На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Особенности внеклассной работы по географии. Цели и задачи внеклассной работы по географии. Содержание и педагогические требования к внеклассной работе. Характеристика форм внеклассной работы. Характеристика форм внеклассной работы по географии.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 30.07.2008. Сдан: 2008. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2

Оглавление

    Введение 3
    Глава 1. Особенности внеклассной работы по географии 6
      1.1. Цели и задачи внеклассной работы по географии, ее значение 6
      1.2. Содержание и педагогические требования к внеклассной работе по географии 8
    Глава 2. Характеристика форм внеклассной работы по географии 14
      2.1. Формы и методы организации внеклассной работы с учащимися 14
      2.2. Характеристика форм внеклассной работы по географии 18
        2.2.1. Географические кружки 18
        2.2.2. Географические факультативы 20
        2.2.3. Школьные музеи 22
        2.2.4. Географические клубы 24
        2.2.5. Географические олимпиады 27
        2.2.6. Географические вечера 29
        2.2.7. Проведение конференций по географии 30
        2.2.8. Устный журнал 32
        2.2.9. Географические викторины и игры 33
        2.2.10. Неделя географии в школе 35
        2.2.11. Школьные географические издания 39
    Заключение 42
    Литература 44

Введение

В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеклассной работы.
Учителей географии всегда отличало стремление расширить круг обязательных знаний по предмету за счет внеклассной работы.
Внеклассные занятия по географии проводились в школах России и в дореволюционное время. Но тогда они не могли получить широкого распространения. Циркуляры министерства просвещения запрещали учителям в свободное от уроков время организовывать кружки, общества, не имеющие прямого отношения к учебным занятиям. За поведением учащихся устанавливался строгий надзор. Они не могли без родителей посещать общественные места. Лишь в закрытых учебных заведениях были легализованы внеклассные мероприятия Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа. - М.: Просвещение, 1972. - С. 16..
Во второй половине XIX в. бурно развиваются географические науки. В 1864 г. Д. Д. Семеновым, учеником К. Д. Ушинского, создана первая хрестоматия по географии - «Отечествоведение», в которой были подобраны рассказы и очерки путешественников, писателей, раскрывающих жизнь людей в разных частях России.
Распространение географической литературы, хрестоматий дало возможность организовывать учителями географии внеклассное чтение учащихся, рекомендовать наиболее интересующимся из них для изучения географическую литературу. Таким образом, в дореволюционное время наблюдались зачатки внеклассной работы по географии, причем развивалась лишь индивидуальная внеклассная работа, главным образом коллекционирование.
В советской школе внеклассная работа по географии развернулась с первых дней Советской власти. Принятая в 1918 г. Декларация о единой трудовой школе призывала учителей развертывать детскую инициативу, творчество. С этой целью рекомендовалось организовать среди школьников кружки, издавать газеты, устраивать выставки и т. д. В Положении о единой трудовой школе, принятом в 1918 г., на внеклассные мероприятия отводилось два дня в неделю, которые использовались на походы, экскурсии, кружки. Особенно активно развивалась краеведческая работа.
Следует отметить, что в этот период еще не было проведено четкой границы между урочной и внеклассной формой занятий, поэтому многие учителя переоценивали роль внеклассной работы.
В 20-х годах вышло немало книг по методике краеведения, методике проведения экскурсий и их организации (Г. Г. Шенберга, Б. Е. Райкова).
С 1934 г. начал выходить журнал «География в школе», который стал печатать статьи о проведении различных видов внеклассной работы по предмету.
Анализ внеклассной работы по географии показывает, что она была всегда тесно связана с содержанием географии в школе. В 30-е годы большое место в преподавании географии отводилось фактическому материалу. Такой же характер имело и содержание внеклассной работы.
В послевоенные годы внеклассная работа по географии получает дальнейшее развитие. Особенностью 50-х годов является то, что в этот период наблюдается стремление сблизить внеклассную работу с жизнью. Обращается внимание на трудовую и политехническую направленность внеклассной работы по предмету. На первое место выдвигаются проблемы практического, народнохозяйственного значения: поиски полезных ископаемых, проведение фенологических наблюдений и т. д.
В 60-х годах в школах возрастает интерес к вопросам истории географических исследований, изучается вклад русских и советских ученых и путешественников в освоение Земли.
В 50-60-х годах активизируется краеведческая работа по географии. Большое место уделяется организации географических площадок, где проводятся многие мероприятия кружков. В это время появляются такие формы внеклассной работы, как общества географов, клубы географов. Особое развитие в этот период приобретает природоохранительная деятельность (голубые патрули, зеленые патрули, школьные лесничества).
Для выявления индивидуальных способностей учащихся начали проводиться олимпиады по географии в масштабе не только школ, но и областей. Активизируется экскурсионно-туристическая работа.
С конца 60-х годов в программе по географии нашли отражение мировоззренческие аспекты географии. Это отразилось и на внеклассной работе: наряду с занимательностью, раскрытием фактического материала важное место было уделено раскрытию теоретических вопросов. В этот период совершенствуются формы внеклассной работы по географии, больше внимания уделяется самостоятельной работе учащихся.
В целом внеклассная работа по географии имеет в настоящее время ярко выраженные тенденции усиления теоретической и практической направленности, что и обосновало выбор темы курсовой работы.

