На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Статья Учебная игра как основа творчества учащихся. Нетрадиционные способы организации творческой деятельности школьников. Поиск точек удивления в художественном тексте. Развивающая роль литературного творчества школьников. Раскрытие креативности школьника.

Информация:

Тип работы: Статья. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2008. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Актуализация креативных способностей учащихся на уроках литературы через необычные средства представления учебного материала и включение учащихся в деятельность
учитель русского языка и литературы
МОУ «Джидинская СОШ»
Республика Бурятия
Поневчинская Валентина Петровна
Предисловие
В основу разработанного образовательного стандарта положен компетентностный подход в обучении как системообразующая дидактическая идея, которая определяет содержание и структуру стандарта. Под компетенцией подразумевается способность применять ЗУН в разнообразных ситуациях, наличие качеств, позволяющих человеку успешно социализироваться, в т.ч. и умений творческого характера (интуиция, воображение, смекалка, различные виды мышления, умение учиться).
Современная школа характеризуется смещением от знаниево-ориентированного к компетентностному, личностно ориентированному, деятельностному подходу в образовании. Это позволяет развивать и совершенствовать на уроках литературы ключевые, общепредметные и специфико-предметные компетенции: коммуникативную и рефлексивную, культуроведческую и ценностно-ориентационную, смыслопоисковую и читательскую и др. Новое время требует новых подходов.
Современные дидакты считают, что педагог должен организовать деятельность учеников таким образом, чтобы постоянно стимулировать мотивации к обучению. Учёные выделяют следующие мотивы: интерес и успешность, достижения и сотрудничество, соперничество и соревновательность.
При нетрадиционном творчески-реализованном типе обучения (классификация Г.А.Русских) познавательный интерес, мотивации к обучению развиваются на основе необычных средств представления учебного материала и включения учащихся в деятельность. При этом учитель изменяет способы организации учебного труда, опираясь на фантазию, игру, имитацию и т.п.
Формирование опыта творческой деятельности, для которой характерен «перенос» знаний из одной учебной ситуации в другую, осуществляется в процессе творческих заданий.
1. Учебная игра как основа творчества учащихся
Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности. Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной деятельности. В учебно-познавательной деятельности школьников на основе деятельностного способа обучения лежит личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.
В настоящее время все новшества, вводимые в школе, касаются в основном изменений содержания учебных дисциплин, частных форм и методов обучения, не выходящих за рамки привычных технологий. Задача состоит в изменении условий обучения так, чтобы большинство учащихся училось на уровне усиливающихся познавательных интересов и лишь по отношению к меньшей части из них, и то, как исключение, требовались бы меры побуждения.
Чтобы постичь, прожить, приобщиться к раскрытию, конструированию нужны особые формы обучения. Ведущей среди них является имитационная игра.
Игра - это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Именно в игре каждый выбирает себе роль добровольно, причём познавательные действия ученика выполняются в структуре деятельности, которая имеет личностный смысл. Всё это говорит о том, что имитационная игра в школе является основой личностно ориентированного обучения.
Игра несёт на себе функции:
* психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;
· психотерапевтические, помогая ребёнку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие;
· технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.
В игре ребёнок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологическую свободу, необходимую для его развития.
Развитие креативных способностей школьников подразумевает развитие четырёх само-: самостоятельности, самоконтроля, возможности для самореализации и самовыражения, интереса к предмету, активности. Творчество обязательно в игровых формах обучения, наиболее привлекательных для школьников. Все проекты раннего развития построены на обучении детей в их естественном состоянии - состоянии игры.
Аксиомой существования ребенка является творческое отношение к жизни, познание через интерес и безоценочную свободу самовыражения, так как ничто в будущем не сможет заменить отсутствие фантазии, богатого воображения, развитой интуиции. Возможность открытого отношения к другому представляет игра. Полноценная учебная деятельность организуется только на основе игровой, поскольку учение направлено на овладение такими абстракциями и обобщениями, которые предполагают наличие у ребенка воображения и символической функции, формирующихся в игре.
Одна из особенностей игры состоит в том, что она достигает своих целей незаметно. Игра, как деятельность, выполняющая личностно развивающую функцию, есть деятельность «честная», не сводимая к формальному исполнению. Она затрагивает существенные жизненные интересы воспитанника, дает свободу выбора и приоритетов. Вместе с тем, игра - достаточно трудный вид деятельности, т.е. требует напряжения воли, но вызывает чувство удовлетворения. Игра должна быть деятельностью, в которой ученик оказывается перед реальной альтернативой: поступить согласно своему мировоззрению или против своих взглядов.
Переход школьника к самовоспитанию в играх, к саморазвитию, к свободной сознательной работе над своей волей, характером, к выработке положительных привычек и приобретению необходимых умений происходит незаметно и естественно. Этот переход обеспечивается «принципом удовольствия», на котором основаны игры. Ни в какой другой деятельности школьник не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости, как в игре. Активизируется мыслительная деятельность, память, внимание, творческое воображение.
При дифференцированном подходе игровые приемы позволяют вовлечь в творчество весь класс, повышается самооценка у школьников репродуктивного уровня, растет уровень их познавательной активности.
