На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Сосредоточенность внимания учащихся и успешное усвоение учебного материала на уроках истории в общеобразовательной школе. Организация внимания в начале урока, во время опроса, объяснения и закрепления нового материала, при указании домашнего задания.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 18.04.2011. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Развитие внимания младших подростков на уроках истории
Содержание
Введение
Теоретическая часть.
1. Понятие внимание.
2. Развитие внимания на различных этапах урока истории.
1) Организация внимания в начале урока
2) Организация внимания во время опроса
3) Организация внимания во время объяснения нового материала
4) Организация внимания во время закрепления материала
5) Организация внимания при указании домашнего задания
Практическая часть:
Примеры заданий на развитие внимания младших подростков на уроках истории.
Заключение
Список литературы.
Введение
Внимание является обязательным компонентом учебно-познавательной деятельности. Формирование интереса к предмету, создание на уроке атмосферы доброжелательности и вместе с тем требовательности к выполнению заданий будут способствовать поддержанию внимания учащихся на протяжении всего урока. Борисова А.В. Активизация познавательной деятельности на уроках истории/ А.В.Борисова// « Открытый урок» - http://festival/1september.ru
Сосредоточенность внимания учащихся - одна из составляющих успешного усвоения учебного материала. Урок истории в этом случае так же не является исключением.
Исторический материал, как правило, интересен и разнообразен по содержанию. На одном уроке часто чередуются сюжетное изложение захватывающего события (например, военных походов киевских князей, штурма Измаила) и объяснение менее интересного материала (например, принятия первого пятилетнего плана), поэтому важно развивать такие качества произвольного внимания учащихся, как устойчивость, распределение, переключения.
Развитие внимание - одна из основных задач учителя, для реализации, которой он должен владеть не только историческими знаниями, но и знаниями по психологии и педагогике.
Предметом данного исследования является внимание школьников и варианты его развития.
Цели данной курсовой работы:
1) Рассказать о понятии внимания.
2) Представить варианты развития и активизации внимания учащихся на различных этапах урока истории
3) Дать оценку применения вариантов активизации внимания на примере урока истории у младших подростков.
Невнимательность учащихся, а вследствие этого неуспеваемость и плохая усвояемость учебного материала является проблемой многих современных школ. Особенно это проявляется в среде младших подростков - учащихся 5-7 классов. Эти дети совсем недавно перешли из младшего звена в среднее, соответственно им еще сложно адаптироваться к новой форме преподавания, к новым учителям - предметникам. Поэтому особенно важно развивать внимание детей именно на этом переходном периоде, для того чтобы предупредить дальнейшую потерю интереса к предмету и к учебе в целом по причине отсутствия сосредоточенности внимания. В этом заключается актуальность данной темы.
При написании работы использовались труды по педагогике и психологии, такие как Страхов И.В. « Воспитание внимания у школьников», Гоноболин Ф.Н. « Внимание и его воспитание»; статьи из журнала «Преподавание истории в школе», материалы с сайта фестиваля педагогических идей «1 Сентября». На основе данных работ был сделан анализ вариантов развития внимания школьников и на основе полученных результатов практическое задание с учетом вариантов развития внимания на уроках истории в 5 классе.
I. Теоретическая часть
1.Понятие внимание Страхов И.В. Воспитание внимания у школьников,/ И.В. Страхов, М., «ГУПИ МП РСФСР», 1958. - С.3-5
Вниманием называется сосредоточенность психической деятельности на определенных объектах. Оно является важным условием ясности и отчетливости восприятия и понимания человеком предметов и явлений в отношении между ними. Сосредоточенность сознания - качественно своеобразное его состояние, необходимое для успешной и продуктивной деятельности.
Уже перед началом работы внимание выражается в готовности к восприятию и действию, еще более его значение проявляется в самом процессе труда. В этом смысле сосредоточенность можно охарактеризовать как рабочее состояние сознания.
Внимание человека к какому-либо предмету имеет двусторонний характер. С одной стороны, оно выражается в углубленности в работу, доходящей в высшей степени своего развития до полного поглощения деятельностью и. с другой - в отвлечении от всего, что мешает работе, затрудняет или осложняет ее выполнение. Эти две стороны сосредоточенности находятся во взаимосвязи, и то или иное их соотношение во многом влияет на продуктивность труда. Из сказанного вытекает, что под вниманием нельзя понимать какую-либо отдельную форму психики. Внимание неотделимо от психических процессов и состояний, оно является необходимым психологическим компонентом деятельности человека. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание,/ Ф.Н. Гоноболин, М.,« Педагогика», 1972. - С. 21-22 Сосредоточенность проявляется в восприятии нового учебного материала, в запоминании и воспроизведении, а так же в практическом применении полученных знаний.
