниц: 52. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российская Академия Правосудия»
Факультет подготовки специалистов для судебной системы
(юридический факультет)




ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Административные наказания











Кафедра
административного права
Студента 5 курса очной
формы обучения
Афанасьева Ивана Алексеевича
Научный руководитель:
Скоков А.В.

Допущена к защите:
____ ________ 2013г.
Зав. Кафедрой
Штатина М.А. к.ю.н., доцент.


МОСКВА
2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. Общая характеристика административных наказаний…………...6
§1. Понятие и цели административного наказания……………………...6
§2. Система административных наказаний……………………………...11
§3. Характеристика административных наказаний……………………..16
ГЛАВА II. Виды административных наказаний и правила их назначения….44
§1. Административные наказания, назначаемые должностными лицами органов внутренних дел(полиции)…………………………………………...….44
§2. Административные наказания, назначаемые в судебном порядке………………………………………………………………........................
§3. Правила назначения административных наказаний…………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………





















ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблем административной ответственности и административного наказания, а также развития этих правовых явлений обусловлена сегодня, по меньшей мере, тремя основными факторами: 1) экономическим – стремлением государства построить рыночную экономику, потребностью государственного регулирования рыночных отношений конкретными правовыми средствами и в определенных пределах; 2) политическим – необходимостью обеспечения реализации провозглашенных и закрепленных Конституцией Российской Федерации основных прав и свобод граждан; созданием и поддержанием режима законности в сфере исполнительной власти, в области функционирования административно-властных правовых отношений; обеспечением защиты государства, поддержанием общего правопорядка, механизма государственного управления, экологии и общественного порядка; 3) правовым – созданием в России нового и реформированием старого административного законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере функционирования исполнительной власти и государственного управления, а также устанавливающего меры административной ответственности, административного наказания, регулирующего производство по делам об административных правонарушениях.
В конце 2001 г. был принят, а с 1 июля 2002 г. вступил в силу КоАП РФ1. Действовавший ранее Кодекс РСФСР об административных правонарушениях был принят еще в 1984 г. и отражал существовавшие тогда концепции государственного управления. В новых социально-экономических условиях многие его нормы перестали учитывать реалии времени и фактически утратили силу. Несмотря на многочисленные изменения и дополнения, которые вносились в этот акт, он являлся архаичной юридической конструкцией, не соответствовал во многом положениям Конституции РФ, не отвечал потребностям современного российского общества.
В этой связи возникла острая необходимость принять новый законодательный акт, который, с одной стороны, обеспечивал бы провозглашенные Конституцией РФ приоритет прав и свобод человека и гражданина, способствовал защите безопасности личности, общества и государства, всех видов собственности, а с другой – отражал потребности государственного регулирования экономики.
Кодекс РСФСР допускал возможность установления ответственности за административные правонарушения не только самим Кодексом, но и другими федеральными законами, законами субъектов РФ, актами органов исполнительной власти, актами органов местного самоуправления.
Исходя из положения пункта «к» статьи 72 Конституции РФ о том, что административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, новый КоАП РФ закрепил норму, согласно которой законодательство об административных правонарушениях состоит из самого Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов РФ об административных правонарушениях. При этом установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение (в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации), относится к ведению Российской Федерации. Существенной новеллой КоАП РФ является положение, исключающее возможность установления административной ответственности актами органов исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Основной задачей дипломной работы является попытка исследования понятия административного наказания в свете принятого КоАП РФ, а также систематизация понятий в системе административных наказаний.
Основным источником при изложении данной проблемы является Кодекс об административных правонарушениях РФ и комментарий к нему, наравне с Кодексом мною в части был изучен утративший юридическую силу КоАП РСФСР 1984 г., а также Бюджетный Кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Таможенный кодекс и Налоговый кодекс. В связи с этим хочется отметить, что новый КоАП РФ привел в соответствие нормативно-правовые акты, в области административных правоотношений в соответствие с Конституцией РФ, что делает более легким его практическое применение.
Объектом исследования являются правоотношения, которые регулируются и охраняются административным правом. Предметом дипломной работы является административное наказание, как элемент административной ответственности.























ГЛАВА I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ


§1 ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ
В новом КоАП РФ 2002 года за совершенные административные правонарушения законодатель предусматривает не административные взыскания, а административные наказания, что по сути соответствует целям и задачам построения демократического, правового и справедливого государства.
Административное наказание – это мера ответственности, применяемая в установленном законом порядке к лицу, совершившему административное правонарушение2.
Административное наказание всегда выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения. Оно, являясь принудительной мерой, в то же время содержит в себе воспитательную цель и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. При этом административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица3.
Административные наказания являются карательными, «штрафными» санкциями; как правило, они состоят в лишении или ограничении прав, благ. За совершенное правонарушение деликвент либо лишается какого-то субъективного права (права управления транспортным средством, и т.д.), либо на него возлагаются специальные «штрафные» обязанности.
Административное наказание – это разновидность административного принуждения. От иных мер административного принуждения они отличаются тем, что как уже говорилось выше, являются карательными санкциями, преследуют специфические цели, применяются в строго урегулированном процессуальном порядке. Административными наказаниями признаются только те принудительные меры, которые установлены статьями 3.2 – 3.13 КоАП РФ и порядок назначения которых также определяется соответствующими нормами Кодекса.
А такие, например, меры административного принуждения, как приостановление органами, осуществляющий государственный пожарный надзор, работы пожароопасного производственного участка; запрещение органами государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ транспортировку пищевых продуктов в случаях нарушения санитарных правил; отзыв лицензии и ряд иных принудительных действий, предусмотренных различными актами и применяемых в административном порядке, не являются административными наказаниями. Порядок их применения не регулируется нормами КоАП РФ.
