На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Теоретические основы и психолого-педагогические подходы воспитания культуры поведения в общественных местах у детей. Место проблемных ситуаций в нравственном воспитании дошкольников. Оценка представлений о культуре поведения в общественных местах у детей.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 24.11.2010. Сдан: 2010. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


5
Коми государственный педагогический институт
Факультет педагогики и методики начального образования
Кафедра педагогики и методики дошкольного образования
Курсовая работа
Воспитание культуры поведения в общественных местах у детей 5-6 лет на основе проблемных ситуаций
Выполнила:
Студентка 4 курса 4 гр
Подорова А.В.
Преподаватель:
Егорова Е.Л.
Сыктывкар, 2009
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры поведения в общественных местах у детей 5-6 лет 6
1.1 Психолого-педагогические подходы к воспитанию культуры поведения в общественных местах у детей 5 - 6 лет 6
1.2 Место проблемных ситуаций в нравственном воспитании дошкольников 15
1.3 Выводы по первой главе 20
Глава 2. Практическая часть 23
2.1 Констатирующий эксперимент 23
2.2 Формирующий эксперимент 30
2.3 Контрольный эксперимент 93
Заключение 98
Литература 100
Введение
Проблема нравственного воспитания личности и воспитания культуры поведения всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что данной проблеме было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно, в последние годы не повторялись, поэтому судить о том, насколько полно они отражают быстроменяющуюся социальную действительность трудно, поскольку в нашей стране за последние годы, практически во всех сферах жизни, произошли существенные изменения свой отпечаток на сознание людей и систему образования и воспитания.
Воспитанность человека заключается в его духовности, в гармонии нравственных качеств, в ответственности и чувстве долга. Все эти качества проявляются в труде, общении с людьми, разумных потребностях, культуре поведения. Воспитание культуры поведения в общественных местах - один из показателей общей культуры поведения.
Дошкольный возраст характеризуется высокой восприимчивостью и внушаемостью, достаточно высоким уровнем словесно - логического (теоретического) мышления, что позволяет усваивать нормы поведения и применять проблемные ситуации в процессе воспитания.
Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию. Однако теория проблемного обучения не смогла бы возникнуть без нескольких условий, подготовивших ее:
Первое условие - успехи, открытия в психологии, особенно в психологии мышления. Они связаны с исследованиями отечественных ученых: Б. Г. Ананьева, А. Я. Пономарева, А. Н. Леонтьева, Д. Н. Узнадзе и, в особенности, С. Л. Рубинштейна, который открыл феномен проблемной ситуации как источника мыслительной деятельности.
Второе условие - педагогическая практика, опыт лучших учителей, которые в своей подлинно творческой деятельности применяли отдельные компоненты проблемного обучения задолго до возникновения его теории [2].
Однако в настоящее время остается открытым вопрос о конкретном содержательном и методическом наполнении занятий по различным разделам программы ДОУ, которая была бы ориентирована на то, чтобы передача ребенку конкретных навыков не превращалась в самоцель с преобладанием прямого обучения, а была бы «ориентирована на усвоение детьми представлений, средств и способов деятельности, необходимых для формирования базиса личностной культуры» [10].
Все вышесказанное говорит об актуальности выбранной темы курсовой работы «Воспитание культуры поведения в общественных местах у детей 5 - 6 лет на основе проблемных ситуаций».
Целью нашего курсового исследования является поиск эффективных педагогических условий, направленных на воспитание культуры поведения в общественных местах у детей 5 - 6 лет на основе проблемных ситуаций.
Объектом исследования выступает педагогический процесс, направленный на воспитание культуры поведения в общественных местах у детей 5 - 6 лет.
Предмет исследования - педагогические условия, способствующие воспитанию культуры поведения в общественных местах у детей 5 - 6 лет. Гипотеза нашего исследования заключается в утверждении, что воспитание культуры поведения в общественных местах у детей 5 - 6 лет будет эффективным, если:
Содержание занятий с включением проблемных ситуаций будет доступно усвоению детьми 5 - 6 лет.
Будет разработана система занятий, направленных на воспитание культуры поведения в общественных местах у детей 5 - 6 лет.
Активное участие детей на занятиях и в развлечениях.
Для достижения цели исследования нами были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты проблемы воспитания культуры поведения у детей 5 - 6 лет.
Выявить уровень умений культуры поведения в общественных местах детей 5-6 лет.
Выявить уровень представлений о культуре поведения в общественных местах у детей 5 - 6 лет.
Провести анкетирование родителей и педагогов.
Разработать систему занятий, направленных на воспитание культуры поведения в общественных местах у детей 5 - 6 лет.
Определить педагогические условия воспитания культуры поведения в общественных местах у детей 5 - 6 лет.
Нами использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- педагогическая диагностика;
- педагогический эксперимент;
- качественный и количественный анализ полученных данных.
По структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической) и заключения. Список использованной литературы содержит 35 источников.
Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры поведения в общественных местах у детей 5-6 лет
1.1 Психолого-педагогические подходы к воспитанию культуры поведения в общественных местах у детей 5 - 6 лет
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется - добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.
По мнению Петериной С. В., воспитание культуры поведения дошкольника рассматривается как «составная часть нравственного воспитания» и предполагает выполнение следующих требований:
- Привитие детям необходимых гигиенических навыков, культуры поступков в различных ситуациях и положительных взаимоотношений в разных видах деятельности;
- Воспитание определенных элементов нравственного сознания и нравственных чувств, которые должны сформироваться у детей при их постепенном ознакомлении с окружающим миром;
- Формирование начальных элементов трудового воспитания [24, с. 5 - 6].
А. В. Запорожец подчеркивал, что дети дошкольного возраста нередко не следуют правилам морали не потому, что не знают их, а потому, что не вникают в эмоциональное состояние сверстника, находящегося в ситуации дискомфорта, или не испытывают соответствующих эмоций (стыда, раскаяния, недовольства собой и пр.) при совершении неблаговидного поступка» [4, с. 16].
Осознание критериев морали, как отмечал И.Ф. Мулько, происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения. Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души - создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека» [18, с. 3].
С. Г. Якобсон выделял основные задачи по воспитанию морали детей 5-7 лет, такие как:
1. Внесение в образ - Я ребенка представлений о себе как о носителе определенных моральных качеств (честность, справедливость, отзывчивость) и одобрение в себе этих качеств.
2. Формирование критической моральной самооценки - способности отрицательно отнестись к себе при нарушении норм морали.
3. Продолжение работы по формированию личного противоположного отношения к соблюдению и нарушению норм морали другими.
4. Продолжение работы по формированию доброжелательных отношений ко всем членам группы, уважения их прав и интересов.
5. Формирование опыта ответственного общения с младшими детьми [35, с. 62].
В своих работах Л. Колберг рассматривал развитие морального сознания как последовательный прогрессивный процесс, выделяя в нем 6 стадий развития, объединяющихся в три уровня:
Первый -- доморальный уровень. Нормы морали для ребенка -- нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений. Первоначально он ориентируется на наказание и ведет себя «хорошо», чтобы его избежать (1 стадия). Затем он начинает ориентироваться и на поощрение, ожидая получить за свои правильные действия похвалу или какую-нибудь другую награду (2 стадия).
Второй уровень -- конвенциональная мораль (конвенция - договоренность, соглашение). Источник моральных предписаний для ребенка остается внешним. Но он уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми. Ориентация в своем поведении на оправдание ожиданий и одобрение других характерна для 3 стадии, на авторитет -- для 4. Этим определяется неустойчивость поведения ребенка, зависимость от внешних влияний.
Третий уровень -- автономная мораль. Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, т.е. внутренними. Поступки определяются не внешним давлением или авторитетом, а своей совестью: «На том стою и не могу иначе». Сначала появляется ориентация на принципы общественного благополучия, демократические законы, принятые на себя обязательства перед обществом (5 стадия), потом -- на общечеловеческие этические принципы (6 стадия).
Все дошкольники и большинство семилетних детей (примерно 70%) находятся на доморальном уровне развития. Этот низший уровень развития морального сознания сохраняется у части детей и позже -- у 30% в 10 лет и 10% в 13-16 лет.
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. При этом он уясняет для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого постоянства.
В перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношение со взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которым ему предстоит овладеть в более позднем возрасте.
Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от нее, ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения» [19, с. 163 - 164].
Петерина С. В. считает, что в содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно - гигиенические навыки и привычки [24, с. 6].
Способы и формы культурного поведения не ограничиваются рамками семьи и детского сада, а выходят за эти пределы, распространяются на новые области, например, поведение в театре, в транспорте, на улице и т. п. Содержание культуры поведения старших дошкольников обогащается: усложняются правила поведения, они детализируются и требуют от детей более гибкого, осознанного поведения [9, с. 178].
