На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Педагогика как наука о воспитании подрастающих поколений. Патриотическое воспитание как формирование гражданина и патриота. Возникновение военных ансамблей песни и пляски. Пропаганда военными ансамблями культурного и военно-патриотического воспитания.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 24.11.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание

Введение
1 Военно-патриотическое воспитание подростков
1.1 Основные направления в формировании личности у подростков
1.2 Военно-патриотическое и культурное воспитание подростков и военнослужащих
2 Роль военных ансамблей в воспитании подростков
2.1 История возникновения военных ансамблей песни и пляски
2.2 Практическая работа
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение

Культурно-просветительская работа является одной из сфер государственной деятельности, одним из проявлений воспитательной функции нашего государства. На протяжении десятилетий наша отечественная культура вынуждена была влачить свое полунищенское существование в жестких тисках авторитарно-бюрократической системы.
Кое-кто возразит в том плане, что как бы ни критиковали мы свое прошлое, но факт остается фактом: за семь послереволюционных десятилетий страна ушла далеко вперед от состояния одной из самых отсталых в Европе по уровню образования народа, преодолела вековую отторгнутость масс от достижений литературы, искусства, науки. Конечно, достижения могли быть гораздо внушительнее, не проигнорируй мы очень актуальную ленинскую мысль о том, что в условиях, когда вопрос о политической власти уже решен, на передний план в повседневной деятельности партии должны быть выведены «задачи культурные», поскольку именно как раз «уровень культурного развития всей народной массы» является и непременным условием успешных социально-экономических и политических преобразований, и воплощением главной цели - развитие личности. Эта наша нравственная глухота обернулась тяжелыми потерями как для общества в целом, так и для Вооруженных Сил -- одной из важнейших его структур.
Дело дошло до того, что понятия «армия» и «культура» стали у нас трактоваться как несовместимые, противоречащие друг другу. Хотя такого рода утверждение конечно же несостоятельно. Армия у нас является не только могучей боевой силой, но и большой силой созидания, культуры. Именно она, Советская Армия, например, стала колыбелью знаменитых на весь мир дважды Краснознаменного ансамбля имени А. В. Александрова, Центрального академического театра Советской Армии, многих наших военных, духовых оркестров, демонстрировавших свое мастерство в различных странах мира.
Объект исследования - подрастающее поколение. Предмет исследования - военно-патриотическое воспитание.
На основе полученных знаний по педагогике, психологии, культурологи, музыки можно развить чувства прекрасного, формировать в учениках высокие эстетические вкусы, научить любить и понимать искусство. В своем развитии они должны опираться на народное искусство, использовать его богатство, его разнообразие, его глубину, чистоту, опираться на положительный опыт своих предшественников, трудом которых создавался и развивался жанр искусства.. Наше искусство, наша культура должны быть достойны великого времени в котором мы живем.
На заре возникновения единого народа его стремлением было утвердиться на той земле, на которой они существовали. Защита своей территории накладывала отпечаток на быт каждого человека. В этот период каждый мужчина был воином, его достоинство определялось силой, храбростью и отвагой, а необходимыми качествами предводителя были мудрость и доблесть. Военная музыка существовала не только для того, чтобы доставлять воинам на войне эстетические удовольствия, но и чтобы возбуждать и поднимать воинственные эмоции, она «воодушевляла» на подвиг, дисциплинируя боевой пыл, а кроме того, успокаивала взвинченную нервную систему и прогоняла страх, открывая свободный путь для храбрости.
Искусство самых древних времен рассматривалось как часть и средство воспитания, то есть известного длительного изменения нашего поведения и нашего организма. Уже давно выражалась мысль о том, что искусство как бы дополняет жизнь и расширяет ее возможности. Искусство есть необходимый разряд нервной энергии и сложный прием уравновешивания организма и среды в критические минуты нашего поведения.
Актуальность исследования. На сегодняшний день подрастающее поколение не хотят не то что вступать, а даже думать о службе в рядах Вооруженных сил Казахстана. Встает вопрос почему? Потому что сегодня вряд ли у кого вызовет удовлетворенность отражение в литературе и искусстве, жизнь современной Армии. Взять, скажем те же художественные киноленты. Например фильм «Делай раз!»- «Дедовщина», которой он посвящен, она преподнесена как порождение армейской действительности. А сами методы казарменного хулиганства отличаются в фильме крайней жестокостью и изощренностью. Похоже, что авторы его задались целью использовать всю эту грязь для достижения «остросюжетности» и «зрелищности» своего кинопроизведения. Другой сериал «Солдаты» явно высмеивает офицерский состав, тем самым показывая что офицеры мало образованные, не культурные люди. Все это является анти пропагандой Вооруженных сил. Такие фильмы способны лишь, еще больше усилить антиармейские настроения в нашем обществе.
И поэтому нашей задачей является направить подрастающее поколение в нужное направление. Провести военно-патриотическую пропаганду, подчеркнуть все великое и ценное в нашем историческом наследии потому что веками наш народ воспитывался в духе высокой нравственности, генами нам переданы в наследство и чувство стыда, и сдержанность, и милосердие; раскрыть военную культуру и историю возникновения военных ансамблей песни и пляски и их предназначение. Показать что концертная программа военного ансамбля несет в себе не только военно-патриотический, но и эстетический, культурный и нравственный характер.
Цель исследования - раскрыть, что Армия является не только хранительницей лучших традиций общества, но и наиболее чистым и возвышенным олицетворением духовности. И эти традиции глубокими корнями уходят в отечественную историю. Неслучайно многие гении русской и казахской культуры прошли через воинскую службу. Это значит что Армия есть не только вооруженная, но и духовная сила. Подрастающее поколение не должно забывать о том, что их предки веками создавали культуру и историю, которые передавали из поколения в поколение, что их прадеды и деды яркие примеры верности воинскому долгу и Отечеству.
В армейской среде еще немало проявлений невежества, поверхностных знаний, отсутствия благородства чувств. А это и есть те препоны, которые надо разрушить, если мы всерьез задались целью сформировать в каждом будущем воине всесторонне развитую личность, способную вершить большие дела во имя защиты нашего Отечества, причем не только по разуму, но и по сердцу.
Экспериментальная база - курсанты Алматинского военно-командного училища и учащиеся средней школы №51.
1 Военно-патриотическое воспитание подростков

1.1 Основные направления в формировании личности у подростков

Педагогика является относительно молодой наукой, но истоки ее, начала педагогических знаний, уходят в глубокое прошлое. Слово педагогика в переводе с греческого означает детоводство. Педагогами в древней Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев в школу. В дальнейшем значение этого термина было переосмыслено -- так стали называть лиц, занимающихся воспитанием детей и имеющих для этого специальную подготовку.
Таким образом, педагогика возникла как наука о воспитании подрастающих поколений. Такое представление о педагогике стало традиционным и сохранялось очень долго. Однако человеческое общество, постоянно развиваясь, предъявляло все новые требования к воспитанию и образованию людей, расширялись границы воспитания, возникала необходимость в специальных учебных заведениях для образования и целенаправленного воспитания взрослых людей.
