На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Особенности воспитательного процесса и его содержание. Системный подход к воспитанию и его идея. Детский коллектив как системообразующий фактор воспитания. Целенаправленная профессиональная деятельность педагога. Развитие личности ребенка.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 20.11.2006. Сдан: 2006. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


19
Работа на тему:
Воспитание как система. Сущность системного подхода к воспитанию

2006
Содержание


    Введение 2
    1. Особенности воспитательного процесса и его содержание 4
    2. Системный подход к воспитанию и его идея 9
    3. Детский коллектив как системообразующий фактор воспитания 13
    Заключение 17
    Список литературы 19

Введение

Единства взглядов в определении процесса воспитания нет. Выявить его специфику можно лишь в сопоставлении с процессами формирования, становления, социализации личности.

Но и для этих процессов нет пока четких опреде-лений. Одни исследователи считают, что понятие «форми-рование» более широкое, чем понятие «воспитание», дру-гое - что оно уже, ибо формирование - это внутренняя сторона воспитания. Соотношение понятий «социализация личности», «формирование личности» и «воспитание» мо-жет быть представлено следующим образом: социализация есть процесс усвоения социального опыта, освоения и при-своения общественных отношений, продолжающийся всю жизнь индивида и имеющий определенные стадии: станов-ления и развития личности. Подласый И.П. Педагогика. - П., 1996.

Процесс воспитания - это про-цесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспи-тание личности.

Согласно одной из распространенных ныне концепций процесс воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом резуль-татов предыдущей. При таком понимании процесс воспи-тания - это саморазвивающаяся система, единица кото-рой - развивающаяся воспитательная ситуация.

Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимо-действие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем сово-купность компонентов. Так преодолевается односторон-ность обособленных подходов к пониманию воспитания - социологического, психологического, технологического, со-циально-психологического; теория воспитания приобретает собственный объект исследования.

Выявлены и охарактеризованы такие свойства воспита-тельного процесса, как статистичность, многомерность, иерархичность, самоуправляемость.

В процессе Воспитания выделяются содержательная и процессуальная стороны. Подласый И.П. Педагогика. - П., 1996.

Их единство становится очевидным только при достаточно вы-сокой степени абстрагирования, позволяющей выйти за пре-делы тех конкретных обстоятельств, в которых осуществля-ется воспитание.

Представления о воспитательной деятель-ности преподавателя учебного предмета, классного руково-дителя, коллектива - это еще отнюдь не процесс воспита-ния в целом. Необходимо педагогическое абстрагирование, чтобы увидеть за ними нечто целостное.

1. Особенности воспитательного процесса и его содержание

В целостном педагогическом процессе важное место зани-мает процесс воспитания. Сущ-ность, а также место и роль этого процесса легче всего обнару-жить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности (рис. 1).

В той части, где формирова-ние личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, дей-ствуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соот-ветствии с поставленными задачами, и проявляется воспита-ние.

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого. - М., 1996.

Это специально организованное, управляемое и кон-тролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

В учебных пособиях по педаго-гике прежних лет была распространена формулировка, соглас-но которой процесс воспитания - это организованное, целе-направленное руководство воспитанием школьников в соответ-ствии с целями, поставленными обществом.

Уязвимость данно-го определения мы легко обнаруживаем, сопоставляя значения понятий «взаимодействие» и «руководство». Первое отражает сложнейшие отношения воспитателей и воспитуемых, отводя последним активную роль, а второе пред-ставляет их как пассивный объект педагогического руководства. В современном понимании процесс воспитания - это именно эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

Рисунок № 1

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего это процесс целенаправленный. Наибольшую эффектив-ность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитан-нику. Именно единством целей, сотрудничеством при их дости-жении характеризуется современный воспитательный процесс. Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого. - М., 1996.

Процесс воспитания - процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием не-вообразимую сложность данного процесса.

Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых лич-ность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержа-нию совпадают влияния организованной воспитательной дея-тельности и объективных условий, тем успешнее осуществляет-ся формирование личности.

