На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу в дошкольном воспитании. Вклад педагогов в теорию и методику ознакомления дошкольников с природой. Значение экскурсий. Виды, содержание экскурсий в природу, их структура, методики провеления.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 16.12.2007. Сдан: 2007. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание.

Введение
Глава 1. Теоретическая часть. Воспитательно - образовательное
значение экскурсий в природу.
1.1. Вклад педагогов в теорию и методику ознакомления
дошкольников с природой
1.2. Значение экскурсий
1.3. Виды, содержание экскурсий в природу, их структура
Глава 2. Практическая часть. Конспекты экскурсий
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ

Счастье - это быть с природой,
видеть ее, говорить с ней.
(Л. Н. Толстой.)
Природа представляет все необходимое для нашего существования: и воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров, и многое другое. Но вместе с тем природа, как добрая мать, выступает перед нами еще в одной роли, которую часто недооценивают: она - наша учительница и воспитательница. Она влияет на наше духовное развитие.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.
В нашей стране проблема охраны природы и рационального использования ее ресурсов находится под пристальным вниманием. В целях совершенствования природопользования важно воспитывать у подрастающего поколе-ния с первых лет жизни любовь к родной природе, бережное и заботливое отношение к ней.
Одной из наибо-лее эффективных форм ознакомления детей с природой являются экскурсии.
Глава 1. Теоретическая часть.
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ.

1.1. С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребенка в первые годы жизни в значительной сте-пени зависит от природного окружения. «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, -- утверждал К. Д. Ушинский, -- и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью». ( 11; с.140)
На протяжении истории педагогики проблема ознакомления детей с природой решалась по-разному в зависимости от фило-софских позиций того или иного автора. Так, во многих детских садах дореволюционной России, находящихся под влиянием бур-жуазных систем Ф. Фребеля, М. Монтессори, ознакомление детей с природой использовалось для формирования религиозно-мисти-ческого мировоззрения.
Русские революционеры-демократы: В. Г. Белинский, А. И. Гер-цен, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский под-черкивали, что общение с природой в дошкольные годы и после-дующее изучение естественных наук необходимы для воспитания у детей основ материалистического мировоззрения, единственно последовательного и прогрессивного.
Особая роль в ознакомлении детей с природой принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в дошкольном учреждении. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объек-тами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь яв-лений.
Воспитательно-образовательное значение экскурсий неодно-кратно подчеркивала Н. К. Крупская. По ее мнению, они помогают детям «... ширить свой горизонт путем наблюдения живой при-роды, живых людей, их труда, их взаимоотношений». ( 5; с.196)
Высоко ценила экскурсии в природу Е. И. Тихеева, внесшая серьезный вклад в разработку методики их проведения. Ее основ-ное требование -- сделать содержание экскурсии интересным для каждого ребенка, ибо «точность наблюдения и глубина восприятия пропорциональны интересу». ( 10; с. 41) И далее: «Чем удачнее была проведена экскурсия, чем более она заинтересовала и увлекла де-тей, тем разнообразнее они будут в дальнейшем реагировать на нее: припоминать, расспрашивать, отражать виденное и пережи-тое в игре, в изобразительной деятельности».(10; с.42)
Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств. В качестве эффективных приемов воспи-тания и обучения детей на экскурсиях Е. А. Флерина предлагает давать несложные самостоятельные задания, проводить повтор-ные наблюдения с целью более глубокого дифференцированного восприятия явления природы, учить детей составлять описатель-ный рассказ об увиденном.
Исследования советских ученых, выполненные в последние годы, убедительно показывают, что на экскурсиях создаются бла-гоприятные условия для всестороннего развития детей. Ознаком-ление дошкольников с окружающим -- первые шаги в познании родного края, родной природы, в воспитании любви к Родине.
1.2.
В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богат-ством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в лесу, парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у березы она ли-монного цвета, у дуба -- коричневого, у ивы --зеленовато-желтого, у осины -- красного или лилового. Картина осеннего леса, парка воспринимается ими ярче, полнее, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи листьев, учит определять запах грибов, прелой зелени. Чем больше орга-нов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, богаче становятся его представления. На экс-курсиях дошкольники получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений пу-тем наблюдений, в ходе выполнения заданий игрового или практи-ческого характера. Таким образом осуществляется сенсорное раз-витие, на основе которого возникают мыслительные процессы, во-ображение, формируются эстетические чувства.