Первые умения, которыми человек овладел в процессе труда, передавались потомству. По мере усложнения трудовой деятельности, накопления трудового опыта, а потом и знаний об окружающей жизни изменяется и само воспитание.
По мере совершенствования воспитания, особенно с возникновением школы, воспитательная деятельность становится особым видом профессиональной деятельности. Возникает особая профессия -- педагог.
Зачатки педагогических знаний начинают формироваться вместе с возникновением воспитания и постепенно развиваются, совершенствуются. Они обобщаются и существуют в виде житейских правил, пословиц и поговорок. Многие из них сохранились до настоящего времени, передаются из поколения в поколение и составляют сокровищницу народной педагогики.
Предметом педагогики является изучение закономерности воспитания человека. Для того чтобы полнее и глубже определить предмет педагогики различают воспитание как объективное общественное явление и воспитание как специально организованную воспитательную работу, направленную на развитие человека.
Она изучает цели, содержание, средства и методы воспитательной деятельности, характер тех изменений, которые претерпевает человек в ходе воспитания. В ходе воспитания происходит передача общественно-исторического опыта старших младшим. Важнейшей задачей воспитателя является формирование нового человека, строителя общества.
Личностью принято считать конкретного человека, члена данного общества. Чтобы стать личностью, человек должен достичь определенного уровня психического развития и быть в состоянии воспринимать себя как единое целое, отличное от других людей *.
Личность характеризуется наличием определенных взглядов и отношений, собственных моральных требований, уровнем активности и рядом других важных свойств, которые складываются не сразу, Становление личности и ее совершенствование в ходе жизни, а также в результате развития и воспитания принято называть формированием.
Формирование свойств личности начинается с детского возраста и особенно интенсивно протекает в подростковом и юношеском возрасте, достигая своей относительной завершенности во взрослом состоянии. Дальнейшее совершенствование свойств личности продолжается на протяжении всей жизни. В развитии и совершенствовании личности большое значение принадлежит воспитанию.
Развитие личности -- это прежде всего процесс ее духовного роста, совершенствования, качественного изменения во всех значимых для личности сферах: в деятельности, в отражении окружающей действительности, в отношении к окружающим явлениям, к людям, в познавательных процессах.
Развитие и совершенствование личности, особенно в детские и юношеские годы, происходит главным образом под влиянием воспитания. Но степень и характер воздействия воспитания во многом зависят от того, насколько воспитание учитывает закономерности развития. Таким образом, между воспитанием и развитием существует двусторонняя связь. Поэтому важно глубже рассмотреть закономерности развития личности.
В современном обществе проявляется большой интерес к изучению личности. Однако подход к пониманию природы личности, условий ее развития и формирования в современной науке далеко не одинаков.
«...Действительное духовное богатство индивида,-- писали К. Маркс и Ф. Энгельс,-- всецело зависит от богатства его действительных отношений...» .
Человек постоянно познает природу, открывает в ней все новые и новые законы и заставляет природу служить себе. История развития общества -- это непрерывный процесс развития и совершенствования трудовой деятельности, в которой развивается и совершенствуется сам человек. Он все больше узнает об окружающем мире, приобретает новые умения и навыки, у него возникают новые интересы и потребности.
Воспитание открывает перед человеком широкий круг знаний, знакомит его в определенной системе с окружающей жизнью. Оно обеспечивает образование в мозге человека огромного количества нервных связей и приводит к совершенствованию всей психической деятельности. В подростковом возрасте усиливается интерес учащихся к своей личности, а с ним и возможности самовоспитания. В юношеские годы интенсивно формируются собственные взгляды, стремления, идеалы. Они определяют поведение человека. Помочь школьникам правильно определить цели в жизни, направить их стремления, выработать принципы поведения соответствующие нормам морали, - важная задача воспитания.
Нравственное воспитание
С первого дня обучения детей в школе выявляется, что первоклассники приходят в школу с разными знаниями об окружающей жизни, имеют далеко не одинаковые моральные представления, черты характера, привычки. Они по-разному относятся к школе. Некоторые дети умеют дружно играть с товарищами, если надо, поделятся игрушками. Другие стараются держаться в стороне.
Эту разницу в развитии моральных качеств, общественных представлений, навыков и привычек поведения у учащихся должна преодолеть школа в процессе нравственного воспитания.
Школьное образование на нравственное воспитание подрастающих поколений оказывает большое влияние. Нравственное воспитание осуществляется в определенной системе. После окончания школы идет не столько приобретение новых качеств, сколько их совершенствование или исправление. Поэтому содержание нравственного воспитания детей за период школьного обучения должно быть очень емким, охватывать все области нравственности.
На первый план в выдвигаются те черты, которые характеризуют отношение человека к обществу, его обязанности перед народом, перед обществом:
- любовь к Родине;
- добросовестный труд на благо общества;
- забота каждого о сохранении и умножении общественного
богатства;
- высокое сознание общественного долга.
Красота и благородство нравственного облика проявляются в новых взаимоотношениях между людьми, основанных на гуманизме и коллективизме. Поэтому нужно воспитывать у подрастающих поколений коллективизм и товарищескую взаимопомощь, умение жить по правилу: «Один за всех, все за одного», чувство дружбы (человек человеку -- друг, товарищ и брат), сознательную дисциплину и культуру поведения.
Важным разделом является воспитание морально-волевых черт характера: честности и правдивости, нравственной чистоты, простоты и скромности в общественной и личной жизни, уважения к старшим.
Уже с детства следует воспитывать нетерпимое отношение к несправедливости, нечестности, тунеядству, к отрицательным качествам и поступкам, которые мешают строить новое общество.
Важное место занимают нравственные принципы взаимоотношений различных наций и народов:
- дружба и братство всех народов, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;
- братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами;
- непримиримость к врагам, дела мира и свободы народов.
Эти принципы определяют направление и содержание интернационального воспитания, включают учащихся в борьбу казахского народа за мир во всем мире, против расизма, человеконенавистничества.
Нравственное воспитание осуществляется во всех звеньях воспитательной работы с учащимися, на уроках, в процессе обучения и трудовой подготовки, эстетического и физического воспитания. Нравственные нормы нельзя просто заучить, их надо глубоко осмыслить, прочувствовать и пережить, тогда они станут моральной нормой поведенияученика. Эти положения должны быть исходными при определении методики нравственного воспитания.
Эстетическое воспитание
Под эстетическим воспитанием подразумевается формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитие способности правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве.
Задачи эстетического воспитания состоят в том, чтобы, знакомить учеников с образцовыми произведениями искусства, тем самым повышать культуру подрастающих поколений, развивать их художественный вкус, учить верному пониманию прекрасного.
Общество развивалось, на смену одному общественному строю приходил другой, менялись взгляды и представления людей, в том числе и взгляды на прекрасное, на пути его воздействия на человека. Но споры об эстетическом воспитании не утихали, творческая, ищущая мысль все глубже раскрывала его природу, пути воздействия на личность человека.
Эстетическое воспитание интересует современного человека нисколько не меньше, чем наука и техника. Более того, специалисты в области эстетического воспитания фиксируют резкий скачок, взрыв интереса к вопросам эстетического воспитания в современном мире.