На данный момент мы имеем множество образовательных программ воспитания и обучения дошкольников: «Программа воспитания, обучения и развития в детском саду» (В. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой, Н. Е. Веракса и др.), «Развитие» (Н. Варенцовой и др.), «Радуга» (Т. Дороновой, В. Гербовой, Е. Соловьевой и др.), «Истоки» (С. Л. Новоселовой, Л. А. Парамоновой, Л. Ф. Обуховой, К. В. Тарасовой), «Детство» (Н. А. Бабаевой, Т. И. Логиновой, Н. А. Ноткиной и др.), «Золотой ключик» (Е. Л. Бережковской, Г. Г. Кравцова, Е. Е. Кравцовой и др.).
Каждая из названных программ имеет свой подход к реализации воспитания культуры поведения старших дошкольников в общественных местах.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» включает следующие задачи для детей 5 - 6 лет в разделе «Воспитание навыков культуры поведения»: «Познакомить детей с правилами поведения в общественных местах: вести себя сдержанно, не привлекать излишнего внимания, разговаривать негромко, соблюдать порядок, чистоту; уступать в транспорте место старшим и младшим» [26, с. 94].
Программа «Детство» [8] разработана коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена с позиций гуманистической педагогики. Содержание образования и воспитания детей дошкольного возраста разработано на основе достижений классической и современной дошкольной педагогики. Одна из частей программы носит название «Старший дошкольник входит в мир социальных отношений» и имеет следующие разделы: «Ребенок и взрослые», «Ребенок и сверстники», «Отношение ребенка к самому себе (самопознание)».
Одной из задач этого раздела является освоение старшими дошкольниками «культуры общения со взрослыми и сверстниками, культуры поведения в общественных местах» [8, с. 162].
План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду [25] в соответствии с требованиями и рекомендациями программы «Детство» предлагает поквартальное планирование занятий. В разделе «Социально-нравственное воспитание» определены «уроки вежливости и этикета» и «ситуации».
Один из разделов в программе «Истоки», который носит название «Социальное развитие», направлен на общение ребенка со взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду) и сверстниками.
В программе говорится о том, что развитие у детей интереса к «миру людей» и обогащение их представлений о социальной действительности рекомендуется посещение музеев, театров, выставок, проведение прогулок и экскурсий; демонстрация диафильмов, позволяющих детям наблюдать поведение людей в театре, музее, на выставке, в транспорте, на почте, в банке, на стадионе, в магазине, а также специально снятых диафильмов о детях и взрослых в детском саду, их играх, занятиях, праздниках.
Авторы программы делают акцент на том, что необходимо использовать естественно возникающие ситуации и специально создавать таковые для познания нравственных ценностей, деловых и личностных качеств, возможностей в различных видах деятельности. А для активизации самостоятельного осмысления детьми нравственных ценностей важно создавать проблемные ситуации, направленные на развитие гибкого социального поведения. [ 36, С. 181-183.]
По мнению Л. Ф. Островской, «культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества» [22, с. 6]. Истинная культура поведения, по ее мнению, есть органическое единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения и в нестандартной, не регламентированной правилами ситуации.
Итак, понятие культуры поведения дошкольника можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности [24, с. 6].
Рассмотрим подходы различных авторов к содержанию культуры поведения старших дошкольников.
Буре Р. С., Островская Л. Ф., анализируя влияние педагогического и детского коллектива на формирование культуры поведения старших дошкольников, подчеркивают, что «конкретные представления о культуре поведения усваиваются растущим человеком вместе с опытом поведения, с накапливанием представлений» [5, с. 115].
Л. Ф. Островская рекомендует в беседах с родителями разъяснять о следующих нравственных качествах, таких как: вежливость, деликатность, предупредительность, скромность, общительность.
О вежливости, которая украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».
Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.
Предупредительность. Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений. Старшие дошкольники уже способны понять, что значит быть предупредительным, уметь предложить помощь, не дожидаясь, когда к нему обратятся с просьбой.
Скромность - эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение считаться с мнением большинства и удобства окружающих; поступать хорошо не ради похвалы, а потому, что иначе не может быть; учить детей не хвастаться своими успехами, не торопиться с ответом на занятии.
Общительность. В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим - непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям - истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду [22, с. 11 -15].
И. Н. Курочкина, нацеливая семью на формирование навыков культуры поведения, выделяет следующие основные правила поведения за столом, усваиваемые дошкольниками [14, с. 21 - 22]:
Ухаживать за мамой и бабушкой, т. е. помогать им;
Говорить тихо, немного и только когда во рту нет пищи и воды;
На стол не наваливаются и не кладут руки на стол и локти. Только кисти рук;
Нельзя поворачиваться спиной к тем, кто сидит рядом…
О дисциплинированности Р.С. Буре говорил, как об умение ребенка произвольно управлять своим поведением, подчиняться установленным правилам, руководствоваться ими при организации своей деятельности; сформированность доброжелательного отношения к сверстникам, понимание того, что нарушение дисциплины может оказать на качество ответов или результат работы товарищей [3, с. 64].
При анализе содержания задач воспитания и обучения М.А. Аралова выделяла, что в разделе «Этикет» должно реализовываться следующее: «Пятилетние дети способны есть, пользуясь приборами, салфеткой; умеют просить, благодарить, извиняться. Можно научить их разговаривать по телефону, ходить в гости, принимать гостей, дарить подарки; получать их. Следует объяснять правила поведения в театре, музее, транспорте, в гостях, в поликлинике. Уроки хороших манер можно проводить 2 - 3 раза в неделю (учить есть красиво и аккуратно следует каждый день) в игровой форме, повторяя каждый урок несколько раз» [1, с. 60].
Метенова Н. М. [17] говорила о том, что вежливость является «основой культурного поведения», в увлекательной форме рассматривает ряд ситуаций, в которых вежливое слово становится волшебным. Автор раскрывает содержание пяти занятий: Добрый день, Волшебные слова, О дружбе и рыцарстве, Вежливые пассажиры, Вежливые зрители.
В своих работах Куватова Г. А. предлагала новые подходы, такие как: Заранее выбирайте безопасный и оптимальный маршрут; Выдерживайте тему; Не берите слишком много оборудования; Не рассказывайте о том, чего дети не видят; Не намечайте много объектов для наблюдения; Не оставляйте детей только слушателями, предусмотрите индивидуальные задания для каждого; Закрепите впечатления, полученные на экскурсии, в памяти детей, предложив им в группе нарисовать то, что больше всего понравилось и запомнилось.
Автор предлагает конспект экскурсии на автобусе для старшего дошкольного возраста [12, с. 43].
Осипова М. П. [33] в своих работах о культуре поведения выделяла следующие правила: Не спеши первым сесть за стол, Не разговаривай во время еды, Не забывай закрывать рот, когда жуешь, Не чавкай, Не рвись первым выбежать за дверь, Не перебивай говорящего, Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие, Не размахивай руками, Не показывай пальцем на кого бы то ни было, Не передразнивай говорящего, Не забудь снять шапку, входя в дом, Сидя в троллейбусе или трамвае, не делай вид, что ты не замечаешь рядом стоящего старика, Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул, Не держи руки в карманах и др. [33, с. 64 - 65]
Л. Ф. Федорова, ссылаясь на книгу В. А. Сухомлинского «Беседы об этике», выводила правила культурного поведения по следующим разделам: «Воспитывай и развивай культуру речи», «Как вести себя на улице», «Как вести себя в общественных местах», «Как вести себя за столом», «Как вести себя в гостях» и т. д. [33, с. 75 - 86]
В работах О. С. Николаевой можно найти описание занятий: «Я - пешеход» и «Я - пассажир» [20, с. 49; 51].
Итак, мы раскрыли психолого-педагогические подходы к воспитанию культуры поведения в общественных местах у детей 5 - 6 лет. Далее нами будет проанализировано место проблемного обучения и проблемных ситуаций в процессе воспитания дошкольников.
1.2 Место проблемных ситуаций в нравственном воспитании дошкольников
Прежде чем определить место проблемных ситуаций в процессе воспитания дошкольников, дадим характеристику проблемно-развивающего обучения и проблемных ситуаций.
Процесс обучения в своем генезисе прошел ряд стадий развития, при этом уровень целостности становился выше и в настоящее время высокому ее уровню соответствует процесс проблемно-развивающего обучения. Теория проблемно-развивающего обучения представлена в трудах М. И. Махмутова и ряда других авторов (Ю. К. Бабанский, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер и др.). Что же представляет собой сущность проблемного обучения?