Глава 1. Особенности внеклассной работы по географии

1.1. Цели и задачи внеклассной работы по географии, ее значение


Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассной работы по предмету. Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеклассной работы.
Результаты творческих поисков учителей географии помогли накопить богатый опыт по внеклассной работе. Изучение учащимися географии вне рамок учебного плана и требований школьной программы отличается, прежде всего, от урока, как основной формы организации процесса обучения по географии и главного элемента классно-урочной системы. Внеклассная работа строится по сравнению с уроками на ином географическом материале, проводится в иных организационных формах и в большей степени основывается на самостоятельности учащихся и проводится во внеклассное время
Цель внеклассной работы - обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания - воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Образовательные и воспитательные задачи внеклассной работы по географии определяются общими целями и задачами обучения по предмету. Важнейшей задачей внеклассной работы по географии является формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др.
Одна из задач внеклассной работы по географии состоит в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества.
Важнейшей задачей внеклассной работы с учащимися по предмету является усиление их интереса к географической науке. Развитие познавательного интереса к географии на основе внеклассной работы обеспечивается привлечением средств занимательности, знакомством с важнейшими достижениями науки, экскурсиями в природу и на производство.
Внеклассная работа по географии тесно взаимосвязана с уроками. Как показали исследования педагогов, интерес к учебной деятельности развивает у школьников познавательные интересы, которые характеризуются стремлением учащихся к глубокому познанию нового в данном предмете, желания не оставаться на поверхности явлений Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Педагогика, 1984. - С. 49..
Во взаимосвязи учебной и внеклассной работы ведущее место принадлежит учебной.
Внеклассная работа по географии связана с деятельностью в определенном коллективе. Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда своих товарищей воспитывает у учащихся такие качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Поэтому значение внеклассной работы сводится не только к расширению кругозора школьников и углублению знаний по предмету, подготовки их к будущей профессиональной деятельности, но и играет большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность.
Значение внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы непрерывно возрастает, так как она способствует более тесному увязыванию теоретических знаний с жизнью, с практикой; формирует профессиональные интересы учащихся. Реализация углубленного подхода к изучению науки через разнообразные формы внеклассной работы позволит развить творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, выработать устойчивый интерес к пополнению знаниями, стремление работать, научить учащихся самостоятельно пользоваться различными источниками географической информации.