Под эстетическим воспитанием понимается также воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках людей) и в искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и способности участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни.
В целостном процессе эстетического воспитания могут быть выделены важнейшие звенья, элементы целого. Одним из них следует считать формирование эстетического чувства, способности правильно воспринимать, оценивать прекрасное в природе, труде, общественной жизни и поведении людей.
Правильное восприятие и оценка прекрасного формируются на основе глубоких и разносторонних знаний искусства и жизни. Знания являются важнейшей предпосылкой формирования эстетических взглядов, вкусов.
Полноценное эстетическое воспитание нельзя себе представить без активного участия людей в создании прекрасного. Поэтому советская система эстетического воспитания включает в качестве составного элемента эстетическую деятельность детей и взрослых. Гармоническое развитие всех этих сторон -- важное условие подлинного расцвета личности. Через систему знаний и образных воздействий растущий человек воспринимает, впитывает, совершенствует правильное отношение к людям, Родине, непреходящим культурным ценностям.
Воспитание эстетического идеала, вкусов, оценок является вместе с усвоением знаний мощным фактором формирования мировоззрения, закаляет личность для активного участия в идеологической борьбе.
Умение видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное в искусстве и жизни не приходит само собой. Эту способность надо целеустремленно воспитывать.
Искусство в тесном единении с наукой на любой ступени обучения развивает умственные силы ребенка, формирует научные представления о мире.
В эстетическом воспитании большое значение имеет принцип творческой самодеятельности школьников. В процессе художественного творчества ученик упражняет свои силы, развивает ряд ценных качеств личности.
Сделать само детство красивым, научить детей видеть и создавать красивое в повседневной деятельности и преобразовывать, изменять жизнь к лучшему -- в этом состоит одна из важных линий эстетического воспитания в современной школе.
Искусство воздействует на чувства человека через художественный образ, вызывает у него яркие переживания, способствует формированию разнообразных чувств. Подчеркивая значение чувств в эстетическом воспитании, В. И. Ленин отмечал, что без эмоционального отношения к действительности нет настоящего понимания прекрасного, а есть лишь резонерство и модные суждения.
Младшие школьники обладают ярко выраженной способностью глубоко чувствовать и переживать прекрасное. Поэтому в работе с учащимися необходимо использовать каждую возможность для занятий искусством, чтобы раскрыть детям прекрасное в жизни, обогатить их духовный облик, побудить к активной общественной деятельности, к борьбе с тем, что мешает утверждению лучших человеческих идеалов в жизни.
В занятиях танцами ученики удовлетворяют свою естественную потребность в движении, смене впечатлений и деятельности. Это стремление надо использовать для развития художественного восприятия, ознакомления их с красивыми танцевальными движениями, приучать их слушать музыку.
Занятия танцами содействуют физическому развитию, приучают их правильно и красиво ходить.
В процессе обучения танцам к учащимся предъявляются определенные требования в отношении их общей организованности, дисциплинированности, вежливой и дружеской формы обращения друг с другом, умения внимательно выслушивать указания педагога. Все это способствует воспитанию дисциплинированности и эстетики поведения.
Физическое воспитание
Физическое совершенство -- это прежде всего высокая степень развития у человека физических качеств, важнейшими из которых являются сила, выносливость, быстрота и ловкость. Кроме того, хорошо физически развитый человек должен в совершенстве владеть жизненно важными двигательными навыками: уметь правильно и легко ходить, быстро бегать, плавать, ходить на лыжах.
Подлинное физическое совершенство может быть достигнуто в результате физического воспитания человека с первых лет его жизни.
В школьном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического! развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений. Развитие и совершенствование движений ребенка в период школьного детства осуществляются разными путями. С одной стороны . обогащению двигательного опыта детей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, специально организованные; мероприятия по физической культуре, направленные на решение как оздоровительного» так и воспитательного характера задач. С другой стороны, о чем часто забывают а шкодах, занятия хореографией, развивающие у детей не только творческие способности!» чувство красоты, ритма, музыкальность, но и содействующие их постоянному физическому развитию и совершенству.
В организации физического воспитания учащихся педагогика опирается на данные физиологии о взаимосвязи и взаимодействии всех частей организма человека, функций всех органов при ведущей роли нервной системы и ее высшего отдела -- головного мозга. Научный, физиологический подход к человеку требует так построить физическое воспитание детей, чтобы обеспечить гармоничное развитие всего организма.
Подчинение правилам физической культуры воспитывает у учащихся организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Очень важна роль физической культуры в увеличении двигательной активности учащихся в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.
Влияние физкультуры на развитие движений учащихся, а также некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того сколько времени длится занятие по данному уроку.
Физическое воспитание -- педагогический процесс, который направлен на морфологическое и функциональное совершенство организма человека, формирование и улучшение его основных жизненно важных двигательных умений и связанных с ними знаний, Показателем физического воспитания является уровень здоровья населения, всестороннего развития физических способностей, спортивного мастерства и проникновения физического воспитания в повседневный быт людей.
Физическое развитие -- это процесс становления и изменения биологических форм и функций организма человека, совершенствующихся под влиянием условий жизни и воспитания, которое является важнейшим, но не единственным фактором развития.
Физическая культура является частью общей культуры, совокупностью достижений общества в деле создания и использования специальных средств физического совершенствования народа.
В процессе физического воспитания детей решаются следующие задачи:
- укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности организма;
- формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, обучение новым видам движений и сообщение связанных с этим знаний;
- развитие основных двигательных качеств (силы, выносливости, быстроты и ловкости);
- воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы и товарищества, навыков культурного поведения.
Физическое воспитание должно содействовать укреплению опорно-двигательного аппарата учащегося путем умелого подбора движений, а также всей постановки учебно-воспитательной работы.
В занятиях по физкультуры педагог применяет различные методы обучения, сложившиеся и проверенные в педагогической практике и отвечающие требованиям педагогической науки. Преподаватель использует тот или иной метод обучения в зависимости от поставленной им учебной задачи, от содержания занятий, от возраста учеников.
На каждом этапе обучения посильная завершенность исполнения движений является обязательным требованием. Последовательная и систематическая физическая подготовка помогает достигнуть должных результатов. Приступая к тренировке движений, преподаватель прибегает к определенным методическим приемам. Многократное повторение упражнений, расположенных в определенной последовательности, постепенно приводит к гармоническому развитию тела и достижению необходимой правильности, свободы и точности движений. По мере усвоения, движения эти усложняются.
Задачи физического воспитания могут быть успешно решены только при воздействии на учащихся всей системы физического воспитания. Эта система определена в «Положении о физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы», введенном в 1971 г., и включает в себя уроки по физической культуре, внеклассную спортивно-массовую работу в школе (кружки физической культуры, спортивные секции, спортивные соревнования), физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня.
Психологическое воспитание
Почти все исследования генетической психологии сосредоточены на детстве и юности - периоде формирования личности. От, как меняется личность и ее самосознание после наступления половой и социальной зрелости, известно очень мало. Но детские и юношеские переживания можно правильно оценить только в свете последующего опыта личности, с учетом всего ее жизненного пути. Практически все психологи считают юность критическим периодом формирования самосознания.
