На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Сущность выразительного чтения. Упражнения для обучения выразительному чтению по методике М.А. Рыбниковой. Конспект урока по обучению выразительному чтению. Повторение и закрепление приобретенных навков. Азбука художественного чтения.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 14.12.2006. Сдан: 2006. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


15
План

1.Сущность выразительного чтения
2.Упражнения для обучения выразительному чтению по методике М.А.Рыбниковой
3.Конспект урока по обучению выразительному чтению
1. Выразительное чтение пронизывает всю деятельность и учите-ля, и ученика в процессе изучения литературы
По мнению Рыбниковой М.А., выразительное чтение учителя обычно предваряет разбор произведения и является ключом к пониманию его содержания. Выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подыто-живает анализ, практически реализует понимание и толкование произведения. И если ученики чи-тают бесстрастно, думая... только о формальной стороне чтения, не представляя себе картин, о которых рассказывают», т. е. просто «проговаривают слова», то что тут говорить о воздействии ху-дожественного слова на их чувства, о понимании и толкова-нии ими поэтического текста?
Исполнение должно иметь целью произнести текст с максимальной передачей темы произведения и его идейного замысла, считает М.А.Рыбникова. Чтение должно соответствовать стилю произведения, его жанровым особенностям; это исполнение воплощает в голосе логическую и синтаксическую мелодию речи, музыку и ритм стиха, тот или иной строй прозы. Это исполнение должно соответствовать правилам грамотного произношения, того, что называется орфоэпией; оно должно быть, само собой разумеется, громким, ясным, доносящим до слушателя с полной четкостью звучащее слово.
Обычные недостатки детской речи -- отсутствие громкой и чет-кой речи, основные ошибки в произношении--преодолеваются начальной школой. Лучшие учителя младших классов учат выде-лять логические ударения, делать паузы, учат читать стихи, разу-чивать по ролям басни--все это воспринимается детьми с боль-шой чуткостью и способствует лучшей постановке литературного чтения на первых его ступенях в III--IV классах.
Работа над выразительным словом оформляется в ряде спе-циальных уроков, посвященных чтению или рассказыванию текста, но, кроме того, учитель наблюдает за произношением, фра-зировкой и интонациями учащихся на каждом уроке. Исправля-ются ошибки в произношении: не молодежь, а молодёжь, не про-цент, а проц[э]нт, не ётоТ, а этот, не поезия, а поэзия и т. д.
В школах, где наблюдается какое-либо местное произношение, ему уделяется особое внимание. Эта работа по орфоэпии--длительная, постоянная и упорная. Для справок учитель может использовать словарь под ред; Д. Н. Ушакова, где каждое слово дано с ударением.
Каждый ответ, цитата из стихотворения, пример по грамма-тике должен приводиться в соответственной голосовой подаче. «Не спеши, говори громко, ясно. Повтори еще раз, произнеси так, что-бы все тебя слышали и поняли». Все, что можно сказать на па-мять, следует произносить без книги, наизусть, так как устная речь естественнее, живее, проще, а потому выразительнее. Приво-дя цитату, ученик повторит ее без книги, наизусть. Загадки, по-словицы, над которыми работают в классе,-- все это материал для шлифовки дикции и для культуры живых интонаций.
Сам учитель, его манера речи, его выразительное слово, его рассказ, его чтение стихов -- все это постоянный пример для уча-щихся. И потому педагог должен говорить громко (но не крикли-во), ясно и четко (но живо), эмоционально (но без нервных на-жимов и с минимальным количеством жестов). Как только явля-ется возможность, словесник должен произносить стихи наизусть; давая учащимся заучивать на память, учитель не должен освобож-дать себя от этого задания. На класс производит исключитель-ное впечатление, когда новое стихотворение доходит до слуха из уст учителя, а не из книги. Это удесятеренное внимание, это ощутимое переживание происходящего в рассказе!