2. Развитие внимания на разных этапах урока истории Там же. С 104 -123
Воспитание внимания школьников не сводится к каким-либо отдельным приемам педагогического воздействия. Но представляет собой систему учебно-воспитательных влияний. Каждый из ее методических элементов может иметь положительное значение. Однако эффективность применения отдельных методов и приемов развития внимания будет значительно снижена, если они будут использоваться обособлено относительно других форм воспитательного воздействия. Действенность тех или иных методов воспитания внимания усиливается, если они сочетаются с другими, восполняющими и поддерживающими их. Применение отдельных методов воспитания внимания и оценка их воспитательной ценности должны быть строго конкретными.
Систему учебно-воспитательных воздействий, формирующих внимание школьников, входит:
1. применение обширного комплекса дидактических требований к проведению урока
2. организация учебной работы в школе и в домашних условиях. Опирающаяся на научные требования к режиму труда школьников
3. создание гигиенической обстановки в школе и в домашних условиях в соответствии с научными требованиями физиологии и гигиены умственного труда школьников.
Основными теоретическими предпосылками воспитания внимания учащихся являются следующие положения:
v обусловленность личности школьника объективными условиями его развития воспитания.
v Руководящая роль воспитателей в формировании внимания учащихся
v Знание рефлекторного механизма внимания, основной физиологической предпосылкой воспитания внимания является «высочайшая пластичность» высшей нервной деятельности
v Роль личности школьника в развитии его внимания, особенно значение сознательного отношения учащихся к учению в школе и выполнению своих школьных обязанностей.
v Воспитание внимания учащихся осуществляется через их учебный труд путем неуклонного развития культуры их умственного труда, умения учиться, овладения навыками и умениями умственной работы.
v Воспитание внимания должно опираться на установленные в психологии закономерности возрастного развития учащихся.
Воспитание внимания в широком значении этого понятия неразрывно связано с воспитанием личности школьника, формирования устойчивого, сознательного интереса к учению и добросовестного отношения к учебной работе, самостоятельности в учебных занятиях и преодолевании трудностей учебного труда, упорства и организованности в работе.
Практически воспитание внимания осуществляется главным образом через усвоение учениками знаний и умений на уроках и выполнение домашних заданий.
Стоит обратить внимание на воспитание внимания учащихся на различных этапах урока.
1).Организация внимания учащихся в начале урока.
Каждый урок начинается с организационной части. Учителю необходимо с самого начала урока овладеть вниманием учащихся. учителя выполняют эту задачу по разному. Одни требуют организованного вставания всех учащихся и только тогда приветствуют их и отмечают отсутствующих. Это содействует быстрому переключению внимания учеников.
Нередко ученики не замечают, что учитель вошел в класс и продолжают заниматься своими делами. Для этого нужно дать понять, что перемена закончилась, дождаться пока все станут, а затем только приветствовать учеников и отмечать отсутствующих.
Урок необходимо начинать только тогда, когда все ученики успокоились и подготовились к работе. В ином случае приходится несколько раз успокаивать учащихся, повторять : « кончайте шуметь», « успокаивайтесь». Это отрицательно отражается на ходе урока, в таких случаях трудно активизировать внимание учащихся.
Большое значение для установления внимания учащихся в начале урока имеет подготовка всего необходимого для урока ( мела, пособий, карт), чтобы не отвлекать внимания учащихся запоздалыми приготовлениями. Важно так же чтобы учащиеся готовили все необходимое для себя.
В целях эффективности урока нужно, чтобы как можно меньше времени уходило на организацию класса в начале урока. Должна быть проведена предварительно большая работа, чтобы приучить учащихся к быстрому переключению внимания с перемены на урок. Для этого можно повесить часы в классе и расписание звонков, чтобы дети ориентировались, когда закончится перемена. Если дети занимаются в одном кабинете. То они могут с перемены подготовить принадлежности к уроку. Можно назначить дежурных, которые по очереди будут вешать карту, готовить доску к уроку, чтобы не отвлекаться на это на уроке.
2).Организация внимания учащихся во время опроса.
Для возбуждения и поддержания внимания учащихся во время опроса учителю необходимо правильно сочетать работу с классом и с опрашиваемыми учащимися. Нужно организовать работу так, чтобы во время опроса все учащиеся были в поле зрения учителя, чтобы они тщательно следили за ответами своих товарищей и вовремя поправляли их.