Административные наказания применяются за нарушение норм административного, конституционного, трудового, финансового, гражданского, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и других отраслей права, Их назначение наносит виновному правовой урон, временно ухудшает его правовое положение (ограничивает права, возлагает дополнительные обязанности), а также создает состояние наказанности, которое прекращается, если лицо в течение года не совершило нового административного правонарушения. К тому же административное наказание всегда отражает данную государством официально и гласно отрицательную оценку совершенного правонарушения.
Кара – это «правовой урон» привлеченному к ответственности. Административное наказание причиняет ему определенные неудобства, лишения. Оно необходимо для того, чтобы воспитать субъекта, которому назначено наказание, в духе уважения к закону и правопорядку, чтобы предупредить совершение новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Однако кара не является самоцелью, она необходимое средство воспитания, предупреждения правонарушений. Наказание предупреждает новые нарушения со стороны виновного (частная превенция) и правонарушение других лиц (общая превенция).4
Административные наказания налагаются компетентными органами и должностными лицами путем издания специальных индивидуальных актов. Они защищают правопорядок косвенно, не могут непосредственно обеспечить выполнение обязанности, но, возлагая дополнительные, «штрафные» обязанности, ущемляя правовую сферу лица, они тем самым побуждают его в дальнейшем не нарушать закон, стимулируют его будущее поведение.
КоАП РФ существенно перераспределил компетенцию судов и иных субъектов административной юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Если КоАП РСФСР предусматривал 43 федеральных органа, которые могли рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать решения по ним, то КоАП РФ установлено 83 субъекта административной юрисдикции федерального уровня. Помимо судов это комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Подобное увеличение численности субъектов административной юрисдикции обусловлено в основном существенным возрастанием предусмотренных КоАП РФ составов административных правонарушений (Особенная часть КоАП РФ насчитывает 414 статей, многие из которых включают по несколько составов правонарушений).
Кроме того, в субъектах РФ в дополнение к субъектам административной юрисдикции, перечисленных в КоАП РФ, могут создаваться административные комиссии и иные региональные коллегиальные органы, а также уполномоченные на то органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ. В их компетенцию входит рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ.
В соответствии со статьёй 22.1. КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных этим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции:
    судьями (мировыми судьями);
    комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
    федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:
    мировыми судьями;
    комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
    уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;
    административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.
Наказание отличаются от иных средств административного принуждения тем, что обычно их применение создает для нарушителей «состояние наказанности», которое существует в течение установленного законом срока и является одним из элементов исправительно-воспитательного воздействия на них.
В законе перечень наказаний дан в строго определенном порядке: от менее суровых к более суровым. Иными словами, закон содержит «лестницу наказаний». Эта «лестница» нужна и для тех, кто издает нормы права, и для тех, кто их принимает. В частности, велико ее значение, когда нормы содержат альтернативные санкции.
В соответствии с изменившимися условиями рыночной экономики Особенная часть КоАП РФ была дополнена новыми составами административных правонарушений. В кодексе появилась специальная глава 15, в которой сформулированы нормы, предусматривающие административную ответственность за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг. В этой главе содержатся 26 составов административных правонарушений, за которые законодатель устанавливает административную ответственность.
До введения в действие нового КоАП РФ ответственность за нарушение налогового законодательства регулировалась только НК РФ (в КоАП РСФСР в 1986 г. была введена ст. 156 «Уклонение от подачи декларации о доходах»). В настоящее время часть норм об ответственности перенесена в КоАП РФ, другая часть, в том числе и ответственность граждан и юридических лиц за нарушение законодательства о налогах и сборах, осталась в НК РФ (гл. 16НК РФ).
Вполне естественным в этом случае является вопрос о природе юридической ответственности, предусмотренной НК РФ. Что это – административная ответственность или, как иногда ее называют, налоговая ответственность? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо сравнить понятия административного правонарушения (ст. 2.1. КоАП РФ) и налогового правонарушения (ст. 106 НК РФ). Последним признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента или иных лиц (т.е. физических или юридических), за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность. Таким образом, понятие налогового правонарушения отличается от понятия административного правонарушения только указанием на различные кодифицирующие акты, предусматривающие ответственность за их нарушения. В этой связи данное в НК РФ понятие налогового правонарушения позволяет говорить о нем как о разновидности административного правонарушения, за совершение которого следует юридическая ответственность.
Рассматривая налоговое правонарушение как разновидность административного правонарушения, можно сделать вывод, что применение налоговых санкций и составляет существо мер административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Специфических мер воздействия за нарушения налогового законодательства в НК РФ не предусмотрено. В данном случае эти меры сводятся к применению типичного административного наказания – штрафа. Каких-либо особых черт штрафа, установленного в НК РФ, которые не позволяли бы его отождествлять с административным штрафом как видом административного наказания, нет5.
Следует отметить, что КоАП РФ – первый нормативный акт, который назвал административно-карательные санкции «наказаниями». До этого они во всех официальных документах, в том числе и в ранее действовавшем КоАП РСФСР, в научной и учебной литературе именовались административными взысканиями. Новое название мер административной ответственности, во-первых, лучше раскрывает их карательное содержание и предназначение, во-вторых, подчеркивает их связь и близость к мерам уголовной ответственности, в-третьих, отражает общие черты этих видов ответственности.


§ 2. СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ
Система наказаний представляет собой целостный инструмент административно-правового воздействия. Она не сводится к простому перечню видов наказания.
Законодатель, принимая КоАП РФ, стремится создать набор мер наказания, который, по мнению законодателя, позволил бы:
    учитывать различия преступного поведения, личность правонарушителя;
    выбирать наиболее подходящие к типовым ситуациям виды наказания;
    обеспечивать эффективность наказания, восстанавливая правовой мир и порядок в соответствии с интересами общества, чувством социальной справедливости.
