На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Культурно-исторической анализ ситуации понимания воспитательной работы на основе методик ведущих русских педагогов. Способы взаимодействия детского и взрослого миров. Задачи регионального молодежного клуба, перепроектирование детьми его деятельности.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 29.04.2011. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



36
Красноярский государственный университет
Психолого-педагогический факультет
Выпускная квалификационная работа
Воспитательные возможности детского клуба
Выполнила:
студентка IV курса
Назарова А.В.

Оглавление

Введение
Глава 1. Культурно-исторический анализ методики воспитательной работы
1.1 Методика воспитательной работы А.С. Макаренко
1.2 Методика воспитательной работы В.А. Сухомлинского
1.3 Неклассическое воспитание О.С. Газман
1.4 Воспитательный отряд В.П. Крапивина «Каравелла»
1.5 Выводы
Глава 2. Теоретические предпосылки методики воспитательной работы
Глава 3. Детский клуб и его воспитательные возможности
Заключение
Список литературы
Введение
Данная работа посвящена проблемам талантливых, профессионально подготовленных детей, а точнее, их отношениям с миром взрослых.
Вполне понятно, что талантливые дети, имеющие значимые достижения уже в детском и юношеском возрасте, так или иначе, занимаются профессиональной деятельностью. И это действительно профессиональная деятельность. Это могут быть гастроли по стране и за рубежом, участие в международных соревнованиях, все это, по большому счету, есть защита чести и достоинства Родины. Возникает вопрос, в каких же институциях и какими нормативными актами обеспечивается эта деятельность.
Существует целая система социальных и учебных институтов, созданы замечательные методики, которые готовят талантливых детей к профессиональной деятельности, которые вводят детей в эту деятельность, но, окончательно в профессиональную она не превращается, так как есть ряд обстоятельств, сдерживающих и ограничивающих ее. Цели этой деятельности у детей и взрослых расходятся. Одаренных, талантливых детей в учреждениях дополнительного образования достаточно много, причем одаренных в разных областях - и поют, и танцуют, и играют на музыкальных инструментах. Такие дети, как правило бывают очень ответственны, не пропускают занятия и добиваются высоких результатов. Это конечно положительно, т.к. ребенок получает большой жизненный опыт, становится успешным. Такие дети, как правило, привлекаются для участия в концертных выступлениях на городских праздниках, торжествах, фестивалях, конкурсах, соревнованиях. «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей». [1] Эти слова как нельзя, кстати, характеризуют ту ситуацию, когда профессиональные компетентности педагога оцениваются по результатам подготовки, проведения, и участия воспитанников в конкурсах различного уровня, от городских, региональных, до российских и международных, где они получают дипломы победителей. Безусловно, детям это очень нравится, это поднимает их авторитет в глазах сверстников, они получают свою долю аплодисментов, в профессиональном становлении детей происходит их личностное становление, самореализация. Регулярные занятия отнимают очень много времени у ребенка. Дети занимаются до семи раз в неделю. И нельзя не отметить тот факт, что это происходит в ущерб занятиям ребенка в школе, либо его личному свободному времени. Или просто, в силу своей детской неорганизованности, ребенок не успевает в школе. А у взрослых неуспешность в школе ассоциируется с полной неуспешностью ребенка.
И всё же, по большому счету, профессиональная деятельность детей и их педагогов не оценивается адекватно затратам, несет налет рабской сущности. Да и сами дети, - сила, которая уже пришла на смену творцам культуры, живут не по правилам профессионального сообщества с общей массой творцов, и это не позволяет им действовать более продуктивно. Юный профессионал не может открыть счёт в банке, оформить собственность, устроиться на работу или принять на работу другого. До четырнадцати лет ребенок неполноправен, а после четырнадцати - частично. Он не может выстроить свои отношения с наставником (педагогом или тренером) в соответствии с требованиями профессиональной деятельности. Таким образом, дети, а точнее их профессиональная деятельность вступает в противоречие с нормативными отношениями, в которых эта деятельность происходит. С другой стороны, выстроить такие законы и отношения в обществе, чтобы юные профессионалы могли вливаться в профессиональное сообщество натурально, нельзя. Дети не могут жить по тем же законам, что и взрослые, просто в силу их биологического возраста. Да и взаимодействие педагог-ребенок требует особого (педагогического) отношения. Так мы получаем проблему, - неснимаемое противоречие. Вокруг этого противоречия и разворачивается акт воспитательной работы с юными профессионалами. Этот «разрыв» является основным содержанием в этом аспекте воспитательной работы.