Прежде чем начать опрос, можно задать вопрос всему классу и после небольшой паузы вызывать ученика для ответа. Это мобилизует внимание класса: ученики не знают, кого будут вызывать. Во время обдумывания учебники лежат закрытыми на партах.
Чтобы побудить учащихся внимательно слушать и исправлять ответы, учитель обращается к классу с вопросами: «кто заметил неточности ил оговорки в ответе?». « Кто сделает добавление?» Такие вопросы задают после каждого ответа учащегося, каким бы хорошим не был ответ.
Когда к исправлению ошибок и к дополнению ответа привлекается весь класс, этим проверяются знания многих учеников. Чтобы исправить или дополнить ответ, во-первых, ученик должен сам хорошо знать материал урока, во-вторых, внимательно слушать. Такой прием ведения опроса призывает внимательно слушать ответы своих одноклассников.
Но не всегда дополнения высказываются по желанию. Если ответ не полный, то учитель может вызвать другого ученика для дополнения. На мой взгляд, это еще более активизирует внимание потому что в отличие от первого варианта, где ты можешь выступить по желанию., в этом случае спросить могут любого.
Ответы с места оцениваются учителем, поэтому у учащихся воспитываются не только внимание к ответам товарищей, но и чувство ответственности за свое дополнение.
Если материал, по которому опрашивает учитель, достаточно известен учащимся (например, при повторении), то они слушают не так внимательно. Здесь возможны отвлечения. Хорошо сочетается с повторением прием сравнения. Например, в курсе изучения Древнего Мира на уроке повторения, можно предложить учащимся сравнить Грецию и Рим по определенному ряду критериев. Подобные вопросы на сравнение вызывают интерес и желание ответить. При ответах затрагиваются и другие вопросы, на которые отвечают другие учащиеся, и таким образом активность класса повышается.
Не следует долго держать учеников около доски, так как внимание остального класса в это время снижается.
3). Организация внимания учащихся при изучении нового материала.
Большое значение имеет разъяснение темы и цели урока.
Перед началом изложения целесообразно указывать на теоретическое и практическое значение данной темы. Это было бы лишь формальным выполнением данного требования. Психологический смысл указаний на жизненное значение данной темы урока заключается в том, чтобы возбудить у школьников живой интерес к вопросу уже в начале урока. Важно также уже в начале объяснения новой темы вызывать у учащихся правильные ассоциации, посредством которых тема данного урока включается в уже имеющиеся у них знания. При этом условии внимание школьников связывается с их жизненным опытом, интересами и ранее известными знаниями, что способствует усвоению знаний в определенной системе.
Существенное значение в организации внимания учеников имеет последовательность изложения темы урока, логическое развитие мысли учителя, продуманное выделение основных положений, усвоение которых наиболее важно, установление переходов между отдельными частями излагаемой темы. При этих условиях ученики легче усваивают материал. Последовательность изложения способствует развитию высших форм внимания ученика. Освещая каждый данный вопрос в его обоснованной последовательности, учитель непрерывно поддерживает и укрепляет внимание учащихся. Внимание и мысль школьника опираются на логическое развитие учителем темы урока. Следует подчеркнуть, что и в процессе изложения учебного материала необходима известная эмоциональная разрядка внимания учеников путем приведения оживляющих примеров и иллюстраций и постановка вопросов, обращенных ко всему классу. Таким образом, учитель может предупредить начинающееся снижение внимания учеников во время объяснения новой темы.
Логическая структура школьной лекции ни в коем случае не должна быть шаблонной. Ее построение видоизменяется в зависимости от содержания излагаемых вопросов. Логическая структура рассказа и объяснения на уроках у младших подростков будет простой и при большем удельном весе повторения и подчеркивания одних и тех же наиболее важных положений.
Существенное значение в воспитании внимания учеников во время объяснения новой темы имеет дидактически обоснованное раскрытие основных понятий, вводимых на данном уроке. При всем разнообразии способов образования понятий в процессе преподавания учебных предметов имеются общие черты:
v Восприятие изучаемых объектов или их изображений с целью создания у учащихся конкретных представлений об изучаемых предметах и явлениях.
v Концентрация внимания учащихся на основных признаках изучаемых предметов и явлений и установление среди них существенных признаков
v Сопоставление изучаемых явлений с другими, уже известными ученикам.
v Точное раскрытие содержания понятий различными способами: путем логического определения, характеристики изучаемого явления,
v Подлинное знание изучаемых вопросов означает умение пользоваться усвоенными понятиями. Применять знания на практике.