Социальная ситуация развития переходного возраста включает в себя целый ряд автономных, хотя и взаимосвязанных процессов: сдвиги, происходящие в организме, завершение физического и полового созревания; изменения в содержании деятельности, общественном положении и структуре социальных ролей; перемены в структуре общения и круге «значимых других», на которых индивид ориентируется; развитие психических процессов и способности, включая интеллект и эмоции; сдвиги в мотивационной сфере и ценностных ориентациях. Все эти процессы в их единстве стимулируют рост самосознания.
Половое созревание, нарастание физической силы, изменение внешних контуров тела, несомненно, активизируют у подростка интерес к самому себе. Но дело не в самих по себе физиологических процессах, а в том, что физическое созревание является одновременно социальным символом, знаком повзросления, возмужания, на который обращают внимание и за которым пристально следят другие, как взрослые, так и сверстники.
Сознание своей половой принадлежности во всех возрастах - один из наиболее важных и устойчивых элементов самосознания. Период полового созревания и непосредственно следующие за ним годы в этом отношении особенно уязвимы. Не последнее место при этом занимает оценка своего тела и наружности.
Осознание и оценка ребенка своего тела и внешности начинается уже в первые годы его жизни, но особое внимание оценке внешности и ее соответствия половому стереотипу уделяется в подростковом возрасте. Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой «нормы», чтобы все у него было «как у других». Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание. Раннее физическое развитие, давая преимущества в росте, физической силе и т. п., способствует повышению престижа у сверстников и уровня притязаний. Для завоевания престижа в мальчишеской компании иногда достаточно физической силы и спортивных достижений.
Юноши, которые не уделяли учебе должного внимания, используя другие способы самоутверждения, со временем могут оказаться в худшем положении, чем их физически более слабые ровесники, которые компенсировали этот недостаток усиленным умственным трудом.
Особенности биологического созревания, его темп, ритм ставят перед индивидом определенную проблему, подлежащую решению. Но разрешение этой проблемы зависит от ситуации в которой находится формирующаяся личность, и от нее самой. Взрослые (учителя и родители) не всегда учитывают как много тайных тревог и страхов вызывают у подростков, такие проблемы как рост, вес, запоздание вторичных половых признаков и т.д. Подростковый эталон красоты и просто «приемлемой» внешности часто завышен, нереалистичен.
В отличии от конкретного детского мышления, в 15-16-летнем возрасте человек уже оперирует обобщенными логическими формулами. Юношеское мышление более гибко и одновременно более реалистично, чем детское. Более того у старшеклассников появляется тяга к абстракции, к оперированию понятиями, формулами, гипотезами. Теоретизирование становится в этом возрасте насущной психологической потребностью. Юность - возраст горячих споров, предметом которых может быть все, что угодно жадного философствования, теоретизирования даже на совершенно неизвестные темы, поисков формулы счастья и формулы любви. Юность особенно чувствительна к собственному «Я» и вообще «внутренним» психологическим проблемам. Главное психологическое приобретение ранней юности - это открытие своего внутреннего мира. Для подростков внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам.
Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски. Главным измерение времени в самосознании подростков является будущее, к которому они себя готовят. Мечты о будущем занимают центральное место в их переживаниях.
Каждый возраст жизни, как и каждое время года, имеет свою собственную прелесть. Подростки обычно ищут подтверждение своей ценности в трудовых, учебных или спортивных достижениях.
Человек открывает себя и существует только через другого, по отношению к другому. Он ищет свое подобие, с которым он мог бы разделить собственную идентичность. Общение с родителями важно не только в детстве, но и в последующие годы жизни. При своей тяге к самостоятельности, подростки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Родители остаются для них важным эталоном поведения. Тем не менее реальные взаимоотношения подростков с родителями часто обременены конфликтами, связанные с отсутствием или недостатком взаимопонимания. Изменения, происходящие с подростками часто совершаются слишком быстро и ускользают от родительского глаза. Ребенок вырос, изменился, а любящие родители все еще видят его таким, каким он был несколько лет назад, причем собственное мнение кажется им непогрешимым.
Переходный возраст активизирует работу самосознания, на первый план выдвигается оценка своих перспектив и возможностей: подросток задумывается о том, кем он может и должен стать. Дружба и любовь открывают им богатство их внутреннего мира, а мировоззренческий поиск помогает найти свое место в общественной жизни.
1.2 Военно-патриотическое и культурное воспитание подростков и военнослужащих

Патриотическое воспитание
Каждый человек отличается большой любовью к своей Родине -- государству трудящихся и выражают эту любовь в конкретных делах, направленных на укрепление ее славы и могущества.
Настоящих патриотов нашей Родины отличает последовательный интернационализм, т. е. глубокое уважение к другим странам, нашим друзьям, также к трудящимся всего мира.
Любовь к трудящимся, братская солидарность с ними предполагают ненависть к их эксплуататорам, душителям свободы и прогресса. Таким образом, патриотизм -- это сплав чувства любви к Родине. Эти особенности советского патриотизма налагают свой отпечаток на весь процесс патриотического воспитания детей.
Формирование гражданина, патриота своей Родины начинается в детском возрасте с чувства любви к родным людям, родному краю, природе, традициям. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к Родине.
Поэтому развитие у подростков чувства любви к близким, к родному краю становится одним из важных направлений работы школы в деле патриотического воспитания. Формирование чувства привязанности к родным местам -- один из компонентов патриотического воспитания. Опираясь на эти чувства, необходимо идти дальше. По мере овладения знаниями школа призвана воспитывать у детей чувство любви к нашему советскому строю, показывать его преимущества перед капиталистическим строем, растить сознательных, убежденных защитников нашего социалистического общества.
Важной задачей является воспитание у подростков любви к трудовому и боевому революционному прошлому нашей Родины. Красочный, яркий рассказ о поступках герое труда, о ратных подвигах наших людей во время вой вызывает сильные переживания и прилив благородных патриотических чувств. Переживание может возникнуть и как результат сопереживания жизни другого человека. На этих благородных традициях прошлого формируется стремление преумножить славу и могущество нашей страны.
Школа направляет свои усилия на то, чтобы патриотические чувства подростков находили выражение в полезных делах на благо Родины, с этим тесно связана и другая задача -- воспитание у детей готовности защищать свою страну.
Вся работа школы по патриотическому воспитанию подростков должна проводиться в единстве с интернациональным воспитанием: воспитанием у детей чувства дружбы народов нашей страны, братской солидарности с народами социалистических стран, с трудящимися всего мира, нетерпимости к расовой и национальной неприязни, ненависти к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
Высокое чувство любви к Родине может сложиться лишь в результате целой системы средств воспитания, включающей в себя пропаганду, пример, организацию поведения и деятельности учащихся.
Огромное значение в воспитании патриотических чувств принадлежит учебному процессу. На уроках учащиеся изучают прошлое и настоящее нашей Родины, знакомятся в лучшими представителями науки, культуры, героями борьбы и труда. Знание является важнейшей предпосылкой для возникновения патриотических чувств. Урок является источником получения знаний о Родине.
