На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Теоретический аспект применения музыкально-дидактических игр. Влияние музыкально-дидактических игр на формирование эмоциональной отзывчивости дошкольников с ОНР. Характеристика детей с ОНР. Игра на детских музыкальных инструментах, слушание музыки.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 27.10.2010. Сдан: 2010. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание

Введение

ГЛАВА I. Характеристика детей с ОНР

1.1 Дети с I уровнем речевого развития

1.2 Дети со II уровнем речевого развития

1.3 Дети с III уровнем речевого развития

ГЛАВА II. Музыкально-дидактические игры как часть музыкального воспитания дошкольников

2.1 Слушание музыки

2.2 Пение

2.3 Музыкально-ритмические движения

2.4 Игра на детских музыкальных инструментах

2.5 Музыкально-дидактические игры

ГЛАВА III. Музыкально-дидактические игры как средство формирования эмоциональной отзывчивости

3.1 Теоретический аспект применения музыкально-дидактических игр

3.2 Разработка занятия с использованием музыкально-дидактических игр

Заключение

Библиографический список

Введение


Необходимость активизации интеллектуальных ресурсов нашего общества является одним из важнейших условий преодоления переживаемого в настоящее время кризиса. В частности, она предполагает решение проблемы развития социального интеллекта, под которым подразумевается устойчивая способность человека понимать других людей и самого себя, свои взаимоотношения с окружающими, а также прогнозировать межличностные события. Лишь на этой основе возможно усиление творческой активности личности, возрастание ее требовательности и критичности по отношению к себе и к своей деятельности, сознательное управление своим поведением, превращение человека из объекта воспитательных воздействий в подлинного субъекта воспитания. Развитая способность человека не только к познанию внешнего мира, но и к самосознанию считается неотъемлемой чертой, присущей подлинно интеллигентному человеку.
Современное научное знание демонстрирует всевозрастающий интерес к проблеме самосознания личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом и во многих других аспектах. На современном этапе развития общество предъявляет большие требования к воспитанию детей. Музыкальное развитие ребенка является одной из обязательных составляющих современного воспитания.
Цель данной работы - изучить влияние музыкально-дидактических игр на формирование эмоциональной отзывчивости дошкольников с ОНР.
Задачи:
* изучить особенности детей с ОНР;
* изучить музыкально-дидактические игры как составляющую музыкального воспитания детей;
* изучить влияние музыкально-дидактических игр на формирование отзывчивости.

ГЛАВА I. Характеристика детей с ОНР

1.1 Дети с I уровнем речевого развития

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.
Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р. Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.
У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя Логопедия. / Под ред. Л. С. Волковой. М.: Просве-щение, 1989.
.
Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Поэтому выделяют три уровня речевого развития.
I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»).
Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазанно, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок подкрепляет мимикой и жестами. Аналогичное состояние речи может наблюдаться и у умственно отсталых детей. Однако дети с первичным речевым недоразвитием обладают рядом черт, позволяющих отличать их от детей - олигофренов (умственно отсталых детей). Это в первую очередь относится к объему так называемого пассивного словаря, который значительно превышает активный. У умственно отсталых детей подобной разницы не наблюдается. Далее, в отличие от детей олигофренов дети с общим недоразвитием речи для выражения своих мыслей пользуются дифференцированными жестами и выразительной мимикой. Для них характерна, с одной стороны, большая инициативность речевого поиска в процессе общения, а с другой -- достаточная критичность к своей речи.
Таким образом, при сходстве речевого состояния прогноз речевой компенсации и интеллектуального развития у этих детей неоднозначный.
Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий. Отмечается также замена названий действий названиями предметов и наоборот.
Характерным является использование однословных предложений. Как отмечает Н. С. Жукова, период однословного предложения, предложения из аморфных слов-корней, может наблюдаться и при нормальном речевом развитии ребенка. Однако он является господствующим только в течение 5 6 мес. и включает небольшое количество слов. При тяжелом недоразвитии речи этот период задерживается надолго. Дети с нормальным речевым развитием начинают рано пользоваться грамматическими связями слов («дай хеба» -- дай хлеба), которые могут соседствовать с бесформенными конструкциями, постепенно их вытесняя. У детей же с общим недоразвитием речи наблюдается расширение объема предложения до 2 -- 4 слов, но при этом синтаксические конструкции остаются полностью неправильно оформленными («Матик тиде туя» -- Мальчик, сидит на стуле). Данные явления никогда не наблюдаются при нормальном речевом развитии Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии. / Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. - М.: Просвещение, 1989. - с.-110-111..
Низким речевым возможностям детей сопутствуют и бедный жизненный опыт, и недостаточно дифференцированные представления об окружающей жизни (особенно в области природных явлений).
Отмечается нестойкость в произношении звуков, их диффузность. В речи детей преобладают в основном 1 -- 2-сложные слова. При попытке воспроизвести более сложную слоговую структуру количество слогов сокращается до 2 -- 3. Фонематическое восприятие грубо нарушено, возникают трудности даже при отборе сходных по названию, но разных по значению слов. Задания по звуковому анализу слов детям данного уровня непонятны.

