На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Органическое единство естественнонаучного и логико-рационального компонентов в основе нового типа образования. Гуманизация системы технического образования и ее цели: автономия, свобода организации учебного процесса и плюрализм моделей образования.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 21.04.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


27

Гуманизация высшего образования

Система образования, основанная на классической философии, идеи которой сформулированы в конце XVII и начале XIX столетия во многом исчерпала себя. В основе нового типа образования лежит новая философия, для которой характерно органическое единство естественнонаучного и логико-рационального компонентов. Возможный прообраз нового образования - так называемая эмоционально-образное художественное мышление.

Гуманизация - это не просто увеличение числа дисциплин социально-гуманитарного профиля, а изменение внутренних ориентиров образования. Методология современного научного познания должна полностью изжить естественно-механистическую парадигму при все большем включении в него гуманистических ценностей. Общество в целом не в состоянии успешно развиваться без учета ценностных ориентаций человека. Драматизм нашего положения, по нашему мнению, заключается в том, что рыночные отношения начинают энергично вымывать социально-гуманитарную культуру, в результате чего общество перестанет быть дееспособным. Развитая гуманитарная культура - условие выживания и совершенствования современной цивилизации.

Имеется и противоположная точка зрения в отношении влияния рынка на высшее образование. Например, некоторые полагают, что общество рыночного типа станет стимулом образованности и культуры в нашей стране, так как потребует квалифицированных работников в духовной и экономической сферах. Уже сейчас вырос конкурс на экономических и юридических факультетах, стали возникать коммерческие средние и высшие частные учебные заведения. В 1996 году в России насчитывалось около 600 частных гимназий, более 300 лицея, в которых обучалось полмиллиона школьников; работало 300 негосударственных школ. Увеличивается число негосударственных вузов. Образование все больше приближается к потребностям реальной жизни. Это положительный момент. Среди товаропроизводителей началась конкуренция, и вскоре она должна привести к росту спроса на квалифицированный интеллектуальный труд. Рост спроса на квалифицированный труд повлечет за собой повышение его оплаты. Человек будет заинтересован в постоянном повышении квалификации, получении современных знаний, за которые общество хорошо заплатит.

Большинство ученых согласно с тем, что новая концепция образования должна быть связана с его гуманизацией. Она должна исходить из того, что человек - саморазвивающаяся система и высшее образование должно помочь саморазвитию человека. Человек - открытая система и необходимо глубокое изучение его связей с социальным миром, воздействия на него достижений мировой и национальных культур. Человек - биопсихосоциальное существо и следует учитывать влияние на него генетического кода, природный характер психики и ее развития и, наконец, воздействие окружающей среды, прежде всего социальной.

Гуманизация высшей школы предполагает в первую очередь демократичные преобразование системы социальных отношений в институтах. Это означает становление высшей школы, сочетающей автономию, свободу организации учебного процесса и плюрализм моделей образования, когда в обстановке конкуренции проявляется лучший студент и лучший преподаватель. Далее, в обязательном порядке это персонификация учебного процесса, которая должна стимулировать преподавателя к подготовке авторских курсов и адаптации их к личности студента, его индивидуальному учебному плану. Гуманизация предполагает, что образование должно быть проблемным, основанным на партнерстве преподавателя и студента, превращающим учебный процесс в творчество.

Основания кризиса современного образования и воспитания проявляется в деинтеллектуализации общества, в снижении авторитета знаний. Дегуманизация высшей и средней школы состоит в несоответствии целей, содержания и методов образования и потребностям общества. Этот процесс детерминирован прежде всего состоянием социума, его переходом от индустриальной стадии развития к постиндустриальной.

В тоталитарных социумах, как правило, реализуется только государственное образование. Однако, монополия государства в этой области, как и везде, ведет к застою и вырождению образования. Альтернативное образование необходимо как дополнение и противовес государственным образовательным структурам. Оно обнаруживает большую гибкость и подвижность в выборе тем, учебных планов, методов преподавания и самих преподавателей. Взаимодействие государственного и альтернативного образования развертывается прежде всего в гуманитарной сфере, где прежние структуры наиболее дискредитированы.