На основе этих знаний формируется и закрепляется чувство любви к Родине. Иногда учащиеся младших классов не имеют достаточного представления о своей стране. Многие из них под словом Родина понимают только местность, в которой они живут. Такое представление является исходным для формирования другого, более глубокого представления о Родине как о государстве. В зависимости от характера материала учителя делают это различными путями.
Уровень патриотического воспитания во многом зависит и от, содержания материала школьных учебников. Его воздействие на детей может быть усилено за счет привлечения отрывков из мемуарной литературы, использования кинофильмов и диафильмов, картин.
Важное значение в военно-патриотическом воспитании имеет подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах. Основными ее формами являются начальная военная подготовка, учеба в школах и клубах Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ), занятия техническими и военно-прикладными видами спорта. Юноши еще до призыва их в Вооруженные Силы заблаговременно приобретают военные знания и навыки, чтобы быстрее стать умелыми защитниками своей Родины. Это соответствует ленинскому указанию о том, что наряду с военным обучением взрослых граждан для повышения обороноспособности социалистической страны необходимо также обучение всех подростков военному делу.
Начальная военная подготовка молодежи проводится в девятых - десятых классах общеобразовательных школ, в средних специальных учебных заведениях системы профессионально-технического образования. Она имеет своей целью помочь юношам получить военные знания и практические навыки в объеме подготовки солдата, матроса, овладеть одной из военно-технических специальностей, изучить основы гражданской обороны.
Начальная военная подготовка неразрывно связана с военно-патриотическим воспитанием молодежи.
Сложившаяся в Советском Союзе система обязательных форм подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах дополняется мероприятиями оборонно-массовой и спортивной работы. Ее задачей является пропаганда военных и военно-технических знаний, вооружение молодых людей знаниями основ военного дела, гражданской обороны.
Знания и навыки, полученные в процессе начальной военной подготовки, дополняются занятиями в университетах военных знаний, на факультетах военных знаний при народных университетах, клубах будущего воина. Многие юноши, получившие военную, физическую и моральную подготовку в военно-патриотических клубах, поступают в военные училища, становятся офицерами Вооруженных Сил.
Успешному овладению молодежью военными знаниями способствует шефство воинских частей, кораблей и военно-учебных заведений над общеобразовательными школами, профессионально-техническими училищами, техникумами, учебными организациями ДОСААФ.
Допризывная военная подготовка и система оборонно-массовой работы, военно-патриотического воспитания молодежи к службе в Вооруженных Силах дают положительные результаты. Юноши, призванные на действительную военную службу в армии или на флот, успешнее осваивают сложную современную военную технику и вооружение, быстрее становятся в ряды героических Вооруженных Сил, бдительно стоящих на страже мирного труда нашего народа.
Военная психология выполняет важные теоретические, познавательные функции и вместе с тем является военно-прикладной отраслью общей психологии. Она активно участвует в совершенствовании способов боевой деятельности, практики обучения, воспитания, повышение эффективности партийно-политической работы, научном обеспечении военно-профессионального отбора, конструирования оружия и боевой техники. В соответствии с этим военная психология решает следующие основные задачи:
- изучение влияния условий воинской деятельности на психику воинов и психологию воинских коллективов. Изучается влияние уставного порядка службы, бытовых условий подразделения, казармы, условий учебы; выявляется влияние па воина и воинский коллектив особенностей различных видов боя, воздействие поражающих факторов оружия массового поражения противника, опасности, разного рода лишений и трудностей;
- определение психологической характеристики деятельности воинов и воинских коллективов. С этой целью изучаются служба, учеба, отдых, общественная деятельность, взаимоотношения, коллективные действия и поступки, характерные для мирного времени. Изучаются также действия воинов и воинских коллективов в бою, учебе, на отдыхе, характерные для военного времени;
- определение психологической характеристики личности воина. Выявляются личностные качества, необходимые воину для его успешного обучения, воспитания и службы;
- изучение психологии воинского коллектива: мнений, настроений и запросов, исследуются такие психологические явления, как энтузиазм, солидарность, спайка, паника и другие; выявляются средства управления психологией коллектива.
Особо следует сказать о связях между военной психологией и педагогикой. Длительное время они развиваются как единая система знаний. И это вполне закономерно. У них общий объект исследования -- воин и воинский коллектив; общая направленность исследований -- повысить эффективность обучения и воспитания воинов, а также уровень руководства ими. Взаимообогащая и дополняя друг Друга, военная психология и военная педагогика в единстве обеспечивают более глубокую разработку важнейших проблем человеческого фактора в Вооруженных Силах.
Военная психология занимается изучением личности воина с учетом его общественного положения. Как личность воин -- полноправный гражданин общества, представитель трудящихся классов, член воинского коллектива, выполняющий предусмотренный Конституцией РК священный долг по защите Отечества. Ему присущи высокая политическая сознательность, нравственная зрелость, психологическая готовность и мастерство для выполнения учебных, служебных и боевых задач. Каждый воин имеет индивидуально-психологические особенности.
Личность социальна по своей сущности и происхождению, и ее значимость оценивается критериями общественно-классовых интересов. В то же время личность -- это сложный комплекс индивидуально своеобразных психических процессов, свойств и преобладающих состояний. Она имеет свое содержание и структуру.
Под содержанием личности понимают духовный мир человека, его индивидуальное сознание, являющееся своеобразным отражением сознания общественного, социальной и природной среды. Элементами содержания личности являются представления, знания, понятия, взгляды и убеждения.
Содержание личности тесно связано с ее структурой. Структуру образует упорядоченная совокупность основных психических свойств: направленности личности, характера, способностей и темперамента. Эти свойства, присущие всем людям, наделены всегда конкретным содержанием.
Центральную часть духовного мира воина составляет мировоззрение. Это система общественно-политических знаний и убеждении, сознание патриотизма и интернационализма, воинского долга. Важнейшее место в содержании личности принадлежит нравственному и правовому сознанию.
Центральным свойством личности воина является направленность, то есть совокупность наиболее устойчивых жизненных и военно-специальных целей, отношений к существенным сторонам службы и другим социальным ценностям, а также ведущие мотивы деятельности и поведения. Ядром направленности воина являются его идейные убеждения и нравственные принципы, мировоззренческие взгляды на основные военно-политические и социальные проблемы. Направленность личности является обобщенной характеристикой воина с точки зрения того, к чему он стремится, что он ценит в мире и как поэтому воспринимает внешние воздействия. Знание содержания и структуры направленности воина дает представление о преобладающей ориентации его мыслей и стремлений, позволяет верно оценивать и, что очень важно, прогнозировать его поступки и их мотивы.
К направленности личности примыкает характер, под которым понимают способность воина действовать в соответствии со своими взглядами. Он представляет совокупность черт, в которых закрепляется отношение воина к типичным условиям и требованиям службы, а также соответствующие способы реагирования. Характер -- это отношения, базирующиеся на идейности, нравственности и культуре личности и проявляющиеся в основных профессиональных привычках и качествах, сформировавшихся в условиях военной службы и необходимых для нее. Особенно ярко вырисовывается характер в сложной обстановке, когда предъявляются повышенные требования, когда воин должен проявить такие качества, как смелость, само отверженность, мужество, стойкость, сознание воинской чести, взаимовыручка и др.
