На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Основные современные подходы в решении проблемы подготовки ребенка к школе. Художественно-творческая деятельность как гарант повышения уровня подготовки ребенка к обучению. Методические рекомендации по организации и содержанию работы обучающего кружка.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 11.08.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


45
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Современные подходы в решении проблемы подготовки ребенка к школе посредством изобразительной деятельности 8
1.1 Обзор научно-методической литературы по проблеме психологической готовности детей к обучению в школе 8
1.2 Принцип преемственности как основополагающий аспект методики обучения изобразительной деятельности в современной системе образования 15
2. Художественно-творческая деятельность как гарант повышения уровня подготовки ребенка к обучению в школе 22
2.1 Организация опытно-экспериментального исследования 22
2.2 Основные методы определения уровня подготовки детей к школе 23
2.3 Анализ уровня подготовки детей к обучению в школе 27
2.4 Формирование основных учебных умений и навыков дошкольников в рамках работы кружка по изобразительному искусству 30
2.5 Содержание контрольного эксперимента 32
3. Методические рекомендации по организации и содержанию работы кружка в рамках подготовки детей к обучению в школе 36
Заключение 42
Список использованных источников 45
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Основы формирования всесторонне развитой личности закладываются уже в дошкольном возрасте. От того, как воспитывается ребенок в первые годы жизни, во многом предопределяется успех его дальнейшего полноценного развития.
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие. Успехи ребенка во многом зависят от готовности организма к систематическому обучению, готовности психических процессов и готовности личности.
Психолого-педагогические исследования и практика показывают, что основное значение для подготовки к школе имеет общевоспитательная работа детского сада, направленная на всестороннее развитие ребенка - физическое, умственное, нравственное, эстетическое. Особое внимание при этом уделяется организации разных видов деятельности (игр, наблюдений в природе, занятий, элементарного труда, конструирования, рисования) с учетом, с одной стороны, психофизиологических особенностей дошкольников, а с другой, требований, предъявляемых школой к их развитию. Важная роль в данном процессе отводится изобразительной деятельности.
Е.И. Рогов отмечает, что рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывая у него положительные эмоции [14, с.260].
Н.К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой надо дать возможность расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выразилось» [35, с.125].
Занятия рисованием, лепкой, аппликацией вызывают у детей положительные эмоции, удовлетворение результатом труда. При этом формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной деятельности; способность слушать и запоминать задание, выполнять его за определенное время, умения планировать и оценивать свою работу, доводить дело до конца, находить ошибки и исправлять их; содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы.
Исследования Е.А. Флёриной, Н.П. Сакулиной и других педагогов указывают на возможность такой системы обучения в детском саду, которая будет способствовать подготовке детей к школе. В исследованиях изобразительной деятельности школьников, проведенных Е.И. Игнатьевым и Г.А. Лабунской, подчёркивается необходимость построения уроков изобразительного искусства в школе с учётом имеющихся у детей знаний, умений и навыков, приобретённых в дошкольном учреждении [24, с.215].
Перестройка школьных программ в соответствии с современным уровнем развития науки и техники, сокращением сроков и обогащением научного содержания начального обучения предъявляет новые, более высокие требования к дошкольному воспитанию и подготовке детей к школе. Поэтому в настоящее время возникает настоятельная необходимость и обнаруживаются реальные возможности дальнейшего совершенствования программ и методов дошкольного воспитания, направленного на повышение уровня общего развития детей и улучшение процесса их подготовки к школе.
Актуальность исследования заключается в том, что в современных условиях необходимо использовать любой вид деятельности дошкольника с целью всестороннего развития личности и формирования его готовности к школе. Изобразительная деятельность, являясь одним из любимых занятий детей, может быть использована в качестве одного из средств повышения уровня подготовки ребенка к школе, но необходимо изучить возможности ее применения с этой целью.
Объект исследования: процесс подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Предмет исследования: условия, средства и методы педагогического воздействия на процесс подготовки детей к обучению в школе посредством занятий по изобразительному искусству.
Цель исследования: на основе анализа современных научно-методических источников по проблеме исследования разработать и проверить эффективность способов совершенствования подготовки дошкольников к обучению в школе посредством занятий по изобразительной деятельности.
Гипотеза нашей работы: целенаправленная организация изобразительной деятельности способна оказывать существенное влияние на успешность подготовки старших дошкольников к процессу обучения в школе, а именно на:
- развитие мелкой моторики рук,
- умение работать по образцу,
- способность концентрировать свое внимание на важном,
- умение подчинять свою деятельность требованиям взрослых.
Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
- Рассмотреть и проанализировать в свете современных научных психолого-педагогических представлений сущность понятия готовность к обучению в школе и определить его составляющие.
- Определить влияние комплексного использования методов и приемов изобразительной деятельности на уровень подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.
- Смоделировать и экспериментально проверить систему деятельности в рамках кружковой работы, обеспечивающую возможность повышения уровня подготовки дошкольников к школе.
Теоретическими источниками исследования послужили:
? исследования по методике обучения изобразительному искусству и руководству изобразительной деятельностью школьников (Л.И. Божович, М.С. Кон, В.С. Мухина, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн, В.С. Щербаков, И.П. Волков);
? теории развития творческих способностей в учебной деятель-ности (В.Н. Бутенко, Л.С. Выготский, Н.А. Дмитриева, В.П. Зинченко, Д.Б. Кабалевский, Г.В. Лабунская, А.А. Мелик-Пашаев, В.Н. Полунина, С.В. Погодина);
? исследования по культурно-нравственному и изобразительному творчеству (Г.В. Лабунская, И.В. Лопухова, Б.М. Неменский, Б.И. Рубина, И.Ф. Свадковский, Я.Я. Чарнецкий, П.М. Якобсон).
Методы исследования:
- теоретический анализ научно-методической литературы по проблемам педагогики, психологии, искусствоведения;
- изучение и анализ действующих программ кружков и факультативов, дошкольной документации, учебно-воспитательных планов, дидактических пособий по изобразительному искусству и художественному труду;
- изучение и обобщение передового педагогического опыта воспитателей дошкольных учреждений образования;
- педагогические наблюдения и анализ фактического материала, протоколирование рассуждений учащихся, сравнительный анализ вариантов решения практических заданий;
- психолого-педагогический эксперимент по совершенствованию художественно-творческой деятельности и повышению уровня подготовки к обучению в школе детей дошкольного возраста на кружковых занятиях изобразительным искусством и художественным трудом, обработка экспериментальных данных исследований, проведенных в ДУО.
Научная новизна работы заключается в выявлении взаимосвязи между различными видами изодеятельности и компонентами психологической готовности к обучению в школе.
