На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Применение устного народного творчества в учебном процессе. Развитие познавательного, творческого, ценностного, коммуникативного и художественного потенциала личности учащихся на уроках биологии. Внедрение в учебный процесс сказок, загадок, пословиц.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 27.01.2011. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Введение

Наше время характеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой.

Устное народное творчество - это плоды опытности всех народов и здравый смысл всех веков, переложенные в формулы.

Глава 1. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии

Наше время характеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Устное народное творчество - это плоды опытности всех народов и здравый смысл всех веков, переложенные в формулы. (сказал Ривароль А.) Что может быть наиболее выразительным, ёмким, чем народная мудрость?! Рассказы, пословицы, поговорки, загадки, сказки позволяют моим ученикам глубже почувствовать красоту природы, величие человека и его зависимость от природы, родство с ней. Отбирая художественный материал необходимо, чтобы он имел познавательную и эстетическую ценность, то есть должен быть таким, чтобы при анализе его, школьники могли приобретать знания о природе, выявлять закономерности и в то же время испытать эстетические чувства, связанные с художественно-образным познанием действительности. Например: в курсе "Ботаника" можно широко использовать загадки, сказки, пословицы. Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказала бы: это загадки. Что же такое загадки?
Загадки - это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Народом создано очень много загадок о растениях, грибах:
1. Беленькая нитка загуляла прытко,
Под землёй ходила, землю шила, шила.
А потом снаружи заплелась потуже.
Заплелась в моточек, завилась в клубочек.
2. Пока молода - она седа
Как постарела, так почернела.
При изучении темы "Прорастание семян" создаётся проблемная ситуация путём использования пословиц:
· "Весной день год кормит".
· "День прозевал - урожай потерял.
· "Вспашешь в срок, посеешь в срок - будет урожай высок".
· "С агротехникой лад - урожай богат".
В 5 классе при обобщении темы "Вода. Значение воды в природе."
Можно использовать стихи, пословицы.
Многие могут сказать, что использование поэзии, рассказов, загадок, пословиц отвлекает учащихся от основного учебного материала. Но при тщательной подготовке к урокам, соблюдении меры эти приёмы помогают сделать уроки эмоциональными, впечатляющими, интересными, что способствует лучшему усвоению учебного материала. А также побуждает учащихся к творческой деятельности, активизирует познавательную деятельность. В ответ на такие уроки появляются стихи, сказки, загадки, сочинённые детьми. Например: ученица 7 класса придумала загадки - стихи к теме "Биоценозы", которые я использую теперь при повторении.
1. Медведь в тайге рос, тайга - естественный (биоценоз)
2. Хоть щеночек наш и мал, у него есть территория (ареал)
3. Пете от родителей досталась ответственность,
4. Это понятно, это (наследственность)
5. Пыльцеед не любит хлеб.
6. Ему нравится пыльца
7. А зовут его (оса)
8. Спуск в этот биоценоз крут, а биоценоз называется (пруд)
9. Нелегко зайцу вкусная трава далась,
10. Это прямая пищевая (связь)
Для закрепления изученного материала можно использовать и такую загадку:
"Спит волшебным сном малютка. Кто бы разбудил?
Солнце грело, грело. Не встаёт малютка!
Дождик брызгал, брызгал. Крепко спит малютка.
Ветер дул-дул. Как мертва малютка.
А пришли все вместе - сразу разбудили."
ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА МАЛЮТКА? (ответ - семя)
Вот как можно использовать на уроке в 6 классе загадки, пословицы и стихи. Предлагается фрагмент урока "Строение семени двудольного растения."
Учитель:
У меня для вас задание
На уменье и на знание.
В руки карточки возьмите
И внимательно прочтите.
Рассмотрите это семя
И сравните их размеры
Почему одно из них больше, чем другое?
Ответ учащихся:
На вогнутой стороне находится отверстие - микропиле. Через него в семя проникает вода и воздух. Более крупное семя впитало влагу и набухло.
Учитель: Совершенно верно.
Следующее задание на Смекалку и внимание.
"Коробочка запечатана
А ней растенье спрятано
С ветками листочками
С белыми цветочками"
Чтоб найти нам ответ
Мы исследуем объект.
Чем покрыто семя?
Ответ учащихся:
Кожурой.
Учитель: Изучите зародыш. Чем он образован?
Ответ учащихся: зародыш имеет 2 семядоли, зародышевые корешок, стебелёк, почечку с листочком.
Учитель: мы видим, что семя имеет кожуру и зародыш, который состоит их 2-х семядолей, зародышевых корешка, стебелька и почечки с листочком. Так что же это за коробочка?
Ответ учащихся: Это семя. А в нём зародыш будущего растения.
Учитель: А как вы думаете, для чего семядоли? Тогда отгадайте загадку.
"В малой хатке - спаленке
Спит ребёнок маленький
В кладовой еда лежит
Как проснётся, будет сыт."
Ответ учащихся: в семядолях находится запас питательных веществ.
Учитель: правильно. Следовательно, чем крупнее семена, тем больше питательных веществ. Какое же строение имеет семя фасоли?
Ответ учащихся: семя имеет кожуру и зародыш, который состоит из 2-х семядолей, корешочка, стебелёчка и почечки с листочком.
Учитель:
Как верёвочка не вьётся, а кончику быть.
На последок я пословицы прошу вас объяснить.
· "От доброго семени - добрый всход"
· "Каково семя, таково и племя"
· "По семенам и всходы"
Ответ учащихся:
Пословицы говорят о том, что для посева нужно брать хорошие полновесные семена.
Учитель: И, конечно же друзья, без загадки никуда!
"В золотой клубочек
Спрятался дубочек."
"Я из крошки бочки вылез
Корешки пустил и вырос" (жёлудь)
