На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Интервью, анкетирование, беседа как методы исследований в педагогике для установления текущего состояния педагогического явления. Виды анкетирования: сплошное, выборочное и личное. Классификация вопросов анкеты. Проверка анкет, их типичные варианты.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 12.11.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Министерство образования и науки Украины
Открытый международный университет развития человека “Украина"
Горловский филиал
Кафедра физической реабилитации
Заведующий кафедрой: доц. Томашевский Н.И.
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Методы исследований в физической культуре и спорте,
физической реабилитации
ТЕМА: Анкетирование как метод экспертизы в педагогике
Выполнил:
студент 2-го курса группы ФР-06
дневного отделения
факультета “Физическая реабилитация"
Романюк Геннадий Иванович
2008
План
    Анкетирование
      Виды анкетирования
      Виды анкетирования
      Построение анкеты
      Классификация вопросов анкеты
      Варианты типовых анкет
      Анкета
      Список литературы

Анкетирование

Анкетирование относится к той группе методов, которая в социологии, педагогике и психологии носит название "опрос". В эту группу помимо анкетирования входят интервью и беседа. Все эти методы характеризуются одним ведущим признаком: с их помощью исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых (респондентов). Это, с одной стороны, позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т.п. (все то, что не подвластно изучению другими методами) и, с другой, - делает эту группу методов субъективной (не случайно у некоторых социологов существует мнение, что даже самая совершенная методика опроса никогда не может гарантировать полной достоверности информации).

В отличие от других методов исследования эффективность опроса полностью зависит от двух моментов: во-первых, хочет ли и будет ли респондент отвечать на поставленные вопросы и, во-вторых, может ли он ответить па них. Следовательно, организация любого опроса должна начинаться и подчиняться разработке этих двух моментов; все должно быть направлено на то, чтобы побудить опрашиваемых дать полные и правдивые ответы на поставленные вопросы.

Сущность опроса в любом его виде сводится к тому, что исследователь получает информацию из тех ответов респондентов, которые они дают на поставленные вопросы. Различие между видами опроса сводится лишь к различию его форм, реже - к различию содержания вопросов.

Анкетирование - это метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты.

Интервью - это метод получения информации путем устных ответов респондентов на систему вопросов, устно задаваемых исследователем.

Беседа - это метод получения информации путем двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.

В беседе и респонденты, и исследователь выступают активными сторонами, в то время как в интервью задает вопросы только исследователь. Интервью можно назвать односторонней беседой.

Во время беседы (и в этом ее преимущество) можно получить более глубокое представление об интересующем исследователя вопросе, а также уточнить сомнительные ответы, следовательно, получить более достоверные данные. Недостатком беседы является сравнительно большее время, необходимое для ее проведения, что сужает возможности для сбора достаточного материала.

При беседе вопросы задаются и обсуждаются в очередности, которая предусмотрена планом, но раскрываются шире, чем написаны.

Из приведенных кратких характеристик видов опроса явствует, что принципиальных различий между ними нет. Не случайно в последнее время среди социологов, педагогов и психологов получают все большее распространение смешанные виды опроса, например анкеты-интервью. Далее дана развернутая характеристика лишь анкетирования: во-первых, оно является наиболее распространенным методом в теории и практике физического воспитания; во-вторых, владение методикой анкетирования дает исследователю основной объем знаний и умений для овладения другими методами опроса; в-третьих, анкетирование более доступно основной массе исследователей, не имеющих большого педагогического и житейского опыта, не обладающих способностью быстро вступать и контакт с людьми; в-четвертых, оно позволяет охватить значительное количество людей; в-пятых, анкетирование доступнее для математической обработки результатов.

Анкетирование применяется для установления текущего состояния педагогического явления, для изучения существовавшего и существующего положений в практике работы или мнений, относящихся к проблеме исследования. Например, можно провести анкетирование преподавателей по плаванию, чтобы узнать, применяют ли они упражнения со штангой для развития силы. Однако анализ результатов анкетирования не может быть конечным доказательством при установлении эффективности какой-либо методики занятий, так как опирается на субъективные мнения опрашиваемых.