1.2 Дети со II уровнем речевого развития


Переход к II уровню речевого развития (начатки общеупотребительной речи) знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова.
Одновременно намечается различение некоторых грамматических форм. Однако это происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями (стол -- столы; поет -- поют) и относящимся лишь к некоторым грамматическим категориям. Этот процесс носит еще довольно неустойчивый характер, и грубое недоразвитие речи у данных детей проявляется достаточно выраженно.
Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.
Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно, на коротких, хотя и грамматически более правильных, фразах, чем у детей первого уровня. При этом недостаточная сформированность грамматического строя речи легко обнаруживается при усложнении речевого материала или при возникновении необходимости употребить такие слова и словосочетания, которыми ребенок в быту пользуется редко.
Формы числа, рода и падежа для таких детей по существу не несут смыслоразличительной функции. Словоизменение носит случайный характер, и потому при использовании его допускается много разнообразных ошибок. Слова нередко употребляются в узком значении, уровень словесного обобщения очень низкий. Одним и тем же словом могут быть названы многие предметы, имеющие сходство по форме, назначению или другим признакам (муравей, муха, паук, жук -- в одной ситуации -- одним из этих слов, в другой -- другим; чашка, стакан обозначаются любым из этих слов). Ограниченность словарного запаса подтверждается незнанием многих слов, обозначающих части предмета, посуду, транспортные средства, детенышей животных и др.
Отмечается отставание в использовании слов-признаков предметов, обозначающих форму, цвет, материал. Часто появляются замены названий слов, обусловленные общностью ситуаций (режет -- рвет, точит -- режет). При специальном обследовании отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм:
* замены падежных окончаний;
* ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов; при изменении существительных по числам;
* отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными Выявление и преодоление речевых нарушений в дошколь-ном возрасте: Методическое пособие. / Сост. И. Ю. Кондратенко. -- М.: Айрис - пресс, 2005.
.
Много ошибок дети допускают при пользовании предложными конструкциями: часто предлоги опускаются вообще, при этом существительное употребляется в исходной форме, возможна и замена предлогов. Союзы и частицы в речи употребляются редко.
Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы: наблюдаются нарушение в произношении мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, сонорных, звонких и глухих; грубые нарушения в передаче слов разного слогового состава. Наиболее типично сокращение количества слогов.
При воспроизведении слов грубо нарушается звуконаполняемость: отмечаются перестановки слогов, звуков, замена и уподобления слогов, сокращения звуков при стечении согласных.
Углубленное обследование детей позволяет легко выявить недостаточность фонематического слуха, их неподготовленность к освоению навыков звукового анализа и синтеза (ребенку трудно правильно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове и т. д.). Под влиянием специального коррекционного обучения дети переходят на новый III уровень речевого развития, что позволяет расширить их речевое общение с окружающими.