Исследованию этого противоречия и поиску путей его разрешения и посвящена данная работа.
Целью работы является поиск методики разрешения возникшего противоречия.
Объектом нашего исследования являются отношения юного профессионала, вступившего во взаимодействие со взрослым сообществом.
Предметом - методика выстраивания этих отношений, как акт методики воспитательной работы.
Гипотеза: наиболее оптимальной формой, в которой должны протекать отношения юного профессионала со взрослым сообществом, может стать общественная детская организация с юридическим статусом, которая возьмет на себя и функции взрослого, и функции ребенка. Организация, выступающая, с одной стороны, как совокупный взрослый, а с другой, как совокупный ребенок. Это будет место, где еще не достигший совершеннолетия ребенок, может перепоручить свои права детской организации и научиться тем отношениям, в которые ребенок вступит, став взрослым. С другой стороны, через эту организацию ребенок «вливается» в профессиональную среду.
Для проверки и обоснования данной гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. сделать культурно-исторической анализ ситуации понимания воспитательной работы, понять ее методическую суть.
2. вытроить теоретическую схему методики воспитательной работы.
3. проанализировать деятельность Региональной детской, молодежной общественной организации «Альтернатива» с целью подтверждения гипотезы и перепроектировать некоторые направления ее деятельности.
При решении задач мной были проанализированы методики воспитательной работы, разработанные такими знаменитыми педагогами, как Макаренко, Сухомлинский, Газман, Крапивин. Этот анализ сложился в определенную схему, которая, на наш взгляд, помогает понять суть детской организации, ее содержание. Объектом практического изучения разработанной методики является Региональная детская, молодежная организация Красноярского края (РДМ ОО КК) «Альтернатива», созданная при экспериментальной школе «Поиск» [27]. Данную организацию мы условно будем называть клубом. Клуб для нас - это детский коллектив.
Для построения рекомендаций по перепроектированию и эффективности воспитательной практики были разработаны схемы, способы реализации. Таким образом, гипотеза подтверждается практикой клуба «Альтернатива».
Методы исследования:
1) культурно-исторический анализ;
2) метод теоретического обобщения;
3) практическая экспериментальная проверка;
4) конкретизация теоретической схемы (метод восхождения от абстрактного к конкретному).
В этапах моей работы можно было выделить следующее:
· Выделение проблемы
· Анализ литературы
· Работа с теоретическим и практическим материалом
· Практическая экспериментальная проверка.
Работа, в большей степени, носит теоретический характер, и в этом ее значение. Для практики она полезна методом, который позволяет определять продуктивность воспитательного значения для данного или иного воспитательного учреждения, и выстраивать воспитательную работу необходимым образом.
К результатам можно отнести: понимание сути методики воспитательной работы и построение ее теоретической схемы. Применение схемы к проблемам практической деятельности одаренных и талантливых детей. А также, анализ деятельности Региональной детской, молодежной общественной организации «Альтернатива». Проведен тренинг проектирования детьми деятельности детского клуба и намечено перепроектирование его деятельности по некоторым направлениям.
Апробация: предварительный замысел работы был опробован на Краевой научной конференции молодых ученых и студентов «Психолого-педагогическая наука и образование: гуманитарные технологии», Красноярск, КрасГУ, 2005. Материал сдан в печать.
Структура работы: работа содержит введение, три главы, заключение и список литературы. Первая глава содержит четыре части.
В первой главе делается культурно-исторический анализ методик воспитательной работы А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, О.С. Газмана, В.П. Крапивина. Во второй - теоретическое обобщение. В третьей - исследуется опыт работы Региональной детской, молодежной общественной организации «Альтернатива» с целью подтверждения гипотезы и перепроектирования ее деятельности по некоторым направлениям.
Таким образом, на защиту выносится:
1). Построение обобщенной схемы сути методики воспитательной работы в той части, которая касается детских организаций.
2). Культурно-исторический анализ выдающихся педагогов, позволяющий сделать вывод о воспитательном значении детских организаций.
3). Анализ деятельности Региональной детской, молодежной общественной организации «Альтернатива» и перепроектирование ее деятельности по некоторым направлениям.