1.2. Содержание и педагогические требования к внеклассной работе по географии


Внеклассная работа во многом определяется особенностями содержания программы по данному предмету.
В содержании внеклассной работы можно выделить два основных направления:
1) углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой интерес у школьников, имеющих большое образовательно-воспитательное значение;
2) формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ на местности, при работе с различными источниками информации в классе, при использовании приборов, а также ПК.
Следует отметить, что и в том и в другом направлении широко используется краеведческий материал, развиваются умения школьников самостоятельно добывать знания, применять их на практике.
Особенностью внеклассной работы по географии является осуществление межпредметных связей с различными школьными предметами: биологией, историей, физикой, химией, литературой и др. Реализация межпредметных связей во внеклассной работе приводит к интеграции и целостности, комплексности в содержании и организационных формах, позволяющих выразить общее в целях всестороннего развития личности. Интеграция форм и средств во внеклассной работе на базе крупных мероприятий, решающих не одну, а несколько воспитательных задач, позволяет формировать у учащихся обобщенные мировоззренческие идеи. Кроме того, реализация межпредметных связей на уровне деятельностном позволяет более успешно решать задачу формирования общеучебных умений, вооружать школьников знанием способов действий, а это значительно повышает их самостоятельность.
Доля самостоятельной работы учащихся на внеклассных занятиях должна быть значительна, но, чтобы не превратить внеклассную работу в подобие и продолжение уроков, надо заботиться о разнообразии форм и методов организации этих занятий.
Во внеклассной работе по географии важно соблюдать следующие педагогические требования:
общественно полезная направленность;
профессиональная направленность;
экологическая направленность;
краеведческая направленность;
современность содержания и форм внеклассной работы;
учет возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся;
сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся;
системность, непрерывное развитие внеклассной работы Внеурочная работа по географии / Под ред. И.И. Бариновой. - М.: Просвещение, 1988. - С. 21-23..
Общественно полезная направленность внеклассной работы по географии требует от учителя такта, сочетания учительского руководства с детским самоуправлением, обеспечивающим удовлетворение личных интересов и склонностей учащихся. Общественно полезная направленность осуществляется путем проведения учащимися научных исследований, постановки опытов и экспериментов, работы по охране конкретных природных объектов и т. д.
Однако нельзя учащимся навязывать формы общественно полезной деятельности без учета их инициативы. Н.К. Крупская писала: «Общественно полезная работа имеет, прежде всего, воспитательную цель - воспитать из ребят общественников, а это возможно только тогда, когда цель будет им близка, понятна, будет их целью» Крупская Н.К. Методика общественно полезной работы // Пед. соч.: В 10 т. - Т. 3. С. 355..
Профессиональная направленность учащихся является важнейшей частью внеклассной работы по географии. Профессиональная ориентация учащихся - это, прежде всего, сочетание склонностей, способностей личности с интересами общества.
Знакомство с профессиями осуществляется в ходе лекций, бесед, выступлений специалистов, докладов учащихся, диспутов о профессиях, чтения и обсуждения литературы.
Важное место в профессиональной ориентации учащихся отводится факультативам и географическим кружкам. Их работа в целях профориентации должна сопровождаться заданиями общественно полезного характера, иметь исследовательскую направленность.
Эффективной формой профориентации во внеклассной работе по географии следует признать проведение конференций, посвященных различным профессиям; организацию тематического лектория.
В кабинете географии с целью профориентации оформляют специальные уголки или витрины, в которых помещают материалы о профессиях, связанных с географией, а также с профессиями, где необходимы географические знания и умения.
Из особенностей содержания современной географии вытекает такое требование к внеклассной работе, как экологическая направленность. Она связана с формированием ответственного отношения учащихся к природе, которое строится на основе знаний о целостности природы, взаимозависимости и взаимообусловленности компонентов природы; формированием элементарных навыков поведения в природе, умения оценивать результаты влияния деятельности человека на окружающую среду. Раскрытие взаимосвязей человека и природы рассматривается во внеклассной работе по географии на глобальном, региональном и местном (локальном) уровнях.
Важнейшим требованием внеклассной работы по географии является современность ее содержания и форм. Внеклассная работа по предмету должна отражать все новое: и производственные достижения в родном крае, и новые направления в развитии экономики.
