На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие агрессии, ее основные виды и причины возникновения. Средства массовой информации как один из основных источников воздействия на повышение агрессии среди школьников. Способы предотвращения и предупреждения распространения агрессии среди детей.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2008. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАМЧАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА

«Влияние средств массовой
информации на развитие агрессивности школьников».

Курсовая работа студентки IV курса
Исторического факультета
Группа ИА - 01 Очного отделения
Специальность: История и английский язык
Залиловой А. А.
Научный руководитель: Чаплыгин Д.В.
г. Петропавловск - Камчатский.
2005г.
- 4 -
Оглавление:
Введение
Глава 1. Агрессия как психолого-педагогический феномен.
§ 1. Понятие «агрессии» и ее основные виды
§ 2. Основные причины возникновения агрессии
Глава 2. Агрессия в сфере массовой информации.
§ 1. Роль Масс-медиа в жизни подростка
§ 2. Опасность СМИ для школьников
Глава 3. Агрессия в СМИ как педагогическая проблема.
§ 1. Агрессия и педагогика
§ 2. Влияние СМИ на современных школьников
Практическая часть
Заключение
Список литературы
Введение.
В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения школьников стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И конечно, в данном случае речь идет не столько о научной моде, сколько о специфической реакции психолого-педагогического сообщества на беспрецедентный рост агрессии и насилия в «цивилизованном» двадцать первом веке. И эта реакция представляется нам вполне адекватной и своевременной. Пока трудно сказать, состоялся ли уже переход накопленного количества разнообразных данных и сделанных на их основании выводов в новое качество знания о феномене агрессии, приблизились ли мы к новому, более глубокому и непротиворечивому пониманию сущности агрессивного поведения школьников.
Агрессия изучается далеко не только в психологии и педагогике: ею занимаются биологи, этологи, социологи, юристы, используя свои специфические методы и подходы. Однако, такая проблема находится в ведении преимущественно психологии и педагогики.
В последнее время у родителей и у специалистов вызывают модели агрессии, демонстрируемые по телевидению. И это не случайно, ведь вербальная и физическая агрессия на наших телеэкранах вовсе не редкость. В связи с тем, что дети так часто сталкиваются с насилием в масс-медиа, напрашиваются выводы, что подобная «видеодиета» может повысить у детей склонность к агрессивному поведению. И не случайно эта тема, представляющая особый интерес для науки и обладающая высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе все более пристальное внимание исследователей.
Объектом нашего исследования выступит непосредственно человеческая агрессия. Мы будем рассматривать агрессию как форму социального поведения, включающее прямое и опосредованное взаимодействие как минимум двух человеческих индивидов.
Предметом работы, здесь выступают сами средства массовой информации как один из основных источников воздействия на повышение агрессии среди школьников
Целью является определение воздействия средств массовой информации на повышение агрессии у школьников. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий.
Исходя из всего вышесказанного, можно сформировать ряд задач, необходимых для достижения цели нашего психолого-педагогического исследования:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2) Следует изучить понятие «агрессии», ее основные виды и причины возникновения;
3) Определить роль средств массовой информации в жизни школьника, и какую опасность они представляют;
4) Выявить способы предотвращения и предупреждения распространения агрессии среди школьников.
В ходе исследования были использованы теоретические методы исследования (анализ, сравнительный синтез), вербальной информации, беседы и анкетирования. Полученные данные помогли больше углубиться в рассматриваемую проблему и облегчили задачу сопоставления теоретической информации с реальной жизненной ситуацией.
В курсовой работе мы опирались на множество источников, таких, например как работа Р. Бэрона и Д. Ричардсон «Агрессия», в которой подробно рассказывается о феномене агрессии, о социальных, внешних и индивидуальных детерминантах агрессивного поведения, а так же о его мерах пресечения (в частности с уголовной точки зрения). Ценным информационным источником послужила монография Ф. С. Махова «США: молодежь и преступность». В ней автор анализирует множество уголовных дел, совершенных несовершеннолетними преступниками США, и выявляет причины подобного поведения. Несмотря на то, что Махов видит в масс-медиа основной детерминант возникновения агрессии, он раскрывает и некоторую пользу в жестоких показах на TV, что проявляется в снижении фрустрации. Помимо вышеуказанных исследований, были использованы работы Л. Берковица «Агрессия: причины, последствия и контроль», А. Бандуры и Р. Уолтерса «Подростковая агрессия», Г. Паренса «Агрессия наших детей» и многие другие.
Глава 1. Агрессия как психологический феномен.
§1. Понятие «агрессии» и ее основные виды.
Еще несколько лет назад никто даже не отваживался упоми-нать слово «агрессия». Обычно говорили: «Я зол!», или «Ты меня довел!», или «Я оскорблен!», «Я обижен!», «Я сейчас взор-вусь!». Разговорная речь обладает разнообразием возможностей выражения нюансов чувств, связанных с оппозицией или на-строенностью против кого-то или чего-то. В основе своей аг-рессия является понятием весьма многосложным.
Понятие «агрессией» воспринимается нами как нечто объективно ощутимое. На самом же деле это весьма распростра-ненный и даже совершенно обычный феномен взаимоотношений между людьми, которые «посылают» информацию и «принима-ют» ее.
То, что мы именуем агрессией, находится во взаимо-связи с усвоенными нами масштабами ценностей и пережива-ний. Есть люди, которые хоть и понимают такие оскорбитель-ные слова, как «дрянь», «дурак», как нечто агрессивное, но в то же время видят в них всего лишь своего рода субтильный вид за-щиты, а то и не лишенный своеобразного шарма способ прояв-ления характера. Здесь также имеется разница в за-висимости от пола -- мальчики скорее склонны активно прояв-лять свою ярость, в то время как девочки прибегают к иным спо-собам ее выражения. Также различна и реакция родителей в этих случаях.
Первый шаг, который нужно сделать, чтобы понять сущность аг-рессии, состоит в том, чтобы найти ясную и точную формулировку этого термина. Вообще говоря, эта курсовая работа, как и многие другие ориен-тированные на исследование работы, определяет агрессию как лю-бую форму поведения, которая нацелена на то, чтобы причинить кому-то физический или психологический ущерб. Л. Берковиц «Агрессия: причины, последствия и контроль». СПб., 2002г. - с. 24 Хотя все больше и больше исследователей используют такое определение, оно не яв-ляется общепринятым, и сегодня термин «агрессия» имеет много раз-личных значений, как в научных трудах, так и в обыденной речи. В результате мы не всегда можем быть уверены в том, что же имеется в виду, когда индивид характеризуется как «агрессивный» или дей-ствие определяется как «насильственное». Порою и словари оказы-ваются не слишком полезными. В некоторых из них говорится, что слово «агрессия» обозначает насильственное нарушение прав дру-гого лица и оскорбительные действия или обращение с другими людьми, равно как и дерзкое, ассертивное поведение. «Большой психологический словарь» под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. - с. 19 В этом опреде-лении представлены весьма разнообразные действия, но все они обо-значаются словом «агрессия». Специалисты в области психического здоровья и исследователи поведения животных не более точны в определениях, чем подобные словари; используя термин «агрессия», они тоже имеют в виду несколько различных значений.