Таким образом, система наказаний должна отражать цели правовой и административно-правовой политики и содействовать эффективной ее реализации.
В статье 3.2. КоАП РФ закреплены следующие административные наказания:
    предупреждение;
    административный штраф;
    конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
    лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
    административный арест;
    административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
    дисквалификация.
    административное приостановление деятельности;
    обязательные работы.
Все девять названных наказаний тесно связаны между собой и образуют единую систему. Их прежде всего объединяет общая цель: защита правопорядка, воздействие на лиц, совершивших административные нарушения, предупреждение совершения новых нарушений. По содержанию каждое наказание является карой, мерой ответственности, назначаемой за административные деликты; применение любого означает наступление административной ответственности, влечет неблагоприятные юридические последствия.
Указанные в статье 3.2. КоАП РФ виды наказания образуют систему видов наказания, позволяющую суду на основе закона с учетом опыта судебной практики, общественного правосознания и научных рекомендаций рационально и по возможности эффективно использовать различные меры воздействия на правонарушителя, сочетая имущественные лишения, ограничения собственно личных неимущественных неотъемлемых прав и интересов, воздействие на психологическую структуру личности, ограничения использования своих профессиональных возможностей в будущем.
Свойства системы административных наказаний, так или иначе, раскрываются на протяжении всей истории существования административного наказания судебной практикой и осмысливаются административно-правовой наукой. Следует выделять общие свойства, присущие любой системе видов наказания, и особенные или специфические свойства, присущие отдельным (национальным) система видов наказания.
Общие и специфические свойства, в свою очередь, могут иметь нормативный, юридико-правовой и ненормативный, социальный характер, т.е. отражать административно-правовые и социальные основания системы наказаний. Судебная практика, ориентируясь на закон, традиции, правосознание, иные факторы, определяет собой реальное соотношение отдельных видов наказания в системе, выявляет их действительные связи. Вид наказания, чаще назначаемый на практике, очевидно, и занимает первенствующее положение в системе наказаний, Как сочетаются на практике основные и дополнительные виды наказаний, так и осуществляется их реальное взаимодействие. Правда, при этом юристы осознают, что практика назначения наказания имеет существенные недостатки. Она зачастую не использует достаточно эффективно возможности системы наказаний. Но как бы то ни было, практика назначения наказания есть социальный феномен, существующий реально. Можно стремится совершенствовать судебную практику, но вначале ее нужно изучить
По действующему КоАП РФ система видов наказания в целом и каждый отдельный вид наказания содержат в себе комплекс различных средств воздействия на виновного. Предписания о видах наказания в данной статье представляют собой действующее право, т.е. легитимную волю государства. Они подлежат неуклонному исполнению при сохранении возможности научной критики. Мнение о мягкости или жестокости существующей системы наказания не может оправдывать попытки принятия незаконных решений.
В соответствии со статьёй 72 Конституции Российской Федерации, частью 3 статьи 3.2. КоАП РФ, все наказания можно поделить на устанавливаемые централизованно и децентрализованно. Централизованно может быть установлено любое из девяти наказаний, а децентрализованно – актами субъектов Федерации – только предупреждение и административный штраф.
По действующему кодексу об административных правонарушениях входящие в нормативный перечень виды наказания по юридическому значению могут быть подразделены на: а) основные, б) дополнительные, в) наказания, могущие быть основными и дополнительными.
Среди административных наказаний по содержанию карательного воздействия можно выделить: морально-правовое (предупреждение6); имущественные (административный штраф7, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения8); ограничивающие личные свободы физических лиц (административный арест9, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства10); организационные (лишение специального права, предоставленного физическому лицу11, дисквалификация12, административное приостановление деятельности13 обязательные работы14).
Отмечу, что назначение семи из девяти предусмотренных КоАП РФ видов наказаний находится в юрисдикции судей. К наказаниям, которые может назначать только судья, относятся: конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; обязательные работы; административное приостановление деятельности. Эти наказания назначаются судьями по всем составам правонарушений, за совершение которых они предусмотрены. В административном порядке КоАП РФ разрешает применять только предупреждение и административный штраф, а в отдельных случаях – административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
В статье 3.3. КоАП РФ говорится:
    Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.
    Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве, как основного, так и дополнительного административного наказания.
    За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.
Важный принцип административной ответственности, базирующийся на принципе, присущем юридической ответственности в целом, - недопустимость удвоения ответственности. Согласно статье 4.1. КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. За одно правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из установленных в Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности. Назначение двух основных административных наказаний неправомерно, поскольку в этом случае ответственность удваивается. Назначение двух дополнительных наказаний без основного также неправомерно.
При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Наказания, которые могут выступать как в качестве основных, так и в качестве дополнительных, являются такие, которые достаточно легко исполняются только (исключительно) наряду с основными и рационально дополнят потенциал воздействия основного наказания. Часть 2 статьи 3.3. КоАП РФ относит к ним конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения и административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
Судьи, органы и должностные лица, исполняющие наказание, обязаны считаться с волей законодателя и принимать все необходимые меры для ее наиболее эффективной реализации на основе уважения к действующему закону.


§3 ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ
В статье 3.2. КоАП РФ закреплены следующие виды административных наказаний, которые могут устанавливаться, и применяться за совершение административных правонарушений:
    предупреждение;
    административный штраф;
    конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
    лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
    административный арест;
    административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
    дисквалификация.
    административное приостановление деятельности;
    обязательные работы.
Рассмотрим подробнее каждый из видов административных наказаний.
Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Предупреждение как меру административного наказания не следует путать с предупреждением как мерой административного пресечения. Устные предупреждения, которые в качестве административно-пресекательной меры должностные лица делают гражданам или организациям, не считаются административными наказаниями. Точно так же не являются наказаниями письменные предупреждения (предписания, предостережения), которые направляются гражданам и организациям, но при этом не выносится постановление о назначении административного наказания.
