На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Воспитание деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 04.07.2008. Сдан: 2008. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Томский межвузовский центр дистанционного образования
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)
Кафедра автоматизированных систем управления

РЕФЕРАТ

Воспитание как целенаправленный процесс интеграции человеческих ценностей

по дисциплине «Педагогика и психология»

Выполнил

Студент гр.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Актуальность вопроса

2. Образование и ценности

3. Роль педагога в воспитательном процессе

4. Современные подходы в воспитании школьников

5. Стратегическая программа развития системы воспитания в Красноярском крае

Литература

Воспитание как целенаправленный процесс интеграции человеческих ценностей

1. Актуальность вопроса:

В Словаре практического психолога дано такое определение: «Воспитание - деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду».

В течение многих лет массовая практика в качестве результата воспитания подразумевала воспроизводство существующих форм жизнедеятельности через формирование внешней стороны - поведения человека в социально значимых ситуациях. Сегодня многие стереотипы, к которым привыкли педагоги, родители, сами дети, оказываются неэффективными. Возникли задачи, которые раньше не входили в круг педагогических ценностей и целей: внутренняя сущность человека, его устремления, право быть самим собой. Неэффективными оказались такие привычные педагогические стереотипы как выделение воспитания из общего образовательного процесса, ограничение его роли и места внеучебными формами взаимодействия учителя и ученика; разделение воспитания на множество видов (нравственное, трудовое и др.). Попытка создать единую цель воспитания, единую модель организации воспитательного процесса также оказалась неэффективной. Сегодня даже среди педагогов бытует мнение, что воспитание - бег на месте, в силу его полного несоответствия уровню социальных перемен. Такое положение дел требует переосмысления самого понятия «воспитание» и создания новых подходов к построению воспитательной работы в школе.

Воспитание, как известно, относится к социально обусловленным процессам. На выбор целей, принципов, содержания и способов организации процесса воспитания существенное влияние оказывает политическая, экономическая, социокультурная ситуация в развитии государства и общества. Так в контексте современной социокультурной ситуации можно выделить следующие проблемы воспитания:

Первая проблема связана с негативным социальным контекстом, размывающим нравственные основания жизни российского общества и его подрастающего поколения. В ситуации стремительного развития геополитических, геоэкономических и геокультурных систем претерпели изменение социальные и бытовые нормы, и население России оказалось в мировоззренческом вакууме. Это разрушило концептуальные основы сложившейся за десятилетия системы воспитания, повлекло за собой резкую смену образа жизни и моделей социального поведения, принятых в обществе. На фоне отсутствия концептуальных оснований произошло ослабление воспитывающей функции школы, разрушение воспитательных систем. Обострение социально-нравственных проблем жизни, как отдельного человека, так и социума в целом, привело к переориентации школы на «чистое» обучение. Нравственные ценности, которые декларировали образовательные институты, были не подкреплены образцами реальных жизненных ситуаций и потому оказалось невостребованными подрастающим поколением. Заявляемые ценности мешают быть успешным в условиях жесточайшей конкуренции и выживания. Более того, в социальном мире произошла жесткая стратификация между людьми честными, порядочными, высоко нравственными и людьми с кланово- социальными потребностями, диктующими массам стратегию либо агрессивного, либо подчиненного поведения через внедрение соответствующих стереотипов поведения СМИ.

Вторая проблема связана с принципиальными изменениями модели и механизма социализации детей и подростков. Механизм социализации не сводится больше к тому, что семья и школа вырабатывают нормы, а молодежь эти нормы присваивает и следует предписанным этими нормами поведению. Сегодня молодежь активно включается в процессы социализации как ее равноправный участник. Она конституирует себя в процессах взаимодействия со своими сверстниками, СМИ и TV, с семьей и школой посредством не-формальных (не-оформленных) способов воспитания. Смысло-порождение, смысло-образование, смысло-оправдание этой жизни и в этой жизни в большей части происходит вне института школы.