Цель проблемного обучения: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов (овладение способами познания). Проблемное обучение, по мнению Гребенюк О. С., включает еще и формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер школьника, развитие его индивидуальных способностей, то есть в проблемно-развивающем обучении акцент делается на общем развитии ребенка, а не на трансляции готовых выводов науки учащимся.
Проблемно-развивающее обучение - это современный уровень развития дидактики и педагогической практики. Оно является эффективным средством общего развития учащихся. Проблемным оно называется не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и «открытия» новых понятий. Здесь есть и объяснение педагога, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение учащимися упражнений. Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого типа обучения: «Поскольку вся система методов при этом направлена на общее развитие школьника, развитие его индивидуальных способностей, проблемное обучение является подлинно развивающим обучением» [7, с. 26 - 27].
Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов обучения построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия учителя и учащихся ориентирован на развитие индивидуальности школьника и социализацию его личности.
Основными понятиями проблемного обучения являются «проблемная ситуация» и «учебная проблема».
Проблемная ситуация - это, по определению А. М. Матюшкина, “особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее неизвестные субъекту знания или способы действия. Психологическая структура проблемной ситуации включает:
а) познавательную потребность, побуждающую человека к интеллектуальной деятельности,
б) неизвестное достигаемое знание или способ действия,
в) интеллектуальные возможности человека, включающие, его творческие способности и прошлый опыт [7, с. 27 - 28].
Проблемная ситуация порождается учебной или практической ситуацией, которая содержит две группы элементов: данные (известные); неданные, новые (неизвестные) элементы.
«Проблемная ситуация» означает состояние интеллектуального затруднения, при котором человек испытывает потребность выйти из возникшего затруднения, разрешить его. Проблемная ситуация - это ситуация, ставящая человека в условия, требующие от него необходимости делать выбор, принимать решения: «Начало мышления - в проблемной ситуации» [28, с. 316]. Поэтому проблемная ситуация является одним из главных средств активизации учебной деятельности учащихся.
Общим правилом при создании проблемной ситуации являются противоречия в информации, способах действий, выявляются причинно-следственные связи. Назовем ряд противоречий: есть факт и существует необходимость его объяснить; противоречие между житейским представлением и научным толкованием фактов; противоречия, связанные с необходимостью применения знаний в конкретных условиях; противоречия, связанные с ограниченностью исходных данных.
Приведем основные способы создания проблемных ситуаций:
- сообщение информации (опорные знания);
- сопоставление фактов (с одной стороны... с другой...);
- анализируются факты, явления, ставятся вопросы, предъявляются задания и т.д. [7, с. 28 - 30].
Наиболее подробно теорию проблемного обучения в начальной школе раскрывает С. И. Брызгалова [2]. Основные понятия концепции проблемного обучения представлены в следующей последовательности: проблема, учебная проблема, проблемная ситуация, проблемная задача, проблемный вопрос, методы проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский), а также специфика, функции и место проблемного обучения в начальной школе.
Определим место проблемных ситуаций в процессе воспитания дошкольников.
С. Г. Якобсон пишет: «Работа по моральному воспитанию отличается от работы в других областях дошкольной педагогики… Для обозначения законченного смыслового отрезка такой работы мы предлагаем термин воспитательная ситуация…Они создаются воспитателем, а затем как бы передаются детям» [35, с. 27 - 28].
Е. А. Лобанова подчеркивает: «Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предложение» [15, с. 42].
В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова [21] отмечают что в «воспитании культурного поведения особенно важны действенность используемых приемов, а также возможное их сочетание, комплексное применение». Это предполагает исключение излишних словесных воздействий (назиданий, упреков, замечаний). Действенность воспитания обеспечивается созданием специальных ситуаций, побуждающих детей поступать правильно.
М. Ю. Стожарова, анализируя проблемы формирования «школьной зрелости» дошкольника, отмечает: «Одним из компонентов «школьной зрелости» является познавательная и социальная мотивация, которая начинает формироваться в дошкольном возрасте (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Е. Е. Кравцова, Л. А. Венгер, Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков, Г. А. Урунтаева)» [29, с. 33].
В основе любого действия или поступка лежит тот или иной мотив или их совокупность, которые направляют активность человека. В качестве мотивов выступают потребности, интересы, убеждения и т. д. В структуре мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к учению, можно выделить следующие группы:
Социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника;
Учебно - познавательные мотивы: интерес к новым знаниям, желание научиться чему - то новому;
Оценочные мотивы: стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение;
Позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника;
Игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность.
Для развития познавательной мотивации у дошкольников предлагается использовать несколько методов, один из которых - моделирование игровых проблемно-практических ситуаций [Там же, с. 33 - 34]. В методике моделирования проблемно-практических ситуаций, по мнению автора, должны присутствовать следующие моменты:
Специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности;
«Появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности;
Свертывание репродуктивной деятельности;
Перенесение акцентов на поисковую деятельность;
Свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности;
Определение детьми ролевых функций участников деятельности;
Общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимоконтроля;
Введение значимой для детей мотивационной деятельности.
Схема моделирование игровых проблемно-практических ситуаций выглядит следующим образом: Название, Проблемная задача, Материал, Игровая ситуация
Р. С. Буре, анализируя формирование представлений о нормах морали у дошкольников, пишет: «Еще более сложными для ребят оказываются ситуации, в которых возникает необходимость нарушения правила. Они описаны в литературе как «ситуации морального выбора» (У. Колберг, Ж. Пиаже, Н. Н. Поддъяков, А. Д. Кошелева и др.) [4, с. 17].
А. Д. Кошелева при организации с дошкольниками решения социально-нравственных, смысловых задач подчеркивает важность создания специальных ситуаций для проявления поступков детей: «Несмотря на разные обозначения, в этих ситуациях есть нечто общее, что делает их принципиально важными и необходимыми в воспитательном процессе, а именно: в них развертываются те проявления поведения, которые мы называем поступками. Для понимания особенностей складывающейся личности ребенка крайне важно отличать в его поведении обычные действия от поступков. Поступок человека, как положительный, так и отрицательный, есть не просто действие, а действие, соотнесенное с нравственными ценностями и идеалами и их утверждающее» [32, с. 72].
Таким образом, мы проанализировали место проблемных ситуаций в процессе воспитания дошкольников, которые могут быть использованы, на наш взгляд, и при воспитании культуры поведения в общественных местах у детей 5 - 6 лет.
1.3 Выводы по первой главе
Нами был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по воспитанию культуры поведения в общественных местах у детей 5 - 6 лет на основе проблемных ситуаций.
При теоретическом обзоре проблемы культуры поведения у старших дошкольников в общественных местах на основе проблемных ситуаций нами были выполнены следующие задачи:
1. Определили психолого-педагогические подходы к воспитанию культуры поведения в общественных местах у детей 5 - 6 лет.
2. Указали место проблемных ситуаций в процессе воспитания дошкольников.
Нами установлено, что в самых современных программах дошкольного воспитания раздел культуры поведения включает следующие задачи:
- Формирование доброжелательных отношений (между сверстниками или ко всем окружающим);
- Ознакомление с моральными знаниями (моральными принципами и требованиями, моральными качествами и их проявлениями, моральными оценками и т. д.);
- Ориентация в сфере чувств и эмоций - в их внешних проявлениях, причинах возникновения; учет чувств и эмоций в своих взаимоотношениях с другими; воспитание гуманных чувств.
Истинная культура поведения есть органическое единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения и в нестандартной, не регламентированной правилами ситуации. Мы принимаем за основу определение понятия культуры поведения дошкольников как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Проблемная ситуация, по определению А. М. Матюшкина, есть особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее неизвестные субъекту знания или способы действия.
В разработке моделирования игровых проблемно-практических ситуаций присутствуют следующие моменты: Специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности; «Появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности; Свертывание репродуктивной деятельности; Перенесение акцентов на поисковую деятельность; Свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности; Определение детьми ролевых функций участников деятельности; Общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимоконтроля; Введение значимой для детей мотивационной деятельности.
Итак, мы подошли к описанию экспериментальной работы по выявлению особенностей воспитания культуры поведения в общественных местах у детей 5 - 6 лет и проведению формирующих занятий, содержащих проблемные ситуации.
Глава 2. Практическая часть
2.1 Констатирующий эксперимент
Цель: выявить особенности представлений о культуре поведения в общественных местах и умение отражать их в самостоятельной повседневной практической деятельности.
Задачи:
Выявить уровень представлений о культуре поведения в общественных местах у детей 5-6 лет
Выявить уровень умений культуры поведения в общественных местах у детей 5 - 6 лет.
Для решения первой задачи нами была разработана индивидуальная беседа с детьми, включающая следующие вопросы: ( см. Приложение 1)
- Какие общественные места ты знаешь?