Предупреждение как мера административного наказания всегда назначается путем вынесения соответствующего письменного постановления и вручения или направления копии постановления лицу, привлеченному к административной ответственности, или его законному представителю.
Предупреждение – самая легкая по карательному воздействию мера административного наказания. В этой связи ряд авторов рассматривают предупреждение как наказание скорее морального, чем юридического характера. Думается, это не совсем верно. Предупреждение влечет за собой те же юридические последствия, что и все другие административные наказания. Применение этой меры, как и других административных наказаний, влечет для нарушителя неблагоприятные правовые последствия. Субъект ответственности в течение года считается лицом, привлекавшимся к административной ответственности. А это может повлиять на вид и размер наказания, назначаемого за повторное административное правонарушение, быть обстоятельством, отягчающим административную ответственность. По своему содержанию, как уже отмечалось выше, предупреждение – мера морально-правового воздействия.
При малозначительности совершенного правонарушения, возможно, освободить лицо, его совершившего, от административной ответственности и ограничится устным замечанием. Несмотря на то, что подобное устное замечание делается в результате совершения правонарушения, его нельзя отождествлять с предупреждением как мерой наказания. Устное замечание не является наказанием и не влечет неблагоприятных правовых последствий. Это мера морального воздействия.
Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии этого постановления физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено
Административный штраф – это денежный начет на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение. Будучи наказанием имущественного характера, он является достаточно эффективной и наиболее распространенной мерой принудительного воздействия и может применяться только в качестве основного административного наказания. Административный штраф предусматривается практически всеми статьями Особенной части КоАП РФ и соответствующими статьями законов субъектов РФ об административных правонарушениях.
Административный штраф может выражаться в величине, кратной:
    стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
    сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин;
    сумме незаконной валютной операции;
    сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании;
    сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке;
    сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках;
    сумме денежных средств, не возвращённых в установленный срок в Российскую Федерацию;
    сумме неуплаченного административного штрафа;
    сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.
Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.
Размер административного штрафа, налагаемого на граждан не может превышать пяти тысяч рублей (в случаях, предусмотренных статьёй 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 года, — пятидесяти тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных статьями 5.38, 20.2, 20.2.2, 20.18, частью 4 статьи 20.25 — трехсот тысяч рублей), на должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей (в случаях, предусмотренных статьёй 14.1.2 — ста тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных статьями 5.38, частями 1-4 статьи 20.2, статьями 20.2.2, 20.18 — шестисот тысяч рублей), на юридических лиц – одного миллиона рублей (в случаях, предусмотренных статьями 14.40, 14.42 — пяти миллионов рублей).
Однако административный штраф за нарушение должностными лицами и юридическими лицами законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, о рекламе, об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма может быть установлен с превышением указанных размеров. В этих случаях административный штраф не может превышать для должностных лиц шестисот тысяч рублей, а для юридических лиц – пяти миллионов рублей.
Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратного размера стоимости соответствующего предмета, сумме неуплаченных налогов, сборов.
Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. Бюджетным кодексом РФ штрафы рассматриваются как виды неналоговых доходов бюджетов. Согласно Бюджетному кодексу РФ, штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено самим Бюджетным кодексом РФ и иными законодательными актами Российской Федерации13. С учетом данного положения реально суммы административных штрафов в основном зачисляются в местные бюджеты, однако применяются и другие схемы14.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки15. Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или иную кредитную организацию16 (за исключением случаев, когда штраф взимается на месте совершения физическим лицом административного правонарушения).
При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей17.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, в орган, должностному лицу, вынесшим постановление о наложении штрафа18. При отсутствии такого документа по истечении 30 дней с окончания срока уплаты штрафа судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством19.
Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о наложении административного штрафа, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25. КоАП РФ20.
Если административный штраф взимается на месте совершения физическим лицом административного правонарушения (без составления протокола об этом правонарушении), такому лицу выдается постановление-квитанция, в которой указываются:
    дата ее выдачи;
    должность, фамилия, инициалы должностного лица, назначившего административное наказание;
    сведения о лице, привлеченном к административной ответственности;
    статья КоАП РФ либо закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение;
    время и место совершения административного правонарушения;
    сумма взыскиваемого административного штрафа.
Постановление-квитанция составляется в двух экземплярах и подписывается должностным лицом, назначившим административное наказание, и лицом, привлеченным к административной ответственности. В случае неуплаты физическим лицом административного штрафа на месте совершения административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении осуществляется в общем порядке, предусмотренном КоАП РФ.
Напомню, что исключением является взимание административного штрафа без составления протокола об административном правонарушении за нарушения в области дорожного движения. В этом случае постановление о назначении штрафа оформляется на месте совершения нарушения, а сумма штрафа вносится или перечисляется в банк или иную кредитную организацию.
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ, не изъятых из оборота вещей.
В отличие от уголовного законодательства, предусматривающего наказание в виде конфискации всего или части имущества лица, совершившего преступление, в КоАП РФ в качестве наказания применяется конфискация строго определенных вещей – орудий совершения или предметов административного правонарушения. Однако КоАП РФ значительно расширил применение данного административного наказания по сравнению с ранее действовавшим КоАП РСФСР. Конфискация орудий совершения или предметов административного правонарушения предусмотрена более чем в 50 статьях Особенной части КоАП РФ в качестве дополнительного вида административного наказания.
Резко расширился круг конфискуемых предметов. Ими могут быть денежные средства, валютные ценности, этиловый спирт и алкогольная продукция, оружие, боеприпасы, орудия производства, сырье, изготовленная продукция, не сертифицированные средства связи, контрафактная печатная продукция, транспортные средства, суда, летательные аппараты и др.