Многогранный мир природы пробуждает у дошкольников ин-терес,
вызывает удивление. «Искреннее изумление перед открыв-шейся тайной природы, -- отмечает B. А. Сухомлинский, -- могу-чий толчок для стремительного потока мысли» ( 8; с.139) Пытливость ре-бенка, его любознательность проявляются в познавательных во-просах, которые помогают ему ориентироваться в окружающем мире, обнаруживать имеющиеся связи и зависимости. Поэтому воспитатели, направляя деятельность детей, должны стимулиро-вать их познавательную активность, появление вопросов, стрем-ление находить на них ответы, стараться упрочить и углубить интерес к природе, ее познанию. Одновременно они учат детей правильно называть предметы, явления природы, их свойства, ка-чества, развивают умение выражать свои впечатления. И в результате детская речь становится более богатой, содержа-тельной, связной; дети учатся описывать то, что наблюдали, рас-суждать.
Известно, что К. Д. Ушинский считал логику природы самой доступной для ребенка. Организуя наблюдения, практическую деятельность воспитанников на экскурсиях, педагог помогает им устанавливать причинные и временные связи, зависимости между фактами и явлениями окружающей природы, сравнивать, делать выводы и обобщения.
Наблюдение природы, по образному выражению В. А. Сухомлинского, является «путешествием к истокам мышления и речи», поскольку в этом процессе активно взаимодействуют чувства, по-знание, творчество. Исследования педагогов и психоло-гов выявили, что целенаправленные наблюдения способствуют развитию познавательных способностей (наблюдательности, любо-знательности, самостоятельности), накоплению чувственного опыта и его осмыслению, исключают возможность образования формальных знаний, не опирающихся на достаточную чувственную основу. Использование сравнений повышает интерес и наблюда-тельность, обеспечивает более активное, прочное и сознательное усвоение знаний. В процессе экскурсий у дошкольников склады-ваются яркие реалистические представления о природе, о связях и некоторых закономерностях, существующих в ней.
На экскурсиях детей знакомят не только с приро-дой, но и с результатами творческой деятельности человека, пре-образующего окружающий мир. А это способствует развитию ува-жения к созидательной деятельности и желания принять в ней посильное участие, укрепляет чувство гордости за свою Родину.
Экскурсии в природу способствуют формированию нравствен-ных качеств. Возможность познакомиться с чем-то новым, инте-ресная познавательная и практическая деятельность -- все это вызывает у детей радостные переживания, объединяет их, благо-творно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений. Как и на других занятиях, на экскурсии действуют правила пове-дения, подчинение которым дисциплинирует ее участников. Выполнение различных заданий (например, собрать семена сорных трав для подкормки птиц) развивает чувство ответственности за порученную работу, требует согласованных с товарищами дейст-вий, аккуратности, точности, осторожности. Педагог использует как естественные, так и специально созданные ситуации для вос-питания у дошкольников справедливости, доброжелательности, уважения друг к другу. Он привлекает детей к оценке ответов товарищей, учит замечать успехи, радоваться им, сопереживать неудачам. Если группа разновозрастная, то педагог побуждает старших воспитанников проявлять заботу о тех, кто младше (по-мочь выполнить задание, пропустить вперед при наблюдении объ-ектов). При возвращении в группу можно предложить старшим детям, особенно мальчикам, нести оборудование, а также собран-ный материал.
Умственное и нравственное воспитание осуществляется в не-разрывном единстве с эстетическим развитием. Обилие и разно-образие в природе цветов и оттенков, звуков, форм, линий, их со-четание, динамичность, изменчивость, ритмичность вызывают со-ответствующие эстетические чувства и переживания. В комплексе воспитательно-образовательных задач, которые ставятся и реали-зуются при подготовке и проведении экскурсий, одна из централь-ных -- научить детей видеть и понимать красоту природы, на-слаждаться ею, передавать свои впечатления в различных видах художественной деятельности (рисунок, слово, песня и пр.). Од-нако качество эстетических восприятий во многом зависит от ру-ководства этим процессом. Поэтому воспитатель, обдумывая ход предстоящей экскурсии, определяет, что именно в том или ином объекте, явлении может вызвать у детей эстетические пережива-ния. Например, на зимней экскурсии он привлекает их внимание к причудливым формам сугробов, стройным, как свечки, елям с нарядными шишками на верхушках, тонким и темным веткам берез, выделяющимся на фоне блестящего снега, голубого неба.