Гуманитарное образование должно помочь людям преодолеть чувство собственной незначительности, беспомощности и растерянности, столь свойственные человеку в современном обществе. В настоящее время очень важно подтверждать индивидуальную ценность каждого из нас. Гуманизм направлен против растущей в современном обществе тенденции в оценке людей по "шкале", подразумевающей, например, что победители лучше побежденных, генералы лучше солдат, врачи лучше сестер милосердия, и так далее, до бесконечности. Современная социальная структура еще способствует тому, чтобы увековечить подобные мифы, как бы превращая в людей "второго сорта" тех, кто по занимаемому положению, должности и т.п. находится на низшей ступени иерархической лестницы.

Необходимость гуманизации высшего образования в нашей стране аргументируется различными причинами. В.М. Шепель в статье "Управленческая гуманитарология" видит актуальность этой проблемы в том, что:

а) гуманитарное образование способствует эмоциональной полифоничности людей, а потому делает их более открытыми для разнообразной информации, активизирует деятельность их интеллекта;

б) в гуманитарном образовании концентрируется духовность людей, характерные черты которой - возвышенность мыслей, желаний и благородная мотивация поступков;

в) гуманитарная образованность, по словам Ф.М. Достоевского, облегчает освоение любой профессии. Благодаря ей доступно познание логики "живого". Это важно для тех, кто профессионально связан с людьми, общается с ними.

Немало трудностей в нашей жизни обусловлено прежде всего низким уровнем гуманитарной подготовки управленцев. Это - своего рода "ахиллесова пята" их менталитета, считает В.М. Мендель. Отсюда и неэффективность многих их усилий, продолжает он. Хозяйственные руководители нередко реализуют свои способности на 30-70%, при этом, чем ниже их гуманитарная подготовка, тем ниже их деловой потенциал. Улучшение гуманитарной подготовки ведет к повышению производительности труда на промышленных предприятиях на 25-30%, а в отдельных случаях - на 40-60%.

Из приведенных высказываний можно сделать следующий вывод: становление нового менталитета менеджеров органично связано с их гуманитарным образованием. Именно здесь оказываются крайне полезными и необходимыми общенаучные понятия. Причем речь идет не только об освоении ими какого-либо объема гуманитарных знаний, а о систематическом упражнении их интеллекта в работе с этими знаниями. Технологизация гуманитарного знания - ключевая проблема создания "информационного продукта", обращение к которому благотворно сказывается на развитии менталитета менеджеров, завоевании ими доверия людей, вне которого они недееспособны как управленцы.

Гуманитарное знание не имеет себе равных по объему и разносторонности, из него проросли все другие знания, и отчуждение тех, кто занимается управлением, от гуманитарного знания, недопустимо. Это сужает их возможности в творчестве, нахождении различных способов решения социальных и экономических проблем.

Самое опасное в нынешнем состоянии российского общества - не экономический и социальный кризисы, а духовная пустота, чувство бессмысленности, бесперспективности, охватившее подавляющую часть общества. Нужна новая идеология, которая должна быть рациональной, прагматической, неутопической, действительно научной, опираться на гуманизацию человека и общества в целом.

Процесс гуманизации высшего технического образования начался. В ряде вузов вводятся курсы, связанные с изучением определенных исторических этапов развития искусства. Данный подход можно назвать культурно-просветительным. Однако, гуманитарное знание остается здесь чем-то внешним по отношению к студенту, интересным и красивым излишеством. Необходимо пробудить интерес к гуманитарному знанию, студент должен убедиться в его полезности, научиться подходить к своим профессиональным проблемам, преодолевая технократические стереотипы, что связано с учетом общекультурного контекста. Осознанно разобраться в стиле современного научно-технического мышления - одна из задач гуманизации технического образования.

Для гуманизации мышления студенчества предлагались различные формы: включение философско-социальных вопросов в технические предметы, учет специфики вуза при преподавании общественных дисциплин, вплоть до создания программ "сквозной мировоззренческой подготовки". Как представляется, этот опыт в целом оказался малоэффективным. Это произошло по ряду причин. Первая из них та, что подавляющее число обществоведов крайне слабо разбирается в технике и современной науке. С другой стороны, преподаватели технических кафедр также, как правило, не готовы к квалифицированному философско-социальному анализу профессиональных проблем. Нужно сближать философские и технические курсы, ряд курсов следует сделать синтетическими: с одной стороны - историко-философскими, с другой - техническими.