Иногда понятие агрессии использовалось в крайне широком зна-чении. Так, например, многие психоаналитики постулируют наличие общего агрессивного драйва, который обусловливает широкий спектр поведенческих актов, многие из которых не являются по сво-ей природе явно агрессивными. Л. Берковиц «Агрессия: причины, последствия и контроль». СПб., 2002г. - с. 24 Как агрессия рассматривается не только немотивированное нападение на другого человека, но и стрем-ление к независимости или энергичное отстаивание собственного мнения. Столь широкое понимание значения термина может со-здавать серьезные проблемы. Наряду с сомнительным допущением относительно существования общего драйва, который может прояв-ляться через самые разнообразные действия, данная концепция ис-пытывает существенное влияние слов из обиходного языка -- мо-мент немаловажный и заслуживающий специального комментария.
Другой крайностью являются узкоспециальные определения аг-рессии, игнорирующие какие бы то ни было мотивационные предпо-сылки. Арнольд Басс предложил наиболее, быть может, известную из таких безмотивационных концепций. В то время ког-да Басс писал свою книгу (содержащую первый обзор новейших психологических исследований человеческой агрессии), он находил-ся под влиянием предубеждений, которые бихевиористы питают про-тив так называемых «менталистских» концепций. Поэтому Басе попытался определить агрессию дескриптивным способом, не ис-пользуя субъективные идеи, такие, как «намерение». Басс указывал, что намерения было бы трудно оценить объективно; ведь, нападая на кого-либо, агрессоры нередко представляют свои цели ложным обра-зом, и даже если они хотели бы оставаться верными истине, то могут оказаться не в состоянии определить, к чему же они стремились на самом деле. С этой точки зрения агрессия лучше всего определяется просто как «причинение вреда другому человеку». Р. Бэрон, Д. Ричардсон «Агрессия». СПб., 1997г. - с. 25
Подобное определение сразу же порождает очевидную пробле-му: невозможно отрицать, что «причинение вреда другому челове-ку» совсем неравнозначно умышленной попытке причинить кому-то вред. Пешеход, нечаянно толкнувший кого-то в потоке людей, ко-нечно же, должен трактоваться иначе, чем школьный хулиган, наме-ренно обижающий других детей.
Другой способ дать определение агрессии, игнорируя понятие намерения, состоит в том, чтобы описывать агрессивное поведение как нарушение социальных норм. Не только многие неспециалисты, но и профессиональные психологи нередко называют человека аг-рессивным, если он или она совершает действия, нарушающие при-нятые в данном обществе правила поведения. Разделяя эту позицию, выдающийся психолог Альберт Бандура отмечал, что многие из нас обозначают поведение как «агрессивное», когда оно противоречит социально одобряемой роли. Человек, использую-щий нож для того, чтобы ограбить кого-то, явно нарушает соци-альные нормы. А. Бандура, Р. Уолтерс «Подростковая агрессия». М., 2001г. - с. 86 Любой из нас сказал бы, что такой владелец ножа агрессивен, в то время как хирург, оперирующий пациента, никоим образом не агрессор, ибо его действие составляет часть социально одобряемой деятельности. Ясно, что слово «агрессия» для большин-ства людей имеет негативные коннотации, и мы, как правило, не на-зываем чьи-то действия агрессивными, если одобряем это поведение. Но должны ли исследователи, изучающие агрессию на научной осно-ве, определять ее как поведение, нарушающее социальные нормы и правила, лишь потому, что такая трактовка широко распространена?
Большинство исследователей Л. Берковиц, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Г. Паренс и др. настаивают на том, что подлинно адекватное определение агрессии должно соотноситься с намерени-ем нападающего. Однако, хотя почти все теоретики согласны, что агрессия -- это намеренное действие, отсутствует общее понимание целей, которые преследуют агрессоры, когда стремятся причинить вред другим людям. Хотят ли нападающие главным образом причи-нить ущерб своим жертвам или же стараются достичь еще каких-то целей? Это один из главных вопросов научного исследования агрес-сии, и ученые дают на него различные ответы.
Представим себе, что мужчина взбешен каким-то замечанием сво-ей жены и в ярости наносит ей удар. Как и некоторые другие, мы предположили бы, что такое нападение вызвано в значительной мере внутренним побуждением и направлено прежде всего на то, чтобы нанести оскорбление или причинить жертве ущерб. Напротив, многие социальные ученые да и неспециалисты не ставят акцент на причинение жертве вреда, а полагают, что у агрессии могут быть со-вершенно иные цели. Муж может считать, что побоями и причине-нием страданий жене он сумеет утвердить свое доминирование над ней, приучить жену не раздражать его в следующий раз, достичь кон-троля в угрожающей ситуации и так далее.
Многие из социальных ученых Р. Бэрон, Д. Ричардсон. считают, что большинство агрес-сивных действий мотивировано не только желанием нанести вред жертве агрессии. В основном соглашаясь с тем, что агрессоры дей-ствуют расчетливо, рационально, сторонники данного подхода утвер-ждают, что нападающие имеют и другие цели, которые могут быть для них более важными, чем желание причинить ущерб своим жер-твам: желание влиять на ситуацию, осуществлять власть над другой личностью или сформировать благоприятную (предпочитаемую) идентичность. Разумеется, иногда поведение определяется одновре-менным действием различных факторов. Агрессоры могут стремить-ся добиться своего или утвердить свою власть с тем, чтобы повысить чувство собственной ценности.
Некоторые психологи, например Джеральд Паттерсон и Джеймс Тедеши, особо подчеркивают тот факт, что агрессия часто бывает ничем иным, как грубой попыткой принуждения. Нападаю-щие могут причинить ущерб своим жертвам, но, по мнению Паттерсона и Тедеши, их действия являются прежде всего попыткой повли-ять на поведение другого человека. Они могут стремиться, например, к тому, чтобы заставить других перестать делать то, что их раздра-жает. Р. Бэрон, Д. Ричардсон «Агрессия». СПб., 1997г. - с. 27
Идеи Паттерсона основываются главным образом на его иссле-дованиях внутрисемейных интеракций. Психологи сравнивали интеракции в «нормальных» семьях с инте-ракциями в семьях, которые имеют проблемных детей (подростков, имеющих трудности в общении, обычно из-за своей высокой агрес-сивности). Выяснилось, что проблемные подростки располагают широким диапазоном поведенческих стратегий, используемых для того, чтобы контролировать других членов семьи. Они часто демон-стрируют негативизм и критицизм, отказываются делать то, о чем их просят, и даже при случае могут ударить братьев или сестер и дру-гих людей, стараясь заставить делать то, что им хочется. Л. Берковиц «Агрессия: причины, последствия и контроль». СПб., 2002г. - с. 225
Другие теоретики Финкельхр, Джеллес и др. идут дальше, считая, что агрессия включает не только принуждение. С их точки зрения, агрессивное поведение часто бывает направлено на поддержание и усиление власти и доминирование нападающего. Агрессор может нападать на жертву, стремясь добиться выполнения своих желаний, но, как считают сторонники данного подхода, его главная цель -- ут-вердить в отношениях с жертвой собственные доминирующие пози-ции.
