На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Природа как общечеловеческая ценность. Научная основа содержания экологического воспитания детей дошкольного возраста. Влияние элементарной поисковой деятельности на сенсорное воспитание детей. Труд в природе как основной метод сенсорного воспитания.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 08.04.2011. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ СПО
Краснодарский педагогический колледж № 3 Краснодарского края
Отделение дошкольного образования
Курсовая работа по теме:
Влияние и значение объектов природы и природных материалов на сенсорное развитие детей дошкольного возраста

2010
План
Введение
1. Природа как общечеловеческая ценность
2. Научная основа содержания экологического воспитания детей дошкольного возраста
3. Методы экологического воспитания детей дошкольного возраста
3.1 Создание эколого-развивающей среды - ведущий метод экологического воспитания дошкольников
3.2 Влияние элементарной поисковой деятельности на сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста
3.3 Труд в природе детей старшего дошкольного возраста - как метод сенсорного воспитания
4. Роль семьи в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Введение

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в это мир, раскрыть его неповторимость, научить любить и беречь природу - задача и долг взрослых. Сделать это необходимо как можно раньше, уже с первых шагов ребёнка по земле. Именно с этого должна начинаться система непрерывного экологического образования - со сферы дошкольного образования.
Актуальность выбранной мной темы заключается в следующем: человечество является главным фактором в появлении экологических проблем на планете.
Только сейчас общество начинает понимать, что появившиеся проблемы возникли вследствие его же неправильной деятельности на Земле, и они не исчезнут сами собой.
Что необходимо направить все силы на ликвидацию этих проблем, на сохранение природных ресурсов, тех богатств природы, без которых человек просто не сможет обойтись.
А для того, чтобы грамотно помочь природе, прежде всего, нужна экологическая образованность.
Без определённых знаний экологических основ и законов природы человек не сможет помочь природе, а то и вовсе навредить ещё больше своей безграмотностью.
Именно поэтому так необходимо как можно раньше начинать детей знакомить с природой, прививать к ней любовь с самых ранних лет, чтобы в будущем они не повторяли ошибок современного общества, а оно в свою очередь должно постараться привести в норму нынешнее состояние природной среды для наших же детей.
Можно сказать, что всё это составляет единую цепочку: мы формируем с ранних лет у детей экологическую культуру, следовательно, они, когда вырастут, будут любить, понимать и самое главное беречь природу, и тогда не будет экологических проблем не планете.
Цель исследования: изучить влияние и значение объектов природы и природных материалов на сенсорное развитие детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
· изучить и проанализировать литературу по вопросам экологического образования детей дошкольного возраста;
· изучить методы и приёмы формирования экологической культуры детей дошкольного возраста;
· провести анкетирование среди родителей подготовительной группы №3, в ДОУ №138, с целью проверки работы родителей с детьми по формированию экологической культуры вне ДОУ;
· исследовать методы и приемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста посредством объектов природы и природных материалов.
1. Природа как общечеловеческая ценность