Третья проблема связана с необходимостью изменения стереотипов понимания сущности воспитания. В течение долгих лет массовая практика в качестве воспитания подразумевала воспроизводство соответствующих форм социального бытия через формирование внешней стороны жизнедеятельности человека. В ситуации резкой смены образа жизни и социального поведения, принятого в обществе, многие стереотипы, к которым привыкли родители, педагог, дети, оказались неэффективными. Все больше обнаруживается внутренняя сущность человека, его естественные потребности, право быть самим собой, - то, что раньше не входило в круг педагогических целей и ценностей, а развивалось стихийно. В этом контексте возникла потребность вести речь не о формировании набора характеристик должного набора качеств, а о возможности с помощью педагогического влияния обеспечить ребенку человеческий выбор в проблемных ситуациях.

Четвертая проблема вытекает из размытости и неопределенности методологических и концептуальных подходов к воспитанию. Очевидно, что в условиях культурного многообразия не может быть единой теории воспитания и главным становится диалог между разными воспитательными парадигмами. Фактически речь идет о методологическом плюрализме в рамках гуманитарно-системного подхода, который означает, что в поисках модели воспитательной системы педагог может обращаться к различным гуманитарным теориям и концепциям воспитания. Кроме того, необходимо опираться на новые продуктивные идеи, которые можно положить в основание системы воспитания.

Пятая проблема связана с узкой специализацией педагогического работника (в т.ч. и воспитателя, как реализатора «чистой» технологии). При множественности проявлений человека каждого учителя должен интересовать вектор внутреннего развития ребенка. В идеале - это духовность, которая проявляется в разных жизненных ролях - семьянина, труженика и гражданина. Сегодня воспитание - это, прежде всего, работа со смыслами, ценностями, эмоционально-волевой и рефлексивной сферами, что требует профессионального образования.

Известный педагог Владимир Караковский не согласен, что цели образования сегодня диктуют экономика и политика, он считает, чтобы «они вытекали из культуры, частью которой и является образование. Но наша современная культура - это разбитое зеркало. В стране и обществе разрушена система культуры воспроизводства. Борясь со старым, новоявленные реформаторы стали бороться с вечным, с ценностями, «которым нет цены».

2. Образование и ценности

Что такое ценности? Существует два основных понятия:

1) все то, что имеет значимый характер - все результаты и продукты духовной деятельности;

2) духовные образования - идеология, цели, представления о должном, прекрасном

и истинном.

В современной культуре также существует понятие приоритетных, общечеловеческих, высших ценностей - это правда, красота, цель, гармония, активность, уникальность, совершенство, нужность и необходимость, завершенность, справедливость, порядок, простота, богатство, спокойствие, свобода, игра, самодостаточность.

Структуру ценностей можно представить в следующем виде:

Таблица 1

Ценность
Идеал
Совершенный образ, определяющий деятельность человека
Норма
Внутреннее принимаемое обязательство
Принцип
Руководящая идея, основное правило деятельности
Цель
Предвосхищение результата, механизм интеграции действий человека, приводящий их в систему и определяющий направление действий человека
Отношение
Оценивание явления в в системе
Значение
Определение смысла, благодаря которому происходит оценивание

Ценности имеют две формы существования:

1) как идеал, культурно-одобряемый образец, т.е. человек ценности знает и принимает;

2) как «ценностные ориентации» - часть субъективного мира человека, его личное достояние, т.е. ценность прожитая человеком, присвоенная в результате личного опыта, драматических переживаний, значимых отношений.

Формирование ценностных ориентаций - процесс достаточно сложный, имеющий временную протяженность, нелинейный по своей сути. Как минимум он включает в себя следующие этапы:

1. Предъявление ценностей человеку.

2. Осознание личностью ценности.

3. Принятие ценности.

4. Реализация ценностных ориентаций в деятельности, общении и поведении.

5. Закрепление в статусе качества личности.

6. Актуализация в ценностных ситуациях.

Процесс формирования ценностей - внутренний, интимно-личностный процесс ценностного становления человека, путь его личностного самоопределения.

Образование ценностно по самой природе. Взрослые, работающие с детьми, самим фактом сосуществования рядом и вместе с ними транслируют им определенные ценности. Более того, конкретное содержание общения с ними (предметное, ситуативное) уходит, а ценности - остаются и закрепляются в виде внутренних духовных ориентиров воспитанников.

В контексте деятельности школьной психологической службы «ценности» - это система устремлений личности, высший уровень представлений человека об идеалах, смыслах жизни, деятельности и отношений с другими людьми; внутренний источник поведения человека, основание его выборов.

