Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Теоретические основы темперамента. Сущность понятия темперамент. Темперамент и проблемы воспитания. Воспитание эмоциональной сдержанности. Формирование волевых качеств с учетом темперамента. Воспитание личности с учетом темперамента.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2006. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


30
Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические основы темперамента
1.1.Сущность понятия «темперамент»
1.2.Темперамент и проблемы воспитания
Глава 2. Воспитание положительных качеств с учетом темперамента
2.1. Воспитание эмоциональной сдержанности
2.2.Формирование волевых качеств с учетом темперамента
2.3.Воспитание личности с учетом темперамента
Заключение
Литература
Введение
Выделяя характерные особенности детей, мы должны в то же время отметить, что дети разные. Фактически в классе невозможно найти двух совершенно одинако-вых учеников.
Обучаемые отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний. Каждый из них обладает более устойчивыми индивидуальными особен-ностями, которые не могут (да и не должны) быть ликвидиро-ваны при всем старании преподавателя. В то же время эти индивидуальные особенности налагают свои требования на организацию учебного процесса. Прежде всего люди родятся на свет с разными типами нервной системы, которые дают разные типы темпераментов: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Мы не можем сказать, что одни из этих типов хорошие, а другие плохие. Дело не в этом: они разные. Один хорош в одном отношении, другой - в другом.
Темперамент сам по себе не определяет ни способностей, ни характера человека. Так, например, сангвиники отличают-ся быстротой реакции, а флегматики характеризуются медли-тельностью, им трудно переключаться с одного дела на дру-гое, в то время как сангвиники делают это легко. Холерики способны к длительной активной работе, но им трудно тор-мозить себя, сдерживать. Меланхолики отличаются быстрой утомляемостью, хотя, в свою очередь, обладают рядом других положительных качеств. Уже эти характеристики показывают, что людям с разными темпераментами нужен разный темп и разный режим работы.
Наблюдения показывают, что преподаватели склонны за-давать темп, не отвечающий их темпераменту. При этом задается такой темп, который был явно непосилен многим ученикам, причем не по уровню знаний, а именно по свойст-вам темперамента. И вот такие ученики, приступая к ответст-венной контрольной работе, уже заранее знали, что со всеми заданиями они справиться не смогут, потому что им был за-дан слишком высокий темп работы. Беседуя с такими учени-ками, мы неизменно обнаруживали у них чувство обиды: они считали, что с ними поступают несправедливо.
Поэтому тема курсовой работы очень актуальна. Это еще один аргумент в пользу индивидуального подхода к детям.
Цель работы состоит в том, чтобы показать те методы и формы, необходимые для воспитания детей с учетом врожденных качеств.
Задачи работы:
- определить значение понятия «темперамент»;
- познакомиться с разновидностью темперамента;
- рассмотреть формы и методы воспитания детей с учетом темперамента.
Объектом исследования стала деятельность педагога - воспитателя с детьми разного темперамента
Предмет исследования - воспитательные методов и приемов при формировании положительных черт характера.
Гипотеза работы состоит в том, что к каждому ребенку необходим индивидуальный подход, в данном случае с учетом его темперамента.
Методы исследования - это текстуальный анализ.
Теоретическая значимость заключается в том, что в этой работе сделана попытка дать систематическое изложение воспитания черт характера с учетом темперамента, ведь смешение этих двух понятий ставит ребенка иногда в затруднительное положение.
Практическая значимость заключается в том, что данный материал может быть использован на занятиях в школах.
Работа состоит из введения, двух глав, содержащие теоретические исследования и методический материал, заключения и литература
Глава 1.Теоретические основы темперамента
1.1.Сущность понятия «темперамент»
Как известно, при относительном равен-стве мотивов поведения и деятельности, при одних и тех же внешних воздействиях, люди заметно отличаются друг от дру-га по впечатлительности, по импульсивности, проявляемой энергии. Так, один человек склонен к медлительности, другой -- к торопливости, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому -- хладнокровие, одного отличают резкие жесты, выразительная мимика, другого -- сдержанность движе-ний, очень малая подвижность лица. Различия по динамиче-ским особенностям выступают--при прочих равных условиях -- в общей активности индивида, в его моторике и его эмоцио-нальности.