1.3 Дети с III уровнем речевого развития


III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии родителей (воспитателей), вносящих соответствующие пояснения. Свободное же общение крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко.
Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы. Например, ребенок заменяет звуком с, еще недостаточно четко произносимым, звуки с, ш, ц.
Вместе с тем на данном этапе дети уже пользуются всеми частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Улучшаются произносительные возможности ребенка (можно выделить правильно и неправильно произносимые звуки, характер их нарушения), воспроизведение слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Дети обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта. Они могут свободно рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ. Однако тщательное изучение состояния всех сторон речи позволяет выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики.
В устном речевом общении дети стараются «обходить» трудные для них слова и выражения. Но если поставить таких детей в условия, когда оказывается необходимым использовать те или иные слова и грамматические категории, пробелы в речевом развитии выступают достаточно отчетливо.
Хотя дети пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их нормально говорящие сверстники.
На фоне правильных предложений можно встретить и аграмматичные, возникающие, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении. Эти ошибки не носят постоянного характера: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться и правильно, и неправильно.
Наблюдаются ошибки и при построении сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. При составлении предложений по картине дети, нередко правильно называя действующее лицо и само действие, не включают в предложение названия предметов, которыми пользуется действующее лицо.
Несмотря на значительный количественный рост словарного запаса, специальное обследование лексических значений позволяет выявить ряд специфических недочетов: полное незнание значений ряда слов, неточное понимание и употребление ряда слов. Среди лексических ошибок выделяются следующие:
* замена названия части предмета названием целого предмета;
* подмена названий профессий названиями действия;
* замена видовых понятий родовыми и наоборот;
* взаимозамещение признаков Парамонова Л.Г. Логопедия. - СПб.: Питер, 2004.
.
В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.
Недостаточный практический навык применения способов словообразования обедняет пути накопления словарного запаса, не дает ребенку возможности различать морфологические элементы слова.
Многие дети нередко допускают ошибки в словообразовании. Так, наряду с правильно образованными словами появляются ненормативные. Подобные ошибки в качестве единичных могут встречаться у детей в норме на более ранних ступенях речевого развития и быстро исчезают.
Большое число ошибок приходится на образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, материалами, растениями и т. д. Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:
* неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
* неправильное согласование числительных с существительными;
* ошибки в использовании предлогов -- пропуски, замены, недоговаривание;
* ошибки в употреблении падежных форм множественного числа.
Фонетическое оформление речи у детей с III уровнем речевого развития значительно отстает от возрастной нормы: у них продолжают наблюдаться все виды нарушений звукопроизношения (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения и смягчения).
Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.
Итак, совокупность перечисленных пробелов в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

ГЛАВА II. Музыкально-дидактические игры как часть музыкального воспитания дошкольников

2.1 Слушание музыки

У детей пяти-шести лет интерес к музыке проявляется ярче. Они не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но избирательно относятся к различным его сторонам, например, больше любят танцевать, чем водить хороводы. Дети могут дать простейшую оценку произведению, сказать, как, например, исполняется лирическая песня: «Нужно спеть протяжно, ласково, нежно».
Значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Большинство детей способны различить высокий и низкий звуки в интервалах квинты, кварты, терции. Они привыкают пользоваться слуховым контролем и начинают произвольно владеть голосом. У некоторых детей пяти лет голос приобретает звонкое, высокое звучание, появляется более определенный тембр. Голоса звучат лучше в пределах ре-си первой октавы, хотя некоторые дети хорошо поют и ноту до первой октавы.
Дети хорошо владеют движениями, и это позволяет им выполнять их точно и свободно, они вслушиваются в звучание музыки и двигаются в соответствии с ее характером.
Важнейшей задачей формирования музыкального восприятия является развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку. Необходимо, чтобы дети правильно воспринимали те чувства и мысли, которые составляют основу музыкального образа, эмоционально откликались на него.
Для развития музыкального восприятия педагог применяет метод сопоставления музыкальных произведений, различных по жанру, характеру. Дети воспринимают и осознают призывный, бодрый характер «Вальса» Д. Кабалевского, лирическую «Колыбельную» Г. Свиридова. В кратких пояснениях педагог подчеркивает, почему именно та или иная песня, пьеса веселая, шутливая или спокойная, ласковая.
Навыки восприятия закрепляются в дидактических играх. Задания в них связаны с различением и воспроизведением таких средств музыкальной выразительности, как высота звуков, их длительность, тембр, динамика. Например, в игре «Догадайся, кто поет» ребенок на слух, по тембру, должен определить, кто из детей поет.
Ознакомление с каждым произведением требует повторных его исполнений на занятиях. На каждом из них педагог обращает внимание на различные особенности песни, пьесы. Постепенно накапливается репертуар любимых и хорошо знакомых произведений.

