На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Философско-мировоззренческая подготовка школьников. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности. Патриотическое воспитание. Правовая культура. Формирование основ нравственной культуры личности.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 24.04.2007. Сдан: 2007. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):




РЕФЕРАТ
ВОСПИТАНИЕ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ


Философско-мировоззренческая подготовка школьников
Понятие о мировоззрении. Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целое систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Воплощая в себе достижения мировой цивилизации, научное мировоззрение вооружает человека научной тиной мира как системным отражением наиболее существе! сторон бытия и мышления, природы и общества.
Научные знания выступают как часть, сторона, подтверждение диалектического взгляда на мир. Рассматривая научное мировоззрение как способ осмысления, понимания и оценки объективной реальности, мы обнаруживаем, что оно представляет собой между различными знаниями, идеями, понятиями, образующими определенную научную картину мира. В качестве элементов системы выступают взгляды, представления, принципы, направленные на выяснение отношения человека к миру, на определение человеком своего места в окружающей его социальной и родной среде. Но окружающая человека действительность чреэвычайно многообразна, как многообразны и те отношения, в которых человек находится с миром.
И поскольку в своей практической и познавательной деятельности человек соотносит себя с каким-то определенным зонтом мира, с какой-то определенной стороной действительности, мир выступает перед ним как бы в разных своих проэкциях. Соответственно этому и сам человек, как бы проецируя себя на разные стороны мира, выделяет или различает в качественно определенные стороны, познает себя в различных аспектах.
В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Субъективная сторона мировоззрения состоит в том, что у человека формируется не целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о себе, складывающееся в понимание и переживание своего Я, своей индивидуальности, своей личности.
у человека, достигшего того уровня развития, когда его мож-но назвать личностью, все свойства и качества приобретают опре-деленную структуру, логическим центром и основанием которой становится мировоззрение. Соединяя в себе сложную совокупность ценностных отношений человека к окружающей действительно-сти, научное мировоззрение интегрирует все свойства и качества личности, объединяет их в единое целое, определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского поведения и деятельности. Благодаря этому формируются мировоззренческие убеждения.
Мировоззренческие убеждения и действительность. Убеждения, как и знания, есть субъективное отражение объективной реаль-ности, результат усвоения коллективного и индивидуального опыта людей.
Убеждения -- это не нечто «знаемое» и «понимаемое», это зна-ния, перешедшие во внутреннюю позицию личности.
Выполняя регулятивную функцию, убеждения определяют весь духовный строй личности -- ее направленность, ценностные ори-ентации, интересы, желания, чувства, поступки. Пока человек пробуждается к деятельности внешней необходимостью, не пере-шедшей в его внутреннюю потребность, не ставшей его собствен-ной волей, он действует без внутреннего горения, активности, без мобилизации всех ресурсов.
Сознание, на каком бы уровне оно ни находилось, всегда име-ет своим результатом определенную оценку, некое знание дей-ствительности. Это знание может относиться к сфере житейского, обыденного сознания, которое складывается под влиянием тра-диций, настроений, привычек, носящих порой весьма консерва-тивный характер. Оно, это знание, может также функционировать в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, отражающих наиболее существенные, закономерные связи и от-ношения объективной действительности. Речь, таким образом, идет о том, что в реальной жизни существует как стихийное, так и научное мировоззрение.
Рост науки обусловил не только развитие ее теоретического аппарата. Он наложил отпечаток на формы и стиль современного мышления, одна из черт которого -- стремление к строгой фак-тической достоверности. Факты -- такой элемент знания, кото-рый является таковым только при условии строгого и точного соответствия действительности, практике.
Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
Цель и содержание гражданского воспитания школьников. Вос-питание гражданина -- одна из краеугольных задач образователь-ного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания уча-щихся, школа прежде всего сосредоточивает свои усилия на фор-мировании у школьника ценностного отношения к явлениям об-щественной жизни.
Основная цель гражданского воспитания состоит в формиро-вании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государ-ственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармониче-ское проявление патриотических чувств и культуры межнацио-нального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными усло-виями функционирования общества -- особенностями государ-ственного устройства, уровнем правовой, политической, нрав-ственной культуры общества.
Разработка вопросов гражданского воспитания в педагогике имеет свою историю. В западноевропейской античной и класси-ческой педагогике оно связано с именами Платона, Аристотеля, Руссо и др. Если первые связывали проблемы гражданского вос-питания прежде всего с формированием уважения к государству, законопослушания, то последний видел основу гражданского вос-питания в свободном развитии личности, в создании условий для самовыражения. Наиболее полно теория гражданского воспита-ния в зарубежной педагогике была разработана немецким педаго-гом Г. Кершенштейнером, отмечавшим необходимость целена-правленного формирования гражданственности.