Оценивая характер личности, обращают внимание на отношение воина к службе, своим товарищам и коллективу подразделения, к различного рода материальным и духовным ценностям, а также к самому себе. Трудолюбие, дисциплина, аккуратность, пунктуальность и ряд других профессионально важных черт характеризуют воина как специалиста. Смелость, самоотверженность, бдительность, хладнокровие в боевой обстановке образуют основу военного характера. Коллективизм, доброжелательность, товарищество, готовность к взаимовыручке или же индивидуализм, враждебность, замкнутость -- все это черты характера воина как члена коллектива, его непосредственно социальные качества.
Существенное значение имеют черты характера, которые закрепляют отношение человека к миру материальных ценностей, прежде всего к оружию и боевой технике, народному и военному имуществу, а также к ценностям духовного порядка - законам, нормам нравственности, науке, искусству, культуре. Важная сфера характера -- отношение воина к самому себе: его самооценка, скромность, гордость, чувство чести и личного достоинства, аккуратность в одежде, забота о внешнем виде и другие качества.
В процессе изучения способностей людей определяются такие показатели, как уровень и возможный темп развития мышления и памяти, наблюдательности и воображения, чувствительность органов зрения, слуха, осязания, приспособленность психофизической организации индивида к осуществлению тонких, ювелирной точности движений.
Существенную сторону личности воина составляет его темперамент - свойство, характеризующееся особенностями протекания психических процессов, деятельности и поведения в целом: подвижность, уравновешенность, активность, возбудимость, степень эмоциональности, импульсивности. Темперамент дополняет облик личности динамическими показателями и является весомым фактором в общей картине поведения. Он тесно связан как с характером воина, так и с его способностями.
Важные особенности личного состава обусловлены возрастом; юношам в 18--20 лет свойственны энтузиазм, самоотверженность, стремление к самостоятельности, желание разобраться в сложных мировоззренческих и нравственных вопросах, повышенная потребность в общении и дружбе. Многие качества этого возраста имеют большую социальную ценность. «...Не надо глушить эти юношеские особые свойства, -- советовал М. И. Калинин. -- Наоборот, их надо беречь, их надо развивать, на почве их надо растить нового, более совершенного человека»* В процессе изучения молодых воинов важно установить, в какой мере им свойственны лучшие черты молодежи, в какой индивидуально-своеобразной форме они проявляются в условиях армейской службы.
Юношескому возрасту свойственны и определенные трудности становления и роста. Нередко проявляются категоричность и незрелость суждений и оценок, преобладание эмоциональных форм поведения, групповая замкнутость, неумение применять ранее полученные знания, отсутствие самокритичности.
Личность воина -- ее содержание и структура -- не является чем-то застывшим, раз навсегда данным. Напротив, она динамична, ибо формируется в процессе воинской деятельности, обучения, воспитания и самовоспитания. Молодой человек, который приходит в подразделение или поступает в военное училище, уже представляет собой личность. Но ему предстоит пройти еще определенный путь развития, чтобы приобрести, закрепить и закалить те морально-политические и боевые качества, которые определяют сущность личности воина -- вооруженного защитника Отечества.
Военная служба в рядах Вооруженных Сил -- разновидность общественно полезной деятельности большого числа преимущественно молодых людей. Основным содержанием ее в мирное время являются боевая и политическая подготовка и поддержание постоянной высокой боевой готовности. «Главным показателем уровня боевого потенциала нашей армии и флота, -- подчеркивает кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, Министр обороны СССР Маршал Советского Союза С. Л. Соколов, -- является постоянная боевая готовность, гарантирующая немедленный отпор любому агрессору» .
Напряженность, ответственность и большая значимость службы -- сильные воспитывающие факторы, формирующие личность воина. Общественная значимость воинской деятельности, ее сложное содержание обусловливают развитие у него высоких, благородных черт защитника Родины.
Развитие личности молодого воина -- это возмужание 18--20-летнего человека. Современные психологические данные говорят о том, что в этом возрасте развитие не только не завершается, но и по многим направлениям активизируется.
На начальном этапе службы происходит адаптация личности к новым условиям жизни и деятельности. Многие люди при изменении жизненной обстановки испытывают определенный стресс.
Новизна обстановки вызывает у некоторых молодых солдат, матросов чувство неуверенности и даже растерянности. Через известное время, по мере того как формируются необходимые для данной обстановки способы поведения, состояние внутреннего дискомфорта, тоски по прошлому, привычному ослабевает, что свидетельствует о завершении процесса адаптации к условиям военной службы. В ходе его происходят обычно обратимые изменения в системе привычек и навыков повседневного поведения, в уровне функционирования личности и основных жизненных функций организма. Человек должен привыкнуть к распорядку дня, повышенному режиму физических нагрузок, к новым формам общения и взаимодействия с людьми, к форме одежды, условиям быта и отдыха, а также нередко и к новым климатическим, природным условиям. Все это представляет большую нагрузку для организма и психики молодых воинов. Существенно меняется весь образ жизни и деятельности -- задача, с которой отдельные из них справляются с трудом.
Благоприятные перемены затрагивают все структурные элементы личности: направленность, характер, способности и темперамент. Развивается понимание воинского долга, усиливаются чувства любви к Родине и ненависти к империалистам. Все это находит свое выражение в повседневной готовности воина с оружием в руках в любой момент защищать социальные ценности казахстанского народа и народов других стран содружества.
Одновременно с развитием направленности личности происходит закалка характера, особенно таких его черт, как смелость, настойчивость, мужество, дисциплинированности, боевая активность, воля к борьбе и победе, коллективизм и войсковое товарищество.
Определенные изменения происходят и в области темперамента: становятся более яркими и выразительными положительные тенденции, сглаживаются отрицательные. Как правило, воины приобретают уравновешенность и сдержанность, увереннее чувствуют себя при новых обстоятельствах жизни.
В армейских условиях воины получают всестороннее общее развитие. Они расширяют свой общеполитический и культурный кругозор, участвуют в общественной работе, овладевают новыми полезными для жизни знаниями, навыками, привычками, становятся более сильными и выносливыми в физическом отношении. Для многих воинов служба в армии является прекрасной школой овладения народным языком, ознакомления с национально-культурными ценностями других народов.
Разумеется, все эти и другие положительные сдвиги в содержании культуры личности воинов происходят не самотеком, не стихийно, а при эффективной боевой и политической учебе, умелом проведении политико-воспитательной работы, четкой организации всей службы.
Культурное воспитание
В числе многих факторов, активно влияющих на процесс перестройки советского общества, несомненно, ключевая роль отводится культуре. «Без культуры, -- говорил академик Д. С. Лихачев, -- нет в стране и нравственности, без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы и не может существовать наука. Если в прошлом культура рассматривалась прежде всего как продукт социальных отношений, то теперь она выступает как динамическая сила, формирующая всю жизнь общества, оказывающая громадное, а в ряде случаев решающее воздействие на состояние и развитие всей совокупности общественных отношений. Общественный прогресс в связи с этим во многом оказывается в зависимости от прогресса культурного»* Широкий простор для развития культуры открыла перестройка. Она уже многое сделала для культурного возрождения общества, а вместе с ним и армии. С культуры сбиты оковы запретительства и командно-административного диктата, она обретает свободное дыхание. В духовную жизнь возвращается культурное наследие во всем его объеме и многообразии. Интеллигенция получила свободу творчества, какой не знала никогда раньше. Распрямляется и набирает силу потенциал национальных культур народов СССР. Заявляют о себе различного рода культурные движения и объединения. Иными словами, культура начала восстанавливать в обществе свою собственную функцию *.