Данная интерпретация особенно часто встречается в литературе, посвященной проблемам насилия в семье. Сильнейшие члены се-мьи -- наиболее сильные физически или пользующиеся силой соци-ального статуса и авторитета - обычно с большей вероятностью на-падают на менее сильных членов семьи, нежели становятся их жертвами.
Следующая гипотеза ведет свое происхождение от фрустрационно-агрессивной теории, которая была впервые систематически изложена Доллардом. Бандура А., Уолтерс Р. «Подростковая агрессия», М., 2000г. - с. 91. В этой теории утверждается, что агрес-сивность является реакцией на ситуации фрустрации, возникшей путем научения. Эта реакция является не единствен-ной реакцией на фрустрацию, и агрессивное поведение усиливается в той мере, в какой оно помогает преодолевать фрустрацию. Агрессивные подростки испытывают более сильную фрустрацию от потребности в зависимости, чем обычные подростки. Эти фрустрации могут объяснить только способность подростка проявить агрессивность; ими одними нельзя объяснить ни уровень, ни вид агрессивности, которую мальчики проявляют в действительности.
Агрессия может слу-жить реализации других целей. Даже если агрессия всегда включает намерение причинить ущерб, это не всегда является главной целью. Агрессоры, совершая нападения на свои жертвы, могут преследовать и другие цели. Солдат хочет убить своего врага, но его намерение может проистекать из желания защитить свою собственную жизнь, может быть способом проявить патриотизм или же быть продикто-вано стремлением заслужить одобрение своих командиров и друзей. Киллер, нанятый криминальными элементами, может стремиться убить определенное лицо, но делает это с целью заработать большую сумму денег. Аналогично, члены уличных криминальных банд могут напасть на группу прохожих, появившихся в их квартале, желая показать чужакам, какие они крутые парни, которым лучше не попа-даться на пути. Разгневанный муж может поколотить свою жену с тем, чтобы утвердить свою доминирующую позицию в семье. Во всех этих случаях, хотя агрессоры имеют намерение причинить ущерб или даже убить свою жертву, оно не является их основной целью. Нападение в этих случаях является скорее средством достижения некоторой другой цели, которая для них более важна, чем причине-ние ущерба их жертве. Мысль об этой цели инициирует атаку.
Психологи обозначают действие, которое совершается для дости-жения какой-то внешней цели, а не ради удовольствия от самого дей-ствия, «инструментальным поведением». Л. Берковиц «Агрессия: причины, последствия и контроль». СПб., 2002г. - с. 33 Аналогично и агрессивное поведение, имеющее другую цель помимо причинения ущерба, назы-вается «инструментальной агрессией». «Большой психологический словарь» под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. - с. 19 Утверждения о том, что чело-веческая агрессия обычно является попыткой принуждения или стремлением сохранить свою власть, доминирование или соци-альный статус, в основном расценивают большую часть агрессивных действий как проявление инструментальной агрессии.
Некоторые испытывают удовольствие оттого, что причиняют вред другим людям. Понятие эмоциональной агрессии выражает тот факт, что, совершая агрессивные действия, человек может испытывать удовольствие. Многие люди стремятся причинить кому-нибудь ущерб, когда они находятся в подавленном настроении, и, достигая своей цели, получают удовлетворение, так как избавляются от депрессии. Они могут при этом даже испытывать удовольствие и тем самым получать психологическое вознаграждение, причиняя ущерб своим жертвам (до тех пор, пока сами не начинают страдать от негативных последствий своего поведения). Подумайте о том, что это значит. Некоторые люди живут во враждебном окружении, и их часто про-воцируют. Другие люди, например многие подростки из бедных се-мей, проживающих в гетто больших городов, часто сталкиваются с невозможностью достижения целей, которые ставит перед ними об-щество. Они не уверены в ценности собственной личности и чувству-ют себя бессильными в окружающем мире, который они не могут контролировать. Порой они кипят едва скрываемым возмущением. Каковы бы ни были источники неудовольствия, возмущения, гнева людей, следует признать, что некоторые из них постоянно испытыва-ют побуждения к тому, чтобы атаковать других. Поэтому есть все основания полагать, что, атакуя других людей в подобных случаях, они имеют возможность научиться тому, что агрессия может достав-лять удовольствие. Более того, предположим, что такие агрессоры находят также, что, нападая на окружающих, можно получать и дру-гие выгоды: они могут доказать свою мужественность, продемонст-рировать, какие они сильные и значимые, завоевать статус в своей социальной группе и так далее. Достижение этих целей учит тому, что агрессия может быть вознаграждающей формой поведения. По-вторяющееся получение подобных вознаграждений за агрессивное поведение приводит их к открытию того, что агрессия сама по себе доставляет удовольствие. Независимо от того, как именно это проис-ходит, в результате некоторые люди приходят к тому, что совершают агрессивные действия ради удовольствия от причинения ущерба другим людям, а не только в целях достижения тех или иных выгод. Они могут атаковать кого-либо, даже не будучи эмоционально воз-бужденными, просто потому, что уже знают: это доставит им удо-вольствие. Если, например, они скучают или не в духе, то могут от-правиться на поиски агрессивных развлечений.
Можно предположить, что именно этим были обусловлены некоторые из про-гремевших на всю страну инцидентов, произошедших в Нью-Йорке несколько лет назад. К примеру, история о молодой женщине, кото-рая была зверски избита и изнасилована в Центральном парке Нью-Йорка в апреле 1989 года. Л. Берковиц «Агрессия: причины, последствия и контроль». СПб., 2002г. - с. 34 Банда подростков однажды вечером дви-галась через парк, нападая на каждого, кто попадался им на пути, а потом набросилась на проходившую мимо женщину. Она была из-бита столь сильно, что три недели находилась в коме.
Эти действия, несомненно, были обусловлены рядом мотивов. Во-первых, подростки, вероятно, хотели показать окружению (а может быть, и самим себе), что они крутые парни, которых следует уважать.
Однако если мы посмотрим, как они сами описывали свое поведение, то можем вполне обоснованно полагать, что оно было обусловлено также и другими побудительными факторами. Они говорили, что «разъярились», «вели себя дико и буйствовали просто, черт знает почему». Каковы бы ни были прочие мотивы нападения, совершенно очевидно, что эти подростки искали удовольствий, причиняя страда-ния другим людям. Несчастная женщина оказалась жертвой этих агрессивных побуждений.
Логично предположить, что этот вид агрессии гораздо более распро-странен, чем многие думают. Банды, совершающие агрессивные дей-ствия, связанные с насилием, атакуют других ради удовольствия, по-лучаемого от причинения боли, также как и ради достижения чувства силы, контроля, власти над другими.
Помимо выражений «инструментальная агрессия» и «эмоциональная агрессия» для обо-значения этих видов агрессии могут быть использованы и другие термины. Враждебная агрессия, аутоагрессия, альтруистическая агрессия и т. д. Но какие бы определения мы ни применяли, имеет смысл рассматривать инструментальную агрессию как относительно раци-ональную и легко понимаемую форму поведения (во всяком случае, с точки зрения выгоды агрессора), а эмоциональную -- как значи-тельно менее контролируемую сознательно.