В российской педагогике цели и задачи гражданского воспита-ния нашли отражение в трудах А. Н. Радищева, В. Г. Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, А. И. Герцена и др. Идея народности в воспитании, сформулированная К.Д.Ушинским, основывалась на учете особенностей русского менталитета, раз-витии национального самосознания, воспитания гражданина.
Советская педагогика рассматривала вопросы гражданского воспитания в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. В известной книге .А.Сухомлинского «Воспитание гражданина» в определенной ,мере обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт деятельности советской школы по гражданскому воспитанию.
Особое место в этой работе уделялось формированию граждан-позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности.
Содержание гражданского воспитания в школе и семье состав-* работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций.
Патриотическое воспитание. Формирование культуры межнацио-нального общения. В толковом словаре В.И.Даля слово «патриот» Качает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник»1. Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме -- уважение и солидарность с другими народами и странами. Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, при-дя бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа -- любви к малой не, к своим родным местам; воспитание готовности к защите родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Патриотическое и интернациональное воспитание в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью многообразных |форм и методов. Важную роль в патриотическом воспитании игра-организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других ран.
1 Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально пережива-ется ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.
Формированию культуры межнационального общения способ-ствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.
Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитатель-ной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей художников, актеров и др.
Правовая культура и предупреждение правонарушений в детской среде. Задачи правового воспитания заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, до-биться того, чтобы эти требования приобрели для них личност-ный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении.
Динамику личностной деформации можно представить после-довательностью следующих этапов: появление пробелов и иска-жений в нравственно-волевой сфере личности; превращение их в относительно устойчивые взгляды и привычки; формирование мо-тивации предпочтительного поведения, включающей антиобще-ственные цели и средства; соответствующие искажения нравствен-но-правового сознания в части пределов дозволенного поведения; правонарушение; систематическое правонарушение; систематиче-ское правонарушающее поведение; преступление.
Учащемуся, склонному к совершению правонарушений, все-гда присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным цен-ностям. «Дефективность сознания, -- отмечал А. С. Макаренко, это, конечно, не техническая дефективность личности, это де-фективность каких-то социальных явлений, социальных отноше-ний -- одним словом, прежде всего, испорченные отношения меж-ду личностью и обществом, между требованиями личности и тре-бованиями общества»1.
Истоки деформации нравственного и правового сознания школьников лежат, как правило, в семье. Неблагоприятной для формирования личности ребенка является семья не только с яв-ной деградацией ее взрослых членов (пьянство, драки, судимости и пр.), но и та, где за чисто внешним благополучием скрывается атмосфера стяжательства, оправдывающая в глазах этой семьи любые средства наживы. В такой атмосфере у детей воспитывается пренебрежение к труду, ориентация на «выгодную» работу, корыстные предпочтения в выборе трудовой деятельности, ложно понимаемые престижные устремления. Результатом «потребитель-ского воспитания» чаще всего становится установка на удовлетво-рение потребностей любыми способами, в том числе и асоциаль-ными. Дети из подобных семей обычно отличаются высокой кримиинальной активностью.
Для подростка одобрительное мнение членов его группы о со-вершаемых им аморальных и противоправных поступках представ-ляется более значимым и важным, чем осуждение тех же поступ-ков взрослыми -- родителями, учителями и т.п. Вот почему так важно положительно влиять на мотивы и характер действий не-формальных групп, придавать им общественно ценную направ-ленность.
В работе по предупреждению правонарушений среди учащихся можно выделить следующие этапы:
.устранение обстоятельств, которые способствуют формиро-ванию правонарушающего поведения (неблагоприятные условия жизни и воспитания), до того, как эти обстоятельства существен-но сказались на поведении (ранняя профилактика);
* оздоровление среды, условий жизни и воспитания учащихся, которые пагубно влияют на них, и одновременно коррекция их личностной позиции (первый этап непосредственной профи-лактики);
. аналогичные меры в отношении лиц, уже совершающих пра-вонарушения и находящихся поэтому в сфере внимания правоох-ранительных органов: инспекций и комиссий по делам несовер-шеннолетних, участковых инспекторов (второй этап непосред-ственной профилактики);
* правовоспитательные воздействия на учащихся, системати-чески совершающих правонарушения, т.е. таких, поведение ко-торых позволяет прогнозировать реальную опасность перехода на преступный путь (третий этап непосредственной профилак-тики);
* работа с учащимися, уже совершившими преступление, если наказание или заменяющие его меры не предусматривают их изъя-тия из коллектива (профилактика рецидива).