Вместе с тем нельзя не видеть, что наметившиеся здесь сдвиги пока что неустойчивы и противоречивы. С одной стороны, духовная жизнь общества бурно обогащается ранее запретными произведениями литературы и искусства, возрождением национальных культурных традиций, расширением участия в культуре церкви, активизацией международных культурных обменов и т. п. С другой -- падает посещаемость театров, филармоний, кинотеатров, музеев, библиотек, клубов, распадается массовая художественная самодеятельность, в молодежной среде все большее признание получает антикультура. То есть дает знать о себе тенденция к декультуризации жизни значительной части советских людей.
Согласно данным социологических исследований последнего времени 70 процентов населения страны, в том числе и молодежь, не посещают театр; 88 -- не интересуются изобразительным искусством, не ходят в музеи, на выставки; 95 -- отвергают серьезную музыку. Что и говорить, тяжелая статистика. Ведь за нею -- люди, духовно обкрадывающие себя, не получающие положительных эмоций, не приобщающиеся к прекрасному, не умеющие тонко чувствовать, понимать, сопереживать.
Трудно удержаться, чтобы не привести в этой связи помещенное в «Правде» письмо -- откровение одной из юных москвичек. Сколько в нем душевной боли!
«Я очень близко и глубоко к сердцу принимаю все происходящее вокруг и непередаваемо страдаю от бездуховности, нравственного и морального падения нации. Трудно смотреть, как деградируют люди, словно испанкой, заражаясь пошлостью, цинизмом, другими пороками. Что я могу сделать, чем помочь? Каждый день я возвращаюсь домой расстроенная. Иногда не верю тому, что может такое быть, когда люди, на вид интеллигентные, прилично одетые, произносят нецензурную брань в разговоре между собой. И не где-то в глухом дворике с развалинами посеревших домов, а в метро, на оживленной улице, в толпе у магазина...»
В нашем обществе накопилась критическая масса духовной бедности. Бездуховность приняла угрожающие размеры, и этому вряд ли кто сегодня возразит.
Последнее обстоятельство со всей очевидностью заслуживает особого разговора. Надо посмотреть, все ли делают армейские и флотские культурных учреждения для того, чтобы каждый советский офицер был действительно человеком высокой культуры и нравственности. Ведь он -- воспитатель молодежи, носитель таких понятий, как офицерская честь, воинский долг, защита Отечества.
Нельзя сбрасывать со счета и тот факт, что для многих сегодня слова «армия» и «культура» звучат как взаимоисключающие понятия. Мол, армия -- это среда, которая, естественно или скорее противоестественно подавляет всякое индивидуальное культурное проявление. Отсюда понятие «культура» кое-кто трактует как нечто чужеродное по отношению к военнослужащим.
Армия является не только хранительницей лучших традиций общества, но и наиболее чистым и возвышенным олицетворением духовности. И эти традиция глубокими корнями уходит в отечественную историю. Например, академик Д. С. Лихачев подчеркивает, что лучшие традиции русской армии всегда были прежде всего культурными традициями. На протяжении длительного периода истории русская армия олицетворяла огромный культурный и нравственный потенциал. Не случайно многие гении русской и казахской культуры прошли через воинскую службу, в их числе -- Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, М. П. Мусоргский, Чокан Валиханов и другие. Это значит, что армия есть сила не только вооруженная, но и духовная.
В ратном труде своих далеких предков мы находим сегодня не только яркие примеры верности воинскому долгу, Отечеству, но и проявления высокой общей культуры, воспитанности. Знаменитый Чокан Валиханов (1835-1865)- яркий ориентир в этом отношении. Он был одним из образованнейших людей своего времени. Годы его странствий и трудов совпали с исторически очень значимым периодом в жизни его народа, когда казахи всех жузов завершали свое вхождение в состав России и вместе с тем свое воссоединение в один большой народ- мирный и поэтический, веселый и честолюбивый, полный сил и энергии, подающий огромнейшие надежды на развитие… И во всем том, что свершилось к 1865 году, составляющему веху в истории казахов, оставался след Чокана, его усилий, понимания своего долга перед народом, его отваги, его исторического предвидения. Растолковать многоязыкой России, что такое Степь и ее кочевой народ, открыть всему человечеству жизнь казахов, их прошлое, их настоящее, их помыслы о будущем…
Сделанные им открытия поставили молодого поручика русской армии в ряд с выдающимися людьми мира. О нем писали и пишут не только историки, путешественники, но и лингвисты, философы, археологи и литературоведы.
Передовые русские офицеры придавали большое значение не только своему военному, но и общему образованию. Широкое знание литературы, истории, иностранных языков считалось в офицерской среде обязательным. Умением поддерживать в обществе разговор на серьезную тему отличался всякий офицер, заботившийся о своей репутации культурного и воспитанного человека.
В старой русской армии офицер, представляясь, произносил кажущуюся сегодня архаичной фразу: «Честь имею!» В наше время понятие офицерской чести должно быть глубже, но не секрет, что для кое-кого оно стерлось, потускнело. Утрата чувства чести привела к тому, что мы стали «стесняться» произносить это слово. Как тут не вспомнить высказывание римского мудреца Апулея «Стыд и честь -- как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься».
Немаловажное значение имеет и такая проблема, как эстетическая культура. Видный советский педагог-новатор В. А. Сухомлинский был глубоко убежден в том, что без эстетического воспитания вообще никакого воспитания быть не может. Именно обращение человека к красоте облагораживает его душу, снимает, как говорится, «толстокожесть», утончает его чувства.
«...Человек, -- говорил В. А. Сухомлинский, -- выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, -- увидел и изумился и начал создавать новую красоту» *.
Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве мы открываем прекрасное в самих себе. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого», -- гласит старинная украинская мудрость, приписываемая замечательному мыслителю Григорию Сковороде. Зло и подлинная красота несовместимы. И поэтому одна из важных задач эстетического воспитания состоит в том, чтобы, образно говоря, дать в руки каждому будущему воину скрипку, чтобы он услышал звучание своих душевных струн.
Есть немало родников, питающих эстетическую культуру. Среди них, безусловно, одним из плодотворных, одним из самых мощных является тот, который исходит от армейских культурных учреждений. Ио не только клуб, Дом офицеров, музыкальный ансамбль заключают в себе духовно-облагораживающую функцию. Не в меньшей мере это относится и к военным учебным заведениям. Например, очень хорошо, что во всех военно-политических училищах введен курс основ культуры.
Многое может сделать для дальнейшего повышения эстетического воспитания на уроках начальной военной подготовки Военное издательство.
