На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Теоретические аспекты развития деловой этики. Этические нормы и принципы в работе менеджера по персоналу, их значимость для успешной его деятельности. Сущность нравственной оценки профессии. Исторические этапы развития этики кадрового менеджмента.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 02.05.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


1
Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты развития деловой этики
1.1 Этика менеджера по персоналу как составная часть деловой этики
1.2 Исторические этапы развития этики менеджера по персоналу
2 Этические нормы и принципы в работе менеджера по персоналу
Заключение
Список используемой литературы
Введение

Рассматриваемая в данной работе тема, на наш взгляд, является чрезвычайно актуальной.
Если опросить персонал западных компаний, то окажется, что значительное количество сотрудников имеет представление о том, что называется «ethics code» или «code of ethics». Возможно, что руководители российских компаний уже встречали эти понятия в деловой литературе и задумались, стоит ли внедрять их у себя и как это сделать [7, с. 56].
Мой более чем десятилетний опыт работы с российскими компаниями говорит о том, что об этом стоит подумать.
Но не на поверхностном уровне, как это чаще всего случается (в том числе и на Западе), а более предметно -- заглянуть поглубже, в суть проблемы.
Это нужно для того, чтобы увидеть явление этики в другом измерении, а не просто в виде списка правил.
Этический кодекс в работе менеджера персоналу иногда далеко «уходит» от самой сути этики [7, с. 56]. Например, есть компании, в которых работников заставляют подписать документ, называемый «этическим кодексом», и при этом берут с них обязательство доносить на нарушителей установленных правил.
Это сильное искажение смысла этики. Сама теоретическая сущность этики не определяет ее как определенный инструмент для регулирования поведения. Роль этики, на наш взгляд, более широка и многоаспектна.
Ее можно использовать в работе менеджера по персоналу как эффективное средство для принятия взвешенных, адекватных управленческих решений.
Таким образом, можно сделать наиболее общий вывод о том, что этика -- это измерение человеческой жизни; она является пространством, в котором человек может раскрыть то, что сделает его более непосредственным, более человечным.
Предмет исследования - процесс трудовой деятельности менеджера по персоналу.
Объект исследования - основные этические принципы и нормы.
Исходя из всего вышесказанного, целью написания данной работы является необходимость охарактеризовать роль этических норм и принципов в работе менеджера по персоналу.
В ходе достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Охарактеризовать теоретические аспекты развития деловой этики.
2. Осветить основные этические принципы и нормы в работе менеджера по персоналу.
3. Определить значимость основных этических принципов и норм в работе менеджера по персоналу.
В процессе исследования нами были использованы следующие методы:
1. Анализ вторичных данных.
2. Сравнительный метод.
В процессе исследования нами была использованы нормативные источники, а также учебная и монографическая литература.
I Теоретические аспекты развития деловой этики

1.1 Этика менеджера по персоналу как составная часть деловой этики

Этика менеджера по персоналу является составной частью профессиональной этики. Это непосредственно связано с тем обстоятельством, что те вопросы, которые должен решать менеджер по персоналу в ходе своей профессиональной деятельности выходят далеко за пределы тех вопросов, которые решаются средствами универсальной этики [6, с. 74].
Этика менеджера по персоналу являясь частью профессиональной этики изучает такие аспекты развития профессиональной морали, которые в своей сущности представляют собой конкретизацию универсальных нравственных принципов и норм в сфере осуществления своей профессиональной деятельности.
Профессиональная мораль возникает с общественным разделением труда, положившим начало профессиональному обособлению социальных групп [1, с. 98].
С образованием профессиональных групп возникает социальная потребность в регулировании отношений людей внутри данных групп. Первоначально это был небольшой круг профессий, которые в процессе дальнейшей специализации труда все больше дифференцировались, в результате чего возникали все новые профессии.
В зависимости от конкретных исторических условий на первый план выдвигается та или иная сторона профессиональной деятельности. Отношение к ней общества определяет ее ценность.
Чем же обусловлена нравственная оценка профессии?
Во-первых, тем, что данная профессия дает объективно для общественного развития. Во-вторых, тем, что эта профессия дает человеку субъективно, в смысле нравственного на него воздействия.