2.2 Пение

Основная задача -- воспитывать любовь к пению. Песни отбираются с учетом их воспитательного значения на основе программы.
При формировании у детей навыка чистого интонирования необходимо учитывать такие особенности мелодии, как диапазон, наличие устойчивых звуков, удобство мелодических ходов. Динамические и темповые изменения нечетко представлены в песенном репертуаре для пяти - шестилетних детей, так как они еще не могут передать эти особенности достаточно точно, но педагогу необходимо следить за возможно точным исполнением указаний композитора.
Перед началом песни детям предлагаются попевки для распевания. Они поют на отдельных звуках -- ку-ку (малая терция), ла - ла (прима), стараясь точно их воспроизводить, исполняют простые русские народные попевки («Василек», «Петушок») и др. Систематическое повторение одних и тех же попевок помогает формированию чистого интонирования.
С детьми разучиваются различные упражнения, развивающие слух (например, «Музыкальное эхо», где ребенок воспроизводит заданный звук). Педагог формирует у них музыкально-слуховые представления о звуковысотных соотношениях, предлагая на слух определить высокие и низкие звуки в исполняемой пьесе -- сначала в пределах октавы, а позже и на более сложном для различения интервале (квинта, кварта, терция).
По ходу разучивания песен дети получают простейшие сведения о музыке. Педагог, рассказывая о содержании песни, о характере ее звучания, дает указания, как надо выполнять певческие приемы, знакомит детей с некоторыми терминами, обозначающими характер звучания (напевно, отрывисто), темп исполнения (медленно, подвижно), динамику (громче, тише). Дети усваивают и употребляют их в своих ответах.

2.3 Музыкально-ритмические движения

Усвоение навыков восприятия музыки и выразительного движения происходит в процессе разучивания игр, хороводов, плясок, упражнений. Общее в методике разучивания музыкально-ритмических движений всех видов заключается в стремлении педагога заинтересовать ими детей, привлечь внимание к звучанию музыки, научить откликаться на ее образы соответствующим движением. Этому способствует выразительное исполнение, образный показ движений, яркие, точные пояснения, применение детьми самостоятельных способов действий.
Различия в методике обусловливаются тем, что ритмические движения разных видов отличаются построением, объемом и характером. Так, разучивание сюжетной музыкальной игры всегда связано с раскрытием музыкально-поэтического образа с рассказом о действиях персонажей. Если, например, начало хоровода «Всем, Надюша, расскажи» объясняется детям (хороводное движение по кругу), то характерные движения пляшущих «дедушек», «бабушек» и др. дети могут найти сами, прислушиваясь к музыке и литературному тексту.
В несюжетных музыкальных играх движения чаще всего определены. Эти игры разучивают, используя показ и объяснение. Однако, несмотря на зафиксированность движений, такие игры можно разучивать и по-другому. Прежде всего, дети должны почувствовать общее настроение, характер музыки. Далее важно, чтобы ребенок узнал построение, форму произведения. Обычно движение меняет и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.