§ 2. Основные причины возникновения агрессии.
При выборе подходящих детерминант асоциального агрессивного поведения возможны два подхода. При первом подходе одновременно исследуются все возможные пере-менные: органические, социальные, психологические и культурные. Альтернативой этому является подход, при ко-тором можно попытаться контролировать максимально воз-можное количество факторов для того, чтобы сконцентри-ровать внимание на изучении одного класса переменных. Контроль социальных факторов был эффективен в ряде ис-следований, в русле которых проводились сравнения агрессивной и неагрессивной групп индивидов, социальный уровень которых был близок. Такой подход был использо-ван Глюком, который одновременно прово-дил сопоставление групп по таким переменным, как воз-раст и общий уровень интеллекта.
В настоящем исследовании был использован подобный подход, за исключением того факта, что контроль был осу-ществлен не только путем сопоставления, но также таким выбором испытуемых, при котором возможное влияние ряда определенных органических и социальных факторов с са-мого начала снижалось или устранялось. Вместо того чтобы задаваться вопросом, как это делалось в предыдущих иссле-дованиях, почему некоторые подростки стали агрессивными, в то время как другие, живущие по соседству, ими не стали, мы решили задаться вопросом, почему поведение некоторых подростков, которые, на первый взгляд, не подвергались воздействию неблагоприятных социальных и органичес-ких факторов, является асоциальным. В ранее проведенных ис-следованиях утверждалось, что ответ может быть найден в детско-родительских отношениях. Без сомнения, такие орга-нические факторы, как наследственные дефекты, физичес-кие недостатки или такие социальные факторы, как низ-кий уровень жизни, неудовлетворительные условия для отдыха и неблагоприятное окружение могут со своей сторо-ны повлиять на развитие асоциальной ориентации. Но все больше появляется свидетельств того, что во многих случа-ях такие факторы сами по себе не являются причиной. Они имеют значение в том смысле, что могут создавать условия, при которых психологические факторы, способствующие развитию агрессивного поведения, могут разворачиваться более активно.
Для социологов часто характерен такой подход к про-блеме агрессии, при котором делается акцент на важности социальной среды как причинного фактора. На-пример, Шоу и Мак-Кэй получи-ли свидетельства того, что уровень агрессии самым высоким был в неблагополучных районах, граничащих с центральными деловыми и промышленными районами круп-ных американских городов, причем уровень этот постепен-но снижался по направлению к районам, расположенным между неблагополучными районами и дальними пригоро-дами. Для зон с высокой агрессией специфична со-циальная дезорганизация, которая характеризуется не только физической деградацией, бедностью и экономической за-висимостью, но также отсутствием устойчивых местных стан-дартов поведения. Население этих районов в значительной степени состоит из рожденных за пределами Америки и афроамериканцев и отличается высокой мобильностью.
Совершенно очевидно, что условия, описанные Шоу и Мак-Кэй, способствуют асоциальному поведению. Бед-ность и тяжелые жилищные условия, по всей видимости, вызывают фрустрацию Фрустрацию можно определить как сочетание условий, которые препятствуют или отдаляют наступление результата в цепи "цель-реакция". и недовольство, воспитывают враж-дебное отношение к обществу. В местах, где конфликтуют культурные стандарты, и быстро меняется население, роди-телям, даже если они сами законопослушные граждане, трудно передать детям свои стандарты поведения.
При таких обстоятельствах родителям трудно контро-лировать поведение своих детей, хотя большинство и пыта-ется это сделать. У родителей, лишенных поддержки сосе-дей, связаны руки. В устойчивых сообществах каждая семья и дети на виду. Нужно поддерживать репутацию и поэтому поведение членов сообщества определяется соседями и зна-комыми в не меньшей степени, чем членами семьи. Именно такие стандарты поведения отсутствуют в неорганизован-ных сообществах.
Более того, такие районы в изобилии предоставляют подрастающему мальчику примеры агрессивного асоциаль-ного поведения; во многих семьях сам отец может служить таким примером. В семьях, где старшее поколение родом из других стран, между родителями и детьми могут возникать отчуждение и непонимание вследствие того, что дети отвергают традиции и привычки, "привезенные" родителями со своей родины.
Социологический подход, однако, не объясняет, по-чему все-таки меньшая часть детей, живущих в неблагопо-лучных районах, имеет приводы в полицию или почему один ребенок в семье склонен к агрессии, а его братья или сестры -- нет. Такой подход также не может объяснить и случаи агрессивного поведения среди детей, живущих в более благополучных и стабильных райо-нах. Не приходится сомневаться, что, как отмечают Хили и Броннер Бандура А., Уолтерс Р. «Подростковая агрессия», М., 2000г. - с. 13, до некоторой степени это можно объяснить психическим развитием ребенка.
Не всякая агрессия обусловлена дефектами в воспита-нии. Она возникает по множеству причин и может проявляться в самых разнообразных действиях. Некоторые исследователи Л. Берковиц, К. Бютнер, Ф. С. Махов и др. пола-гают, что растущая в нашем обществе готовность прибегать к агрес-сии, скорее всего, связана с увеличивающимся числом людей, считаю-щих себя вправе мстить тем, кто, по их мнению, поступил с ними несправедливо. Гневные реакции выражаются как в грубости и сло-весных оскорблениях, так и в росте количества преступлений, свя-занных с насилием, и массовых убийств. Другие авторы Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А. Бандура, Джеллес и т. д.часть вины за широкое распространение агрессии относят на счет переизбытка сцен насилия, демонстрируемых с кино- и телеэкранов. Действи-тельно, на зрителей с неиссякаемым изобилием буквально вы-плескиваются потоки сцен, связанных с драками и убийствами. Со-гласно статистическим данным, средний американец к восемнадцати годам уже имеет возможность только по телевизору наблюдать 32 тысячи убийств и 40 тысяч попыток убийства. Было подсчитано, что в середине 80-х годов больше половины главных персонажей те-лефильмов подвергались угрозе физического насилия в среднем от пяти до шести раз в течение часа. «Трудный подросток: почему у него появляются криминальные установки»//Народное образование. - 2004г. - №4. - с. 242-250. Может ли все это не повлиять на телезрителя?
Некоторые критики Л. Берковиц, Ф. С. Махов доказывают, что телевидение рисует нереалистическую картину американского общества. Преступления на телеэкранах значительно более жестоки и агрессивны, чем в реаль-ном мире, и у телезрителя может сформироваться представление о жизни в современном обществе как о более опасной и брутальной по сравнению с действительностью. Если некоторые люди заимству-ют с телеэкранов такое ложное представление о жизни, не повлияет ли это на то, как они будут обращаться с другими людьми? Телеви-дение представляет опасность не только в этом плане. Что можно сказать о бедности и возрастающей разнице между уровнями жизни богатых и бедных? Несомненно, есть немало людей, которых возму-щает, что они не имеют возможности радоваться тем вещам, которые другие имеют, никак этого не заслужив.