Глава 1. Культурно-исторический анализ методики
воспитательной работы

Основным назначением воспитания является создание условий для разностороннего и гармоничного развития личности, для ее самоактуализации.
Воспитательная работа с детьми должна быть организованна особым образом. А.С. Макаренко говорил: «… неопределенность воспитательного процесса в школе, распыленность педагогических сил, боязнь смелого почина снижает эффективность труда даже талантливых учителей». [9] Воспитание определяют как позитивный процесс воздействия на формирование личности школьника. Педагог (воспитатель) признан оказывать воспитательное воздействие на детей. А что происходит с детьми, когда их воспитывают? Как говорил Максимилиан Волошин: «… из всех насилий, производимых над человеческой личностью, убийство является наименьшим насилием, а воспитание - наибольшим». [19]
Отсюда вытекает проблема воспитательной работы. Каким бы особенным не был воспитатель для абсолютно всех детей, его прямое воспитательное воздействие может быть обречено на неуспех.
Современный воспитательный процесс должен, с одной стороны, стать наиболее эффективным, приносить видимые плоды, а с другой стороны, быть ненавязчивым и незаметным. Иначе может возникнуть вообще - сопротивление воспитанию.
Как говорил А.С. Макаренко: «Метод воспитания - это инструмент прикосновения к личности». [12] А разве можно назвать прикосновением к личности большинство рекомендуемых методик, которые сводятся к описанию и инструкциям всяких обязанностей и планов. Так возникает проблема метода воспитания, что и отмечал Макаренко.
Современное воспитание должно ставить современные задачи, и пользоваться современными методами, и средствами для их решения. Попытаемся понять причину успешности воспитательных методик известных педагогов, понять их современную суть и причину успешности.
1.1 Методика воспитательной работы А.С. Макаренко

Антон Семенович Макаренко - выдающийся советский педагог, живший и работавший в начале ХХ века, и разработавший свою, довольно уникальную, методику воспитательной работы. Понять и глубоко осмыслить опыт и идеи А.С. Макаренко можно лишь на основе глубокого проникновения в суть методологической концепции советской педагогики - марксистско-ленинского учения о воспитании как общественном явлении. Суть этой концепции в единстве жизни и воспитания детей. Как дети живут, так они и воспитываются. И.Ф. Козлов говорил «смысл опыта А.С. Макаренко, да и всего дела коммунистического воспитания, сводится к тому, чтобы превратить сложные и трудные обязанности детей, которые предъявляются им задачами коммунистического воспитания в интересах их будущего и будущего всего общества, в источник и условие детской радости, и стимул их жизнедеятельности. В этом сущность методики воспитательной работы». [7]
Я вижу сущность методики воспитательной работы А.С. Макаренко немного в другом. Но об этом чуть позже. В начале хотелось бы вкратце описать деятельность Антона Семеновича, и точку зрения исследователей его педагогического опыта.
А.С. Макаренко был хорошим педагогом-практиком. [26] Антон Семенович создал два образцовых педагогических учреждения - колонию имени А.М. Горького и коммуну имени Ф.Э. Дзержинского. Тысячи правонарушителей-беспризорных он не только поднял «со дна» и вернул к жизни, но и воспитал передовыми гражданами своего Отечества. Макаренко имел перед собой ясную программу новой человеческой личности; он включал воспитанников в разнообразные явления жизни, соответствовавшие поставленным целям воспитания, как в задачи и дела, выдвигаемые обстоятельствами их жизни, так организуя поведение и отношения воспитанников в процесс их решения, что попутно с выполнением этих задач достигались и воспитательные цели, закреплялись и совершенствовались ранее приобретенные качества и приобретались новые. [12] Внешне это была обычная, в советских условиях, жизнь детей, а по существу она-то и была школой воспитания. Каждый шаг этой «коммунистически» воспитывающей жизни был организован педагогически целесообразно, а каждое ее движение учитывалось Макаренко, оценивалось и направлялось им в соответствии с поставленными целями.
Создание воспитательного коллектива позволило Макаренко сделать некоторые открытия - коллектив стал школой воспитывающей жизни. Решение жизненных задач того времени, стоящих перед коллективом, требовало от всех колонистов единства действия, организованности, дисциплины, и эти важнейшие воспитательные задачи стали заботой не только Макаренко, а уже делом всего коллектива. [9]. Коллектив стал уже сам интересоваться поведением своих членов, требовал от них такого отношения к делу, которое помогло бы решению общих задач, соответственно организовывал их, оказывал помощь и исправлял, если это вызывалось необходимостью. Общественное мнение единого организованного и целеустремленного коллектива стало регулятором всего жизненного поведения воспитанников, а его влияние в ряде случаев даже систематичней и эффективней, чем непосредственное влияние педагога. Основной путь воспитательной работы по Макаренко таков: «Создание правильного коллектива, создание правильного влияния коллектива на личность» [13].