Всякая профессия, поскольку она существует, выполняет определенную социальную функцию. Представители этой профессии имеют свое общественное назначение, свои функции, свои цели. Та или иная профессия определяет выбор специфической среды общения, которая накладывает свой отпечаток на людей независимо о того, хотят они этого или не хотят.
Внутри каждой профессиональной группы складываются определенные специфические связи и отношения людей. В зависимости от объекта труда, орудий труда, используемых приемов и решаемых задач возникает неповторимое своеобразие ситуаций, трудностей и даже опасностей, которые требует от человека определенного типа действий, методов, психологических реакций. В каждой профессии рождаются свои моральные «искушения», моральные «доблести» и «потери», возникают определенные противоречия, вырабатываются своеобразные способы их разрешения.
В профессиональной деятельности человек вовлекается с его субъективным миром чувств, переживаний, стремлений, нравственных оценок, со своим образом мышления. Среди многообразных ситуаций в профессиональных отношениях начинают выделяться наиболее типичные, которые и характеризуют относительную самостоятельность профессии, ее моральную атмосферу. А это, в свою очередь, обуславливает специфику поступков людей, своеобразие их норм поведения [1, с.98].
Таким образом, как только профессиональные отношения приобрели качественную устойчивость, это привело к формированию особых нравственных установок, соответствующих характеру труда, т.е. к возникновению профессиональной морали с ее исходной клеточной нормой, отражающей практическую целесообразность определенных форм взаимоотношений, как между членами профессиональной группы, так и между самой группой с обществом.
Этика менеджера по персоналу, несмотря на то, что он по своей теоретической сущности и отражает особенности профессиональной этики, имеет и определенные, специфические особенности. В частности такие авторы, как Т. Ю. Базаров и Б. Л. Еремина считают, что специфические особенности профессиональной этики, которые находят отражение в работе менеджера по персоналу, сложились в силу того, что данная профессия регулирует отношения в области управления человеческим ресурсами[7, с. 57].
Исходя из данного положения, на наш взгляд вытекает закономерный вывод о том, что роль моральных регуляторов в рамках данной профессии.
Второй очень важной этической составляющей в ходе осуществления профессиональных обязанностей менеджера по персоналу является репутация профессионала [5, с. 82].
Репутация профессионала, накопленный им социальный и моральный капитал во многом предопределяют успешность его деятельности в профессиональных сетях.
Поскольку сетевые формы организации подразумевают переход на контрактные (как правило, срочные) формы привлечения персонала, то работу с ним менеджер по персоналу обязан строить на основе не только формальных и неформальных методов контрактации, но и используя приемы психологического контракта. Установление атмосферы взаимного доверия является ключом к эффективной деятельности всей системы кадрового менеджмента, обязательно включающей не только штатных работников кадровых служб, но и практически весь менеджерский корпус корпорации, а также внешних консультантов.
1.2 Исторические этапы развития этики менеджера по персоналу

Каждая эпоха располагает своим комплексом вычленявшихся профессиональных норм, то есть профессиональной моралью. История развития этических норм в ходе работы менеджера по персоналу, начинается с утверждения категории «труд» в качестве основной моральной ценности. Однако, уже древнегреческие мыслители утверждали, что человек в процессе своей жизни вынужден трудиться, вне зависимости от того, расценивает он свой труд как моральную ценность или такая оценка у него отсутствует. В качестве примера можно отобразить тот факт, что величайший философ Древней Греции, такой как Сократ, не считал труд величайшей ценностью и утверждал, что досуг является величайшим достоянием человека [7, с. 57].
Т. Ю. Базаров и Б. Л. Еремина считают, что такое положение объективным, так как они полагают, что оно обусловлено закономерностями общественного развития древнегреческого общества [7, с. 60]. Они полагают, что развитие общества, использовавшего не труд свободного человека, а в основном труд раба, связь моральных ценностей и трудолюбия не представлялась столь объективной.