Глубина воспитательного влияния учителя на умственное сосредоточение учеников при изложении новой темы будет зависеть от его педагогического мастерства в применении разных способов объяснения понятий. Большое значение в этом отношении имеет тщательная методическая разработка учителем тех способов раскрытия содержания понятий, которые наиболее трудны для учащихся. Имеется в виду логическое определение и сравнительное сопоставление изучаемых явлений, особенно когда ставится задача найти различное в сходных явлениях.
Существенное значение в воспитании внимания имеют литературно-педагогические достоинства речи учителя. При анализе этого вопроса следует подчеркнуть значение речи как орудия мышления и передачи знаний учащимся. Соответственно мысли и слова, точность, ясность и доступность словесного выражении мысли облегчают процесс усвоения знаний учениками и способствуют поддержанию их сосредоточения на предмете урока. Неясность в способах выражения, сложность выражений затрудняет процесс восприятия и тем самым снижает уровень внимания учащихся. Услышав непонятное слово, ученик, которые не осмелиться спросить, что оно значит, просто отключается от дальнейшего процесса восприятия на некоторое время. Учитывая этот фактор, стоит обратить внимание на познавательные возможности учащихся. Проводя уроки у младших подростков, стоит употреблять лексику, знакомую им, стоит учитывать, такие моменты, как наличие тех или иных учебных дисциплин. Например, у учащихся 5 классов уже есть история, но нет географии, поэтому нужно или заменять географические термины другими названиями, либо объяснять им их значение, т.е. использовать межкурсовые связи.
Продолжая вопрос о речевой составляющей развития внимания у младших подростков, стоит отметить еще один фактор - выразительность речи учителя. Речь, прежде всего, должна быть образной. Образность речи в широком смысле этого слова - умение охарактеризовать предмет в действии. Чтобы описать какое-то явление так, чтобы ребенок представил его себе, очень трудно. Не каждое определение можно представить в виде образов. А младшие подростки не всегда могут мыслить абстрактно. Поэтому в данной ситуации лучше прибегнуть к каким-либо средствам наглядности - фотография, репродукция, схема, мультимедийная презентация.
Еще одними важным моментом, связанным с речью учителя является темп речи при объяснении нового материала. Быстрота речи учителя должна соответствовать познавательным возможностям учащихся. Известно, что очень быстрый темп речи, как и ее чрезмерная длительность, утомляют слушателей и снижают их внимание. Тоже самое можно сказать и о слишком громкой и о слишком тихой речи, о бесстрастной, холодной речи. Все эти особенности речевого процесса приводят снижению внимания учащихся.
Большое значение в поддержании внимания учащихся может играть владение учителя интонационно-выразительными средствами речи. Основными средствами являются логические ударения и паузы. Таким образом, учитель акцентирует внимание на важные моменты, дает время на размышление, или предоставляет возможность записать важную мысль. Это особенно важно при работе с младшими подростками, т.к. они еще не владеют навыками анализа и синтеза, и им обязательно нужно выделять ключевые слова и делать паузы.
4).организация внимания учащихся во время закрепления нового материала.
При закреплении нового материала. Так же как и при опросе, важно уметь сочетать работу с классом и отдельными увечащимися. Наиболее эффективен метод беседы классом в виде умело подобранных вопросов. Важно чтобы учащийся не только пересказывал материал, но и приводил свои примеры. Такой прием закрепления нового материала активизирует внимание учащихся. При закреплении нового материала. Закрепление нового материала - важный этап урока, облегчающий подготовку ученика к следующему уроку.
Важно, чтобы на этом этапе внимание ученика было организованно. Но здесь возникают два варианта отвлечения внимания - у учеников, кто хорошо понял тему и им не интересно обсуждать, и у учеников, кто плохо понял и думает, что разберется дома. В этом случае нужно придумать разные формы закрепления материала, особенно при работе с младшими подростками. Таким вариантом может быть заполнение таблицы вместе с учителем, викторина, приведение интересных фактов.
5).Организация внимания учащихся при указании домашних заданий.
Задание на дом - отдельный этап урока. Необходимо и на этом этапе организовать внимание учащихся, особенно когда задание сложное и требует некоторое время на указание его выполнения. Необходимо записать задание на доске и проговорить вслух для того, чтобы учащиеся и с визуальным и с аудиальным видом восприятия могли понять сущность домашнего задания для его успешного выполнения.
II. Примеры заданий на развитие внимания младших подростков на уроках истории
внимание урок история учащийся
Успех учебной деятельности зависит от внимания, однако у учащихся среднего звена оно является произвольным, и поэтому даже интересный материал воспринимается не больше 7-8 минут. Чтобы поддержать и развить внимание, на уроках истории используютс и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.