Виды анкетирования

Виды анкетирования многообразны и группируются попарно в соответствии с несколькими признаками.

В зависимости от количества опрашиваемых различают два вида анкетирования: сплошное и выборочное.

Сплошное анкетирование предусматривает опрос всей генеральной совокупности изучаемых лиц (см. "Подбор исследуемых").

При выборочном анкетировании опрашивается лишь часть генеральной совокупности - выборочная совокупность. Именно этот вид анкетирования является наиболее распространенным.

В зависимости от способа общения исследователя с респондентами различают личное и заочное анкетирование.

Личное анкетирование предусматривает непосредственный контакт исследователя с респондентом, когда второй заполняет анкету в присутствии первого. Этот способ, анкетирования имеет два неоспоримых преимущества: во-первых, гарантирует полный возврат анкет и, во-вторых, позволяет контролировать правильность их заполнения.

Виды анкетирования

2

Различный характер процедуры личного опроса дает право выделять групповое и индивидуальное анкетирование.

Групповое анкетирование предусматривает опрос одновременно группы людей. Именно это делает анкетирование тем методом, который позволяет собирать значительный материал при минимальных затратах времени.

При индивидуальном анкетировании опрос ведется поочередно.

Заочное анкетирование характеризуется тем, что респонденты отвечают на вопросы анкеты в отсутствие исследователя.

По способу вручения анкет респондентам различают почтовое и раздаточное анкетирование. При внешне незначительных различиях эффективность этих видов анкетирования бывает далеко не одинаковой.

Почтовое анкетирование, как видно из названия, сводится к тому, что анкеты рассылаются респондентам и возвращаются исследователю по почте. Преимущества его заключаются в простоте распространения анкет; возможности получения значительной выборки; возможности привлечь в число респондентов лиц, территориально далеко находящихся.

Недостатки почтового анкетирования - это низкий процент возврата анкет, в среднем около 5%; искажение намеченной выборки опрашиваемых, так как при рассылке анкет незнакомым лицам бывает трудно установить, насколько они соответствуют предполагаемому контингенту респондентов; отсутствие уверенности в том, что анкеты заполнялись самостоятельно.

Процент возврата анкет можно повысить: а) персональным обращением к респонденту с указанием его имени, отчества и фамилии; б) хорошо составленной вводной частью анкеты и сопроводительным письмом, из которых бы респондент понял свою роль в проводимом исследовании (с этой целью можно кратко раскрыть принципы выборки); в) вложением конверта с написанным обратным адресом и маркой; г) готовностью выслать результаты исследования, если респондент того пожелает.

Раздаточное анкетирование предусматривает личное вручение анкеты респонденту, заполнение ее на дому и возвращение любым способом.

Преимущества этого вида анкетирования: личный контакт исследователя с респондентом повышает у последнего заинтересованность в исследовании; можно проконсультировать респондента о правилах заполнения анкеты; есть возможность оценить соответствие респондента намеченной выборке.

Недостатки раздаточного анкетирования заключаются в сравнительно низком проценте возврата анкет (хотя и более высоком, чем при почтовом анкетировании) и в отсутствии уверенности в том, что анкеты заполнялись респондентом самостоятельно.

Эффективность анкетирования во многом зависит от грамотного построения и содержания анкеты.

Построение анкеты

Анкета должна иметь три части: вводную, основную и демографическую ("паспортичку").

Вводная часть анкеты представляет собой своеобразное обращение к респондентам, в котором указываются:

1) научное учреждение, которое ведет данную тему исследования и от имени которого выступает исследователь;

2) задачи исследования; теоретическое и практическое значение решения этих задач;

3) роль каждого респондента в решении поставленных задач;

4) заверение в полной анонимности ответов респондента (имя опрашиваемого не должно фигурировать в сообщениях и публикациях исследователя);

5) правила заполнения анкеты;

6) заверение в готовности выслать результаты исследования респонденту, если он этого пожелает;

7) способ возврата анкеты исследователю.

К содержанию вводной части предъявляются три основных требования: оно должно быть ясным для любого респондента, должно возбудить желание отвечать на поставленные вопросы и в то же время быть предельно кратким.