Разумеется, динамические проявления человека могут во многом зависеть от воспитанных установок и привычек, от тре-бований ситуации и т. п. Но несомненно, что индивидуальные различия, о которых идет речь, имеют и свою врожденную основу. Это подтверждается тем, что такие различия обнару-живаются уже в детстве, выступают в самых разных сферах поведения и деятельности и отличаются особым постоянством.
Динамические черты, присущие индивиду, внутренне свя-заны между собой, составляют своеобразную структуру. Инди-видуально своеобразная, природно обусловленная совокуп-ность динамических проявлений психики и называется тем-пераментом человека.[7,52]
Темперамент - закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенно-стей личности, характеризующих различ-ные стороны динамики психической дея-тельности.
Понятие темперамента возникло на основе уче-ния древнегреческого врача Гиппократа (VI в. до н. э.), утверждавшего, что про-порция четырех элементов, из которых якобы состоит человеческое тело, опреде-ляет течение физических и душевных бо-лезней. Свойства темперамента -- индивидуальный темп и ритм психических процессов, сте-пень устойчивости чувств, напряженность волевого усилия и др., относящиеся ко всем сторонам психической деятельности. Динамика психической деятельности, а, следовательно, и указанные выше свойст-ва темперамента могут быть связаны с другими психологи-ческими условиями -- настроением, моти-вами деятельности, поставленной задачей. Вместе с тем свойства темперамента -- это наи-более устойчивые индивидуальные осо-бенности, сохраняющиеся многие годы, часто всю жизнь.
Различные сочетания закономерно свя-занных между собой свойств темперамента называют типами. В психологии принято пользо-ваться гиппократовой классификацией ти-пов темперамента - сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.[4,87]
Сангвиник -- человек живой, подвижный, быстро отзы-вающийся на окружающие события, срав-нительно легко переживающий неудачи и неприятности. Медлительного, невозмути-мого человека с устойчивыми стремления-ми и более или менее постоянным настрое-нием, со слабым внешним выражением ду-шевных состояний называют флегмати-ком. Холерик -- человек быстрый, поры-вистый, способный отдаваться делу с иск-лючительной страстностью, но не уравно-вешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам на-строения. Меланхоликом же называют че-ловека, легко ранимого, склонного глубо-ко переживать даже незначительные не-удачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.
У людей одного и того же типа темперамента сте-пень выраженности отдельных его свойств может быть различной. От темперамента зави-сят особенности характера, определяющие динамику его проявления. Например, общи-тельность у сангвиника проявляется в лег-ком и быстром завязывании знакомства, у флегматика -- в длительности и устойчи-вости его привязанности к своим товари-щам и знакомым, в стремлении к привыч-ному для него кругу людей и т. д. Темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Поэтому в зависи-мости от типа темперамента ребенка необходимо ис-пользовать индивидуальные приемы воз-действия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера. Так, чтобы воспитать прилежание у меланхолика, в нем надо поддерживать уверенность в своих силах одобрением. По отношению к сангвинику следует чаще проявлять строгость.
1.2.Темперамент и проблемы воспитания
Чтобы осуществлять индивидуальный, обоснованный подход к детям, правильно представлять себе, в частности, свойства темперамента. При кратковремен-ном знакомстве с ребенком можно получить лишь отдельные, более или менее яркие впечатления о динами-ческой стороне психики, которые недостаточны для достоверного суждения о свойствах темперамента. Лишь зная условия развития ученика, сопоставляя данные о его поведе-нии и деятельности в разных обстоятельствах, можно отли-чить случайные манеры, привычки от более коренных черт темперамента. Важным приемом изучения своеобразия дина-мических проявлений является сравнение учеников друг с дру-гом в равных, по возможности, условиях.
Для отнесения ученика к определенному типу темперамен-та следует убедиться в той или иной выраженности у него, прежде всего, таких черт:
1. Активность. О ней судят по тому, с какой степенью на-пора (энергичности) ребенок тянется к новому, стремится воз-действовать на окружающее и изменить его, преодолевать пре-пятствия.
2. Эмоциональность. О ней судят по чуткости к эмоциогенным воздействиям, по расположенности находить поводы для эмоциональной реакции. Показательна легкость, с какой эмо-ция становится побудительной силон поступков, а также ско-рость, с которой происходит смена одного эмоционального со-стояния другим.
3. Особенности моторики. Они выступают в быстроте, рез-кости, ритме, амплитуде и ряде других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Эта сторона проявлений темперамента легче других поддается наблюдению и оценке.