Процесс воспитания - процесс комплексный. Комплекс-ность в данном контексте означает единство целей, задач, со-держания, форм и методов воспитательного процесса, подчи-ненное идее целостности формирования личности. Формирование личностных качеств происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе, поэтому и педаго-гическое воздействие должно иметь комплексный характер. Это не исключает, что в какой-то момент приходится уделять большее внимание тем качествам, которые по уровню сформи-рованное не соответствуют развитию других качеств.

Ком-плексный характер воспитательного процесса требует соблюде-ния целого ряда важных педагогических требований, тщатель-ной организации взаимодействия между воспитателями и вос-питанниками. Новикова Л.И., Сидоркин А.М. Воспитательная система. //Российская педагогическая энциклопедия, Т. 1 . - М., 1993.

Воспитательному процессу присущи значительная вариа-тивность и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отли-чаться. Это обусловлено действиями названных выше субъек-тивных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспи-танию. Уровень профессиональной подготовленности воспита-телей, их мастерство, умение руководить процессом также ока-зывают большое влияние на его ход и результаты.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его те-чение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспи-тателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю.

Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распо-ряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воз-действие.

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умствен-ное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспита-ния - формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. Нет единства и се-годня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период постижения объективной истины. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания.

В основе современной идеологии воспитания лежат следующие комроненты: Подласый И.П. Педагогика. - П., 1996.

Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня - раз-ностороннее развитие человека, опирающееся на его способ-ности и дарования. Средство достижения этой цели - освое-ние человеком базовых основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания - «базовая культура» лично-сти. Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений.

Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск со-вместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов ду-ховной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни состав-ляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе.

Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности - человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной по-зицией. Важнейший элемент содержания воспитания - куль-тура жизненного самоопределения человека. Жизненное само-определение - понятие более широкое, чем только профес-сиональное и даже гражданское. Культура жизненного самооп-ределения характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. Именно в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение.

Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, подрос-ток, юноша - высшая цель, смысл нашей педагогической за-боты. Надо развивать их индивидуальные склонности и инте-ресы, своеобразие характеров, чувство собственного достоинст-ва. Движение от ближайших интересов воспитанников к разви-тию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитания.

Добровольность. Без собственной доброй воли воспитан-ников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания: ни идея развития, ни идея со-трудничества. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности как ребен-ка, так и учителя. Детей нельзя обязать «воспитываться». Сво-бодная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опи-раются на интерес, романтику, чувство товарищеского и граж-данского долга, стремление к самодеятельности и творчеству.

Коллективистская направленность. В содержании воспи-тательной работы предстоит преодолеть отношение к коллек-тиву как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравствен-ные силы.

Устремленность школы в жизнь - залог обновления содер-жания и способов воспитания, открывающего путь: Подласый И.П. Педагогика. - П., 1996.

a. от нивелирования личности к ее разностороннему разви-тию;
b. от заучивания догм к познанию и преобразованию мира;
c. от авторитарности и отчужденности к гуманности и со-трудничеству.
Как практически должно быть организовано содержание воспитания для осуществления этих идей? Сегодня мало сооб-щить воспитаннику: человек должен получить умственное, нравственное, эстетическое и т. д. воспитание. У него неизбеж-но возникают практические вопросы - для чего это нужно, что это дает? В зарубежных воспитательных системах именно эта практическая сторона выходит на первый план и служит мощным стимулом выработки положительного отношения к содержанию воспитания.
Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни - гражданина, работ-ника, семьянина. Попытаемся определить конкретные качества личности и обязательства человека по выделенным направле-ниям.

2. Системный подход к воспитанию и его идея

Иначе выглядит система методов воспитательного воз-действия, методов тактического плана. Исходным для об-наружения данной системы служит отношение ребенка к окружающей действительности в его реальное проявлении, становлении и развитии. Педагог, воздействуя на отноше-ние, корректирует, инициирует отношение, придает фор-мам его культурные контуры.
Поэтому в педагогическом арсенале три основных ме-тода воспитательного воздействия: метод убеждения, метод упражнения, метод оценки. Разумеется, названия условны, к ним относиться следует как к педагогическим терминам, скрывающим особый профессиональный смысл, и нельзя толковать их прямо, соответственно их лексическому зна-чению.

Метод убеждения выступает в виде следующего: Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого. - М., 1996.

a. су и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.