Теоретическая значимость исследования:
? определены возможности изобразительно-творческой деятельности в развитии интеллектуальных способностей и формировании духовно-нравс-твенной культуры личности;
? предложена организационно-педагогическая модель обучения рисо-ванию дошкольников через целенаправленное их включение в изобразительно-творческую деятельность;
? раскрыты сущность и механизмы оптимизации процесса и повышения уровня подготовки к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что результаты данного эксперимента представляют собой разработку методического комплекса занятий, направленных на повышение уровня подготовки детей к школе.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспече-ны логической непротиворечивостью и научной корректностью исходных теоретико-методологических позиций; выбором и реализацией комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования; теоретической и экспе-риментальной обоснованностью предложенных автором методов обучения художественно-изобразительному творчеству детей дошкольного возраста.
1. Современные подходы в решении проблемы подготовки ребенка к школе посредством изобразительной деятельности
1.1 Обзор научно-методической литературы по проблеме психологической готовности детей к обучению в школе

Осуществляемая в стране перестройка системы начального образования, высокие требования к организации воспитания и обучения выдвигают проблему совершенствования подготовки детей к школе в ряд наиболее актуальных. Обеспечение высокого уровня готовности к школе создает фундамент для последующего успешного обучения детей.
Готовность детей к школе является комплексным образованием, охватывающим все стороны жизни ребенка, и обычно рассматривается на трех уровнях:
1. морфофункционалъном,
2. умственном,
3. личностном [9, с.314].
Рассмотрение готовности к школе на уровне индивида отражает степень зрелости психики ребенка, что проявляется в соответствии психического развития (процессов памяти, восприятия, мышления) требованиям нормативности для старшего дошкольного возраста и обеспечивает возможность выполнения учебной деятельности и сотрудничества на этапе начала школьного обучения. Начиная с данного уровня, можно говорить о «психологической готовности к обучению» (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер).
Готовность к школе на уровне личности связана с социальным созревание ребенка, его эмоционально-мотивационной сферой, деятельностной направленностью на решение новых задач, принятием новой социальной позиции и особенностями Я-концепции. Это высший уровень готовности к школе. (Л.И. Божович, Я.Л. Коломинский, В.М. Мухина, Е.Е. Кравцова, В.Н. Маркова).
Готовность к школе, отражая черты инвариантности личностного развития старшего дошкольника, применительно к конкретной личности всегда несет на себе отпечаток ее индивидуальных особенностей. [13, с.25].
Таким образом, в широком плане под готовностью к систематическому обучению понимается такой уровень развития ребенка, который дает ему возможность достаточно легко адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности, овладеть новыми знаниями, умениями, нормами поведения, проявляя при этом необходимый уровень активности. В более узком плане говорят о функциональной, умственной, нравственно - волевой, социально - психологической готовности к школе.
Центральным понятием нашей работы является «психологическая готовность к обучению, представленная комплексом психических качеств, необходимых для успешного начала обучения и включающая в себя мотивационный, волевой, интеллектуальный, коммуникативный, нравственный, эмоциональный компоненты [25, с.37].
Одна из проблем, связанная с исследованием психологической готовности к обучению в школе, заключается в том, что в современной науке нет единого подхода к пониманию структуры и компонентного содержания данного феномена. Существует большое количество разнообразных подходов к проблеме структурных компонентов психологической готовности, что иногда оборачивается несовпадающими и даже взаимоисключающими выводами. Отсутствие единой концепции в оценке психологической готовности к обучению ярко отражают опубликованные в последнее время многочисленные методики и тесты выявления уровней готовности к школе, большинству из которых свойственен сугубо суммарный подход к подбору заданий по принципу «чем больше, тем лучше».
В данной ситуации, на наш взгляд, наиболее целесообразен выбор того направления, которое наиболее перспективно с точки зрения решения насущных психолого-педагогических проблем, касающихся формирования психологической готовности ребенка к обучению на современном этапе.
Как было отмечено выше, в современной психолого-педагогической литературе психологическая готовность к обучению рассматривается в двух аспектах, как:
1. интеллектуальная готовность детей к школе,
2. личностная готовность детей к обучению, которая включает в себя
а) нравственно-волевую,
б) эмоциональную,
в) коммуникативную,
г) мотивационную стороны [31, с.211].
Интеллектуальная готовность ребенка к школе имеет своим центральным компонентом разнообразные интеллектуальные умения, способы познавательной деятельности, которые в единстве с формирующимися у дошкольников познавательными интересами и мотивами обеспечивают познавательную направленность ребенка на освоение новых знаний и стремление к школьному обучению.
В рамках данного подхода можно выделить работы Н.Н. Поддъякова, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера. Исследователями была выявлена возможность повышения уровня умственной готовности к школе в условиях целенаправленного формирования интеллектуальных и перцептивных действий детей, обучения рациональным способам обследования внешних свойств предметов, использованию систем общественно выработанных эталонов и моделей.
В рамках данного интеллектуального подхода в связи с вопросом о возможности обучения в школе с более раннего возраста мощное развитие в психологии и педагогике получило направление, заключающееся в формировании у детей определенных знаний, умений и навыков, необходимых для обучения в школе (Т.В. Тарунтаева, Л.Е. Журова); усваиваемое школьниками содержание в этом случае должно быть согласовано с их возрастными возможностями, то есть даваться в адекватной для этого возраста форме [11, с.237].
Наряду с исследованиями сферы интеллектуального развития, проблема психологической готовности детей к школе связана с личностной сферой дошкольников. Эта область включает в себя ряд направлений, а именно: развитие нравственно волевых предпосылок учения, мотивационно-потребностной сферы, интереса к школе и к учению, умения ориентировать поведение на моральную норму или правило, самосознания, самооценки, самоконтроля, самостоятельности, эмоциональное воспитание [36, с.231].
Нравственно-волевая готовность к обучению обеспечивает принятие ребенком новых, более сложных требований к поведению и деятельности в школе, развитие его настойчивости, ответственности, самоорганизации. Данный тип готовности проявляется в определенном уровне развития личностного поведения старшего дошкольника. Показательной в этом отношении является развивающаяся на протяжении дошкольного возраста способность ребенка к управлению своим поведением: умение сознательно выполнять правила, требования взрослого, тормозить аффективные побуждения, проявлять настойчивость в достижении поставленной цели, умение выполнить до конца нужную работу, вопреки привлекательной, но отвлекающей от нее цели [9, с.253].
Основу для развития произвольности поведения ребенка составляет формирующаяся к концу дошкольного возраста иерархия мотивов, их соподчинение. Последнее связано с волевым усилием, с сознательным преодоление сиюминутных желаний ради нравственно значимой цели. В старшем дошкольном возрасте поведение ребенка все еще не отличается постоянно высокой степенью произвольности, но важно, что в этот период складывается механизм произвольного поведения, который обеспечивает переход к новому типу поведения в школе.
Данному направлению были посвящены исследования Д.Б. Эльконина, Е.М. Бохорского, которые выделили в качестве единого психологического образования, лежащего у истоков учебной деятельности, способность к подчинению правилам и требованиям взрослого [22]. В работах Л.А. Венгера и Л.И. Цеханской показателем психологической готовности к обучению является умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого [8]. Данное умение связывается авторами со способностью овладения общим способом действования в ситуации учебной задачи.