Итак, прежде всего повседневное внимание к произношению, к четкости и ясности слова, к живости и простоте речи.
И во вторую очередь--система уроков, посвященных выразительному чтению стихов и прозы, хоровым выступлениям класса, рассказыванию художественной прозы.
Выразительное чтение учителя обычно предваряет разбор про-изведения и является ключом к пониманию его содержания. Выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подыто-живает анализ, практически реализует понимание и толкование произведения.
Учащиеся должны прийти к мысли и к выводу, что вырази-тельно прочитать--это значит подать голосом идею и тему про-изведения.
Причем далеко не каждый ученик способен схватить сразу тональность произведения и выразить ее в го-лосе. Над этим приходится работать.
По мнению Рыбниковой, первая и основная задача препо-давателя литературы--истолкование внутреннего содержания произведения, выявление темы, предмета изображения, и глав-ное--выявление авторского отношения к предмету изобра-жения (гнев, восторг, ирония, спокойствие, веселость, грусть, на-смешка, восхищение).
По методике М.А.Рыбниковой:
Теоретические сведения
1. По технике речи. Требования, которые предъявляет искусство чтения к дыханию, дикции, орфоэпии.
2. По логике чтения. Логические паузы. Их длительность и характер (качество). Логические ударения и приемы их практи-ческого осуществления. Сочетание силы голоса, высоты и длитель-ности в ударении. Темп. Ритм. Соотношение логических и ритми-ческие пауз. Виды ритмических пауз (межстиховые, цезуры, леймы).
3. П о эмоционально-образной выразительности. Видения. Адресат. Позиция. Поза. Сопереживание. Словесное дей-ствие. Паузы: психологические, начальные, финальные.
Практические навыки
1. По технике речи. Дышать незаметно. Часто, но не уча-щенно. Умело использовать паузы для добора (пополнения запаса) воздуха. Читать четко, внятно (не заглатывать звуков, не гну-савить). Соблюдать нормы орфоэпии.
2. По логике чтения. Овладеть «шестью рычагами»: гром-че -- тише, выше -- ниже, быстрее -- медленнее. Овладеть умением «читать знаки препинания». Выполнять различные задания по определению места и характера пауз в поэтическом тексте, а также по определению качества логических ударений и практическому их осуществлению в процессе выразительного чтения.
2.Упражнения для обучения выразительному чтению по методике М.А.Рыбниковой
Для того, чтобы научиться выразительному чтению разработаны упражне-ния, через которые учитель должен провести учащихся, воспиты-вая внимание к звуку, к слову, к предложению, к абзацу, воспи-тывая четкость и ясность произношения, звучность и гибкость го-лоса, чуткость и требовательность слуха. Кроме уроков всесторон-него литературного анализа и произношения произведения, цели-ком, необходимо уделять время, хотя бы часов 5--6 в год, на спе-циальные занятия техникой произношения.
Например.
Неразвитая, нечеткая речь отличается смазанностью звуков, неясной дикцией, недостаточной выявленностью согласных и гласных. Работа над речью должна ставить своей задачей развитие фонетической четкости. Внимание курса грамматики к изучению звуков русской речи должно быть использовано учителем не только для целей орфографии, но и для нужд выразительной речи, для орфоэпии и дикции.
Для этой цели хороши произведения устной народной поэзии:
загадки, пословицы, скороговорки. Загадка зачастую звукоподра-жательна, эту ее звукоподражательность мы вскрываем в произно-шении:
Бились попы, колотились попы, пришли в клеть, перевешались. (Цепы)
Произносить нужно, подчеркивая губные звуки б, п, а также отчеканивая звукоподражательный'ритм загадки (ритм молотьбы).
Ходит щучка по заводи, ищет щучка тепла гнезда, где бы щучке трава густа.
Выделяется свистящее щ, передающее звук косьбы.
-- Черныш-загарыш, куда поехал?