В качестве варианта взаимодействия между гуманитарным циклом и техническим можно предложить привлекать к чтению специальных курсов, особенно связанных с историей и методологией науки и техники, преподавателей и сотрудников специальных кафедр. Как показывает практика, преподаватели, глубоко интересующиеся философскими и историческими проблемами, есть в любом институте. Положение с высококвалифицированными преподавателями гуманитарных дисциплин, способных читать интересные курсы, является достаточно трудным даже в московских вузах. Необходимо на основе продуманных программ формировать у студента единую картину мира, в которую в неразрывном единстве включены научное и социальное, техническое и гуманитарное, личностное и общественное.

Принцип выбора должен быть воплощен в жизнь в наибольшей степени. Список курсов по выбору должен быть максимально гибким, постоянно обновляющимся, учитывать интересы студентов. Кроме того, в вузе должна существовать система факультативов, кружков, лекториев и т.д. Это необходимо для приобщения будущих специалистов к гуманитарной культуре, формирования атмосферы творчества в стенах вузов.

Но трудность состоит в том, что не все преподаватели способны читать курс творчески и не все студенты способны воспринять такой курс. Преподавателям мешает сохранении в сознании некоторых догм прежней идеологии, студентам - отсутствие предварительной гуманитарной подготовки.

Этих трудностей можно избежать, если преподавать философию как историю философии. Историко-философский материал легко воспринимается, дает возможность на каждой лекции и семинаре обращаться к собственно философским проблемам и философским текстам. Выигрывает здесь и преподаватель, поскольку это позволяет ему глубоко задуматься над философской проблематикой, а студент начинает приобщаться к творческому мышлению.

Базовой основой политической культуры являются философско-мировоззренческие знания, без которых студенты не могут сформировать свои взгляды на окружающий мир и собственное место в нем. Специализация сузила мир каждого отдельного человека и подорвала взаимное понимание людей. Философия хочет связать то, что разорвано, дать людям целостное единство взглядов на мир, разрушить перегородки. Историческое созидание органически включает в себя осознание гражданского долга, любовь и уважение к России, знание истории своего народа, его прошлых свершений и подвигов, трагедий и поражений, его культуры и народных традиций.

Среди компонентов гуманизации учебного процесса важную роль играет культурологическое направление (курс лекций по теории и истории культуры). В вузах можно вводить авторские курсы по индивидуальным программам и свободный выбор студентами преподавателя. В результате в аудиторию приходят студенты уже сориентированные на стиль и систему взглядов определенного преподавателя. Возникает конкурентная среда, которая становится могучим стимулом работы преподавателя. История и теория культуры интересна студентам в контексте жизненных, созидательных, психологических проблем. Поэтому лучших результатов можно добиться, строя курс на стыке философии, искусствознания, истории, этнографии, психологии. В каждом вузе следует создавать для студентов и преподавателей комфортную гуманитарную среду.

Последовательность преподавания дисциплин гуманитарного цикла может быть разной, но наиболее приемлема, на наш взгляд, следующая. На младших курсах лучше преподавать историю и культурологию, что дает студентам представление о развитии цивилизации. Далее, для развития навыков абстрактного мышления необходимо преподавание философских дисциплин (истории философии, общетеоретических проблем современной философии, логики и т.д.), которые читаются в виде базовых и специальных курсов. Завершить гуманитарный курс первой ступени высшего образования видимо следует такими дисциплинами, как экономическая теория, социология, политология и психология, дающие представление о логике экономических и социальных процессов.

На второй ступени высшего образования была бы полезна серия спецкурсов, необходимых для тех, кто по логике двухступенчатой системы должен в дальнейшем занять руководящие должности, вести научные исследования или преподавать. Такими спецкурсами могут быть социальная психология, теория коммуникаций, педагогика высшей школы и др.

После этого можно ожидать, что выпускник вуза перестанет прямолинейно воспринимать сложные проблемы взаимоотношений между людьми и будет решать их более гибко и безболезненно для окружающих и себя самого.

Основная цель гуманизации образования - формирование у студентов нового восприятия социальной реальности, в центре которой стоит человек с его потребностями и интересами. Эта новая парадигма подготовки специалистов технических профессий расширяет перед молодой технической интеллигенцией горизонты видения при решении любых производственных задач.