Психологическая готовность к школе как формирование учебных мотивов раскрывается в работах Л.И. Божович. Ею было выделено несколько аспектов психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: в первую очередь, определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательный и социальный мотивы учения, а также достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Данные новообразования психики дошкольника находятся в соответствии с предъявляемыми школой требованиями и тем самым должны обеспечить оптимальную адаптацию ребенка к новой учебной действительности [13, с.83].
Психологическая готовность к школе связывается также с формированием ряда элементов учебной деятельности, способности действовать по образцу, умения слушать и выполнять инструкцию, оценивать свою и чужую работу.
В рамках коммуникативного подхода формирование психологической готовности к обучению связано с общением ребенка. В процессе разнообразного общения со сверстниками и взрослыми, согласно данному направлению, ребенок приобретает ценную способность ориентироваться на общие правила, учитывать установки другого человека и адекватно на них реагировать. Тем самым формируются предпосылки учебной деятельности. Положение о решающей роли общения было выдвинуто и последовательно разработано Л.С. Выготским, который неоднократно подчеркивал, что «психологическая природа человека представляет совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставшими функциями личности и формами ее структуры [22, с.16].
Как отмечает А.В. Запорожец, «общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, в приобретении ребенком новых знаний и умений, оно также детерминирует структуру сознания, определяет опосредованное строение высших, специфически человеческих процессов» [36, с.125].
К данному направлению относится также подход Е.Е.Кравцовой, основанный на ведущей роли общения в развитии ребенка и деятельностной концепции: проблема психологической готовности к обучению получает свою конкретизацию как проблема смены ведущих видов деятельности в возрастном периоде 6-7 лет, то есть перехода от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности. Смена ведущих типов деятельности интерпретируется Е.Е.Кравцовой как смена форм общения ребенка с окружающими людьми [22, с.17].
Все вышеперечисленные подходы представляют собой основные направления в исследовании психологической готовности детей к обучению в школе. Однако, рассматривая данную проблему, необходимо учитывать ряд особенностей, имеющих место на современном этапе.
Так например, многофакторная обусловленность процесса формирования готовности к школе, многоплановость школьной реальности, в которой происходит дальнейшее развитие личности, обнаруживает несостоятельность ограничения становления психологической готовности какой-либо одной сферой развития дошкольника. Задача современной науки состоит в том, чтобы перейти от изучения отдельных аспектов данного образования, которое было необходимо на этапе первичного изучения этого феномена, накопления теоретических данных и эмпирического материала, к созданию целостной концепции психологической готовности ребенка к школе.
В настоящее время наблюдается тенденция превращения старших групп детского сада в группы школьного типа, ориентированные прежде всего на формирование у детей определенных знаний, умений и навыков, что вызвано усложнением задач воспитательно-образовательной работы, повышением требований к уровню развития будущих школьников. Как отмечают специалисты, имеет место недостаточная психологизированность в дошкольном воспитании. То есть при построении системы последнего мало учитываются психологические особенности детей, психологическая специфика данного периода развития. Если проанализировать принципы, на которых строится современное дошкольное образование, то легко увидеть, что обучение на занятиях по определенным предметам, способы общения и взаимодействия детей со взрослыми, друг с другом, организация режима дня скорее прямо перенесены из других, более старших периодов детства, нежели строятся в соответствии с возрастными закономерностями развития дошкольников.
Таким образом, приходим к выводу о том, что психологическая готовность к школьному обучению представляет собой целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности личности ребенка дошкольного возраста. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Поэтому для построения наиболее эффективной учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в преддверии перехода к следующему жизненному этапу - обучению в школе, необходимо задействовать все активные формы педагогического воздействия на различные сферы личности ребенка дошкольника.
1.2 Принцип преемственности как основополагающий аспект методики обучения изобразительной деятельности в современной системе образования
В современной системе образования детский сад является первоначальным звеном. Преемственность - основное условие существования системы образования, которая включает постановку и решение учебно-воспитательных задач в детском саду с перспективой их дальнейшего совершенствования в школе.
Проблема преемственности между детским садом и школой появилась с возникновением общественного дошкольного воспитания и особенно острой стала в последние годы, когда большинство детей приходит в школу из детского сада.
На занятиях изобразительной деятельностью в детском саду решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.
Процесс рисования, лепки, аппликации и конструирования вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение результатом труда. При этом формируются навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.
На занятиях в детском саду формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной деятельности: способность слушать и запоминать задание, выполнять его за определенное время; умение планировать и оценивать свою работу, доводить дело до конца, находить ошибки и исправлять их; содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы.
Исследования Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной и других педагогов указывают на возможность такой системы обучения детей в детском саду, которая будет способствовать подготовке их к школе [18, с.255]. С другой стороны, в исследованиях изобразительной деятельности школьников, проведенных психологами Е. И. Игнатьевым, Г. А. Лабунскойподчеркивается необходимость построения уроков изобразительного искусства в школе с учетом имеющихся у детей знаний, умений и навыков приобретенных в детском саду [3, с. 70].
Рассмотрим содержание работы детского сада и школы по изобразительной деятельности. В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности дети в основном выполняют практическую работу, с произведениями искусства они знакомятся на других занятиях: рассказывание по картине, рассматривание иллюстраций в книгах и т. д.
Репродукции картин, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства используются как варианты удачно выполненных образцов.
В школе изобразительное искусство становится учебным предметом и не только включает обучение рисованию, но и предполагает знакомство, и глубокое изучение детьми произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
В детском саду разнообразны занятия по изобразительной деятельности: рисование предметное, сюжетное, декоративное, лепка предметная и сюжетная, аппликация и конструирование разных видов. Всем этим видам работы уделяется большое внимание, все они равноценны. В школе на уроках изобразительного искусства проводится рисование с натуры, на темы и декоративное рисование. При этом большое значение как учебный предмет приобретает рисование с натуры. Практическая деятельность по лепке, аппликации и конструированию в школе отнесена к ручному труду [18, с.267].
Предметное рисование в школе включает рисование с натуры и по представлению. Учащиеся начальной школы овладевают элементарными навыками построения рисунка: учатся передавать конструктивно-пространственное положение натуры, цветовые и композиционные особенности объектов изображения. Они учатся рассматривать предметы в определенной последовательности -- от общего к частному и от частного снова к общему, сравнивать в процессе изображения рисунок с натурой и исправлять ошибки в нем.
Исследования педагогов доказали не только возможность, но и необходимость специальной подготовки детей 6--7 лет к рисованию с натуры. Программы воспитания и обучения в школе и детском саду предусматривают условия создания преемственности по этой линии.