Однако точно так же, как и при возмездном изъятии у граждан, чье существование и доходы полностью или в основном связаны с охотой и рыболовством, для которых охота или рыболовство – основной законный источник средств к существованию, нельзя конфисковать охотничье оружие, боевые припасы и другие дозволенные орудия охоты или рыболовства. Соответствующее положение сформулировано в части 2 статьи 3.7. КоАП РФ, регламентирующей применение конфискации как меры административного наказания.
С учетом конституционного положения о невозможности лишения имущества иначе как по решению суда конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, как и возмездное изъятие, назначается только судьей.
Подчеркну, что в статье 3.7. КоАП РФ, не содержится положения, согласно которому конфискован, может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности правонарушителя. Решение законодателя в данном случае основывается на правовой позиции Конституционного Суда РФ, который в связи с проверкой норм таможенного законодательства пришел к выводу, что конфискация как мера административной ответственности применяется независимо от того, кем является лицо, незаконно перемещающее товары и транспортные средства, - собственником товаров и транспортных средств, покупателем, владельцем либо выступает в ином качестве, достаточно в соответствии с законодательством для совершения с ними действий от своего имени, а также независимо от того, установлено лицо, совершившее таможенное правонарушение, или нет. Соответственно КоАП РФ допускает конфискацию орудий и предметов административного правонарушения, как у их собственников, так и у других лиц, владеющих данными предметами.
Не относится к конфискации изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, которые:
    подлежат в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;
    изъяты из оборота либо находятся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежат обращению в собственность государства или уничтожению.
Постановление судьи о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством21, а постановление о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов – органами внутренних дел. Реализация возмездно изъятых или конфискованных вещей осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ22.
Лишение специального права, предоставленного физическому лицу. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.
В статье 3.8. КоАП РФ, определяющей лишение специального права как вид административного наказания, в отличие от аналогичной статьи 30 ранее действовавшего КоАП РСФСР не уточняется содержание специальных прав, которых может быть лишен гражданин. В Особенной части КоАП РФ предусмотрено лишение права на охоту; права на управление транспортным средством; самоходной машиной или другими видами техники; на управление воздушным судном; судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном.
Следует отметить, что в статьях 32.5. и 32.6. КоАП РФ упоминается лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.
Таким образом, сейчас законодательством реально предусмотрены административные наказания в виде лишения специального права, только в отношении права на охоту и права на управления транспортными средствами.
Для управления транспортным средством, равно как и для занятия охотой, необходимо наличие специального права. Так, чтобы приобрести право на управление автотранспортными средствами, необходимо сдать квалификационные экзамены и получить водительское удостоверение. Управление другими транспортными средствами предполагает аналогичную процедуру. Применить данный вид административного наказания можно лишь к физическому лицу, которому специальное право было ранее предоставлено и которое этого права не лишено или не утратило его по иным основаниям. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права фактически означает для него запрет заниматься соответствующим видом деятельности на определенный срок.
Подчеркну, что лишение специального права устанавливается лишь за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Например, лишение права на управление автомототранспортными средствами может быть назначено (причем только как альтернативное наказание административному штрафу) за такие нарушения Правил дорожного движения, как управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения; превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 километров в час; нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, и др.
Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет. Так, в соответствии со статьёй 8.37. КоАП РФ нарушение правил охоты влечет в качестве возможного альтернативного наказания лишение права на охоту на срок до двух лет. Установленные же в настоящее время статьями Особенной части КоАП сроки лишения права на управление транспортными средствами находятся в пределах от одного месяца до одного года.
Лишение специального права назначается только судьей. Это новое положение законодательства об административных правонарушениях (до вступления в силу КоАП РФ лишение специального права, предоставленного физическому лицу, осуществлялось во внесудебном порядке).
Выше отмечалось, что возмездное изъятие или конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства является основным законным источником средств к существованию. Исходя из тех же посылок, законодатель определил в части 4 статьи 3.8. КоАП РФ, что для таких лиц не может применяться и лишение специального права в виде права на охоту.
Статьёй 3.8. КоАП РФ установлено также, что лишение специального права в виде права на управление транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев:
    управления транспортным средством в состоянии опьянения;
    уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
    оставления указанным лицом в нарушение существующих правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Порядок исполнения постановления о лишении специального права состоит в следующем.
Постановление судьи о лишении права на управление транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники, исполняется должностными лицами органов внутренних дел23 (ГИБДД). Постановлении судьи о лишении права на управление трактором, самоходной машиной или другими видами техники исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных машин и других видов техники24, - органов гостехнадзора Министерства сельского хозяйства РФ. Постановление судьи о лишении права на управление судном, в том числе маломерным, исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил пользования судами25, - органов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, государственной инспекции по маломерным судам, а также органов, осуществляющих государственное регулирование в области авиации.
Постановление судьи о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за связью26. Постановление судьи о лишении права охоты исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты27.
Исполнение постановления о лишении права на управление транспортным средством или другими видами техники осуществляется путем изъятия соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), если водитель, судоводитель или тракторист-машинист (тракторист) лишен право на управление всеми видами транспортных средств, судов и другой техники. Исполнение постановления о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. Исполнение постановления о лишении права на охоту осуществляется путем изъятия охотничьего билета.
По истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, подлежат возврату.
Течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права. В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения или иных документов срок лишения специального права прерывается и начинается со дня сдачи лицом либо изъятия у него этих документов. Течение срока лишения специального права в случае назначения лицу, лишенному специального права, административного наказания в виде лишения того же специального права начинается со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее.
Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Это один из наиболее строгих видов административных наказаний, который назначается и устанавливается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений.