2.Нетрадиционные способы организации творческой деятельности школьников
Развитие личности в школе идет на учебном занятии, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности. Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Результативными в этом смысле стали уроки литературы в нетрадиционной форме (КВН, путешествие, устный журнал, исследование, театрализация, интегрированные уроки и др.). Они вызывают большой интерес у школьников. В.Сухомлинский писал: «Сказка, фантазия, игра - животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений…». Участники литературных игр получают не только удовольствие, но и новые коммуникативные навыки, личностное саморазвитие. Игроки погружаются в текст, проводят лингвостилистический, литературоведческий анализ, интерпретируют и трансформируют прочитанный материал.
Литературная игра развивает дивергентное мышление (поиск в разных направлениях, высказывание различных гипотез), в противовес конвергентному мышлению (поиск в одном направлении при получении одного правильного ответа), принятого в советском образовании. М.М.Бахтин писал: «Могучее и глубокое творчество во многом бывает бессознательным и раскрывается многообразием смыслов…Понимание восполняет текст: оно активно и носит творческий характер. Творческое понимание продолжает творчество»2.
Литературное произведение полифункционально по своей сути, имеет различные типы эстетических категорий. Урок-игра позволяет выяснить многие из них. Учебная игра имеет достаточно позитивных дидактических возможностей. Она позволяет учащимся самим выбирать «точки удивления», при традиционном изучении оставшимися незамеченными; выводит учеников из пассивной позиции наблюдателей; решает кроме учебно-воспитательных и развивающих задач проблемы релаксации, улучшает психологический микроклимат в классе.
Удачной формой современного урока является театрализованная игра, которая может проводиться на уроке и вне его. Подготовительная работа включает в себя формулировку темы, создание сценария, распределение ролей, репетиции, обсуждение игровых условностей. В 10 классе возможен урок обобщения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» в форме суда над Раскольниковым. Учащиеся погружаются на таком уроке в атмосферу столкновения различных взглядов, мнений. Литературное произведение - это форма художественного диалога писателя с читателем. В процессе погружения в текст приходит понимание, а «понимающий неизбежно становится третьим в диалоге».2 Интерпретация образа Раскольникова имеет право на существование. Диалог культурных смыслов: писатель-критик, читатель-критик, автор-читатель - формирует у школьников дивергентное, творческое мышление. Важна глубокая проработка материала, высшая степень самостоятельности, способность к критичности и толерантности в оценках, ориентация на соревновательность, актуализация деловых, лидерских возможностей. Участвуя в дискуссиях, выступая с докладами, учащиеся учатся оппонировать, адаптируясь к реалиям сегодняшнего времени. Живя в сегодняшнем обществе, человек должен уметь отстоять свою точку зрения, этично и аргументированно убедить других.
Необычно прошел в 7-х классах урок обобщения «Смех - дело серьёзное» по юмористическим рассказам А.П.Чехова в форме устного журнала. Урок состоял их страниц: «Интервью журналиста», «Словарная», «Театральная», « Сыскное агентство», «Экскурсия в картинную галерею», «Итоговая». Чтобы мотивировать ребят, сделать их активными участниками-субъектами урока, подготовка устного журнала осуществлялась совместно с ними. Учитывая особенности переходного возраста, я предоставила все возможности для самовыражения подростков: они побывали на этом уроке и артистами, и сыщиками, и художниками, и гидами (музейными работниками).
Запоминающимся стал урок-конкурс в 8-х классах по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», рассчитанный на 2 часа. Ребята разделились на группы: «Таланты и поклонники», «Очумелые ручки», «Умники и умницы». На этапе анализа урока все участники отметили как изюминки урока театрализацию фрагментов комедии и написание её «продолжения». Восьмиклассники сумели передать неповторимый колорит гоголевской эпохи через изготовленные костюмы, декорации, манеры, игру.
Работа в группах учит детей сотрудничеству, самостоятельности, терпимости к мнению других, здесь важна не оценка, а сам процесс совместного добывания знаний. Приобретённые умения и навыки на таких уроках помогут школьникам адаптироваться, социализироваться в современной жизни.
Увлекательным и эффективным делают урок интеллектуальные игры: литературные кроссворды, ребусы, викторины. Их можно использовать на разных этапах урока. Ребусы, кроссворды, викторины как интеллектуальные виды работы не должны быть чересчур лёгкими, иначе они не вызовут интереса. В то же время сложные задания могут отпугнуть ребят. Уместнее всего продумывать дифференцированные задания по группам в соответствии с уровнем познавательной активности. Сегодня практически невозможно представить современный урок без применения компьютерной технологии.
Примером этого стал урок-презентация в 8-м классе «Душа моя чиста…» (по лирике Н.М.Рубцова). Ребята приготовили замечательные слайды о жизни и творчестве поэта, нашли песни на его слова: «В горнице», «Букет», совершили виртуальную экскурсию в музей картин Левитана (по результатам исследования ребят, именно его картины теснее всего перекликаются со стихами Рубцова).
Технология подготовки урока в нетрадиционной форме путешествия в страну гоголевского юмора в 6 классе см. в Приложении.
3. Поиск «точек удивления»9 в художественном тексте
Главным инструментом учителя литературы остаётся с л о в о. И учить быть внимательным к слову следует с самого начала работы над произведением. Анализируя его заголовок, школьники обнаруживают, что в нем часто отражается позиция автора, постановка ключевой проблемы, сам заголовок вызывает определённые художественные ассоциации. Заголовок может стать объектом творческого исследования. Вспоминаются строки из книги Г. Гранина «Секреты орфографии»:
Заголовок - окошко для взгляда вперед. и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.