Основная часть состоит из набора вопросов, ответы на которые призваны дать решение задач исследования. Разработка этой части является наиболее сложной и ответственной.

Учитывая психологию респондента, социологи разработали трехступенчатую форму основной части:

первая треть вопросов предназначена для того, что бы заинтересовать респондентов и включить их в работу. Вопросы этой части должны отличаться сравнительной простотой и в большей мере касаться фактов, событий;

вторая треть вопросов направлена на решение главных задач исследования и касается, как правило, мотивов, мнений и оценок. Именно поэтому подобные вопросы являются наиболее сложными для респондентов;

последняя треть включает вопросы, которые детализируют ответы на предыдущую часть вопросов, а также контрольные вопросы (сущность их раскрывается ниже) и наиболее интимные, требующие индивидуального мнения респондента. Исследователями отмечено, что на интимные вопросы респонденты наиболее правдиво отвечают в конце анкеты.

Демографическая часть анкеты состоит из вопросов, определяющих паспортную характеристику респондента: фамилию, пол, возраст, спортивную квалификацию и т.п. Эта часть анкеты наиболее лаконична и проста для заполнения (см. "Демографические вопросы"). Основное назначение ее состоит в том, чтобы способствовать, во-первых, качественному анализу собранного материала и, во-вторых, определению репрезентативности полученного материала.

В результате длительных дискуссий ученые пришли к выводу, что демографическая часть анкеты должна быть расположена в конце ее. Хотя не исключается расположение ее в начале анкеты (так сказать, для установления контакта с респондентом, для введения его в процесс работы) или рассредоточение демографических вопросов среди других частей анкеты.

Знание классификации вопросов позволяет грамотно решить сложную задачу разработки вопросника. Наиболее распространенной классификацией вопросов является следующая (по В.И. Добренькову, 1972).

Классификация вопросов анкеты

2

Вопросы о фактах отражают действия людей в настоящем и в прошлом, а также результаты этих действий (например, участие в соревнованиях и показанные результаты). С помощью вопросов о фактах можно получить так называемую событийную информацию (В.А. Ядов, 1968), основанную на том, что знает и помнит респондент. Достоверность ответов на подобные вопросы сравнительно высокая, но она резко падает, если касается действий, которые заведомо не одобряются (например, вопрос о том, курит спортсмен или нет) или которые произошли очень давно. В первом случае респондент может умышленно извратить реальность, зная о несовместимости курения со спортивной тренировкой; во втором случае, забыв что-то из своей прошлой деятельности, может непреднамеренно исказить действительность.

К этой же группе относятся демографические вопросы, направленные на выяснение паспортных данных опрашиваемого. Обычно на эти вопросы даются объективные ответы. Правда, если респондент посчитает, что его ответы станут достоянием общественности, то он может на эти вопросы вообще не ответить. Например, если респондент не уверен в своих грамматических способностях, он постесняется поставить свою фамилию, чтобы не прослыть безграмотным человеком.

Вопросы о мотивах отражают причины тех или иных действий, мнения о действиях, их оценку. Из ответов на эти вопросы исследователь может получить сведения о том, почему респондент что-то делал, делает и что намеревается делать. Опыт показывает, что данная группа вопросов является наиболее трудной для респондентов, а достоверность ответов наиболее низкой. С целью повышения достоверности ответов целесообразно избегать некорректных вопросов, ставить вопросы частного характера, по ответам на которые можно получить представление об интересующем явлении в целом.

По характеру ситуации, которая создается формулировкой вопроса, различают безусловные и условные вопросы о мотивах.

Безусловные вопросы формулируются для реальной ситуации, в которой находится респондент. Например, вопрос "Нравится ли Вам профессия тренера?" сформулирован для ситуации, реальной для опрашиваемого.

Условные вопросы формулируются для ситуации воображаемой, в которой респондент не находится, но мог бы находиться. Например, тот же самый вопрос о профессии тренера для воображаемой ситуации может быть сформулирован так: "Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок и будущем избрал профессию тренера?"