Форум в Рио-де-Жанейро - глобальный взгляд на планету
В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН по окружающей среде - грандиозное событие мирового масштаба, в рамках которого 179 государств-участников анализировали результаты «экологического двадцатилетия» (1792 - 1992 гг.) планеты. Отмечалось, что проводимые ранее мероприятия носили локальный характер и не оказали существенного влияния на изменение экологической ситуации в мире. Было также констатировано, что экономика развитых стран расточительна по своей сущности, ее модель не может быть рекомендована развивающимся странам. Форум в Рио выделил важные аспекты целостного развития человечества на планете. [11, 9стр.]
Форум в Рио - это осмысление мировым сообществом глобальных экологических проблем, выражающему угрозу всему живущему на Земле. Важным аспектом форума стал разговор о человеческом факторе - значении всех и каждого в реализации решений, выработанных на нем.
«Все, кто участвовал в этом замечательном событии, - заявил Морис Стронг, - несут ответственность за то, чтобы дорога после Встречи на высшем уровне на деле стала путем к более стабильному, безопасному и справедливому будущему для всего человечества».
Человеческий фактор - это экологическое мышление, экологическое сознание, экологическая культура всех тех, от кого зависит выполнение программы конференции ООН в Рио:
· властные структуры должны ратифицировать документы форума, выработать программы и реализовать их на своих территориях;
· неправительственные организации могут играть важную роль в формировании политики в области окружающей среды;
· представители делового мира, ученые, фермеры, трудящиеся в профсоюзы могут способствовать повышению эффективности использования природных ресурсов, земель и водных запасов;
· женщины, обладающие знаниями и опытом в деле рационального использования и охраны природных ресурсов, могут оказать неоценимую помощь в решении вопросов окружающей среды;
· молодежь и дети, составляющие почти треть населения планеты, должны иметь возможность высказать свое мнение: в стратегии развития следует обеспечить права молодежи на природные ресурсы, программы и мероприятия развития должны гарантировать ей безопасное будущее.
Совершенно очевидно, что человеческий фактор на данном этапе планетарного развития приобретает решающее развитие, поэтому необходимы просвещение всей категории населения, подготовка кадров по возможным проблемам окружающей среды.
Участники Форума в Рио обсуждали перспективу и программу развития цивилизации в новом тысячелетии. Была принята Концепция устойчивого развития как новая стратегия природопользования, новая стратегия выживания человечества во взаимодействии с природой. [11, 10]
Устойчивое развитие в этой Концепции определяется как развитие, позволяющее обеспечить стабильный экономический рост без деградации природной среды и способное удовлетворить потребности как ныне живущих, так и будущих поколений людей. Для такого развития необходимо осознание всем человечеством сохранения исторически сложившейся естественной среды обитания, сохранения природно-ресурсного потенциала биосферы как фактора выживания цивилизации и каждого человека в отдельности. [11, 11]
Экономический аспект устойчивого развития предполагает, прежде всего уменьшение потребления природных ресурсов биосферы, изменение производственно-хозяйственной деятельности, т.е. ее рационализация, усовершенствование посредством использования новы технологий. [11, 12]
Экологический аспект устойчивого развития особенно значим. В настоящее время всем очевидна опасность сложившейся в мире экологической ситуации: если не остановить деградацию природы, которая происходит под влиянием человеческой деятельности, то сам факт традиционного существования биосферы и выживания современной цивилизации окажется под вопросом.
В настоящее время планету одолевают природные и антропогенные катаклизмы. Природные - извержения вулканов, цунами, сильнейшие ливни и наводнения рек, ураганы. Антропогенные (технологические) - это очевидный результат совокупной деятельности населения планеты. Человечество стало планетарной силой, которая может изменить привычный бег времен. [11, 13-14]
Что же нужно для того, чтобы достигнуть высокого качество жизни и начать подниматься по ступенькам новой цивилизации? Философы и экологи однозначно отвечают - необходима массовая экологическая культура. Путь к ее формированию - это дальнейшее развитие экологического образования:
· воспитание членов общества, осознающих свою связь с природой, понимающих единство региональных и глобальных процессов биосферы, необходимость сохранения ее равновесия;
· привитие всем членам общества сознания личной причастности к решению проблем окружающей среды;
· развитие понимания каждым необходимости равновесия между удовлетворением собственных потребностей и теми последствиями, которые окажут эти действия на состояние окружающей среды в будущем. [11, 15]
2. Научная основа содержания экологического воспитания детей дошкольного возраста

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. [11, 30]
Большое значение придавал природе и К.Д. Ушинский, он был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи К.Д. Ушинского нашли дальнейшее развитие в трудах Е.Н. Водовозовой, Е.И. Тихеевой, которые уделяли много внимания природе, как средству умственного воспитания детей дошкольного возраста. [11, 30]
Е.Н. Водовозова раскрывает роль наблюдения как наиболее доступное средство ознакомления маленьких детей предметами и явлениями окружающей природы. По её мнению, наблюдение для детей даёт богатую пищу для развития детского ума и эстетических чувств.
Е.И. Тихеева видела в природе средство сенсорного воспитания детей.[11, 30стр.] Ведь действительно, природу, как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков, можно широко использовать в целях сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
Комплексное исследование вопросов сенсорного воспитания дошкольников при продуктивной деятельности, осуществленное под руководством А.В. Запорожца и А.Г. Усовой показало, что обучение и соответствующая организация изобразительной деятельности, конструирования, труда в природе, дидактические игры дают эффект в сенсорном развитии ребенка. Дошкольники последовательно и целенаправленно познают свойства предметов - форму, размер, цвет, плотность и пр., соответствует навыки восприятия.
В ряде научных трудов (А.И. Васильева, Н.К. Постникова, И.А. Хайдурова и др.) косвенно касающихся вопросов сенсорного развития детей показано значение анализирующего восприятия (умение видеть признаки объектов природы) для развития деятельности детей в процессе познания старшими дошкольниками взаимосвязей в природе. Т.о. педагогические работы по ознакомлению дошкольников с природой раскрывают возможность и необходимость формирования сенсорных навыков у детей.
Таким образом, по мнению практически всех выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии (воспитании), а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития. Сенсорное воспитание очень важный компонент, ведь знания о природе, существах, растениях усвоятся лучше, когда ребенку предложат не просто посмотреть на объект живой или неживой природы, но еще и потрогать его, погладить, то есть обследовать. Тогда ребенок, опираясь на полученный опыт, сможет намного лучше усвоить материал. В данном случае работает познавательный процесс - восприятие - ориентирующий ребенка в потоке признаков, воздействующих на него. Ведь известно, что, чем больше подключено анализаторов (слуховой + зрительный + анализаторный (тактильный) + и др.), то в процессе получения новой информации, успешней будет ее усвоение.
Т.В. Башаева считает, что восприятие предмета с помощью разнообразных органов чувств дает полное и правильное представление о предметах, помогает узнавать предмет по одному или нескольким свойствам. Воспоминание о каком-либо ярком свойстве предмета может вызвать у ребенка воспоминания обо всем предмете. В процессе включения всех органов чувств в восприятие могут раскрывать индивидуальные способности ребенка, в основе которых лежит повышенная чувствительность каких-то органов. [1, 125]
Сенсорное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной и ручной. Начало развитию мышления дает рука. Если ребенок трогает какой-нибудь предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозги видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образцы и представления. [5, 14]
П.Н. Саморукова полагает, что ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Т.о. непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, пространственное расположение. [10, 43]
В старшем дошкольном возрасте у детей имеется ряд особенностей в сенсорном развитии, которые непременно должны учитываться в работе с детьми:
· зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;
· до конца осваиваются сенсорные эталоны;
· возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;
· с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется. [16, 156]
Итак, подводя итог, можно утверждать, что сенсомоторное развитие составляет основу умственного воспитания. Обогащение сенсорной и двигательной активности приводит к увеличению количества межсинаптических связей, что играет большую роль в улучшении функции исследования. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи. Чем лучше ребёнок двигается, тем лучше он будет говорить. [2, 13]
Схема, показывающая влияние сенсомоторного развития на умственное воспитание представлена в Приложении № 1.
3. Методы экологического воспитания детей дошкольного возраста