В настоящее время КоАП РФ предусматривает возможность назначения административного ареста за совершение 10 видов административных правонарушений. К таким проступкам относятся грубые нарушения общественного порядка, злостные посягательства на общественную безопасность, на порядок управления и т.д. В частности, это оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (часть 2 статьи 12.27. КоАП РФ); неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы (статья 19.3.); мелкое хулиганство (статья 20.1.); организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ (часть 3 статьи 20.2.); демонстрация фашистской атрибутики или символики (статья 20.3.); нарушение требований режима чрезвычайного положения (статья 20.5.); неуплата административного штрафа в необходимый срок (статья 20.25.) и др.
Административный арест устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции – до 30 суток. Если административному аресту предшествовало административное задержание28 физического лица, совершившего правонарушение, то срок административного задержания включается в срок административного ареста.
Арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для лиц, арестованных в административном порядке. Арестованные обязаны выполнять требования установленного режима их пребывания в этих приемниках. Порядок содержания арестованных во время отбывания административного ареста и особенности соответствующего режима определены Положением о порядке отбывания административного ареста29.
Административный арест назначается судьей.
В статьях Особенной части КоАП РФ, как и в действовавшем ранее КоАП РСФСР, наряду с административным арестом всегда предусмотрена альтернативная мера наказания, как правило, административный штраф в повышенном размере. В этой связи судьи назначают арест, если считают, что применение иных предусмотренных в соответствующей статье мер наказания было в данном случае недостаточным карательным воздействием на виновных.
Административный арест не может применяться к четырем категориям лиц:
    беременным женщинам;
    женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет30;
    лицам, не достигшим 18 лет (несовершеннолетним);
    инвалидам I и II групп.
В соответствии с Положением о порядке отбывания административного ареста, арестованным разрешается прогулка в дневное время продолжительностью не менее одного часа на охраняемой территории специального приемника.
Арестованные могут привлекаться к физическим работам, но только с их согласия. Эта оговорка связана с тем, что в 1998 году Россия присоединилась к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой принудительный труд запрещен.
Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. Отбывание административного ареста, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
Специальные приемники органов внутренних дел для лиц, арестованных в административном порядке, принимают граждан, подвергнутых административному аресту, круглосуточно при наличии:
    постановления о наложении административного ареста, заверенного подписью судьи и скрепленного гербовой печатью;
    документа, удостоверяющего личность арестованного.
Лицо, доставленное в специальный приемник, регистрируется в журнале, дактилоскопируется и фотографируется. На каждого арестованного заполняется учетная карточка.
В специальных приемниках арестованные содержатся в закрытых на замки камерах под постоянной охраной. Перед водворением в камеру арестованные досматриваются сотрудниками органов внутренних дел в присутствии двух понятых. У арестованных изымаются предметы и вещи, кроме одежды, обуви, носовых платков, очков, предметов личной гигиены и туалетных принадлежностей (за исключением предметов, которыми можно нанести вред здоровью). Изъятое имущество подробно описываются в протоколе личного досмотра и досмотра вещей.
На время сна арестованные обеспечиваются индивидуальными спальными местами и постельными принадлежностями.
Арестованным запрещается хранить и употреблять спиртные напитки и наркотические средства, играть в карты и другие азартные игры. Им предоставлено право:
    обращаться с просьбой о личном приеме к руководству специального приемника;
    один раз за время ареста пользоваться до трех минут телефоном для связи с родственниками и близкими (кроме междугородних переговоров);
    пользоваться собственной одеждой и обувью по сезону;
    получать вещевые и продуктовые передачи;
    пользоваться настольными играми, читать газеты и журналы, слушать радио в установленное время до 22 часов;
    иметь ежедневную прогулку в дневное время продолжительностью не менее одного часа на охраняемой территории специального приемника и др.
Арестованным при освобождении из специального приемника по отбытии срока ареста выдается справка, в которой указывается срок нахождения под арестом и основания освобождения. Напомню, что срок административного задержания зачисляется в срок административного ареста.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
Это наказание применяется только к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Граждане РФ не могу быть лишены гражданства РФ, выданы другому государству, выдворены за пределы России. В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции РФ «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Статья 3.10. КоАП РФ, устанавливающая возможность административного выдворения за пределы Российской Федерации, является статьёй федерального закона, в соответствии с ней только иностранные граждане и лица без гражданства могут быть подвергнуты такому административному наказанию, как выдворение за пределы Российской Федерации.
Подобное наказание предусмотрено КоАП РФ за нарушение режима Государственной границы РФ (часть 2 статьи 18.1.); нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (часть 2 статьи 18.4.); нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации (статья 18.8.); нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (часть 2 статьи 18.10.); нарушение иммиграционных правил (статья 18.11.). Во всех статьях КоАП РФ, содержащих такое наказание, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, оно закрепляется в качестве возможного дополнительного наказания наряду с основным наказанием – административным штрафом.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию – компетентными должностными лицами органов исполнительной власти. Такими должностными лицами являются наделенные необходимыми полномочиями сотрудники пограничных органов.
Очевидно, что судья (должностное лицо пограничной службы), рассматривая дело о соответствующем административном правонарушении, вправе ограничится применением к виновному иностранному гражданину или лицу без гражданства только штрафа и не назначать дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Содержание административного выдворения за пределы Российской Федерации достаточно специфично. Оно состоит в контролируемом перемещении лиц, не являющихся гражданами России, с ее территории через Государственную границу РФ. Перемещение может производится принудительно и путем контролируемого самостоятельного выезда выдворяемого из Российской Федерации. В случае если у выдворяемого из России лица нет необходимых средств и установление стороны, пригласившей его в Россию, невозможно, перемещение выдворяемого лица через Государственную границу РФ осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Средства, выделяемые из федерального бюджета на мероприятия по административному выдворению, расходуются на приобретение проездных документов для выдворяемого лица (а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - также проездных документов для должностного лица органа внутренних дел, сопровождающего выдворяемого иностранного гражданина или лица без гражданства); содержание выдворяемого лица до исполнения решения об административном выдворении; оформление документов, необходимых для осуществления выдворения; совершение иных действий, непосредственно связанных с выдворением31.