Влияние социальных факторов и факторов обучения может быть снижено или интенсифицировано в случае ум-ственной отсталости. Умственно отсталые дети не всегда спо-собны полностью усваивать ограничения и, по всей видимости, в меньшей мере могут предвидеть послед-ствия своих поступков, чем дети со средним интеллектом. И, вероятно, на них в большей мере оказывают влияние сверстники, склонные к асоциальным поступкам. Кроме того, такой ребенок может чувствовать к себе особое отношение, особенно в случае, если другие члены семьи более развиты. Иногда, однако, умственная отсталость сопровождается церебральными расстройствами, которые могут нарушать работу механизма сдерживания, действующего в обычных условиях под влиянием социального опыта.
Так как социальные и интеллектуальные факторы могут влиять на развитие асоциальной агрессии, они требуют контроля для того, чтобы оценить роль научения детей как переменной в процессе этого развития.
В теории асоциальной агрессии, изложенной в работе, предполагается, что такая форма поведения, прежде всего, вызвана разрушением зависимости ребенка от родителей. Бандура А., Уолтерс Р. «Подростковая агрессия», М., 2000г. - с. 38 В первую очередь фрустрация детской потребнос-ти в зависимости, происходящая вследствие недостатка или отсутствия нежной заботы и привязанности со стороны од-ного либо обоих родителей, приводит к постоянно возни-кающему у ребенка чувству враждебности и агрессии. Это разрушение зависимости имеет важное значение и для процесса социализации. Хотя в какой-то степени социали-зация происходит напрямую при воспитании, большую часть ценностей и норм, которые, в конечном счете, управляют поведением, ребенок усваивает, подражая значимым для него взрослым. Если у ребенка нет тесной зависимости от своих родителей, у него будет немного и возможностей, и желания подражать им и воспринимать их нормы поведе-ния. При отсутствии такого внутреннего контроля детская агрессия, скорее всего, будет проявляться сразу, пря-мо и социально неадекватным образом. Таким образом, от-ношения при отсутствии зависимости могут не только быть источником агрессивных чувств, но также могут ограни-чить способность ребенка адекватно контролировать такие чувства, коль скоро они появились.
Хотя в детстве и имеет место положительный перенос зависимости, во многих важных вопросах большинство под-ростков обычно остаются зависимыми от родителей, обра-щаясь к ним за советом, помощью и моральной поддерж-кой. Если подросток сохраняет зависимость в отношениях с родителями и другими взрослыми, к которым он всегда мо-жет обратиться в случае нужды, он с большей увереннос-тью может проявить инициативу в делах, в которых у него нет опыта и, таким образом, обретает большую уверенность к себе и самостоятельность. С другой стороны, если он не может рассчитывать на поддержку, это может помешать ему установить зависимые отношения даже со сверстниками.
У подростков с асоциальной агрессивностью часто от-мечается неспособность к формированию и поддержанию устойчивых эмоциональных отношений со сверстниками. Они склонны к эмоциональной замкнутости или безразличию. Более того, они зачастую проявляют сопротивление при попытке установить с ними близкие отношения с зависи-мостью. Отсутствие сопряженных с поведением эмоций и зависимости может корениться в неудачной попытке уста-новления с окружающими эмоциональных отношений или привести к затормаживанию в формировании зависимого поведения вследствие возникновения чувства тревоги, ко-торое появляется в подобной ситуации.
Если ребенок воспитывается в атмосфере любви, это существенно влияет на формирование у него зависимого поведения. Если мать с пониманием относится к нуждам ребенка, всегда внимательна и проводит с ним много вре-мени, у него легче формируется зависимое поведение. Это было установлено Леви, который обнаружил, что матери сверхзависимых детей терпимы и "сверхзабот-ливы". Бандура А., Уолтерс Р. «Подростковая агрессия», М., 2000г. - с. 41 Однако в таких случаях зависимость не только поощ-ряется, но и на ней акцентируется внимание активным неприятием матери попыток ребенка обрести хоть какую-то самостоятельность.
Ввиду слабости ребенка и его неспособности позабо-титься о себе он нуждается хотя бы в минимуме родительс-кой заботы. Поэтому почти у всех детей до некоторой степе-ни развивается мотивация зависимости. Но, если с младенческих лет на ребенка не обращают внимания, если вокруг него отсутствует атмосфера любви и заботы, его стремление к зависимости развивается слабо.
Другой фактор, который может повлиять на уровень, на котором ребенок проявляет зависимое поведение, это степень фрустрации или наказания, которому он подверга-ется за проявление зависимых отношений. Коль скоро мо-тивация зависимости возникла, любое неприятие или иг-норирование ребенка, видимо, будет увеличивать его потребность в зависимости и мотивировать его попытки по-лучить вознаграждение за проявления зависимости. Бандура установил, что некоторые лишенные родительской заботы дети проявляли непрерывную тягу к близости и чрезвычайно высокую потребность во внимании и заботе, в то время как другие были апатичны и не прояв-ляли зависимого поведения. Бандура А., Уолтерс Р. «Подростковая агрессия», М., 2000г. - с. 42 Эти на первый взгляд противо-речивые факты можно было бы легко объяснить, если бы были свидетельства того, что лишенные родительской за-боты дети, для которых было в значительной мере харак-терно зависимое поведение, изначально получали больше заботы, чем апатичные дети. Можно предположить, что это начальное воспитание создало мотивацию зависимости, а последующая утрата постоянного эмоционального контак-та в детском учреждении интенсифицировала у этих детей потребность в зависимости и, таким образом, усилила их стремление получить вознаграждение от зависимости. Ко-нечно, если бы их усилия оставались без вознаграждения, зависимое поведение несомненно бы угасло. Таким образом, для того, чтобы объяснить результаты по детям из дет-ских учреждений, нужно знать, воспитывались ли они ро-дителями, особенно в первые месяцы жизни, а также в какой мере усилия получить вознаграждение от зависимости, ос-тавались без вознаграждения или наказывались.
В то время как фрустрация и наказание за проявление зависимого поведения могут интенсифицировать, хотя и вре-менно, попытки ребенка получить вознаграждение за зави-симое поведение, они также могут вызвать состояние тре-воги по поводу зависимости и, таким образом, в этом плане конфликтную ситуацию. Степень проявления у ребенка на данный момент времени зависимого поведения является, следовательно, функцией как силы мотивации зависимости и привычек, так и уровня тревожности по поводу зави-симости. Действительно, при условии строгого наказания тревожность может быть так сильна, что будет в состоянии затормозить почти все открытые проявления зависимости.
Таким образом, хотя в детстве и имеет место положительный перенос зависимости, во многих важных вопросах большинство под-ростков обычно остаются зависимыми от родителей, обра-щаясь к ним за советом, помощью и моральной поддерж-кой. Если подросток сохраняет зависимость в отношениях с родителями и другими взрослыми, к которым он всегда мо-жет обратиться в случае нужды, он с большей увереннос-тью может проявить инициативу в делах, в которых у него нет опыта и, таким образом, обретает большую уверенность к себе и самостоятельность. С другой стороны, если он не может рассчитывать на поддержку, это может помешать ему установить зависимые отношения даже со сверстниками.