Министерства обороны РК. К примеру, оно могло бы увеличить выпуск литературы по актуальным проблемам эстетики. Куда более предмет нашел бы процесс воспитания молодежи, если бы педагоги и политработники имели под рукой такие, скажем, издания, как «Эстетика военной формы», «Эстетика поведения военнослужащих», «Литература и искусство в твоей жизни», «Красота и нравственность» и т. д.
Кто-то из великих весьма тонко заметил, что реальная культура находится не в музеях, архивах, библиотеках, не в театрах и концертных залах -- это лишь ее символы. Реальная культура в самом человеке. Действительно, это так. Вот почему надо постоянно воспитывать у наших подростков стремление быть нравственно чище и богаче, интеллигентнее, развивать способность к творчеству, духовному и культурному самосовершенствованию.
Когда-то А. М. Горький писал В. И. Ленину: «Жизнь понимаю, как движение к совершенствованию духа. Но вижу также, что развитие человека с некоторой поры идет криво -- развивается ум наш и игнорируются чувства. Думаю, что это вредно для нас... Людей умных, но не умеющих чувствовать, не люблю».
Как бы ни были велики накопленные человечеством материальные и духовные сокровища, они до тех пор не окажут своего благотворного воздействия, пока не станут частицей собственного мировоззрения личности. Именно в способности учитывать, использовать, применять почерпнутое из этих сокровищ в своей повседневной жизни и проявляется культура каждого из нас. Можно не пропустить ни одной кинопремьеры, ни одного вернисажа в Доме офицеров, однако само по себе это еще не говорит о высокой культуре. Сколько известно случаев, когда, скажем, завзятый театрал или меломан может позволить себе появиться на службе неряшливо одетым, неуважительно вести себя по отношению к окружающим и т. д. Так что прежде чем стать обладателем этих бесценных кладов, надо немало потрудиться, используя познания о том или ином произведении искусства, явлении культуры для нравственного самосовершенствования.
Будущий военный, умеющий плодотворно сочетать службу с серьезными творческими увлечениями, всегда интересен как неординарная личность. Такая личность не может не вызывать уважения, тем более когда достигнутое ими высоко оценивается талантливыми мастерами.
Искусство постигается и через людей, его создающих, через творческие личности. У каждого зрителя, слушателя- свои авторитеты, свои кумиры. Читая сегодняшнюю прессу мы внимательно следим за тем, что думают деятели искусства о современной армии, воинской службе, о проблемах, которые будоражат жизнь Вооруженных Сил. Радует, что в большинстве такого рода высказываний звучат доброжелательность в понимании и оценке нынешней далеко не простой обстановки в армии. Кирилл Юрьевич Лавров народный артист СССР, герой Социалистического Труда сказал: «Мы, люди творческих специальностей, обязаны в полной мере отражать на сцене, в кино, в других видах искусства героику мирного времени, в том числе каждодневную, весьма нелегкую службу воинов по обеспечению надлежащей боевой готовности. Надо не забывать: все, что мы сейчас имеем, воинским трудом обеспечено и гарантировано».
Не менее популярен в народе, среди воинов Вооруженных Сил народный артист СССР Иосиф Кобзон. Все мы видим, что военная аудитория импонирует талантливому певцу, близка его сердцу и творчеству. Его уважают в армии и на флоте не только за вокальное мастерство, но и за большое трудолюбие, личное мужество, о чем мы еще скажем особо, четкость идейно-нравственных критериев и позиций. Как-то спросили И. Кобзона, что он думает по поводу получивших распространение нападок на армию. Артист ответил:
«Только недалекие люди не осознают степени важности наших Вооруженных Сил в деле защиты Родины. Вот они и пытаются охаивать армию. Но давайте поставим вопрос так: «Что такое наша Советская Армия?» Это -- частица нашего народа, это -- наша кровь. А разве можно клеветать на людей в погонах, которые ведут по сути кочевой образ жизни, не жалеют ни сил, ни жизни своей для защиты рубежей Отчизны?
Мы должны в наше перестроечное время не охаивать Советскую Армию, не искать пятна на мундире, а помогать ей воспитывать воинов-патриотов, воинов-интернационалистов, заботиться о своих надежных защитниках, гордиться ими».
Когда она выходит на сцену, то кажется, что поет сама степь, поют снежные вершины гор, поют цветущие сады у их подножий. Песни в исполнении народной артистки СССР Розы Баглановой давно покорили слушателей не только в нашей стране, но и за рубежом. Впервые она появилась на профессиональной сцене в 1941 году в Ташкенте. Потом была война. Роза Багланова выступала перед фронтовиками -- на передовой и в госпиталях. Случалось, выносила с поля боя раненых. Не зря 23 февраля 1945 года под Варшавой сам К. К. Рокоссовский вручил ей вторую медаль «За боевые заслуги». Первую она получила в 1943-м.
Это самые дорогие награды, добытые мужеством артистки. Песни казахских степей, советских композиторов, песни народов мира в исполнении Розы Баглановой открывают миру наше многонациональное, многоцветное музыкальное искусство, вдохновляют, заряжают людей оптимизмом.
Ныне знаменитая певица возглавляет в Алма-Ате общество милосердия. Члены его -- комсомольцы, студенты, рабочие, служащие -- держат шефство над двумя тысячами инвалидов, ветеранов войны и труда, оказывая им посильную помощь.
Спросили как-то Розу Тажибаевну, в чем она видит причины негативных явлений в воинской среде, в частности пресловутой «дедовщины», и она, как нам представляется, по-философски, весьма мудро увидела связь между нравственностью, милосердием и названным явлением:
«Милосердие -- камертон нравственности, которая в наше время, к сожалению, стала дефицитом. И мне представляется, что октябренок или пионер, помогающий людям, утратившим здоровье, сам приобретает нравственное здоровье, из него обязательно выйдет настоящий защитник Родины, настоящий советский солдат. Тот самый, кто ценой своей жизни и пролитой крови добыл нам победу в сорок пятом. Уверена, что мальчишки, прошедшие нашу школу милосердия, встав в армейский строй, никогда не поддержат «дедовщину», наоборот, будут с ней бороться. В последнее время приходится часто и читать, и слышать обвинения в адрес нашей армии по поводу этого позорного явления. Люди, сваливающие все на армию, забывают о том, что именно многие из них поставляют армии уже готовых организаторов «дедовщины». С этим злом надо бороться всем миром».
Культура есть здравый смысл, ибо она -- психическое здоровье. Культура есть красота, ибо она -- физическое здоровье. Культура есть достоинство и совесть, ибо она -- нравственное здоровье. А еще культура -- это верность отцу и матери, верность роду и Отечеству, это правдивость и нежность, доброта и бесстрашие, которые всегда вместе.
При словах «военный оркестр» в воображении многих сразу возникают воинские церемониалы, четкий ритм движущихся полков, громогласные марши, блеск парадов. Все это безусловно так. Но нельзя не учитывать того, что кроме сугубо служебного назначения военные оркестры несут еще концертную, музыкально-просветительную функции.
Беломраморный зал Ленинградской филармонии. На эстраде -- духовой оркестр штаба Ленинградского военного округа, 60 музыкантов. Дирижер взмахнул рукой -- полились звуки торжественной увертюры «Праздник Победы» композитора Калинковича...
В репертуаре и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.