Нужно учитывать, что существуют возрастные особенности темперамента: в каждом детском возрасте -- своя специфика активности, эмоциональности и моторики. Так, в младшем школьном возрасте характерные черты активности -- легкость пробуждения интереса, готовность обратить внимание на лю-бые внешние раздражители и недостаточная длительность со-стояния сосредоточенности -- связаны с относительной слабо-стью, чувствительностью нервной системы детей. И эмоцио-нальность в эту пору жизни, и моторика, конечно же, иные, чем, скажем, в подростковом, а тем более в юношеском возра-сте. Признаки того или другого типа темперамента у ребенка не могут рассматриваться в отрыве от его возраста, они всегда выступают на соответствующем «возрастном фоне». Энергия, страстность холерика, если они направлены на достой-ные цели, могут быть ценными качествами, но недостаточная уравновешенность, эмоциональная и двигатель-ная, может выразиться, при отсутствии надлежащего воспи-тания, в несдержанности, резкости, склонности к постоянным взрывам. Живость и отзывчивость сангвиника -- ценные осо-бенности, но при недостатках воспитания они могут привести к отсутствию должной сосредоточенности, к поверхностности, склонности разбрасываться. Спокойствие, выдержка, отсутст-вие торопливости флегматика -- ценные свойства. Но в небла-гоприятных условиях воспитания они могут сделать человека вялым, равнодушным ко многим впечатлениям жизни. Глуби-на и устойчивость чувств, эмоциональная чуткость меланхоли-ка -- ценные черты, но при недостатке соответствующих вос-питательных воздействий у представителей этого типа может развиться расположенность целиком погружаться в собствен-ные переживания, излишняя застенчивость.
Таким образом, одни и те же исходные свойства темпера-мента не предопределяют того, во что они разовьются -- в до-стоинства или в недостатки. Поэтому задача воспитателя долж-на заключаться не в том, чтобы пытаться переделывать один тип темперамента в другой (это и невозможно), а в том, чтобы путем систематической работы содействовать развитию положи-тельных сторон каждого темперамента и одновременно помо-гать освобождаться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом. [5,91]
Важным показателем темперамента школьника является подвижность, живость. Известно, что некоторые учащиеся ха-рактеризуются мобильностью в моторике, быстрым возникно-вением и прекращением эмоций, подвижностью в интеллек-туальной деятельности. Другие -- инертны в движениях, с медленным возникновением и неярким протеканием эмоций, малой подвижностью мысли. Все это -- проявление темпера-мента по показателю живности, мобильности. Для холериков, сангвиников характерна большая подвижность, для флегма-тиков и меланхоликов -- малая.
Наблюдения за школьниками разных темпераментов, а также практическая воспитательная работа с ними свидетельствует о том, что этот показатель «диктует» определенные меры индивидуального воздействия. При всем желании выполнить задание быстро, флегматик не сможет сделать этого. Его вялость, инертность в реакциях на замечания может явиться объектом внимания одноклассников, неторопливость в выполнении срочного дела--привести к срыву.
Напротив, холерики и сангвиники быстры, подвижны, нетерпеливы. Школьник-холерик иногда так спешит, что ока-зывается в менее выгодном положении, чем флегматик. То-ропливость приводит к поспешному и необдуманному реше-нию, к ошибкам.
Наконец третий показатель темперамента -- уравновешен-ность. Он проявляется в том, что мера активности и пассив-ности могут быть в разных сочетаниях. У одних школьников преобладает активность, у других --пассивность. У холериков господствует активность, тогда как у флегматиков преобла-дает инертность. Там, где необходимо проявить инициативу, мобилизовать людей, в большей степени подойдет холерик, или сангвиник. Флегматик малоинициативен, он -- скорее ис-полнитель. Экспериментами установлено, что школьники холе-рического типа, а также сангвиники в большинстве случаев выступают организаторами и руководителями дел, групп, кол-лективов. Редко в этом качестве можно увидеть флегматика и почти не встречаются организаторы--меланхолики.