Глава 2. Агрессия в сфере массовой информации.
§1. Роль Масс - медиа в жизни подростка.
В свободное от школьных занятий время подростки реализуют различные возможности спонтанного усвоения социального опыта, черпая информацию из наиболее привлекательных для них коммуникационных каналов. Ранжированный ряд видов их времяпрепровождения мы попытались выстроить на основе выводов социологов Цымбаленко С. Б., Шарикова А. В., Щеглова С. Н. и др., а также наших собственных исследований.
Так, смотреть телевизор в среднем предпочитают 76,6% учащихся старших классов, слушать магнитофон, плеер - 69,6%, проводить время с друзьями - 67,4%, смотреть видеозаписи - 51,7%, читать книги 45,1%, общаться в кружке, секции, в другом молодежном объединении - 39,2%, читать газеты и журналы - 37,1%, общаться по телефону - 34,8%, общаться со своей девочкой или своим мальчиком - 27,4%, играть в компьютерные игры - 21,3%, проводить время с родителями и другими взрослыми - 19,4%, ходить в театры, на концерты, в музеи - 8,2%, обмениваться информацией по компьютерной сети - 4,7%, путешествовать по компьютерной сети - 3,1%. Романенко Н. М. «Особенности восприятия телеинформации школьниками»/ Романенко Н. М. //Педагогика. - 2003г. - №4. - с. 46-48
Приоритеты в выборе той или иной формы досуга не совпадают у жителей мегаполиса, небольшого города или села, но телевидение - почти у всех на первом месте. Являясь доминирующим досуговым компонентом, оно заслуживает особого внимания при анализе его роли в освоении различной информации подростками и юношеством, ведь для этого возрастного периода характерны интенсивное формирование мировоззрения, становление духовно-нравственных основ и ценностных ориентаций личности, ее социализация.
Оценки роли телевидения в обществе, его влияния на духовное развитие человечества порой бывают совершенно противоположными. Телевидение называют «окном в мир» и «ящиком для дураков», средством стать культурным человеком и способом превратиться в обывателя , источником просвещения и одновременно отупления.
Действительно, функции телевидения далеко неоднозначны. С одной стороны, оно расширяет общую информированность граждан, углубляет их знания. Способствует духовному росту, обеспечивает причастность к культуре, искусству, литературе. Праву, формирует нравственные оценки. С другой - обладает возможностью манипулировать сознанием, создавать пространство для пустого времяпрепровождения, исключающего духовно - личностное развитие, зачастую распространяет ложную информацию, лишает человека способности к самостоятельному размышлению или волевому действию, критическому суждению или свободному выбору.
Чем же оно является для современных подростков - добрым или злым, развивающим или подавляющим началом? Какие факторы могут способствовать позитивному взаимодействию формирующейся личности со столь сложным феноменом в современной жизни общества?
Обратимся, прежде всего, к психологическому аспекту поставленной проблемы: механизмам выбора, восприятия и освоения личностью информации. Выбор информации производится в соответствии с предпочтениями, потребностями человека, а говоря обобщенно - его личностными установками. В самом общем виде положение было сформулировано более 20 лет назад Д. и М. Райли, которые ут-верждали, что в условиях свободного вы-бора человек, сознает он это или нет, предпочитает обычно то, что ему хочется услышать или увидеть, в чем он надеется найти подтверждение своих ожидании. Романенко Н. М. «Особенности восприятия телеинформации школьниками»/ Романенко Н. М. //Педагогика. - 2003г. - №4. - с. 46-48 Кроме такого "резонансного" вос-приятия срабатывает некий барьер, обу-словленный сложившимися убеждениями человека, уровнем его духовности, который гасит интерес к информации, "не дотягивающей" до этой планки. Аналогичным образом он и воспринимает, интерпретиру-ет полученные сведения, преобразовывая, "перекраивая" их под себя.
Вопрос об избирательном отношении подростков к информации в силу несформированности их убеждений несколько иной и может рассматриваться в двух плоскостях. С одной стороны, многое зависит от степени привлекательности формы подачи материала, способов организации воздействия на зрителя ( и в этом смысле очень преуспело американское телевидение, широко и интенсивно использующее все приемы манипулирования сознанием и поведением своей аудитории). С другой - от группового (семья, сверстники) опосредования личностного восприятия или диктата моды. Кроме того, механизм восприятия и освоения телеинформации подростками сопоставим с тем, что мы называем эффектом ненаправленного воспитания: скажем, в семье ребенок воспринимает не вербализованные воспитательные формулы родителя, а модель его реального поведения.
Указанный способ воздействия ТВ представляет собой явление глубоко неоднозначное: его положительные стороны связаны с процессами социализации индиви-да, эффективными способами передачи социального опыта; отрицательные касаются же возможностей манипулирования сознанием, навязывания тех или иных сте-реотипов мышления и поведения. Здесь возникает проблема поиска своего рода «противоядия» против подобного манипули-рования. Основой такого «противоядия» является воспитание и духовное развитие личности.
Специфика восприятия и освоения школьником информации в огромной сте-пени зависит or той среды, того круга общения и того социально-культурного и духовного контекста, в которых происходит его взаимодействие с информационным каналом. Кроме того, сам акт восприятия нередко сопровождается интенсивным межличностным общением по поводу воспри-нимаемою материала, чем в значительной мере определяется механизм его усвоения.
Социальное окружение индивида, воспринявшее поведенческие образцы и определенные стереотипы мышления, содержащиеся в массовой информации, становятся для него как бы дополнительным, «вторичным» источником этой информации. При этом в данном случае многие ее компоненты поступают к индивиду уже в виде своеобразных культурных норм. Они могут восприниматься либо как неотъемлемые свойства социальной среды и вообще не осознаваться актуально в каждом конкретном случае, либо осмысляться в качестве культурных образцов - эталонов, подкрепленных тем или иным авторитетом.
Широкая общественность сомневается, что увиденное на экране действует не только на психически больных людей, но все же счита-ет, что следует ограничить возможное вредное влияние телевидения и кино для одной категории зрителей -- детей. Л. Берковиц «Агрессия: причины, последствия и контроль». СПб., 2002г. - с. 239 Высказываются опа-сения, что кино и телевидение учат детей тому, что агрессия выгодна, а применение насилия -- прекрасный способ добиться цели.
В 80-е гг. началась острая полемика по вопросу о том, насколько велико влияние экранной жестокости на среднего телезрителя. С экранов телевизоров на нас обрушивается ничуть не меньше стрельбы, драк и убийств, чем трид-цать лет назад. В этом параграфе мы покажем, что иногда воспроизведение сцен наси-лия в средствах массовой информации действительно увеличивает вероятность последующего проявления агрессии как со стороны де-тей и сравнительно нормальных взрослых людей, так и со стороны тех, кто эмоционально неуравновешен. Вы также увидите, что это вероятное усиление агрессии может быть обусловлено как времен-ным влиянием, так и более постоянным научением. Хотя со време-нем принцип составления ТВ-программ не изменился, а большинство исследований медиа-эффектов подверглось критике, исследователям человеческого поведения удалось немало узнать о возможных по-следствиях демонстрации жестокости в кино и по телевидению.