- Какого человека ты назовешь культурным?
- Как необходимо вести себя в детском саду?
- Как ты должен вести себя, когда приходишь на прием в поликлинику к врачу?
- Как необходимо вести себя в автобусе?
- Как необходимо вести себя на день рождении?
- Как необходимо вести себя в музее, в театре (куда ходишь)?
- Какие правила культурного поведения ты знаешь?
Критерии оценки:
3б - ребенок отвечает правильно, ответ дает полный, самостоятельно, без помощи взрослого;
2б - ребенок отвечает на вопрос с помощью наводящих вопросов, ответ не полный, ребенок долго задумывается над вопросом;
1б - ребенок отвечает на вопрос неверно или совсем не отвечает
В результате беседы выяснилось следующее: на вопрос «Какие общественные места ты знаешь»? 40% детей дали подробный ответ, т.е. назвали основные общественные места, поясняя их названия: «магазин, больница, театр, музей, детский сад, бассейн, прокуратура» (уточняя их назначение). (Ростислав, Полина, Надя, Даша). 30% детей назвали до 2-3 общественных мест, долго задумываясь над вопросом и в основном называя «магазин и театр». (Арина, Вадим, Никита). 30% детей вообще не имеют представления о том, что подразумевается под «общественными местами». (Кирилл, Артур, Аня)
На вопрос «Какого человека ты назовешь культурным»?, выяснилось, что: 70% детей не смогли дать точный ответ, но понимают, что под культурным человеком подразумевается тот человек, который ведет себя хорошо (Кирилл, Артур, Арина, Вадим, Никита, Надя, Даша). 30% детей на вопрос ответить не смогли, т.е. не имеют представление о данном человеке (Ростислав, Аня, Полина).
На вопрос «Как необходимо вести себя в детском саду»?, 50% детей ответили правильно и дали полный, самостоятельный ответ: «тихо играть, не баловаться, не драться, слушаться воспитателя, не кричать и т.п.» (Вадим, Полина, Никита, Надя, Даша). 40% детей дали ответ не полный: «не бегать, тихо играть» (Кирилл); «не кричать, не драться» (Ростислав); «хорошо слушаться, не мешать воспитателям» (Арина); «не драться, не жадничать» (Аня). 10% детей, т.е. один ребенок смог ответить одним словом: «хорошо» (Артур).
На вопрос «Как ты должен вести себя у врача на приеме»?, 60% детей дали полный и самостоятельный ответ, каждый пояснял свое поведение: «не кричать, не бегать, не прыгать» (Кирилл); «спокойно сижу и жду» (Арина); «хорошо делать то, что врач говорит» (Вадим); «не баловаться, вести себя хорошо, слушаться» (Никита); «не плакать, не кричать, сидеть тихо» (Надя); «не кричать, не бегать, ждать очередь» (Даша). 30% детей дали ответ не полный и не точный, в основном одним словом: «хорошо, молча» (Ростислав, Артур, Полина). 10% детей (т.е. один ребенок) ответил словом: «хорошо» (Аня).
На вопрос «Как необходимо вести себя в автобусе»?, 20% детей дали полный, самостоятельный ответ: «сижу и тихонечко смотрю в окошко» (Вадим и Даша). 70% детей долго задумывались над вопросом и ответы их были не полны, похожи друг на друга: «не кричу, сижу тихо» (Кирилл, Ростислав, Артур, Арина, Аня, Никита, Надя). 10% детей (т.е. один ребенок) ответил: «сижу» (Полина).
На вопрос «Как необходимо вести себя на день рождении»?, 10% детей (т.е. один ребенок) дал полный, содержательный ответ: «не баловаться, спрашивать разрешения, если что-то берешь, не бегать, не раскидывать игрушки» (Кирилл). 70% детей ответили лишь в двух словах: «не балуюсь хорошо себя веду, не дерусь» (Ростислав, Артур, Вадим, Полина, Надя, Даша). 20% детей не смогли дать правильного ответа, ответив лишь словом: «хорошо» (Арина, Аня).
На вопрос «Как необходимо вести себя в театре или в музее»?, 30% детей ответили: «не бегать, ничего не трогать, не кричать, сидеть тихо» (Аня); «не баловаться, не кричать, не уходить от взрослых» (Полина); «не бегать, не кричать, не уходить с чужими, сидеть тихо и смотреть» (Никита).
40% детей дали одинаковый, не полный ответ: «не баловаться, не кричать» (Кирилл, Ростислав, Артур, Надя). 30% детей дали ответ: «тихо» (Арина, Вадим, Даша)
При ответе на вопрос «Какие правила культурного поведения ты знаешь»?, 50% детей отвечали односложно, их ответы похожи, не полны: «не драться, не ругаться, хорошо себя вести» (Ростислав); «не накидывать пакет на голову» (Вадим); «не обижать маленьких» (Полина); «слушаться в школе» (Даша); «не уходить далеко от мамы» (Надя); 50% детей не смогли дать ответ, т.к. не имеют представления и не понимают вопроса.
После нами была составлена таблица уровней знаний детей.
Таблица 1
Уровни представлений у детей о культуре поведения в общественных местах
уровни
Количество детей
%
высокий
-------
0 %
средний
7
70 %
низкий
3
30 %
Характеристика уровней представлений у детей о культуре поведения в общественных местах
Результаты спроса показали, что на высоком уровне детей нет (0%), т.е. никто из детей не ответил правильно, полно, самостоятельно на все вопросы. Но нельзя утверждать, что дети не знают правила культурного поведения в общественных местах. Детям хорошо был понятен вопрос, хорошо была знакома та или иная ситуация, но дети не смогли самостоятельно справиться. Приходилось задавать наводящие вопросы.
На среднем уровне оказались 7 детей (70%), которые хорошо ориентировались в той или иной ситуации, отвечали на все вопросы. Но этих знаний было не достаточно, чтобы ответ был полным. Ответы детей были односложны, похожи друг на друга.
На низком уровне оказались 3 детей (30%). Эти дети, которые на 5 из 10 вопросов ответили «не знаю». И лишь после помощи взрослого смогли ответить на все вопросы 1-2 словами: «хорошо сижу», «не бегаю», «не дерусь».
Для выявления уровня умений детей культурного поведения в общественных местах была разработана карта наблюдения, которая включала следующие показатели:
- использовать слова - приветствия;
- вести себя сдержанно;
- не привлекать излишнего внимания;
- разговаривать не громко;
- соблюдать порядок, чистоту;
- уступать место старшим;
- бережно относиться к вещам.
Критерии оценок:
3б- показатель присутствует;
2б- показатель присутствует частично;
1б- показатель отсутствует.
Таблица 2
Умения культурного поведения в общественных местах детей дошкольного возраста(констатирующий эксперимент)
Имена детей
Использовать слова-приветствия
Вести себя сдержано
Не привлекать излишнего внимания
Разговаривать не громко
Соблюдать порядок, чистоту
Уступать место старшим
Бережно относиться к вещам
Кирилл







Ростик







Артур







Арина







Аня







Вадим







Полина







Никита







Надя







Даша







Характеристика умений у детей о культуре поведения в общественных местах
Для выявления умений культурного поведения в общественных местах нами была проведена экскурсия с детьми в библиотеку. В результате наблюдения выяснилось следующее: все 10 детей (100%) умеют применять слова-приветствия (здравствуйте, добрый день, до свидания и т.д.) Кирилл, Артур, Арина, Аня, Вадим, Полина, Надя, Даша, Никита, Ростислав. Умение «вести себя сдержано и не привлекать излишнего внимания» присутствует у всех детей (100%), т.е. дети внимательно слушали библиотекаря, не мешали друг другу, вели себя спокойно Кирилл, Артур, Арина, Аня, Вадим, Полина, Надя, Даша, Никита, Ростислав.
Умение «не громко разговаривать» в основном присутствует у всех 10 детей (100%). Дети задавали вопросы, не мешая друг другу, посетителям библиотеки, что-то обсуждали между собой Кирилл, Артур, Арина, Аня, Вадим, Полина, Надя, Даша, Никита, Ростислав.
Умение «соблюдать чистоту и порядок» также присутствует у каждого ребенка, т.е. все дети (100%) аккуратно клали свою одежду, при входе вытерли ноги, на рабочих местах были аккуратно сложены книжки и журналы. То же самое можно было сказать и об умении детей «бережно относиться к вещам». Дети аккуратно обращались с книжками, листали их, не мяли листы, клали книжки после просмотра на место.
После наблюдения нами была составлена таблица уровней умений детей.