В успехе внеклассной работы немаловажную роль играет эрудиция и интересы учителя. Во внеклассной работе необходимо использовать активные методы и формы: диспуты, конференции, деловые игры и т. д. Именно они позволяют организовать активный обмен мнениями, способствуют в формировании оценочных суждений, умений отстаивать свою точку зрения. Выбор активных форм деятельности связан с возрастными психологическими и физиологическими возможностями ученика.
Важным моментом в соблюдении требования учета возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся является широкое использование игровых форм. Опираясь на исследования известного психолога Б.Г. Ананьева, следует отметить, что игру «многие специалисты в области детской психологии превратили в возрастную форму деятельности, специфическую лишь для ребенка с первого года жизни до начала систематического учения... Между тем игра как особая форма деятельности имеет свою историю развития, охватывающую все периоды человеческой жизни. В подростковом и юношеском, молодом и среднем, даже пожилом возрасте существуют разнообразные ее проявления» Ананьев Б. Г. Человек как предмет воспитания / Избр. пед. труды. Т. 2. - М.: Просвещение, 1980. - С. 20.. Игры дают возможность отрабатывать конкретные умения действовать в четко очерченных реальных условиях. На их основе формируются знания, умения и навыки у учащихся.
Следующее требование к организации внеклассной работы по географии - сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся. Это требование связано с дифференцированным подходом к учащимся, общественно-полезной направленностью внеклассной работы по географии и является производным от них.
Необходимо, чтобы основой вовлечения учащихся во внеклассную работу по географии был не эпизодический интерес, а познавательные устремления школьников. Поэтому организовывать и проводить внеклассные мероприятия следует таким образом, чтобы они удовлетворяли любознательность, учитывали интерес учащихся, требовали проявления их волевых качеств. Это подводит учащихся к добровольному участию во внеклассной работе по географии.
Одним из требований к организации внеклассной работы по географии является системность. Системность обеспечивается планированием внеклассной работы по географии, преемственностью форм содержания и методов ее организации, традициями школы.
Проведение внеклассной работы по географии должно учитывать требование непрерывного развития внеклассной работы по географии. Например, кружковая деятельность младших школьников перерастает в факультативные занятия или работу клубов в старших классах.
Развитие внеклассной работы по географии требует от учителя постоянного творчества, перехода от простых форм занятий к более сложным. В основе системности и развития внеклассной работы лежит знание учителем учащихся, выбор задач, посильных для каждого конкретного коллектива, учет возрастных и индивидуальных особенностей, склонностей и интересов школьников.
Соблюдение всех указанных выше требований к организации и проведению внеклассной работы способствует созданию системы внеклассной работы, которая характеризуется следующими уровнями:
I уровень: использование внеклассной работы для ликвидации пробелов в знаниях и умениях по географии. На этом уровне внеклассные формы работы создаются и проводятся в основном по инициативе учителя. Организация самостоятельной деятельности учащихся осуществляется на репродуктивном уровне. На данном этапе внеклассная работа ведется бессистемно, эпизодически.
II уровень: более широкий и углубленный отбор материала по сравнению с программой. На этом уровне главное - развить и поддержать интерес учащихся к предмету. При организации мероприятий учитываются индивидуальные особенности учащихся, обеспечивается сочетание массовых мероприятий с индивидуальными поручениями, увеличивается доля самостоятельной деятельности учащихся. Для учащихся характерен устойчивый интерес к проблемам. Внеклассные мероприятия проводятся систематически, число участников довольно стабильно.
III уровень: самостоятельная деятельность учащихся при решении различных проблем. Учащиеся овладевают доступными методами научного познания, учитель осуществляет направляющую роль, обращает внимание на овладение рациональными способами познавательной деятельности. На этом уровне учащиеся могут проводить эксперименты, работать в содружестве с сотрудниками НИИ, геологических отрядов. Интерес учащихся перерастает в социально-значимую мотивацию Калечиц Т.Н., Кейлина 3.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. - М.: Просвещение, 1980. - С.19-20..
Следует отметить, что ни один из названных уровней в чистом виде не встречается, выделение их достаточно условно, но необходимо для того, чтобы фиксировать истинное положение дел, стремиться к развитию интересов школьников, привлечению большего их числа к внеклассной работе, не упустить момент, когда от эпизодических форм следует переходить к систематическим.