Весь обзор можно условно разделить на две части. Первая часть будет посвящена немедленным или относительно кратковременным эффектам от изображения изнасилований и убийств в средствах массовой инфор-мации, начиная с преступлений-имитаций. Этой начальной теме мы уделяем много внимания, чтобы подчеркнуть два главных момента: во-первых, СМИ, просто сообщая новости или стремясь развлечь, могут иметь более обширное влияние на социальную агрессию, чем принято думать. Во-вторых, некоторые из психологических процес-сов, усиливающих агрессивные реакции на художественные фильмы, имеют место в случаях преступлений-имитаций. Основное внимание фокусируется на вопросе, при каких условиях сце-ны насилия на телевидении с большей вероятностью могут усили-вать агрессию. Во второй части будут рассматриваться долгосроч-ные последствия частых просмотров сцен насилия, которыми нас перекармливает телевидение.
В фильме «Таксист» главный герой, выйдя из себя, заявляет ма-лолетней проститутке, что, если она откажет ему, он убьет одного из политиков. Эта сцена может побудить какого-нибудь легковозбуди-мого человека на самом деле застрелить известного политика. В марте 1981 года, вскоре после просмотра этого фильма, Джон Хинкли покушался на убийство президента Рональда Рейгана и ранил его -- так он пытался завоевать любовь женщины. Позже следова-тели обнаружили в гостиничном номере Хинкли письмо, адресован-ное актрисе Джоди Фостер, сыгравшей в фильме проститутку. По-тенциальный убийца, очевидно безумно влюбленный в мисс Фостер, писал, что ради нее готов убить президента Рейгана. Средства мас-совой информации и специалисты-психиатры высказали предполо-жение, что Хинкли действовал в соответствии с фантазией, навеян-ной этим фильмом. Л. Берковиц «Агрессия: причины, последствия и контроль». СПб., 2002г. - с. 238
Может ли насилие, показанное на кино- или телеэкранах, дей-ствительно провоцировать агрессию? Допустим, Джон Хинкли под-ражал герою из фильма «Таксист». Тогда возникает другой вопрос: подобные фильмы влияют только на психически неуравновешенных людей и лиц с крайне агрессивным характером или вид драки может побудить даже сравнительно нормальных людей становиться агрес-сивнее, чем обычно?
Дело Джона Хинкли -- наглядный пример того, как изощренно и глубоко средства массовой информации могут влиять на уровень агрессивности современного общества. Не только его попытка убить президента Рейгана была явно спровоцирована фильмом, но и само это покушение, которое широко освещалось в прессе, по радио и те-левидению, вероятно, побудило других людей копировать его агрес-сию.
Именно такой рост имел место шестью годами ранее, в сентябре 1975 года, после того как Линетт Фромме пыталась застрелить пре-зидента Джеральда Форда. Согласно статистике, представленной секретной службой, в первые три недели после покушения в адрес президента Форда пришло 320 угроз в сравнении с обычными 100 угрозами за такой же период времени. Естественно, каждое подоб-ное угрожающее послание требует проверки, поскольку всегда мо-жет найтись тот, кто способен реализовать свои слова. И действи-тельно, примерно через две недели после попытки Линетт Фромме в президента Форда стреляла Сара Джейн Мур. Очевидно, что по-кушения являются источником опасности для всех видных поли-тических деятелей. Хьюберт Хамфри, вице-президент во времена Линдона Джонсона и сам трижды кандидат в президенты, так про-комментировал второе покушение на жизнь президента Форда: «Встречаются люди, которые в ту минуту, когда видят такую попыт-ку или слышат о ней, по той или иной причине... хотят совершить то же самое». Л. Берковиц «Агрессия: причины, последствия и контроль». СПб., 2002г. - с. 241
Мы много слышим о преступлениях-имитациях, и социологи уже давно знают о подобном феномене. Еще в 1890 году французский социолог Габриэль Тард (Gabriel Tarde) писал о «суггесто-подражательных-нападениях», говоря, что с распространением сообщений о жестоких преступлениях (в то время по телеграфу) у восприимчи-вых людей рождаются агрессивные идеи, а некоторые из них даже прямо копируют описанное в сообщениях поведение. Тард утверж-дал, что такой эффект имели убийства, совершенные знаменитым Джеком-Потрошителем в Лондоне в 1888 году: «…Менее чем через год в этом огромном городе было совершено целых восемь абсолютно идентичных преступлений. И это еще не все; за-тем последовало повторение этих преступлений за пределами... сто-лицы (и за границей). Инфекционная эпидемия распространяется по воздуху или ветру; эпидемия преступлений идет по линиям телегра-фа…». Л. Берковиц «Агрессия: причины, последствия и контроль». СПб., 2002г. - с. 242 Мы высказали предположение, что новости о насильственных собы-тиях могут разбудить жестокость в некоторых зрителях, слушателях и читателях этих новостей. То же самое можно сказать о воздействии кино, которое призвано развлекать, а не нести информацию. Изображение дерущихся и убивающих друг друга людей может уси-лить в зрителях их агрессивные наклонности. Однако немало пси-хологов сомневаются в существовании такого влияния. Например, Джонатан Фридман (Jonathan Freedman) настаивает, что имеющие-ся «свидетельства не подтверждают мысль, что просмотр фильмов со сценами насилия вызывает агрессию». Другие скептики утверж-дают, что наблюдение за агрессивными действиями киногероев ока-зывает в лучшем случае лишь незначительное влияние на поведение наблюдателя. Л. Берковиц «Агрессия: причины, последствия и контроль». СПб., 2002г. - с. 247
Мы же, в свою очередь, присоединяемся к тем, кто полагает, что значительная часть экспери-ментальных исследований со всей очевидностью доказывает: фильмы с жестокими, кровавыми сценами способны повысить вероятность аг-рессивного поведения зрителей. Это влияние варьируется в диапа-зоне от «слабого» до «среднего».
Опыт, проведенный Жаком-Фи-липпом Лейенсом и Леонсио Камино (Jacques-Philippe Leyens & Leoncio Camino) в бельгийском университете-- это исследование в ключе работы психологов из Техасского университета. Р. Бэрон, Д. Ричардсон «Агрессия». СПб., 1997г. - с. 113 В эксперимен-те участвовали подростки, обитатели детских исправительных заведений. На время эксперимента всех их поселили в четырех коттед-жах. Сначала инструкторы-наблюдатели измерили исходный уровень агрессивности каждого мальчика. Через неделю после этого, на вто-рой стадии эксперимента (которая длилась пять дней), в коттеджах каждый вечер показывали художественные фильмы. При этом в одних коттеджах демонстрировались «агрессивные» фильмы, а в других -- неагрессивные. Всю неделю наблюдатели анализировали поведение мальчиков. Наконец в течение следующей недели подросткам не пока-зывали никаких фильмов, но ежедневные наблюдения за их поведением продолжались. Следует рассказать только об агрессии подростков, зафик-сированной в те пять вечеров второй недели, когда демонстрирова-лись фильмы, поскольку Вуд и ее коллеги также основное внимание уделяли поведению испытуемых сразу после просмотра фильма. Для краткости ограничимся физическими нападками мальчиков друг на друга. Просмотр «агрессивных» фильмов привел к тому, что подростки стали более агрессивными по отношению к со-седям по коттеджу, независимо от того, насколько часто происходи-ли ссоры между ними в первую неделю. Для сравнения: у мальчиков, смотревших нейтральные фильмы, частота нападок друг на друга либо снизилась, либо осталась прежней. Лейенс также обнаружил (и это важно отметить), что повышенная агрессивность, наблюдаемая в коттеджах, где показывали фильмы со сценами насилия, не была вызвана просто увеличением уровня активности; мальчиков намерен-но провоцировали на агрессию. Эти фильмы определенно стимулиро-вали агрессивность подростков.