Антон Семенович разработал теорию воспитательного коллектива. Воспитательным коллективом Макаренко назвал такую форму организации жизни детей, которая, будучи полнокровной и радостной детской жизнью, максимально удовлетворяющей детские жизненные потребности, в то же время является коммунистически воспитывающей школой, успешно разрешающей все воспитательные задачи, вытекающие из требований общественного развития. Такой коллектив, являясь общим и основным методом педагогически целесообразной организации жизни детей, вместе с тем является и основным методом организации воспитания подрастающих поколений [16]. Воспитательный коллектив - это педагогически целесообразная организация детской жизни, в результате которой воспитывается определенный тип людей, т.е. достигаются определенные воспитательные цели. «…Наш путь единственный, - писал А.С. Макаренко, - упражнение в поведении, и наш коллектив - гимнастический зал для такой гимнастики». [15]
Я рассматриваю значение коллектива немного в другом ракурсе, возможно в более пригодном, для современной педагогики. Говоря о педагогике Макаренко, многие относятся к ней с уважением, понимая, что Антон Семенович, действительно внес в развитие советской педагогики много нового, но, тем ни менее, как о канувшей в лету, вместе с советскими временами и советскими взглядами; такой же не актуальной и архаичной как коммунистическое отношение к жизни. Я рассматриваю детский коллектив как средство защиты детей, их интересов и взглядов; идею сообщества как способа защиты! А с другой стороны, сообщество есть идея предъявления позиции к миру, оно реально дает ребенку такую возможность.
В колонии имени Горького и коммуне имени Дзержинского вопрос жизнеобеспечения воспитанников был связан с трудовым производством. Это был предельно современный, сложный, свободный труд. Он являлся основой жизнедеятельности ребят. А если сказать еще более точно это была непосредственная жизнь детей, а не труд как трудовая повинность. Воспитанники трудом обеспечивали свою жизнь: питались тем, что посадят и вырастят, могли ловить рыбу [14]. А современный общественно значимый труд, такой как изготовление фотоаппаратов «ФЭД», расценивался как труд на благо общества. И этот значимый труд делал детей значимыми в своих же глазах и в отношениях со взрослыми, необходима только коллективная форма предъявления детской позиции. Такой коллектив и рассматривает Макаренко, именно это делает его методику актуальной сейчас. Коллектив выступает как механизм оформления позиции (самого сознания), форма идеи взгляда на мир. А взгляд может быть различным (коммунистическим, как при Макаренко, или любым другим). В колонии и коммуне, как месте образования коллектива, боязнь личной ответственности была заменена коллективной успешностью. Коллектив может всё! - значит ты можешь всё! В этом месте коллектив выступает как способ защиты. Существовала коллективная ответственность за собственное жизнеобеспечение.
И сегодня, на мой взгляд, необходима коллективная форма предъявления хрупкой детской позиции, к примеру, такой как Региональная детская, молодежная организация Красноярского края (РДМ ОО КК) «Альтернатива», и современный, социально значимый труд, превращающий детей в значимых. Значимым в отношениях со взрослыми, значимых в своих глазах. Клуб - это тот же самый коллектив, но с другим содержанием. Позицией данного коллектива является успешность. И это, возможно, позволило бы юным профессионалам, проблемам которых посвящена данная работа, вступать во взрослое сообщество, как полноправные его члены.
1.2 Методика воспитательной работы В.А. Сухомлинского
воспитательный педагог детский клуб
Василий Александрович Сухомлинский - выдающийся педагог советских времен, придававший коллективу большое воспитательное значение.
Но говорить о взглядах Сухомлинского на коллектив - значит говорить об отношении Сухомлинского к Макаренко.