Анализ программы начальных классов по изобразительному искусству показывает, что наряду с последовательным усложнением учебных задач в предметном рисовании имеет место некоторое повторение программы детского сада. Так, в I классе дети учатся определять форму круга, квадрата, прямоугольника, овала на простых по конструкции предметах (мяч, тетрадь, портфель). Перед учащимися ставятся задачи по овладению техникой рисунка, которые решались в детском саду. Это объясняется тем, что не все дети приходят в школу из детского сада, с ними необходимо начинать работу с того, что воспитанники подготовительной группы усвоили еще до школы. Кроме того, в школе предъявляются более высокие требования к выполнению рисунка и некоторые повторения оправданны.
Тематическое рисование в школе является как бы продолжением сюжетного рисования в детском саду. Детям дают задание рассмотреть, понаблюдать предметы или явления в окружающей жизни, а затем рисовать их по памяти. Они учатся передавать смысловые связи между объектами, располагать в рисунке один предмет за другим с учетом плоскости земли и неба, изображать дальние предметы меньше по размеру [35, с.255].
В декоративном рисовании в школе ставятся задачи технического порядка - рисование узоров с последовательным построением их с помощью вспомогательных линий. Задачи художественного воспитания решаются в процессе выполнения декоративных работ с использованием элементов узоров народно-прикладного искусства и в процессе уроков-бесед об искусстве.
Выбор методов обучения детей изобразительному искусству зависит от возрастных особенностей. Возрастные особенности старших дошкольников и младших школьников имеют много общего. Поэтому и в методике обучения тех и других много аналогичных моментов.
Подготовка детей к школе ведется на протяжении всего времени обучения и воспитания в детском саду. В младшем возрасте они учатся правильно держать карандаш и кисть, знакомятся с различными изобразительными материалами, познают основные геометрические формы разной величины. Дети 2-3 лет не имеют опыта изобразительной деятельности, и подражание является основным приемом усвоения ими знаний. Поэтому большое значение приобретает показ способов выполнения задания воспитателем. В старшей группе больше внимания уделяется рисованию по непосредственному наблюдению, которое является подготовительным этапом к рисованию с натуры. Оно заключается в рассматривании и всестороннем обследовании предмета перед началом работы и изображении его по представлению. Этот прием развивает у детей внимание, зрительную память, целенаправленное восприятие окружающих предметов. Иногда предмет остается перед детьми в качестве натуры, к которой они обращаются, чтобы более правильно изобразить его.
В подготовительной группе требования к изображению с натуры заметно повышаются и приближаются к требованиям школы. Дети учатся анализировать модель от общего к частному делать набросок общей формы, сравнивать рисунок с натурой, исправлять ошибки, добиваясь сходства с моделью.
В рисовании с натуры дети учатся логически мыслить, анализируя пространственные свойства предмета, наблюдать, выделяя главное, самостоятельно выбирать изобразительные средства для передачи пространственных свойств модели в рисунке. Все это необходимо для дальнейшего обучения в школе.
При построении рисунка детей учат применять вспомогательные линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные, касательные, оси симметрии), прорисовывание невидимых частей предмета.
Для показа и анализа специально подобранного иллюстративного материала могут служить репродукции картин, иллюстрации детских книг, а также специальные рисунки учебного характера. Учащимся показывают изображения городских зданий, оград, деревьев разных пород, растений, людей в разной одежде и в разных положениях.
Преимущество учебных рисунков, изготовленных с учетом учебного содержания занятий по рисованию, заключается в том, что по сравнению с репродукциями дети их легче воспринимают и запоминают. Цель показа -- обогащение и уточнение представлений детей, развитие у них умения рассматривать предложенный иллюстративный материал и использовать увиденное в процессе рисования [6, с.51].
При анализе детских рисунков необходимо обращать внимание на правильность передачи конструкций, пропорций предмета, взаимосвязи отдельных его частей, цветовое и композиционное решение рисунка.
Процессы письма и рисования имеют внешнее сходство: в обоих случаях это графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки (карандаш или ручка лежат на среднем пальце, сверху придерживаются указательным, сбоку -- большим пальцем, кисть руки опирается на мизинец; пальцы сжаты без напряжения).
В письме необходимо овладеть написанием элементов букв с учетом каллиграфии, т. е. правильного их расположения на линейках и клеточках, пропорционального соотношения, соответствующего нажима, соединения букв. Письмо в большей степени, чем рисование, требует ограничения движений руки в определенном пространстве линеек, точного выполнения задания.
При рисовании дети изображают предмет, проводя линии в различных направлениях, различной длины и толщины. Движения руки при этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги, но такое ограничение не требует особого внимания и усилия воли, как в письме. Перед рисующим стоит задача -- использовать разнообразие линий для передачи пространственных свойств изображаемых предметов.
Такое сопоставление письма и рисования показывает, что обучение в детском саду создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом. Например, на занятиях рисованием в подготовительной группе дети приобретают навык свободного владения карандашом и кистью, учатся регулировать свои движения в отношении темпа, силы нажима, в результате чего у них вырабатываются такие качества движения руки, как легкость, плавность, равномерность, слитность, которые необходимы и для письма. В процессе рисования предметов различной формы, величины, различных пропорций усваиваются умения сохранять определенное направление движения и по мере надобности применять это направление, выдерживать нужную длительность движения, подчиняя его размерам предмета по ширине и длине.
На занятиях изобразительной деятельностью в детском саду дети приучаются аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать только необходимый материал и заранее планировать последовательность его использования. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках, особенно на уроках труда. Учитель начальной школы должен учитывать имеющиеся у детей умения и навыки и строить уроки труда на их основе.
Знакомство на занятиях изобразительной деятельностью в детском саду с основными формами, близкими к геометрическим, умение выделять их из окружающей обстановки, определять термином, сравнивать по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение помогают овладению элементарными математическими понятиями на уроках математики в I классе.
Совершенствование глазомера и конструктивных способностей в процессе занятий конструированием из различных материалов в детском саду подготавливает ребенка к усвоению технических дисциплин в школе (черчение, геометрия).
В результате теоретического анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы по исследуемой нами проблеме, мы приходим к выводу о том, что целенаправленная подготовка детей к учебе в школе посредством занятий изобразительной деятельностью в детском саду будет способствовать нравственному, эстетическому и умственному воспитанию дошкольников, развитию их художественного вкуса и творческих способностей.
Таким образом, успешное решение задач обучения и воспитания в начальных классах неразрывно связано с изобразительной деятельностью дошкольников. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием в значительной мере способствуют подготовке к дальнейшей учебной деятельности, в частности к овладению письмом, математикой, трудовыми навыками.
Именно на данном теоретическом предположении мы обосновали основные положения опытно-экспериментального исследования, которые и будут отражены в следующей части курсовой работы.
2. Художественно-творческая деятельность как гарант повышения уровня подготовки ребенка к обучению в школе

2.1 Организация опытно-экспериментального исследования

Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось на базе ДОУ № 32 «Рябинушка». В эксперименте принимали участие 2 группы детей в возрасте 5,5 - 6 лет - экспериментальная и контрольная. Количество детей каждой группы - 20 человек.