Другое понятие, которое активно используется педагогами - «ценностное поле» - это совокупность ценностей и смыслов, лежащая в основании всей системы жизнедеятельности школы, всех форм взаимоотношений, существующих между субъектами образовательного процесса. Ценностное поле (ценностный контекст образовательной среды школы) формируется за счет нескольких источников:

1) проектируемый ценностный контекст образовательной деятельности взрослых (ценности, вносимые сознательно, на основе некоторых концептуальных представлений);

2) личные ценности участников образовательного процесса;

3) ценности, рождаемые в процессе диалога, совместного развития участников образовательного процесса.

Важно, что ценностное поле школы могут составлять ценности декларируемые и ценности, реально воплощаемые в деятельности и общении взрослыми и детьми. Они могут совпадать, могут быть близки, а могут находиться в значительном разрыве и даже конфликте.

Школа со своими традициями «разумного, доброго, вечного» сегодня многих раздражает. В основе воспитания всегда лежал процесс ориентации на нравственные ценности общества. В последнее же время произошел рост резкого социального расслоения общества, небывалой разнородности нашего общества, когда преобладают сословные ценности, связанные с выживанием, с личным благополучием. Социально значимые ценности отошли на дальний план, стали преобладать эгоистические тенденции.

В качестве иллюстрации этих процессов в обществе можно привести результаты социологических исследований.

Пример № 1: исследование жизненных ориентаций выпускников средних школ г. Архангельска. В течение 10 лет (1985 - 2005 гг.) педагоги проводили мониторинг жизненных ориентаций выпускников школ. Результаты исследования (таблица 2) подтверждают, что в жизненных (читай «ценностных») ориентациях молодых людей за этот период произошли качественные изменения: переосмысление ценностей, снижение рейтинга «позитивных базовых ценностей»:

Таблица 2

Рейтинг 2005 г.
Наименование ценностей
Рейтинг 1985 г.
1
Иметь цель в жизни
1
2
Образование
6
3
Трудолюбие и добросовестность
2
4
Быть находчивым, целеустремленным, инициативным
5
5
Способности и талант
8
6
Здоровье
7
7
Отзывчивость и чуткость к людям
3
8
Честность и принципиальность
4
9
Внешность, приятные манеры
10
10
Связь с «нужными людьми»
12-13
11
Умение приспособиться
12-13
12
Активное участие в общественных делах
9
13
Удача, везение, случай
14
14
Помощь родителей, родственников
11
15
Заботиться прежде всего о себе
15

Примечание: только 47-49% выпускников школ г. Архангельска ответили, что уверены в завтрашнем дне.

Пример № 2: социологическое исследование «Ценностные предпочтения молодежи».

Ценностные предпочтения фиксируют акт избирательного отношения к окружающей действительности и связаны с ее спецификой.

Данное исследование проводилось на территории России в 2007 году. Молодым людям было предложено 8 смысловых блоков-кластеров: - семья- власть- труд- патриотизм- справедливость- дело- эффективность- мораль.

Результаты показывают, что произошли изменения в ценностных предпочтениях молодежи: растет значение индивидуальных ориентаций (для одних - это отдых и развлечения, для вторых - красивая и комфортная жизнь, для третьих - собственное благополучие и карьера, для четвертых - благополучие семьи, здоровье, хорошая (оплачиваемая) работа. Так же отмечается рост идеологичности и мировоззрения плюрализма, многовариантности, мозаичности и фрагментарности мировоззрения. Усиливаются позиции тех, для кого важными становятся ценности собственности и имущественного положения, реализуемые сквозь призму утилитаризма, индивидуальных предпочтений и устремлений. В ценностном сознании молодежи можно выделить следующие характеристики: амбивалентность, сочетание противоположных оценок; нестабильность, изменчивость; эклектичность, сочетание элементов различных ценностей; отсутствие выраженного интереса к политическим и властным отношениям, стойкая политическая индифферентность; снижение идеалов, доминирование прагматических установок; ориентация на гедонические ценности, получение наслаждений (кайфа); преобладание инструментальных ценностей над терминальными (по Рокичу).

3. Роль педагога в воспитательном процессе

Воспитание - это актуализация человеческого качества в человеке, которая происходит в диалоге воспитателя и воспитанника. Цель воспитания направлена на формирование рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей.