Таблица 3
Уровни умений детей о культуре поведения в общественных местах
уровни
Количество детей
%
Высокий
10
100%
Средний
______
______
Низкий
______
______
Результаты нашего наблюдения показали, что все дети (100%) оказались на высоком уровне, средний и низкий уровни отсутствуют. Пронаблюдав за детьми можно сделать вывод, что дети хорошо владеют умениями культуры поведения в общественных местах, т.е. умеют здороваться и прощаться, знают как вести себя в общественных местах (разговаривать тихо, не привлекать к себе внимание, соблюдать порядок).
Выводы по констатирующему эксперименту
Таким образом, проведя определенную работу в ходе констатирующего эксперимента о знаниях и представлениях детей о культуре поведения в общественных местах, мы пришли к следующему. Чтобы выявить у детей представления о культуре поведения в общественных местах, нами была проведена беседа на данную тему, где детям задавались заранее продуманные вопросы (см. стр. № 23). В результате беседы выяснилось, что дети не владеют достаточными знаниями о правилах культуры поведения, но хорошо знают как вести себя в той или иной ситуации.
Таким образом, на высоком уровне нет ни одного ребенка из 10 (0%), на среднем уровне оказались 7 детей из 10 (70%), а на низком 3 детей из 10 (30%).
Следующей задачей перед нами стояла выявить умения детей о правилах культуры поведения в общественных местах, где детям было предложено сходить в библиотеку. В процессе наблюдения за основу брались определенные умения, владеют ли дети ими и умеют применять в определенной ситуации (см. стр. № 26 ). Пронаблюдав за детьми, выяснилось следующее. Все дети хорошо владеют данными умениями, и применять их в определенной ситуации. Дети знают слова-приветствия, ведут себя сдержано, не привлекая к себе внимания, умеют разговаривать полушепотом, соблюдают чистоту и хорошо относятся к вещам, применяя их.
Таким образом, на высоком уровне оказались все 10 детей (100%), средний и низкий уровни отсутствуют.
Проанализировав представленные в констатирующем эксперименте все работы, можно сделать вывод:
- работа в группе по данной теме проводится, но недостаточно с точки зрения ее значимости и актуальности на современном этапе;
- детям необходимо дать конкретные знания о культуре поведения в общественных местах на основе проблемных ситуаций. В связи с этим мы приступили к формирующему эксперименту.
2.2 Формирующий эксперимент
Цель: воспитание культуры поведения в общественных местах у детей 5 - 6 лет на основе проблемных ситуаций.
Задачи:
Разработать содержание проблемных ситуаций, демонстрирующих правила культуры поведения в общественных местах.
Разработать систему работы по воспитанию культуры поведения у детей 5 - 6 лет в общественных местах на основе проблемных ситуаций.
Определить педагогические условия, способствующие воспитанию культуры поведения в общественных местах у детей 5 - 6 лет на основе проблемных ситуаций.
Для решения первой задачи нами было составлено содержание проблемных ситуаций, в основу которых были взяты такие правила как: «Не гоняй мяч по комнате», где мальчик решил поиграть в футбол дома в комнате и разбил посуду. Перед детьми встает задача решить данную проблемную ситуацию и найти правильное решение.
Следующая проблемная ситуация включала в себя правило: «Не рисуй на обоях», где дети разрисовали дома обои после нового ремонта, и родители были ими не довольны. Дети, как и в предыдущей ситуации должны были найти решение.
Следующая проблемная ситуация, включающая в себя правило: «Не катайся по перилам», где мальчик очень любил спускаться не по ступенькам, а по перилам. От детей требовалось не только найти решение, но и высказать свои предположения, чем это может обернуться.
Вышеуказанные проблемные ситуации содержались в первом блоке, который носит название «Как вести себя дома».
Следующие проблемные ситуации были взяты из второго блока занятий, который носит название: «Во всем слушайся воспитателя и умей благодарить за помощь». Детям было предложена ситуация и три варианта решений данной ситуации. Детям необходимо было найти правильное. Проблемная ситуация заключалась в следующем: воспитатель дает ребенку карандаши, улыбается, что-то говорит; детям предлагается три картинки с ответными действиями мальчика к воспитателю. Дети озвучивают каждую картинку, обсуждают на какой картинке показано правильное поведение мальчика. Следующая проблемная ситуация во втором занятии второго этапа включало в себя правило: «Умей есть не спеша, аккуратно». В рассказе говорится о мальчике, который не умел спокойно сидеть и кушать за столом, после которого крошки были на полу. А суп и компот на одежде. Перед детьми встает задача правильного поведения за столом.
Следующая проблемная ситуация включала в себя сразу два правила: «Не обижай никого вокруг», «Учись ладить с ребятами», где два мальчика не хотели брать в свою игру другого мальчика, который попросился к ним в игру. И после отказа ему было очень обидно. Между детьми поднимается вопрос о дружбе и о хороших отношениях.
Следующие проблемные ситуации содержались в третьем блоке, название которого звучит: «Как вести себя в гостях». Здесь затрагивались такие правила, как: «Не груби окружающим», где мальчик дразнил девочку, которая пришла к ним в гости к его сестре; папе такое поведение не понравилось и он был вынужден наказать сына; «Не опаздывай к назначенному часу», где гости опоздали, да еще и растеряли все по дороге; а в другой ситуации девочка и вовсе забыла о подарке.
Для решения второй задачи нами была разработана система занятий по воспитанию культуры поведения в общественных местах на основе проблемных ситуаций куда и входили выше перечисленные проблемные ситуации. Данная система занятий состояла из трех блоков, каждый блок в свою очередь содержал три занятия. В итоге нами было проведено 9 занятий (см. Приложение 4). Нами рассматривались такие блоки занятий, как:
1 блок «Как вести себя дома»;
2 блок «Как вести себя в детском саду»;
3 блок «Как вести себя в гостях».
Таким образом, в каждом блоке содержались правила культуры поведения, которые необходимо применять в той или иной ситуации (см. Приложение № ).
В первом блоке были проведены занятия, где дети знакомились с правилами поведения дома. ( см. Приложение № ).
На первом занятии в водной части к детям в гости приходит Незнайка и говорит о том, что очень хотел бы научиться правилам культурного поведения. Дети с удовольствием перечисляют правила поведения, которые им знакомы. Затем воспитатель предлагает детям узнать еще больше правил и дети вместе с Незнайкой соглашаются. В основной части дети узнают о таких правилах, как: «Всегда следи за порядком в своей комнате, Никогда не ломай мебель, Не гоняй мяч по комнате, Не разбрасывай вокруг острые предметы». К каждому правилу детям был прочитан стих и задавались вопросы. После чего детям была предложена вышеописанная проблемная ситуация, где необходимо было найти решение. В заключительной части детям предлагалось поиграть в игру и закрепить правила.
Аналогично были проведены и остальные два занятия. В гости к ребятам снова приходит Незнайка и вместе с ребятами они продолжают узнавать правила поведения дома. На втором занятии такие занятия, как: «Не играй в шумные игры, Не рисуй на обоях, Не включай музыку слишком громко, Не играй со спичками - это опасно!». После чего детям предлагалась ситуация, которую необходимо было решить. В конце занятия дети закрепляли правила в виде игры. На последнем занятии в первом блоке дети знакомились с такими правилами, как: «Сиди за столом спокойно, Не катайся по перилам, Не открывай двери чужим людям, Не играй и не прыгай в лифте». После дети решали проблемную ситуацию и в конце занятия играли, закрепляя пройденные правила. Для лучшего запоминания пройденных правил на всех трех занятиях детям были предложены карточки с данными правилами, которые необходимо было поместить в специально подготовленный альбом Во втором блоке дети знакомились с правилами поведения в детском саду (см. Приложение № ). На первом занятии детям предлагалось вспомнить правила, которые они знают и хотели бы они узнать еще больше. В основной части дети знакомились с правилами и заслушивали к каждому правилу стих: «В детском саду не плачь о маме, Во всем слушайся воспитателя и умей благодарить за помощь, Не прячься от воспитателя, Береги игрушки, На прогулке не пачкайся». После правил детям была предложена ситуация с иллюстративным материалом. Данная ситуация описана выше. В конце занятия дети играли и закрепляли правила. На втором занятии вначале дети вспомнили правила, которые проходили на прошлом занятии. Им очень интересно было узнавать другие правила: «Перед едой мой руки с мылом, После туалета обязательно мой руки, Умей есть не спеша и аккуратно, Учись пользоваться вилкой и ложкой, Помогай нянечке накрывать на стол и убирать посуду со столов». На каждое правило дети приводили собственные примеры. Проблемная ситуация детьми была решена быстро. В игру дети играли с удовольствием. На третьем занятии вначале дети вспомнили правила. Все правила детям запоминались очень хорошо. Поэтому дети очень быстро вспомнили правила в детском саду и готовы были узнавать следующие: «Не балуйся за столом, Не обижай никого вокруг, Не дразнись и не обзывайся, Учись ладить с ребятами, Спи во время тихого часа, Сам убирай свою постель. С проблемной ситуацией дети справились также быстро. В конце занятия дети играли в игру «Передай другому». Игра детям очень понравилась. Также как и в первом блоке в конце третьего занятия детям было дано поручение поместить карточки с пройденными правилами в альбом.
