На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Психолого-педагогические основы изучения вопросов культуры в школьном курсе истории. Методические приемы изучения культуры в школе. Вопросы культуры в курсе истории Древнего мира: практический аспект. Фрагменты уроков по изучению культуры в пятом классе.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 30.03.2011. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



webkursovik.ru/
31
Федеральное агентство по образованию
ГОУВПО Волгоградский государственный технический университет
факультет экономики и управления
Кафедра «Экономика и финансы предприятия»
Курсовая работа
Вопросы культуры в современном школьном курсе истории: теоретический аспект
Выполнила слушатель
ГР. ЭФП 2.2 Сухова Ж.А.
Волгоград 2010

Содержание

Введение

Гл.I. Психолого-педагогические основы изучения вопросов культуры в школьном курсе истории

1.1 Основные подходы к изучению вопросов культуры в школьном курсе истории
1.2 Методические приемы изучения вопросов культуры в школе
Гл.II. Вопросы культуры в курсе истории Древнего мира: практический аспект
2.1 Анализ учебников по истории Древнего мира
2.2 Описание фрагментов уроков по изучению вопросов культуры в 5 классе
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Историческое образование можно определить как специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личностное значение в различных сферах деятельности, на основе изучения истории общества. (Концепция исторического образования, 2000, с.2) Основной целью исторического образования является выявление и изучение основных закономерностей развития общества, формирование исторического мышления у учащихся.
В настоящее время наблюдается процесс изменения системы исторических взглядов, начавшийся более 10 лет назад. Историки постепенно отходят от формационного подхода к изучению истории, лидирующие позиции в последнее время занимает цивилизационный подход. В связи с этим изменяется вся структура исторического знания, все большее внимание уделяется проблемам развития культуры, проблемам взаимовнимания культуры и общества, его социальной структуры, типа государственного устройства, ареала обитания. Появление новых точек зрения, изменение отношения к культуре в сторону повышения интереса к ней рождают новые подходы, не нашедшие отражения в школьных учебниках. Появление новых типов школ, в программу которых введены расширенные блоки информации по культуре, так же обуславливает необходимость создания единой концепции преподавания вопросов развития культуры в школьном курсе истории.
Существующие в настоящее время школьные учебники и учебные пособия не сориентированы на раскрытие данной проблемы. В практике преподавания блока информации по культуре среди учителей отсутствует единая система, что приводит к отсутствию у учащихся унифицированной концепции по данному вопросу. Учителя в основном однотипно подходят к выбору методики. Как правило, это лекции учителя и сообщения учащихся по тому или иному вопросу. Методический аппарат по проблеме изучения вопросов развития отечественной культуры необходимо создавать заново, так как имеющиеся методические рекомендации утратили свою актуальность в свете изменения системы исторического знания.
Положение с изучением вопросов развития культуры в системе школьного исторического образования в настоящее время привело к необходимости углубленного исследования проблемы обозначенной в теме курсовой.
Объектом исследования является процесс обучения истории в средней школе.
Предметом исследования являются вопросы изучения культуры в современном школьном курсе истории.
Цель исследования - анализ данной проблемы в теоретическом и практическом аспектах. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы задачи исследования:
Изучить научно-историческую литературу с целью выявления основных подходов к изучению проблемы;
Провести анализ научно-методической литературы с целью определения степени освещения вопроса;
Определить ориентацию основных и дополнительных учебных пособий по истории по отношению к изучаемой проблеме;
Цель, объект, задачи исследования обусловили его источниковедческую базу и методы исследования. В качестве источников использовались учебные и методические пособия по изучаемой проблеме, монографии, искусствоведческие работы. Одним из методов было наблюдение уроков истории. В ходе экспериментального изучения проблемы проводились беседы с учителями истории, анализировалась учебная документация. В настоящее время наблюдается процесс изменения системы исторических взглядов. Лидирующие позиции в последнее время занимает цивилизационный подход. В связи с этим изменяется вся структура исторического знания, все большее внимание уделяется проблемам развития культуры. В том числе в ЕГЭ много вопросов именно по разделу «Культура»
Существующие в настоящее время школьные учебники и учебные пособия не сориентированы на раскрытие данной проблемы. Материал в них, зачастую очень объемен, а времени на его изучение, как правило, не хватает, часто отсутствуют иллюстрации, а количество часов, которые мы можем затратить на изучение данной темы по-прежнему не велико. Поэтому и сейчас проблема преподавания вопросов культуры на уроках истории остается очень острой.