Гипотеза исследования: целенаправленная организация изобразительной деятельности старших дошкольников способна оказывать влияние на уровень подготовленности детей к процессу обучения в школе. В процессе изобразительной деятельности у ребенка более форсированными темпами развивается интеллектуальная сфера, тонкая моторика рук и координация движений, т.е. формируются основные умения и навыки, необходимые в школе; дошкольник наиболее точно способен воспроизводить образец, сосредоточенно работать над поставленной задачей, не отвлекаясь, и следовать указаниям взрослого - наличие именно этих компонентов учебной деятельности у дошкольника позволяют говорить о высоком уровне его подготовки к школе.
Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
Разработать программу, направленную на формирование компонентов психологической готовности к обучению личности дошкольника посредством занятий изобразительной деятельностью.
Установить стартовый уровень развития психологической готовности к школе у детей контрольных и экспериментальных групп.
Внедрить программу работы кружка по развитию художественно-творческих способностей детей на базе экспериментальной группы старших дошкольников.
Провести формирующий эксперимент в старшей группе детского сада и сравнить уровень сформированности компонентов психологической готовности у детей контрольных и экспериментальных групп.
Проследить динамику уровня подготовленности детей к обучению в школе.
В ходе исследования использовались следующие методы:
- Изучение психолого-педагогической литературы по проблемам формирования у детей посредством изобразительной деятельности основных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.
- Метод анализа продуктивной деятельности детей (рисунки, аппликации, лепка и т.д.).
- Наблюдение.
- Констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Процесс экспериментального исследования проходил в несколько эта-пов:
I - Выявление психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп - констатирующий этап экспериментальной работы.
II - Формирующий этап эксперимента включал в себя внедрение программы работы кружка по направлениям: рисование, аппликация, лепка и ознакомление детей с произведениями искусства.
III - Контрольный эксперимент, обработка результатов исследования.
2.2 Основные методы определения уровня подготовки детей к школе

Цель констатирующего этапа педагогического эксперимента: изучение уровня подготовленности ребенка к школьному обучению для последующего учета при организации и проведении кружковой работы.
Задачи диагностической работы:
1. Изучить общие особенности готовности детей к школе - сформированность и уровень развития основных психических процессов.
2. Выявить наличие предпосылок к учебной деятельности и испытуемых: умение подчинять свои действия определенному правилу и точно выполнять указания взрослого.
3. Оценить уровень развития графического навыка у испытуемых - как предпосылки для последующего успешного развития письменности.
Для решения поставленных задач в рамках констатирующего этапа опытно-экспериментально работы были проведены следующие методики:
1. Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека.
2. Методика «Учебная деятельность».
Остановимся на основных характеристиках данных методик.
"Ориентационный тест школьной зрелости" Керна-Йерасека.
Структура теста:
Задание 1. Рисование мужской фигуры по памяти.
Задание 2. Срисовывание письменных букв.
Задание 3. Срисовывание группы точек.
Стимульный материал: листы бумаги с представленными образцами выполнения заданий.
Цель методики: определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки, именно эти умения необходимы в школе для овладения письменности. Задания на срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек выявляет умение дошкольников работать по образцу. Эти два задания также позволяют определить, может ли ребенок работать некоторое время сосредоточенно, не отвлекаясь.
Обработка результатов теста проводится по пятибалльной шкале отдельно по каждому из заданий (Приложение 1), а затем вычисляется суммированный итог по трем заданиям. Уровень развития детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 балов, рассматривается как высокий, от 7 до 11 - средний, от 12 до 15 - низкий. Дети которые получили от 12 - 15 балов необходимо дополнительно обследовать.
Методика «Учебная деятельность».
На данной методике остановимся более подробно, так как при проведении воспитатель должен учесть все ее особенности и объяснить их ребенку.
Цель: выявление умений, служащих предпосыл-ками учебной деятельности, а именно: - умение подчинять свои действия определенному правилу,
- умение слушать и точно выполнять указания взрослого.
Стимульный материал: тетрадь, состоящая из 4 страниц. На каждой странице изображены три ряда мелких геомет-рических фигур размером 2x2 мм. Образец представлен в Приложении 2.
Верхний ряд состоит из треугольников, средний - из кружков, нижний - из квадратов. Фигурки нижне-го ряда расположены строго под фигурками верхнего ряда, среднего - в промежутках между ними. Треу-гольников и квадратов по 17 в ряду, кружков - по 16.
В верхней части первой страницы расположена корот-кая полоска из этих фигур, на которой дан образец узо-ра (А). Первая страница вводная, она предназначена для того, чтобы дети познакомились с правилами и научи-лись рисовать узоры под диктовку взрослого.
Инструкция. «Сейчас вы будете рисовать узор. У вас на листочке нарисованы ряды треугольников, квад-ратов и кружочков. Вы будете соединять эти фигуры - и получится узор. Надо внимательно слушать и делать то, что я буду говорить. У нас будут такие три прави-ла:
- два треугольника, два квадрата или квадрат с тре-угольником можно соединять только через кружок;
- линия узора должна идти только вперед;
- каждое новое соединение нужно начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной и в узоре не получится промежутков.
Посмотрите, как можно соединить треугольники и квадраты».
Внимание детей обращают на образец. Затем гово-рят: «Теперь учитесь соединять сами. Посмотрите на нижнюю полоску. Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квад-ратом».
Проверяют выполнение задания и в случае необ-ходимости исправляют ошибки и объясняют ребенку, в чем он ошибся; в процессе обучения дети производят четыре соединения.
После обучения детям предлагают: «Теперь вы будете рисовать на другом листочке. Вы должны вни-мательно слушать и соединять те фигуры, которые я буду называть, но не забывайте о правилах. (Повторя-ют правила соединения фигур). Если ошибетесь, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фи-гурки». Диктуют последовательность соединения фи-гурок медленно, но не повторяя одно и то же дважды.
После первой серии следуют вторая и третья, ко-торые отличаются только характером узора.
Диктант для первой серии.
«Соедините треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квад-ратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треу-гольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треуголь-ником, два треугольника, два треугольника, треуголь-ник с квадратом».
Диктант второй серии.
«Соедините квадрат с треугольником, два треуголь-ника, треугольник с квадратом, два квадрата, ещё раз два квадрата, квадрат с треугольником, два треуголь-ника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольни-ком, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником».
Диктант третьей серии.
«Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квад-рата, квадрат с треугольником, треугольник с квадра-том, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника».
Оценка результатов:
Каждое правильное соединение оценивают в 2 бал-ла. (Правильным считается соединение, соответствую-щее диктанту.) Штрафные баллы - по одному - на-числяются:
- за лишние соединения, не предусмотренные дик-тантом (кроме находящихся в начале и в конце узора, то есть предваряющих диктант и следующих за ним);
- за разрывы (пропуски зон соединения) между пра-вильными соединениями.
Все остальные виды ошибок не учитываются.
Дети, набравшие 71-72 балла по данной методике имеют высокий уровень; средний уровень имеют дошкольники, набравшие 43-70 баллов; и если ребенок по данной методике набрал ниже 42 баллов, то его готовность к учебной деятельности определяется как низкая.