Предупреждение правонарушений среди учащихся -- одно из Центральных направлений правовоспитательной деятельности Школы, семьи и общественности.
Формирование основ нравственной культуры личности
Основные понятия теории нравственной культуры. Любой посту-пок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или
плохой, правильный или неправильный, справедливый или не-справедливый. При этом мы пользуемся понятием морали.
Мораль в прямом значении этого слова понимается как обы-чай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова ис-пользуют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. В другом значении «этика» употребляется как философ-ская наука, изучающая мораль. В зависимости оттого, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о его уровне нравственности. Иначе говоря, нравственность -- это личностная характеристика, объ-единяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисципли-нированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное по-ведение человека.
Поведение человека оценивается по степени соответствия опре-деленным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению хорошо или плохо поступил человек. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяю-щееся на множество одинаковых поступков, носит название нрав-ственной нормы. Норма -- это правило, требование, определяю-щее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к опре-деленным поступкам и действиям, а может и запрещать или пре-достерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.
Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. Для каждой такой области (профессиональные, межнациональные отношения и др.) есть свое исходное начало, которому подчинены нормы, -нравственные принципы. Так, например, нормы отношений в ка-кой-либо профессиональной среде, отношения между представи-телями разных национальностей регулируются нравственными принципами взаимоуважения, интернационализма и др.
Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охваты-вающие не отдельные отношения, а все области отношений, по-буждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями. В их числе такие категории, как доб-ро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и др.
Воспринимая требования морали как правила жизни, обшество вырабатывает понятие нравственного идеала, т.е. образец нрав-ственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, счи-тая его разумным, полезным, красивым.
Моральные нормы, причины, категории, идеалы принимают-ся людьми, принадлежащими к определенной социальной группе и выступают как форма общественного нравственного сознания. Вместе с тем мораль -- это не только форма общественного со-знания, но и форма индивидуального нравственного сознания, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, особенности его представлений, чувств, переживаний. Эти лич-ные проявления всегда окрашены общественным сознанием. Усвоенные и принятые личностью нравственные нормы, прин-ципы, категории, идеалы в то же время выражают ее определен-ные отношения к другим людям, к себе, к своему труду, к приро-де. Содержание воспитательной работы учителя, классного руко-водителя по формированию нравственной культуры учащихся и составляет формирование названных групп отношений.
Отношение к другим людям предполагает формирование гума-низма, взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимо-помощи и требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и младших в семье, уважительное отношение к представи-телям противоположного пола. Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного дол-га, дисциплинированности, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости, стяжательству. Отношение к своему труду проявляется в добросовестном, ответ-ственном исполнении своих трудовых и учебных обязанностей, развитии творческих начал в трудовой деятельности, признании важности своего труда и результатов труда других людей. Отноше-ние к природе требует бережного отношения к ее богатству, не-терпимости к нарушениям экологических норм и требований.
Формирование основ нравственной культуры школьников осу-ществляется в системе нравственного воспитания в условиях шко-лы, семьи, общества.
Воспитание гуманности. Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде, строится вокруг одного центра -- человека. Если гуманизм -- это основа системы определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим факто-ром, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отно-шение содержит не только оценку мира как объективной реально-сти, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом ми-ровоззрении как раз и находят свое выражение многообразные от-ношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к дея-тельности, составляющие содержание гуманистической сущности личности.
В психологическом словаре понятие «гуманность» определяет-ся как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека,
Трудовое воспитание школьников
Задачи и содержание трудового воспитания. Трудовое воспита-ние ребенка начинается с формирования в семье и школе эле-ментарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность дол-жна стать для школьников естественной физической и интел-лектуальной потребностью. Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся. Политехническое об-разование обеспечивает знание основ современной техники, тех-нологии и организации производства; вооружает учащихся об-щетрудовыми знаниями и навыками; развивает творческое отно-шение к труду; способствует правильному выбору профессии. Та-ким образом, политехническое образование является базой тру-дового воспитания.
В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:
* формирование у учащихся положительного отношения к тру-ду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
* развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;
* воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, де-ловитости и честности;
. вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.
Содержание трудового воспитания определяется названными! задачами, а также рядом хозяйственно-экономических факторов производственными условиями района, области, возможности и традициями школы и т.д.
Содержательную основу трудового воспитания школьнике! составляют следующие виды труда.
Учебный труд школьника включает в себя труд умственный || физический. Умственный труд является наиболее напряженны» требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к повседневному умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке. В процесс физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения людям и результатам их деятельности.
Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает ] себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса! школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениям! и др.), летнюю работу на полях во время школьных каникул, боту в школьных строительных отрядах, школьных лес и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.