Глава 2. Характеристика форм внеклассной работы по географии

2.1. Формы и методы организации внеклассной работы с учащимися


Школьная география относится к числу тех предметов, где всегда активно проводилась внеклассная работа.
Формы внеклассной работы могут быть различны в зависимости от количества участвующих и от периодичности проведения занятий.
Различают фронтальную, групповую и индивидуальную формы внеклассной работы по географии. Существует следующая классификация форм внеклассной работы по географии (рис. 1) Семакин Н.К. Внеклассная работа по географии. - М.: Просвещение, 1979. - С. 24-27..
2
Рис. 1. Формы внеклассной работы по географии
Периодичность проведения занятий ограничивается рамками одного учебного года, т. е. на срок, в который большинство учителей планирует внеклассную работу.
Между систематической и эпизодической внеклассной работой нет большой грани. Многие эпизодические формы могут превращаться в систематические и наоборот, это зависит от увлеченности учителя. Но вследствие масштабности и сложности в подготовке такие формы, как олимпиады, недели географии, вечера, обычно являются разовыми мероприятиями в течение года.
Систематические формы внеклассной работы рассчитаны на углубленную, длительную работу с постоянным или меняющимся составом учащихся: кружки, лекторские группы и т. д. Эту форму работы можно разделить на фронтальную, проводимую с большим составом участников, групповую (кружковую), в которой принимает участие небольшое количество школьников, и индивидуальную работу с отдельными учащимися.
Эпизодическая внеклассная работа рассчитана на проведение отдельных разовых мероприятий, заданий. Это - вечера, походы, олимпиады, конференции. В ней также можно выделить фронтальную (массовую), групповую и индивидуальную формы внеклассной работы по географии.
Систематическая и эпизодическая формы внеклассной работы по географии включают в себя массовую, групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальную формы работы. Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи.
Массовые формы внеклассной работы - неделя географии, географические олимпиады, КВНы, тематические вечера, научно-практические конференции, встречи с учеными, путешественниками.
Групповые формы внеклассной работы (факультативы, кружки, экскурсии, экспедиции, походы) охватывают группу учащихся от 30-35 учащихся до трех учеников. Для этой формы внеклассной работы характерна активная деятельность каждого участника.
Индивидуальная внеклассная работа по географии отличается от групповой. Во-первых, это работа исполнительского характера: подготовка доклада по плану, предложенному учителем, изготовление пособия. Для такого рода работы незначителен элемент творческой деятельности. Во-вторых, индивидуальная работа носит исследовательский характер.
Формы внеклассной работы по географии в зависимости от целей и содержания могут быть различными. Важно, чтобы любая форма организации внеклассной работы наиболее полно раскрывала развитие познавательных способностей учащихся. Важно обеспечить комплексное сочетание различных форм в целесообразной последовательности. Это повышает интерес учащихся к предмету, развивает творчество учащихся.
Методы организации деятельности школьников во внеклассной работе во многом совпадают с методами организации деятельности учащихся на уроке, поскольку выбор их определен, прежде всего, спецификой изучаемого материала - географическими знаниями (рис. 2) Середа В.И. Система внеклассной работы по географии в средней школе.- М.: Просвещение, 1972. - С. 14-16..
Методы организации внеклассной работы по географии
Работа на природе:
- экскурсии,
- походы,
- наблюдения,
- экспедиции
Работа с географической литературой:
- подготовка рефератов,
- подготовка докладов,
- выпуск газет и стендов и др.
Игровая деятельность:
- вечера,
- олимпиады,
- деловые игры,
- викторины,
- КВНы и др.
Рис. 2 Методы организации внеклассной работы по географии
Наиболее эффективны методы, выделенные по источникам географического знания: наблюдения, работа с картографическими произведениями, со статистическими материалами, с текстовыми источниками и др. Но при работе с любыми источниками географической информации важно учесть степень самостоятельности школьников, поскольку использование одного и того же источника знаний может быть как на уровне репродуктивном, так и на уровне самостоятельном, творческом.
Все перечисленные методы широко применяются при организации разных форм внеклассной работы.
Основные показатели эффективности внеклассной работы по географии:
повышение качества географических знаний и умений школьников;
интеллектуальный и эмоциональный настрой учащихся: повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе и др.;
рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы;
повышение качества знаний по другим предметам;
ѕ приобретение умений работы с различными источниками информации;
ѕ повышение общего уровня культуры школьников Внеурочная работа по географии / Под ред. И.И. Бариновой. - М.: Просвещение, 1988. - С. 34..
Все названные показатели эффективности внеклассной работы по географии характеризуют качественный уровень подготовки школьников. Определить этот уровень можно при более тесном знакомстве с учащимися: в беседе, при наблюдении, в ходе анкетирования, при изучении самостоятельных (творческих) работ школьников.
Однако существуют и другие показатели эффективности работы, отражающие внешнюю, организационную сторону внеклассной работы.
Для массовых форм показателем эффективности служит охват учащихся, вовлеченных в работу, порядок, дисциплина при проведении мероприятия. Показателем эффективности групповых форм внеклассной работы служит стабильный состав в кружках, коллективная работа на занятиях. Показателем эффективности индивидуальных форм являются положительные изменения в поведении, знаниях, умениях, взглядах учащихся.