Административное выдворение как меру административного наказания не следует смешивать с мерой административного пресечения, применяемой уполномоченными должностными лицами пограничных органов и пограничных войск и связанной с передачей иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушивших режим Государственной границы РФ, властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу РФ32.
Постановление об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства исполняется должностными лицами:
    пограничных органов – при совершении административных правонарушений, связанных с нарушением режима Государственной границы РФ (часть 2 статьи 18.1. КоАП РФ) и нарушением режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (часть 2 статьи 18.4. КоАП РФ);
    органами внутренних дел – при совершении административных правонарушений, связанных с нарушением иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации (статья 18.8. КоАП РФ), нарушением правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (часть 2 статьи 18.10.), нарушением иммиграционных правил (статья 18.11.).
Исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства производится путем его официальной передачи представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, либо путем контролируемого самостоятельного выезда лица, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации33. Об административном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства из пункта пропуска через Государственную границу РФ уведомляются власти иностранного государства, на территорию или через территорию которого указанное лицо выдворяется (если административное выдворение предусмотрено международным договором Российской Федерации с этим государством).
В случае если передача лица, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации, представителю властей иностранного государства не предусмотрена международным договором Российской Федерации с этим государством, административное выдворение лица осуществляется в месте, определяемом пограничными органами.
Исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства оформляется в виде двустороннего или одностороннего акта, который приобщается к постановлению. До административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства по решению суда могут содержаться в специальных помещениях, предусмотренных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию.
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
Дисквалификация – новый вид административного наказания, которого не было в ранее действовавшем КоАП РСФСР. Ее следует отличать от административного наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, а также от уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью (статья 47 Уголовного кодекса РФ). Дисквалификация применяется за нарушение административно-правовых запретов только к субъектам, обладающим особым правовым статусом, - определенному кругу лиц, управляющих юридическим лицом, а также к индивидуальным предпринимателям.
Административное наказание в виде дисквалификации может быть назначено:
    лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица;
    членам совета директоров;
    лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
    арбитражным управляющим.
Дисквалификация устанавливается КоАП РФ и применяется только в качестве основного наказания за совершение следующих административных правонарушений:
    нарушения законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (часть 2 статьи 5.27.);
    фиктивное или преднамеренное банкротство (статья 14.12.);
    неправомерные действия при банкротстве (статья 14.13.);
    ненадлежащее управление юридическим лицом (статья 14.21);
    заключение лицом, выполняющим управленческие функции в организации, сделок или совершение им иных действий, выходящих за пределы его полномочий (статья 14.22.);
    предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документа, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (часть 4 статьи 14.25.).
Административное наказание в виде дисквалификации назначается только судьей.
Постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом. Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом. При заключении договора на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом, уполномоченное заключить договор, обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущим реестр дисквалифицированных лиц.
Формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц осуществляется органом, уполномоченным Правительством РФ34. Информация, содержащаяся в реестре дисквалифицированных лиц, является открытой для ознакомления. Заинтересованные лица вправе получить за плату информацию из реестра дисквалифицированных лиц в виде выписок о конкретных дисквалифицированных лицах. Порядок формирования и ведения реестра дисквалифицированных лиц определяется Правительством РФ35.
Копия вступившего в силу постановления о дисквалификации направляется вынесшим его судом в Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству либо в ее территориальный орган.
Административное приостановление деятельности. Непосредственное административное приостановление деятельности заключает в себе прекращение на некоторое время деятельности лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без какого-либо образования юридического лица или юридических лиц, филиалов, структурных подразделений, представительств, эксплуатации агрегатов, производственных участков, объектов, сооружений или зданий, осуществлений некоторых видов деятельности или работ, а так же сферы услуг.
Административные приостановления деятельности начинают применяется в том случае если есть угроза здоровью или жизни людей, возникновения эпизоотии или эпидемии, заражения или засорения объектов которые находятся в непосредственной близости от карантинных объектов, наступления радиационной опасности или опасность техногенной катастрофы, непосредственное причинения довольно существенного вреда качеству или состоянию окружающей среды, либо в определенных случаях, совершения административных правонарушений в области оборота наркотиков или каких-либо психотропных веществ, в области «отмывания» доходов, которые были полученных незаконным путем, либо непосредственное финансирование террористических акций.
Административные приостановления деятельности назначаются в судебном прядке только в тех случаях, которые предусмотрены статьями Кодекса, либо если менее жесткий вид административного наказания не будет способен обеспечить полное достижение цели самого административного наказания. Административные приостановления деятельности устанавливаются на срок до 90 суток.
КоАП РФ предусматривает всего 45 составов нарушений, за которые могут приостановить деятельность. Следует отличать приостановление деятельности от временного запрета деятельности, предусмотренного ст. 27.16 КоАП РФ. Это мера предшествует рассмотрению дела в суде о применении приостановления деятельности. Ее максимальный срок — пять дней и ее назначение — в досудебном ограничении деятельности нарушителя, пока судом не будет решен вопрос о применении в отношении его такой меры ответственности, как приостановление деятельности. Пленум ВС РФ обратил внимание на то, что эти пять дней включаются в срок приостановления деятельности, если судом принято положительное решение.
Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол о соответствующем административном правонарушении.
В постановлении по делу судья обязан решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения его исполнения, которые в зависимости от обстоятельств дела могут заключаться во временном прекращении эксплуатации тех агрегатов, объектов, зданий или сооружений, принадлежащих нарушителю, либо во временном прекращении осуществления индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, его филиалами, представительствами, структурными подразделениями, производственными участками тех видов деятельности (работ, услуг), от которых исходит угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям.