Исследование А. И. Ильиной показало связь темперамента и общительности школьников. При изучении флегматиков и сангвиников было обнаружено, что флегматикам присущи следующие особенности: а) затрудненность в общении с новыми людьми, б) узость круга общения, в) постоянство общения в узком кругу, г) медлительность реакции в общении, д) пассивность общения с новыми лицами, е) невыразительность. Для школьников-сангвиников характерны противоположные показатели: а) легкость общения с новыми людьми, б) широта круга общения, в) постоянство отношений с боль-шинством из обширного круга общения, г) быстрота реакций в общении, д) выразительность в общении.[ 9,62]
Автор исследова-ния предупреждает о недопустимости смешения темперамента и характера. Между тем, нередко допускается отождествле-ние, и например, медлительность, эмоциональную инертность и невыразительность принимают за дурные черты характера: лень, высокомерие, черствость. Это, в свою очередь, ведет к несправедливости по отношению к школьнику и даже нару-шению мер педагогического воздействия. Смешение темпера-мента и характера ставит ребенка в двойственное положение: ему дается положительная оценка за неторопливость, обду-манность действий, поведения; с другой стороны -- упрекают в лени, нерасторопности.
Смешение темперамента и характера приводит к закреп-лению отрицательных черт. Например, непостоянство сангви-ника иногда подчеркивается и этим фиксируется на нем вни-мание. Школьник уверует в то, что с этим качеством ничего поделать нельзя, поэтому следует мириться.
Глава 2. Воспитание положительных качеств с учетом темперамента
2.1. Воспитание эмоциональной сдержанности
Эмоциональные процессы являются той сферой пси-хологического бытия ребенка, которая заряжает и ре-гулирует все остальные его функции, такие как воспри-ятие, внимание, память, мышление, воображение и др. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль яв-ляются целью и продуктом воспитания, особенно у холериков и сангвиников. Развитие возможности управлять своим поведением составляет один из существенных моментов, образующих психологичес-кую готовность ребенка к обучению в школе. Появле-ние принципиально новых возможностей саморегуляции у ребенка дошкольного возраста, предполагает, помимо развития эмоционального контроля, переход от внешней к внутренней регуляции поведения (когда оно стано-вится внутренне осмысленным) и установления сопод-чинения мотивов поведения, однако все эти сложные процессы протекают под воздействием эмоциональной регуляции, поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка мы считаем важнейшей задачей психологов.[8,71]
Эмоции регулируют все виды деятельности поведе-ния человека. Ребенок преддошколыюго возраста нахо-дится как бы во власти внешних эмоциональных впе-чатлений и спонтанно возникающих чувств. Его легко привлечь к чему-нибудь, но также легко и отвлечь; чув-ства его быстро возникают и так же быстро исчезают. Он очень эмоционально реагирует на происходящее, но его эмоции неустойчивы. «Часто приходится видеть, что не прошло и 2--3 мин. после какой-нибудь перенесенной малышом неудачи, а он уже улыбается, с увлече-нием следит за тем, что показывают или рассказыва-ют ему; только изредка у него как бы прорываются всхлипывания. Это замечательное явление: во внешних движениях, в порядке, так сказать, внешнего последст-вия, эмоциональная реакция еще сохранилась, внутрен-не же, психологически -- эмоция уже исчезла».
Главное направление развития эмоциональной сфе-ры у дошкольника--это появление способности управ-лять эмоциями, т. е. произвольность поведения. Эмоции постепенно становятся более осмысленными, начинают подчиняться мышлению, когда ребенок усваивает раз-личные способы действия и нормы поведения, соотно-сит результаты своей деятельности с целями и с ре-зультатами других. Поведение постепенно превращает-ся из побуждаемого спонтанными чувствами и впечат-лениями («волевого» поведения) в поведение «волевое», что означает переход от внешней к внутренней его ре-гуляции, к возможности выбора собственного поведе-ния . А. Н. Леонтьев считал это основной характери-стикой перехода от преддошколыюго к дошкольному возрасту.[7,59] Помимо осмысленности можно отметить и другое направление в развитии эмоций в дошкольном возра-сте--эмоции становятся устойчивыми, приобретают большую глубину. У дошкольника появляются высшие чувства--сочувствие, сострадание, умение понимать чувства других людей, сопереживать им. Адекватное эмоциональное реагирование в различных (в том числе и стрессовых) ситуациях формируется на основе уме-ния различать эмоциональные состояния по их внешне-му проявлению: через мимику, пантомимику, жесты, по-зы, эмоциональную дистанцию. При этом ребенок учит-ся за внешними эмоциональными проявлениями угады-вать смысл поведенческих реакций и реагировать в со-ответствии с этим смыслом.