В третьем блоке занятий дети узнавали о правилах поведения в гостях (см. Приложение № ). На все занятия к детям снова приходит Незнайка, т.к. собрался в гости, а как вести себя в гостях не знает. На первом занятии дети узнали такие правила, как: «Не приходи в гости без приглашения, Не опаздывай к назначенному часу, Приходя, разуйся в коридоре, Не приводи с собой друзей, если их не приглашали, Выбирай подарок для хозяина, а не для себя». Все правила были для детей новыми, а особенно им понравились стихи. Проблемная ситуация была решена быстро. Игра детям понравилась также, между собой дети меняли роли и играли долгое время. На втором занятии дети вместе с Незнайкой продолжали знакомиться с правилами: «В гостях со всеми познакомься, Перед тем как сесть за стол, помой руки, Умей пользоваться столовыми приборами, Не мусори в гостях, Не груби окружающим». В проблемной ситуации детям необходимо было прочитать несколько раз художественное слово, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети справились самостоятельно. В игру играли с интересом. На третьем занятии дети без помощи взрослого вспомнили правила и готовы были с интересом узнавать следующие: «Не разбрасывай вещи хозяев, Не трогай телевизор и другую аппаратуру, Не скандаль и не капризничай, Уходя, поблагодари хозяев». Дети с интересом слушали стихи и проявляли эмоции. Ситуация решена детьми была самостоятельно. Игра в виде соревнования детям также понравилась. Карточки с правилами были дополнены в альбом.
До проведения занятий в группе нами была создана предметно-развивающая среда, т.е. был создан уголок детской книги о культуре поведения, состоящий из: а) иллюстрации с правилами культуры поведения в различной деятельности детей; б) книжные издания для детей с красочными иллюстрациями и художественным словом по воспитанию культуры поведения в общественных местах. Здесь дети в свободное время имели возможность ознакомиться с данными книгами и играми. (см. Приложение №).
Вышеуказанные блоки занятий были проведены в группе. Во время занятий детям был предоставлен иллюстративный материал по теме: «Культура поведения в общественных местах», использовалось художественное слово, во время игр дети использовали различные атрибуты, маски и костюмы. Занятия проходили в оживленной, интересной форме, дети с удовольствием отвечали на занятиях, были активны. Данные правила использовали в повседневной жизни, в сюжетно-ролевых играх.
Таким образом, в формирующем эксперименте самостоятельно нами был создан уголок детской книги и были составлены занятия, с помощью которых мы познакомили детей с правилами культурного поведения в общественных местах: дома, в детском саду, в гостях, в поликлинике, в транспорте. Дети знакомились с новыми понятиями, связанные с правилами поведения в общественных местах, с книжными изданиями написанные специально для детей. В процессе занятий дети знакомились с правилами поведения в общественных местах, находили решения в проблемных ситуациях, использовали полученные знания в играх, инсценировках, в деятельности. Можно с уверенностью говорить о том, что дети освоили содержание проводимой опытной работы. Это подтверждается и данными контрольного эксперимента.
1 блок «Как вести себя дома»
Правила:
Всегда следи за порядком в своей комнате;
Никогда не ломай мебель;
Не гоняй мяч по комнате;
Не разбрасывай вокруг острые предметы;
Не играй в шумные игры;
Не рисуй на обоях;
Не включай музыку слишком громко,
Не играй со спичками - Это опасно,
Сиди за столом спокойно.
Не катайся по перилам;
Не открывай дверь чужим людям;
Не играй и не прыгай в лифте.
2 блок «Как вести себя в детском саду».
Правила:
В детском саду не плачь о маме;
Во всем слушайся воспитателя;
Не прячься от воспитателя;
Береги игрушки;
На прогулке не пачкайся;
Старайся выглядеть опрятно;
Перед едой мой руки с мылом;
После туалета обязательно мой руки;
Учись пользоваться вилкой и ложкой;
Умей есть не спеша и аккуратно;
Помогай нянечке накрывать на стол;
Помогай нянечке убирать со стола;
Не балуйся за столом;
Не обижай никого вокруг;
Не дразнись и не обзывайся;
Учись ладить с ребятами;
Спи во время тихого часа;
Сам убирай свою постель.
3 блок «Как вести себя в гостях».
Правила:
Не приходи в гости без приглашения;
Не опаздывай к назначенному часу;
Приходя, разувайся в коридоре;
Не приводи с собой друзей, если их не приглашали;
Выбирай подарок для хозяина, а не для себя;
В гостях со всеми познакомься;
Перед тем как сесть за стол, помой руки;
Умей пользоваться столовыми приборами;
Не мусори в гостях;
Не груби окружающим;
Не разбрасывай вещи хозяина;
Не трогай телевизор и другую аппаратуру;
Не скандаль и не капризничай;
Не отвлекай внимание хозяина только на себя;
Уходя поблагодари хозяев.
1 блок занятий «Как вести себя дома»
Тема: «Как вести себя дома».
Цель: познакомить детей с правилами поведения дома.
1 занятие
Вводная часть.
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, кто пришел к нам в гости. Кто это?
- Незнайка!
- Молодцы, ребята. К нам в гости пришел Незнайка. А знаете, Незнайка сказал мне по секрету, что он очень спешил к вам, потому что ему нужна помощь. Незнайка очень хочет, чтобы мы его научили правилам культурного поведения. А вы знаете правила культурного поведения? (Ответы детей).
- Вот видишь, Незнайка, какие детки у нас умные. Ребята, а вы знаете правила поведения дома? (Ответы детей).
- А ты, Незнайка, знаешь?
Нет, но очень хочу знать.
- Ребята, а вы?
- Да!
- Давайте скорее узнаем об этих правилах.
Основная часть.
- Сейчас я буду называть правила поведения дома и читать вам стишки, а вы внимательно слушайте.
1.Всегда следи за порядком в своей комнате.
Игрушек много у меня,-
Я их не убираю,
Хотя они уже два дня
Всем проходить мешают!
И что же вышло? - Сам упал,
И было очень больно!
С тех пор я убираться стал -
И все теперь довольны!
-Посмотрите, пожалуйста, на рисунок и скажите мне что же произошло?(Дети описывают картинку).
- Верно, Лисенок не убирал свои вещи и игрушки на место в своей комнате и в конце концов упал, споткнувшись об свои же разбросанные вещи. Как вы думаете, ему было больно?
-Да.
- Какой совет вы дадите Лисенку?
- Надо убирать свои вещи и игрушки на места.
- Верно. Вот мы с вами и познакомились с первым правилом, которое звучит как?
- «Всегда следи за порядком в своей комнате».
- А теперь следующее правило.
2.Никогда не ломай мебель.
По дивану я скакал -
Седока изображал,
А диван скрипел, кряхтел
И конем быть не хотел.
Вдруг он треснул - и со звоном,
Будто черные вороны,
Кверху вылезли пружины
И торчат наполовину!!!
Конь мой бедный!!! Как же быть?
Как теперь тебя зашить?
Где я ночью буду спать?
Как же маме отдыхать?
Зря я выдумал коня….
Мой диван, прости меня!
- Что же ребята, мы видим на этой картинке?(Дети описывают картинку).
- Здесь Зайчонок сломал диван, потому что прыгал на диване, играя в свою любимую игру «Лошадки». Ребята, можно ли прыгать на диване?
- Нет.
- Какой совет вы дадите Зайчонку?
- Нельзя прыгать на диване или на какой другой мебели.
- Как вы думаете, Мама Зайчиха расстроится когда увидит что диван сломан и Зайчонку негде спать? (Ответы детей).
- Какое правило не знал Зайчонок?
- Никогда не ломай мебель.
- А ты Незнайка запомнил это правило?
- Да.
- Вот и молодцы. Слушаем следующее правило.
3.Не гоняй мяч по комнате.
Я так люблю играть в футбол
И забивать в ворота гол!
Как жаль, что дома нет ворот,
Быть может, дверь мне подойдет?
Ура! Ура! Я гол забил!!!
Но мяч куда-то отскочил,
Со шкафа сбил большую вазу-
Осколки полетели сразу.
Вот ужас! Кто мог ожидать!