"У матери тысячи сыновей,
Каждому она мисочку дала,
А себе не взяла." (материнское растение и семена с запасом питательных веществ)
Очень приятно, когда прозвенит звонок с урока и пятиклассник скажет Вам спасибо за урок. Одиннадцатиклассники удивятся: "Как интересно?"
Но самым приятным можно считать то, что дети посвящают нашему труду свои стихи:
Наука жизни и любви
К природе и дарам Земли
Научит мир воспринимать
И по другому понимать
Всё то, что окружает нас.
И в добрый путь, и в добрый час
Перешагнёт пусть человек
Тяжёлый XXI век.
Пусть сердце чувствует его
Природы - матери тепло.
Чтоб научились созидать,
Чтобы умели больше строить
И на страницах, чтоб истории
Могли бы след свой оставлять.
Нас биология научит
Так жить, чтоб стало людям лучше!
Загадки, пословицы, поговорки, сказки оставляют след в умах учеников, пускают корни, дают цветы, приносят плоды и не перестают вызывать интерес к моему предмету.
Глава 2. Развитие художественного потенциала личности учащихся на уроках биологии
Личность характеризуется своеобразной структурой, которая связана с видовым строением деятельности человека, пятью потенциалами личности учащегося:
1. Познавательный потенциал -- объем и качество информации, которой располагает личность (знания о внешнем мире, самопознание).
2. Творческий потенциал -- умения и навыки, способность к созидательной деятельности в определенной сфере.
3. Ценностный потенциал -- идеология, жизненные цели, убеждения, устремления.
4. Коммуникативный потенциал -- мера общительности личности.
5. Художественный потенциал -- уровень и содержание художественных (эстетических) потребностей, способ их удовлетворения.
Традиционно в школьной биологии большое внимание уделяется развитию познавательного, ценностного, творческого потенциалов, т.е. процессу овладения учащимися знаниями и умениями, к которым в программах предъявляются определенные требования. Такой компонент образования, как опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, остается в стороне.
Равномерное развитие пяти потенциалов -- основной способ воспитания гармоничной личности. На сегодняшний день проблема развития художественного потенциала учащихся в процессе обучения биологии остается недостаточно разработанной, в то время как данный курс обладает широкими возможностями развития именно художественных способностей личности. Эти возможности вытекают из самой сути естественных наук, центральной проблемой которых являются взаимоотношения в системе "природа -- человек". Данный вопрос рассматривается в работах методистов А.С. Волковой, В.М. Корсунской, Н.М. Верзилина; в формулировке "эстетическое воспитание учащихся" ими определены основные методические условия, реализация которых направлена на формирование художественной культуры школьников (схема 1).
Схема 2. Методика определения показателей художественного потенциала учащихся
На основании полученных данных составляется сводная таблица:
№п/п
Учащийся (фамилия, имя)
Художественный потенциал
Разнообразие видов творчества
Эстетичность работ
Уровень (общий балл)
1
Иванов А.
1
2
3
Уровень развития ХП учащихся за период... (2000/2001 учебный год)
Определив уровень развития художественного потенциала, можно сравнить его с показателем через определенное время (четверть, полугодие, учебный год), отследить динамику, увидеть причины повышения или снижения уровня ХП, сопоставить с качеством обучения, спрогнозировать дальнейшие перспективы работы в данном направлении с отдельным классом и каждым учеником.
Комплекс творческих работ, предлагаемых для выполнения учащимися (по их желанию), может включать такие виды: выполнение рисунков; составление коллекций; изготовление объемных моделей, поделок из природного материала; сочинение стихотворений и загадок на биологическую тему; составление книг рекордов ("Растения", "Птицы" и др.); подготовка сообщений; участие в биологической игре и т.д. Этот комплекс определяется учителем, равномерно распределяется на весь учебный год (до 12--15 наименований работ в год).
Произведения искусства, применение которых целесообразно на уроках биологии для формирования художественного потенциала: произведения литературы (поэзии, прозы, научно-популярной литературы), изобразительного искусства (пейзажи, работы художников-анималистов); музыкальные произведения; средства телевидения ("домашний кинотеатр").
Примеры произведений изобразительного искусства, которые соответствуют предмету "Биология"
Пейзажное искусство (альбомы репродукций):
1. Левитан И.И. "Озеро", "Сумерки", "Золотая осень", "Март", "Одуванчики", "Луг на опушке"
2. Шишкин И.А. "Лесные дали", "Утро в сосновом лесу", "Рожь", "Дубы", "Корабельная роща", "Первая зелень", "Полевые цветы"
3. Саврасов А.К. "Грачи прилетели" и др.
4. Рылов А.А. "Зеленый шум"
5. Куинджи А.И. "Березовая роща", "Пятна лунного света в лесу"
6. Грабарь И.Э. "День инея", "Белая зима", "Грачиные гнезда"
7. Васильев Ф.А. "Облака", "Перед дождем", "Осень. Болото в лесу"
8. Яблонская Т.Н. "Хлеб" и т.д.
Работы художников-анималистов:
1. Чарушин И. Иллюстрации животных в энциклопедиях.
2. Капустина Н. Серия открыток "Бабочки", "Жуки".
3. Мериан М.С. Иллюстрации в книгах Гофмана.
Музыкальные произведения:
1. Римский-Корсаков Н.А. "Сказка о царе Салтане".
2. Скрябин Н. "Поэма огня".
3. Чайковский П.И. "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик", "Времена года", "Май. Белые ночи".
4. Ильин В. "В космическую даль".
5. "Звуки природы" (сборник).
6. "Колыбельная для кита"
7. Бетховен "Лунная соната".
8. Глинка М. "Жаворонок".
9. Зиринг В. "В лесу".
10. "Голоса птиц в природе" (серия грамзаписей, аудиозаписей).
Средства телевидения: телепередачи о природе Земли (домашние животные)
Глава 3. Использование литературных произведений на уроках биологии