Условные вопросы призваны уточнять, углублять мотивы прошлых, настоящих и будущих действий. Достигается это как раз тем, что "респондентам предлагают напор ситуаций, которые могли бы встретиться в жизни, просят указать предпочтительный вариант поведения или мнения в заданных условиях" (В.А. Ядов, 1968). Эти вопросы, как правило, формулируются в форме условных предложений: "Предположим, что... ", "Представьте себе, что..." и т.п. Обычно вопросы о мотивах стараются формулировать так, чтобы была возможность фиксировать не только содержание мотива, но и его интенсивность. Например: "Некоторые тренеры и спортсмены считают, что в годовом тренировочном цикле не должно быть переходного периода. Какое Ваше мнение? (подчеркните) 1. Согласен с ними. 2. Согласен, но не совсем. 3. Не согласен с ними".

По форме изложения различают вопросы открытые, закрытые, полузакрытые, прямые и косвенные.

Открытыми (или свободными) вопросами называют такие, на которые ответы могут быть даны в свободной форме. Например: "Назовите вид спорта, которым Вы хотели бы заниматься". Формулировка вопроса в этом случае не ограничивает респондента какими-либо рамками, и он может высказать все, что думает, в любой форме. Подобные вопросы позволяют получить ответы в наиболее естественной форме, содержащие интересные и неожиданные для исследователя факты и мотивы. К недостаткам открытых вопросов относятся, во-первых, возможность ответов, не имеющих прямого отношения к теме; во-вторых, вероятность пространных ответов; в-третьих, сложность последующей обработки таких свободных ответов.

Закрытыми вопросами называются такие, формулировка которых предполагает определенный набор вариантов ответов, в связи с чем респонденту приходится останавливать свой выбор на одном из них. Например: "Каким видом спорта из предлагаемого списка Вы хотели бы заниматься?"

Простейшей формой закрытых вопросов является дихотомический вопрос, на который респондент должен ответить только "да" или "нет". Набор таких вопросов должен предусматривать примерно равное число положительных и отрицательных ответов. Если же вопросы будут сформулированы с акцентом, предположим, на ответы "нет", то респондент машинально может и свое положительное отношение пометить словом "нет".

Другой формой закрытых вопросов являются вопросы с веером ответов. При формулировке их респонденту предлагается определить свой ответ из числа тех, которые имеются в анкете. Подобные вопросы делятся на вопросы, отражающие содержание ответа, и вопросы, требующие лишь количественной оценки.

Вопросы, отражающие содержание ответов, имеют набор развернутых ответов. Например: "Что Вас привлекает в тренерской работе?

Общение с людьми.

Процесс передачи знаний.

Разнообразие деятельности.

Отсутствие регламентированного рабочего дня.

Эмоциональность, творчество.

Возможность подготовить высококвалифицированного спортсмена.

Возможность профессионального роста.

Хороший заработок.

Длительный отпуск и т, д."

При разработке этих вопросов необходимо предусмотреть два момента.

Перечень вариантов возможных ответов должен быть достаточно полным. Кстати, в этом не малую роль могут сыграть поисковые исследования с открытыми вопросами. Если исследователь сомневается в достаточной полноте набора ответов, то необходимо дать возможность респонденту избежать только рекомендованных ответов, для чего поместить в анкете варианты типа "Не знаю", "Затрудняюсь ответить" или типа "Другое". Это создаст атмосферу свободного изложения своего мнения.

Порядок вариантов ответов не должен быть одинаковым для всех респондентов. Объясняется это тем, что различный порядок ответов повышает достоверность результатов. Установлено (В.И. Добреньков, 1972), что респондент особое внимание уделяет первому варианту ответов и последнему (так называемая ошибка внушаемости, возникающая в результате различной оценки откатов, расположенных в порядке их логической значимости).

Вопросы, требующие количественной оценки, содержат набор ответов, позволяющих количественно выразить интенсивность мнения респондента. Например: "Довольны ли Вы своей работой в качестве тренера?

Очень доволен.

Доволен.

Безразличен.

Не доволен.

Очень не доволен".

Пользуясь такими вопросами, необходимо придерживаться одного обязательного правила - число положительных и отрицательных оценок должно быть равным,. ч их общее число - нечетным со срединной нейтральной оценкой типа "Безразлично". Этим самым будут созданы условия для получения ответов с равной вероятностью.

При анализе результатов анке и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.