Вместе с тем, отметил Пленум ВС РФ, в постановлении суда не должны указываться конкретные меры, направленные на исполнение названных в нем мероприятий (например, наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, отселение граждан из жилых зданий либо их перевод в другие стационарные лечебные, социальные учреждения в случае запрета эксплуатации зданий), поскольку в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 32.12 КоАП РФ и ч. 2 ст. 109 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» меры по обеспечению исполнения указанных в постановлении мероприятий применяются судебными приставами-исполнителями и выбираются ими самостоятельно.
При этом необходимо учитывать, что ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ предусматривает единственный случай, когда при назначении такого вида наказания за нарушение законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма судья обязан одновременно с приостановлением деятельности индивидуальных предпринимателей или юридических лиц решить вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.
Досрочно снять наложенное наказание можно по ходатайству лица, чья деятельность была приостановлена, но только в судебном порядке и только если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного наказания.
Для досрочного прекращения административного приостановления деятельности судьей в обязательном порядке запрашивается заключение должностного лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении.
Заключение дается в письменной форме с указанием фактов, свидетельствующих об устранении или о неустранении нарушителем обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности. Заключение не является обязательным для судьи и оценивается по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ. Несогласие судьи с заключением должно быть мотивировано.
Ходатайство рассматривается судьей в пятидневный срок со дня поступления в суд. Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не устранили своевременно причины, повлекшие назначение им приостановления деятельности, то по истечении срока действия административного наказания, будет иметь место новое административное правонарушение.
Обязательные работы. 08 июня 2012 года Федеральным законом № 65-ФЗ в Кодекс РФ об административных правонарушениях внесены изменения, согласно которым административная ответственность дополнена дополнительным видом наказания как обязательные работы.
Данный вид наказания является новым видом наказания за совершения административных правонарушений.
Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.
Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день.
Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. Виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Виды обязательных работ, для выполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями. Обязательные работы выполняются лицом, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, на безвозмездной основе. Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывало обязательные работы.
Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, - четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов. В случае уклонения лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ, выразившегося в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.4 ст. 20.25 КоАП РФ за уклонение от отбывания обязательных работ – предусмотрено административная ответственность в виде административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. Также указанным Законом установлен порядок освобождения лица от отбывания обязательных работ. Так, лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ в случае признания его инвалидом I или II группы, наступления беременности либо тяжелой болезни, препятствующей отбыванию обязательных работ. Исполнение постановления о назначении обязательных работ возложено на службу судебных приставов.
Виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов. Виды обязательных работ, для выполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями. Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, привлекается к отбыванию обязательных работ не позднее десяти дней со дня возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства. Обязательные работы назначаются судьей. Указанный вид наказание применяется с 1 января 2013 года.































ГЛАВА II. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ И ПРАВИЛА ИХ НАЗНАЧЕНИЯ

§ 1. Административные наказания, назначаемые
должностными лицами органов внутренних дел (полиции).


Глава 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет административные правонарушения в области дорожного движения, а также виды административных наказаний, определенные законодателем в отношении правонарушителей - автомобилистов и владельцев транспортных средств. При этом Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицам органов внутренних дел (полиции), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, предоставлено право назначать только два вида административных наказаний, а именно, предупреждение и административный штраф.
Как мера административной ответственности предупреждение известно отечественному законодательству с середины первой половины прошлого столетия. Впервые предупреждение как мера административного взыскания было закреплено Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 28 июня 1926 г. "Об издании местными исполкомами и городскими Советами обязательных постановлений и о наложении за их нарушение взысканий в административном порядке"36, которым за нарушение обязательных постановлений допускалось применение также таких взысканий, как штраф и принудительные работы. Само же предупреждение применялось в административном порядке в случае, если правоприменитель приходит к выводу о незначительности нарушения, нецелесообразности применения штрафа либо принудительных работ, недостаточной осведомленности нарушителя и т.п.
Постепенно предупреждение как мера административного взыскания получает усиленное применение в практике административного воздействия на лиц, совершивших незначительные административные правонарушения, для целей показательности гуманизации административно-наказательной политики социалистического государства в годы послереволюционного строительства 37.
Принятые в 1980 году Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях впервые закрепили в рамках единого правового регулирования систему административных взысканий, к числу которых было отнесено и предупреждение. По такой же схеме регулирования пошел и республиканский законодатель, приняв в 1984 году КоАП РСФСР. Вместе с тем ни союзный, ни республиканский кодифицированные законы не давали четкого определения предупреждения как меры административного взыскания, делая лишь указание на форму и способы его фиксации.
Впервые же понятие предупреждения как меры административной ответственности было дано в Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, хотя сам характер такой меры ответственности не изменился. В нем предупреждение определяется как мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица и выносимая в письменной форме (ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Определяя предупреждение как вид административного наказания, законодатель оценивает его как меру ответственности за совершение административного правонарушения в ряду с другими административными наказаниями. Следовательно, как и другим мерам административной ответственности, предупреждению присущи соответствующие признаки административно-властного принуждения.
Публично-правовое содержание предупреждения обусловливается тем, что данная мера административного наказания применяется властно-обязывающим образом, т.е. властным субъектом государства (органом государства, его должностным лицом), полномочным налагать административные наказания, к физическим или юридическим лицам как субъектам, находящимся в рамках (условиях) административной ответственности в состоянии подчинения.
Будучи выраженным в законе, предупреждение рассматривается государством как итоговая негативная реакция на деяние, признаваемое и характеризуемое как административное правонарушение, т.е. противоправное, виновное, общественно вредное действие (бездействие) физического или юридического лица, преследуемое административно-деликтным законом под угрозой административного наказания.
Как санкция за совершение административного правонарушения предупреждение предусматривается 20 статьями главы 12 Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. ст. 12.1 - 12.6, 12.9, 12.11, 12.13, 12.14, 12.16 - 12.23, 12.28 и 12.29)38
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.