психологическое педагогическое культура урок
I. Психолого-педагогические основы изучения вопросов культуры в школьном курсе истории
1.1 Основные подходы к изучению вопросов культуры в школьном курсе истории
Сегодня сложились разные подходы к предъявлению историко-культурного материала в школе, но на практике он обычно является простым дополнением к общей картине исторического развития. Между тем без его полноправного с событийной историей усвоения создать у учащихся полноценный образ эпохи невозможно. Глубокое самоценное изучение культурно-исторических традиций помогает осмыслить на более высоком уровне процессы общественного и политического развития, проследить экономические и социальные изменения и одновременно создать предпосылки для расширения культурного кругозора учащихся.
Причины недостаточного внимания к вопросам культуры в преподавании истории кроются в позиции общества и авторов учебников. Сегодня почти во всех школьных учебниках господствует традиционный (ещё с XIX в.) персоналистский подход (12; с.3-7) к изучению культуры: параграфы напичканы именами известных деятелей культуры и их достижениями. Безусловно, знать имена и крупнейшие открытия в области культуры необходимо, но когда это превращается в основной способ организации учебного процесса, то усвоение столь громадного материала ребенком в данной форме попросту невозможно. Кроме того, никакой связи художника или писателя с обществом при таком подходе не прослеживается, что не способствует эффективному усвоению предмета в целом. Персоналии необходимо выбирать по проблемному принципу, показывая теснейшую связь деятелей культуры с экономикой и политическими процессами в обществе. Данный подход также невозможно применить к изучению повседневной культуры, которой сегодня уделяют большое внимание и академическая наука, и преподавание.
Наряду с обозначенным подходом в учебниках и преподаванием истории используются и иные идеи. Самым непростым способом изучения культуры является ценностный подход, основанный на постижении в доступном ключе философской основы культурно-исторического содержания (12; с. 3-7). В произведениях искусства, слова, прикладного творчества школьники выявляют с помощью учителя их символику и мифологию. Это способствует более глубокому познанию политико-экономической и ментальной основы того или иного общества. Смысловые подходы в изучении культуры необходимо сочетать с выявлением исторического контекста, что вводит ученика в сферу повседневного бытия и жизни людей определенного времени.
Данный способ является более адекватным современному образовательному процессу, нежели искусствоведческий подход, основанный на сущностном анализе произведений искусства или культурных продуктов, хотя и этот способ может быть применим в ряде случаев и особенно в изучении мировой художественной культуры. В рамках данного подхода рассматриваются стили и направления культуры в историческом контексте.(12; с. 3-7)
В современной школе прочно зарекомендовал себя и эстетический подход к изучению культуры (12; с.3-7), который базируется на формировании у школьников совокупности взглядов и чувств в категориях прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. Культурно-исторический материал содержит богатые возможности для развития чувства фантазии и способности воспринимать красоту, преодоления дурного вкуса.
Одной из насущных проблем современной школы является проблема неоправданного дублирования курсов истории и мировой художественной культуры. Применение искусствоведческого и эстетического подходов позволяет в какой-то степени преодолевать этот недостаток.
Созвучным современным педагогическим идеям способом изучения вопросов культуры является диалогический подход, основанный на идеях М.М. Бахтина о внутреннем диалоге человека (12;с.3-7). При создании произведений культуры творец вступает в диалог с Богом, мирозданием, другими людьми, обществом, традициями. Диалог для ученика становится основным способом познания культуры и организующим ядром содержания изучаемого материала. Такой способ позволяет формировать у детей диалогическое сознание, свободное от монокультурного восприятия действительности, а также разнообразные коммуникативные умения.