3.1 Создание эколого-развивающей среды - ведущий метод экологического воспитания дошкольников
экологический воспитание ребенок дошкольный возраст
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. [7, 7]
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. В настоящее время наблюдается определенное противоречие между естественной потребностью ребенка как живого существа в общении с природой и отчуждением его от природы, что осложняет процесс экологического образования. Это отчуждение может быть частично преодолено посредством экологизации развивающей предметной среды. Главной задачей является создание условий для формирования у ребенка элементом экологической культуры, экологически грамотного поведения.
Среда в дошкольном учреждении должна способствовать:
- познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
- эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектов природы их имитации, искусственным объектам);
- оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
- формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитание чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);
- формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);
- экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т.п.).
Таким образом, экологизация развивающей предметной среды должна способствовать реализации всех компонентов содержания образования: познавательного, нравственного, ценностного и деятельностного.
Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. [14, 261-263]
В старших группах следует продолжать развивать органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус), совершенствовать координацию руки и глаза, закреплять знание эталонов - все эти программные задачи можно осуществить с помощью труда в природе и живом уголке группы. [13, 173]
Организация работы с детьми.
Уголок в группе.
В этом уголке размещаются природные объекты для ухода и наблюдения за ними. Как правило, это аквариум, клетка с попугаем или хомячок. Конечно разнообразные растения. Здесь же находятся книги, иллюстрации, содержащие информацию об этих объектах, предметы для ухода за ними. Содержание животных и выращивание растений в группах позволяет воспитателю организовывать длительные наблюдения и использовать одни и те же объекты для различных целей. Большое внимание на ребенка оказывает также возможность постоянно общаться с живыми существами и заботиться о них. [14, 331-332]
В уголке часто организовывается дежурство, дети выполняют поручения, связанные с уходом за животными и растениями.
В дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:
· безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своём поведении животные)
· неприхотливы с точки зрения содержания и ухода (хорошее содержание растений и животных не должно отнимать у воспитателя много времени, сил, внимания). [12, 17]
Живой уголок - это прекрасное место для организации наблюдений. Однако во многих детских садах акцент во время занятий делается исключительно на чисто зоологических и ботанических знаниях. Например, дошкольники заучивают достаточно сложные названия комнатных растений, причем ребенку полагается знать определенное количество названий (типично репродуктивный подход в обучении). Такое механическое запоминание способствует развитию памяти и кругозора, но никоим образом не влияет на мышление ребенка, его эмоции. С точки зрения экологии важно на примере тех же комнатных растений показать связи живых организмов с окружающей средой, выяснить, как тот или иной организм приспособлен к среде обитания, почему у него именно такой внешний вид, поведение, другие особенности, сформировать понимание у ребенка зависимости жизни растения от его собственных действий. [14, 313]
Важно постепенно приучать детей к определенным правилам поведения в общении с животными: наблюдать за ними лучше всего в спокойной, тихой обстановке, когда животное не боится и ведет себя естественно. Ребенок должен уважать покой, состояние животных, такой подход не менее важен, чем уход за ними. Желательно перед посещением уголка успокоить детей, настроить их на соответствующее поведение, объяснить, на что можно сегодня обратить внимание и почему не нужно прыгать, кричать возле животных. [14, 315]
Уход за животными, растениями - направление, достаточно хорошо разработанное в дошкольной педагогике. Важно, чтобы каждый ребенок выбрал для ухода то растение, животное, которое ему больше всего нравится, то есть общался с живыми объектами по желанию, а не по указанию взрослых. Нужно познакомить детей заранее с особенностями растений, животных. Важно также объяснить дошкольникам, что животным не подходит «человеческая пища». Кроме того, животных нужно кормить определенное количество раз определенным объемом пищи. Для более эмоционального контакта дети могут д и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.