Нужно предостеречь от неправильного понимания слов «от слабого до среднего», что свойственно отдельным критикам исследо-ваний средств массовой информации. Исследователь Вуд отмечает, что даже слабое влияние не обязательно является незначительным. По ее оценкам, основанным на статистическом анализе, пусть малая часть молодых людей, смотревших фильмы со сценами насилия, могут стать более агрессивными, но тем не менее эта малая часть значимая и ее следу-ет воспринимать всерьез, памятуя об огромном размере медиа-аудитории. Л. Берковиц «Агрессия: причины, последствия и контроль». СПб., 2002г. - с. 249
Поскольку средства телевещания показывают фильмы многим миллионам телезрителей, по всей стране в течение любой недели может произойти на несколько сот серьезных актов насилия боль-шее, чем их было бы в том случае, если бы такие фильмы не демонст-рировались.
Итак, перед большей частью исследователей уже не стоит вопрос о том, повышают ли сообщения в СМИ, содержащие информацию о насилии, вероятность того, что в дальнейшем уровень агрессии воз-растет. Но возникает другой вопрос: когда и почему этот эффект имеет место. К нему мы и обратимся, увидев, что все «агрес-сивные» фильмы одинаковы и что только отдельные агрессивные сцены способны иметь последействие. Фактически некоторые изоб-ражения насилия могут даже ослабить порыв зрителей напасть на своих врагов. Ниже мы выделим условия, ограничивающие вредные влияния сцен насилия, а также представим теоретический анализ медиа-эффектов, который одновременно является попыткой объяснить исключения и поможет понять как природу преступлений-имитаций, так и воздействия сцен насилия в художественном кино. Ввиду не-достатка места мы не сможем познакомить вас со многими интерес-ными и важными экспериментами, поэтому наш обзор исследований будет очень выборочным. Прежде чем продолжить, необходимо напомнить, что разговор идет сейчас только об относительно непосредственном и скоротечном воздей-ствии изображения насилия на телевидении и в кино или чтения о нем, но не о долговременных последствиях частого просмотра сцен насилия. Даже кратковременные эффекты могут быть довольно сложными: несомненно, они находятся под влиянием разнообраз-ных психологических процессов. Будет полезно объяснить это последействие с точки зрения понятия «прайминга». Понятие «прайминга». Центральная идея понятия «прайминга» (от англ. prime -- заряжать, воспламенять) такова: когда люди стал-киваются с неким стимулом (или событием), имеющим частное зна-чение, им в голову приходят другие идеи с точно таким же значени-ем. Эти мысли в свою очередь могут активизировать и другие семантически родственные им идеи и даже склонить к действию. «Большой психологический словарь» под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. - с. 404
Понятие прайминга применительно к сценам насилия в масс-медиа. явления подобного рода спо-собствуют агрессивному поведению, которое является результатом просмотра теле- или кинопрограмм со сценами насилия или знаком-ства с газетными новостями о человеческой жестокости. Люди зара-жаются агрессивными идеями. Этот эффект знаком многим. Не-сколько лет назад один журналист спросил вожака нью-йоркской банды подростков, какие телепрограммы больше всего нравятся мо-лодежи. Парень перечислил программы, изобилующие стрельбой и убийствами, но добавил, что не любит, когда по телевизору показыва-ют изнасилования. По его мнению, подобные сцены «внушают пар-ням ненужные идеи... Они выходят из дому и делают то же самое -- просто так». Л. Берковиц «Агрессия: причины, последствия и контроль». СПб., 2002г. - с. 251
Возможно, парень прав. Трудно сказать, делают они это «просто так» или по какой-то причине. Но многие люди, угрожавшие прези-денту Рейгану после покушения на него, или те, кто совершал наси-лие под впечатлением от убийства президента Кеннеди или после широко освещавшегося чемпионата по боксу, вероятно, получили аг-рессивную зарядку от ставших отправными агрессивных историй в СМИ и воплотили свои мысли о насилии в насильственные дей-ствия.
Эксперимент, проведенный Чарльзом Тернером и Джоном Лейтоном (Charles Turner & John Layton) в университете Солт-Лейк-Сити, штат Юта, помогает понять психологические аспекты этого процесса. Иссле-дователи дали студентам списки слов на запоминание, а затем поручили каждому «наказать» другого студента за ошибки в ходе «проверки» выу-ченного. В этом задании самыми строгими учителями оказались те, кому достались легко визуализируемые слова, обладающие четкой агрессив-ной коннотацией (например, «пистолет», «нокаут», «столкновение»). Ис-пытуемые, запомнившие агрессивные, но менее легко визуализируемые слова (например, «гнев», «враг», наказание») или выучившие только нейтральные слова (какова бы ни была их образная ценность), налагали менее суровые наказания. Л. Берковиц «Агрессия: причины, последствия и контроль». СПб., 2002г. - с. 251
Теперь давайте через призму этого результата рассмотрим обык-новенные жизненные ситуации. Допустим, мы слышим, что два человека напали на третьего и ранили его. Такое нетрудно себе представить. Легковизуализируемые события, подобные этому, впос-ледствии так же легко вспоминаются. (Тернер и Лейтон и другие исследователи доказали этот эффект.) Если, на наш взгляд, в этом происшествии преобладает агрессивный смысл, то есть событие вы-зывает у нас беспокойство или мы считаем его достойным порица-ния, то мы не только довольно быстро его запомним; также велика вероятность, что наша память активизирует другие связанные с аг-рессией идеи, чувства и желание действовать. Схожим образом мо-гут воздействовать сцены насилия в кино. Обычно они легко вспо-минаются благодаря своей визуальности, яркости и концептуальной простоте. Когда мы вспоминаем эти сцены, их агрессивное содержа-ние может вызвать у нас связанные с агрессией мысли, чувства и моторные реакции. В таком случае мы вполне способны сделать не-что в русле этих спровоцированных реакций, особенно если на тот момент будут ослаблены наши внутренние запреты на агрессию.
Обсуждая эксперимент Тернера-- Лейтона, мы затронули серьезную проблему, которую следует сфор-мулировать точнее: у людей, наблюдающих сцены насилия, не возникнут агрессивные мысли и склонности, если они не интер-пр и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.