В силу этих особенностей, наиболее нравственным считалось получение знаний, занятие науками, наиболее востребованной из которых являлись занятия философией. В произведениях такого древнегреческого мыслителя, как Платон (427 - 347 до н. э) находят свое описание не одного десятка различных профессиональных занятий. Тем не менее, ни земледельцу, ни ремесленнику Платон не дает права обладания высшей формой души, считая, что у них есть только растительная часть души. Поэтому он считает, что для этих людей важна добродетельность умеренности, для которой характерно подчинение порядку, следование основам дисциплины, а также способность подчиняться власти.
Те люди, которые относятся к категории воинов и стражников обладают волевой душой. Для этих людей главной добродетелью является мужество. Лишь правители, по мнению Платона, обладают той частью души, которую можно рассматривать как разумную, и поэтому для них характерна мудрость. Этот философ также считает, что гармонию в обществе, также как и гармонию между всеми этими тремя добродетелями обеспечивает понятие справедливости. Принцип справедливости, по мнению Платона, реализует в течение всей своей жизни любой гражданин, так как вынужден исполнять любое свое профессиональное дело в рамках отведенной линии природы и закона.
Таким образом, можно сделать наиболее общий вывод о том, что в рамках учения Платона нашли отражение те этические основания и категории, которые являются непосредственным основанием в работе менеджера по персоналу. Также можно заострить внимание на том обстоятельстве, что трактовка Платоном такого понятия, как идеальное государство вряд ли можно считать философской трактовкой профессиональной этики, в силу того, что в рамках данного учения, хотя и даны описания представителей отдельных профессий, выделены основные их особенности, однако философ не считает, что их деятельность является отражением определенных моральных принципов. Платон считает, что представители всех этих профессий не свободны в проявлении своих моральных принципов, так как представитель любой профессии, и даже мудрецы служат своему вечному миру идей [7, с. 60].
Первый кодекс профессиональной морали, который с достаточной степенью условности отнести к этическим, был составлен таким известным древнегреческим философом и родоначальником современной научной медицины Гиппократом (прибл. 460--370 гг. до н.э.).
В рамках этого знаменитого документа отражены и со всей конкретностью определенные правила, которые могут быть связаны с определенной профессиональной деятельностью, как например врача, а также те принципы, которые являются абстрактными и дают своему обладателю определенную свободу непосредственного морального выбора.
Гиппократ выделяет такую этическую категорию, которая сохраняет свою значимость для деятельности менеджера по персоналу, как «профессиональный долг». Это определение предполагает то обстоятельство, что профессиональный труд должен стать определенной значимой ценностью. В рамках данного понятия труд должен восприниматься также не только как источник определенного добывания средств к существованию. («Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»,-- это слова апостола Павла из Второго послания к фессалоникийцам), но и как способ формирования человеческого достоинства.
Профессиональная этика протестантизма ставит и решает традиционные этические проблемы, основываясь на утверждении моральной ценности и же святости профессионального труда: проблема морального выбора превращается в проблему выбора профессии, так называемую проблему призвания; проблема смысла жизни становит проблемой смысла профессиональной деятельности; моральный долг рассматривается как долг профессиональный; моральная ответственность преломляется через профессиональную ответственность, профессиональные качества личности получают моральную оценку.
Впервые понятие «призвание» в светском значении применил Мартин Лютер при переводе «Книги Премудростей Иисуса, сына Сирахова».
Здесь и речи нет о свободном выборе профессии и ответственности за этот выбор, являющийся божественным промыслом.
Для Лютера отношение к труду как призванию противоположно бессмысленным аскетическим монашеским упражнениям.
«Каждый должен быть послушен тем трудом, которым покарал его Господь» [Цит. по: 7, с. 61].
Тем не менее, необходимо отметить, что призвание необходимо рассматривать не только как определенное обстоятельство, которое предполагает, что человек смирился со своей участью, но не принял ее. По мнению Лютера, призвание включает в себя и добросовестный труд, в том числе и любовь к выбранному направлению труда, в том числе и ответственность к труду, которая определена человеком. Принимая точку зрения Лютера, можно утверждать, что не существует определенной разницы, которая может быть определена как значимая и между трудом наемного работника, и владельца, и администратора. Я считаю, что в том определении призвания, которое было дано Лютером присутствует определенный момент, который придает определенную этическую направленность любой выбранной профессии.