Воспитатель использует различные выразительные средства, чтобы вызвать эстетическое восприятие наблюдаемого: образную эмоциональную речь, вопросы, жест. Общеизвестна также эффек-тивность воздействия на чувства детей художественного слова. Обращение к поэтическим образам, в которых качества и свой-ства предметов и явлений обозначены сравнениями, метафорами, эпитетами, оказывает сильное воздействие на чувства и мысли де-тей, помогает глубже понять красоту природы. В массовой прак-тике с этой экскурсии в бор воспитатель, направляя наблюдения детей, декламирует отрывок из стихотворения И. Бу-нина «Детство».
А ствол--гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
Воздействие поэтических образов на эстетические чувства усиливается, если ребенок сам прочтет стихотворение, которое учил раньше. Это могут быть программные поэтические произве-дения А. Пушкина, И. Никитина, С. Есенина, С. Маршака, Е. Бла-гининой. Иногда целесообразно специально подготовить одного-двух детей для декламации поэтических строчек. Например, на весенней экскурсии может прозвучать отрывок из стихотворения С. Есенина ««Черемуха»:
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Эстетическое восприятие обостряется и углубляется, если об-ращаться к прошлому опыту детей, побуждать их к сравнению, анализу. Так, весной можно предложить вспомнить, каким был парк зимой, осенью, высказать свое мнение о красоте природы в разные времена года.
Активное включение мыслительной деятельности в процесс эстетического восприятия -- предпосылка формирования оценочных суждений,в которых проявляются наблюдательность ребенка, уровень сенсорной культуры, мышления. При систематическом ознакомлении с природой дети уже в средней группе начинают выделять те качества, свойства предметов, явлений (форма, цвет, расположение в пространстве), которые, с их точки зрения, опре-деляют красоту наблюдаемого. Так, пятилетний ребенок замечает: «Весной небо красивое: синее, а облака плывут, как белые ко-рабли в море». К концу дошкольного возраста формируется обоб-щенное представление о красоте родного края: «Наш край украшает река Волга, она широкая и многоводная»; «Мне нравятся наши сады: когда они цветут, то кажутся розовыми островами, и аромат стоит вокруг», -- говорит ребенок 6 лет.
Эстетические впечатления, возникающие в процессе общения с природой, дети отражают в разнообразной деятельности -- игре, рисовании, аппликации, слове. Например, после посещения парка (старшая группа) проводится рисование на тему «Наш парк зи-мой», после прогулки на луг (средняя группа) -- предлагается сделать аппликации на тему «Луговые цветы».
В. А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» описывает, с каким увлечением старшие дошкольники рисуют то, что наблю-дали на экскурсиях, приводит тексты сочиненных ими рассказов, сказок о природе,
труде людей. Автор отме-чает: «И в этих рассказах, как самоцветы, сверкали яркие образы, сравнения».(8;с.68) Несомненно, что такие занятия развивают творче-ство, способствуют тому, что понимание красоты природы стано-вится более осознанным и глубоким.
Под влиянием эстетических впечатлений, знаний, которые дети приобретают на экскурсиях, существенные изменения претерпе-вает чувство любви к родной природе: из простого любования ее красотой оно перерастает в действенную силу. Для формирования такого отношения к окружающему миру необходимо единство чувств, знаний, действий. Показателем активной любви дошколь-ника к природе является, прежде всего, бережное отношение к ее богатствам. С первых лет жизни ребенок приучается беречь рас-тения, -- не только выращенные человеком, но и дикорастущие, усваивает правила -- не ломать ветки кустов и деревьев, не выры-вать с корнем цветы и травы, не затаптывать их, собирать только опавшие листья, желуди, шишки и т. д.
Доступна детям, начиная со среднего дошкольного возраста, забота о птицах. На прогулках и экскурсиях они собирают ягоды калины, рябины, семена трав (подорожника, лебеды, репейника), заготавливая корм для зимующих птиц. В холодное время года следят за кормушками: очищают их от снега, подсыпают запасен-ные семена. Старшие дошкольники могут подкармливать птиц не только на участке, но и в находящемся неподалеку саду, сквере, лесу.