Не буду дома мяч гонять!
- Ребята, что же случилось с Щенком? (Ответы детей).
- Верно, Щенок разбил люстру, телефон, чашку. А что же могло произойти еще, как вы думаете? (Разбить окно, посуду и т.д ).
- Какое правило должен знать Щенок?
- Не гоняй мяч по комнате.
- Правильно. Незнайка, ты согласен с нами?
- Конечно.
- Давайте узнаем следующее правило.
4.Не разбрасывай вокруг острые предметы.
Если кнопки из коробки
Разлетелись - собери,
Если гвозди на дороге
Ты увидел - подбери!
Эти острые предметы
Не бросайте на полу.
Сам наступишь незаметно-
С раной поведут к врачу.
- Что случилось со Слоненком, ребята? (Ответы детей).
- Верно, Слоненок разбросал вокруг гвозди и кнопки, и сам же на них наступил. Как вы думаете, ему больно?
- Да, он плачет.
- Что же вы посоветуете Слоненку?
- Нельзя разбрасывать острые предметы.
- Незнайка, ты согласен с ребятами?
- Конечно.
- Вот мы с вами и знаем уже 4 правила поведения дома. Давайте их повторим. (Дети повторяют правила).
- А сейчас я вам расскажу одну историю. Вы внимательно послушайте.
Петя пришел со школы домой. Переоделся, покушал и хотел пойти погулять. Выглянув в окошко, Петя расстроился, потому что на улице шел дождь. А он так хотел поиграть в футбол во дворе. И тут к нему пришла идея «поиграть в футбол дома». И пока родителей не было, Петя взял мяч и начал играть. В результате разбил мамину любимую вазу. Хорошая ли идея пришла Пете? Можно ли в доме играть в футбол? Как вы думаете что еще могло произойти? (Ответы и предложения детей).
Заключительная часть.
- А сейчас, ребята, я хочу с вами поиграть. Я называю вам какую-нибудь ситуацию и кидаю мяч, а вы (кому я бросила мяч) должны продолжить мое предложение и вернуть мяч.
Если ты будешь разбрасывать игрушки в своей комнате, то …………………. . ( Ответ ребенка).
Если ты будешь прыгать на диване, то …………….. . (Ответ ребенка).
Если ты будешь разбрасывать острые предметы в своей комнате, то ………….. .(Ответ ребенка).
Если ты будешь гонять мяч по комнате, то ……….. .(Ответ детей).
Если ты будешь раскачиваться на стуле, то ………… .(Ответ ребенка).
- Ну как тебе , Незнайка, понравилось наше занятие? А вам ребята?
- Да.
- Это еще не все правила, которые мы с вами должны знать. Об остальных мы узнаем с вами на следующем занятии. Приходи, Незнайка, к нам в следующий раз и мы будем знакомиться с другими правилами.
- Хорошо я обязательно приду.
- А вам ребята спасибо за внимание, все были молодцы. На этом занятие наше окончено. До свидания.
2 занятие
Вводная часть.
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите кто снова у нас в гостях!
- Незнайка, здравствуй.
- Здравствуйте, ребята.
- Ребята, с какой просьбой к нам обратился Незнайка?
- Он хочет знать о правилах культуры поведения.
- Верно. С какими правилами мы с вами познакомились на прошлом занятии?
- О правилах поведения дома.
- И какие правила мы уже знаем?(Дети повторяют правила).
- Молодцы, а хотите узнать об остальных правилах?
- Да.
Основная часть.
- Сейчас я вам назову следующее правило и прочитаю стихотворения, а вы внимательно слушайте.
1. Не играй в шумные игры.
Мы с ребятами играли,
Мы слонов изображали:
Мы гуляли как слоны
От стены и до стены.
Грохот был, еще какой!
Шли слоны на водопой!
Но звонок раздался в дверь,
Заглянул сосед к нам в щель:
- Что у вас тут приключилось?
Люстра у меня свалилась!
И, того гляди, карниз
Оборвется тоже вниз!-
Он пожаловался маме….
Больше нам не быть слонами.
- Ребята, посмотрите пожалуйста на картинку и скажите, что же здесь произошло?( Дети описывают картинку).
- Все зверюшки вели себя очень шумно (прыгали, бегали, стучали в барабан, дудели). Они так громко себя вели что к ним даже пришел сосед.
- И что он им сказал?
- Что у него свалилась люстра, потому что зверюшки прыгали и бегали.
- Соседу понравилось такое поведение?
- Нет и он пожаловался их мамам.
- Дети, а разве можно себя так вести? Что бы вы посоветовали зверятам?
- Так вести себя нельзя. Потому что вы мешаете тем кто находится с вами дома, соседям. Надо играть спокойно и никому не мешать.
- Незнайка, ты согласен с детками?
- Да, я так дома не шумлю.
- Хорошо слушаем следующее правило.
2. Не рисуй на обоях.
Я стать художником мечтаю, Все разукрашу о-го-го!
Свою мечту осуществляю, Пока нет дома никого.
Недавно был ремонт у нас, Обои дома - высший класс!
Я обратил на них вниманье - Ну чем не холст для рисованья?
Я краски масляные взял, Мелки, фломастеры достал
И начал рисовать пейзаж: Дома, машину и гараж.
Все просто классно получалось! Но вот от мамы мне досталось.
Она сказала мне серьезно: - Сынок, учти, пока не поздно!
Хоть рисовать учиться важно, Но только на листах бумажных.
Обои в доме не годятся, Чтобы на них тренироваться!
Ведь ты испортил все вокруг! Не делай больше так, мой друг.
- А что же Незнайка и ребята вы видите здесь?
- Котенок рисует на обоях.
- А разве можно так делать?
- Нет.
- Только на чем мы можем с вами рисовать?
- На листочках, в альбоме для рисования, на ватмане и т.д.
- Правильно, а Котенок не знал что на обоях рисовать нельзя. Мама расстроилась?
- Конечно, ведь недавно был ремонт. Но Котенок понял свою ошибку и больше так поступать не будет.
- Незнайка и ребята, а вы рисуете на обоях дома?
- Нет. Так делать нельзя.
- Послушайте следующее правило.
3. Не включай музыку слишком громко.
Громко музыка звучит, У меня довольный вид.
Я лежу и отдыхаю, Звук сильнее прибавляю.
В стену вдруг сосед стучит, Недовольно мне кричит:
- Эй, пора давно понять: Ты другим мешаешь спать!
В потолок стучит другой: - Выключай приемник свой!
Громкой музыкой своей Разогнал мне всех гостей!
Переполошился дом, Все твердят лишь об одном;
Ты мешаешь людям спать, Завтра рано всем вставать.
Надо думать о других и не беспокоить их!
- Ребята, чем занят Зайка?
- Лежит на диване и слушает громко музыку.
- Слушание громкой музыки к чему привело?
- Пришли соседи и поругали.
- Верно, своей музыкой он очень мешал соседям. Ведь кто-то отдыхает, кто-то спит, кто-то занимается или делает уроки. Верно ребята?
- Да.
- А ты Незнайка согласен с нами что громкая музыка мешает соседям?
- Согласен.
- Следующее правило.
4. Не играй со спичками - это опасно!
Я спичек коробок нашел И высыпал его на стол,
Хотел устроить фейерверк - Все полыхнуло, свет померк!
Не помню больше ничего! Лишь пламя жжет меня всего….
Я слышу крики, шум воды…. Как много от огня беды!
Меня спасти едва успели, а вот квартиру не сумели.
Теперь в больнице я лежу И боль едва переношу.
Хочу напомнить всем, друзья: Играть со спичками нельзя!!!
- Ребята, какая беда случилась здесь?
- Котенок играл со спичками и случился пожар.
- Верно, ребята. Котенок играл со спичками и оказался в беде.
- Можно ли детям играть со спичками, а тем более играться с ними?
- Нет, нельзя.
- Никогда ребята не берите в руки спички - это не игрушка. Мало того что вы можете обжечься, а еще может случится пожар, как случилось это с нашим героем. Вот мы с вами и узнали еще 4 правила поведения дома, которые мы обязательно должны знать и не забывать о них.
А сейчас я расскажу вам историю, вы внимательно ее послушайте.
Брат и сестра Саша с Таней Пришли после детского сада домой и решили поиграть конструктором. В это время их мама была на кухне и готовила ужин. Тут ребятам надоело играть и они решили порисовать, но не могли найти ни листочка, ни альбома. Вдруг Саша предложил порисовать на обоях и заодно сделать их более красочными. Таня с удовольствием согласилась. Через некоторое время зашла мама и увидев ребят, которые рисовали обои она очень рассердилась. Как вы думаете хорошая ли идея пришла Саше? Рассердилась ли их мама?( Ответы и предположения детей).