Понимает ли важность гуманитарных знаний будущий молодой специалист, выпускник технического вуза? На вопрос "Какими качествами должен обладать современный молодой специалист - выпускник вуза? " - ответы распределились следующим образом:

Широкие профессиональные знания 51.0

Самостоятельное и оригинальное мнение 64.3

Высокие нравственные качества 23.5

Умение отстаивать свои позиции 31.1

Занятие общественной деятельностью 5.6

Умением работать с людьми 59.7

Владение современными методами управления 37.2

Как следует из исследования социальные установки, необходимые для гуманизации сознания, а следовательно, и соответствующего поведения в профессиональной деятельности занимают, последнее место. Среди них: "умение отстаивать свои убеждения", "высокие нравственные качества". Хотя именно эти показатели является базовым в процессе гуманизации образования.

Исследование показывают, что процесс гуманизации сознания как нового видения мира, в центре которого находится человек, практически только начинается. Указанными выше социальными качествами в своей профессиональной деятельности будет руководствоваться не более 1/3 выпускников технических вузов. Студенты технических вузов весьма невысоко ценят умение владение современными методами управления (маркетингом, менеджментом и т.д.), что может быть объяснено причиной невостребованности знаний в условиях отставания научно-технического прогресса. Также скептически они оценивают участие в активной общественной деятельности.

Для того, чтобы оценить степень удовлетворенности студентов преподаванием гуманитарных дисциплин, проанализируем данные соответствующего социологического исследования.

Наибольшее количество отрицательных оценок получила новая дисциплина - религиоведение, история религии. Это может быть связано как с отсутствием специалистов по данным курсам, так и недостаточным уровнем знаний у преподавателей. Не удовлетворены студенты и чтением лекций по культурологии, правоведению, психологии, истории. От 50% до 60% студентов оценивают преподавание этих дисциплин от 1-го до 3-х баллов. философия и экономическая теория получили наиболее высокие оценки.

По всей видимости, студенты недооценивают необходимость гуманитарных знаний, не видят их практического значения, что также может отрицательно влиять на их негативное отношение к социально-гуманитарным дисциплинам. Эти выводы подтверждаются нижеследующими данными социологического исследования. Способствуют развитию интеллекта - 54.6 Полезны для будущей профессии - 51.6 Дают новую информацию - 33.7. Нацелены на практическое использование достижений науки и техники - 25.0. Логически стройные 16.0. Эти дисциплины помогают активизировать творческие способности студентов - 13.3 Содержат точные положения и выводы - 10.2.

Как видно, студенты выделили прежде всего такие качества социально-гуманитарных дисциплин, которые полезны для человека в его будущей профессиональной деятельности. Что касается остальных показателей (логической стройности, точности положений и выводов, новизны информации), то вполне понятно, что они развивают и творческие и интеллектуальные способности студентов, т.е. также являются полезными для личности специалиста с их точки зрения. Вероятно, общественные и гуманитарные дисциплины должны наполняться не только новыми парадигмами и теориями, отражающими мировой уровень развития науки, но и включать практический аспект, т.е. обоснование целесообразности этих знаний.

С другой стороны, необходимо объединять гуманитарные и естественные знания, для того, чтобы не отрываться от социальной реальности, где эти знания тесно взаимосвязаны. Сегодня ситуация такова, что эти курсы, как мы уже говорили, практически разобщены. Лишь 32,6% опрошенных студентов указали на то, что преподаватели естественных и технических наук включают в содержание своих лекций гуманитарный аспект.26,0% - ответили отрицательно, а 41,2% затруднились оценить эту ситуацию.

Во многом успех гуманизации системы технического образования зависит от педагогов, которые должны быть заинтересованы в ускорении этого процесса. Однако, если обратиться к оценкам студентами параметров преподавания естественнонаучных и технических дисциплин, то получится следующая картина.

Недостатки в преподавании естественных и технических дисциплин, отмеченные студентами, %