Весьма продуктивным способом изучения культуры в школьных курсах истории является личностно-ориентированный подход. Он основан на индивидуальной траектории усвоения учеником явлений культуры и включает личное творчество ученика, личный опыт и эмоционально-ценностное отношение школьника к произведениям культуры (эти произведения и являются основой творчества ученика). Кроме того личностно-ориентированный подход может стать актуальным методом изучения повседневности, так как строится на основе субъективного опыта школьников об объектах бытовой культуры и нравах общества.(12; с.-7)
В последние годы набирает силу проектный подход, применение которого имеет особое значение в изучении культурно-исторического материала. Учебный проект для ученика - способ создать нечто интересное самостоятельно, попробовать свои силы, проявить знания и умения и показать публично достигнутый результат. При определенных условиях ученик выбирает и осуществляет стратегию проектирования и в известной мере проходит трудный путь художника. Данный способ применим и к изучению повседневной культуры общества, так как позволяет реконструировать на исторической основе проявления бытовой и ментально-нравственной сфер общества. (12;с.3-7)
Самым продуктивным подходом к изучению вопросов культуры в школьном преподавании истории является интегрированный подход, основанный на синтетическом рассмотрении всех сфер функционирования жизни общества и преодолении изолированного рассмотрения культурно-исторического материала(12; с.3-7). Реализация данного подхода может быть осуществлена путем «вживления» материала по культуре в ткань исторических событий, социально-экономического и политического развития общества как неотъемлемой составной его части. Другим возможным способом является изучение ряда явлений социально-политического и экономического плана через культурно-исторические факты и достижения.
Таким образом, проблема изучения культуры в школьных курсах истории не может быть решена путем следования персоналистскому подходу, который положен в основу учебной литературы. Для продуктивного изучения исторического материала целесообразно применять интегративный подход, предполагающий включение культурно-исторических сюжетов в общий контекст изучения предмета. Современным требованиям отвечают также диалогический, личностно-ориентированный, проектный и герменевтический подходы к изучению истории культуры.
1.2 Методические приемы изучения вопросов культуры в школе
Вопрос о преподавании истории культуры - сложный. Длинные перечни имен и фактов в соответствующих параграфах учебников многое говорят их авторам, но почти не сообщают новой информации ученикам. Для авторов учебников за перечисляемыми ими именами и памятниками стоят масштабные явления культуры, но для учеников за ними обычно ничего не стоит. Когда автор упоминает, допустим, Шиллера, то для него за этим именем встает целый мир немецкого романтизма, «Коварство и любовь» и пр., и он вольно или невольно из этого исходит. Однако, для ученика это просто иностранное имя, в лучшем случае, чисто формально вписанное в культурный контекст.
При изучении истории культуры в рамках школьного курса исходить нужно из следующих установок. Во-первых, в содержательном отношении материал по культуре не самостоятелен. Культура есть след человеческой истории во всем ее многообразии, как писал В.С. Соловьев, «только отблеск, только тени от незримого очами». Без и вне человеческой истории культура не существует. Во-вторых, памятники культуры зачастую очень наглядно, емко и полно выражают определенные исторические тенденции, моделируют важные процессы, отражают общественные явления. Вспомним хотя бы христианские храмы как образы мира средневекового человека или Галикарнасский мавзолей как выразительный продукт эклектики цивилизации эллинизма. Эту свою роль памятники культуры должны играть и в курсе истории.
В-третьих, если говорить об искусстве, его произведения глубоко эмоциональны и индивидуальны. Поэтому научить ученика понимать, почему автор «так видит», значит научить понимать произведения искусства, их красоту и связь со «своей» современностью.
В-четвертых, сам учитель, как правило, не разбирается хорошо во всех направлениях искусства и сферах культуры. Поэтому, при изучении культуры имеет смысл сконцентрироваться на каком-нибудь одном-двух направлениях, тенденции и закономерности развития которых (а также связь с историческим контекстом) понятны самому учителю и могут быть объяснены ученикам.
Обратимся теперь к конкретике. В курсе истории Древнего мира античные развалины нередко вынесены на обложки учебников, что, к сожалению, задает восприятие античности детьми как чего-то бесконечно далекого от них, разрушенного и остаточного. Однако если обратить энергию учеников на поиск античного наследия в современном мире, греческие храмы восстанут из руин в родном городе в образе местного дворца культуры или бывшей усадьбы, превращенной в музей. Данный прием в V и VI кл. при изучении вопросов культуры является одним из самых эффективных.(4; с.31-35)
Например, первый урок по истории Древней Греции можно начать с того, что попросить учеников достать из портфелей учебники по всем предметам - у большинства будут греческие названия, а на первых страницах мы можем увидеть портреты греческих ученых. Интерес у учеников вызывает и сравнение современной спортивной символики с изображением видов спорта, в которых соревновались древние греки, на вазах и керамической посуде.