- Конечно, мама очень расстроилась и ребята поступили не правильно. Нельзя рисовать на обоях, для рисования предназначены листы или альбомы.
Заключительная часть.
- А сейчас ребята давайте поиграем. Игра называется « Спокойной ночи». Вы сейчас между собой распределите между собой роли: мама, папа, бабушка, дедушка, внук, внучка. Затем вы представляете себе поздний вечер. Пора ложиться спать. Вы должны пожелать друг другу « Спокойной ночи». Вначале внук и внучка желают Спокойной ночи, а затем бабушке и дедушке и т.д. Но пожелать надо так чтобы всем было приятно. Незнайка тоже желает с вами поиграть, не забудьте взять его в свою игру.
- Молодцы, ребята. Все занимались сегодня очень хорошо. А сейчас давайте повторим все правила, которые мы с вами узнали на наших двух занятиях. Незнайка будет нам помогать.( Дети повторяют правила).
- Хорошо, ребята. На следующем занятии я вас познакомлю с остальными правилами поведения дома, которые обязательно надо знать. А сейчас попрощайтесь с Незнайкой и пригласите его в следующий раз. Занятие окончено. Всем спасибо.( Дети прощаются до следующего раза).
3 занятие
Вводная часть.
- Здравствуйте, ребята. Как у вас настроение?
- Хорошее!
- Посмотрите кто снова у нас в гостях?
- Незнайка, мы очень рады видеть тебя!
- А о каких правилах мы с вами беседовали?
- О правилах поведения дома.
- А хотите узнать еще другие правила поведения дома?
- Да.
- Тогда давайте приступим. И следующее правило наше будет таким.
Основная часть.
1. Сиди за столом спокойно.
На себя не проливай суп горячий или чай.
Осторожней будь, когда горяча твоя еда.
Ешь спокойно, не вертись,
Над тарелкой не крутись.
- Ребята, что вы видите на этой картинке?
- Обезьянка пролила кружку чая.
- А почему так произошло?
- Сидела не спокойно и вертелась.
- А если суп горячий или чай , что может произойти?
- Можно обжечься.
- Правильно, ребята. Когда мы сидим за столом необходимо сидеть спокойно, а не крутиться, тем более если на столе горячая еда. Вы со мной согласны?
- Да.
- А ты Незнайка?
-Конечно, да и вообще за столом всегда вести себя хорошо.
2. Не катайся по перилам.
Знай: по перилам опасно кататься!
Можешь случайно не удержаться
Или за что-нибудь вдруг зацепиться -
Больно, мой друг, на ступеньки свалиться!
Если сорвешься в проем - что тогда?! -
Это уже пострашнее беда!
Так что, прошу, не рискуй, не катайся,
А по ступенькам спокойно спускайся!
- Ребята, а скажите пожалуйста, можно ли кататься на перилах?
- Нет.
- Может случиться трагедия, можно упасть и сильно ушибиться, а еще хуже упасть в проем. Ни в коем случае не катайтесь на перилах. Это очень опасно! Спускаться необходимо по ступенькам.
3. Не открывай дверь чужим людям.
Если в дверь звонит звонок - посмотри сперва в глазок,
Кто пришел к тебе, узнай, но чужим не открывай!
Если нет глазка. Тогда «Кто там?» спрашивай всегда,
А не станут отвечать - дверь не вздумай открывать!
Если в дверь начнут ломиться - то звони скорей в милицию!
- Ребята, а вы часто остаетесь дома одни?
(Ответы детей)
- Посмотрите на картинку и скажите что делает котенок?
- Смотрит в глазок двери.
- Верно, в дверь позвонили и котенок не сразу открывает дверь, а вначале хочет узнать кто там. Он спрашивает «Кто там?» и смотрит в глазок. И если голос будет знакомым, а в глазке он увидит своего знакомого, то Котенок откроет. Так и мы должны с вами поступать. Это тоже одно из важных правил, которое мы должны с вами знать обязательно.
4. Не играй и не прыгай в лифте.
В кабинете лифта не играй и кнопки зря не нажимай,
И прыгать тоже не годится, ведь может что-нибудь случиться:
Лифт опускаться перестанет, кабина на верху застрянет….
Не скоро явятся с подмогой, уж лучше лишнего не трогай!
- Ребята, что вы видите на картинке?
- Зверюшки собрались и катаются на лифте, а еще играют и рисуют.
- А разве можно так себя вести в лифте?
- Нет.
- А если мы будем баловаться лифтом, что может произойти?
- Лифт может сломаться.
- верно, а еще ребята мы можем мешать нашим соседям, они не смогут ни спуститься ни подняться. Ведь лифт это не место для игр. А правила пользования лифтом очень просты. С помощью кнопочки, которая находится рядом с дверцой лифта мы вызываем лифт на свой этаж. Входим в лифт и нажимаем на кнопку с той цифрой, который этаж нам нужен. Спокойно спускаемся. Доехав туда куда нам надо, мы выходим. На этом правила наши заканчиваются. Их еще очень много. Но мы с вами проговорили самые основные. Давайте их все повторим. ( дети повторяют все правила).
- Всегда ребята придерживайтесь этих правил и не нарушайте их. А сейчас послушайте рассказ про одного мальчика.
Как то солнечным днем мальчик Ваня пришел из школы. Он переоделся и решил пойти погулять. А жил Ваня на 3 этаже. Вышев из квартиры, он решил не спускаться по ступенькам, а скатиться по перилам. Ваня очень любил кататься по перилам. Его много раз ругали взрослые, но он их не слушал.
Ребята, что может произойти с Ваней, если он и дальше будет продолжать кататься на перилах? О каком правиле необходимо напомнить Ване?
- Кататься на перилах нельзя, а иначе можно провалиться в проем или ушибиться. Это опасно!
- Правильно, ребята. Вот видите какие вы молодцы.
Заключительная часть.
- А сейчас давайте поиграем. Встали все в круг. У кого волшебный мяч в руках, тот называет правило и передает другому. Если кто-то из вас правило не вспомнит, то из игры выбывает. И в конце игры мы узнаем победителя.
- Ребята, вам понравилось играть?
- Конечно.
- А тебе Незнайка?
- Да, очень. Вы все ребята такие хорошие и умные. А можно я приду к вам еще?
- Конечно приходи. На следующем занятии мы будем узнавать другие интересные правила. А занятия наши будут еще интереснее. Посмотрите как я оформила наши правила, чтобы они вам быстрее запомнились и всегда были у вас перед глазами. Почаще к ним обращайтесь.
Спасибо вам за внимание, все были молодцы. До свидания.
2 блок занятий
Тема: «Как вести себя в детском саду».
Цель: Познакомить детей с правилами поведения в детском саду
1 занятие
Вводная часть.
- Здравствуйте ребята. Давайте с вами вспомним, с какими правилами культурного поведения мы познакомились на прошлых занятиях (дети повторяют правила поведения дома)
- Какие вы молодцы. Как вы думаете, правила культурного поведения в детском саду существуют?
- Да.
- Какие правила вы знаете? (ответы детей)
- Хорошо, а хотите узнать еще больше правил культурного поведения в детском саду?
- Да
- Тогда давайте знакомится
Основная часть
- Я буду знакомить вас с правилами и каждому правилу зачитывать стишок. А вы внимательно меня слушайте.
1. В детском саду не плачь о маме
Мама белого котенка, в детский садик привела
Но пушистого котенка, успокоить не могла
Стал мяукать он, цепляясь, лапкой за ее подол
Не хотел в саду остаться, в группу он никак не шел
Мама кошка торопилась, и сказав печально: «Ах»
От котенка отцепилась, и сама ушла в слезах
Нет, не стоит так ребята, громко плакать и кричать:
Мама ведь спешит куда-то, мама может опоздать
Мамы вас всех очень любят, долгожданной встречи ждут
О детишках не забудут - обязательно придут.
- Ребята, а вы плачете, когда вас мама приводит в детский сад?
- Нет
- А разве можно плакать
- Нельзя
- А вот котенок наш расплакался, когда мама привела его в садик. Подскажите, почему в садике нельзя плакать.
- Потому что мама спешит на работу, она может опоздать, расстроится. Вечером мама обязательно придет за нами.
- Молодцы ребята. Нельзя расстраивать родителей. У каждого из нас есть обязанности. Мама и папа спешат на работу, а вы детки должны ходить в садик. А вечером обязательно все встретятся снова. Слушаем следующее правило
2. Во всем слушайся воспитателя и умей благодарить за помощь.
Наш котенок разревелся, в раздевалке на полу
Под скамейкою уселся, два часа сидел в углу
Воспитательница утка утешала, как могла
Но режим в саду не шутка, и она к др и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.