В лекциях преподаватели:
Согласны
Не согласны
Затруднились оценить
Сосредотачивают внимание на сугубо технических, технологических или естественнонаучных вопросах.
Слабо раскрывают историю научно-технических открытий.
Редко подчеркивают пользу или вред научно-технических достижений.
70.4
60.2
60.7
27.6
36.2
36.7
2.0
3.6
2.6
Не акцентируют внимание на вопросах безопасности экологической чистоты использования техники и технологий в хозяйственной деятельности.
Не рассматривают вопросы эстетического оформления технических изделий
Обходят вопросы прогнозирования потребительского спроса на открытия и изобретения
65.3
67.9
71.9
32.7
29.6
24.5
2.0
2.5
3.6
От 60% до 70% опрошенных студентов указали, что в лекциях, читаемых преподавателями, раскрываются в основном сугубо профессионально-технические знания. Наибольший процент студентов технических вузов отмечает "отрыв" гуманитарных знаний от естественнонаучных (соответственно, в лекциях по философии - 67,3%, по истории - 70,4%, по экономической теории, социологии, культурологии, истории религии от 16,8% до 24,5% опрошенных студентов).
Наибольшей абстрактностью и общими рассуждениями отличается философия, как считают 62,8% опрошенных. Также оценивают чтение лекций по истории - 39,8%; по экономической теории - 32,1%; по политологии - 19,4%; по социологии - 21,9%; по культурологии - 10,7%; по религиоведению (истории религии) - 15,3% опрошенных.
Разрыв социальных и гуманитарных знаний с практической деятельностью человека ощущают в лекциях по философии 76,0% студентов; по истории - 65,3%; по экономической теории - 29,1%; по социологии - 27,6%; по культурологии - 17,3%; по истории религии - 23,5% опрошенных.
Лишь 19,4% студентов, слушателей лекций по философии, понимают для чего им нужны полученные знания; среди них по истории таких - 25,0%; по экономической теории - 42,8%; по политологии - 8,2%; по социологии - 17,9%; по культурологии - 3,6%; по религиоведению - 3,6% опрошенных. Эти данные подтверждают сделанные ранее выводы о недостаточной связи двух уровней анализа проблем: теоретического и прикладного (эмпирического) в курсах лекций по философии, истории, социологии и т.д.
Несмотря на то, что лишь незначительный процент студентов (от 6,1% по политологии до 25,5% по истории) отмечают, что преподаватели практически не сообщают новых знаний, основная масса учащихся технических вузов отрицает это. Так 78,6% слушающих философию считают, что получают новые знания. Среди слушающих историю таких - 65,8%; экономическую теорию - 57,7%; политологию - 27,6%; социологию - 38,3%; культурологию - 14,3%; историю религии - 19,9% опрошенных.
Мнения студентов практически разделились относительно того, навязывают ли преподаватели в лекциях только свою точку зрения. Среди считающих, что педагоги не навязывают свои взгляды - 70,9% слушающих лекции по философии; 58,2% - по истории; по экономической теории - 45,4%; по политологии - 23,5%; по социологии - 33,7%; по культурологии - 15,3% и по религиоведению - 17,9% опрошенных.
Среди тех, кто считает, что педагоги навязывают только свою точку зрения, 24,0% слушающих лекции по философии; 33,7% - по истории; 25,5% - по экономическим наукам; 9,2% - по политологии; 10,7% - по социологии; 4,6% - по культурологии и 8,7% - по религиоведению. В целом можно утверждать, что основная масса студентов технических вузов весьма посредственно оценивает качество преподавания социальных и гуманитарных дисциплин в своих учебных заведениях.
Каков современный культурный человек в глазах студентов технических вузов?
Если мы построим пирамиду, представляющую культурного человека, то ее основанием, согласно мнения студентов, считается здоровый образ жизни (76,5%), далее - культура общения - 72,4%, знание современной культуры - 61,2%, знание культурного наследия других народов - 59,7%, знание иностранных языков - 58,7%, обладание нравственной культурой - 57,7%, профессиональной творческой самостоятельностью - 37,2%, экологической грамотностью - 29,1%, политической культурой - 24,5%, культурой менеджмента - 14,5%, культурой маркетинга - 12,8%.
Таким образом, основание пирамиды опирается на социальные и гуманитарные знания, знания о человеке, а все остальное, в том числе и профессионализм, занимают менее значительные для культурного человека позиции. Возникает парадокс: почему молодой человек не стремиться к отображенному им идеалу культурного человека, а реализует в жизни в основном другие установки, в которых доминирующую роль играют профессиональные знания?
Ответ на этот вопрос весьма неоднозначен. Однако в основании его лежит все та же система воспитания и довузовского образования, которые не формируют определенного познавательного интереса и установок на полезность социальных знаний, знаний о человеке.
Не случайно при ответе на вопрос о степени заинтересованности в проблемах человека, личности с и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.