2.2. Характеристика форм внеклассной работы по географии

2.2.1. Географические кружки

Одной из наиболее широко распространенных форм внеклассной работы являются географические кружки. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы учащихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы. Организовать географический кружок можно с учащимися различного возраста, но все же наиболее приемлема эта форма работы для среднего звена школьников.
Активность учащихся возрастает в том случае, если работа в кружке имеет общественную значимость. Поэтому в работе кружка целесообразно это учесть и выбрать виды общественно полезной работы: организацию краеведческого уголка, музея, выставки, озеленение участка и т. д.
Важным этапом работы является составление конкретных заданий для отдельных кружковцев или группы учащихся с учетом интересов каждого ученика. В процессе разнообразной по содержанию и характеру деятельности работы учащиеся овладевают умениями и навыками, которые позволяют им проявить свою активность и интерес.
На кружковых занятиях можно проводить индивидуальную работу с учащимися, развивать их творческие способности, ориентировать на определенные профессии, связанные со знанием географии. Участники кружка должны стать активом при подготовке и проведении массовых мероприятий по предмету.
Географические кружки по содержанию можно разделить на группы:
Занимательные. Их основная задача - привлечение учащихся к изучению географии, привитие интереса к предмету.
Кружки этой группы формируют лишь поверхностный интерес к географии, без углубленного изучения каких-либо вопросов. При организации подобного кружка следует отличать занимательность от развлекательности. Занимательность, воздействуя на эмоциональную сферу учащихся, предполагает вовлечение их в аналитическую деятельность, способствует выявлению различных связей. Развлекательное ограничивается лишь эмоциональным воздействием на учащихся. Если школьников не привлекать к аналитической работе, то их интерес перейдет только в стремление к развлекательности, не развивая познавательный интерес, не углубляя знаний по предмету.
Кружки, содержание которых соответствует программе основного курса. Задачей этих кружков является совершенствование знаний и умений учащихся, полученных на уроке.
Однако чтобы сохранялся интерес к изучаемым географическим объектам и явлениям, необходимо во время занятий использовать элементы занимательности: проведение соревнований, игр, решение задач географического характера.
Кружки, на которых перед учащимися ставятся практические задачи, связанные с формированием умений, навыков и знаний по определенным вопросам (метеорологический, фенологический и т.д.).
Кроме практических умений и навыков, у учащихся формируются познавательные интересы. Такие занятия содержат, прежде всего, практическую задачу, которая должна быть обязательно значимой для учащихся.
Кружки, посвященные специальным вопросам географии, изучаемым на уроках, например, этнографический, по изучению глобальных проблем человечества и др. Эти кружки способствуют углубленному изучению какого-то узкого раздела географии.
А. В. Даринский Даринский А.В. Методика преподавания географии. - М.: Просвещение, 1975. - С. 12. считает, что будучи центром всей внеклассной работы по предмету, кружок, однако, не является той формой, с которой начинается вся внеклассная работа.
Организация кружка начинается с выявления интересов, наклонностей и умений учащихся. Для этого целесообразно провести анкетирование. Количественный состав кружка не должен превышать 15-18 человек. Кружки имеют название, устав.
Сформулируем некоторые общие принципы работы географического кружка:
а) руководящая роль учителя,
б) применение исследовательского метода,
в) тщательная разработка темы, доведение начатого дела до конца,
г) обязательное оформление результатов кружковой работы.
Эффективная работа кружка возможна при четком планировании работы. В плане работы кружка необходимо отражать различные виды деятельности учащихся. Его обычно составляют вместе с активом кружка, а потом обсуждают и утверждают на первом заседании. Занятия кружка обычно проводятся 1-2 раза в месяц, в установленные администрацией школы дни и часы. Отчетно-выборное собрание кружка проводится в конце учебного года.
Особенностью методики проведения занятий географического кружка является сочетание коллективных и индивидуальных форм работы. Чтобы не терять познавательного интереса к предмету, углублять знания учащихся по географии, следует чередовать теоретические и практические виды деятельности.