Изучая античность, можно дать опережающее задание «Греция и Рим вокруг нас» и предложить найти следы античности в следующих сферах:
· архитектура (Греция - портик, Рим - арка, использование бетона и пр.);
· развлечения (Греция - театр, спорт);
· наука и образование (большинство наук зародилось в эпоху античности, греческий алфавит, римские цифры);
· имена (греческие и римские),
· географические названия (например, Севастополь); и др. (4; с.46)
На итоговом уроке может быть составлена презентация с элементами греческой и римской культуры, которые имеют узнаваемые аналоги в той или иной местности, в повседневной жизни учеников.
При изучении темы «Религия древних греков» можно дать задание сравнить греческий пантеон с египетским и найти принципиальные различия (древнегреческие боги по сравнению с древнеегипетскими антропоморфны и легко выстраиваются в иерархию), а потом попросить учеников объяснить эти отличия (для справки можно дать прочитать текст учебника, где описывается происхождение греческих и египетских богов). Ключ к ответу в том, что египетские боги - олицетворение стихийных сил природы, которые нельзя выстроить в строгом иерархическом порядке, а греческие боги - люди, наделенные необычными сверхкачествами, но все же поддающиеся упорядочиванию.(4; с. 53-57)
По опыту автора, овладевшие подобными приемами работы ученики зачастую начинают задавать вопросы о таких «скользких» аналогиях, как, к примеру, зиккураты (или пирамида Джосера) и мавзолей В.И. Ленина. К такому повороту учитель должен быть готов.
По наблюдениям, авторы учебников при написании параграфов по истории культуры больше всего боятся что-нибудь забыть, не упомянуть какого-либо значительного деятеля или памятник. Тем же страдает и немалая часть учителей, особенно начинающих - им хочется «по полной» загрузить детей. Но мы всегда должны помнить замечательный афоризм Козьмы Пруткова - «Нельзя объять необъятное». А культура человечества - необъятна. Так что давайте поставим перед собой более скромную и реалистичную задачу - через некоторые произведения постараться понять прошлое, выявить те или иные тенденции развития. Иначе дети получат не пищу для ума, а лишь материал для разгадывания кроссвордов.
Каждый учитель испытывает определенные трудности в отборе материала и его изучение на уроках истории. Это во многом определяется спецификой школьного курса - дети получают знания о культуре на уроках музыки, изобразительного искусства, литературы, МХК. При этом, зачастую знания учеников фрагментарны, поверхностны. Необходима системность изучения вопросов культуры, целостность ее восприятия. Такие виды культуры, как архитектура, скульптура, киноискусство в большинстве школ изучаются только на уроках истории.
Данную проблему можно попробовать решить использованием на уроках истории различных методик, позволяющих задействовать разные каналы получения информации учащимися (визуальный, аудиальный, кинестетический), развивать творческие способности учащихся.
Методисты предлагают следующие методические приемы преподавания вопросов культуры на уроках истории:
1. Создание "проблемных ситуаций" в процессе изложения учебного материала (использование видеофрагментов с противоположными точками зрения на одну и ту же проблему).
2. Приемы монологического и диалогического изложения:
o рассказ, лекция, учебная игра, беседа, киноурок (использование аудио-видео материалов, интерактивной доски; )
o диспут, семинар (интерактивная доска, подготовленные заранее учениками электронные и печатные материалы
o виртуальная экскурсия (вебкамеры, расположенные в сети Интернет, экспозиции, представленные на сайтах музеев мира) (Internet Explorer, Opera, Mozilla FireFox).
3. Метод. приемы работы с учениками: работа с книгой, работа в Интернете, анализ произведения, исследовательская работа, сочинение, выполнение заданий классификации произведений искусства, создание презентаций (MS Word, MS Power Point, CorelDraw).(14;с.121-126)
Подробнее рассмотрим некоторые из них.
1. При изучении отдельных тем используются учебные игры, которые способствуют развитию познавательного интереса, формированию прочных и глубоких знаний, развивают интеллект и эмоциональный настрой учащихся. В ходе игры учебная цель предстает перед нами в виде игровой задачи: ответить на вопросы викторины, разгадать кроссворд, а сильным учащимся предлагается его составить. Для результативности игры очень важным является создание учителем своеобразной установки на игру, побуждающей принять в ней активное участие. Игровое состояние складывается из таких факторов, как увлекательность игры, интерес к ее содержанию, целенаправленность совершенных игровых действий, подведение итогов, оценка результативности.