Он преемник Макаренко в точном смысле слова, он воспитывался и формировался как педагог под сильнейшим влиянием идей Макаренко. Он писал не раз о том, как любит Макаренко. Все совпадает в облике двух педагогов: их любовь к детям и их строгость; их любовь к литературе, страсть к педагогике; их непреклонность во всем, что касается детей; их стойкость в отстаивании своих взглядов; их глубокое доверие к собственному опыту; их многолетняя преданность школе; их стремление к теоретическому осмыслению опыта… [22]
Да и просто жизнью своей Сухомлинский продолжал Макаренко.
Одна из самых первых книг В.А. Сухомлинского называлась «Воспитание коллективизма у школьников». В ней Сухомлинский не сказал ничего такого, что он позже опроверг бы или как-то переменил. Вообще, педагогические взгляды Сухомлинского не претерпели значительной эволюции, ему не приходилось пересматривать свои убеждения, отказываться от высказанных прежде положений. Писать он начал уже сложившимся педагогом. И он слишком серьезно относился к своей работе, чтобы высказывать что-то, что не было бы продумано годами, если не десятилетиями.
Но и в первых книгах, и в последних Сухомлинский придает воспитанию коллективистских навыков самое большое значение. Он еще больше расширяет значение коллектива в воспитании детей, показывая, например, какую важную роль играют коллективные эмоции, совместные переживания детей, как взаимное - только в коллективе имеющее место - общение детей обогащает их духовную жизнь. Для Сухомлинского детский коллектив - сообщество детей, в котором есть идейная общность, эмоциональная общность, организационная общность [20]. «Коллектив может стать воспитывающей средой лишь в том случае, - считал Сухомлинский, - когда он создается в совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности».
Почти в каждой своей работе Сухомлинский вновь и вновь говорит о роли воспитателя в детском коллективе. [23] Да, воспитание в коллективе - о другом Сухомлинский и не говорит, - но ход его целиком на ответственности воспитателя.
Воспитатели-теоретики порой не учитывают, что детский коллектив - сильнейшее средство воспитания, даже можно сказать могучее, такое, что им надо пользоваться с известной осторожностью. Дети - не взрослые, они легко возбудимы, легко поддаются внушению, и никакая крайность для них не крайность. В детском коллективе всему мера, все с осторожностью; воспитатель никогда не должен выступать из-под контроля детские страсти. И коллективное мнение, которое среди взрослых служит справедливости, может стать причиной неисправимых душевных травм у детей.
И от того, что воспитание в коллективе стало, по выражению Сухомлинского, азбукой, которую дети и воспитатели «изучают» куда легче, чем во времена Макаренко, в педагогике Сухомлинского появляется возможность - и в этом, может быть, и состоит заслуга Макаренко! - идти дальше, ставить новые задачи, переходить от «азбуки» ко все более сложным «текстам», ко все более тонким отношениям внутри коллектива, к усложнению, обогащению духовной жизни коллектива. [20]
Макаренко много раз предупреждал, говорил, настаивал, что воспитание в коллективе вовсе не означает нивелировку детей, подгон под один шаблон и т.д. Смысл воспитания в коллективе, по его мнению, в расцвете личности ребенка. Обществу нужны, прежде всего, самостоятельные, отвечающие за свое поведение, яркие личности. [16] Вот эту сторону коллективизма исследует и разрабатывает Сухомлинский. Для В.А. Сухомлинского не было дилеммы: личность или коллектив. Это две грани, две стороны единого человеческого бытия. Нет и не может быть воспитания личности вне коллектива, точно так же, как не может быть «абстрактного» коллектива без личностей.
Для Сухомлинского путь к богатству духовной жизни коллектива очень сложен: от индивидуального вклада каждого воспитанника - к общему богатству коллектива, от него, к влиянию на индивидуальное духовное богатство - и вновь к увеличению частного вклада в общий фонд. И так до бесконечности. [21]
Там, где порой видят одно отношение: влияние коллектива на личность - там Сухомлинский устанавливает двусторонние отношения, говорит о влиянии личности на коллектив. А я могу заметить еще одну взаимосвязь: обычно говорят, какую огромную роль играет коллектив в воспитании детей, но не менее значимую роль играет коллектив в общественной жизни детей; коллектив, как оформление позиции ребенка, значимой для взрослого. Коллектив является промежуточной стадией существования детей. К коллективному мнению, пожеланиям, позиции всегда будут относиться внимательнее, чем к одному ребенку с его запросами.