Призвание одновременно характеризует выбор профессии с точки зрения ее значения для человека и освящает выбор ориентацией на некий абсолют, находящийся вне индивидуального сознания. В XVI века, но мог быть только божий промысел, в XX в. -- общечеловеческие гуманистические ценности.
Индивидуальная мораль в профессиональной сфере предполагает также осознание профессионального долга.
Первоначальное содержание этой этической категории, исторически сложившееся в рамках протестантской этики, хотя и отличается от того содержания, которое оно имеет в светской этике, все же по существу глубоко связано с ним требованием самоотречения.
В противоположность монашескому аскетизму в протестантизме утверждается принцип мирской аскезы, решительно отвергающий непосредственное наслаждение богатством. Наиболее последовательное воплощение эта этика получила у последователей Кальвина в Англии -- пуритан, порицавших как непростительные занятия пустую болтовню, излишества, суетное тщеславие, превышающий необходимое время сон, считавших тяжким грехом бесполезную трату времени. Не принимая крайностей пуританского аскетизма, граничащего с ханжеством, следует, тем не менее, признать, что достижение успеха в любой профессии неизбежно связано с определенным самоограничением, без чего невозможна профессиональная реализация личности.
Самоограничение выражается в стремлении выработать в себе такие качества, как дисциплинированность, организованность, честность, деловитость, упорство, сдержанность. В XVI в. последователей практической этики кальвинизма называли методистами за создание строгого метода всего поведения, который преследовал две задачи: освобождение от иррациональных инстинктов, от влияния природы и мира вещей, подчинение жизни плановому стремлению; постоянный самоконтроль и активное самообладание.
Если категории «призвание» и «профессиональный долг» выражают отношение человека к своему делу, то проблема смысла профессиональной деятельности порождается взаимодействием людей в обществе и в упрощенном виде может быть сформулирована как вопрос «Для кого человек должен трудиться?»
Не на благосклонность мясника, булочника или земледельца считываем мы, желая получить обед, а на их собственную заинтересованность; мы апеллируем не к их любви к ближнему, а к их эгоизму, говорим не о наших потребностях, а всегда лишь об их выгоде.
Иными словами, объективно всякая востребованная деятельность в буржуазном обществе, так или иначе учитывает чьи-то интересы, однако указание на адресата деятельности само по себе не может придать ей моральный смысл. Только осознание общечеловеческого, общекультурного значения поставленных целей, как бы абстрактно, идеалистично или недостижимо это ни звучало, делает профессиональную деятельность морально осмысленной.
Выработанные протестантской профессиональной этикой положения касаются любой профессиональной деятельности.
К концу XIX века различные профессиональные сообщества начинают составлять собственные моральные кодексы, конкретизируя абстрактные принципы применительно к той или иной профессии -- журналиста, юриста, педагога, дипломата.
Во многих штатах США и в Канаде, например, в начале XX в. были приняты этические кодексы инженеров, которые действовали до 70-х г.г. XX века, затем были пересмотрены и дополнены и продолжают действовать.
В них подробно анализируются как общие, так и частные аспекты морального долга инженера по отношению к народу, к своему нанимателю, клиентам, другим членам профессионального сообщества, а также к себе самому.
Профессиональная этика менеджера по кадрам включает в себя все перечисленные принципы и категории, но по форме и содержанию деятельности обладает специфическими особенностями.
Любые решения кадрового работника отягощены ответственностью за чужие судьбы. Строго говоря, представители всех профессий, имеющих человека в качестве объекта деятельности (врач, учитель, юрист, журналист) несут такую ответственность, но именно руководитель отвечает за реализацию профессиональных возможностей работников, их карьеру, а следовательно, за их общественное положение.
Моральные и деловые качества людей становятся для менеджера по персоналу объектом профессиональной деятельности:
1) чисто профессиональные качества -- профессиональные навыки, опыт работы, знание иностранных языков;
2) морально-психологические как профессиональные -- целеустремленность, выдержка, честность, принципиальность, самоотверженность, требовательность;
3) моральные -- доброта, отзывчивость, гуманность, достоинство, уважение других, порядочность, щедрость, мужество, справедливость, совесть.
Появление специалистов по работе с кадрами (управлению персоналом) связано с реализацией прин и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.