2.3 Анализ уровня подготовки детей к обучению в школе

По результатам проведения констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы были составлены сводные таблицы полученных данных по каждой группе детей отдельно. Для более отчетливого понимания общей картины результатов исследования была составлена общая сравнительная таблица данных по обеим группам, где отражены не только количество детей по каждому уровню подготовленности, но и определено их процентное соотношение.
Проведем анализ полученных результатов исследования по тесту Керна-Йерасека с помощью данных таблиц (Приложение 3, 4, 5).
Итак, прежде всего необходимо обратить внимание, что по результатам проведения первой методики среди исследуемых детей нет дошкольников, обладающих высоким уровнем подготовленности к процессу обучения в школе.
В то же время считаю необходимым акцентировать внимание на то, что дети с низким уровнем подготовки к обучению в обеих исследуемых группах составляют 30 и 35% соответственно. Поэтому основное внимание при построении экспериментальной программы по подготовке к школе будет непосредственно обращено на работу с детьми именно такого уровня развития.
В целом можно охарактеризовать общий уровень подготовки детей к процессу обучения в школе как хороший, но недостаточно высокий. Так в экспериментальной группе у 70% детей наблюдается средний уровень подготовленности. В контрольной группе количество детей со средним уровнем составило 65%.
Особое внимание уделим уровню развития графического навыка у дошкольников.
Необходимо отметить, что со вторым заданием теста Керна-Йерасека дети обеих групп справились недостаточно хорошо. Так в экспериментальной группе только 25% детей выполнили задание на 1-2 балла. Данная группа детей хорошо ориентируется на образцы, у них сформировано умение копировать его. Можно говорить о развитии произвольного внимания и сенсомоторной координации у этих дошкольников. В контрольной группе дети со средним уровнем развития графического навыка также составляют небольшое процентное соотношение от общего количества детей - их всего 30%.
По результатам методики «Учебная деятельность» были также построены сводные таблицы результатов отдельно по каждой группе испытуемых (Приложение 6 и 7) и составлена сравнительная таблица данных (Приложение 8), на основе которой можно сделать следующие выводы.
Навыки учебной деятельности не сформированы у большей половины детей испытуемых групп. Можно смело утверждать, что 55% детей экспериментальной группы и 65% контрольной не готовы подчинять свои действия требованиям учебной деятельности, необходимые в школе. Так как умение подчинять свою деятельность требованиям взрослого, работать по образцу и концентрировать свое внимание у данной категории детей развита на низком уровне.
Также проведенные тесты показывают, что дети готовы к освоению письма на достаточно низком уровне. Методика «Учебная деятельность» вызвала у детей особые затруднения. На высоком уровне с заданием не справился ни один ребенок в обеих исследуемых группах дошкольников.
Поэтому на занятиях кружковой деятельности по изо в целях подготовки ребенка к обучению в школе необходимо особое внимание уделить такому виду работы, который направлен на развитие мелкой моторики рук, на способность воспроизводить элементы букв, на умение сосредоточенно, не отвлекаясь, работать по образцу, на способность выполнять указания взрослого.
Для более эффективного развития основных умений и навыков, необходимых для учебно-воспитательного процесса, проследив некоторые общие тенденции, обобщив теоретические и практические психолого-педагогические исследования и находки по оптимизации процесса подготовки детей к школе, мы составили и внедрили специальную программу по организации работы кружковой изодеятельности. Анализируя предложенную систему работы с дошкольниками в рамках кружка, мы акцентировали особое внимание на тех элементах, которые для исследуемых групп детей оказались наиболее сложными и недоступными. На системе работы над элементами, которые вызвали при тестировании наибольшие затруднения у детей, мы остановимся более подробно.
2.4 Формирование основных учебных умений и навыков дошкольников в рамках работы кружка по изобразительному искусству

Для реализации задач нашего исследования был проведен фор-мирующий эксперимент. В нем участвовали дети экспериментальной группы - 20 человек в возрасте 5,5 - 6 лет. Для экспериментальной группы мы предложили специальную программу, на-правленную на развитие ребенка дошкольного возраста в рамках кружковой работы по изобразительной деятельности.
Формирующий эксперимент включал три этапа: подготовительный, основной (обучающий) и творческий. Содержание и задачи каждого этапа отражены в Приложении 9.
Программа работы кружка по изобразительной деятельности «В мире чудес»
Цель: Осуществление целенаправленного подхода в работе кружка изобразительной деятельности по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Задачи:
- Развивать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координа-цию для подготовки к овладению навыками письма.
- Формировать правильное восприятие формы, величины, цвета и умение передавать их в изображении.
- Формировать целостное восприятие предмета и добиваться его отражения средствами изобразительной деятельности (рисованием, лепкой, аппликацией).
- Развивать навыки конструирования.
- Воспитывать положительное эмоциональное отношение к изобрази-тельной деятельности и ее результатам.
- Развивать любознательность, воображение.
- Расширять запас знаний и представлений.
Принципы построения программы:
Систематичность и последовательность.
Доступность.
Индивидуальный подход к детям.
Игровая подача материала.
Учет уровня развития детей, индивидуальных характеристик.
Развивающего обучения.
Наглядности.
Условия реализации программы:
- Создание развивающей среды, стимулирующей и обеспечивающей самостоятельную художественную деятельность детей
- Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта.
- Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы. Широкий подход к решению проблемы.
- Общение с искусством.
- Наличие необходимых и разнообразных материалов (цветные карандаши, краски, разнофактурная бумага и др.)
- Сочетание программного содержания и требований с проявлением творческой инициативы самого ребенка - Использование в работе большого количества нетрадиционных материалов, средств, технологий их использования.
- Бережное отношение к процессу и результату деятельности ребенка.
Направления работы:
- Развитие творческой активности.
- Развитие технических умений и навыков изобразительной деятельности.
- Развитие познавательных процессов.
- Совершенствование навыков коллективного общения.
Используемые методы работы:
- Наглядные (наблюдение, рассматривание репродукций, объектов и явлений природы, образец).
- Словесные (беседа, чтение художественной литературы, объяснение).
- Практические (упражнение, обследование, игровые (дидактические, подвижные, словесные игры).
Формы работы:
- регламентированная деятельность;
- совместная деятельность;
- самостоятельная деятельность детей.
В ходе формирующего эксперимента мы предложили систему занятий по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью формирования основных умений и навыков, которые необходимы ребенку на начальном этапе обучения в школе (Приложение 10).
Кружковая деятельность, построенная на основе данной программы, состоит из занятий, включающих в себя: словесные, дидактические, подвижные игры, пантомимы, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы и собственно занятия по изобразительной деятельности.
Эта система состоит не только из заданий, направленных на непосредственное воздействие на характер изображения, но и включает в себя задания, направленные на развитие двигательной активности, точности направленных (произвольных) движений, глазомера, пространственного ориентирования, изучение схемы собственного тела.