Действенная любовь к природе подразумевает участие в ее преобразовании. Дошкольники во время экскурсий трудятся вме-сте со взрослыми, озеленяя и благоустраивая свой город, село. В парке, сквере, саду они собирают срезанные ветки, сухие листья, окучивают саженцы, помогают высаживать рассаду. В воспитательном отношении совместная работа со взрослыми очень ценна. В ее процессе складываются благопри-ятные условия для правильного отношения к труду, природе, для формирования трудолюбия, трудовых навыков. Дети приучаются добиваться результатов, чувствуют себя участниками настоящего дела.
Благотворно сказываются экскурсии в природу на физическом развитии дошкольников. Врач и педагог Е. А. Аркин писал в свое время, что пребывание на воздухе -- «самое полезное, самое лучшее средство для укрепления здоровья ребенка» .
Систематически проводимые экскурсии в природу благоприят-ствуют двигательной активности, повышению работоспособности и удовлетворению потребности растущего и развивающегося организма в свежем воздухе, что в свою очередь способствует обогащению крови кислородом, столь необходимым для нормального протекания физиологических процессов.
Испытываемые дошкольниками радость и удовольствие от общения
с природой повышают жизненный тонус, благотворно вли-яют на формирование ценных физических качеств --выносливости.
1.3.
Экскурсии представляют собой особый вид занятий по озна-комлению детей с природой за пределами дошкольного учрежде-ния. Они проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах. По содержанию их подразделяют (условно) на два вида. К первому относятся экскурсии в лес, парк, на луг, во-доем, ко второму -- на сельскохозяйственные объекты: на огород, в сад, оранжерею, поле. Во время природовед-ческих экскурсий дети часто наблюдают труд людей, направлен-ный на охрану и преобразование окружающей среды. Например, в лесу старшие дошкольники не только знакомятся с раститель-ным и животным миром, но и видят, как взрослые сажают моло-дые деревья, как убирают сухостой, подкармливают диких живот-ных, и т. д.
С другой стороны, на сельскохозяйственных объектах педагог обращает их внимание не только на труд взрослых, но и на рост развитие растений (в саду, теплице), на повадки и образ жизни животных (на птичнике, звероферме). Конечно, в сельской мест-ности значительно легче выбрать объект для проведения экскур-сий. Но и в условиях города следует искать все возможно-сти для ознакомления дошкольников с природой. С этой целью рекомендуется использовать парки, скверы, биостанции, теплицы; знакомить детей с юннатской работой, которая ведется в школах данного микрорайона; организовывать наблюдения за озеленением и благоустройством дорог, улиц, площадей; ор-ганизовывать выезды за город.
Содержание экскурсий в природу определено программой вос-питания и обучения в детском саду. В соответствии с ней дошколь-ники должны усвоить разносторонние знания о животном мире, растительности, явлениях неживой природы. В программе под-черкивается, что в процессе непосредственного ознакомления детей с природой необходимо развивать у них наблюдательность, умение обнаруживать ближайшие причины наблюдаемых явле-ний, делать выводы.
Планирование экскурсий осуществляется с учетом сезонных изменений и местных условий. Воспитатель должен обеспечить ознакомление детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями, видами сельскохозяйственного труда, характерными для данной местно-сти.
Содержание знаний о природе, изложенное в программе вос-питания и обучения в детском саду, раскрывается на экскурсиях, на других занятиях, а также на прогулках. Поэтому цели экскурсии могут быть различными. В одних случаях экскурсии проводятся для уточнения и обобщения представлений, получен-ных ранее. Например, к усвоению знаний об условиях развития растений старшие дошкольники подводятся в процессе труда в уголке природы, цветнике, на огороде, а посещение теплицы может быть использовано для обобщения представлений о зави-симости роста и развития растений от влаги, света, тепла. В дру-гих случаях экскурсии служат для первоначального ознакомления с природными явлениями, сельскохозяйственным трудом, а вся последующая воспитательно-образовательная работа направлена на уточнение, расширение, конкретизацию, систематизацию и обоб-щение полученных представлений. Например, весной воспитанники подготовительной к школе группы знакомятся с признаками про-буждения жизни в пруду (появление на поверхности водоема растений, насекомых, квакание лягушек), рассматривают водомерку, жука-плавунца, жука-водолюба, икру лягушек, водные растения. Благодаря несложным опытам дети убеждаются, что жук-плавунец хищник, а жук-водолюб питается растениями, по-этому живет на дне водоема.
Значительное место отводится систематизации материала о се-зонных изменениях. Наблюдения ярких картин природы -- лес в период золотой осени и во время листопада, цветущий луг в начале лета, ледоход на реке -- затрагивают э и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.