2.2.2. Географические факультативы

Развитие факультативных занятий во многом определяет углубленное приобретение знаний, способствует развитию индивидуальных интересов школьников. Опыт проведения факультативов показывает, что там, где географические факультативы поставлены хорошо и ведутся достаточно квалифицированно, они неизменно вызывают устойчивый интерес у школьников, повышают качество их знаний и умений. Факультативные занятия по географии тесно связаны с основным программным содержанием предмета. Успешной и качественной подготовке учащихся способствуют опора на знания, полученные в изученных курсах географии, их дофакультативная подготовка, а также учет возрастных особенностей детей.
По формам организации факультативные занятия можно разделить на классные и внеклассные. К классным относятся семинары, консультации, встречи со специалистами и другие; к внеклассным - экскурсии, практические работы на местности.
Большой интерес у учащихся вызывает привлечение к проведению факультативных занятий различных специалистов-топографов, гидротехников, геологов и др., работающих в местных организациях. Их лекции и беседы не только вызывают интерес, оживляют ход занятий, но и имеют огромное воспитательное и профориентационное воздействие.
Образовательно-воспитательное значение факультативов определяется не только тем, что они углубляют знания учащихся по сравнению с программными, знакомят с профессиями, но и тем, что они вооружают учащихся приемами учебной работы, необходимыми для дальнейшего образования и самообразования. Например, важным видом является обучение учащихся на факультативных занятиях приемам конспектирования лекций. Это хорошая подготовка к докладам и самостоятельной работе с литературой.
Учителя ведут занятия по утвержденной программе, однако наблюдается вариативность в выборе разделов программы. Структурно каждое занятие представляет органическое сочетание теоретических и практических частей. Практические занятия представляют наибольший интерес и дают возможность активизировать деятельность учащихся.
Географические факультативы должны способствовать решению следующих задач:
развитию географического мышления;
вооружению школьников более полными знаниями об общих географических закономерностях Земли, о населении земного шара и его размещении;
вооружению школьников системой умений работы с различными источниками географической информации (картами, справочниками и т.д.);
знакомству с широким кругом профессий, опирающихся на географические знания и умения Аксакалова Г.П., Андреева Н.В., Голова В.П. Факультативные занятия по географии. - М.: Просвещение, 1985. - С. 34-35..
Один из главных принципов факультатива - актуализация географического материала, широкая межпредметная координация знаний.
Таким образом, при всем разнообразии содержания факультативных занятий общим является то, что факультативы - это такая форма внеклассной работы, которая неразрывно связана с урочными занятиями, продолжает и развивает их, влияет на их качество. Для всех факультативных курсов характерно следующее: постоянная опора на краеведческий материал, большая доля самостоятельных работ учащихся, широкое применение лекционно-семинарских методов.
Результатом занятий школьников в различных факультативах являются их стабильные успехи по предмету в школе, а также четкая профессиональная ориентация уже в школе.

2.2.3. Школьные музеи

Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов - источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
При организации музея необходимо учитывать, что это собирательская и поисковая работа. Основой создания музея является краеведческая работа, опирающаяся на самоуправление и инициативу учащихся.
Решение о создании школьного географического или краеведческого музея принимает педагогический совет школы, он подбирает учащихся в состав совета музея. Деятельность музея должна строиться на основе самоуправления учащихся, развития их инициативы, при умелом педагогическом руководстве. В совет музея целесообразно включить представителей от каждого класса. Иногда за каждым разделом музея закрепляется отдельный класс. На него возлагается забота о пополнении фондов, организации экскурсий, сохранности экспонатов. Чтобы вовлечь в работу музея как можно больше учащихся, при совете музея следует создать группы экскурсоводов, лекторов, различные секторы: оформительский, учета и хранения фондов, связь с общественностью и др.
Обычно сбор необходимых материалов начинается с самостоятельного изучения источников. Пути сбора материалов для музея разнообразны. Основной и самый главный - краеведческий поиск. В краеведческую работу вовлекаются учащиеся и их родители, которые помогают пополнять музей различными экспонатами. В деле организации и развития школьного географического или краеведческого музея заслуживает внимания вопрос обеспечения преемственности актива музея. Поэтому необходимо, чтобы в работу музея были привлечены учащиеся разных школьных возрастов - это залог преемственности в его работе, поддержания музейных традиций.
Необходимо обратить внимание на тесную связь деятельности музея с учебным процессом в школе. Следует продумать, какие темы уроков могут проводиться с использованием музейных экспонатов или непосредственн и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.