Эти представления легли в основу разработанной системы психолого-педагогических методов развития эмоционального контроля и коррекции эмоциональных процессов дошкольников. Работа с детьми на психологических занятиях проводилась по программам, специа-лизированным в соответствии с возрастными особенно-стями каждой группы. В течение всего периода работы регулярно проводилась психодиагностика особенностей эмоциональной сферы (прожективные графические тес-ты, анализ рисунков), личностных черт (опросник Кэттела, регламентированное наблюдение) и динамики эмо-циональных состояний детей (тест цветовых отношений Люшера) в каждой из возрастных групп. Некоторые из поставленных задач начинают выполнять с детьми трехлетнего возраста, но наиболее полный и всесторон-ний развивающий эффект удавалось достичь только в старшей и подготовительной группах. Основной акцент развивающих действий ставились на работу с проб-лемными детьми, имея в виду укорененность их «проблемности» (тревожность, неуверенность в себе, неустой-чивость самооценки, амбиоциозность) именно в эмоцио-нальной сфере. Однако наши наблюдения и результаты психодиагностики показали, что целенаправленное раз-витие самоконтроля, произвольности эмоциональных переживании, высших чувств, регуляция динамики эмо-циональных процессов необходима для всех, даже са-мых благополучных, детей дошкольного возраста и спо-собствуют их своевременному психологическому созре-ванию.
Основой психологической работы с проблемными в эмоциональном плане детьми является синтез методов группового психотренинга и творческого детского теат-ра. В общем, можно сказать, что сутью системы мето-дов психологического развития эмоциональной сферы является обучение ребенка созданию особого рода пси-хологической атмосферы, благоприятным образом ска-зывающейся на эмоциональном состоянии, настрое чувств и мыслей ребенка, а, тем самым, на характере его действий и поступков.
Формированию позитивной установки и оптимисти-ческого эмоционального склада мироощущений способ-ствует концентрация внимания детей на том приятном, добром, радостном, что нас окружает. Так, мы просим детей назвать по очереди все вещи, события, явления, которые приносят им радость. Ответы оказались самые неожиданные и чрезвычайно многочисленные. В зави-симости от возраста, особенностей темперамента и вос-питания дети назвали игры, подарки, движения, занятия спортом, творчество и взаимодействие в игре, личные достижения, совместное проведение времени с родите-лями, родственниками, друзьями, общение с природой, отдых после усталости, вкусную еду, питье при наличии большой жажды, человеческий контакт (похвала, мяг-кая улыбка, комплимент, дружеское рукопожатие, любое выражение расположения); исследования и неожи-данные наблюдения и открытия во время игры, прогул-ки, чтения, занятий; приятные ощущения тела (теплый душ, ванна, освежающее плавание, ласкающая одежда и постель) и многое другое. Если проводить это упраж-нение регулярно (но не чаще 2 раз в месяц) для ребен-ка неожиданно открываются все радости этого нового, уже не пугающего, а дружественного внешнего мира.
Занятия такого рода избавляют детей от тревожной мнительности, плаксивости и ипохондрии, создают ус-ловия для формирования оптимального эмоционального тонуса и любознательности, открытости внешним впе-чатлениям, без которых невозможно развитие и обуче-ние. Однако эффект от этого упражнения будет макси-мален, если проводить его всякий раз немного иначе, по-новому. Например, можно завести специальную са-модельную книгу-тетрадь со следующими главами: 1) веши, которые я люблю; 2) люди, которых я люблю; 3) любимые книги, фильмы, мультфильмы; 4) любимые животные и птицы: 5) совершенные мною хорошие по-ступки; 6) дела, которые мне удается делать хорошо; 7) качества, которые мне особенно нравятся в людях; 8) любимые места, вкусная еда, приятные сны, мечты.
Психолог или воспитатель перечисляет вслух умения, доступные детям, а дошкольники поднимают руки, когда считают, что они делают это хорошо. При этом называют умения наблюдать, внимательно слушать, правильно говорить, смеяться, терпеливо сидеть или стоять, долго ходить пешком, прыгать через веревочку, кататься на велосипеде, бегать, прыгать, играть, акку-ратно носить одежду, пометать взрослым, что-либо изображать, рисовать, лепить, учиться, читать, думать, радоваться красоте природы, дружить, совершать хоро-шие поступки. Эти упражнения помогают ребенку со-здать образ самого себя не только как умелого, силь-ного и волевого, но и как ответственного человека. Во-многом это способствует осознанию своих эмоциональ-ных переживаний, осмыслению отношения к себе, ста-билизации самооценки и связанных с ней эмоциональных переживаний. Этим же целям служит психологиче-ское упражнение, в котором детей по очереди просят закончить фразу из следующих фраз:
«Было бы хорошо сейчас... (закончить фразу). Я знаю, что могу сделать... (перечислить). Лучше всего мне удается... (перечислить).