Занятия проводились в течение 3 месяцев и осуществлялись групповым методом.
2.5 Содержание контрольного эксперимента

Для оценки результатов формирующего этапа опытно- экспериментального исследования был проведен контрольный эксперимент.
Цель: выявить уровень развития основных учебных умений и навыков детей и сравнить с результатами констатирующего эксперимента.
Детям экспериментальной группы (20 человек) в контрольном эксперименте были предложены задания констатирующего эксперимента.
Если у ребенка хорошо развита интеллектуальная сфера, тонкая моторика руки и координация зрения, дошкольник хорошо воспроизводит образец, работает сосредоточено, не отвлекаясь - это позволяет говорить о высоком уровне готовности к школе. По результатам контрольного эксперимента можно говорить о существенной динамике по данному аспекту исследования.
Проведем анализ полученных результатов контрольного этапа нашего исследования по тесту Керна-Йерасека с помощью данных таблиц (Приложение 11, 12, 13).
У 40% детей экспериментальной группы отмечен высокий уровень подготовки к обучению в школе. В то время, как в контрольной группе таких детей оказалось лишь 15%.
Необходимо отметить, что существенно увеличился разрыв в процентном соотношении детей, имеющих низкий уровень подготовки. У 25% детей экспериментальной группы повышен уровень подготовки к школе на более высокий. Теперь можно говорить о том, что в данной группе только 5% детей не готовы к учебной деятельности. В то время, как в контрольной группе детей данного уровня 20% от общего количества дошкольников группы. И лишь у 15% ребят повысился уровень подготовленности к школе с низкого на средний.
Проанализируем полученные данные контрольного этапа эксперимента по второй методике (Приложение 14, 15, 16).
Теперь по результатам методики «Учебная деятельность» подчинять свои действия требованиям взрослого, работать сосредоточенно и не отвлекаться способна большая половина детей исследуемых групп. Но в отличие от контрольной группы у 10% детей экспериментальной группы удалось повысить уровень подготовки к школе до высокого. В то время как в контрольной группе высокого уровня готовности к учебной деятельности у детей не выявлено. У 30% детей, посещающих кружок, удалось развить уровень до достаточного для поступления в школу. Лишь у 25% детей экспериментальной группы не удалось повысить уровень подготовленности к обучению с низкого на средний. Но анализируя индивидуально деятельность детей с низким уровнем подготовки к школе, бесспорно можно отметить динамику. Рисунки детей стали более конкретны, содержат в себе большее количество деталей, наиболее полно соответствуют предложенному образцу.
Таким образом, анализ данных позволяет с уверенностью утверждать, что реализация предложенной программы в рамках кружковой работы по организации изодеятельности детей дошкольного возраста прошла успешно. Как видно, динамика развития детей в экспериментальной группе в сравнении с детьми контрольной группы довольно существенна. Многие дети, принимавшие участие в эксперименте и посещающие кружковые занятия по изодеятельности, повысили свои показатели по большинству критериев. Заметно лучше дети стали рисовать фигуру человека. Намного точнее стали дорисовывать симметричные фигуры те дети, для которых в начале обучения это задание было трудным. При изображении ритмичных, повторяющихся элементов в рисовании также стала наблюдаться положительная динамика.
С некоторыми детьми требуется дальнейшая углубленная, целенаправленная развивающая работа, хотя именно на их примере виден колоссальный отрыв от прежних показателей, но из-за слабости начального уровня кажется, что результаты несколько низки, а при анализе динамики развития прослеживается существенный рывок вперед.
Таким образом, сравнивая результаты констатирующего эксперимента с результатами контрольного, можно сделать вывод о грамотной разработке и компетентной реализации развивающей программы по изобразительной деятельности в рамках работы кружка, что доказало ее эффективность в повышении уровня подготовленности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Результаты контрольного эксперимента показали эффективность и целесообразность участия ребенка дошкольника в кружковой изодеятельности с целью повышения уровня подготовки его к школе.
Резюмируя сказанное, отметим, что цель выбранного изобразительно-творческого обучения - формирование основных учебных умений и навыков, а также повышение у детей уровня подготовленности к обучению в школе - была в ходе формирующего эксперимента достигнута, поставленные ис-следовательские задачи выполнены, выдвинутая гипотеза нашла свое под-тверждение в ходе проведенного эксперимента.
Проведенное опытно-экспериментальное обучение в рамках работы кружка творческому рисованию подтвердило эффективность предлагаемой системы подготовки дошкольников к процессу обучения в школе.
3. Методические рекомендации по организации и содержанию работы кружка в рамках подготовки детей к обучению в школе

Каждый вид изобразительной деятельности имеет свои специфиче-ские особенности и предъявляет свои требования к двигательному, сен-сорному и интеллектуальному развитию ребенка дошкольного возраста. В систему заданий для формирования графических навыков у детей включены все виды изобрази-тельной деятельности, в том числе и лепка.
Работа с пластическими материалами для ребенка предъявляет свои сложности. Тем не менее, она весьма полезна и с точки зрения активной деятельности кистей рук, и про-странственной ориентации, и даже как возможный вид трудовой деятель-ности в дальнейшем.
Главной задачей этих занятий мы считаем обучение ребенка спосо-бам изготовления различных форм, умению соразмерить количество мате-риала и размеры деталей изображения, способам создания деталей для од-ного и того же изделия. Для создания мотивации к занятиям этим видам изодеятельности мы предлагаем детям приемы, несложные для исполне-ния, но позволяющие детям изготовлять оригинальные изделия. Это раз-личные вмятины, сделанные пальцем или стеком, это изделия в виде мо-заики, это «цветы» из длинных колбасок, свернутых спиралью и т. д. Кро-ме того, занятия лепкой можно проводить коллективно, что существенно повышает мотивацию детей.
Аппликация является одним из любимых видов изобразительной дея-тельности детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Аппликация легко доступна для изготовления, многообразна и эффектна. Аппликация дает отчетливое представление о форме предметов, о форме отдельных деталей изображения, об их пространственном расположении относительно друг друга и т. д. В связи с этими особенностями аппликации широко применяются в работе с детьми.
Мы предлагаем использовать аппликацию для закрепления знания фор-мы, для ознакомления с пространством листа бумаги. Например, детям раздают листы бумаги, на которых изображена елка и вырезают из бумаги круг или овал по инструкции взрослого. Ребенок должен определить место положения шарика и приклеить его. Например, «Шарик взлетел выше елочки! Покажи, где он находится?». Или более конкретно: «Шарик лежит под елочкой справа». После того, как местоположение шарика определено, его приклеивают.
Аппликацию можно выполнять коллективно - какую-либо компози-цию или пейзаж. Например, на большом листе бумаги расположены по-стройки деревенского двора, а фигурки животных - домашних и диких - расположены отдельно. Дети должны отобрать среди них тех, кто живет в этом дворе и приклеить их там, где они считают нужным. При этом идет коллективное обсуждение, правильно ли животное выбрано и где ему «удобнее» находиться на «дворе».