Для педагога цель, сформулированная таким образом, выгляди несколько необычно, поскольку выражает отказ от некоторого стандарта воспитанности (в виде фиксированных норм поведения). Воспитание сегодня - это, прежде всего, работа со смыслами, ценностями, системой отношений человека, его эмоционально-волевой и рефлексивными сферами, со всем тем, что позволяет человеку осознавать, оценивать и усовершенствовать себя, делая при этом главным критерием собственных действий и поступков совесть.

Сегодня в образовательном учреждении воспитательная работа (работа с ценностями и смыслами) уже не может рассматриваться как набор определенных мероприятий, добавочных к по отношению к урочной деятельности. Оно является неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, пронизывает все формы взаимоотношений и взаимодействий между его субъектами.

В Методических рекомендациях «Нормативно-методическое обеспечение работы классного руководителя» (приложение к Приказу Минобрнауки РФ от 3 февраля 2006 г. № 21) записано: «Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако, ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.

Цели и задачи классного руководителя:

Цель деятельности - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи:

· формирование и развитие коллектива класса;

· создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

· формирование здорового образа жизни;

· организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

· защита прав и интересов обучающихся;

· организация системной работы с обучающимися в классе;

· гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

· формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

· организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.

Таким образом, сегодня законодательно закреплены основные задачи воспитания школьников и определен главный субъект, персонально отвечающий за воспитательный процесс в современной школе.

В последние два десятилетия воспитательная деятельность классных руководителей начала обновляться, но значительная часть наставников испытывает серьезные затруднения в определении стратегии и тактики действий по проектированию и построению воспитательных отношений со своими воспитанниками. Актуальна проблема поиска классными руководителями форм, приемов и методов воспитательной деятельности, адекватных радикально изменившейся за короткий срок социальной ситуации в нашей стране.

Сегодня создана модель эффективной деятельности классного руководителя, которая включает следующие характерные черты:

1) стратегическое управление и долгосрочное перспективное планирование процесса воспитания;

2) направленность содействия воспитательной деятельности на развитие детей;

3) системность осуществления воспитательного взаимодействия;

4) ориентация воспитательного процесса на развитие индивидуальности детей;

5) технологичность работы педагога-воспитателя;

6) диагностическая оснащенность деятельности классного руководителя.

Е.Н. Степанов - педагог-исследователь на основании анализа деятельности эффективно работающих классных наставников отмечает следующие методологические подходы и теоретические положения:

1. Методологические основания воспитательной деятельности:

- идеи системного подхода и теории воспитательных систем

- деятельностный подход

- личностно-ориентированный подход

Классные руководители подчеркивают необходимость опоры на теоретические разработки А.С. Макаренко, Т.Е. Конниковой, И.П. Иванова, Л.И. Ивановой и накопленный в советских школах опыт воспитания учащихся в детском коллективе. Без целенаправленной и постоянной работы по педагогическому обеспечению процесса развития классного коллектива практически невозможно достичь высоких результатов в воспитательной деятельности. Коллектив для большинства классных наставников и их воспитанников является значимой ценностью.

2. Целевые ориентиры воспитательной деятельности

Цель рассматривается как представление о необходимом (на основе понимания объективных закономерностей развития ребенка и формирования детского коллектива), возможном (исходя из реальных ресурсов и условий осуществления воспитательной деятельности) и желаемом (учитывая потребности, интересы и желания самих детей и их родителей) результате процесса воспитания учащихся.

3. Принципы системы воспитания учащихся

В воспитательной системе могут разрабатываться различные варианты принципов, но отмечается, что они должны быть взаимосвязаны с уровнем развития классного коллектива, жизненными ценностями его членов, другими индивидуальными и групповыми особенностями.

4. Содержание воспитательного процесса

Во-первых, ориентация на общечеловеческие ценности, на национальные, региональные и местные традиции и ценности. Характерно выделение доминанты - приоритетного вида или направления деятельности детей и взрослых, на основе которой формируется индивидуальность («лицо») классного сообщества. В создаваемой воспитательной системе обязательно должен быть стержень (в теории систем его называют системоинтегрирующим элементом), вокруг которого могут и должны интегрироваться все дела и помыслы членов классного коллектива. Благодаря этому и формируются такие важные качества и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.