На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Виды общения. Виды речевой деятельности и их особенности. Взаимодействие устной и письменной речи. Функционально-стилистические разновидности речи. Развитие устной и письменной речи у детей. Психологические различия в природе письменной и устной речи.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 12.10.2008. Сдан: 2008. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


3
Виды речи

Монография Сергея Леонидовича Рубинштейна
«Основы общей психологии», 1989г. издания
Письменная Устная
состоит
знаки-буквы ---------------------- обозначают ------------------ звуки устной речи
---------------- не просто перевод, а различные функции -----------
Деловая Разговорная
Безличная Личная
Отвлеченное Непосредственные
содержание переживания

Их особенности в построении и средствах
Развернутое построение Свернутый характер,
т.к. существует общая ситуация
Требует систематического Допускает пропуск отдельных
логического связного компонентов
изложения

Ограниченны выразительные средства Многочисленны
курсив жесты
абзац мимика
знаки препинания интонация,
ударение и т.д.
Виды письменной и устной речи значительно меньше отличаются
от друга, чем письменная речь от устной речи в целом.
письмо разговорная
сообщение беседа
научный трактат доклад
конспект лекция
ораторское выступление.
Введение.

Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов. Речь является необходимым условием познавательной деятельности человека. Благодаря речи (языку) человек усваивает, приобретает знания и передает их. Речь - средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов. В этой функции речь используется для того, чтобы повлиять на взгляды и убеждения людей, изменить их отношение к определенным фактам и явлениям действительности, склонить их к действиям и поступкам. Речь - средство удовлетворения личных потребностей человека в общении, в приобщении к определенной группе лиц. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, переживаниями, сопереживать, искать понимания и т.д. В целом речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности.
Среди разного рода человеческих дел, действий, деятельности есть и так называемая речевая деятельность. В речевой деятельности человек производит и воспринимает информацию, преобразованную в текст. Различают четыре вида речевой деятельности. Два из них участвуют в производстве текста (передаче информации) - это говорение и написание; два - в восприятии текста, заложенной в нем информации - это слушание и чтение. Речевая деятельность всех видов - сложный процесс, в котором участвуют особые психологические и речевые механизмы.
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности.
Виды общения:

1. По положению коммуникантов в пространстве и во времени различают общение контактное - дистантное
Понятие контактного общения очевидно: собеседники находятся рядом друг с другом. Контактное общение имеет опору на ситуацию, жестово-мимические и интонационные сигналы. Здесь все на виду, многое понятно с полуслова, а нередко мимика, выражение глаз, жест, фразовое ударение, интонация в целом говорят больше, чем слова.
К видам дистантного общения относят все те ситуации, где коммуниканты разделены пространством и временем. Это может быть разговор по телефону, при этом собеседники находятся на расстоянии, но связаны в едином времени. Дистантно во времени и пространстве общение в письмах (и вообще с помощью любого зафиксированного текста).
2. По наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата» различают общение непосредственное - опосредованное
Понятие непосредственного общения, связанного с контактным, очевидно - это обычный разговор, беседа, доклад и т.д. К видам опосредованного общения относится и телефонный разговор, и письмо, и передача информации с помощью средств массовой информации и произведений искусства.
3. С точки зрения формы существования языка различают общение
устное - письменное
Текст устный или письменный имеет свои особенности. Устное общение, как правило, связывается с признаками контактности и непосредственности, а письменное - с признаками дистантности и опосредованности. В письменном тексте находят воплощение более сложные формы мышления, отражаемые в более сложных языковых формах. Именно здесь бытуют разного рода обособленные обороты, в том числе причастные и деепричастные, ряды однородных членов, структурный параллелизм. Письменный текст требует обдумывания, он подчиняется более строгим правилам лексического и грамматического отбора. Наконец, он оказывается зафиксированным. Устное общение не допускает переработки текста, кроме уточнений, оговорок. К письменному тексту возможен возврат и при необходимости переработка его автором.
Виды речевой деятельности и их особенности.
В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь содержит устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог - это непосредственное общение двух и более человек.
Диалогическая речь - это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.
Монологическая речь - длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, системы знаний одним человеком. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь - связная, контекстная. Ее содержание должно, прежде всего, удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, - грамматически правильное построение предложений.
Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.
Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).
Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.
Взаимодействие устной и письменной речи.
Известно, что между устной и письменной речью имеется много общего: в основном используется один и тот же словарь, одни и те же способы связи слов и предложений. Характерно, что на уровне 1200 наиболее употребительных слов принципиальных различий между разговорным и литературно-книжным списком слов не существует.
Обе формы речи «связаны тысячими переходов друг в друга» (Бухаловский Л.А. Курс русского литературного языка.- Киев, 1952.- Т.1.- С.410). Эту органическую связь между устной и письменной речью психологи объясняют тем, что в основе обеих форм речи лежит также и внутренняя речь, в которой начинает формироваться мысль. Иногда устную речь характеризуют как «звучащую, произносимую, слышимую». Однако не всякая произносимая и слышимая речь может быть отнесена к устной форме речи. Дело в том, что устная речь может быть записана (на бумаге), а письменная - произнесена. Так, при чтении вслух или произнесении наизусть текста человек воспринимает звучащую речь, однако письменная форма в данных случаях была первичной, поэтому вслух воспроизводится эта форма речи с присущими ей лексико-грамматическими особенностями. И хотя при произношении вслух письменного текста он может приобретать некоторые особенности устной речи (ее интонационную окраску, ритм и т.п.), эта звучащая речь не является устной в полном смысле этого слова.
Подлинная устная речь создается в момент говорения. По определению В.Г. Костомарова, устная речь - это речь говоримая, что предполагает наличие словесной импровизации, которая всегда имеет место в процессе говорения - в большей или меньшей степени.
В наше время устная речь «не только перегнала письменную по возможностям фактического распространения, но и приобрела перед ней важное преимущество - моментальность, или, как сейчас говорят, сиюминутность передачи информации, что крайне важно для стремительных темпов и ритмов XX в. Кроме того, устная речь приобрела другое качество: способность фиксироваться, консервироваться, сохраняться и воспроизводиться» (Костомаров В.Г. Проблемы современной филологии. - М., 1965. - С.176)
Итак, устная (говоримая) речь рассчитана на смысловое восприятие создаваемой в момент говорения произносимой речи. Поэтому, когда характеризуют устную речь как говоримую, то имеем в виду только одну ее разновидность, связанную с порождением речи. На самом же деле есть и другая, тесно связанная с говорением сторона - слушание, восприятие, понимание порождаемой речи. Говорящий и создает свое высказывание в расчете на его смысловое восприятие. И в связи с этим совсем не безразлично, насколько говорящий знает и учитывает особенности собеседника, аудиторию, насколько свободно он владеет именно устной речью.
Различия устной и письменной речи психолого-ситуативного характера можно представить в следующей сопоставительной таблице:
Устная речь
Письменная речь
Говорящий и слушающий не только слышат, но часто и видят друг друга
Пишущий не видит и не слышит того, кому предназначена его речь, он может лишь мысленно представлять себе - более или менее конкретно - будущего читателя.
Во многих случаях зависит от реакции слушателей, может изменяться в зависимости от этой реакции.
Не зависит от реакции адресата.
Рассчитана на слуховое восприятие.
Рассчитана на зрительное восприятие
Устное высказывание может быть воспроизведено только при наличии специальных техническихустройств
Читатель может повторно буквально перечитывать написанное столько раз, сколько потребуется.
Говорящий говорит без подготовки, исправляя по ходу изложения л и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.