Таким образом, можно посадить «сад» или «лес». Разместить городские или деревенские «постройки», «транспорт» и т. д. Кроме того, что дети учатся распределять на плоскости листа детали картинки, они расширяют свой кругозор. Такие работы могут иметь продолжение на последующих занятиях, что повышает у детей интерес к ним.
Практический опыт работы с детьми и результаты констати-рующего эксперимента подтверждает, что наиболее трудным для них яв-ляется изображение человека.
Порой хаотическое нагромождение невнятных, с точки зрения передачи формы, черканий совершенно не пе-редает ни схематических очертаний человеческой фигуры, ни пропорцио-нальных отношений частей тела; при изображении лица части его смеща-ются с положенных мест.
Таким образом, обучение рисованию человека выдвигается на одно из главных мест в формировании изобразительной деятельности детей.
В связи с этим в подготовительном периоде обучения изобразительной деятельности руководители кружка должны активно включать в игры и занятия кукол. Куклы - и «мальчики» и «девочки», равноправные члены детского коллектива, которые принимают участие в играх, занятиях, проделках, прогулках. Куклы должны иметь сезонную одежду, быть аккуратно приче-санными, чисто умытыми, всегда находиться на положенных местах. В иг-ровых уголках они сидят на стульях и диванах, либо лежат на кроватях, т. е. - занимают соответст-вующее живому человеку жизненное пространство. Купание кукол, их одевание, застегивание пуговиц и других застежек на их одежде приучает детей к правильному восприятию строения человеческого тела, соответст-вующему использованию видов и деталей одежды. Это имеет большое значение как для запоминания этих операций, так и для запоминания схе-мы и пропорций человеческого тела, его характерных очертаний, а также для обучения самообслуживания детей.
Куклы могут быть не только объемными, они могут быть и плоскими, из плотных видов ткани, а их части крепиться к туловищу пуговицами. Эта дидактическая игрушка весьма полезна, так как ребенок сам «соединяет фигуру» человека, тем самым запоминая ее строение - схему. Популярная игра среди девочек - куклы из бумаги, которые имеют много одежды, на-рисованной и вырезанной самими девочками. Куклы и «модельеры» ори-ентируются на ее конкретные особенности. Безусловно, что для детей выполнить такую куклу трудно, но им можно предложить готовую куклу и набор одежды для игры.
«Человека» можно сложить из готовых частей подвижной мозаики. Для этого нужно предложить детям нарисовать образец человека из различных геометрических частей («человек» из прямоугольников разной величины, из прямоугольников и квадратов, из треугольников, кругов и т. д.). Челове-ка надо слепить из пластилина или глины, соединяя при этом отдельные части его фигуры.
Мы предложили начать рисовать человека с изображения его розовой краской на 1/2 листа. Изображение должно быть схематичным, лицо на пер-вом занятии не прорисовывается. На следующем занятии, когда краска хо-рошо высохнет, человеку следует нарисовать лицо, волосы и «одеть» его, т. е. нарисовать поверх розовой краски какую-либо одежду.
Мы показывали детям образцы рисования человека, помогали размес-тить поэтапно на плоскости листа. Начинать следует с рисования круга - головы человека, затем - шеи, туловища и затем - конечностей.
Во время этого, наиболее сложного, этапа изображения человека, сле-дует активно помогать детям справиться с этим заданием, все время напо-миная о том, где располагаются части тела, обращать их внимание на обра-зец и т. д. При выборе одежды для человека нужно как можно активнее привлечь фантазию ребенка, тогда все человечки будут разными, индиви-дуальными.
По окончании работы рисунки нужно вывесить на стенде - это будет веселое и красивое зрелище. С этими «человечками» еще долго можно продолжать играть на занятиях по изобразительной деятельности.
В том случае, когда ребенок, по тем или иным причинам, не сможет самостоятельно нарисовать «человека», сле-дует применить рисование по трафарету. Активно-пассивное рисование, в любом случае, полезно, так как изображение человека по трафарету за-ставляет ребенка почувствовать направление движения руки по контуру фигуры, при этом взрослый попутно поясняет: начнем рисовать голову, она круглая, а теперь нарисуем шею, теперь - туловище, вот руки, вот но-ги. Рисование должно быть медленным. Взрослый тесно прижимает руку ребенка с карандашом к кон-туру трафарета. Это действие нужно проводить многократно, добиваясь самостоятельного рисования ребенка. Полученное изображение, не снимая трафарета, нужно заштриховать розовым или каким-либо нейтральным цветом, чтобы контуры фигуры вы-глядели отчетливее. На последующих занятиях человека нужно «одеть». Для запоминания пропорций человеческой фигуры и правильного соеди-нения частей его тела полезно выполнить это в технике аппликации. Оде-жда выполняется в соответствии с контурами частей его тела.
Как было сказано выше, изображение лица человека также требует дли-тельного обучения. Для запоминания правильного месторасположения частей лица довольно эффективно использовать подвижную мозаику или фланелеграф. На готовом овале лица по нарисованному контуру выклады-ваются части лица. Ребенок проверяет правильность своих действий по об-разцу. Затем полезно проводить занятия, на которых дорисовываются не-достающие части лица и ребенок должен сам определить их место. И в этом случае полезно выполнить «лицо» в технике аппликации.
Рисование человека полезно со многих точек зрения. Оно формирует у ребенка понятие о схеме собственного тела, активно расширяет кругозор ребенка, так как «его человек» используется в различных сюжетах, он «переходит» из одного занятия в другое, попадая в различные жизненные и бытовые си-туации.
Неоценимое значение для всестороннего развития дошкольника имеет изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов. Она способствует развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, кроме того, в процессе этой деятельности формируются навыки контроля и самоконтроля. На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Иными словами, изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов способствует решению ряда задач подготовки детей к школе.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Начинать работу в этом направлении следует с таких техник как рисование ладошкой, пальцами, обрывании бумаги, а в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополняет художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии. Нетрадиционных техник изодеятельности великое множество. Познакомившись с этими техниками мы выбрали для кружковой деятельности наиболее интересные и доступные. В качестве примера приведем подробный конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник и материалов, проводимых в рамках кружковой работы (Приложение 17).
В результате написания данной главы, хотелось бы отметить, что занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача - освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности, к правильной организации своей деятельности, умению подчинять свои действия требованиям, развивать координацию движений и мелкую моторику рук. При самостоятельном выборе, нахождении и обработке формы ребенок развивает фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение и усидчивость, что является важным составляющим при организации учебной деятельности в школе. Тем и будет обусловлен процесс адаптации ребенка к школе, его успешности и радости познания.
Ведь как показывает практика, многие вопросы в период начала обучения возникают не столько от отсутствия соответствующей грамотности ребенка, сколько от несформированности основных умений и навыков, требуемых для эффективной организации учебной деятельности в современной школе.
Заключение

При написании данной курсовой работы перед нами была п и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.