Я постараюсь изо всех сил... (что сделать?). Я готов сейчас же... (что сделать?). Я уже сегодня... (что хорошего сделал?) Оказывается, совсем не трудно... (что сделать?). В самом ближайшем будущем я готов... (что хорошего сделать?).
Я очень хочу для своих друзей... (что хорошего сделать?). Больше всего я люблю... (что именно?). Лучше всего мне удается... (что сделать?). Меня очень радует... (что?).
Я достаточно силен (умен, ловок), чтобы... (что сде-лать хорошего?).
Я уверен, что могу... (что сделать?). Я обязательно научусь в будущем... (чему?). Мои друзья особенно ценят во мне... (что?). Родители (воспитатели) часто хвалят меня... (за что?)».
Другим направлением нивелирования тревожности и повышения уверенности в себе является обучение детей умению отвлекаться от неприятных и тревожных мыслей, бороться с каждодневными мелкими житейскими стрессами. Здесь необходимо научить детей не беспо-коиться по поводу того, что выходит за рамки их конт-роля. Например, девочка разбила чашку и горько плачет. Воспитатель может утешить ее такими словами:
- Это не беда, что чашка разбилась. Такие неприятно-сти иногда случаются с каждым из нас. Тебе не помо-гут слезы, потому что все уже произошло. Слезы и расстройства не сделают чашку целой. Давай не будем плакать, а лучше вместе уберем осколки. Может быть, этот неприятный опыт сделает нас впредь осторожнее». Здесь важно отметить, что фиксация на неприятных пе-реживаниях, подкрепляемая укорами и замечаниями взрослых, усугубляют тревожность, мнительность и по-дозрительность ребенка.
Так, наблюдая детей на про-гулке, психолог отмечает среди них грустных, плакси-вых, скучных, и расстроенных. Собирая их вместе, он затевает новую игру. Все неприятности, переживания, страхи, обиды, злость предлагается представить в виде неприятной серой массы (типа тины или грязной ваты), скатать в комочек и передать взрослому (психологу, воспитателю). Взрослый из рук в руки принимает этот воображаемый комочек (средоточие стресса) и опуска-ет в пакет или сумку, которая торжественно закапы-вается в землю. Эта процедура символизирует уничто-жение всех неприятностей и, действительно, дети зара-жаются радостью и умиротворением в результате этих действий. При повторении этого упражнения его реко-мендуется видоизменить, предложив детям, находящим-ся в умывальной комнате в процессе мытья рук, пред-ставить, что стресс смывается струей воды.
Другой эффективный прием оптимизации эмоцио-нального состояния--это переключение с неприятных впечатлений на приятные. Так, можно предложить уны-лому или сердитому ребенку представить себя телеви-зором. Психолог произносит текст следующего содержа-ния: «Ты немного похож на телевизор, твоя головка имеет множество разных каналов--счастливые каналы,грустные каналы, каналы страха, каналы беспокойст-ва, хорошие и плохие каналы. Все они находятся внут-ри твоей головки и ты их можешь контролировать. Ты можешь решить, какой канал ты выберешь на следующий день. Внутри тебя находится пульт управления. Если ты находишься сейчас на канале обиды, немед-ленно отключи этот канал, подумав о чем-нибудь дру-гом--о хорошем, добром, шутливом или забавном. Итак, сначала определи, на каком канале ты находишь-ся, а теперь,--внимание!--если ты на плохом или не-приятном канале, то немедленно его отключи, переклю-чившись на приятный, радостный канал. Если ты на-ходишься на хорошем канале, то отстрой свой телеви-зор, сделай картинку ярче, звук громче и наслаждайся передачей с хорошего канала, думая о чем-нибудь при-ятном».
Дети мысленно нажимают на кнопку переключателя программ или делают движения рукой (крутят пугови-цу, нажимают на кнопку одежды). Это упражнение способствует не только избавлению от неприятных эмо-ций, но и их осознанию, что делает эмоциональные ре-акции более осмысленными. Приемы такого рода очень помогают при страхах. Иногда мы переключаем внима-ние на приятный объект воображения, который приду-мывае и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.