1.3 Неклассическое воспитание О.С. Газман

Олег Семенович Газман (1936-1996) известный ученый, педагог и общественный деятель-реформатор. Он является автором уникальной системы организации летнего отдыха детей, руководил детским лагерем ЦК ВЛКСМ «Орленок» в пору его необычайно высокого творческого взлета. Газман - создатель мощной воспитательной практики, рожденной собственными идеями.
О.С. Газман, работая во Всероссийском пионерском лагере «Орленок», наблюдал и исследовал такое образование, как временный коллектив. Временное объединение такого типа интенсивно формируется в коллективе благодаря насыщенности каждодневного длительного общения в разнообразной деятельности, в том числе в процессе бытового общения. В таком коллективе могут быстро завязываться внутренние связи. Благодаря частому взаимодействию первичных коллективов-отрядов, в пионерском лагере увеличивается и плотность связей между ними, а это связывается на качественных характеристиках всего «большого» коллектива. [2]
Еще особенность временного коллектива в том, что он состоит из членов различных постоянных коллективов (ученических и семейных). Отрыв от семьи, привычных связей и отношений, с одной стороны, удовлетворяет потребность школьников в самостоятельности, в стремлении уйти от запретов и ограничений, с другой - делает ребенка на некоторый период незащищенным. С одной стороны, он должен вновь самостоятельно устанавливать связи и отношения с товарищами, утверждать себя, свою роль и позицию, с другой - естественно тянется к взрослому, воспитателю. Последний в таких условиях должен заменить в известном смысле ребенку родителей, а коллектив сделать семьей, в которой каждому бы было тепло и уютно. Определенная часть подростков не принимает по различным причинам моральные ценности и установки постоянного коллектива. Попадая во временный коллектив с неизвестными ему сверстниками, подросток часто не считает необходимым действовать в рамках установок своего постоянного коллектива.
Такое «освобождение» происходит обычно только в первый период становления временного коллектива. Зная это, при установлении законов, традиций временного коллектива необходимо создать такую обстановку, использовать такую методику, чтобы ребенок принимал участие в создании законов и требований коллектива. Этот новый опыт восприятия коллективных отношений не пройдет для него бесследно.
Дети, являясь членами различных постоянных коллективов, приносят с собой разнообразную информацию об их жизни, об отношениях людей между собой, о взаимоотношении полов. Устанавливая контакты, они обмениваются познаниями в области науки, техники, литературы и искусства, передают другим различные навыки и умения.
Руководство обменом такой информацией, руководство культурой общения в быту - специфическая задача воспитателя временного коллектива.
Временные коллективы, функционирующие в каникулярный период, имеют большие возможности удовлетворения духовных, эстетических потребностей школьников, их интереса к природе, к спорту, к художественному творчеству, предоставления каждому интересных ролей, ответственных поручений, так называемых дел по душе.
Сам по себе временный коллектив является перспективой для школьника, «завтрашней радостью», которую он ждет в течение года. Психологически, эмоционально он настроен положительно к новому коллективу, что связанно не только с ожиданием новизны впечатлений от встреч с новыми людьми, но и с переменой основного вида деятельности. Перед педагогом встает задача не разочаровывать школьника, по возможности удовлетворить «ожидаемую радость».
Краткий по времени характер деятельности коллектива, строгие рамки начала и завершения совместной жизни, деятельности и переживаний - благоприятный фактор, дающий школьникам возможность увидеть результаты своего труда и работы всего коллектива.
Особое значение приобретает во временном коллективе правильная позиция воспитателя, его личные качества. Дети находятся в тесном контакте с педагогом в самой различной деятельности с раннего утра до позднего вечера. Здесь невозможно «отработать» свои часы, быть и казаться. Вся обстановка, особенности бытового общения обнажат перед детьми истинное лицо наставника. [4]
Это лишь некоторые особенности временных коллективов, которые определяют возможности их воспитательное воздействие на личность школьника. Газман смог отметить важные условия успешного функционирования временных коллективов.
1. Выдвижение и принятие коллективом привлекательных и общественно ценных целей деятельности на весь период совместной жизни.
2. Выдвижение перспективы за пределы формального существования данного коллектива.
3. Бодрый темп жизни, четкий темп работы коллектива, уплотненность и разнообразие видов деятельности.
4. Максимальное привлечение детей в органы самоуправления, в обсуждение целей, средств, результатов деятельности.
5. Создание приподнятой эмоциональной атмосферы за счет использования природы, традиций пионерской организации.