Человеческое искание истины не может быть без человеческих эмоций. Учение в школе - тот же поиск истины. И кто как не мы, учителя, должны дать эмоциональный заряд молодому человеку на всю жизнь. Наше время характеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех учащихся. В этих условиях у современного школьника порой труднее, чем у школьника недалёкого прошлого, вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть те чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это нас, педагогов, обязывает искать пути, методы, приёмы, которые позволили бы в будничную учебную работу привнести элементы высокой одухотворённости.
Поэтому учителя и выбирают себе в союзники литературу, живопись, историю, географию. Преподавание литературы и истории, географии, биологии и других предметов происходит часто изолированно друг от друга. Поэтому ученики воспринимают каждую науку особенно от других. Хотя изучение школьных предметов, по сути дела, должно сформировать у детей целостный взгляд на мир. Эту проблему призваны решить так называемые интегрированные уроки, объединяющие несколько предметов и рассматривающие ту или иную проблему под разными углами или с разных точек зрения. Другим способом является включение в урок отдельных элементов, относящихся к другому предмету, но служащих иллюстрацией к той или иной теме. Органично вплетённые в ткань уроков художественное слово или картины родной природы позволяют воздействовать на эмоциональный мир школьника, позволяют учащимся глубже почувствовать красоту природы, величие человека, острее воспринять материал как об отрицательном воздействии человека на природу, так и о положительном его влиянии. Всё это рождает и укрепляет любовь к своей родине, ответственность за её судьбу, то есть способствует развитию эстетических взглядов и художественного вкуса у ученика. Приступая к планированию, обязательно анализирую содержание каждого урока с точки зрения допустимости и возможности включения в него литературы, музыки и материала других предметов. К каждому вычлененному с этих позиций уроку подбираются соответствующие эпиграфы, стихи, отрывки из художественной прозы. Все эти элементы композиции урока должны вызвать эмоциональный подъём у учащихся, но и создавать ту эмоциональную атмосферу, которая способствовала бы более глубокому восприятию и осознанию школьниками учебного материала, их эстетическому и нравственному совершенствованию. Так, не каждые литературные произведения, которые изучаются в школе на уроках, могут быть использованы при обсуждении различных вопросов на уроках биологии. К числу тем, где также используются литературные произведения, можно отнести и темы из общей биологии. Так, тема "Биосфера и человек", к которой я выбрала девиз "Природа, Родина, мы". Этот девиз - ключ к пониманию ребятами этой темы. и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.