Элементы театрализованных игр используются на уроках особенно активно в среднем звене, в силу возрастных особенностей. При изучении истории Древнего мира очень популярны уроки - путешествия в Древний Египет, Междуречье, Китай, Грецию и т.п. При этом используются наглядные пособия, изготовленные самими детьми. Это - рисунки, орудия труда и охоты, карты и т.д. Такой вид деятельности развивает творческий потенциал ребенка. Так же в 5 классе может проводиться игра «Откуда это?». Участникам раздаются предметы, например, чай, сахар, стекло, хлопок, бумага, компас. Ребятам нужно рассказать, когда люди впервые стали пользоваться этими предметами, где они были изобретены.
2. Постановка проблемы в начале урока. Так, при изучении в 5 классе темы «Развитие научных и философских знаний Древней Греции», а также темы «Возвышение Македонии» детям тяжело усвоить предлагаемый объем информации, и задача учителя состоит в том, чтобы наглядно и словесно показать значимость темы, раскрыть ее содержание, заинтересовать и подтолкнуть ребят к изучению данного материала. Постановка проблемы на таком уроке особенно актуальна, так как проблемное обучение заставляет логически мыслить, заниматься поиском весь урок. Заполнение таблицы в тетради во время подготовки домашнего задания способствует закреплению и запоминанию изученного на уроке. Изучая вопросы искусства, мы не просто смотрим на то, что изображено, а вспоминаем жизненные впечатления, проводим ассоциативные параллели. (8;с.35-37)
Изучение вопросов культуры необходимо проводить по типовому плану, который дает возможность развивать логическое мышление у школьников, а также сравнивать изучаемые периоды культуры разных стран.
3. Особенностью преподавания вопросов культуры в 11 классе является то, что перед нами сформировавшиеся личности со своими взглядами и убеждениями. И здесь от учителя требуется особый подход к учащимся, позволяющий дать возможность высказать свою точку зрения по изучаемому материалу, охарактеризовать позиции и т.д. Поэтому в 11 классе данные уроки требуют проведения диспутов, заседаний «круглых столов». Живая беседа дает возможность получить интересную информацию о проблемах, волнующих наших выпускников, об уровне их знаний по тому или иному вопросу, о сильных и слабых сторонах их нравственных убеждений. (13; с. 84-87)
Во время диспута учащиеся проявляют наибольшую активность. У них формируется умение критически относиться к высказываниям по проблемам изучаемых тем. Они учатся защищать свою точку зрения. Для того, чтобы диспут проходил живо, заинтересованно, готовятся совместно с несколькими учащимися «острые» вопросы, создаются спорные, требующие размышления ситуации.
4. Очень важным является использование межпредметных, межкурсовых и внутрипредметных связей. При этом происходит интеграция различных школьных предметов: литературы, истории, музыки, изобразительного искусства и т.д. Так, при изучении темы «Поэмы Гомера. Троянская война», «Мир художественной культуры эпохи Возрождения» в 5 классе, «Возникновение и распространение христианства. Библия» происходит процесс интегрирования с уроками МХК, литературы, музыки.(17;с.77-81)
5. При изучении вопросов культуры не возможно обойтись без музыкального сопровождения в виде классических произведений, произведений созданных в изучаемую эпоху. Сейчас это делать еще проще, так как интересующие нас произведения доступны, их легко найти с помощью Интернета, диски находятся в свободной продаже. А потом перенести их на другой носитель и воспроизвести в нужной последовательности вообще не составляет никакого труда.
6. Слайды, диафильмы, картины, исторические фильмы предоставляют возможность в деталях более целостно представить изучаемый период; формировать образное представление об исторической эпохе. (1;с.57-60)
7. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Эти технологии позволяют учителю и учащимся использовать самые различные источники информации. (8; с.25-30)
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений, навыков, ценностных отношений. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории, а также во внеклассной работе.
Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.
Презентации могут широко использоваться на уроках истории в 5-11-x классах, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.(8; с.41-49)
8. На уроках истории используются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, составление проектов.(9;25-31) Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться гото и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.