-- Молчи, кручено-верчено, сам там будешь.
Этот разговор горшка с ухватом основан на воспроизведении шаркающих звуков: чугун задевает под печки, вода шипит на раскаленных краях чугуна, ухват шаркает по стенкам чугуна. Про-изношение выделяет шипящие звуки. Вот несколько пословиц, построенных на звукописи (уже не на звукоподражании);
Сшутил шут шутку: украл шушун да шубку. Дали голодной Меланье оладьи; она говорит испечены неладно
(ла-ло-ала). С такими же звукосочетаниями загадка о капусте:
Латка на латке, а игла не была.
Малые формы художественной речи, показывающие высо-кое звуковое мастерство, произносятся в классе по нескольку раз; дети учатся четкому и звонкому произношению, вслушиваются в звуки и в слоги, проходят школу художественной фонетики. Это работа V класса, причем преимущественно в начале года.
Желательно, чтобы дети знали еще в начальной школе о том, что в языке имеются глаголы, междометия, существительные зву-коподражательного характера: бах, трах, жужжать, мяукать, под-дакивать, кукушка, таратайка, балалайка, барабан, топот, грохот грома и т. д.
Но и в V классе желательно еще раз остановиться на этом явлении речи, ибо поэтический язык всегда и везде использует этот языковой материал для своих целей.
Веселым треском Трещит затопленная печь. Колокольчик 'динь-динь-динь... И т. д.
Эта работа над звучащим словом дает резонанс на всех сле-дующих ступенях общения с художественным словом.
Читая «Бесов», учащиеся передают кружение метели, навяз-чивую повторность звуков, они сознательно работают над дик-цией:
Мчатся тучи, вьются тучи                               Еду, еду в чистом поле
Невидимкою луна                                            Колокольчик динь-динь-динь
Освещает снег летучий,                                  Страшно, страшно поневоле
Мутно небо, ночь мутна.                                Средь неведомых равнин!
А созвучие эпитета с определяемым словом, хотя бы в стихот-ворении «Косарь»: кровь отцовская, косу новую, село родное, к морю Черному.
Или такой пример:
Их смуглые ручки порой подымали, И черные очи оттуда сверкали.
Не шепчутся листья с гремучим ключом1.
Наблюдение над звучащим словом ставит перед учащимися острый вопрос о наличии губных, шипящих, мягких и твердых зву-ков, о различии в начертании и произношении (море Черное, чер-
Умелый учитель на уроках выразительного чтения по-высит интерес учащихся к языку, к фонетике, морфологии и син-таксису; этот новый для учащихся подход к речи даст свои ре-зультаты и на уроках грамматики.
Рядом с наблюдениями над звучностью эпитета необходимо улавливать звучность строки или фразы:
И шел колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
И конь на дыбы подымался порой
И прыгал, как барс, пораженный стрелой.
(В последней строке затрудненное для произношения сочета-ние пр, бр, стр.)
Ведь ее нужно не видеть, а слышать. Тем более что поэт часто ставит под акцент рифмы особо значительные слова:
Наш воевода
В родню был толст,
Да не в родню был прост.
Не ты ль нам к зиме на тулупы
Позволил лёгонький оброк собрать с овец?
А что они кричат, так овцы глупы.
Или еще пример:
Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь.
Рифма далеко не всегда принимает на себя логическое уда-рение, но если она его принимает, то звуковой эффект нужно суметь использовать. _
Итак, первый вид упражнений--восприятие и произнесение звука. При этом целью работы ставится четкое воспроизведе-ние слова как звукосочетания и четкое воспроизведение речевого звена в его художественной звуковой функции. Это может быть подражание звукам действительности: «Трах! тах! тах!»--поне-слось над его головой, упало под воз и разорвалось --«Ррра!» (Че-хов. «Степь»). Это может быть просто звукопись, сочетание со-гласных (аллитерация) или гласных (ассонанс), сочетан и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.