6. Особая позиция взрослых в коллективе - позиция старшего друга, советчика. Создание в коллективе отношений дружбы, любви, взаимопомощи. [3]
О.С. Газман в своей педагогической деятельности большое значение уделяет исследованию временного коллектива. Своеобразием процесса развития временного коллектива старшеклассников (имеется в виду лагеря труда и отдыха, спортивного лагеря, туристской группы) является его интенсивность, обусловленная необычными условиями жизни, разнообразием видов деятельности, насыщенностью общения ребят. Наконец, тем, что временный коллектив для них, по существу, единственный на протяжении всего своего существования. Вместе с этим интенсивность и быстрота протекания процесса развития временного коллектива не только не мешают, но помогают исследователю фиксировать некоторые наиболее типичные свойства и проявления, характерные для жизнедеятельности всякого детского коллектива.
Временный коллектив в процессе своего функционирования переживает ряд сменяющих друг друга нравственно-психологических состояний. Их учет и планомерное изменение - важнейшее условие эффективности воспитательных воздействий.
Можно выделить четыре таких состояния: первоначальной адаптации; конфликтов во внутриколлективных отношениях; морально-волевого напряжения, связанного с сознательным стремлением к реализации коллективных целей; активной интериоризации коллективных ценностей.
Старшеклассники, как правило, приходят во временные коллективы с желанием удовлетворить самые разнообразные потребности: и в новых впечатлениях, ив общении, и в эстетических наслаждениях. Выбор какой-то одной опорной точки обусловлен как специфическими функциями данного коллектива, теми воспитательными задачами, которые здесь решаются, так и степенью той актуальности, которую имеет та или иная потребность для всех членов коллектива в начальный период.
Основным побуждением, которое направляет поведение новичков в первые дни жизни временного коллектива, является потребность в адаптации - в информации о нормах, требованиях нового коллектива, о своем положении в нем. С целью утоления «информационного голода» школьники с желанием вступают в деятельность, интенсивно устанавливают связи друг с другом и с воспитателями.
Основные аспекты педагогического вмешательства в процесс развития детского коллектива на этом этапе его жизни: во-первых, возникает задача организации общения детей в связи с выработкой общих целей, задач, перспектив совместной деятельности, выработкой норм, требований коллектива по отношению к каждому. Организация коллективного планирования совместной работы, обсуждение и утверждение на общих собраниях норм взаимных отношений, законов совместной жизни особенно важны. В этом случае у членов коллектива воспитывается чувство хозяина, удовлетворяется возрастная потребность в самостоятельности. Предоставление каждому возможности высказать свое мнение создает благоприятную психологическую атмосферу в коллективе. Во-вторых, необходима специальная организация общения с целью помочь членам коллектива быстрее узнать друг друга, познакомится с воспитателем. При этом важно так организовать это общение, чтобы школьники раскрывали друг перед другом в своих лучших проявлениях.
На базе создания привлекательного образа нового коллектива и предоставления школьникам самостоятельности в выработке общих задач и законов жизни педагогическая цель эмоционально принимается коллективом. Коллектив переходит в новое психологическое состояние.
Важным средством постановки коллектива в позицию субъекта регулировки внутриколлективных отношений может стать общее собрание. Оно способно стимулировать выработку правильной оценки отношений в коллективе, принятие этой оценки всеми, если на собрании умело сочетается педагогическое убеждение с созданием атмосферы откровенности, возможности каждому высказать свою точку зрения.
В процессе осознания значения коллективной деятельности, поступков товарищей с точки зрения перспектив жизни данного коллектива и общественной морали возникает состояние общего стремления к реализации стоящих перед коллективом задач. С появлением субъективно принятой большинством общей цели коллектив переходит на новую стадию своего развития, характеризующуюся сознательным и волевым стремлением к достижению успеха в совместной деятельности, имеющий общественный смысл. Вместе с тем успех коллектива в реализации общественно важных целей повышает его значимость в глазах ребят, вызывает чувство гордости коллективом, уважение к нему. Отсюда возникает желание соответствовать там нравственным образцам, ценностям, идеалам, которые одобряются данным коллективом.
На завершающем этапе развития временного коллектива его нравственно-психологическое состояние, включая выработанное в предыдущие периоды критическое отношение к коллективной жизнедеятельности и в то же время уверенность в своих силах, веру в успех, обеспечивает условия, побуждающие ребят к работе над собой, к самовоспитанию. В этот период коллектив и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.